«увертюра без названия»
Церковь Христа Спасителя (Vor Frelsers Kirke tårn) … с лестницей в небо …
Церковь Христа Спасителя, оказывается, есть не только в столице России, это также одна из главных достопримечательностей Копенгагена. Шпиль церкви можно видеть практически с любой точки города и окрестностей. Он привлекает внимание своей витиеватой формой…
В жизни бывает всё. От мелочей до грандиозных событий. Так же и в обыкновенных семьях, где бывают события, которые просто забыть невозможно. Именно такое событие произошло в Дании. Именно сегодня в день отлёта в Москву произошло то, о чём Ирина до сих пор вспоминает со-слезами на глазах, а я в случаях, когда нужно как-то «подтрунить» и спустить «с небес» Супругу просто показываю рукой жест снизу-вверх движения штопора. Похожий на спираль купола этой церкви, что на фотографии.
Вроде-бы обыкновенная ситуация – осмотр очередной церкви, коих в нашей жизни были тысячи (не преувеличиваю и только мечтаю когда-нибудь сосчитать). Часто намоленные места бывают просто не отразившимися в нашей памяти. Церковь – как церковь… и через сутки о ней напоминают лишь фотографии, которые по-нечаянности подверглись просмотру. Другие очень красивые… третьи богато обставленные… некоторые выделяются какой-нибудь значимой исторической датой или посещением-венчание знаковых личностей… захоронением великих личностей… и т.д.
Эта, помимо множества своих особенностей, в первую и главную очередь запомнились именно этим куполом. Всё шло как обычно. Подошли к храму, а в ней как раз заканчивалось венчание датской супружеской пары. Были пред нами подобные ситуации. Были и такие, когда мы входили в храм, и хотели как всегда пофотографировать\посмотреть, а у алтаря стоял гроб с покойником и его тело отпевали церковные служители.
Сегодня – Свадьба! Ничего необычного. Вышли «молодые» в лице уже взрослых личностей прикидывающихся молодыми… Пообнимались… поцеловались… и смотались. Вслед за ними и все их родственники участвующие в этой процедуре…
Скажу честно, — по-моему мы не платили ни за какие билеты. В 2013-ом и посещение церкви и подъём на смотровую площадку колокольни и восхождение по спиралевидной лестнице было бесплатным. Но, могу и ошибаться. Может и платили…
Мы зашли в храм внутрь… К огромному сожалению, ушли не все. Половина церкви так и осталась для нашего осмотра просто недоступной из-за сутолоки как всевозможных церковных служителей, родни и «сочувствующих» — радующихся свадьбе друзей и знакомых «молодых», а также и просто рабочих убирающих звуко-видео аппаратуру и дополнительные скамейки, расставленные в нестандартном порядке… Жаль, но осмотрели мы не всё.
Естественно, пошли на восхождение купола по множеству сначала мраморных… потом кирпичных… а позже – деревянных ступенек. Не считал, но счетоводы в тырнете утверждают, что их 250 до смотровой. Опять же – всё как обычно. Даже без маленькой группы китайских туристов в мульён человек на площадке было не протолкнуться. Приходилось работать руками и бёдрами чтобы подойти к поручням ограждения чтобы сфотографировать шикарные виды во все стороны Копенгагена… Так получилось, что Супругу я так и не сфотографировал… Немного расстроенные мы пошли через толпу туристов искать лестницу для дальнейшего подъёма… Кто шёл первым – не помню… но, я нашёл заветную дверь к «золотой» лестнице и начал восхождение. Супруга же тыркалась… мыркалась… — не нашла. Подумала, что я без неё уже спускаюсь вниз и сама начала спускаться… … … ой, как она в будущем будет сожалеть о своём не верном поступке…
Мне же всё больше и больше покорялись эти 150 ступенек к самому-самому верху. Лестница очень-очень узкая. И к вершине сужается. Вдвоём не разойтись… Пропускаешь встречных прижавшись или к куполу или к поручням… Угол подъёма приличный… Плюс к этому не стандартные, а увеличенные в высоте ступеньки… Кажется, что полным людям здесь вообще делать нечего …, а высоким надо сгибаться особенно усердно, чтобы не сместить центр тяжести и не улететь в свободное парение… Ещё один «прикол» — спираль идёт против часовой стрелки…
Пару раз я останавливался. Садился на ступеньку и приготовив фотоаппарат ждал что вот-вот появится взмыленное личико Ирины с градом, капающим потом… Не дождавшись – продолжал восхождение… Страх? Да был! Никогда с детства не боялся высоты… а лет так в тридцать что-то случилось со-мной. Даже балкон на 11 этаже … с перилами … и то вызывает у меня большой страх, что вот-вот сорвусь и полечу… и потом шмякнусь… и не на пятую точку…, а прямо нырну в асфальт…
Первый, кто скользил вдоль позолоченных перил к самой высокой смотровой в Копенгагене (не считая строителей и архитектора) — король Фредерик V в ясный августовский день 1752 года. Ходит молва, что, преодолев все 400 ступеней, 30-летний правитель изрядно вспотел, а увидев свои владения с умопомрачительной 80-метровой высоты чуть не упал в обморок то ли от усталости, то ли от восхищения. Тем не менее, на фоне красоты он подметил и уродство — безобразная статуя Спасителя на верхушке шпиля, король возмутился и хотел было приказать заменить ее. Однако его уговорили сохранить скульптуру, объясняя, что намеренно сделана непропорциональной — так она лучше смотрится с земли. Благодаря этому, мы видим Церковь, ее Башню и все элементы в том же виде, какими они были изначально.
