2012. ФРАНЦИЯ — I I (Париж, Сен Мало). 12 октябрь. 7 день. 2 часть.

… увертюра …

Сен-Мало (Saint-Malo)

О знаменитом городе корсаров Сен-Мало уже много писали в интернете. Это настоящая крепость на берегу Атлантического океана, с массивными стенами и дополнительными охранными фортами — жемчужина Бретани. Здесь можно увидеть одни из самых впечатляющих приливов в Европе, амплитуда которых может достигать 14 метров. Вот и мы сейчас совершим небольшую прогулку по этом замечательному месту и почти встретим закат с видом на Атлантику. Отличный финал отличного дня!

 

Ворота святого Викентия. Двойная конструкция, с древних времен служила главным входом в город. С одной стороны ворота украшены бретонским гербом и девизом «лучше смерть, чем позор», гербом Сен-Мало, и городским девизом «Всегда преданный». Ворота появились только после реконструкции 1708-1710 гг. В самом низу отлично сохранилась лестничная площадка, возведенная при Людовике Четырнадцатом. Сен-Венсен (Porte Saint-Vincent), которые украшены двумя гербами: Сен-Мало и Бретани.

История Сен-Мало ведёт отсчёт с конца XV века, когда земли вдоль побережья попали под власть французской короны. До этого времени в этих местах стояли только форты, и даже самые отъявленные патриоты родного края не осмеливаются утверждать, что город существовал в раннем средневековье, не говоря уж про античность. Да, в средние века существовал посёлок Сант-Серван, но и только. А вот потом по своему значению Сен-Мало быстро обогнал все другие, даже более старые порты, так как его удобное стратегическое положение позволяло решить две важные задачи: вести сношения с Американским континентом и угрожать торговле заклятых врагов-англичан. Из городской гавани отправились в плавание несколько крупных французских экспедиций, так что местные жители могли похвастаться знакомством с ведущими отечественными учёными и мореплавателями, среди которых Жак Картье, открывший и исследовавший Канаду. Что до второй функции, то Сен-Мало к концу XVII века приобрёл столь недобрую славу корсарского гнезда, что британские купцы натурально плакали горючими слезами при упоминании этого топонима. Само собой, флот будущей владычицы морей неоднократно пытался справиться с бесчинствами в проливе Ла-Манш, но не преуспел даже во время открытой осады. Оно и понятно: глядя на внушительные, толстые бастионы, опоясывающие историческое ядро города, сразу осознаёшь, что с налёта их взять не получится. Особенно поразительно стены Сен-Мало выглядят со стороны моря, куда мы прибыли чуть позже.

 

….во время Второй Мировой войны город жестоко пострадал и четыре их каждых пяти исторических домов оказались разрушенными.

Послевоенная реставрация позволила вернуть центру Сен-Мало прежний облик и теперь бродить по улицам сплошное наслаждение.

Мы с Супругой поднимаемся наверх, уже на крепостные стены, для того чтобы по этой стене обойти вокруг весь старый город. С этих стен удобно поразглядывать и сам город, и море, и форт с маленьким островом Бе.

Ну а мы продолжаем нашу прогулку по стене…

 

Система городских укреплений. Протяженность стены составляет 1,754 метра, окружающей полностью старую внутреннюю часть города. Возводились укрепления несколько столетий – со Средних веков до начала Нового времени, т.е., до 17 в. Период с 1708 по 1744 гг. ознаменовался капитальной реконструкцией стены и остальных укреплений.

 

После обновления осталась небольшая часть средневековой конструкции, так называемая малая стена (12 в.). Со средневековья отлично сохранились западные и главные ворота. Комплексная поэтапная реконструкция была проведена под руководством инженера Гаранго по проекту выдающегося инженера и архитектора Вобана.

Башня Бидуан. Скалистый мыс около Сен-Мало с 1691 г. защищает город с моря. Тут построена башня Бидуан, где хранился порох и находился склад. Мощное сооружение, высота которого составляет 23 метра, а ширина 12 м, соединено с основными укреплениями города. Чтобы лучше рассмотреть окрестности, нужно подняться на верх башни, где располагается площадка. Отсюда открываются потрясающие виды на собор Сен-Венсан и мыс Фреель.

