«прелюдия — Венгерская народная»
Как пролог ко второй части второго дня – начну с того, что для тех, кто читает записи, вроде бы день один только он разделён на две части: как бы до и после обеденными. А вот в описании этого дня был перерыв, аж в пять месяцев! Всё дело в сезоне дачного «отдыха».
Как и полагается я подготовил все материалы о поездке в Венгрию начиная от бумажной белиберды и заканчивая тем, что взял с собой на дачу даже и два больших переносных жёстких диска, где хранятся в электронном виде все медиафайлы о поездке. Надеялся и мечтал, что в перерывах между строительными и аграрными работами буду продолжать сочинять свои мемуары… Фигушки!!! Каждый день всё шло по одному и тому же сценарию: после ползанья в позе «раком» и долбёжки молотком по гвоздям – уже нет никаких сил на включение кнопок «мозг» и «память» в башке… а также нет силёнок нажимать на клавиши клавиатуры. … … … так ни одной строчки и не написал в мемуарах и только сейчас буду продолжать сочинять …
………………………………………………………………..
Если, конечно, придумать условности, то Будайскую крепость можно разделить на две части: южную — основным элементом которой является Королевский дворец и близлежащие окрестности и северную, к которой относится исторический жилой городской район. Там же Рыбацкий бастион, лабиринты Будайской крепости и церковь св. Иштвана. Естественно, мы не шли «по прямой». Просто гуляли, как в лесу собирая грибы, делая приличные зигзаги. Но, ориентиром всегда был шпиль церкви св. Иштвана. Виляя между улочками увидели множество всевозможных памятников и достопримечательностей. Так нам на «глаза» попалась
башня костёла Марии Магдалины.
В годы Второй мировой войны церковь Марии Магдалины значительно пострадала от обстрелов — от нее остался практически один только фундамент. И лишь в 1989 году удалось начать реставрацию башни церкви Марии Магдалины с использованием старой барочной постройки. Восстановление завершилось в 1997 году. Там, где была церковь, сейчас остались только ее контуры, выложенные из блоков, а также стоящее в саду сохранившиеся от церкви ворота и окно храма в готическом стиле.
Памятник Святому Иоанну Капистрану
Площадь Kapisztran ter названа в честь монаха-францисканца Святого Иоанна Капистрана, памятник которому установлен здесь же перед Музеем истории армии.
Святой монах Капистран ((Capistranus, 1386-1456)) был ярым и жестоким борцом с церковными сектантами. Во время Гуситских войн в Бреслау присудил к сожжению 40 евреев. Активно боролся с турецким владычеством и прославился тем, что сам собрал 60-тысячное войско против турок и повел его в Венгрию, но вскоре умер от чумы.
Ворота Корвинус
Ворота Корвина, оформленные в современном стиле, смотрятся очень необычно и внешне напоминают кованую паутину. На дугообразной перемычке сидит железный ворон, держащий в клюве кольцо, а изображение мудрой птицы появилось в этом месте не случайно. Старинная легенда гласит, что во время венчания короля Матьяша I Корвина в храм залетела ворона и унесла в клюве кольцо невесты, словно предвещая молодоженам скорую беду. Хотя слуги успели поймать и уничтожить птицу, молодая королева умерла вскоре после свадьбы. С тех пор Матьяш стал изображать птицу на своем фамильном гербе, а к его имени добавилось прозвище Корвин, которое с латинского языка переводится как «ворон».
Копия барельефа «Триумф короля Матьяша» в, ставшей частью отеля Hilton. Имя короля Матьяша Корвина часто упоминается в Будапеште, потому что этот правитель привел Венгерское королевство к пику своего могущества (1443–1490 гг.). На чудом сохранившейся стене средневековой башни доминиканского монастыря святого Михаила, находится великолепный каменный горельеф в стиле ренессанс. На нём изображён венгерский король Матьяш I Корвин (1443 — 1490) из трансильванского магнатского рода Хуньяди. Король в рыцарских доспехах гордо восседает на троне, в одной руке у него жезл, в другой — держава. Два парящих ангела держат над головой Матьяша корону. Один из ангелов держит в руке меч, словно предупреждая врагов о том, что у венгерского короля всесильные защитники. Обе ноги правителя стоят на спине льва, символизируя королевскую власть и силу. И нет в этом никакого преувеличения — при Матьяше Венгерское королевство достигло пика своего могущества. Он был также королём Хорватии (с 1458 года), Чехии (с 1469 года) и герцогом Австрии (с 1487 года).
