2020. АДЫГЕЯ. пос. Победа. Свято-Михайловская Афонская Пустынь. 10 сент. 5 день.

«Адыгейская народная Мелодия»

 

Подземный Свято-Михайловский Афонский монастырь …

Как же всё-таки приятно, когда проснувшись и открыв свои глазёнки видишь за окошком солнышко! … Сегодня у нас в прекрасную погоду посещение Свято-Михайловского Афонского мужского монастыря и подземной обители – рукотворных пещер монахов. Нас с Супругой всегда тянет к культовым местам всех религий независимо принадлежат они буддистам или мусульманам, иудеям или индусам…, а уж тем более родным православным. Просто все храмы, мечети, монастыри, соборы… — всегда строятся и находятся в самых красивых местах и чаще всего на возвышениях. Вот и Свято-Михайловский Афонский мужской монастырь считается одним из самых высокогорных монастырей России.

И очень хорошо, что опять долго ехать не пришлось. Посёлок Победа на склоне горы Физиабго, где расположен Свято-Михайловский Афонский мужской монастырь находится всего в 12-13 километрах от Каменномостского. Небольшой посёлок Победа получил это название в ознаменование победы над фашистской Германией в 1945 году. Размещен на высоте примерно 910 метров над уровнем моря, откуда открывается завораживающий вид на Кавказские горы. Это место закрыто только с северной стороны горами Острах и Физиабго. Сюда приезжают ради пещерного монастыря, купелей с холодной горной водой, за целебной питьевой водой из источника Святого Пантелеймона, а также ради самого действующего монастыря с пятью храмами.

Хоть мы и припарковали машину на специальной парковке около самого монастыря, пошли не в него, а вдоль большого и длинного забора к пещере. Уже потом я понял, что это было правильным решением гида. Действительно, лучше начинать именно с подземного монастыря, купальни и смотровой площадки.

Теперь немножко общей истории:

Свято-Михайловский мужской монастырь был основан в позапрошлом веке, а точнее в 1877 году. Великий князь Михаил Николаевич Романов, будучи здесь наместником, способствовал передаче в собственность православному монастырю земель, а Святейший синод благословил устроение обители. Настоятелем монастыря назначили иеромонаха с горы Афон Мартирия. Сюда приехали еще несколько монахов с Афона, поэтому обитель получила название «Афонская», так как первые иноки были именно оттуда.

 

Свято-Михайловский Афонский монастырь уникален еще тем, что под ним находится целая система пещер и потайных ходов, которые были созданы самыми первыми монахами, обосновавшимися тут еще задолго до создания здесь обители. В настоящее время достоверно не известно, когда возникли здесь пещерные ходы и кем они вырыты. По одной из версий, в 80-е годы XIX века несколько старцев во искупление своих прегрешений, вырыли в плотных песчаниках подземные ходы, обустроили кельи и подземный храм, где читалась неусыпаемая Псалтирь.

А по другой версии пещеры возникли гораздо раньше в VIII—X вв. и связаны с периодом Византийской иконоборческой ереси. В то время сторонников иконопочитания выселяли за пределы империи, и они переселялись в Крым, на Таманский полуостров и Северный Кавказ. Под самим монастырским плато в средние века был основан византийский мужской монастырь. Спелеостологи относят период их возникновения к IX—X вв.

 

Когда предгорья были завоеваны полчищами степняков-монголов в 30-е годы XIII в., тогда прервались связи с единоверцами и лишили греческих поселенцев целесообразности просиживания во враждебной среде, и постепенно монастырь обезлюдел.

 

Некоторые из этих древних подвижников до сих пор не потревоженными лежат в заложенных камнями пещерах соседних хребтов. Так говорит предание. Многие подземелья на горе Физиабго были взорваны советской властью (твари-сатанисты-Ленинцы), поэтому входы в них завалены. До сегодняшнего дня сохранился лишь один вход в подземелье … только один из одиннадцати… и небольшая часть подземных пещерных ходов и сводчатых залов рукотворных пещер. Очень часто эту пещеру называют Монастырской или Монашеской.

В единственный известный в настоящее время вход в подземный пещерный комплекс ведут ступени металлической лестницы. Они ведут в балку, где прячется от глаз посторонних пещерный монастырь, подземные галереи которого проложены в плотном песчанике на глубине 50 м от поверхности плато. Раньше их протяженность составляла около 3 км только под платом монастыря, а далее тянулись ходы в 12 различных направлениях. По ним можно было, не выходя на поверхность дойти до станиц: Абадзехской, Севастопольской, Новосвободной … Пещеры считаются рукотворными. Часть ходов завалены. А часть ходов замуровали, когда в советское время здесь было детское исправительное учреждение.

