2023. Москва: метро, пл. Европы, метромост, парк культуры им.Горького, памятник Петру I, башни Кремля, «парящий мост». 11 июнь. 2 день. I часть.

Марк Бернес «Моя Москва»

ЧЕРНОВИК…. ВРУ и Сочиняю ПРЯМА ЩАС !!! 

метро Новослободская …

Размышлял изначально, — куда же предложить Ларисе съездить… что посмотреть…? Естественно, как и всегда предложил: Кремль, Красная площадь, Останкинская башня и т.д. … но, одну из самых красивых достопримечательностей Москвы – метро, моя тупая башка пропустила. Лариса же поставила метро – на первое место!

Специально ехать для осмотра метро не было смысла. Просто при составлении поездок решили планировать маршрут через красивые станции. Вот и начался наш день с пересадки на кольцевую линию, где «залегают» самые-самые. Лично для меня самая красивая… самая уютная – Новослободская. Может потому, что с детских лет я был на ней больше всего. Из Бескудникова – самая ближняя и изначально мы ехали в метро через именно её.

… станция была открыта в 1952 году. Назвали её в честь улицы, на которой стоит её наземный вестибюль, построенный в стиле античного храма с колоннами.

Архитектором станции был выбран опытный Алексей Душкин («Маяковская», «Площадь Революции», «Кропоткинская» — его рук дело), который работал в соавторстве с молодым коллегой Александром Стрелковым. А поскольку Душкин параллельно трудился ещё на двух проектах, основная нагрузка легла на плечи именно Стрелкова. «Новослободская» — глубокого заложения, потому чтобы придать легкость тяжелой поддерживающей конструкции, архитекторы сделали плавный переход пилонов станции в своды, и украсили вестибюль витражами.

Яркие витражи дают дополнительный свет и ощущение именно теплоты… уюта… Что-то похожее на какую-то сказку… Для создания витражей был привлечен художник Павел Корин, изготавливали его из чешского стекла мастера в Риге, которые раньше создавали стеклянные шедевры для католических соборов. Основную часть витражей занимают витиеватые цветочные узоры, а в верхней части некоторых из них изображены трудящиеся – рабочий, колхозница, музыкант. Занимательная история у панно в торце станции, автором которого был также Павел Корин. На нем изображена женщина с ребенком на руках, который на первоначальной версии тянул ручонки к профилю Сталина. Располагаются они на фоне снопа золотой пшеницы с лентой, на которой написано «Мир во всем мире». Во времена Хрущева Сталина заменили на голубей и надпись «МИР». Правда, при этом произошла еще одна оказия – Никите Сергеевичу не понравилось, что ноги у женщины босые (что это за дело – неужели советская колхозница не может позволить себе купить сандалии?). Женщину срочно «обули», но представители ЦК пошли дальше – они углядели образ Сикстинской Мадонны в Новослободской колхознице, и приказали снять панно. Работники метро схитрили – закрыли композицию фальшстеной, которую сняли после ухода Хрущева.

метро Киевская …

Московское метро открылось 15 мая 1935 года линией «Сокольники»-«Парк культуры» и за два десятка сталинских лет приросло новыми станциями, богатые интерьеры которых напоминают художественную галерею. 44 станции столичной подземки признаны объектами культурного наследия.

С 1955 года, в связи с постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», метрострой отказался от дорогостоящего декора в пользу типовых проектов.

Станция «Киевская» кольцевая открыта 14 марта 1954 года в составе участка «Белорусская» — «Парк Культуры» и замкнула строившуюся Кольцевую линию.

В 1953 году на пост первого секретаря ЦК КПСС заступает Хрущёв, и в числе его первых деяний оказывается и увековечивание великой судьбы народа Украины в московском метро. На тот момент ни одна из двух существовавших «Киевских» его не удовлетворяли. По результатам объявленного конкурса было представлено 40 проектов, победу в котором одержали киевляне.

Архитектурные новшества не использовались украинской группой архитекторов. Основными стилистическими и инженерными принципами работы для них стали расширяющиеся вверху пилоны и параболический свод, позаимствованный у Л. М. Полякова — архитектора метрополитена, проектировавшего «Арбатскую» Арбатско-Покровской линии. Тонкие орнаментальные опоясывания форм станции напоминают оформление «Новослободской». Путевые стены и нижняя часть пилонов облицованы мрамором, пол выложен серыми гранитными плитами.