 

Бастионы. Их три – святого Людовика, святого Филиппа и голландский. Строительство первого из них началось в начале 18 в., что позволило закрыть и защитить вход в порт с моря. В период Французской революции был превращен в место казни.

Бастион святого Филиппа был заложен одновременно с первым бастионным сооружением, но имел другую угловую форму. Благодаря этому, гарнизон получил возможность выполнять сразу несколько функций – с юга защищать вход в город и порт, а с запада – вести огонь по судам.

Когда дует — холодно, перестает — жара…

 

Стены Сен-Мало растянулись в общей сложности на 1750 метров, это продукт многовековых трудов, строительство системы укреплений закончилось только на исходе семнадцатого столетия. В дальнейшем город разросся, и кольцо обороны пришлось расширять, так что общая площадь исторического центра увеличилась в полтора раза, до 24 гектаров. Путеводитель по Сен-Мало рекомендует для большей наглядности сравнить размеры старых кварталов с территорией парижского парка Тюильри, и мне больше нечего добавить к этому примеру.

Вот и прямое свидетельство главного назначения крепости Сен-Мало — защита от неприятелей. И по сей день тут стоят пушки…

С Крепостной стены ведут много каменных лестниц к пляжу. Вообще когда гуляешь по стене, видишь море, вокруг тебя гуляют чайки то это очень приятные впечатления. Погода была разная, солнце то выходило, то пряталось за тучки. Виды конечно очень красивые, морской бриз осенью холодноват, но он не испортит впечатления.

 

С крепостной стены можно прекрасно увидеть порт города…

 

Fort du Petit Bé — остров. на которой находится крепость, бывшая тюрьма. Сейчас это отель, как не странно. Они сдают тюремные камеры как номера, чтобы человек мог почувствовать всю романтику ночи, проведенной в каменных стенах. Это недешевое удовольствие, но что не сделаешь, чтобы почувствовать себя графом Монте-Кристо.

Еще одна фотография с видом на форт на острове Пти-Бе…

Вот так в целом выглядит побережье. За стеной справа скрывается многокилометровый пляж, конец которого отсюда и не виден даже…

 

Сен-Мало – один из старейших портов Бретани. Это земля корсаров, грабивших корабли с ценным грузом, и путешественников, изучавших Канаду и Южную Америку. Жак Картье, открывший залив Святого Лаврентия и осваивавший канадскую территорию, родился и жил именно в этом городе и получил благословение на свое дальнее путешествие от епископа Сен-Мало. Кстати, название Мальвинских (Фолклендских) островов, ставших в свое время предметом раздора Великобритании и Аргентины, происходит от имени Мало. А вообще, местные жители говорят о себе так: «Мы не французы, не бретонцы, а малуанцы».

 

С высоты стен были хорошо видны пляжи Сен-Мало. Они, в общем, не оборудованы для отдыха, но на широкой полосе песка ………

Национальный форт. Сооружен в конце 1680-х гг. инженером Гаранго, занимающимся реконструкцией оборонительных укреплений Сен-Мало. На территории форта есть пушки и ядра разных морских судов, которые пытались неоднократно захватить крепость. Форт в Средние века служил отличным ориентиром для проходящих мимо кораблей.

Голландский бастион был частью крепостных укреплений, и местом, где прятались жители по ночам от собак (мастиффы), охранявшие в ночное время покой горожан. Зверей специально натаскивали на людей. Стражники выпускали их ночью, и до этого момента все жители должны были разойтись по домам. Для тех, кто не успевал, мог укрыться в бастионных помещениях, опустив за собой решетку.

… спустился вниз… взял горсточку земли… точнее песка….. Помыл морду-лица…

 

По ходу дела нам попалась на глаза пара памятников, поставленных в честь исторических фигур. Первая статуя изображала Робера Сюркюфа, известнейшего корсара, орудовавшего в конце XVIII века и захватившего около полусотни торговых судов. Вот, что называется, карьера «из грязи в князи»: занимаясь морскими разбоем, человек из низов получил титул барона и сколотил немалое состояние. Более того, именем Сюркюфа французские моряки назвали несколько военных кораблей.

