2008. ФРАНЦИЯ — I (Шенонсо, Шамбор, Париж). 6 октябрь. 3 день. 2 часть.

… увертюра …

Дамский замок Шенонсо…

… даже не успели заметить, — как приехали ещё в один замок Луарской долины — дамский замок Шенонсо.

вот нарыл в инете карту территории замка… — наше движение было как бы круговое….

От парковки прошли через огород — цветник «Музыкальный сад»…  и сразу поразила стелющаяся яблоня. Я впервые такую увидел. Как бы висит над землёй и растёт в очень длинную линию, аж до конца сада. На самом деле в этой «линии» множество яблонь … видны только их толстые стволы. А, между ними протянута незаметная арматура, поддерживающая и ветки и плоды…

Не сдержался. Сорвал. … — и назвал этот сорт -«французское дерьмо»!

 

Те, кто фанатеет от вида цветов или на даче выращивает овощи здесь просто обязаны лишиться дара речи и застыть в благоговении перед огромными разноцветными грядками! Предполагаю, что в зависимости от сезона на них могут появляться разные сорта. Очень красиво!

 

Ферма состоит из нескольких симпатичных домиков… Стены домиков заплетены ползучими растениями с благоухающими цветами, похожими на гигантскую сирень. … с аккуратными зелеными лужайками. … Осталось немного пройти через парк…

 

В парке «осликов» — нас ждали два очаровательных создания. К сожалению, у нас с собой в виде угощения ничего не было….  маленький фонтанчик был совсем кстати. После хреновых яблок хотелось запить и сполоснуть рожу\личико…

 

… и вот он, замок!

 

Когда подходишь ближе, становится понятно – замок построен прямо на реке Шер (точнее – над рекой)!

Заходим внутрь. Пишут, что Шенонсо не пострадал во время Великой французской революции (хотя в те времена пограбить замки угнетателей было обычным делом). Внутри все скромненько , но со вкусом. Обычный набор для подобных зданий – картины, гобелены, резная мебель, пол, стены — смотрится все очень даже неплохо. Туда не стыдно прямо сейчас заселить любую царственную особу.

Château de Chenonceau (Замок Шенонсо) — один из трех самых популярных замков Долины Луары и самых красивых замков Франции, по прозвищу «дамский замок», поскольку принадлежал двум самым влиятельным женщинам во Франции того времени — Диане де Пуатье, любовнице короля, и Екатерине Медичи. Этот замок 16-го века —  один из самых любимых и посещаемых замков Франции, второй по посещаемости после Версаля.

«Дамы Шенонсо»:

Диана де Пуатье (1499-1566)
Король Генрих II в 1547 году дарит Шенонсо своей фаворитке Диане де Пуатье, сочетавшей в себе красоту, ум и деловитость… Разбитые ею здесь сады были одними из самых красивых и современных для того времени. А знаменитый мост через реку Шер, построенный по ее распоряжению, определил неповторимый архитектурный облик Шенонсо.
Екатерина Медичи (1519-1589)
Екатерина Медичи, вдова Генриха II, отлучает Диану от дел и продолжает благоустройство садов и архитектурные преобразования. Она возводит двухэтажную галерею для организации пышных празднеств. В период ее регенства в замке воцаряется итальянская роскошь. Екатерина управляет королевством из своего зеленого кабинета и занимается утверждением власти молодого короля.
Луиза Лотарингская (1553-1601)
В 1589 году, после смерти своего супруга, короля Генриха III, Луиза Лотарингская удаляется в замок и, в знак траура, носит белые одежды, в соответствии с этикетом. Забытая всеми, вдовствующая королева стремится вести подобающей ее положению образ жизни. Она читает, занимается благотворительностью и молится. Ее смерть стала окончанием королевского присутствия в Шенонсо.
Луиза Дюпен (1706-1799)
В XVIII веке Луиза Дюпен, очаровательная представительница эпохи Просвещения, возвращает замку былое великолепие. Она устраивает здесь блистательный салон и окружает себя лучшими писателями, поэтами, учеными и философами, такими как Монтескье, Вольтер или Руссо. Она проявляет дальновидность и спасает замок Шенонсо во время Великой французской революции.
Маргарита Пелуз (1836-1902)
В XIX веке Маргарита Пелуз, вышедшая из промышленной буржуазии, в 1864 году решает дать волю своей любви к роскоши и тратит целое состояние на то, чтобы восстановить замок и парк в том виде, в котором они существовали в эпоху Дианы де Пуатье. Она разорилась из-за политических интриг. Шенонсо был продан, а затем перепродан в 1913 году.
Симона Менье (1881-1972)
В Первую мировую, вдали от окопов, Шенонсо не остается безучастным к страданиям войны. Симона Менье, старшая медсестра, управляет госпиталем, устроенным в двух галереях замка, переоборудованных и оснащенных за счет ее семьи (производителей шоколада Менье). До 1918 года здесь была оказана помощь более 2000 раненых. Мужество Симоны не раз проявляется и в сопротивлении оккупантам во время Второй мировой войны (1939-1945).

