… «увертюра» для настроения …
Уже обычный подъём перед новым «трудовым» днём … Чистка клыков и мойка морды лица… последний взгляд на столь полюбившуюся роскошь — биде… последние штрихи в упаковке чемоданов… и вперёд в столовку, где нас уже ждёт завтрак…
После завтрака полагается посидеть и перекурить на шикарной площадке перед столовкой и в последний раз насладиться обалденными видами на Монтекатини… …и как не запечатлеть себя на фоне такого огромного кактуса !?
Как только выехали и проехали Флоренцию — сделали остановку. Произошла перестановка\перемешивание\пересадка различных групп в разные автобусы. Нам «повезло» — мы остались в своём с уже привычным шофёром Джулио. … Постепенно горный рельеф переходил в холмистый …
… всё чаще и чаще стали попадаться сельскохозяйственными полями… виноградниками… плодовыми деревьями…
Дорога длительная… многочасовая… но, вздремнуть не давала гид — Наталья. Опять ни слова о истории Италии… ни слова о цели нашей поездке — Риме… Все её речи и разговоры были только о финансах… кому и за что нужно заплатить… так же о предстоящей нашей «впаривательной разводиловке» — дегустации вина и трюфелей в Монтепульчано.
Разводиловка — она и в Африке — разводиловка! Под красивыми словами «технической остановки», заправки автобуса, «разминания костей» после длительного сидения на автобусе — вас привозят в какой нибудь центр, где торгуют всем подряд… От золота и бриллиантов (часто было в Индии и Азиатских странах), поделками из камней и дерева… до продуктов питания и вина. Вот и эта разводиловка в Монтепульчано — ничем от других не отличалась. Сначала была бесплатная дегустация вина… пять видов… Красное сухое вино Кьянти (Chianti). Это вино насыщенного рубиново-гранатового оттенка. Аж, — два вида; Вино Falanghina — Фалангина это исключительное белое вино желто-соломенного цвета с зеленоватыми отблесками; какое-то мускатное шампанское (игристое); sweet white wine Etruria – сладкое белое вино;
потом давали попробовать конфеты с чёрным трюфелем… … — была и «скидка\реклама» продуктов etruria (так обзывается магазин этой местности). Если купишь больше, чем на 80 Евро — в подарок получишь бутылочку вина Falanghina.
… неплохо мы в этом магазинчике на дороге — перекусили. Дело в том, что была ещё одна бесплатная реклама — реклама оливкового масла. Берёшь кусочек хлебушка (выложены и нарезаны были на больших блюдах) и мокаешь.
А, мокать пришлось часто. В мисочки с … уксус с оливковым маслом, Оливковое масло с … базиликой, чёрным трюфелем, с белыми трюфелями, грибами, с чесноком, с красным перчиком, с лимоном, …. это всё что я только запомнил … Очень вкусно !!! … Сытно !!!… и самое главное — НА ХАЛЯВУ !!!
Как послесловие к этой трапезе добавлю каплю негатива. Трюфели — обалденно скусненькие! Хлебушек с оливковым маслом и различными добавками — ням-ням !!! (т.е. очень вкусно)… А, вот о вине ничего конкретного сказать не могу. Мы просто не дегустаторы и не обладаем теми вкусовыми рецепторами на качество вина. Что-то понравилось… что-то не очень……… Но, вот сейчас, когда стучу на клаве эти строки, — ничего суперского об этом районе виноделия… о фирме etruria в инете — нет. Т.е. вывод простой — вино посредственное….. … до отправки автобуса было ещё минут 10 и мы все дружно снимали друг — друга около куста какого-то красивого растения…
Всё ближе и ближе мы приближались к Риму. Дорога становилась всё лучше и краше. Реально евро-стандарт в действии. … Реально, — есть с чего брать пример… У нас в России … в Москве и Подмосковье только сейчас в 2021 году появляются подобные (иногда даже лучше)…. Но, фотографии — 2009 года.
… была ещё одна «техническая остановка»… Где-то в часовой езде от Рима… … то-ли здесь… то-ли в предыдущей остановке мы приобрели «чёрные трюфеля», пакетик сухих помидор (от них буквально балдеет Супруга), и огромную 4-5 литровую железную банку оливкового масла. Вот о ней — немного прояснения\совета. … У нас Италия была лишь второй длительной зарубежной поездкой. Опыта — нету (от слова совсем!). Вот и сыграла «жадность» и «тупость» — купили. Когда уже прилетели домой в Москву и раскрыли чемоданы оказалось, что эта банка была «дико» помята. Как будто на ней несколько раз «понаступал» человек… Как она не «разорвалась» — даже не представляю. По всем параметрам физики — её должно было разорвать… А, если бы разорвало — весь чемодан … со-всеми шмотками пришлось бы выбросить………… Такая «везуха» бывает лишь один раз….