Памятник гусару
В конце площади Парадов где в средние века проводились турниры и другие конные игры, стоит памятник гусару в униформе эпохи Марии Терезии (годы правления: 1740 — 1780).
Создатели — Жигмонд Кишфалуди-Штробль и Дьюла Валдер. Статуя установлена в 1932 году
… надгробие Абдуррахману Абди Паше …
-герою, восхваляемому врагом. Интересный памятник, который мы «обнаружили»… Во-всевозможных путеводителях о нём полное молчание. И пришлось довольно таки долго рыться в тырнете. И вот, что удалось нарыть в сокращении:
Абди-Паша албанец (Арнавут Абдуррахман Абди Паша) вырос как янычар, из-за его исключительных способностей и военной разведки он был выбран командиром янычар (Yeniçeri Ağası). Вскоре после этого он был возведен в ранг визиря после того, как проявил большой героизм в войнах на Крите. Он служил губернатором Багдада, Египта, Боснии, Алеппо и, наконец, Будина.
Будин (историческая Буда и современный Будапешт) был бывшей столицей Венгерского королевства, которое перешло под власть османов во времена султана Сулеймана. Это была важная позиция для Османов, стратегически расположенная на Западном берегу Дуная в Центральной Европе. Она оставалась у османов в течение 150 лет до прихода Священной лиги в 1685 году.
Священная лига была союзом, организованным между папой и Священной Римской империей, состоящим из немецких, венгерских, хорватских, чешских, итальянских, испанских, французских, датских и шведских солдат. В общей сложности более 90 000 крестоносцев осадили город Будин, в котором было 16 000 османских солдат, включая вспомогательные силы — окружающие холмы были захвачены Священной лигой, препятствуя дополнительной поддержке и поставкам в город.
Во время двух с половиной месячной осады Абдуррахман Абди Паша доблестно отразил восемнадцать последовательных атак крестоносцев и отклонил предложение врага сдаться. Хотя ему было за семьдесят, он участвовал в сражениях со своими солдатами на передовой. Исход был неизбежен, но он решил сражаться со своими людьми до конца.
Он заявил, что скорее умрет, если не сможет защитить вверенный ему замок. Своей героической смертью он заслужил восхищение врагов. Его похоронили там, где он упал, и венгры поставили надгробие в честь своего храброго противника.
лютеранская церковь Буды…
Так же, почти полный «ноль» информации и в тырнете… и в путеводителях об этой Лютеранской Кирхе. Почему её упоминают как «старейшую» — не знаю. Она построена в в 1895 году. Что для подобных зданий – «младенческий» возраст. Во время Второй мировой войны была разрушена, восстановлена в 1948 году. Зайти в неё нам не удалось, т.к. замок на двери был довольно-таки мощным. Но, от тырнета не скроешь, что в Кирхе иной раз проводятся концерты классической музыки в том числе и товарища Иоганна Себастьяна Баха о чём гласили рекламные листочки у дверей. И судя по ним, в церкви установлен орган. Музыканты с собой притаскивают ещё и исторические инструменты в стиле барокко. Виолончели …, флейты …
… вот так, блуждая от одной достопримечательности к другой мы припёрли своими ножками к площади Святой Троицы, где и расположена церковь Святого Матьяша. Кто же он такой, что в честь его назвали церковь?
Матьяш I Корвин или Матьяш Хуньяди …
Иштван родился в семье вождя мадьярского племени Арпадов, Гейзы и княгини Шарольт. Имя при рождении было тюркского происхождения Вайк (герой или лидер). Однако после принятия христианства в 995 году получил имя Иштван (Стефан). В 996 женился на Гизелле, дочери герцога Баварского Генриха II и сестре будущего императора Священной Римской империи Генриха II. У них родилось трое детей, в том числе святой Эмерик (Имре), но все они умерли в молодости, ещё при жизни родителей. Через год после свадьбы умирает его отец. И Иштвану приходится бороться за княжеский титул со своим двоюродным братом, Коппанем, который претендовал на первенство по мадьярским обычаям, поскольку был старше по возрасту. Коппаня поддерживала языческая дружина. А у Иштвана была сила благодаря поддержке нескольких знатных семей, а также своему тестю, Генриху Баварскому, который снабдил его, и рыцарями, и вооружением. Естественно у Коппаня не было ни каких шансов одержать победу.
