2022. АЛТАЙ. Акташ — Кордон Кур-Кечу — Семинский перевал — Горно-Алтайск — Домодедово . 25-26 июнь. 7-8 день

… увертюра …

Как я уже писал: молодцы хозяева – сделали на территории базы есть общую кухню, в которой есть все необходимое для того, чтобы приготовить покушать для большой группы туристов. Вот вечером мы и воспользовались. Сергей, — не только отличный шофёр, но и первоклассный повар оказался! Замариновал мясо и индейку, … сделал чудесный ужин в виде барбекю. Мясо на углях – это что-то!!! Плюс к тому – салаты из свежих овощей заварганила, как всегда отлично – Настя.

Наша группа – к радости или сожалению была группой трезвенников. Скорее к сожалению, ведь чуть-чуть «подогретая» компания была бы значительно веселей и общительней. Общее общение не удалось. Не все из группы хотели «развязать» свои языки и держались как бы отдельно. Я, (прошло всего два месяца) – уже не помню их имён… Даже в общем WhatsApp их как будто и не было вовсе… Не говоря, уж, о каких-либо эмоциях на этом сайте или обмене фотографиями… Жаль, конечно.

 

Кухня не только на улице в виде шашлычницы под навесом, но и рядом стоящий домик в виде юрты. Просторный… с кухонной плитой, микроволновкой и электрическим чайником. Настя — готовила к завтраку кашку… и полный стандартный набор в виде фруктов, сладостей к чаю… бутербродов.

О ней, как о гиде — отдельный разговор. Весёлая, симпатичная, обладающая прекрасным харизмом… но, к сожалению свои знания мало реализующая в рассказ об достопримечательностях. Думаю, со-временем, наберётся опыта, когда в микроавтобусе будет болтать и болтать… рассказывать и рассказывать…

 

День предстоял очень тяжёлый. 600 километров и более 8 часов в микроавтобусе по Чуйскому тракту. Утешали только шикарные виды из окна…

 

Кордон Кур-Кечу …

На 680 километре трассы сворачиваем на право и въезжаем в кордон «Кур Кечу». Кордон в моём понимании это что-то связанное с расположением войск. Название «Кур Кечу» в переводе с алтайского звучит как «гибельная переправа», в далёкую старину в его окрестностях была канатная переправа через Катунь, отсюда и название.

 

О каждой достопримечательности Алтая живёт легенда, о переправе Кур-Кечу существует несколько, по одной из них алтайский предводитель в войне с захватчиками за территории, в целях переправы через Катунь, велел укрепить в береговых скалах канаты за которые крепились канаты плота. При прохождении переправы каждый воин должен был положить камень и по возвращению бросить его в Катунь. Оставшиеся камни на берегу означали количество не вернувшихся воинов. Отсюда и пошло название места Кур-Кечу-Гибельная переправа.

 

Мы держим путь по дороге отсыпанной щебёнкой. Слева скала, которая открывает счёт скальникам Яломанские бомы, это череда скал местами буквально нависающая над дорогой и опасны тем, что куски скал могут срываться с большой высоты и падать на трассу. Справа небольшой посёлок из домиков и аилов. Традиционный алтайский аил, виде конуса. Построен из длинных жердей, связанных сверху, основание имеет форму круга круга. Сверху жерди связываются. Внутри располагается очаг, дым от которого выходит в отверстие сверху. Приближаемся к живописному месту, мостику через реку Большой Ильгумень, которая начинается на склоне горы Ильгумень и впадает в Катунь.

 

На месте впадения Большой Ильгумени в Катунь берёт начало Ильгуменский порог четвёртой категории сложности, его протяжённость около пятисот метров 500 м и по пути его преодоления перепады валов достигают высоты до трёх-четырёх метров. В конце лета здесь по сложившейся традиции ежегодно проводятся соревнования «Кубок России по рафтингу – Ак Талай Маргаан-Катунь».