… наконец — то !!! Мы уже в Вечном городе — Риме !!!
Красивейшая итальянская сосна Пиния сменяется пальмами… Ляпота !!! И температура БЛЯгоухающая -29 градусов!
Автобус подвёз к отелю «Лацио». Схватили чемоданы и побежали размещаться по номерам… Просто нам дали всего 5 минут. Через эти пять минут мы уже встречались перед отелем и двинулись на пешую прогулку по Риму. С гидом … — увы, не записал как её зовут. Да и сказать насколько хорошо она исполняла свои обязанности, — увы — не могу. Память за 12 лет уже «испортилась». И здорово испортилась…
Пешочком допёрлись до метро. Но, на поезде не поехали. Около станции «толпятся» кучи разных автобусов. Сели на 64-ый и проехали немного. Остановок 5. Автобусы — обыкновенные. Такие же как и в России. Из лучшего — горящие табло с бегающей строкой… У нас подобные только-только начинали появляться…
… вышли … и началось !!! Началось мучение… куда ни глянешь — история. Сядешь на камень покурить, а он «воняет» историей… Вековой! Двух-вековой!… и более….
Церковь Сант-Андреа-делла-Валле
Прошли мимо очень красивой церкви… Она к сожалению была под строительными лесами … да и в планах экскурсионной программы не была отмечена. Сожалею, но и дальнейшие наши дни в Риме мы её так и не посетили. Ставим галочку — будем в Риме (а мы обязательно ещё там будем!!!) — посетим.
Самая большая барочная церковь в Риме. Расположена на одной из центральных магистралей города — улице Виктора Эммануила II. С 12 марта 1960 года Сант-Андреа-делла-Валле является титулярной церковью. Sant’Andrea делла Валле служит главной резиденцией религиозного ордена театинцев.
Palazzo Massimo Istoriato …
Повиляли по узким переулочкам и вышли к Palazzo Massimo Istoriato.
Это историческое римское здание XV века, которое вместе с Палаццо Массимо с колоннами и Палаццо Массимо в Пирре представляет собой единый архитектурный комплекс, все из которого происходят из благородной римской семьи Массимо (которая, согласно древним источникам, произошла бы от римского консула Фабия Массимо). Здание построено в конце пятнадцатого века по проекту архитектора Бальдассарре Перуцци.
Палаццо Массимо Историато отличается своими внешними украшениями: действительно, на фасаде дворца до сих пор можно заметить ряд фресок (монохромные картины), изображающие истории Ветхого и Нового Заветов, сделанные якобы Даниэле да Вольтерра в шестнадцатом веке и его учениками, во главе с Николо Фурлано, по случаю свадьбы Анджело Массимо с Антуанеттой планка коронован в 1523.
Весь строительный комплекс построен на остатках Одеона Домициана: оттуда происходит монолитная колонна, найденная в 1938 году и поднятая в 1950 году, расположенная в центре площади, индивидуально спокойная, хотя и сразу за Пьяцца Навона.
Он был написан в граффити Даниэле Риччиарелли (+1566), и, как говорят, там работал Полидоро да Караваджо (+1543)
Вот и всё, что я нарыл о этих фресках на здании и стоящей посередине площади колонне…
Пьяцца Навона (Piazza Navona) …
Пьяцца Навона (Piazza Navona) –Площадь Навона известна со времен античного Рима. Тут находился стадион, затем – городской рынок, а за последние две сотни лет это место в центральной части итальянской столицы застроили в стиле барокко, окончательно оформив актуальный на сегодняшний день вид. Как и ко многому в Риме, к пьяцца Навона свою руку приложил Цезарь, хотя в его времена — это место еще не являлось полноценной городской площадью. К 46 году до нашей эры закончилось строительство форума Цезаря, который стал расширением городского форума. В честь этого самый известный римлянин на свободном месте в черте города построил временный стадион, где проводились соревнования. Стадион пришелся очень к месту в римской столице, простоял вплоть до 86 года нашей эры, после чего был перестроен и расширен. В отличие от уже построенного к тому времени Колизея, тут проводились не гладиаторские бои, а знакомые даже нам спортивные состязания в различных атлетических дисциплинах. Арки на внешних сторонах стадиона Домициана (именно этот император занимался перестройкой) были отданы под лавки и даже бордели, так что уже тогда это место являлось торговым. Размер античного стадиона примерно соответствовал нынешним размерам площади Навона. Называется размер 275 на 106 метров, что вполне сопоставимо с современными футбольными стадионами. Но трибуны для зрителей были не такими масштабными, вмещали «всего» 15 тысяч зрителей. Сейчас при взгляде на Навону сверху прекрасно угадываются контуры стадиона с одной закругленной стороной.