 

Восемнадцать пилонов украшены мозаичными панно из смальты, посвящёнными истории Украины и дружбе украинского и русского народов. Все в стиле Соцреализм. Станция была последней и самой «богатой» на изображения И.В. Сталина. Целых пять его профилей можно было увидеть в оформлении станции на мозаиках и в самом конце станции был помещён большой профиль Ленина-Сталина, который был заменён маленьким портретиком В. И. Ленина. Более подробно можно посмотреть у https://bluesmaker.livejournal.com/489040.html?ysclid=lpdfwugon8691729627

Площадь Европы … фонтан «Похищение Европы» …

В сегодняшних планах основной целью была прогулка по Москва-реке на речном кораблике от причала «Киевский» до причала Большой Устьинский мост.

Выехали из дома, естественно с «запасом». И не зря. Просто выйдя из метро на площадь Киевского вокзала я в очередной раз её не узнал. Привык за пять лет совместной жизни с первой женой к «Площади Киевского вокзала», а тут её перестроили до неузнаваемости. В 80-е она была, как мне казалось большим-большим парком с огромным количеством зелени. Сейчас остался только половинный «обрубок» в виде «Киевского (Бородинского) сквера. И очень прикольно читать отзывы о нём в виде восторженных в дневное время с упоминанием тишины и красоты … о пении соловьёв … … и вечернего, когда в сквере собираются толпы бомжей… алконафтов всех мастей… и горы мусора.

Что же касаемо площади, то как всегда «засрали» грёбанные эвропейцы. Вырубили деревья и сделали «лысый парк». Для галочки соорудив на мой взгляд «безвкусное нагромождение» камня. Если коснуться официальных слов, то площадь строилась с сентября 2001 года по 15 сентября 2002 года в рамках совместного российско-бельгийского проекта как символ единства Европы (подобные проекты были реализованы и в других европейских городах).

Архитектором проекта стал главный архитектор Российской Академии наук Ю. Платонов, награждённый орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени. Название символизирует близость современной России с Европой. В центре памятника находится скульптура древнегреческого бога Зевса в образе быка, похищающего Европу. Вокруг скульптурной композиции сооружён фонтан с ночной разноцветной подсветкой. На площади расположены 48 колонн с флагами европейских стран, скульптура «Похищение Европы» (проект бельгийского скульптора Оливье Стребеля) и ресторан «Европа».

И как же было приятно, что колонны стояли, а флагов гейЭвропы – не было!

Совсем рядышком через дорогу был причал «Киевский вокзал» с которого мы и должны были отправиться судя по купленным ещё неделю билетам по прогулочному маршруту:

причал Киевский вокзал – причал Воробьёвы горы – причал Крымский мост – причал Большой Каменный мост – причал Большой Устьинский мост – причал Новоспасский мост, теплоходы, работающие на прогулочном маршруте причал Андреевский – причал ЦПКиО – причал Большой Каменный мост – причал Большой Устьинский мост – причал Крымский мост – причал Андреевский с выходом где захотим, но уже без входа. Время просто было чётко прописано – 10:52 отплытие. Мы пришли почти на пол часа раньше, дабы по опыту быть в первых рядах и занять места получше и была бы возможность без помех пофотографировать. Подошли и нам сказали, что мы плывём на кораблике «Счастье». Вот тут-то и проявилась наша Российская бюрократия… Время назначено одно, но похоже из-за того, что кораблики в этот выходной день не полностью загружались народом, просто взяли и сдвинули время. Нам, даже на кассе об этом не сказали.

Мухина гора …

 

Как итог, мы лишние пол часа проторчали на причале, хотя могли если б знали это время провести в парке через дорогу… И слава Богу! – посудина не была забита битком, что бывает в таких случаях часто. На верхней открытой палубе кое-как, но можно было не только подойти к краю борта, но даже умудриться присесть на иногда освобождаемые стульчики …

ТЭЦ — 21 … «Воробьёвы горы» …

 

… проплыли под метромостом …

Метромост «Ленинские горы» … «Воробьёвы горы» …

Ой, сколько же всевозможных баек и домыслов вокруг этого моста было не только в Москве … Сколько разговоров об очередном «долгострое» … Сколько неудобств и разочарований!? Даже гиды и всевозможные писаки в тырнете несут пургу, каждый на свой манер и зависимости от погоды…

Попробую и я вылить свою ложку дёгтя в общую бочку разнообразных сплетен:

Лужниковский мост был сооружён в 1958 году… Станция метро «Воробьёвы горы» названа по историческому району Воробьёвы горы и была открыта 12 января 1959 г. как станция «Ленинские горы». С 12 мая 1999 г. – уже Воробьёвы горы.