Когда Иштван получил власть, он объединил все венгерские племена и именно так образовалась Венгрия. По этой причине Иштван является главной мадьярской исторической фигурой. С него все началось. Иштван был коронован легатом папы римского Сильвестра ІІ Астриком на Рождество 1000, получив при этом не только светскую, но духовную власть. Таким образом он стал не просто первым королем Венгрии, он стал основателем венгерской христианской церкви.
Столицей Венгерского королевства при Иштване был Эстергом. Царствование первого короля длилось до самой его смерти, до 15 августа 1038 года. За этот период Иштван постоянно укреплял свои позиции. Кроме того, с помощью иностранных миссионеров он завершил обращение своего народа в христианство.
Вскоре после смерти Иштвана в королевстве начались волнения. Престол унаследовал племянник Иштвана Петр (Пётр Орсеоло или Пётр Венецианец). Первое что он сделал, это конфисковал собственность королевы Гизеллы и заключил её под стражу. Он стал проводить политику фаворитизма по отношению к иностранцам. Это вызвало бунт, и он был свергнут с трона в 1041 году, однако восстановлен в 1044 году усилиями Генриха III, императора Священной Римской империи. Однако Петра это не спасло, его правление вызвало еще один бунт, и он вновь был свержен и казнен. В период с 1041-1044 королем Венгрии был Самуил Аба, который продолжил политику Петра в отношении Гизеллы, и она вынуждена была уехать в Баварию.
Венгерские короли сменяли друг друга очень часто, вели братоубийственные войны и плели интриги.
А простой люд тем временем продолжал приходить к могиле Иштвана Первого. И там происходили невероятные исцеления. На эти чудеса первым обратил внимание король Ласло I Святой, который сумел во время своего правления усилить королевскую власть и прекратить феодальные междоусобицы, терзавшие страну долгое время. В стране за годы его царствования установился мир, a экономика испытывала подъём.
Ласло запросил у Папы Григория VII разрешение на причисление к лику святых первого венгерского короля. Канонизация, назначенная на 15 августа 1083 года, не обошлась без инцидентов. По преданию, гробница Святого Иштвана никак не хотела открываться — как будто кто-то крепко держал ее изнутри. По одной из версий, останки истлели, нетленной осталась лишь правая рука Первого Короля Венгрии, сжатая в кулак. Именно она и хранится до сих пор в Базилике Святого Иштвана в Будапеште. 20 августа 1083 года, он был канонизирован.
Церковь Матьяша …
Церковь Матьяша построена в готическом стиле на Будайском холме. На площади Святой Троицы. Прилегает к Рыбацкому бастиону с восточной стороны. Согласно церковной версии первая церковь на этом месте была возведена первым королем Венгрии Св. Иштваном в 1015 году и освящена в честь Девы Марии. Однако эта церковь погибла в 1242 году во время монгольского нашествия. Это была тяжелая зима для венгров. Монгольская армия пересекла замерзший Дунай и причинила огромный ущерб населению Будайского холма.
Однако совсем скоро монголы вынуждены были вернуться домой по нескольким причинам, вытекающим одна из другой: они были слишком истощены, горная местность создавала сложности для их привычной военной тактике и наконец… пришло известие, что великий хан Угэдэй умер в Монголии, и поэтому они свернули поход чтобы вернуться домой для участия в выборах нового великого хана.
После монгольского нашествия король Бела IV начал строить, восстанавливать и укреплять города Венгрии. Он построил замок на Будайском холме, а также новую церковь. Строительные работы длились с 1250 по 1270 годы.
Во второй половине XIV века город Буда получил статус столицы. Однако коронации проходили в Секешфехерваре до тех пор, пока не была перестроена и расширена церковь Девы Марии. Согласно описанию истории, на сайте церкви первые кто короновались в ней были Людовик I Великий, затем его дочь Мария, после нее ее муж — Сигизмунд I Люксембург. Церковь известна так же тем что в ней покоился какой-то период в 1342 году король Карл Роберт, хотя умер в Вышеграде, а похоронен потом был в Секешфехерваре.
Самой крупной реконструкции церковь подверглась в период правления Матьяша Хуньяди. Он построил колокольню, а также часовни по бокам. На верхушку одной из башень «посадили» чёрного ворона с золотым кольцом в клюве. Существует несколько легенд о возникновении этой птицы. Однозначно, это ворон, который перекочевал сюда с герба рода Хуньяди, на котором он в принципе впервые появился. Отсюда и прозвище Матьяша Корвин, что значит ворон.