Особняк Картье. Дом был построен в 17 в. французским первооткрывателем Северной Америки, которого звали Картье. Ему принадлежит честь освоения территорий около реки Святого Лаврентия возле канадского города Монреаль. Переехав оттуда, Картье построил собственный дом в Сен-Мало.

Улицы старой части города — мы ведь помним, что она называется Интра-Мурос — узкие, прямые, здесь нет цветов и деревьев. В солнечную погоду они выглядят довольно привлекательно, но представляю себе, какая вокруг будет серость в пасмурный или вовсе дождливый день…

И опять спускаемся… теперь уже насовсем. Мы входим в город…

 

…движемся по узеньким, вымощенным булыжником, улочкам… иногда улочки расширяются…. С обеих сторон светло-серые гранитные дома, украшенные яркими цветами. Дома оснащены дымоходами, специально приспособленными к здешним суровым ветрам.

Шпиль кафедрального собора Сен-Венсан….

 

 

А это дом Анны в Сен-Мало. Кстати об Анне Бретонской. Замечательный исторический персонаж, о котором наш гид нам не сказал ни слова за все время пребывания в Бретани… — Анна вошла в историю как самая популярная правительница Бретани, дважды королева Франции, самая богатая женщина своего времени, покровительница искусств и литературы. Очень советую почитать о ней, т.к. личность того заслуживает…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Люди бывают разными. Разные у них и цели в поездках… Задам простой вопрос: ради чего ехать свыше 400 километров в прекрасные города Мон Сен-Мишель и Сен-Мало? (потом и обратно столь большое расстояние)…. Большинство, ответят, — ради того, чтобы посмотреть… потрогать… ощутить… подышать…..  А есть и другие, для которых все подобные поездки — поставить галочку, что мы там были, и побыстрей вернуться в Париж.

Вот и нам подсунул Господь большую «ложку дерьма» в наш микроавтобус в виде «хряка» с огромным животом и его не менее «прекрасной» свиноподобной дамочки, которые устроили огромный скандал. Им срочно нужно было ехать в Париж и в ресторане отведать купленные устрицы и мидии…. Кое-как мы с Ириной «отстояли» всего 15 драгоценных минут. И это стоило наших нервов! — успели посмотреть закат солнышка над заливом…

Когда мы ещё ехали в Сен-Мало, наш гид Павел, поведал нам что в городе можно отведать отличных морепродуктов, которые считаются во Франции самыми лучшими. А устрицы вообще только из Сен-Мало специально возили в Париж для Королевского стола. Если ужинать прямо в ресторане мы не захотим, то можно заказать огромное блюдо, упакованное и обложенное льдом с собой в дорогу.  … Назвал адрес и название отеля. Объяснил, как найти…

 

Вот мы и под самый конец прогулки по городу стали искать этот ресторан.

 

Нашли. Купили. И так как у нас оставалось ещё пол часа – пошли к набережной.

К последней намеченной для осмотра достопримечательности Сен-Мало — закат солнышка, мы шли в бодром настроении, рассчитывая пополнить копилку впечатлений видами Ла-Манша в лучах заходящего солнца.

 

… в этой «тарелочке» — полно льда. Растает иль нет? … ведь ехать часа три…

… воды в пакете, конечно было много… Но, не весь лёд растаял. — Значит пора приступать к трапезе ! …

Наконец-то я хоть немного стал искать различия между мидиями и устрицами. Мне, как простому обывателю из далёкой России, столь «диковинный» деликатесный продукт был однозначно, — непонятен. Если мидии я часто встречал в речушках Подмосковья и Ярославщины… трогал…крутил-вертел… и выкидывал … то, с устрицами было сложнее. Только в литературных произведениях и на картинках.

Почему их подавали на стол вельможам, герцогам, королями и прочим «тунеядцам»? Почему этот продукт столь популярен во Франции вместе с уже отведанными нами лягушками?

