2020. КАРЕЛИЯ. Петрозаводск: пл. Кирова, «Вечный огонь», Каф. Собор Ал. Невского, КИЖИ, «Карельская Горница». 16 июль. 6 день.

«мини прелюдия»

 

Петрозаводск, в который мы вчерася приехали, — увы, — встретил нас не дружелюбно. С утра шёл мерзопакостный дождик. Даже не дождик, а просто изморозь… Вроде он есть… а вроде и нет. Вроде нужно одевать дождевик… а вроде и не нужно.

После завтрака уже в «новом» отеле «Фрегат» нас ждал микроавтобус для небольшой «обзорки» Петрозаводска. Всё дело в том, что основная экскурсия дня, — это «Кижи». И естественно, билеты куплены и привязаны к определённому времени отправления корабля «Ракеты». Нужно было «убить» почти два с половиной часа. «Убить», но с пользой! Гид – Елена, очень правильно сделала просто «покатав» нас по городу в микроавтобусе лишь с троечкой небольших вылазок «на воздух» из-за ентого мерзопакостного дождика…

Площадь Кирова…

Меня всегда интересовал вопрос кто, как и почему назвал ту или иную площадь, улицу … сквер. «1-ый Войковский проезд… 2-ой Войковский проезд… 5-ый… … какому дебилу это пришло в голову? Почему, когда узнали, что этот Войков совсем не «чистая» личность – почему не переименовали? Почему мой родной район в Москве названный в честь деревни «Бескудниково» вдруг стал «Бескудниковским»? На хрена портить русский язык польско-еврейскими окончаниями? Какого лешего переименовали «Крепостную площадь» в Петрозаводске в «Площадь Плац-парада» … затем в Соборную площадь (был когда-то здесь и собор) … далее в «площадь Пролеткультуры» … ещё дальше – в «Площадь Культуры». И окончательно (надеюсь, — нет) теперь обзывают «площадь Кирова». Ничего не имею «личного» к этому Кирову, но неужели нельзя назвать какую-нибудь новую улицу или площадь его именем, если уж оно ценно для людей тех лет (город образовался в 1777 году… а сам Киров похоже, вообще на этой площади и не был никогда…)!?

Второе, что меня на подобных площадях возмущает, — это «святость» центра. Огромная площадь с круговым движением вокруг центра в котором стоит памятник. Лубянка с памятником Дзержинскому, к которому даже принести цветочки было невозможно, а если и несли, то только в праздники… — и подобных мест в мире пруд-пруди.

Другое дело, когда это центральное место пользуется у людей популярностью. Т.е. доступно – во-первых. А во-вторых в нём (месте) можно либо отдохнуть… либо что-то посмотреть … либо купить\продать. Вроде бы то же самое, как и на Лубянке, но Триумфальная арка в Париже – всегда заполнена людьми. И вокруг неё полно ресторанчиков, магазинчиков… В Петрозаводске же, — на центральной площади – пустота! Нет людей. Что здесь делать, ежель по диаметру здание ВТБ банка, …три театра: Музыкальный, Национальный театр и Кукол… Музей Кижи. Вы каждый день ходите в банк? В театры, если и ходят люди, то только вечером… Музей Кижи? Да настоящие Кижи совсем рядом.

Резюмирую: просто приехать на площадь и гулять по ней — нет смысла. Сфотографировать издалека клумбу пусть и красивую … подойти и обнять памятник… даже ни одной скамейки нет. Да и нафига она нужна? – некому сидеть…

А ведь когда-то — в центре площади стоял собор. Когда — то были мужская и женская гимназии, ремесленное училище. Еще когда-то был и памятник императору Александру II.

Уже очень давно история культуры в этом месте тесно связана с творчеством, так как первыми постройками здесь стали церкви, а потом спустя несколько лет началось строительство самого Музыкального драматического театра на месте Святодуховского храма. А вообще площадь получилась очень симпатичная, окружена красивыми зданиями, один Музыкальный театр к которому мы топаем, чего стоит.