Завораживающий виды… Понаделали массу фотографий… И как всегда было мало времени – хотелось просто посидеть ещё пол часика и послушать рёв разбивающихся волн бурной реки… просто посидеть… посмотреть… помедитировать…

Не знаю, — может гид рассказывала, а я просто прослушал … но, как раз в этом месте есть огромный валун (это я вычитал в интернете). Внутри огромного валуна имеется круглая дырка. Этот камень называется «Куринный Бог», кто сможет пролезть через неё по поверью, тот заново родиться. Обычно все пытаются пролезть… Наша группа, почему-то и не пыталась…

 

Вычитал и ещё одно объяснение названия «Кур-Кечу». Территория эта изначально принадлежала лесничему хозяйству Онгудая. А так как раньше ниже порога Ильгумень постоянно отлавливали браконьеров, от которых часть случались пожары, поэтому было решено построить тут кордон лесного хозяйства. Но по крайней мере так звучит официальная версия. Была выделена земля в бессрочное пользования, сделан кордон, который сегодня выполняет функцию обычной турбазы, а по бумагам скорее всего нет. От этого и такое название места. С названием тоже просто это алтайский язык Кур- переводиться мост, Кечу-переправа, но словосочетание на алтайском будет, как висячая переправа. У многих гидов, давно закрепился перевод данного словосочетания, как «гибельная переправа», но это что бы придать мистический оттенок местности.

 

На самом деле в этом месте действительно с древних времен были переправы, а последняя была построена в советские годы, на территории базы до сих пор сохранилась железная основа переправы. Но самой ее давно уже нет.

Вычитал и ещё одну легенду. О том, что когда-то один из алтайских предводителей шел на войну и, чтобы переправиться через Катунь, велел пробить в береговых утесах отверстия и укрепить в них канаты из кожаных ремней, а за канаты зацепить повода плота. Поэтому переправа и опасная…

Семинский перевал …

Вот как бывает – едем-едем … второй раз останавливаемся в одной точке (туда и обратно). Место – на вид обыкновенный рыночный городок, где везде куча палаток с обоих сторон дороги … да один единственный памятник в виде стеллы. Место для технических остановок и перекуса. Так бы и не обратил на него никакого внимания, но когда ставил галочки в местах где мы были наткнулся на одну статью… на вторую… — заинтересовало. Вот и выкладываю самую на мой взгляд, — оптимальную, но мною урезанную. Опять из Туристер.ру. https://www.tourister.ru