Очень быстро… всего то за 20 лет мост стал приходить в негодность. Это тоже – неоспоримый факт. Так почему-же это произошло? Всевозможные версии «умников» тырнета о диверсии… о халтуре пленных немцев… и прочую лабуду я отвергаю сразу. Не только потому что не верю – просто лично мне эти версии «не нравятся» и я слишком много времени уделил чтению всевозможных источников.

Не настаиваю на истине первой инстанции – причины две: Русское распиздяйство и ошибка в ряде конструктивных решений.

С распиздяйством понятно без разбора. Те, кто жил и вкусил всевозможные Хрущёвские… Брежневские… «Пятилетку в 4 года!» «выполним досрочно» «вперёд к победе Коммунизма» — вспомнят и поймут сразу. Нужно было сделать в кратчайшие сроки, всего за 19 месяцев, так как спешили успеть к Международному Фестивалю Молодёжи, хотя постановление начале строительства метрополитена в Москве было принято в июне 1931 года на пленуме ЦК ВКП (б). И первая шахта была заложена на опытном участке на Русаковской улице уже в 1931 году.

Для удешевления строительства использовался уникальный проект прохождения линии метрополитена по метромосту, вместо предлагаемого ранее плана тоннеля под Москвой-рекой. Станция располагалась на нижнем ярусе Лужнецкого метромоста, в то время как по его верхнему ярусу проходило автомобильное движение.

По причине спешки со сдачей моста в эксплуатацию к Международному Фестивалю Молодежи не были соблюдены до конца нормы строительства… Советское распиздяйство. Один «шипко учёный умник» добавил в раствор для отливки пилонов в 10!!! раз больше хлорида натрия (поваренная соль обычная), чем необходимо по технологии. Соль добавляют в количестве 0,1% в раствор для ускорения затвердевания раствора при отливке ЖБ конструкций. Хотя вообще нормальные люди добавляют в раствор жидкое стекло (силикат натрия), бетон твёрже получается, хоть и не быстрее. Дело в том, что железобетонные конструкции моста строились в зимнее время, и для недопущения замерзания ещё не схватившегося бетона в него добавлялись различные присадки, обычно — дешёвую поваренную соль. Проверки, проведённые в первый сезон эксплуатации моста, выявили предаварийное состояние предварительно напряжённых балок автодорожного яруса; нарушение гидроизоляции тросов затяжки, обеспечивающих целостность главного арочного пролёта; высокие блуждающие токи, ускорявшие процессы коррозии.

Соль, снижая температуру замерзания воды, дала возможность бетонировать при минусовой температуре, однако крайне пагубно действовала на бетон и стальную арматуру. И последствия спешки не замедлили сказаться. Весной того же 1959 года, едва началось таяние снега, вода, из-за плохой гидроизоляции, хлынула на станцию. Нормальной эксплуатации постоянно мешала дождливая погода. Ливень, разразившийся над Москвой 8 июля 1959 года, едва не парализовал работу этого участка метро. Дождевая вода вперемешку с песком стала заливать мутными потоками проходящие поезда. Вскоре начали рушиться потолочные покрытия. В июне 1960 года в коридоре вестибюля с четырёхметровой высоты упали дюралевые листы карниза. Однако самые большие неприятности начались позднее. Соль, добавленная в бетонные конструкции, способствовала интенсивной коррозии элементов арматуры и постепенно превращала бетон в слоеный пирог. (Соль при кристаллизации увеличивается в объеме в 8 раз) …

Вторая, на мой взгляд причина – ошибка в конструкции. Весь мост… все конструкции нижнего строения… платформы … — всё сконструировано было как единое целое. В результате – все они испытывали серьёзные динамические нагрузки от регулярных разгонов и торможений поездов. После реконструкции платформенная часть станции было решено осталась на старых опорах, а движение поездов осуществляется по отдельным балкам, стоящих на своих собственных опорах. Тем самым динамические нагрузки от движения поездов никак не влияют на остальные конструкции станции и моста.