Музыкальный драматический театр …

Впервые здание театра появилось на площади в 1955 году, в то время его официально называли: “Музыкально-драматическим театром Карело-Финской ССР”. Скажу честно, — не хочется «ковыряться» в «грязной» истории площади и театра. Не хочу! Всё дело в том, что рассказ гида и данные разных статей в тырнете резко отличаются. Если Вам интересно, — можете подробно сами всё узнать в каких-нибудь достоверных источниках. Что раньше было на месте памятника Кирову? Собор или памятник императору Александру II? Театр на месте собора или всё же чуть-чуть «сдвинут»?

Само же здание, которое мы увидели – прекрасное. Очень напоминает греческий Парфенон… На этом я и закончу, так как внутрь мы не заходили. И уж, тем более – не присутствовали на каком-нибудь спектакле.

… мы же едем к памятнику дедушке Ленину… Как же без Ленина на какой-нибудь центральной площади? А ведь благодаря именно, ему (чтоб он перевернулся в гробу и его наконец-то сожрали червяки (если не отравятся – жалко червяков)) в Святодуховской храм был закрыт в 1930 году, а в 1936-м — взорван. Естественно, — памятник из гранита, которого в Карелии даже больше, чем много. И скульптор-художник подчеркнул местность где будет установлен результат эго трудов, это север, поэтому Ленин держит в руке не традиционную кепку, а шапку-ушанку. Башка (голова) ирода — это дубликат, оригинал был утерян во время войны (браво, тем кто отделил тело от башки!).

Мемориальный комплекс «Могила неизвестного солдата и вечный огонь Славы» …

Начало формированию комплекса было положено решением Олонецкого военно-революционного комитета от 1 июня 1919 г. о создании на пр. Карла Маркса братской могилы советских воинов, павших в борьбе с интервентами и белогвардейцами в период Гражданской войны.

В 1919—1920 гг. здесь производились захоронения бойцов добровольческих коммунистических отрядов и Онежской военной флотилии, погибших в боях с противником под Петрозаводском, а также на Заонежском и Пудожском участках фронта. Позднее, в 1920-х — начале 1930-х гг., в братской могиле был захоронен ряд видных государственных и партийных деятелей Советской Карелии. В период Великой Отечественной войны здесь были погребены офицеры, павшие смертью храбрых при обороне Петрозаводска.

8 мая 1969 г. рядом с братской могилой на пр. Карла Маркса состоялось захоронение останков неизвестного солдата. Прах его был перенесён сюда из могилы неизвестного солдата, находившейся примерно в 10—15 км от д. Чёбино, близ озера Эри-ламба (Медвежьегорский р-н). 28 июня 1969 г., в день 25-й годовщины освобождения столицы республики от оккупантов, здесь вспыхнул Вечный огонь Славы, доставленный из города-героя Ленинграда, с Марсова поля, и состоялось торжественное открытие мемориала.

Увы, — дождик разошёлся уже до степени поднятия зонтиков. И внимательно посмотреть мемориал мы уже не могли. Да и сфотографировать было большой проблемой…

Кафедральный Собор Александра Невского …

Спасение,  как всегда происходит в святых местах. Вот и мы, спасались от дождика в красивейшей церкви…

История собора началась в XIX веке, когда двигателем жизни в городе был Александровский пушечный завод. Его в 1774 году основала Екатерина II, и до середины XIX века предприятие было крупнейшим в России производителем корабельной и крепостной артиллерии.

В отдельные периоды там работали больше тысячи человек. Мастеровые селились на правом берегу реки Лососинки: создавали семьи, растили детей, вели нехитрое хозяйство и, конечно, ходили в храм — в то время они были приписаны к Троицкой церкви на Зареке. «Начальство завода бдительно следило, чтобы рабочие были людьми религиозными, ходили на службы, вовремя исповедовались, — рассказывает доктор исторических наук, профессор ПетрГУ Александр Пашков. — Но мастеровые вместе с членами семей — это уже несколько тысяч человек. Понятно, что маленькая и отдаленная Троицкая церковь (которая к тому же уже была очень ветхой) не вмещала всех прихожан». В начале XIX века решили строить новую заводскую церковь. Деньги собирали, что называется, всем миром: поучаствовала и императорская казна, и благотворители, и сами рабочие. Последние выкраивали из жалования буквально по копейке. Храм был задуман как своеобразное напоминание о войне 1812 года. Строительство собора было начато с согласия Александра I, который пожертвовал 30 тысяч рублей на постройку. Большая часть расходов оказалась покрыта купцами и рабочими заводных предприятий.

