2013-2014. КАМБОДЖА — Вьетнам. Сием Рип: храм Пре Руп, Бантей Самре … 2 январь. 1 часть

= Кхмерская народная =

 

Ангкор — Пре Руп (Pre Rup) …

Не смейтесь надо-мной. Но, увы, — память уже подводит … и здорово подводит. Всего десяток лет прошло … или – уже, — десяток лет прошло. И многое как не «тужусь» припомнить не могу. В данном случае – завтрак. Был он иль нет… Нет у меня упоминаний ни на фото-видео… нет ни единой строчки в блокноте. И приходится только логически представлять, что он наверняка был, т.к. отель у нас дорогой, а по меркам Сием Рипа, — вообще типа люксовый. И завтраки в нём, наверняка входят в стоимость проживания … и наверняка шикарные.

Первым нашим объектом после того как мы «расселились» в бусике, как оповестил Нид (Николай) – будет Храмовый комплекс Пре Руп, который, ежель посмотреть на карту, находится как бы на одной линии с запада на восток на одинаковом расстоянии Байон — Та Прохм и Та Прохм – Пре Руп. И если идти по прямой линии, то примерно около часа пешочком. Мы же ехали на бусике и хоть виляли среди джунглей, времени всего потратили минут пятнадцать.

 

… сразу скажу, — информацию черпаю из рассказов Гида записанные или на видео, или коротко помеченные в блокноте. Увы, их просто нет. Воровать то, что уже написано в тырнете одним, а потом в «тысячном» экземпляре перепечатанное другими – не хочется. Поэтому, почти весь сегодняшний рассказ будет коротким на исторические факты. А то, что будет отражено, — из официального источника – нескольких путеводителей.

 

Возведен этот храм был в честь Шивы в 961 году – древнеиндийского бога, олицетворяющего мужское начало Вселенной. Индуизм. Построен при Раджендвармане II. Пре Руп в переводе с кхмерского — «Переворачивание тела», храм-гора. В переводе – «поворачивать тело», что связано с проводимыми возле храма обрядами кремации.

 

… а вот Николай (Нид) по поводу этой кремации поведал сказку. Честно скажу, я так и не понял связи кремации в сказке. В моём понимании это просто процедура перезахоронения…

«Жил да был в некотором царстве бедный крестьянин, который выращивал очень вкусные огурцы. Они так понравились королю, что тот вручил крестьянину собственное копьё и наказал стеречь огурцы и убить любого, кто позариться на них. Однажды ночью сам король, решив полакомиться огурцами, пробрался в огород крестьянина. Тот, не признав короля, убил его же копьём. Увидев, что он сделал, крестьянин закопал короля у себя в огороде. У короля не было наследника и придворные выпустили белого слона, чтобы тот выбрал нового короля. Белый слон пришёл к сладким огурцам и, соответственно, к крестьянину. Став королём, крестьянин откопал короля и похоронил с должными почестями». Какими? Закопал или как у кхмеров было принято — поворачивали тело в погребальном костре в разные стороны света.

Вот что о храме Пре Руп пишет путеводитель. Почти полностью копирую некоторые абзацы с небольшими исправлениями:

… «Пре Руп, расположенный примерно в 500 метрах на юг от южного берега Восточного Барая, являлся государственным храмом столицы короля Раджендравармана II. После правления Джаявармана IV, столица которого была вдали от Ангкора, в Кох Кер, началась борьба за трон, в результате которой Харшаварман II, один из его сыновей, пришел к власти. Он умер через несколько лет и его кузен Раджендраварман унаследовал его трон, восстановив столицу в Ангкоре.

Новый король, Раджендраварман II, выбрал место для своей столицы на середине южного берега Восточного Барая и как все государственные храмы, Пре Руп был в центре города, однако границ или жилья не сохранилось до наших дней. Южный берег Восточного барая был северной границей города, и поскольку он отстоял от центра на 500 метров, город Пре Руп должен был занимать километровый квадрат вокруг храма.

 

В предыдущем столетии, Ясоварман I построил линию из четырех ашрамов, посвященных Шиве, Вишну, Брахме и Будде, расставленных с промежутками вдоль южного берега барая. Вполне вероятно, что Пре Руп занимает место Шиваитского ашрама. Возможно, что архитектор Раджендравармана Кавиндрари-матхана приложил руку к строительству Пре Руп, несмотря на то, что он, вероятно, умер к моменту освящения в 961 или в начале 962 годах. Пре Руп является ярким и последним представителем храма-горы.