Спальня Пяти Королев:

Эта зала получила свое название в память о двух дочерях и трех невестках Екатерины Медичи.

Ее дочери: Королева Марго (жена Генриха IV), Елизавета Валуа (супруга короля Испании Филиппа II), ее невестки: Мария Стюарт (супруга Франциска II), Елизавета Австрийская (супруга Карла IX) и Луиза Лотарингская (супруга Генриха III). На кессонном потолке XVI века из аппартаментов Луизы Лотарингской изображены гербы Пяти Королев. Камин относится к эпохе Возрождения.

Мебель состоит из большой кровати с балдахином, двух готических сервантов с двумя женскими бюстами из полихромного дерева XV века и кованого дорожного сундука.

На стенах: Рубенс: «Поклонение волхвов». Полотно куплено у короля Испании и является деталью картины, выставленной в музее Прадо.

Миньяр: «Портрет герцогини д’Олонн»

Итальянская школа XVII века: «Аполлон у аргонавта Адмета».

 

 

 

Спальня Екатерины Медичи

Спальня Екатерины Медичи украшена деревянным потолком из квадратных кессонов, крашенных и позолоченных. На нем можно увидеть множество монограмм. Тут есть герб дома Медичи и в центре – переплетенные инициалы «С» и «Н» Екатерины и Генриха II. Другие кессоны украшены резными растительными мотивами, напоминающими потолок зеленого кабинета. Богатая резная мебель спальни и редчайший набор фламандских гобеленов датируются XVI веком. На гобеленах представлена библейская тема – жизнь Самсона.

Эти гобелены замечательны своим бордюром с изображением животных, символизирующих пословицы («Ловкость превосходит Хитрость» и др.) и басни, например, басню о «Раке и Устрице». В центре комнаты находится характерная для эпохи Возрождения кровать с балдахином, украшенная фризами, пилястрами, портретами в профиль в духе античных медалей.

Справа от кровати – работа Корреджо «Воспитание Амура», живопись на дереве. Вариант, написанный на полотне, хранится в Лондонской Национальной галерее. Камин и плиточный пол относятся к эпохе Возрождения.

Спальня Сезара Вандомского

Эта зала напоминает о Сезаре, герцоге Вандомском, сыне короля Генриха IV и Габриель д’Эстре, дяде Людовика XIV, который стал владельцем Шенонсо в 1624 году. Обратите внимание:

очень красивый балочный потолок, который поддерживается карнизом, украшенным пушками.

Камин эпохи Возрождения был позолочен и украшен в XIX веке гербом Тома Бойе.

Выходящее на запад окно обрамлено двумя кариатидами (дерево) XVII века.

Стены обиты набором из трех брюссельских гобеленов XVII века «Цикл о Деметре», посвященным мифу о смене времен года. Прекрасные бордюры, характерные для Брюсселя, изображают гирлянды плодов и цветов, появляющихся из рогов изобилия. Кровать с балдахином и мебель этой залы относятся к эпохе Возрождения.