После появления средств представители власти пригласили иностранного специалиста из Италии — Пьетро Мадерни. Строительные работы под руководством итальянца Карло Мадерни шли семь лет и обошлись в 134 334 рубля — сумму по тем временам весьма немаленькую. Иконы для храма писал петербургский художник Александр Чижов. Причем по пути из Петербурга в Петрозаводск они чуть не погибли: лодка, в которой их везли, опрокинулась, и ящик пропал. Потом, правда, чудесным образом нашелся. Из рапорта управляющего Олонецкими заводами Р.А. Армстронга: «…ящик сей с иконами найден… на одном из кижских островов, и иконы от десятидневного в воде пребывания нимало не пострадали».

Храм возвели в стиле классицизма и имеет пять куполов. В 1832 году — освятили, начались регулярные богослужения.

Мирная жизнь прихода продолжалась до революции, когда изменилось всё с приходом советской власти… Власти начали активную борьбу с религией, стали изымать церковное имущество. Не избежал этой участи и Александро-Невский храм.

В конце 20-х годов в городе развернулась целая кампания по закрытию заводской церкви, чтобы приспособить ее здание под иные нужды. Верующие, конечно, сопротивлялись: писали письма, собирали подписи.

Но в 1929 году стало ясно, что борьба проиграна… и до 1991 года храм Александра Невского в Петрозаводске использовался для нужд краеведческого музея, именно в этот период была демонтирована колокольня. Как только здание вернулось в прежние руки, немедленно начались реставрационные работы, которые завершились только в 1999 году. Отливом колоколов для храма занимались в Воронеже, а в Софрино мастера создали иконостас, покрытый позолотой. 3 июня 2000 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий II приехал в собор, чтобы освятить Александро-Невский собор в Петрозаводске, и преподнес подарок — икону Божией Матери.

музей-заповедник «Кижи» …

Ежель не вдаряться в подробности, — что такое Лувр? Просто музей… Или что такое собор святого Петра в Ватикане? – Просто церковь… Вот и Кижи – просто церковь на острове и в довесок небольшой музей деревянного зодчества…

А ежель копнуть побольше, то задашься вопросом: почему посещение церкви заставляет колошматиться в учащённом режиме сердечко?! … музей, но какой !!! … церковь, но какая !!!

К посещению Кижей мы не готовились. Общие сведения частенько крутят по телевидению, а подробности надеялись услышать от гидов.

… Увы, хоть погода и здорово подвела, но больший урон нанесла грёбанная пандемия. Большая часть построек была закрыта для внутреннего осмотра. Не работали мастер-классы… Даже сувенирные лавки были прикрыты… Именно, поэтому не буду много и подробно описывать то, что мы увидели и не увидели. Уверен, — обязательно ещё раз поедем, и уж тогда – будет полноценный рассказ.

Прочёл сейчас рассказ девушки, которая так же была в послепандемийный период, где она начала своё повествование с правильного произношения Кижей. Для меня тогда тоже этот вопрос был очень актуален. Как правильно произносить? — Большинство лингвистов считают разнозначными оба варианта ударения: КИжи и КижИ, местные используют исключительно первый вариант. Многократно задумывался и решил, что я не местный. Мне удобнее – КижИ.

Через 1,5 часа прогулки на «Комета– 5» с рекламой на борту «hotel Karelia» пришвартовываемся. Погода – мерзопакостная. Поэтому даже не выходил на открытую часть «Кометы» и не сделал ни одного снимка Онежского озера.