К V веку место пришло в упадок , а в Средневековье стадион был разрушен, так как сам по себе он обветшал, а спортивные состязания тогда уже давно не проводились. Произошло это не позднее XII века и фактически уже тогда место обрело вид площади. Многие из зданий, окружающие сегодня площадь Навона в Риме, построены на фундаменте стадиона. Отдельного внимания в аспекте истории заслуживает церковь Сант-Агнесе-ин-Агоне, выходящая на центр пьяццы на западной стороне. Она посвящена святой Агнессе, христианской мученице. Девушка росла в христианской семье в IV веке нашей эры, в те времена еще сохранялись гонения на христиан. Она приняла обет безбрачия, но, по легенде, ее хотели женить на сыне префекта. После отказа девушку обрили и голой отвели в бордель, находящийся в стадионе. Дальше, согласно легендарной версии, ни один мужчина не смог ей овладеть, а волосы чудесным образом отросли. В конце концов Агнессу казнили. А в XII веке на месте того самого борделя построили церковь, которую уже в XVII веке перестроили и в этом виде мы видим ее сегодня. Площадь все это время была рыночной, иногда здесь проводились городские праздники. Так было до XVII века, когда началась глобальная перестройка площади Навона. Именно в этот период был построен самый большой из трех фонтанов – Четырех рек, два других, более ранних, перестроены, также появилась и другая достопримечательность – палаццо Памфили.
Название площади произошло от греческого «агон», в переводе – состязание. В итальянском языке слово трансформировалось из agone в n’agone, ну и затем в нынешнее navone. Городской продуктовый рынок просуществовал до 1869 года, но площадь за это время практически не менялась. После переноса рынка, она окончательно стала местом для отдыха горожан и туристов. Сегодня лишь на рождество на пьяцца Навона разрешено вести торговлю сувенирами.
Сант-Аньезе-ин-Агоне (церковь святой Агнессы)
Историю мученичества Агнессы, которой посвящена церковь, можно прочитать в разделе история пьяццы Навона. Девушка была казнена тут же на площади, затем над этим место была построена небольшая церковь. Нынешние здание было заказано все тем же папой Иннокентием X, который решил расширить старую церковь и сделать ее примыкающей к собственному дворцу, чтобы можно было участвовать в службах не покидая дома. Работы начали в 1652 году по проекту Джироламо Райнальди и его сына. Но изначальная версия храма, сильно поднятого над уровнем земли, с вогнутым фасадом, встретила серьезную критику. Райнальди уже спустя год был заменен на другого архитектора, Борромини, который серьезно переделал проект. Но и его не воплотили в жизнь – папа умер в 1655 году, его племянник, Камилло Памфили, ставший наследником, спустя два года уволил Борромини и вернул Райнальди, который снова изменил проект. Но и в этот раз церковь не закончили — Камилло так же скончался и дальше церковью занялась Олимпия, бывшая любовница Иннокентия, которая наняла на работу своего любимца Барнини, который строил Фонтан четырех рек. Но он тоже был уволен в 1668 году сыном Олимпии и Райнальди опять был восстановлен в качестве архитектора и на этот раз уже закончил церковь. Сегодня Сант-Аньезе-ин-Агоне на пьяцца Навона является действующей католической церковью. Она известная своим красивым фасадом, доминирующем на площади, оригинальными интерьерами. Внутри хранится прах Иннокентия X и череп Агнессы.
Фонтаны Нептуна и Мавра
Три разных фонтана: Рек, Мавра и Нептуна, являются самыми известными навонскими достопримечательностями. Два из них небольшие, а Фонтан четырех рек является центральным. Хотя все они выполнены в едином архитектурном стиле одним автором. Расположены симметрично на севере и юге площади, оба построены в 1576 году Джакомо делла Порта. Но тогда на современные версии они были похожи лишь расположением и формой.