… парк культуры и отдыха им. Максима Горького …

… мы уже проплываем парк Горького. Честно, говоря не хотел о нём вообще что-либо писать, так как уже довольно-таки давно в нём не был и нет вообще никакого желания его посещать. Но, так как уже после посещения храма Христа Спасителя и обеда – я поеду домой, а Сеструнька поедет погулять именно в этот парк … и погуляет в нём. (очень жаль, что она не любитель фотографировать и эта прогулка осталась только в её памяти… Но, надеюсь она, прочтя эти строки – напишет из прекрасной Белоруссии … и я добавлю в эту запись)

Итак, парк основан в 1928 г., спроектирован во время подготовки первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки архитектором И. В. Жолтовским. Центральный вход в парк сооружён по проекту архитектора В. А. Щуко. Строительство парка подобного рода явилось первым опытом не только для Москвы, но и для всей страны. Парк создавался как многофункциональное учреждение культуры, на которое возлагался комплекс культурно-просветительских и физкультурно-оздоровительных задач. В границах парка расположен Нескучный сад — старейший природный парк Москвы, образованный в результате слияния трёх усадеб XVIII в., принадлежавших князьям Голицыным, Трубецким и Демидовым. В 1932 г. парку было присвоено имя писателя Максима Горького. В центре парка расположен фонтан с бассейновой частью площадью более 5 тыс. м². На территории парка также есть выставочный павильон, павильон культуры и Зелёный театр. В 1930-е гг. парк культуры и отдыха посещали до 30 тыс. человек в день. Москвичи и гости столицы любовались ухоженной природой парка, смотрели любимые кинофильмы и театральные постановки, катались на аттракционах. Особое внимание уделялось детям, так в ЦПКиО им. Максима Горького была открыта первая детская железная дорога протяжённостью 528 м со своим депо и электроподстанцией. Летом 2011 г., с назначением Сергея Капкова на должность директора Парка, на территории ЦПКиО началась реконструкция. За лето и осень 2011 г. было демонтировано около 100 аттракционов и незаконных объектов. На месте демонтированных объектов уложено более 2 тыс. м² нового асфальтового полотна, разбито 1,9 га новых газонов и цветников. Последний аттракцион был разобран в ноябре 2011 г.

Что же касаемо, моего личного мнения, то хоть и был Горький (Пешков) уж, больно разрекламированной личностью – хрен с ним… пусть парк и носит его устоявшееся у Москвичей имя. На нём хоть нет «крови» … Но, уж больно мне не нравится снос колеса обозрения в 90-е. Старое? Поставьте новое и современное на старом месте у Голицинского пруда.  Не нравится и очень малое количество деревьев. Хочется задать простой вопрос – это парк или ресторанно-аттракционная территория?

Вот сейчас сижу и припоминаю … — Если, товарисч Паркинсон вместе с дядькой Айцгеймером при содействии и активном участии великой Деменции совсем не лишили меня рассудка…- ведь в мои школьные годы (70-е) вход был бесплатным! Почему «парк» … да ещё и «культуры и отдыха» — платные?! Да ещё со-слов очень многих – цены уже бешенные и постоянно повышаются?

Почему до сих пор нет органа власти, который бы регулировал цены во-всевозможных кафешках и ресторанчиках!? (то же самое, что и в аэропортах). Получается, что «отдохнуть и культурно насладится» могут только очень хорошо обеспеченные люди …

Памятник Петру Первому …

 

… довольно-таки близко проплыли около ещё одной крайне противоречивой достопримечательности, которая буквально «расколола» общество на две примерно одинаковые стороны. Начитался в тырнете отзывов, где люди была бы возможность – забросали друг друга кирпичами. А если собрать все плевки в сторону друг друга воедино, то Москва река вышла бы из берегов и затопила Столицу вплоть до моего любимого Бескудникова…

Открыт 5 сентября 1997 г., скульптор З.К. Церетели. Общая высота памятника 98 м, высота фигуры Петра 18 м. В состав памятника входит фонтанное сооружение.

Лично я, — возмущён не самим творчеством Зураба Церетели. – Он просто «простой» скульптор, оказавшийся в нужном месте и в нужное время. Под покровительством Лужкова (у меня к нему тоже мнение 50 на 50) – стал «великим» скульптором… и все его творения так же обрели ранг «великих». … я возмущён, что до сих пор в России нет жёсткой художественной комиссии, отбирающей действительно талантливые проекты и творения. В России реально очень много талантов. Особенно, — среди молодёжи… но, почему-то побеждают бездарные или слабые проекты. Это касаемо и этого монумента. Да, — в нём что-то есть! Но, вопросов – ещё больше. Настолько больше, что я бы снёс его к «едрёной фене и на этом месте поставил что-то реально грандиозное и красивое… Единственное оправдание – время, когда он был «состряпан»…

«Красный Октябрь» …

Похоже, нас целую поездку будут преследовать противоречия и спорные вопросы об объектах, мимо которых мы проплывали. Вот и территория бывшей кондитерской фабрики «Красный Октябрь» — не исключение.