Семинский перевал в Алтайских горах располагается на высоте 1717 метров в районе 583-го километра Чуйского тракта. Семинский перевал — «Дьал-Менку» по-алтайски — «Вечная грива» — считается одним из высочайших перевалов Чуйского тракта. По некоторым данным, по высоте он уступает лишь перевалу Дурбэт-Даба, высота которого составляет 2481 м, который находится далее по Чуйскому тракту, на границе с Монголией.  Чуйский тракт — основная дорога Горного Алтая — представляет собой федеральную трассу Новосибирск — Барнаул — Горно-Алтайск — Монголия, проходя таким образом через весь Алтай — от предгорий до границы с Монголией. В сети автомобильных дорог Республики Алтай Чуйский тракт официально имеет номер Р256 (М-52). Но именно Чуйским трактом чаще называют участок дороги от Бийска до Ташанты у монгольской границы, протяженностью около 600 км. По версии журнала National Geographiс, Чуйский тракт занимает пятое место из десяти среди красивейших дорог мира. Это единственная дорога России, которая представлена в этом авторитетном международном рейтинге. Семинский перевал начинается вскоре после деревни Топучая, о чем сообщает установленный вдоль дороги указатель. При движении с севера на юг высота подъема составляет 9 км, протяженность спуска — 11 км, заканчивается перевал в долине реки Урсул. Семинский перевал пересекает Семинский хребет в самой низкой его точке между горами Сарлык (2507 м) и вершиной Тияхта (1900 м), а также является водоразделом рек Сема (на севере) и Туэкты (на юге). Начало подъёма на перевал — 574 км Чуйского тракта … Высшая точка перевала находится на 583 км … Перепад высоты от начала подъёма — 510 метров … Высота перевала — 1717 метров над уровнем моря. Несмотря на довольно значительную высоту, немалые протяженности подъема и спуска, преодоление Семинского перевала нельзя назвать трудным. Асфальтовое покрытие на протяжении всей трассы отличного качества.
Набор высоты очень плавный, о нем свидетельствуют только легкое закладывание ушей и меняющийся характер растительности на склонах — кедровый лес начинает постепенно преобладать над смешанным. Спуск с перевала по сравнению с подъемом несколько длиннее, и более «серпантинный», но тем не менее не производит впечатления экстремального. Но так было далеко не всегда. Само название «Семинский» восходит к монгольскому «себи» — «крепость», говорит нам о том, что раньше это место было действительно неприступным, причем в любое время года. Зимой здесь лежали снега, а с весны по осень дожди и тающие снега размывали тропу, превращая путь в вязкое болото. Семинский перевал оставался труднопроходимым вплоть до начала XX века. В 20-х годах XX века были начаты работы по строительству полноценной дороги, которая бы соединила города Южной Сибири с Монголией. 1 января 1935 года Чуйский тракт на всем протяжении от Бийска до Ташанты был сдан в эксплуатацию. Трасса в районе Семинского перевала была построена между вершин Сарлык и Тияхта, в месте соединения двух хребтов — Чергинского и Семинского. Трасса Р-256 проходит в этом месте высоко — на уровне верхней границы леса, и во время подъема по дороге видно, как лиственно-сосновый лес сменяется кедровой тайгой, в которой затем начинают мелькать островки можжевельника.
В районе перевала произрастает четыре эндемичных вида растений: родиола морозная, кровохлёбка Азовцева, роза остроиглая, дендрантема выемчатолистая. Места эти имеют и промысловое значение: ведется сбор кедрового ореха. На перевале всегда ветрено, поскольку он лежит поперек пути движения основных атмосферных фронтов, проходящих с запада и северо-запада. Погода в этих местах очень переменчива, зимой часты метели и снежные заносы. В январе средние температуры от -16° до -18°. Средняя температура июля — самого теплого месяца — от +15° до +18°. Зимой жизнь на Семинском перевале не замирает. Благодаря тому, что Чуйский тракт является проезжим в любое время года, зимой количество туристов здесь не уменьшается. Снег лежит в этом районе с ноября по май, поэтому в это время отдых становится преимущественно спортивно-горнолыжным. Хотя и экскурсии здесь также проводят, но на снегоходах. На высоте 1780 метров относительно уровня моря, расположился на склонах учебно-тренировочный и горнолыжный центр «Семинский». Сегодня на перевале оборудованы три горнолыжные трассы с перепадом высот до 200 м, работает бугельный подъемник. Помимо горных лыж, в прокат также можно взять также беговые лыжи, коньки, санки, снегокаты, снегоходы, ватрушки. Кроме того, в районе Семинского перевала любители экстрима могут заняться фрирайдом. На вершине Семинского перевала в 1956 году поставлен памятный обелиск — в честь 200-летия присоединения Алтая к России. Место — это популярно как смотровая площадка, откуда открывается вид на горы — Сарлык и Тияхту. Как и повсеместно на Алтае, на Семинском перевале есть шаман-дерево, к которому путники, следуя алтайским обычаям, привязывают ленточки и «задабривают» духов подношениями — монетами или конфетами.

Вроде бы – обыкновенная техническая остановка. Столовки, кафешки, масса сувенирных лавок, мёд, орехи, всевозможные изделия из дерева (преимущественно из кедра), сибирские целебные травы. Мы с Супругой прибарахолились двумя вонючими (ароматными) подушками из трав… Я сходил и посмотрел на марала, которого окружили любопытные, как и я. Не все видели «вживую» это животное. Но пофотографировать не удалось – хозяин оказался чрез-чур жадным. На предложенные (у меня в кармане было всего 20 рублей) – последовал отказ. Подавай ему 100 и не копейки меньше! Хотя лицензии у него – 100% не было. Произошла небольшая стычка с моим отходом. Драка не сулила мне ничего хорошего, хотя соперник был «по мере». Рядом стояли ещё несколько «Алтайцев» — его друзей. Да и рассказ нашего местного шофёра к ретранслятору меня «трезвил». С его слов, — ежель алтаец выпьет рюмку, то он сразу лезет в драку и хватается за нож. Безбашенные!