Первым доработке подвергся фонтан Мавра. Архитектор Джованни Бернини в середине XVII века построил центральный Фонтан четырех рек, а после него получил заказ на доработку южного фонтана. На тот момент он украшен лишь скульптурами тритонов, в центре было пусто. Но Олимпия Майдалькини, фаворитка папы Иннокентия X, имевшая огромную власть в государстве, заказала новую статую. В итоге по проекту Бернини статую мавра, борющегося с дельфином, выполнил Джованни Мари, а фонтан был доработан и стал выглядеть так же, как и сейчас, но утратил оригинальную форму, хотя и стал больше. Интересно, что сейчас фонтан Мавра украшают не оригинальные скульптуры, а их копии. Оригиналы в конце XIX века перенесли с Навоны на виллу Боргезе для лучшего сохранения и более надежной защиты от вандалов. Фонтан Нептуна на пьяцца Навона додели гораздо позже. Бернини тоже приложил к нему руку, изменив форму бассейнов и расширив их площадь, но все скульптуры установили в 1878 году. Автором стал Антонио Битта, скульптор постарался сохранить стиль фонтана Мавра и, по мнению большинства, ему это удалось.
Фонтан четырех рек
Но главным объектом самой площади Навона является Фонтан четырех рек, который находится точно в ее центре, напротив дворца Памфили. Построен он был с нуля (закончен в 1651 году) Джованни Бернини по заказу Джамбаттисто Памфили, более известного как папа Иннокентий X.
Еще до строительства фонтана папа задумал установить напротив своего дворца обелиск, а для архитекторов был объявлен конкурс на лучшую композицию. Изначально Бернини не участвовал в нем, так как в результате интриг между римскими архитекторами его репутация была серьезно подорвана. Но в итоге родственник представил папе Иннокентию X проект фонтана, который так сильно ему понравился, что Бернини был выбран как исполнитель заказа.
Фонтан посвящен рекам четырех частей мира. Азию представляет Ганг – изображен как мужчина с веслом, символизирующим активное судоходство. Африка представлена Нилом, статуя изображена с закрытыми глазами, якобы потому что в XVII исток не был известен. Не так давно открытой Америке посвящена статуя в честь Ла-Платы на горе монет – символ богатства. А Европа представлена Дунаем, оформленным с использованием геральдики папства. В центре Фонтана четырех рек установлен псевдоегипетский обелиск, перевезенный из другого места. Интересно, что именно папа римский был заказчиком фонтана, украшенного скульптурами речных богов – по сути, языческими элементами, не сочетающимися с христианством.
Интересно, что Фонтан четырех рек и два других фонтана Навоны снабжаются работающим и сегодня античным акведуком Аква Вирго. Он же снабжал и самый известный фонтан Рима – Треви (до 2007 года), а также фонтан Баркачча на площади Испании.
Обелиск
Знаменитый обелиск, сегодня украшающий центр площади Навона и венчающий Фонтан четырех рек, на самом деле не египетский. Он называется обелиск Agonale, высота – 16,53 метра, является имитацией. Но все же имитация древняя, созданная во времена Домициана, который являлся большим любителем обелисков – некоторые из римских были привезены именно в его эпоху, а кроме обелиска Навоны существует еще несколько других имитаций, созданных в Египте по его заказу.
Ранее он был установлен в цирке на Аппиевой дороге, где долгое время лежал среди развалин. Когда его нашли – постамента не хватало, а сам обелиск был расколот на несколько частей. Папа Иннокентий X считал его оригинальным, привезенным во времена Каракаллы и решил установить на пьяцца Навона напротив своего дворца, украсив вершину геральдическим знаком в виде голубя с веткой оливы.
Позже было установлено, что обелиск не является оригинальным египетским. В I веке нашей эры он был вырезан из гранита на территории Египта, привезен в Рим, где на него нанесли псевдоегипетские надписи.
Римский Пантеон — «храм во имя всех богов».
Римский пантеон находится буквально на соседней улице, всего в 300 метрах. Быстренько-быстренько пересекли несколько домиков по подворотням и оказались на Piazza della Rotonda…
Стремление воплотить в архитектурных формах величие Древнего Рима проявило себя в Пантеоне. Самое первое здание древнеримского храма Пантеона было построено Агриппой — зятем императора Октавиана Августа — в честь победы над Антонием и Клеопатрой в битве при мысе Акций. Около 110 года н.э. храм сгорел от удара молнии, и на старом фундаменте император Адриан в 125 году н.э. воздвиг новое здание, величественнее прежнего. От первоначальной постройки Агриппы (27 г. до н.э.) уцелели лишь передний портик с 16 колоннами и надпись, сделанная на фронтоне: «Марк Агриппа в своё третье консульство, соорудил это». Высокое техничное исполнение и гармоничность художественного образа Пантеона заставляют многих учёных предполагать, что храм спроектировал Аполлодор из Дамаска — великий римский архитектор и фаворит императора Траяна.