Вот, что я нарыл в просторах справочных изданий и инете:

Да, и те, и другие — родственные организмы, но общего между ними немного. Эти моллюски схожи между собой тем, оба вида — съедобны; все виды производят жемчуг.

Мидии

Раковина мидий не отличается большими размерами. Она обладает гладкой поверхностью, ровными краями и отличается тёмной окраской. У этих организмов имеется специальный нитевидный биссус, при помощи которого они закрепляются на твёрдой поверхности дна и могут передвигаться на небольшие расстояния, чтобы найти пищу. Моллюски в колонии располагаются ровными рядами и не мешают друг другу искать пропитание. Мидии содержат много полезного белка. Но основная ценность этого морепродукта — жирные кислоты. Эти вещества обеспечивают питание клеткам мозга и стимулируют умственную деятельность. Пищевая ценность 100 гр. моллюсков всего 77 ккал, поэтому их используют при составлении диетического рациона. Невысокая стоимость делает этот продукт доступным. Перед употреблением этих моллюсков необходимо приготовить. Для их мяса характерен слегка солоноватый вкус. При нарушении технологии приготовления, мидии могут горчить. Покупая мидии, нужно следить чтобы: створки были плотно закрыты; по бокам отсутствовали сколы и трещины; продукт не имел резкого неприятного запаха; не постукивал внутри раковины при встряхивании. Мясо мидий густое и упругое (после термической обработки). Эти моллюски не такие мягкие и нежные. Они отлично переносят заморозку, что делает их более доступными в различных (даже весьма отдалённых от прибрежных) регионах. Мидии нельзя есть в сыром виде. Так как по физиологии они пропускают через себя большое количество вредных веществ во время фильтрации.

 

Устрицы

Устрицы так же представляют собой двустворчатых моллюсков, которые распространены в тёплых морях. Но они не слишком любят повышенное содержание соли в воде, поэтому часто встречаются в пресных водоёмах. Что делает их подходящими для разведения на устричных фермах. В отличие от мидий, устрицы ведут неподвижный образ жизни. Они крепко прицепляются к камням и друг к другу и не имеют возможности перемещаться в поисках пропитания. Раковина этих моллюсков крупная, с неровными краями и шероховатостями. Цвет колеблется от светло-золотистого до коричневого. Известно 50 видов устриц, вкус их напрямую зависит от места обитания. Некоторые моллюски обладают солоноватым привкусом, некоторые сладковатым. Устрицы отличаются повышенным содержанием фтора, цинка, йода и фосфора. Поэтому их рекомендуют употреблять в качестве диетического питания. С гастрономической точки зрения, выше всего ценятся средиземноморские и черноморские устрицы. Их используют для приготовления деликатесных блюд французская и бельгийская кухни. Стоимость устриц ощутимо выше. Устрицы можно есть сырыми. Подготовка к употреблению не занимает много времени. Устричное мясо по консистенции мягкое, желеобразное и нежное. Употреблять его принято сырым, прямо из раковины. Устрицы не переносят заморозку и имеют крайне малый срок хранения. Подают их на льду с долькой лимона или лимонным соком. Употреблять устрицы нужно с осторожностью. Поедание большого количества этих морепродуктов может спровоцировать проблемы с желудком.

В эту тарелку входило также много улиточек всяких, на вкус примерно одинаковы — как жесткая холодная резина…

 

… не «по-мне» эта резина. Не понравились, однозначно улитки. …

Большинство выкинули … в помойку….

Что запомнилось о Сен Мало? …. в памяти сразу же всплывают то изумрудно-зеленые, то темно-синие воды Ла-Манша, стаи хулиганистых, по-поросячьи визжащих чаек и стаи яхт у причалов. Свежий, почему-то пахнущий арбузами, морской ветер. Воздух, который моментально излечивает от хандры и усталости. Запахи свежей рыбы, мидий, устриц и других многочисленных даров океана. Длинные серо-желтые неприступные крепостные стены, которые тянут к себе даже издалека.

 

Оставьте комментарий

Прокрутить вверх
Прокрутить наверх