Большая стела, заложенная при основании храма, имеет две стороны, покрытые гравированными надписями, была найдена в части, куда сходились соседние галереи. После перечисления генеалогии Райджендравармана, на стеле указывается дата основания — 961 год и название этого сооружения как Райджендрабхадресвара, как и имя основного божества, после того, как линга была помещена в центральное святилище.

Подходя с дороги, видна сильно разрушенная входная гопура с маленьким львом в стиле Байон, принесенным от какого-то другого памятника. Её центральная кирпичная секция находится между двумя вестибюлями из песчаника, сформированных из трех смежных комнат между двух независимых проходов.

 

Архитектурно, Пре Руп состоит из двух вложений, каждое с четырьмя гопурами и пирамидой из трех узких ярусов, задуманной как фундамент для пяти башен верхней платформы. Внешнее вложение храма является платформой, окружённое стеной из латерита 127 метров с востока на запад и 117 метров с севера на юг, с солидными крестообразными гопурами в каждой стене, с тремя дверными проемами в каждой. Оно содержит некоторые более поздние здания, возможно построенные     Джаяварманом V, это похоже на ряд кирпичных башен на востоке и длинные галереи на других сторонах.

Каждая сторона в восточном входе состоит из группы из трех башен, выровненных с севера на юг, установленных на общей платформе. Одна из башен, кажется, никогда не строилась или была демонтирована позже. Одна из них- первой на север от входа — осталась недостроенной, хотя платформа её фундамента была готова. Вполне возможно, что она была демонтирована позже, а её кирпичи повторно использовались в другом месте. Наиболее хорошо сохранившаяся панель находится на восточной стороне южной башни, изображая Вишну в образе льва Нарасимха, хватающего короля Асуров, Хираньяхашипу, который хотел убить своего сына- великого преданного Прахладу.

Сохранившееся стена вложения из латерита охватывает внутренний двор, но из комнат отдыха для паломников сохранилось только несколько. Построенные со столбами из песчаника в восточной части и со стенами из латерита с по-разному устроенными окнами в одних местах с перилами в других, они были под крышей из древесины и плитки. Стену вложения разделяют четыре маленьких «однокомнатных» кирпичных гопуры, которым предшествует вестибюль из песчаника с двумя боковыми дверями. Длинные галереи для служителей храма, которые отличаются только по способу вентиляции и освещения, окружают всю композицию — их стены из латерита и портики из песчаника сохранились до нашего времени.

В северо-восточном углу — любопытное небольшое здание, квадратное в плане и сделанное из больших блоков латерита, которое было полностью восстановлено. Тип сооружений, которые защищают стелу, обычно открыты по всем четырём осям с крышей, называемой “чепец священника”. Внутри своего рода судно очищения со стоком для воды. Он имеет размеры 3 на 1,9 метров с желобком по верхнем краю, он должен был служить своего рода постаментом для бронзовой статуи быка Нандин — возничего Шивы, используемой в ритуале кремации, а не как саркофаг по легенде.

С обеих сторон восточного осевого входа — два здания которые открыты на запад. Имеющие тип «библиотек», они были построены как высокие прямоугольные башни с сужением кверху. Они хранят, соответственно, “камень девяти планет” и “камень 7 отшельников”.

Внутреннее вложение, имеет размеры 87 метров с востока на запад и 77 метров с севера на юг, является также платформой, окружённой стеной из латерита, у которой также имеются гопуры на все стороны света, обеспечивая доступ к пирамидам. Платформа центрального вложения, представляющая из себя квадрат в плане 50 х 50 метров, имеет три ступени и возвышается на 12 метров. На самой нижней ступени стоят симметрично расположенные 12 маленьких святилищ, а верхняя несет пять основных башен святилища, расположенных в шахматном порядке.