Первая легенда говорит о том, что отец Матьяша, Янош, был внебрачным сыном короля Сигизмунда Люксембургского и молодой дворянки Эржебет Моржинай. Влюбленный Сигизмунд подарил девушке кольцо. А когда родился ребенок пригласил мать с ребенком в Буду. По дороге ребенок расплакался и мать, чтобы успокоить малыша дала ему кольцо, но подлетел ворон и это кольцо выхватил. Тогда брат Моржинай выстрелил в ворона из лука и тот выронил кольцо. По приезду в Буду это дошло до короля, и он повелел поместить ворона с кольцом в герб Хуньяди.
Следующая легенда гласит что отец Яноша, Сигизмунд, подарил своей возлюбленной Эржебет кольцо и велел ей, передать это кольцо сыну, когда тот вырастет. Янош еще в детстве отличался силой и ловкостью, он прекрасно ездил верхом и хорошо стрелял из лука. И вот он собрался ехать к отцу, но черный ворон украл золотое кольцо, подаренное отцом. Янош выследил ворона, подстрелил его и вернул кольцо. Когда Янош рассказал все это королю Сигизмунду, тот решил, что теперь в гербе Хуньяди должен быть черный ворон с золотым кольцом.
И по мнению третей легенды во время борьбы за власть, старший брат Матьяша — Ласло был казнен, по обвинению в государственной измене, наемные убийцы уже отправились в Вену, где в то время находился Матьяш, чтобы покончить со всеми наследниками Яноша Хуньяди. Мать Матьяша, Эржебет Силадьи отправляет ворона со своим кольцом в Вену. Ворон приносит весть от матери и понимая, что его ждет, Матьяш убегает в Прагу. Позднее, став королем, Матьяш поместил ворона с кольцом в свой герб и стал называться Матьяш Корвин.
Но самое главное почему впоследствии храм стали называть церковь Матьяша, это благодарность за реорганизацию всего государственного аппарата, реформации финансовой, правленческой, социальной и армейской систем.
После того как Матьяш умирает, в Венгрии начинается упадок во всех сферах. В 1526 году Буда оккупируется османской империей. Они грабят и разоряют весь город. В 1541 году, во второе свое пришествие турки превращают церковь Матьяша в главную мечеть города.
В 1686 году Буда отвоёвывается у турок войсками Священной Лиги, которая состояла из Священной Римской империи, Венецианской республики, Польского Королевства, Великого княжества Литовского и Русского царства. Есть придание о чудесном явлении статуи Девы Марии, которое связывают с осадой города: Во время артиллерийского обстрела рухнула одна из стен в бывшей церкви, обнаружив скрытую за ней в потайном месте статую Пресвятой Богородицы. Появление статуи Девы Марии прямо перед молящимися турками настолько подорвало их дух, что город был сдан в тот же день.
В 1686 году церковь передали францисканцам, а позднее — иезуитам. Грандиозная реконструкция осуществилась в период между 1874 и 1896 годами. В «новой» церкви Матьяша проводились коронации последних венгерских монархов династии Габсбургов, в том числе Франца-Иосифа I и его супруги Елизаветы.
Сегодня католическая церковь Святого Матьяша — самый большой храм Будапешта. В нём совершаются богослужения, а в свободное от них время проводятся платные экскурсии или концерты органной музыки. При храме действует музей, где можно увидеть копии королевских регалий (именно здесь проходили коронации правителей страны, начиная с Иштвана I), исторические облачения духовенства, старинные иконы и множество других артефактов.
Трехнефная церковь Матьяша в плане представляет собой неправильный четырехугольник с выступающей апсидой. По центру главного фасада находятся входные ворота с готическим окном-розеткой над ними. Ещё один вход расположен в портале южной стены храма. Кровля здания покрыта черепицей производства знаменитой фабрики «Жолнаи» из города Печ. Пик 80-метровой колокольни Матьяша является самой высокой точкой комплекса Будайского замка.
Церковь имеет высокие своды; оконные проёмы украшены великолепными витражами. Самой древней из сохранившихся частей церкви являются Ворота Девы Марии, на которых можно увидеть подписи мастеров XIV века. Ещё одна аутентичная деталь — «Щит Матьяша», средневековая геральдическая фреска с изображением ворона с кольцом в клюве (его птица якобы украла во время королевского венчания, после чего супруга монарха вскоре умерла). Второе имя короля Матьяша — Корвин, что значит «ворон».