 

 

 

Спальня Дианы де Пуатье

Эта комната была спальней фаворитки короля Генриха II, Дианы де Пуатье, которой он подарил Шенонсо. В 1559 г., после смерти Генриха II, убитого на турнирном поединке капитаном его шотландских гвардейцев Габриелем Монтгомери, его вдова, королева Екатерина Медичи, заставила Диану возвратить замок Шенонсо, а взамен предоставила ей Шомон-сюр-Луар.

Камин работы Жана Гужона, французского скульптора школы Фонтенбло, а также кессонный потолок украшены инициалами Генриха II и Екатерины Медичи: «H» и «C», которые при их переплетении могли читаться как «D» Дианы де Пуатье. Камин отреставрирован госпожой Пелуз.

Кровать с балдахином, кресла эпохи Генриха II, покрытые кордовской кожей, и великолепный стол с инкрустацией рядом с кроватью относятся к эпохе Возрождения. Прекрасная бронзовая статуэтка XIX века «Дианы д’Анет» напоминает о королевской фаворитке. На камине обратите внимание на портрет XIX века Екатерины Медичи кисти Соважа.

На двух больших фламандских гобеленах XVI века, изображены:

— «Триумф силы» на колеснице, запряженной двумя львами, в окружении сцен из Ветхого Завета. Латинская надпись вверху переводится так: «Любящий небесные дары всем сердцем не уклоняется от поступков, продиктованных Благочестием».

— «Триумф милосердия». Милосердие, окруженное библейскими сценами, в одной руке держит сердце, а другой указывает на солнце. Латинский девиз здесь переводится так: «Сильный сердцем в опасностях вознаграждается по смерти Спасением». Слева от окна – «Христос, лишенный одежд» работы Рибальты, учителя Риберы. Справа от камина – «Мадонна с младенцем» кисти Мурильо. Под этой картиной в книжном шкафу находятся архивы Шенонсо; в раскрытом томе в витрине можно увидеть подписи Тома Бойе и Дианы де Пуатье.

Спальня Луизы Лотарингской

После убийства ее супруга, короля Генриха III, монахом Жаком Клеманом 1 августа 1589 года Луиза Лотарингская удаляется в Шенонсо для уединения и молитвы.

В окружении немногочисленных приближенных, всегда одетая в белое, в соответствии с этикетом королевского траура, она получает прозвание «Белая королева». Вид спальни был восстановлен на основе сохранившегося потолка. Она украшена атрибутами траура: перьями (во французском языке слово «перо» созвучно слову «скорбь»), серебряными слезами, лопатами могильщиков, веревками вдов, терновыми венками и греческой буквой «лямбда» (L), инициалом Луизы, переплетенной с буквой «эта» (H) Генриха III, портрет которого, кисти Франсуа Клуэ, находится в угловой башне.

Фигура Христа в готическом стиле в терновом венке, религиозная сцена (деталь заалтарной иконы XVI века) и скамеечка для молитвы подчеркивают набожную и траурную атмосферу этой залы. Кровать и мебель датируются XVI веком. Монахини-капуцинки, которых Луиза Лотарингская хотела видеть рядом с собой, на третьем этаже замка, вернулись в свой монастырь лишь в XVII веке.

 

шикарные виды из окон замка…

 

Екатерина Медичи продолжала строительство Шенонсо. К 1580 году на мосту через Шер была построена изящная двухэтажная галерея, придавшая замку «новое измерение» поперек реки. Верхний этаж галереи был оборудован как бальный зал, где проходили празднества и приемы.

… в начале зала мы «нарвались» на Арт галерею…

 

Шикарные спальни… Шикарные залы… и везде – огромные букеты цветов. Они здесь повсюду!

Мы сначала подумали, что они искусственные – настолько дорого-богато смотрятся эти букеты. Но нет – все настоящее! Теперь понятно, для чего здесь такой огород\цветник.