 

Перед экскурсией в пещерах зажигают свечи. Посетителям также дают свечи, а некоторым достанутся и фонари. Расправить плечи можно только в одной комнате пещеры. В остальных местах приходится следить за тем, чтобы не удариться головой. Некоторые ходы высотой всего 1,5 метра, а то и меньше.  До наших дней в пещерах сохранилась лишь часть келий, один из залов и коридоры общей протяженностью около 200 метров.

 

От входа в подземелье к большому и просторному залу ведет узкий и темный лаз. Влево и вправо от хода расходятся узкие ходы, по которым можно свободно перемещаться в полный рост. Экскурсовод здесь же, в руках у нее был огромный фонарь-это единственное нормальное освещение в подземных ходах, если не считать нескольких крошечных зажжённых свечек, стоящих на полу в подземелье по ходу экскурсии. Это самый большой зал, подземный храм, завершается куполообразным потолком, сбоку — алтарная ниша. Купол подземного храма вырубленный в известняковой скале поражает своей красотой благодаря разноцветным прослойкам породы.

 

Выйдя на поверхность, почти вся группа поднялась по лестнице и направилась к источнику Святого Пантелеймона и на смотровую площадку, где на самой вершине расположена часовня. Я просто устал… точнее – ноги… и решил отдохнуть на лоне природы.

Свято-Михайловская Афонская Пустынь …

Основан монастырь был с разрешения Великого Князя Михаила Николаевича Афонским Иеромонахом по имени Мартириемсъ.

 

 

Впервые о необходимости постройки святой обители в горах Адыгеи заговорили в 1874 году, когда казаки местных станиц взялись за дело. Уже через 3 года было выделено 350 десятин земли на склонах Физиабго, под строительство монастыря. Строительство монастыря велось на добровольные пожертвования. В первые годы основания монастыря добраться сюда было крайне сложно — не было дорог. Стройматериал производили сами монахи: в каменоломне камень разрабатывался и пилился вручную, доставлялся сюда на повозках, в специальных ямах обжигалась известь. И потом из этого камня, вручную добытого и обтесанного, строились храмы. По предложению Мартирия, паломники, посещавшие Свято-Михайловский Афонский мужской монастырь, принимали участие в его дальнейшем благоустройстве. Каждый паломник, который приходил сюда, приносил с собой камни для строительства. А строили здесь не только кельи и храмы: на территории монастыря были метеорологическая станция, дом для странников, мастерские, в том числе иконописные, больница и школа для детей из ближайших станиц и даже алебастровый завод. При монастыре работало множество мастерских, кирпичный и сыроваренный цеха, братия разводила скот, редкие виды рыбы, занималась пчеловодством, виноградарством. В трапезной для паломников ежедневно на обед варили до 300 ведер щей и выпекали 1,6 тыс. кг хлеба.

 

К середине XIX века комплекс монастыря включал уже 5 храмов, не считая жилых и хозяйственных помещений: в монастыре проживало около 200 человек. Храмы: во имя Архистратига Михаила, во имя преподобного Александра, Успенский, Преображенский и Троицкий (колокольня и храм Преображения Господня, взорвали в 1945 году, но совсем недавно его смогли восстановить). Самым большим был Успенский храм.

 

 

В 20-х годах прошлого века многие храмы и здания монастыря были взорваны и разобраны на кирпичи, осталась только столовая при Троицком храме да некоторые постройки для жилья. А в 2001 году здесь началась реставрация, которая продолжается по сей день.

 

 

 

Взорваны… Вот написал это страшное слово «взорваны» и задумался… Зачем… почему взорвали? Почему, когда меняется политическая конъюнктура… или строй… или какой-нибудь лидер в стране… — обязательно нужно крушить всё старое, что было «до»? Почему мы не ценим свою историю и культуру? Почему не думаем (думали) о будущем? Сколько разрушено храмов из-за прихоти картавой твари ленина? Именно, — твари! А после того, как он сдох?! Каждый последующий старался уничтожить всё, что связано с предыдущим… уничтожили имперское и не успев построить социализм, стали уничтожать и его, строя коммунизм, до которого как до своих ушей… его и рушить не пришлось, так как он и остался «лапшой на ушах» — строим рынок. А нужен ли этот рынок?! Рынок, когда приходишь отдохнуть в парк или посмотреть водопад, а за это платить деньги? … … … Однозначно, — «Народ, не помнящий прошлое, не имеет будущего».

 

 

Оставьте комментарий

Прокрутить вверх
Прокрутить наверх