Как и во многих других католических храмах, в церкви святого Матьяша большое количество боковых часовен — капелл. Одна из красивейших среди них — капелла Лореты. Созданная в XVII веке и восстановленная в XIX архитектором Ф. Шулеком и художником К. Лотцем, она названа по имени итальянского городка Лорета, куда, согласно преданию, была перенесена из Назарета под угрозой разрушения мусульманами христианская святыня — хижина Пресвятой Девы Марии. Центральную часть капеллы занимает позолоченный алтарь Богоматери Лореты, особенно высоко почитавшейся в средние века.
Другая часовня — капелла Имре — имеет деревянный алтарь, посвящённый венгерским святым Имре, Иштвану и Геллерту. Интересно отметить. Что роспись этой капеллы выполнил живописец Михай Зичи, который был художником Русского Императорского Двора и членом Российской Академии художеств в Санкт-Петербурге.
В капелле Святой Троицы в гробнице из белого мрамора покоится прах венгерского короля Белы III и его супруги. В церковь Матьяша саркофаг был перенесён в XIX веке — как единственное сохранившееся после турецкой оккупации королевское захоронение.
Ещё в одной из капелл можно увидеть фреску «Полуденный колокольный звон», на которой изображены очень важные для истории Венгрии события. В середине XV века, когда турки рвались в Европу, папа римский Каликст III призвал духовенство и мирян к общей молитве о победе над захватчиками. Что и было сделано. Во всех храмах в полдень верующие молились Господу Иисусу Христу и Богоматери, сопровождалась просьбы о преодолении врага непрерывным звоном колоколов. Молитва была услышана: венгры одолели турок, а память о полуденном колокольном звоне осталась жить в веках.
Церковь святого Матьяша славится своим гигантским 60-тонным органом. Грандиозный музыкальный инструмент был создан и установлен в храме по указу Франца Иосифа I, который решил таким образом отметить сорокалетие своего императорского правления.
Рыбацкий бастион …
Современный Рыбацкий бастион — это сооружение, реконструированное после Второй Мировой Войны.
Первоначально, еще во время правления династии князей Арпада, а именно Белы IV (29 ноября 1206 — 3 мая 1270) на Будайском холме была построена, между 1247 и 1265 годами, королевская резиденция. Недалеко от нее, ближе к Дунаю, но тоже на возвышенности, расположился своего рода рынок, основная функция которого была продажа рыбы.
Со временем «верхний город» обнесли толстыми каменными стенами. Различные секции города защищались королевской охраной и в случае необходимости жителями замка.
Некоторые историки утверждают, что именно та часть стен, где была рыбная площадь, защищалась гильдией рыбаков, которые жили под стенами в так называемом «Рыбном городе» или «Водном городе», между рекой Дунай и стенами замка.
Этот факт, по всей видимости, и послужил основанием для названия нового сооружения, возведённого здесь между 1899—1905 годами по проекту архитектора Фридеша Шулека. Правда задуман бастион был как архитектурный фон для церкви Матьяша. Это великолепная терраса с идеальными площадками для панорамного просмотра Будапешта.
Возведение бастиона, так же как и Здание Парламента, было приурочено к празднованию 1000-летия Венгерского королевства. Построен в неороманском стиле. Семь башен бастиона означают семь венгерских племен, которые, объединившись в 895 году, основали Венгрию. Башни между собой соединяются длинными террасами. Название Рыбацкого бастиона на венгерском — Halaszbastya (Халаш-рыболов).
Вынужден был прибегнуть к воровству материала у https://tour-photo.com/hungary/matyas.html
Будайский лабиринт (Budavári Labirintus) …
Что-что, а вот подобные «страшилки» для многих, нас только притягивают. Узнав, о существовании подземных пещер\лабиринтов, мы мгновенно поставили галочку мест, которые наиболее желательны для нас. Искать тоже, — долго не пришлось. Адрес написан во-всех путеводителях. (Uri utca, 9)
Вообще, — на Будайских холмах Будапешта в свое время было обнаружено множество пещер, которые образовывались вдоль тектонических разломов, где протекают горячие источники. Когда-то, во времена палеолита здесь жили люди, а во время Второй мировой войны 10 км прохода использовались как бомбоубежище и полевой госпиталь.
Будайский лабиринт — это хорошо сохранившиеся средневековые катакомбы в историческом центре Будапешта, а именно на территории Будайской крепости, в Буде — в западной части венгерской столицы, которая до 1873 г. была отдельным самостоятельным городом.