 

Спустились в подвал замка. Там – кухня! Я больше нигде не видел ничего подобного!

 

Самый шик – неимоверное количество посуды. Кастрюли, сковородки, кувшины, ковши… и много-много других предметов, названия которых сложно припомнить. Размеры – от маленьких до огромных. И все блестит и сверкает! Прямо мечта хозяйки…

 

Вид на сад Екатерины Медичи …

Миновав мостик, выходим на передний двор. От первоначальных построек XIII века осталась только башня-донжон семьи де Марк. Глядя на неё трудно поверить, что этой башне почти 800 лет! Вот уж воистину: » Ах, если б стены могли говорить!»…

Рядом с башней сохранился ещё и колодец, украшенный химерой и орлом — эмблемой семьи де Марк.

Так и стоят они восемь столетий напротив друг друга, он и она.

-Ну как ты, мой старый друг?,- спрашивает башня.

-Устал я, моя дорогая. Но буду с тобой до конца!,- отвечает колодец.

 

Сад Дианы де Пуатье…

Замок осмотрели, вышли на улицу, привыкаем к солнечному свету… и потихоньку идём в самый знаменитый Сад Дианы де Пуатье.

 

Этот сад состоит из восьми больших треугольных газонов (12000 кв.м)

 

Во времена Дианы де Пуатье, сумевшей привлечь команду талантливых, эффективных управляющих, Шенонсо превратился в рентабельное, процветающее поместье, в котором росли чудесные овощи и фрукты. Этот сад, где преобладают цветы светлых тонов, неформально называется Сад Дианы.

 

В центре был восстановлен фонтан. Стены с вазами, частично обрамляющие сад, покрыты

плетистыми розами «Айсберг».

 

Во времена Дианы де Пуатье, сумевшей привлечь команду талантливых, эффективных управляющих, Шенонсо превратился в рентабельное, процветающее поместье, в котором росли чудесные овощи и фрукты. Этот сад, где преобладают цветы светлых тонов, неформально называется Сад Дианы.

 

Сад Дианы де Пуатье словно дышит нежностью и утонченностью. Там стоят томные античные статуи и располагаются озорные фонтаны. Множество растущих в саду кустарников и цветов создают благоприятные условия для прогулки и отдыха. Ежегодно там высаживаются десятки тысяч саженцев желтых, голубых виол, петуний, нарциссов, бальзаминов, бегоний, незабудок, белых роз и т.д.

 

Сады по роскоши несколько уступают Версалю, к тому же здесь нет шикарных фонтанов, но прогуляться по ним очень приятно.

 

 

Огромный интерес для ценителей ландшафтного дизайна представляет отлично сохранившийся французский парк, огород, разбитый Дианой де Пуатье

 