Схему-план и фото Кижей глазами птички — стащил в общедоступном тырнете…

 

Недалеко от пристани большую толпу с «Кометы» разделили на группы, примерно по 15 человек и у каждой из них был свой собственный гид. Сразу молодцы, предупредили, что «Кометы» ходят по расписанию и ежель мы не хотим ночевать под открытым небом, — нужно внимательно посматривать на часы.

Всего на экскурсию с гидом – 1,5 часа и 2,5 часа – свободное время. К тому же было ясно сказано, что вся северная часть пока ещё закрыта для экскурсий (грёбанный коронавирус) и для нашего внимания – только южная от пристани. Специально стырил пару снимков в общедоступном тырнете. Только нужно карту немного повернуть. … Пока искал карту – наткнулся как всегда на враньё пиндосского происхождения. Открываю «викимапию» — там до сих пор (а уже 2024-ый) по ходу нашего движения, как раз перед церковью Преображения Господня стоит «хозяйственная постройка». Придурки – да её-ж ещё до июля 2020-го снесли! Это место уже давно травушкой-муравушкой заросло. Неужели нельзя поправить?! И если далее там в Викимапии позырить – ещё «склады» есть (которых давно нет) … и «хоз. постройки». Нам – Россиянам, поправить не дадут. Я уже много раз в 90-е пробовал и в «викимапии» … и в «википедии». Вранья и не верных фактов там пруд-пруди. А ежель что-либо с политикой связано, то вообще морду им набить хочется за дерьмо, которое они изливают под соусом «правды».

 

«Не было, нет и не будет такой» сказал мастер Нестор и на глазах у изумленных жителей забросил топор свой в Онего-озеро. Такую легенду рассказывают о строительстве этой величественной церкви… И нам рассказали. И молодцы сами же опровергли… Уже в конце экскурсии один из работников показывавший «мастер – класс» за несколько минут из осиновой заготовки используя только топор сделал один из «лепестков – чешуи» на купол церкви Преображения Господня. И показал в каком месте в эти лепестки для закрепления забиваются гвозди. Иначе просто при сильном ветре – они и года не продержатся.

 

Что касаемо самого архитектурного ансамбля внутри ограды, то информации в тырнете – слишком много, причём данные настолько разнятся, что «глаза выкатятся из орбит и уши отвалятся» если дотошно сверять написанное и источники их накалякавшие. Врут и сочиняют все, кому не лень, не перепроверяя данные. Не буду вдаряться в точные данные (иначе придётся диссертацию писать и стать историком), но думаю, что на одном и том же месте были церкви. Одна или несколько…

 

Но, был пожар в 1693 году (эта конкретная дата указана в хрониках 16 века). Они сгорели после удара молнии в, а существующие в настоящее время церкви были построены на месте прежних. Далее начинается чехарда. Делают рисунки, где уже в 1694 – построены новые (привожу фото из тырнета одного из таких «умников»-историков). Хочется посоветовать этим «умникам» поговорить со строителями деревянных сооружений… строителям обыкновенных деревянных срубов и домов. Спросить у них про простые слова как «усадка» грунта… «усадка» брёвен… Про «мелочи» типа того, что лес ещё надо срубить… привезти его на остров… обработать… расчистить место под строительство… и т.д. и т.п. … «Умники – бл.я» (с)… Поэтому, не буду вообще вставлять даты и подробности. Оставлю это на следующее описание, когда ещё раз побываем в Кижах и будет побольше времени на дотошные разбирательства.

 

В «базе» красоты Кижского погоста стоит восьмигранник. Архитектору нужно просто ставить «золотой бюст» за простоту, превратившуюся в шедевр. Обыкновенная восьмигранная призма. На неё поставил чуть меньшую… и неё ещё одну ещё больее меньшую в диаметре. К ним четырёхугольны четыре призмы с четырёх сторон. Сверху простые цилиндры «бочонки» с луковичными куполами… — простота высшего класса!

 

Увы, — вход в церковь Преображения Господня – был закрыт, ровно так же, как и храм Покрова Богородицы. Ходили и фотографировали только снаружи.

