= Катюша на Вьетнамском =
Храм Ми Тхо Цао Дай (My-Tho Cao Dai Temple) (Thánh thất Mỹ Tho) …
… пришвартовавшись в мини-порте Ми Тхо, мы почти сразу тронулись в обратном направлении к Хошимину. И уж не знаю, почему, но сделав небольшой крюк от основного шоссе подъехали к шипко-симпаптюлечному храму Ми Тхо Цао Дай (если правильно перевёл переводчик).
Посещение этого храма не входило в нашу программу по Вьетнаму и Камбодже. То-ли мы уговорили гида Ли посетить один из красивых храмов, которых было множество на нашем пути… то-ли он сам нас завёз в этот храм так как у этих гидов есть график отбытия\прибытия и мы наверняка «выполнили» программу раньше времени и он «заполнил дыру» этим храмом. Но, — не суть дела – главное то, что мы, слава Богу посетили его.
К огромному сожалению, в Путеводителе о нём «дырка в бублике». Т.е. абсолютный ноль. Пришлось залезть в тырнет, но и он смог похвастаться только строчкой с названием храма. И то, — крайне большим вопросом в правильности.
Приходится пользоваться в описании лишь общими фразами присущими подобным вьетнамским храмам:
Каодаизм — это монотеистическая религия, которая сочетает в себе элементы основных мировых религий для создания собственной уникальной идеологии. Проще говоря, «као» означает «высокий» или «верхний», а «дай» означает «дворец» или «место». Таким образом, это отсылка к Царству Небесному. Официально Đại Đạo Tam Kỳ Phổ Độ можно перевести как «Великая религия Третьего периода откровения и спасения». Каодаизм сочетает в себе религиозные учения буддизма, христианства, индуизма и ислама с философскими элементами даосизма и конфуцианства. Также в него входит местная религия, известная как гениизм. Цель последователей Као Дай — воссоединиться с Богом на небесах, тем самым разорвав непрерывный цикл перерождений и смертей. Во многих отношениях каодаизм рассказывает историю религии Вьетнама и служит ярким примером синкретизма и культурной диффузии.
При входе в главный вход храма можно увидеть трёх главных святых покровителей веры Цао Дай. Среди них Сунь Ятсен, основатель Китайской Республики…
Каодаизм зародился в провинции Тэйнинь в 1926 году благодаря Нго Ван Чиену, вьетнамскому чиновнику, служившему во французской колониальной администрации. Самая значимая и крупная церковь — храм Каодай в провинции Тэйнинь, который называют Божественным храмом. Строительство началось в 1927 году, но из-за финансовых трудностей и задержек в строительстве оно завершилось только в 1955 году.
С момента своего появления эта религия набирала популярность по всему Вьетнаму. К сожалению, статистические данные значительно разнятся. Во Вьетнаме насчитывается около 2 миллионов последователей, что составляет примерно 1% от общей численности населения. Согласно другим данным, во Вьетнаме насчитывается до 7-8 миллионов верующих, что значительно больше предыдущих цифр и составляет 2% населения.
Здание сочетает в себе азиатский и европейский архитектурные стили, что ещё раз демонстрирует важность культурного обмена в эволюции религии. У главного входа в здание есть две колокольни, напоминающие европейские церкви. Здесь есть статуя Будды Майтрейи, сидящего в позе лотоса. Остроконечная крыша и красная черепица перекликаются с китайской архитектурой и элементами индуизма. Это действительно конгломерат мировых религий.
Фотографировать разрешено. Это включает в себя использование вспышки и съёмку видео. Не фотографируйте монахов без разрешения. Они одеты в разноцветные туники в зависимости от должности. Вы не сможете их не заметить. Попросите их вежливо, и я уверен, что у вас не возникнет проблем. Воспользовался источником: https://www.teachertrekker.com/vietnam-cao-dai-temple/
Так как реально во-Вьетнаме, видимо, очень большие налоги на занимаемую площадь – буквально в двух метрах от стен храма уже жилые постройки. И реально, — вьетнамцы очень добродушные люди. Мы вышли из храма (с правой стороны если смотреть на фасад) и думали, что это как бы продолжение территории и мы зашли в хозяйственные постройки храма. Лишь позже догадались, что гуляем прямо по 1-ым этажам жилых помещений граждан. Там одновременно встретили и кухни… и спальные места… и гараж, где хранился дракон-автомобиль для торжественных церемоний верующих… и какие-то мастерские… Рядом на улице на специальных подносах типа «марлевых» происходила сушка всевозможных специй …
… прогулка на велорикше …
Вот и наступила в принципе наша последняя небольшая экскурсия по Хошимину после приезда с дельты Меконга. Мы специально попросили гида Ли остановиться и высадить нас около рынка, который в принципе, находится недалеко от отеля.