Все пять святилищ открыты на восток. По другим направлениям, ложные двери из песчаника восхитительно украшены набором фигур по вертикальным стоякам дверного проёма. Горизонтальные притолоки гораздо проще по оформлению и не очень хорошо сохранились. Все      кирпичные элементы сохранились, хотя детали оформления исчезли. Стены были первоначально покрыты известковой штукатуркой, которую можно найти в некоторых местах — особенно на юго-западной башне. Украшения ваялись непосредственно из штукатурки на кирпичной основе, которые в случае особо важных случаях, типа скульптур в арках, сначала ваялись по шаблону.

Изящные трехъярусные пирамиды имеют 50 метров в основании и 35 в высоту. По каждой из оси идет лестница с постоянной шириной по всей длине.  Два нижних яруса, кайма которых составляет 4 и 3 метра сделаны из латерита. Третий ярус целиком сделан из песчаника, также, как и ступени, вырезанные из него. Две вторичных лестницы украшены львами для композиции и оживляют его восточную сторону.

Центральное святилище чётко выделяется, поднятое более чем на 4 метра на двойном постаменте из облицованного песчаника, чье художественное оформление сильно пострадало. Львы стоят по бокам его лестниц. Размеры помещения святилища составляет 4,2 на 4,2 метра. Внутри стоят две статуи Будды более позднего периода под балдахинами.

Существует описание статуй, помещенных в углы башни — их культ соответствует вере короля -Шива. Юго-западная башня когда-то хранила статую Лакшми, северо-западная башня статую Умы, юго-восточная башня статую Вишну и северо-восточная башня статую Шивы. Текст на стеле гласит, что сущность или «дух» владыки был соединён с его образом» …

  

Гид Нид, поведал, что как таковой храм мало посещаем. В дневное время в нём сравнительно мало народа, но вот ближе к закату молодёжь всё подходит и подходит. И вовсе не для фотосъёмки заходящего солнышка, а из-за того, что здесь собирается молодежь и туристы со всего света, чтобы познакомиться друг с другом.

Храм трёхуровневый. Даже на глаз, — ступеньки шипко-сильно крутые… и хоть мы всегда стараемся покорить все высоты, какими бы устрашающими они не были, увы, — по состоянию здоровья покорять Пре Руп мы не стали. Довольствовались лишь покупкой картин у местных художников …

 

… Бантей Самре (Banteay Samre) …

Увы, а вот официальных исторических сведений у меня нет от слова совсем. Гида я как-то «проспал». Ничего не попало ни в видео… ни в блокнот. Путеводители отделались десятком сухих предложений… Редко бывает, но пришлось рыться в тырнете и уже там нашёл сайт r-books.net — сайт редких книг. Поэтому не мудрствуя лукаво ворую материал из него, лишь немного форматируя «под себя»:

Легенда об основании Бантей Самре. Описание памятника и дамбы. Датирован: ближе к середине 12 века. Культ: Брахманический (Вишну). Расчистка производилась в 1930. Анастилозис М.Глейзом с 1936 по 1944.

Куча «неизвестного происхождения». То-ли пробегавший мамонт её сделал… То-ли слонёнок… Может москиты облюбовали иль муравьи… Но, почему ента куча без дырок?!

Посещение Бантей Самре можно объединить с экскурсией в Бантей Срей, которую нужно провести сначала, если это возможно. Так советует книга. Так сделал и наш гид. И даже почти по времени всё совпало – чуть меньше половины дня.

Самры — коренные народы неопределенного происхождения — они населяют регион у подножия холмов Кулен, а жители Прадака считаются их потомками.

 

Бантей Самре, переполненный растительностью и загроможденный упавшими блоками от верхних частей, имел все обычное очарование руин, затерянных в лесу, но был не более чем объектом без формы или индивидуальности. Анастилос превратил его в один из лучших памятников группы Ангкор и один из самых полных. Его отделка, исключительная по качеству и очень хорошо сохранившаяся, впоследствии была восстановлена во всей полноте и единой целостности — это чистый образец классического искусства из самого прекрасного периода, где украшения, создаваемые на чистом фоне, значительно выигрывают, становясь функцией архитектуры.

 

После возрождения Бантей Срей, этой первой попытке восстановления памятника значительного размера было показано, что новый метод восстановительных работ оправдан и уверенность в его успехе обоснована. Хотя точная дата строительства неизвестна, так как надпись не была найдена — в отличие от других памятников в том же стиле — Бантей Самре, без сомнения, очень близок к Ангкор-Вату, и, возможно, возводился чуть позже.