«Алёнка», «Мишка косолапый», «Красная шапочка», «Раковые шейки», «Золотой ключик», «Кара-Кум», «Кис-Кис», «Трюфели», … …

Фабрика «Эйнемъ» основана в 1867 г. немецким торговцем из Вюртемберга Ф.К. Эйнемом. В 1918 г. фабрика национализирована, и в это же году получила название «Государственная кондитерская фабрика № 1, бывшая Эйнем», а в 1922 г. была переименована в «Красный Октябрь», хотя еще несколько лет после этого в скобках всегда добавлялось «Бывш. Эйнемъ». Но фабрика (производственная линия) была перенесена на окраину Москвы в 2007 году, а знаменитый завод был перестроен в жилые комплексы, кафе и рестораны.

В народе только и разговор – «снесут – не снесут»!? С одной стороны, очень дорогая земля… с другой – это памятник архитектуры. Поживём – увидим!

храм Христа Спасителя …

Уже состряпал свой текст рассказа о месте, которое мы проплываем. О великолепном храме Христа Спасителя, но текст получился уж больно большим. Эта запись получается, уж больно большой… и решил разбить этот день на две части. Во-второй, мы с Ларисой посетим храм … там больше фотографий и поэтому читать\смотреть «будет веселей»…

 

Семь башен Кремля выходящие на Москву реку …

Мы с Ларисой уже проплываем мимо грандиозных стен Кремля. Увы, пощупать стены и башни … и даже посмотреть вблизи – не получится, т.к. погода хоть и была тёплая, но вода в речке, наверняка холодная… да и мочить фотоаппарат не хотелось… Поэтому, решил описать немного только 7 башен, выходящих на речку. Мало про них пишут. В основном – переписывают друг у друга, что кстати и я сделаю. Да, — сразу за ентими башнями — Тайницкий сад. Вот его-то упомяну в записи третьего дня, когда мы сделаем небольшую экскурсию по Храмам и Оружейной палате Кремля …

Описываю башни по ходу движения нашего прогулочного кораблика:

Водовзводная башня …

В 1488 г. недалеко от впадения реки Неглинной в реку Москву, на месте, которое, по выражению Петра I, «натура зело укрепила» воздвигли вторую круглую в плане башню — Свиблову, также получившую свое название по имени боярина Свиблова. Башня имела колодец и тайный выход к реке. В 1633 г. в Свибловой башне была установлена водоподъёмная машина, которая из колодца, находящегося внизу башни, накачивала воду в выложенный свинцом водоем, устроенный на верху башни. Оттуда по свинцовым трубам вода поступала в водовзводную палатку, стоявшую в Кремле около Старого Денежного двора и Верхнего Набережного сада. Через трубы, проложенные в земле, вода расходилась по всему Кремлю. Как свидетельствовали современники, эта машина стоила несколько бочонков золота. С тех пор эту башню стали называть Водовзводной. В 1672–1686 гг. башня была надстроена ярусным верхом с шатровым завершением. Сырость от колодца и близлежащих рек постепенно разрушала кладку стен. Зодчий В.И. Баженов предлагал ее снести и построить вновь, но не получил на то разрешения. В 1805–1806 гг. по проекту И. В. Еготова башню разобрали до фундамента и сложили вновь. В 1812 г. при отступлении наполеоновских войск из Кремля башня была взорвана неприятелем, а в 1817–1819 гг. её восстановили под руководством О. И. Бове. В оформление башни внесены классические и псевдоготические детали: массивный нижний цилиндр обработан рустом, завершен декоративными машикулярами и прорезан большими окнами. Верх башни увенчан рубиновой звездой. Её установили в 1937 г. в честь двадцатилетия Великой Октябрьской социалистической революции. В 1961–1991 была изображена на трёхрублёвой купюре СССР, одном из былых символов советской страны. Высота Водовзводной башни до звезды — 57,7 м, со звездой — 61,45 м.