Ещё одна сущность, без которой немыслим Алтай — маралы, даже несмотря на то, что самих этих красивых и сильных животных не так-то просто увидеть. Самой полезной частью марала считается кровь, ну а панты — это молодые рога, густо-густо пронизанные сосудами. И самое главное — их можно отрезать без вреда для здоровья оленя, потому что уже через год у него вырастут новые. Поэтому один из главных алтайских товаров «для туриста» — это различные пантопродукты на любую болячку и любой способ употребления. Забивать марала на мясо — это как резать курицу, несущую золотые яйца. Но в самых туристических местах типа Белокурихи, Чемала или дороги к нему можно отведать и маралятины — её подают в дорогих ресторанах и продают в специализированных лавках вместе с алтайскими сырами и напитками от местных производителей. Говорят, ещё недавно она была достаточно дешёвой, что-то вроде 500 рублей за кило непосредственно у мараловодов, но с ростом туризма стали расти и цены. Кто собственно такой марал? В Европе его называют благородный олень, в тугаях Средней Азии он бухарский олень, на Дальнем Востоке — изюбрь, в Северной Америке — вапити. Всё это один вид, но разные подвиды, отличающиеся в основном формой рогов и размером. Марал среди всех вариаций оленя — второй по величине после лося: крупный марал больше, чем маленькая лошадь. Средний рост марала в холке — 160см, длина порядка 2,5 метров, вес — более 300 килограмм, а живёт он около 20 лет. От других подвидов марала отличают почти прямые рога без характерной «короны».

… и с новыми силами отправиться дальше в увлекательный путь по серпантинам Горного Алтая. Расстояние до Семинского перевала от Горно-Алтайска — около 150 км

Недалеко от деревушки Мыюта… в кафешке Барсуган (Ирбис) у нас была остановка на обед. Как таковой обед был не особо нужен – хотелось просто немного размять ноги… перекурить…

 

… вот и всё. Доехали до Горно-Алтайска. Нас высадили на дороге… Сергей (шофёр) не смог нас довести до квартиры, которую мы забронировали на сутки – уже не помню, то-ли слишком далеко и нужно было петлять по-городу… то-ли просто у нас не было времени (кто-то мог опоздать на самолёт или поезд из Барнаула). Мы сияли от счастья, что наконец-то отсиживание задницы в микроавтобусе закончилось, а вот в глазах, оставшихся была тоска. Им ещё ехать и ехать до Барнаула… ещё больше трёх часов в пути… и почти 280 километров…

 

Мы же быстро на такси доехали до Коммунистического проспекта. Небольшой перекур и подъём чемоданов на 2-ой этаж…

 

Ничего не скажешь – очень приличная квартира. Всё было отлично, — от постели до кухонных и рыльно-мыльных принадлежностей, кроме двух «мелочей»: полного отсутствия интернета через роутер, который был абсолютно не настроен и обыкновенного тройника. Просто невозможно в одну розетку всунуть две вилки – от ТВ и роутера. Или – или!

 

Дальше – всё стандартно. Вечерний отдых… Сон… Сбор чемоданов после завтрака, состоящего из подъедания ещё Московской колбаски (вакуумная упаковка – позволяет её таскать неделю в чемодане) … такси до аэропорта и … и куча негатива от бизнес-зала аэропорта. Пожалуй, это самый худший из тех, в которых мы были. Проще сказать, — никакого сервиса, чем долго описывать все недостатки.

БОльшим недостатком оказался сервис самого аэропорта. Народу вроде достаточно – обслуживали два рейса. И около аэропорта было аж, целых два самолёта! … мы уже сидели на борту и начали двигаться на взлётную – увидел ехавший к самолёту караван тележек с чемоданами. Не придал этому значение, и как потом оказалось – зря. Это были наши чемоданы! Короче – прилетели мы в Домодедово, а чемоданы нам не выдали. Они полетят в Москву следующим рейсом… …Пришлось Ирине ехать на следующий день и забирать свою поклажу…

Вот, вроде и всё о нашем путешествии по Горному Алтаю.

Буду рад, если будут Ваши комментарии, которыми обязательно воспользуюсь и сделаю добавки-поправки в этот рассказ….

Оставьте комментарий

Прокрутить наверх