 

 

Архитектурный ансамбль Кижского погоста включает две деревянные церкви 18 века: и Покровскую церковь, а также восьмиугольную деревянную колокольню, построенную в 1862 году и значительно реконструированную в 1874 году.

Высота церкви Преображения Господня достигает 37 метров (до креста на главе). 22 луковичных купола. Внутри, под так называемым «небом» — великолепным сводом в форме усеченной пирамиды — находится иконостас из позолоченного дерева, в котором хранятся 102 иконы 17-18 веков, но мы их так и не видели.

 

Покровская церковь, Зимняя церковь, относится к церквям «корабельного типа» и представляет собой более простое сооружение. Построена в 1764 году в виде “восьмиугольной призмы на кубе». Его элегантная корона из восьми куполов является уникальным элементом русского деревянного зодчества, поскольку церкви этого типа традиционно увенчивались шатровой крышей. Восемь куполов окружают центральный купол-луковицу высотой 27 метров, который покрывает центральное пространство в виде параллелепипеда и придает ему более статичный вид. В отличие от Преображенской церкви, Покровская отапливалась зимой, службы здесь проходили с октября и до Пасхи.

Колокольня высотой 30 метров выполнена в традиционном стиле «восьмиугольник на кубе» с высоким кубом. Колокольня венчает сооружение. Шатровую крышу с луковичным куполом, покрытым черепицей, поддерживают девять столбов.

Обычно, ежель глянуть на отзывы почти всех путешественников – внимание «заострено» именно на этих трёх сооружениях внутри ограды Кижского погоста. Но, ведь на территории острова протяженностью около — 5,5 км, и шириной, варьирующейся до 1,5 км, находится около сотни различных бытовых деревянных построек разных народов Заонежья привезённых из разных мест и деревень. И все они заслуживают особого внимания. Увы, — переписывать у всех подряд текст и данные – не хочу. Да и были мы только в южной части… и большинство строений видели только с наружи… Так что, детально опишу после следующей поездки…

 

Если бы не с переменами моросящий дождик, можно было бы здесь стать пейзажистом. Благо, долго выстраивать кадр не придётся. Практически с любого ракурса красиво…

Сейчас же просто выкладываю фотографии того, что видели наши глазёнки…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

… прощальный ужин группы в ресторане «Карельская горница» …

Сразу по возвращению микроавтобус отвёз нас в один из самых популярных у туристов ресторан «Карельская горница». Скорее, наверное, не у туристов, а у гидов, которые «куплены» этим рестораном. Судя по тому, что в «большом зале» уже отдыхало 2 группы … плюс наша … и уже были готовы столы для ещё двух групп. Если ещё учесть, что туристические группы «долго не засиживаются», а время всего 8 вечера, то возможно будут ещё массовые «наплывы» групп. … и денюшки в казну ресторана и… популярность.

Ресторан находится в полуподвальном помещении. Интерьер необычный. Как будто находишься в очень большой Русской избе. Чувствовался уют. К тому же вся мебель и интерьер из массивного дерева, что здорово выигрывает по сравнению с современными железяками, пластмассами, стеклом и прочей «шушерой». Посуда – керамика, чугун с «историческим» подтекстом. Немного тускловатый свет, — именно, то что мне нравится.

 

Ресторан позиционируется, как место где можно попробовать истинно Карельскую кухню. Вот мы и попробовали Карелию на вкус! Честно скажу, — не помню какие блюда мы заказали и отведали…, но выбор реально очень и очень большой. Из того что запомнил: – блюда из лосятины, щучьи супы и котлеты. Не было стандартной отравы в виде Коля-Коля, а были предложены всевозможные натуральные брусничные и клюквенные морсы, морс из морошки подали в глиняных стаканчиках…, клюквенный квас, медовухи, какие-то настойки и чай на травах и ягодах… Калитки… В общем -понравилось.

 

Так наша группа, сидя за столом и попрощалась друг с другом. Почти всех повезли на вокзал, а мы, как более «опытные» — к себе в отель. Мы продлили себе удовольствие и остались в Петрозаводске ещё на пару ночей…

Оставьте комментарий

Прокрутить вверх
Прокрутить наверх