Благовещенская башня …

Одна из рядовых квадратных башен южной стены. Расположена между Тайницкой и Водовзводной башнями. Её название связано с легендой о чудотворной иконе «Благовещения», когда-то располагавшейся на башне. Точная дата постройки неизвестна, предположительно — 1487-88 гг. Верх надстроен в 1680-х гг. Невысокий четверик башни прорезан широкими окнами и заканчивается машикулями с боевой площадкой и парапетом. Выше на открытом арочном четверике поднимается усеченная пирамида шатра со смотрильной вышкой. В 1667 г. Благовещенская башня значилась по описанию проездной, ибо в середине XVII в. рядом с башней были устроены Портомойные ворота для проезда дворцовых прачек к Портомойному плоту на Москве-реке. В 1731 г. Г. Шедель пристроил к башне церковь Благовещения, для которой башня служила колокольней. В 1831 г. Портомойные ворота были заложены. Реставрировалась башня в 1866 г. В 1891-92 г. башня стала приделом Благовещенской церкви. В 1932-33 гг. при реставрации церковь разобрали, восстановив древние формы фасадов и бойниц. Внутри нижний объём, имеющий очертания неправильного четырехугольника, перекрыт сомкнутым сводом с распалубками. В башне существовало глубокое подполье (ныне полузасыпано). Верхний четверик отделен от шатра плоским перекрытием. Такие же перекрытия делят внутренность шатра на ярусы. Высота башни — 30,7 м, с флюгером — 32,45 м.

Тайницкая башня …

В 1485 г., когда Иван III развернул в Кремле строительство, итальянский зодчий Антон Фрязин заложил первую башню нового Московского Кремля, которая получила название Тайницкая. Летописец так описывает это событие: „…заложена бысть на реце на Москве стрельница у Шешковых ворот, а под ней выведен тайник, а делал ее Антон Фрязин”. Эти проездные ворота были выстроены на месте старых Чешковых ворот Кремля — времен Дмитрия Донского. Как верно отметил летописец, при сооружении башни под ней был вырыт колодец и тайный ход к Москве-реке, снабжавший москвичей водой в случае осады, отсюда и ее название. Тайницкая башня с проездными воротами имела отводную стрельницу, соединявшуюся с ней каменным мостом, внутри башни находилось громадное помещение с мощными сводами. Судя по Годуновскому плану Московского Кремля, составленному в 1597 г., до XVII в. на верху башни находилась четырёхскатная крыша с бревенчатой надстройкой, в которой помещался шатер с колоколом. Часовые на башне наблюдали за Москворечьем и в случае пожара специальными сигналами колокола давали о нем знать. В 1670-80 гг. над четвериком башни русские мастера возвели каменный верх — открытый арочный четверик, завершенный четырехгранным шатром со смотровой вышкой. В 1770-1771 гг. в связи со строительством Кремлевского дворца по проекту В.И. Баженова Тайницкую башню разобрали. В 1812 г., во время отступления войск Наполеона из Кремля, башня пострадала от взрыва, но скоро была отстроена. В 1862 г. по проекту мастера из семьи художников Кампиони стрельница также была восстановлена. В 1930-33 гг. стрельницу разобрали вновь, тогда же были заложены проездные ворота и засыпан колодец. Высота Тайницкой башни — 38,4 м.

Первая Безымянная башня …

Она же Пороховая башня. В 1480-х гг. рядом с Тайницкой была сооружена глухая 1-я Безымянная башня. В XV-XVI вв. в ней хранился порох. У этой башни трудная судьба. В 1547 г. во время пожара она разрушилась, а в XVII в. ее возвели вновь. Тогда же ее надстроили шатровым ярусом. В 1770-71 гг. в связи со строительством Кремлевского дворца башню разобрали, а когда это строительство было прекращено, ее построили заново. В 1812 г., во время нашествия Наполеона, башня была взорвана. Восстановили ее в 1816-35 гг. под наблюдением О.И. Бове. Высота 1-й Безымянной башни — 34,15 м.

Вторая Безымянная башня …

Промежуточная башня южной стены Кремля. Возведена в 1480-х г. между 1-ой Безымянной и Петровской башнями. В 1680-х гг. ее массивный четверик надстроен сквозным четырёхгранным шатром, увенчанным смотрильной вышкой с восьмигранным шатриком и флюгером. В 1701 г. башня имела ворота, позднее заложенные. В 1771 г. в связи со строительством Кремлевского дворца была снесена, затем восстановлена. Внутри башни располагаются два яруса сводчатых помещений. Нижний ярус перекрыт цилиндрическим сводом, верхний — сомкнутым с распалубками. Верхний четверик раскрыт в полость шатра. Высота башни — 30,2 м.