Залез. Протяни руку и можно потрогать огромный позолоченный шар с четырехметровой статуей Христа Спасителя. Он был изготовлен в 1750 году Якобом Хёвингхофом… 90 метров падать до асфальта в свободном полёте… Виды – потрясающие! На горизонте видна Швеция … И если ещё добавить, что был приличный ветер – ощущение кайфа с приобретением 2-х кило адреналина (второй за Супругу) заметно увеличивался. Нужно ещё добавить, что башня закрывается в неблагоприятную погоду. Когда слишком сильный ветер или дождик … В такие дни туристы довольствуются лишь созерцанием интерьеров внутри храма… Реально, — это одна из самых крутых высоких площадок с видом на город в мире! … ну, если не в мире, то в Копенгагене – это точно.
Свезло. На макушке я был абсолютно один. Спокойно пофотографировал и чуть ли не «обурел» захотев ещё и покурить, но вспомнив, что это храм… и увидев, девушку которая на ногах и ещё и руках полу-ползком, но карабкалась к вершине – решил уступить ей финишную ступеньку пошёл\пополз крепко держась за поручень – вниз. Вниз сходить было ещё страшней …
По пути, увы так и не встретил Ирину… Думал, что может она каким-нибудь образом покорила или раньше меня… или позже, но только уже около храма внизу её встретил. Каково же было её удивление, что я был на макушке… чуть в слёзы не вдарилась от обиды, ведь ей шипко-сильно хотелось так же побывать на макушке. Даже обдумывали что я подожду её внизу, пока она не сделает вторую попытку… Но, то-ли усталость… то-ли лень… может ещё шо-нибудь, но она не пошла… Ща – дико сожалеет…
Теперь немного истории из путеводителя и https://alphapedia.ru/ :
Когда Кристиан IV планировал Кристиансхавн в 1617 году, он задумывался как самостоятельный торговый город на острове Амагер, и поэтому нуждался в церкви. Временная церковь была открыта в 1639 году, но строительство нынешней церкви Спасителя по проекту Ламберта ван Хейвена началось только в 1682 году. Церковь была открыта 14 лет спустя, в 1695 году, но важные элементы интерьера, такие как алтарь имел заведомо временный характер, а башня все еще не имела шпиля. Церковь получила свой постоянный алтарь в 1732 году, но планы строительства шпиля не возобновлялись до 1747 года, во время правления Фредерика V.
Новым архитектором проекта был Лауриц де Тур. Вскоре он отказался от первоначального замысла ван Хейвена в пользу своего собственного проекта, одобренного королем в 1749 году. Три года спустя шпиль был закончен, и король поднялся на башню на церемонии 28 августа 1752 года.
Существует давняя городская легенда о том, что архитектор покончил с собой, прыгнув с вершины шпиля, когда он понял, что спираль поворачивается не в ту сторону — против часовой стрелки — вокруг. Речь идет не о Ламберте ван Хейвене, поскольку шпиль был пристроен к церкви почти через 50 лет после его смерти, а о создателе спирального шпиля Лауридс де Турах. Однако в мифе нет истины, поскольку Тура умер в своей постели через семь лет после завершения строительства шпиля, и в записях нет ничего, что указывало бы на то, что он должен был быть каким-либо образом недоволен своей работой.