Его тонкие пропорции, хотя и не полностью оцененные до проведения расчистных работ, поскольку горизонтальные линии усеченных зданий едва выглядывали из зеленого покрытия, безупречны, с внутренней планировкой, похожей на центральную часть Бенг Мелиа или Чау Сай Тевода, с которой он примерно одновременен; — замкнутыми галереями с четырьмя гопурами и окружающим двором, с восточной стороны перед центральным святилищем находится длинная комната, окруженная двумя «библиотеками».

 

Подходящая с востока, 200-метровая дамба, выполненная в латерите и ограждённая нага-балюстрадой в стиле Ангкор-Вата, которая, к сожалению, едва сохранилась и проходит между двумя «срами» (бассейнами), чтобы закончиться на одной из лестниц, украшенных львами и поддерживаемой небольшими колоннами. В двух уровнях и огражденная нагами — подобным тем, которые были перед входом в Преа Палилай, — она соединялась с другой террасой, простирающейся по ширине по обе стороны от оси. Её подпорная стенка богато украшенная, имеет качество отделки, редко достигаемое даже в этот период и заканчивается двумя лестницами. Эти лестницы исчезли, и их отсутствие, что, без сомнения, вызвано тем, что материал лестниц был использован где-то ещё, значительно умаляет величие композиции. За ними следуют начало двух прямых угловых обходных путей, обозначенных остатками их латеритовых фундаментов.

Судя по останкам большого количества плиток, найденных во-время расчистных работ, эта обширная эспланада была увенчана легкими конструкциями, простирающимися до границы восточной стены ограждения, закрывая лепной фундамент 1,20 м высотой. Раскопки, проведенные во время очистных работ, обнаружили некоторые остатки стен древней террасы, хотя и неясные в плане, что указывало на то, что расположение ближайшего окружения храма на восточной стороне, должно быть, было изменено. Внешняя стена латеритового ограждения в своих внушительных пропорциях общей высотой 6 м должна была быть сформирована, как и на других сторонах, одной из стен галереи покрытой черепицей, соединяющей гопуру, которая была бы намного более впечатляющей, чем существующий вход с портиком. Эта слабо пропорциональная композиция не могла приемлемо образовать главный вход в храм такой же важности как в Бантей Самре — и в любом случае это стиль Байона, который позже памятника.

Внутри это впечатление подтверждается — галереи и гопуры второго ограждения должны были быть либо снесены, либо оставлены незавершенными на восточной стороне — и латеритовая  терраса также была идентифицирована только на случайно обнаруженной площадке, выступающей в качестве цоколя для первой гопуры. Галерея второго корпуса, площадью 83 на 77 м, окружает внутренний дворик на нижнем уровне с ограждением, образующим сплошной портик с элегантными колоннами из песчаника. Его боковой проем был когда-то покрыт двустворчатой черепичной крышей — отверстия для размещения деревянных балок все еще видны в стенах. Основная галерея, также с крышей, когда-то покрытой черепицей, не имеет отверстий на внешней стороне, кроме южной стороны, где высокие горизонтальные окна расположены высоко, а со стороны внутреннего двора свет проникает сквозь многочисленные окна, каждое из которых имеет семь балясин. Те, которые обращены на юг были заложены.

 

Все три северная, западная и южная гопуры похожи друг на друга — крестообразные в плане с двумя крыльями, которые ведут к галереям и двум дверям с портиками. Они выполнены в латерите и песчанике и гораздо более внушительны, чем у первого ограждения, — анастилозис, помимо черепичной крыши, позволил полностью восстановить их мощную кирпичную структуру. Живописные тимпаны фронтонов и полу-фронтонов создают композицию, которая явно отличается от обычного стиля, выполненная очень глубокой резкой — фигуры больше по размеру, чем фигуры в храме, и отличаются техникой исполнения, демонстрируя превосходное качество их создания.

Следует особо отметить большие фронтоны на портиках, которые должны были быть поддержаны железобетонным каркасом при реконструкции. Вдохновленные Рамаяной, они описывают различные эпизоды битвы за Ланку, где обезьяны играют главную роль. Лучшая сохранившаяся панель, и один из лучших экземпляров в кхмерском искусстве, находится на северной гопуре, северной стороне. Она выполнена в глубоком рельефе и представляет собой картину битвы между Рамой и Раваной, каждый из которых на своей военной колеснице на фоне смешения обезьян и асуров.