Полокав водички из колонки прямо перед Пантеоном — вошли внутрь. (Считается, что вся вода в городе — питьевая. И можно пить из любого фонтана\колонки)
Римский Пантеон по праву считается выдающимся инженерным достижением античности. Он представляет собой массивное круглое здание, перекрытое грандиозным полусферическим куполом. Купол диаметром свыше 43 метров не подавляет посетителя своей мощью, а торжественно возвышается над головой, подобно небесному своду. Вплоть до конца XIX века ни один купольный храм не мог превзойти по размерам «полусферу» римского Пантеона. Куполом восхищались зодчие Возрождения. Микеланджело изучал его конструкцию, работая над проектированием собора Святого Петра
В Пантеоне нет окон. Единственный источник света — 9-ти-метровое круглое отверстие на вершине купола, символизирующее небесное всевидящее око. Отверстие не застеклено, и проникающий через него свет не рассеивается в пространстве, а аккумулируется в виде огромного светового столба.
По мнению итальянского профессора Джулио Мальи, Пантеон использовался в качестве гигантских солнечных часов. Направление и форма солнечных лучей меняются в течение года, а 21 апреля, то есть в день основания Рима, солнце освещает вход. Император, входивший в храм в этот торжественный день, мог купаться в лучах солнца.
Римский пантеон — сохранился лучших других культовых сооружений античности потому, что он всегда был действующим храмом. Первоначально римляне совершали здесь ритуалы во имя 7 самых почитаемых богов — Нептуна, Юпитера, Марса, Венеры, Плутона, Меркурия и Сатурна. На алтаре, расположенном точно под куполом, сжигали жертвенных животных. В 609 году император Византии Фока передал здание папе Бонифацию IV, который преобразовал Пантеон в католическую церковь.
С пор Пантеон стал «храмом Святой Марии и мучеников», или «Санта-Мария дела Ротонда». Все предметы, связанные с языческим культом, уничтожили, а вместо них в храме появились великолепные фрески на библейские сюжеты и статуи христианских святых. Легенда гласит, что во время освящения храма языческие духи покинули Пантеон и вылетели через купол, пробив в нём отверстие. Именно так и появилось всевидящее око, о назначении которого до сих пор спорят учёные.
В римском Пантеоне погребены выдающиеся итальянцы, такие как живописцы Б. Перуцци, Рафаэль Санти и др., а также короли Виктор Эммануил II, Умберто I и королева Маргарита. Первой знаменитостью, похороненной в Пантеоне, стал Рафаэль, умерший в 1520 году. На мраморном саркофаге живописца его друг, кардинал Пьетро Бембо написал следующую эпитафию: «Здесь покоится Рафаэль, при жизни которого Матерь-природа опасалась быть побеждённой навек, а после его смерти боялась умереть вместе с ним».
В настоящее время в Пантеоне находятся захоронения:
художника Рафаэля Санти (годы жизни 1483-1520)
архитектора Бальдассаре Перуцци (годы жизни 1481-1536)
живописца Аннибале Карраччи (годы жизни 1560-1609)
композитора Арканджело Корелли (годы жизни 1653-1713)
короля, объединившего Италию – Виктора Эммануила II (годы жизни 1820-1861)
короля Умберто I (годы жизни 1844- 1900)
Церковь Санта Мария сопра Минерва (Santa Maria sopra Minerva)…
Церковь Санта Мария сопра Минерва — одна из главных церквей католического монашеского ордена доминиканцев. Первая христианская церковь на этом месте была построена прямо на руинах храма, посвященного египетской богине Изиде, который ошибочно приписали греко-римской богине Минерве, — отсюда и происходит название церкви. Храм расположен на площади Пьяцца делла Минерва на территории старинного городского района «Марсово поле».
Перед церковью Санта Мария сопра Минерва можно увидеть один из самых любопытных монументов Рима, так называемый «Пульчино делла Минерва». Эта статуя, придуманная архитектором Джан Лоренцо Бернини и выполненная его учеником Эрколе Феррата в 1667 году, изображает слона, который держит на себе египетский обелиск. Это самый короткий из 11 обелисков Рима. Какое-то время монумент в народе был известен как «Порчино» («поросенок»), а затем стал называться Пульчино («цыпленок»). Вероятно, это связано с небольшой высотой обелиска.