Это сложное сооружение имеет природное происхождение. Вообще — это комплекс пещер, находящийся на глубине 16 метров от поверхности земли. Около 500 тысяч лет каменные залы располагались на одном уровне и были изолированы друг от друга, пока в XIII в. жители близлежащих деревень не объединили их переходами.
По созданной в туристических целях легенде, говорится, что в стенах подземелья в качестве пленника когда-то пребывал сам Влад Цепеш (Дракула), что не поддерживается официальной историей.
Во время войн пещерная система служила людям надежным укрытием, а в мирные периоды гроты использовались в качестве больниц, тюрем и даже винных погребов. Состоятельные горожане в запутанных переходах скрывали от сборщиков налогов свои богатства.
Во время Османского правления над входом в лабиринт находился турецкий гарем (на стыке улиц Ури, Хаджадон и Тарнок). В связи с этим в подземелье были найдены останки женских скелетов. Скорее всего, они были брошены в колодцы, как надоевшие наложницы.
Очень хорошо, что в путеводителе были написаны небольшие заметки, которые для многих очень и очень «полезны»: то, что в катакомбах прохладно (16 — 18 С⁰) и влажно (90%) – это для теплолюбивых… То, что на весь маршрут, требуется около получаса … и то, что потеряться в подземелье невозможно. На протяжении всего пути есть указатели, ведущие к выходу и таблички с тематической информацией. Точка встречи у многих — у фонтана. Это самое светлое место в лабиринте, где висит карта переходов и откуда можно сориентироваться.
Так как сейчас передо мной путеводитель 2021 года, в тот 2013-й мы пользовались более ранним, в предлагаемых всевозможных видах услуг, — огромная разница. Слишком многого нам в 2013-ом даже и не предлагалось.
И вот мы уже в подземном царстве пещер, протяжённостью около 1 км. Переходы достаточно широкие и высокие, можно свободно идти в полный рост. Лабиринт «Дракулы» поделен на несколько зон. Почему назвали небольшие расширенные участки – залами, не знаю. Некоторые скорее похожи на маленькие комнатки…
В Зале статуй венгерских королей можно найти фигуры и статуи знаменитых правителей Венгрии — Сигизмунда Люксембурского, Матьяша I (Корвин) и Бела IV.
В экспозиции Средневековый камень представлен знаменитый каменный монумент с рисунком фризского яйца из дворца короля Матьяша. А также сама кладка стен лабиринта Дракулы представляет собой архитектурную реликвию времен XIV — XIX вв.
В Зале восковых фигур при содействии Венгерского государственного оперного театра воссозданы сцены из опер с использованием восковых фигур, декораций, аксессуаров и костюмов того времени.
На выставке Средневековые памятники представлены около 40 ценных памятников, связанных с историей Буды. Это фрагменты колонн, цистерн, каменные колодцы. Особый интерес представляют три турецких надгробия XIV — XVII веков. Гордостью Лабиринта является красный мраморный парапет из дворца короля Матьяша I. Волшебную атмосферу экспозиции дополняют арочные коридоры, естественные потолки гротов и каменные залы подземелья.
На выставке пещер представлены самые красивые и необычные пещеры со всех уголков мира. Они оживают благодаря фотографиям и личным архивам известных фотохудожников и путешественников. Этой выставки в тот год – просто не было. Как не было и «лабиринта темноты», где бледно-синее освещение подземелья чередуется полной темнотой, зловещая музыка сменяется тишиной, когда отчетливо слышны звуки падающих с потолка капель воды. Нисходящий белый туман вокруг, тихий шепот, неуловимые тени, внезапное понижение температуры — все эти спецэффекты обостряют чувства посетителей, проверяют восприятие и расширяют кругозор. Сделали это шоу, скорее всего гораздо позже…
Но, в целом – прогулка понравилась, хотя меня всегда бесит и раздражает выдуманные предметы и персонажи, которых в реальности вообще никогда не было, а тут навязчиво «впаривают» в твой мозг… (Дракула)…
После ужина в ресторанчике, уставшие но довольные – предались воспоминаниям о Будайской крепости – во сне…
Здравствуйте! В ОК есть группа лагеря Спутник, о котором Вы писали. Заходите.
https://ok.ru/pionersky
Группа закрытая — киньте заявку. Или на почту черканите semoo@rambler.ru
Огромное Спасибо! Скажу честно, — давно искал нечто подобное. Хочется пообщаться с людьми, которые испытали настоящее Пионерское Счастье отдыхая в этом п\лагере.