На северной гопуре, на южной стороне, находится атака обезьян под командованием Рамы верхом и Хануман и Лакшмана на Ангаде.

На южной гопуре, северной стороне, строительство обезьянами дамбы из камней, которая позволит им атаковать остров Ланки, а на полуфронтоне справа — Вишна, держащий Асура за волосы.

 

На южной гопуре, на южной стороне, Хануман несет Кайласу, чьи магические растения будут служить для оживления Рамы и Лакшмана, которые были ранены Индраджитом.

На западной гопуре, на западной стороне, свирепое сражение между обезьянами и ракшасами, а с восточной стороны Вишну побеждает двух асуров, которых он держит в руках за шиньоны, на полуфронтоне справа — ряд богов на своих верховых животных: Вишну с четырьмя руками на льве, Сканда, бог войны, с десятью руками и несколькими головами, на павлине, и Яма, бог мертвых, на буйволе.

Внешнее ограждение (первое ограждение) размером 44 на 38 метров, едва обозначено низкой и узкой галереей из латерита, которая как и другая, высоко установлена относительно окружающего уровня грунта. Оно имеет небольшие угловые павилионы, а монотонность её линии к счастью смягчается гребнем из песчаника, который, к счастью, удалось частично воссоздать.

 

Угловые элементы этой галереи, которые соединяют четыре осевых гопуры, закрыты снаружи и не имеют дверей, имеются проёмы только на внутренний двор с балюстрадными окнами, некоторые из которых были заложены, что создает общее впечатление, что это тюремная камера или кладовка, а не место для медитации или отдыха.

 

Работы показали, что эти галереи были на самом деле, дополнением, заменив собой древнюю стену ограждения, исходную линию которого можно было опознать на торцевых стенках гопур. Очевидно, что тротуар из песчаника, окружающий внутренний двор — с его ступенями и его балюстрадами наг на блоках, с их замечательными пятиглавыми конечными мотивами, также не является оригинальным, поскольку за его незавершенным скульптурным цоколем, похоже, был другой, соответствующий расположению входных павильонов. Казалось бы, что это «изменение планировки» не было удачным, поскольку первое расположение фактически оставляло гораздо больше пространства вокруг зданий, и в частности вокруг двух библиотек, которые теперь практически вклиниваются в углы.

Габаритные размеры Бантей Самре достаточно малы, хотя вне зависимости от того, создается впечатление целого как полной композиции безупречных пропорций и весьма стройной, поскольку все здания выстроились на высокой платформе, выходящей из двора на более низком уровне. Декоративная отделка цоколя имеет обычную конструкцию с противоположными алмазами и с горизонтальной осью симметрии. Они особенно глубоко вырезаны и прекрасно выполнены, украшены центральным бантом с восхитительными фигурками, украшенными почками лотоса и горделиво выделяющимися из фона. Другие можно найти на подъёме вокруг основания столбов и рам проёмов — или, в соответствии с практикой 12-го века, сгруппированных в маленькие сценки.

 

Четыре гопуры похожи друг на друга — образованные из центрального ядра с ложным верхним этажом и перекрещивающимися сводами, с двумя меньшими крыльями, которые на восточной гопуре образуют вторичные проходы. Они заключают в себе крестообразную комнату, которой предшествуют выдающийся вестибюль с многоуровневыми фронтонами.

Из восточной гопуры открытая земляная платформа дает доступ к длинной комнате, предшествующей центральному святилищу, которая обрамлена двумя вестибюлями и дополняется на каждой из ее широких сторон слегка выступающим входом, соответствующим лестнице. Толщина стенок вмещает ложный полу-свод, что позволяет очень эффектно закрыть окна двойным рядом балясин. Внутри было выполнено изысканное декоративное оформление.