Церковь построена в стиле голландского барокко, а ее основная планировка — греческий крест. Стены опираются на гранитный фундамент и сделаны из красных и желтых плиток, но в произвольном порядке, в отличие от зданий Кристиана IV, где они обычно систематизированы. Фасад сегментирован пилястрами в палладианском гигантском порядке, то есть они продолжаются во всю высоту здания. Пилястры тосканского ордера с основаниями и капителями из песчаника. Карниз также из песчаника, но с фризом из плитки. Между пилястрами высокие арочные окна с прозрачным стеклом и железом переходники. Есть входы на фронтоне крестовины, кроме восточного фронтона, где добавлена ризница. Главный вход находится в западном фронтоне под башней и имеет портал из песчаника. Все входы на четыре ступеньки выше уровня улицы. С каждой стороны башни есть ворота на уровне улицы, ведущие к двум склепам церкви. Крыша сводчатая и покрыта глазированной черепицей.
Алтарь — работа Никодимуса Тессина и считается шедевром. На нем изображена сцена из Гефсиманского сада между двумя колоннами, где Иисуса утешает ангел, а другой ангел висит в воздухе рядом с ними, неся золотую чашу. С каждой стороны две фигуры: Пьетас и Юстития иллюстрируют девиз короля. Две колонны несут изломанный изогнутый архитрав и фронтон. Позади проема сломанного фронтона находится окно с именем Яхве на иврите, написанным и освещенным сзади. Вокруг панели расположены позолоченные бобы и облака.
Огромный орган с позолоченной монограммой Кристиана V был построен братьями Ботцен в 1698-1700 гг. И установлен на стене и поддерживается двумя слонами. Орган состоит из более чем 4000 труб с оригинальным cymbelstern, дребезжащим на заднем плане во время особой части музыкального произведения, и весь инструмент воспроизводит звук, который был слышен в церкви над 300 лет назад. Ежегодно в церкви проводится 15-20 концертов, а по воскресеньям — музыкальные церковные службы. Последняя реконструкция органа была произведена в 1965 году с повторным использованием старых трубок, и этот инструмент оборудован 57 стопорами, распределенными по 4 мануалам и педалям. Фасад органа украшен сложной резьбой по дереву, а в центре — бюст Кристиана V.
Башня возвышается на три этажа над западной траверсой. Уровни отмечены карнизами из песчаника, которые увеличиваются с высотой, и на каждом уровне со всех четырех сторон есть круглые арочные проемы. Верхний ярус украшен плоскими пилястрами, а с самого верхнего карниза по центру с каждой стороны по центру позолочены пронизаны циферблаты. Стрелки связаны с часовым механизмом внутри башни.
Черно-золотой шпиль достигает высоты 90 метров, и внешняя лестница поворачивается вокруг него четыре раза против часовой стрелки. Вдохновением для этого дизайна послужил спиральный фонарь Sant’Ivo alla Sapienza, который вращается точно так же.
Он построен в виде деревянного каркаса, восьмиугольного в основании, с круглыми арочными проемами и круглыми окнами с позолоченными рамами. Окна обрамляют позолоченные пилястры в составном заказе. Вокруг восьмиугольного основания шпиля на четырех углах квадратной башни стоят четыре статуи четырех евангелистов. Восьмиугольное строение увенчано небольшой площадкой с позолоченными перилами, и именно с этого места лестница становится внешней. Шпиль увенчан вазоподобной структурой, на которой стоит позолоченный шар с 4-метровой фигурой Христа-Победителя, несущего знамя. У нее печально известная репутация самой уродливой скульптуры в Копенгагене, но она намеренно сделана с преувеличенными пропорциями, потому что ее можно увидеть только с большого расстояния.
Органом музыкальное сопровождение в Церкви Спасителя не ограничивается. В 1928 – 1933 годах в ней установили карильон. Это музыкальный инструмент, который для извлечения звуков использует колокола. Частным случаем карильона являются, например, куранты. В Церкви Спасителя карильон «живой» — на нём играет музыкант, в распоряжении которого 48 колоколов.
Башня церкви оборудован концертным карильоном 1928 года, который был перестроен в 1980 году и состоит из бронзовых карильонных колоколов с музыкальным диапазоном в четыре октавы, что делает его самым большим карильоном в Северной Европе. Самые большие колокола весят более 2000 кг, а самые маленькие — 10 кг. В общей сложности карильон весит почти 12 тонн и каждый час звенит над Кристиансхавном, исполняя разные гимны. Церковь создала первую должность карильона в Дании в 1983 году, и карильоньер Улла Лааге занимала эту должность до 2006 года.