Петровская башня …

Она же Угрешская башня. Промежуточная глухая башня южной стены Кремля. Построена в 1480-х г. между 2-й Безымянной и Беклемишевской башнями. В 1612 г. была разрушена. При восстановлении в завершении ее основного четырехугольного объема появились ложные машикули. В 1676-86 гг. получила надстройку, отличающуюся от верхов остальных башен: в убранство двух убывающих по величине четвериков, на которых стоит низкий многогранный шатер, введены полуколонки. В 1771 г. в связи со строительством Кремлевского дворца В.И. Баженова башню разобрали. При этом было упразднено кремлевское подворье Угрешского монастыря и снесена примыкавшая к башне церковь Петра митрополита, по которым башня получила свои названия. В 1783 г. башня была восстановлена. В 1812 г. она была взорвана французами, но затем восстановлена под наблюдением О.И. Бове. Объем башни несколько вытянут с севера на юг. Основной четверик имеет два яруса сводчатых помещений. Завершающий объем раскрыт внутрь восьмигранного шатра, переход к которому осуществлен при помощи тромбов. Имеет значительное сходство с Мостовой башней царской резиденции в селе Измайловском. Высота башни – 27,15 м.

Беклемишевская башня …

Она же Москворецкая башня. В 1487 г. итальянский архитектор Марко Руффо выстроил в юго-восточном углу Кремля высокую круглую башню — Беклемишевскую. Она находится возле нынешнего Москворецкого моста и хорошо видна со стороны Красной площади. Эта башня ввиду своего расположения первая принимала на себя удары подступавших врагов. Внутри нее находился тайник — колодец. Название она получила от двора боярина Беклемишева, находившегося в XV в. рядом с башней со стороны Кремля. В XVII в. башня была надстроена красивым высоким шатром, благодаря чему она приобрела стройные архитектурные формы, утратив свою крепостную суровость. В начале XVIII в. в связи с русско-шведской войной вокруг нее были устроены бастионы, растёсаны, расширены бойницы для установки более мощных орудий. Во время реставрационных работ, проводившихся на башне в 1949 г., бойницы были восстановлены в прежнем виде. В 1917 г. во время боев за Кремль снарядом был сбит верх башни, но вскоре его восстановили. Это одна из немногих кремлевских башен, не подвергавшихся серьезной реконструкции. Высота Беклемишевской, или Москворецкой, башни — 46,2 м.

«Парящий мост» …

Даже не знаю, что лучше – проплывать под этим шедевром или стоять на нём!? И так, и так – замечательно! Чуть позже… примерно через час мы с Сеструнькой уже будем шлёпать ножками по нему, не испытывая абсолютно никакого страха, тем более, что я уже наблюдал за его строительством по тырнету в котором хорошие люди выкладывали массу фотографий. Одну из них, я не удержался и «спёр» выставляя сейчас пред вашим взором …

Мощный и в то же время изящный мост-бумеранг воспарил над рекой – Москвой на высоте в 13 метров над уровнем воды и, развернувшись, устремился обратно, к его началу – на левый берег реки. Уникальная конструкция моста, отрицая все правила строительства подобных объектов, возникла в парке «Зарядье», у самых стен Кремля относительно недавно, 9 сентября 2017 года, в День города Москвы, но уже прочно укоренилась в архитектурном ансамбле парка, став его символом и гордостью. Один из самых необычных архитектурных объектов столицы возник на месте, где некогда располагалась гостиница «Россия» – здание образцового советского инженерного строительства.

Размещение на исторически значимой территории современного архитектурного объекта могло, по мнению экспертов, испортить общий вид. Идея создания Парящего моста не была единодушно поддержана горожанами. Мост, оба конца которого начинаются и заканчиваются на одном берегу, казался сомнительной конструкцией. Многие были уверены, что он займет свое место наряду с такими же значимыми, но не используемыми по назначению архитектурными объектами, как Царь-колокол, который ни разу не звонил, и Царь-пушка, которая ни разу не стреляла. А теперь и мост, не соединяющий разные берега. Название моста связано с его визуализацией относительно пролегающих под ним Москвой-рекой и шестиполосной автомагистралью. Кажется, будто он левитирует над ними, «парит», не мешая движению ни автомобильного, ни судоходного транспорта. Несмотря на свое название, парящую конструкцию сложно назвать мостом.  Она не соединяет между собой два противоположных берега Москвы-реки. По своему строению она больше напоминает бумеранг или подкову, изгибаясь в латинскую букву V, за что в народе получила еще одно название – «скрепка». Отличительная особенность моста – отсутствие в его конструкции выносных опор. Мост держится на двух прочных железобетонных опорах, установленных на набережной, а его консольная часть протяженностью в 70 метров, держится на весу при помощи натяжных канатов. В результате этого создается видимость зависания моста, его парения в воздухе.