Здесь находится (слева от алтаря) одна из менее известных работ Микеланджело – мраморная статуя «Христос с крестом». Изначально статуя изображала Христа полностью обнаженным, драпировка была добавлена позднее – в XVII в. Статуя Воскресшего Христа Микеланджело считается одной из самых важных работ эпохи Высокого Возрождения. Эта статуя изображает Христа, придерживающего руками большой крест, совершенно обнаженным, подобным античному атлету, но поза его не выразительна. Может быть, ни в одном другом произведении, как здесь, Микеланджело не выражена так ясно идея эпохи Возрождения о возможности синтеза христианства с античностью. Бронзовая набедренная повязка была добавлена только после Тридентского Собора, так как одним из решений Собор потребовал соблюдение более строгих моральных норм в работах, заказанных церковью. Работа была заказана в июне 1514 года римским патрицием Метелло Вари, который оговаривал только, что обнаженная фигура будет иметь Крест в руках, но в то же время полностью оставил композицию за Микеланджело. Микеланджело работал над первой версией этой статуи в своей мастерской в Макелло-деи-Корви около 1515 года, но оставил ее в отложенном состоянии, когда обнаружил черную вену в белом мраморе. Новая версия была поспешно изготовлена в 1519-1520 годах для выполнения условий договора. Микеланджело работал над ним во Флоренции, и после переезда в Рим нанесение последних штрихов поручил своему ученику Пьетро Урбано; последний, однако, несколько повредил работу, и потому Микеланджело был вынужден поправить скульптуру, особенно лицо.
Санта Мария сопра Минерва с 1557 года является титулярной церковью и с 1566 года — носит титул «малой базилики». В разные годы здание церкви и прилегающего к ней монастыря служило штаб-квартирой ордена доминиканцев. Сегодня штаб-квартира ордена находится в римском монастыре Санта Сабина.
В то время как многие средневековые церкви Рима в свое время были переделаны в стиле барокко, который полностью скрыл их оригинальный готический облик, Санта Мария сопра Минерва остается единственной римской церковью, сохранившей первоначальный готический вид. Среди произведений искусства, украшающих церковь, можно назвать статую Микеланджело «Кристо делла Минерва», также известную как «Христос Спаситель» (начало 15-го века), и цикл фресок Филиппино Липпи в часовне Карафа (конец 15-го века). Здесь же можно увидеть могилы Римских Пап Лео X и Климента VII работы Антонио да Сангалло-младшего, могилу Фра Анджелико и мемориал Марии Раджи работы Бернини.
В эпоху Античного Рима на территории нынешней базилики и зданий бывшего монастыря располагалось три храма — так называемый Минервий, посвященный богине Минерве (ок. 50 г. до н.э.), Изеум, посвященный богине Изиде, и Серапеум, посвященный эллинистическому богу Серапису. В 1665 году в саду монастырского клуатра был обнаружен египетский обелиск. Позднее рядом с церковью были найдены еще несколько обелисков, которые, вероятно, были привезены в Рим в 1-м веке и принадлежали храму Изиды. Примерно в 8-м веке храмы были окончательно христианизированы, а в 13-м веке доминиканский орден основал на базе церкви монастырь — весь комплекс зданий стал известен как «инсула сапиентае» («остров мудрости»).
Строительство современной готической церкви началось в 1280 году — доминиканцы взяли за образец флорентийский храм Санта Мария Новелла. С помощью средств, пожертвованных Папой Римским Бонифацием VIII, в 14-м веке были достроены боковые нефы храма, а в 1453 году окончательно завершилась внутренняя отделка. В том же году граф Франческо Орсини профинансировал строительство фасада, правда, сам фасад оставался незавершенным вплоть до 1725-го года. В 16-м веке Джулиано да Сангалло несколько изменил зону церковного хора, а в 1600 году Карло
Мадерно расширил апсиду, добавил барочных декораций и придал фасаду его нынешний облик в стиле ренессанса. Интересно, что на фасаде Санта Мария сопра Минерва можно увидеть несколько отметок 16-го и 17-го веков, обозначающих уровень поднятия воды при разливах Тибра. В 1848-1855 годах Джироламо Бьянкеди провел реставрацию церкви, в ходе которой была удалена большая часть барочных элементов, а белые стены были покрыты неоготическими фресками, которые придали зданию неоготический облик.