Ещё находясь на обзорной площадке, что не на макушке, а в середине церкви разглядел какое-то шествие датских демонстрантов. Вообще здорово с одной стороны «бесит» их огромная любовь походить с плакатами и поорать какую-нибудь белиберду … с другой вызывает чувство зависти к их профсоюзам и прочим организациям, которые чуть-что сразу выводит множество людей на улицу.
И вот только отошли от церкви – наткнулись на подобную. Честно скажу, — я так и не понял в честь чего она была. Вроде и интеллигенты шли… и пьянь… и реперы-хиппи неизвестной направленности… Но, почти все – с бутылками пива… Может пиво Карлсберг рекламировали?! (шучу)…
Пока мы топаем к вокзалу выкладываю очередную порцию фотографий просто города… просто идём и фотографируем всё подряд …
Дело в том, что спроси меня что бы я в это время хотел делать? – я бы ответил просто где-нибудь посидеть… Но, у моей Супруги, как я не единожды уже отмечал – в пятой точке – веник! И он постоянно вертится-крутится… Ирочка повезла меня на очередной «сюрпрайз» …
Люнгбю. церковь Sorgenfri Kirkegård …
Только в поезде Ира раскрыла тайну нашей поездки. На сей раз ей приспичило посмотреть в городке Люнгбю музей под открытым небом. Знает ведь «зараза» мои слабые точки… Вот и хотела сделать очередной подарок… Хотя, мы оба очень любим подобные места.
Музей занимает площадь в 35 гектаров, на которых размещены такие объекты, как: традиционные фермерские дома, сельскохозяйственные постройки и мельницы. Представлены здесь древние породы домашних животных, великолепные исторические сады (по которым можно гулять), атмосферные старые дома с территории Швеции и немецкого района Шлезвиг-Гольштейн.
Сам городок находится всего в 15 км. от Копенгагена. Но до музея типа «Скансен» ещё добираться и добираться… Пешком очень далеко… автобус ещё искать и не известно, как часто ходит автобус. … Думали – думали и пришли к однозначному мнению, что увы – не в этот раз. Нам же ещё и в Москву улетать…
Просто немножко прогулялись недалеко от станции и решили зайти в очень красивую церковь на зелёном холме — церковь Sorgenfri Kirkegård. К сожалению, она была закрыта… и нам осталось только чуть-чуть пройтись вокруг неё… среди очень хорошо ухоженных надгробий кладбища вокруг храма…
Студенческое озеро Пеблинге (Peblinge Sø) …
Приехали к отелю даже раньше запланированного.
Торчать в отеле у ресепшн не хотелось. Силы ещё остались. Вот и решили немного прогуляться у у Студенческого озера Пеблинге (Peblinge Sø), находящегося менее километра от отеля.
На дальнем плане — Индре Би (Indre By — внутренний город) — центральная часть Копенгагена, здесь политический центр Дании, исторические кварталы, торговые и деловые улицы. Район находится в границах Копенгагена времен правления Кристиана IV, представлявшего, по сути, крепость, окруженную стенами и рвами. Для заполнения рвов водой, были построены запруды, образовавшие озера. У одного из них – студенческого Пеблинге (Peblinge) мы и прогулялись…
Прямо на дамбе озера стоит павильон «Klamydiaslottet», построенный по проекту архитектора Йенса Дахлерупа (Jens Wilhelm Dahlerup) в 1896 году для Всемирной выставки в Копенгагене. До 1984 здание принадлежало городу, здесь размещались муниципальные службы. Сейчас здесь находится один из известнейших ночных клубов Копенгагена — Søpavillonen. Заведение вмещает до 700 гостей, при этом нет дресс-кода, а музыкальная программа, составленная из хитов 70х-80 годов подходит для людей самого разного возраста.
Ну, на этом уж точно – всё! Одна из самых длительных и насыщенных поездок подошла к концу. Благополучно получили наши чемоданы из камеры хранения… пешечком дошли до вокзала… на пендельтаке добрались до аэропорта Каструп и за 20 минут до начала уже следующего дня впервые (и пока единственный раз) оказались на Российско-Французском самолёте Sukhoi Superjet 100-95. Это сейчас в 2023-ем начали создавать эти самолёты почти в 100% Российском исполнении (в смысле – все детали НАШИ (включая двигатель)), а тогда… точно не скажу, но половина основных – были импортные…
Через 2 с половиной часа – мы уже в Москве … в Шереметьево…