 

Святилище значительно смещено на запад и открывается только в длинную комнату, огораживая квадратную камеру шириной 3 м. Четыре выступающих фасада, три из которых соответствуют фальшивым дверям, смотрят на четыре стороны света — их удвоенные фронтоны установлены в ярусах точно до высоты карниза основного уровня, угловые контрофорсы  «раскрывают фон», поднимаясь непрерывно до полной высоты фронтонов. Выше, четыре яруса увенчаны круглой короной лотоса, заканчивающейся двойным слоем, из которых, должно быть, торчал деревянный или металлический столб, достигающий 21м в высоту по отношению к внутреннему уровню двора. Многочисленные камни антефиксов, установленные на карнизах, усиливают игру света и тени, придавая этой башне больше, чем Анкор Вату, вида тонкого решетчатого конуса.

Интересно отметить, что многие сцены на фронтонах верхних уровней были идентифицированы как эпизоды из Весантара Ятака. Присутствие буддийских сцен в индуистском храме и тот факт, что некоторые скульптурные мотивы, вероятно, так же буддистские, были изуродованы (особенно на пилястрах), делают любопытное заключение о религиозной терпимости покровителя памятника.

 

В восточной части двора по обе стороны длинной комнаты две элегантные «библиотеки», открытые на запад, перед ними вестибюль, образующий портик. Грациозные в пропорциях и с бочкообразными сводами, они имеют ложные боковые проходы и ложный верхний этаж, с пробитыми горизонтальными окнами, с коньками крыши, образующими фронтоны. Как и в центральном святилище, украшение их ложных дверей удивительно прекрасно.

Несмотря на то, что в некоторых местах они обезображены и отличаются по размеру, дверные перемычки и тимпаны фронтонов на разных зданиях, как в одиночных, так и в многоуровневых композициях, являются весьма интересными и заслуживают детального рассмотрения. Немногие храмы представляют иконографию настолько полную и в таком хорошем состоянии, и мы обратили бы ваше внимание на следующее:

Восточная гопура, восточная сторона, перемычка над второстепенным южным входом (Кришна, сражающийся со змеей Калией), с фронтоном, изображающим «Взбивание молочного  океана» под контролем Брахмы и над северным входом, «прославление Вишну на Гаруде».

На западной стороне «Вишну Тривикрама верхом на земле» (южный вход), «Кришна поднимает гору Говардхану» (северный вход) и «нападение ракшасов на Индру с воздуха» (средний вестибюль).

На центральном святилище четыре перемычки — почти неповрежденные и сильно выделяющиеся по рельефу — южная показывает, Вишну с четырьмя руками, побеждающего две фигуры, которых он держит за волосы (мотив, который повторяется много раз в храме), над головой Калы.

На северной гопуре, южная сторона, группа апсар танцует под звуки арфы, а Шива и Ума на Нандине.  На западной гопуре — соединение Солнца и Луны (восточная сторона) и линия божеств верхом на необычных животных (западная сторона).   На северной библиотеке, на западной стороне, «рождение Брахмы» из лотоса, ствол которого растет из пупка Вишну, в то время как он возлежит на змее.

Отсутствие каких-либо деватов может показаться странным. Однако на двух узких угловых устоях центрального святилища можно увидеть некоторые следы фигур, просто обозначенные набросками на камне, как доказательство того, что скульптура на этом храме, как и многих других, осталась незавершенной.

 

Раскопки выявили только одну статую в окрестностях храма, великолепно выполненный мужской торс, одетый и сидящий. За пределами второго корпуса, недалеко от северо-западного угла, были обнаружены четыре большие божества изображённые стоящими (Дварапалы?) они были найдены разбитыми и лежащими на земле. Так как место их происхождения неизвестно, они были установлены в соседней второй северной гопуре. Восхитительный каменный резервуар, единственный в Ангкоре, который все еще имеет крышку, с отверстием, пробитым в его верхней части и с дренажным каналом снизу, также был реконструирован и помещен в большую комнату рядом с центральным святилищем. Г-н Кредес считает, что это какая-то форма саркофага, обеспечивающая процедуру периодического омовения смертных останков, которые могли быть погребены здесь.

 

Я специально почти не вырезал, как я считаю, строки «только для специалистов», коим не я… ни Супруга не являемся. Просто эту книгу найти очень сложно для обычных читателей, которые обычно смотрят лишь короткие тексты в «общих словах». Кому надо – прочтут… Кому не нужно, просто посмотрят только картинки-фото, увиденные нашими глазами.

… ещё время даже не обеденное… Мы едем дальше…

Оставьте комментарий

Прокрутить вверх
Прокрутить наверх