Парящий мост – это пешеходная эстакада протяженностью в 244 метра. По всей ее длине установлена единая скамейка. Высокие полутораметровые стеклянные ограждения по всему периметру моста носят чисто декоративный характер. Их прозрачность обеспечивает больший угол обзора с разных сторон, а невидимость издалека захватывает дух. Для изготовления прозрачной ограды использовалось прочное стекло «триплекс», способное выдерживать нагрузку в 200 кг на 1 квадратный метр площади. При повреждении целостности стекла, оно не рассыпается на осколки, так как крепко удерживается полимерной пленкой. Несущая часть Парящего моста изготовлена из предварительно напряженного бетона. Это обеспечивает его высочайшую крепость. При его изготовлении на растяжение прокладывается арматура из высокопрочной стали. Ее натягивают специальным устройством и заливают бетонной смесью. После полного застывания сила натяжения арматурного каркаса передается бетонному раствору, лишая его неспособности сопротивляться натяжению. Этот материал высокопрочен, его широко применяют при возведении колонн, установки междуэтажных перекрытий. Декоративные элементы моста выполнены из металла. Настил пешеходной прогулочной зоны полностью состоит из лиственного дерева, способного выдерживать повышенную влажность и нагрузку, создаваемую движением пешеходов. Инженерная конструкция способна выдерживать нагрузку, равную примерно 240 тоннам. Это составляет около 4 тысяч граждан единовременно. Собственный вес моста – 37 тысяч тонн. По оценкам экспертов, гарантийный срок службы моста составляет 100 лет. При нагрузке в 400 кг на 1 квадратный метр конец консоли прогибается на 30 см. Это считается нормой. При понижении нагрузки, она возвращается в исходное положение. Мост находится под постоянным контролем одной из самых современных систем мониторинга.

Множество датчиков постоянно считывают и фиксируют загруженность площадки, испытываемое напряжение конструкции. Данные анализируются и при малейшем превышении предельного значения направляются в специальный отдел МЧС. В целях соблюдения норм пожарной безопасности, в связи с близкой расположенностью к Москворецкой набережной, где обычно располагают установки для проведения салютов и фейерверков, стеклянный мост в период проведения праздничных мероприятий, предполагающих фейерверки, закрывают. Увидеть разноцветные залпы праздничных огней с Парящего моста не получится. Зимой на территории моста осуществляется круглосуточное дежурство сотрудников, отвечающих за расчистку снега. С Моста-бумеранга открывается вид на сам парк Зарядье и многие исторические достопримечательности Москвы. В обзор попадают Кремль, Храм Василия Блаженного, высотные здания центра «Москва-Сити». Отсюда можно увидеть гидроэлектростанцию на Раушской набережной, Китай-город, Императорский воспитательный дом, Большой Устьинский и Москворецкий мосты, сталинскую высотку в устье Яузы, доходный дом Осипова. Сейчас это визитная карточка Москвы, самый популярный аттракцион в «Зарядье», пользующийся спросом у жителей и гостей столицы. Оригинальное современное архитектурное сооружение идеально дополнило облик исторического центра города. Парящий мост открывает великолепные виды на Москву, что позволяет наслаждаться их созерцанием с высоты птичьего полета, а любителям фотосессий делать неповторимые панорамные снимки. Полная длина моста 249,89 м, ширина 60 м, высота над гладью воды 13 м. Бетонная консоль моста имеет длину 70 м. Опоры моста закреплены на сваях диаметром 1,2 м и длиной 24 и 26 м. По заявлениям проектировщиков, площадка может выдержать одновременно 240 т или 3–4 тысячи человек.  https://yamoscow.ru/moskva-peshehodnaya/paryashhij-most-v-parke-zaryade/?ysclid=lpf6pft3ve837893289

… высотка на Котельнической набережной …

Наше путешествие на прогулочном кораблике заканчивалось. Подплыли к высотке на Котельнической набережной построенной в стиле Сталинский ампир. Одна из семи сталинских высоток. Её высота составляет 176 метров. Её строительство было закончено в 1952 году. Мы здесь уже были с супругой и я более-менее подробно описал в  https://ponu002.ru/moskva/2014-vysotki-moskvy-2

 

Недалеко от неё наш кораблик развернулся… и пошёл в обратном направлении. … Уже очень скоро мы вышли на причале Большой Устьинский мост. Оставили памятный снимок с надписью названия нашего кораблика «Счастье». Очень надеюсь, что реальное Счастье — нас не обидит и будет частенько вместе с нами…

… далее — пешая прогулка по парку «Зарядье» и посещение Храма Христа Спасителя. Но, об этом уже во II-ой части этого дня…

Оставьте комментарий

Прокрутить вверх
Прокрутить наверх