На рынке мы долго не задержались, т.к. все сувениры мы уже купили… какой-то конкретной цели в покупках барахла у нас так же – не было… Просто прикупили немножко фруктов и можно было ехать домой. Но, как? Для пешей прогулки далековато … Автобусы, если они и ходят – муторная процедура в поиске остановки и времени отправления… Вот и решили «шикануть» — не на такси, а на специализированном транспортном средстве – велорикше. К тому же около рынка находится как бы официальная их остановка.
Велорикша — это уникальная туристическая продукция города, которая очень подходит для романтических прогулок, а не только доехать из пункта «А» в пункт «Бе». Едет медленно и можно увидеть все вокруг: людей, улицы, архитектуру Хошимина.
Обзор отличный. Едешь себе, и дышишь свежими выхлопными газами!
Если бы мы знали английский, то обычно водители – отличные гиды и проезжая рассказывают о местах и истории. Мы же, узнали только красивый мини-сквер со статуей, изображающей известного вьетнамского политика, поэта и полководца Чан Нгуен Ханя (Trần Nguyên Hãn). Этот Хань вел борьбу с завоевателями из Китая и первым придумал отправлять с донесениями голубей. Он был советником Ле Тхай Тонга, в 1429 году покончил жизнь самоубийством, когда его обвинили в измене императору. Кстати, Lê Thái Tông был как раз вторым сыном того самого Ле Лоя, в честь которого назван бульвар.
Вот написал эти исторические справочные данные, а теперь пора и от себя добавить, так сказать – «наболевшее».
Дело касается разрушений различных памятников во-всём мире. Я просто ярый противник их разрушений, кому бы они не были установлены. Моё сугубо-личное мнение – ни один памятник не должен быть уничтожен, в честь кого он не был бы создан. Даже крайне негативным для данного времени и данного населения. К примеру крайность – твари Гитлеру… или твари Ленину… Пол Поту… — не уничтожать, а просто перенести либо в какой-нибудь парк вдали от города. Или на крайность – в «закрытый» заказник, чтобы его никто не видел. Ведь это история! И мало-ли, когда пройдёт тыща мульёнов лет потребуется для кого-нибудь или в каких-нибудь целях.
Вот и в этой поездке по Вьетнаму, — крайне недоволен и хочется объяснений почему удалили старую версию Хо Ши Мину перед зданием городского совета и установили «новую» в стиле стоячего бревна с поднятой рукой – ленина? Чисто художественно, «старый» был на порядок лучше. Вот и сейчас в 2014-ом в сквере около рынка уже нет памятника Чан Нгуен Ханю. Исторической для вьетнамцев личности. Одно дело, что по этой площади идёт глобальная реконструкция (то-ли метро строят… то-ли подземные торговые центры и гаражи…), но по «полу-секретным» записям в тырнете при демонтаже (опять-таки непонятно с какими целями) уже отвалилась правая нога… уже был разрушен фундамент… да и сама статуя повреждена во-многих местах…
Мы же – продолжаем небольшую прогулку на велорикше. Жал, но я плохо настроил оба фотоаппарата и у Супруги и у себя и снимки получились шипко-сильно размазанными от движения, хотя оно было не сильным… На видео (снимал ещё и видеокамерой) всё замечательно, но на сайт выложить из-за большого объёма – не могу. Едем… едем… и очень хочется поменять памперсы! Едем, а вокруг мопеды, мопеды, обгоняют справа, слева… машины… опять мопеды… И парадокс в том, что ни о каких правилах дорожного движения и речи нет…, но нет и никаких аварий! Бибикают без перебоя. И как и в Индии на дороге прав тот, у кого машина больше… У кого бибикалка громче!!!
Не верьте и источникам в прессе и тырнете, что Сайгоновские велорикши организованы в соответствии с законодательством страны. Что для них существуют какие-то ограничения и правила… Врут! Врут и о том, что велорикши стараются украсить свой транспорт; у них — мягкие красочные сиденья, а транспортные средства имеют государственные номера. Врут что велорикши всегда добры и дружелюбны – наш рикша-мен (бывают, говорят, — и женщины на педалях) из себя выходил чуть ли не требуя «добавочной стоимости», хотя мы с ним жёстко договорились о какой-то фиксированной цене…
… и осталось последнее: вечерние сборы чемоданов. Трансфер утром в аэропорт. Ведь уже в 10-10 у нас вылет в Домодедово.
Но, ЧП всё же произошло уже в самолёте. Всё дело в супер-муперной авиакомпании Вьетнамские авиалинии, которые не успели мы сесть в самолёт «угостили» парой баночек пивка… потом ещё парочка… а, позже…, когда попёрся в туалет, добрые стюардессы налили стаканчик красненького… потом беленького… потом пивка… — Короче, я как свинья – нахрюкался! И хорошо, что на своих двоих допёрся до такси из Домодедова до дома…
И как итоговое заключение — это была у нас одна из самых длительных (16 дней вместе с перелётами)… одна из самых-самых впечатлительных поездок…