Замок Шамбор…

Замок Шамбор  (Château de Chambord) — один из самых великолепных замков во Франции и крупнейший замок в Долине Луары. Расположенный в самом большом в Европе огороженном лесистом парке, замок Шамбор представляет из себя жемчужину архитектуры эпохи Ренессанса.
Замок был построен для короля Франциска I в виде охотничьего имения, а также чтобы он мог быть поближе к своей любовнице. Это один из самых узнаваемых замков в мире благодаря своей отчетливой французской ренессансной архитектуре, которая представляет из себя смесь традиционных для Франции средневековых элементов с чистой Ренессансной структурой.
Замок был построен по приказу приказу молодого короля Франциска I, окрыленного победой в битве при Мариньяно. Строительство этого шедевра завершилось только при Короле-Солнце, Людовике XIV, который неоднократно останавливался в замке со своими придворными. Обычно его поездки сопровождались охотой и пышными увеселительными мероприятиями. Во время Французской революции замок разграбили, но все-таки не разрушили. Долгое время он находился в запустении, пока Наполеон не передал его в дар маршалу Бертье в благодарность за верную службу в 1809 г. Замок Шамбор и окружающее его имение тогда переименовали «Княжество Ваграмское». В 1821 году замок перешел в руки герцогу Бордо, внуку короля Карла Х, но в ходе бурной политической жизни Франции он оказался в ссылке, не успев пожить в Шамборе. Однако герцоги Бурбон-Пармские были гражданами Австрии, в 1915 году государством был наложен секвестр на владение Шамбора. А в 1930 году Château de Chambord по праву преимущественной покупки он был выкуплен государством. Власти снесли мансарды нижнего пояса укреплений, пристроенных при Людовике XIV, вернув тем самым замку первоначальный облик эпохи Ренессанса. От Средневековья в замке присутствует массивный донжон, обрамленный башнями, с наружным ходом и нижним поясом укреплений, ров с водой и готическая форма шпилей. Но центрированный план замка, двойная спиральная лестница, симметричность построек, геометрическая и декоративная лаконичность фасадов, кесонные своды на третьем этаже и отделка проемов уже соответствуют новому тогда стилю Ренессанс.  Автор этого уникального проекта неизвестен. Выдвигались разные теории, включая сотрудничество мастеров Франции и Италии.  В начале XX века впервые была озвучена идея возможного посредничества Леонардо да Винчи: характерными для великого гения эпохи были центрированный донжон, лестница с двойной спиралью и изолированные террасы, а также система канализации с двойной ямой сливания и отдушиной, однако Леонардо умер в 1519 году, так что мог быть только идейным вдохновителем, но сам участвовать в проекте не мог.

Я уже упоминал о «Флорентийской болезни». … Когда за короткое время человек слишком много видит прекрасных шедевров — может «убежать» от ума. … вот и мы, десятилетиями находились как бы в «тишине», а тут уже третий день на нас всё валится и валится … всё самое и самое….

Приехали к замку уже страшно уставшие. Неспеша прошли около километра… Гида уже с нами не было, — всю информацию на нас «слили» ещё в автобусе. Да и факт того, что внутрь замка мы не пойдём, — не придавал оптимизма. Нам просто дали «свободное время» (около часа) и отпустили «с миром».

Хорошо что экскурсия была осенью, по одной простой причине — именно осенью здесь меньше всего толп бегающих туристов.

Первое, что бросается в глаза — это шпили и башни сконцентрированные по всем верхним этажам. За счет такой большой концентрации башен, замок становится похож на игрушечный город.

 

Насколько, я помню, — замок насчитывает более 400 комнат… но, это мы не увидим. Успеть бы только обойти замок  по диаметру….

Шамбор поражает любое смелое воображение, уже при подходе к нему. Перед нами простирается огромное сооружение — настоящий укрепленный замок средневековья, раскинувшийся на берегу Луары, в ее небольшом притоке — реке Беврон.

Как у любого порядочного укрепленного замка, вокруг находится ров с водой, который должен защищать Шамбор от нападения врагов. Не могу назвать Шамбо уютным замком. Да, он самый большой и самый величественный, и мудреный с точки зрения архитектуры, но не самый уютный. В величии и грандиозности Шамбор веет монументальностью и желанием его хозяев покорить великолепием своего жилища.

Мне бы очень хотелось хотя бы краем глаза взглянуть на ту жизнь, что протекала в этих стенах… Но остается об этом только мечтать и воссоздавать в своей голове картины той эпохи.

 

До того, как был построен Версаль, Шамбор считался самым экстравагантным замком Франции, и одним из самых красивых.  Отдельная фишка замка — это невероятное количество лестниц, но увы – мы их не видели… не видели творение Леонардо да Винчи, ведь по приданию он сам проектировал лестничные пролеты

 

Как скажет молодёжь — «прикольно». Прикольное имя у нашего шофёра, — Оливье !!!

До Парижа — ехать менее 2-х часов. … «Выгрузили» как и положено у Opera. А, дальше каждый до своего отеля добирался «своим ходом»….

 

… прошлись по ночному Парижу… почти нет свободных мест в ресторанчиках и внутри и снаружи…

 

… метро…

 

… а, от метро до дома «раз плюнуть»….

 

Оставьте комментарий

Прокрутить наверх