2014. автоэкскурсия *Высотки Москвы*. 20 сентября.

Меня очень тяжело поднять с насиженного кресла. Очень! Но, на этот раз Супруге это удалось. «Затащила» меня на автобусную экскурсию ознакомления с историей сталинских высоток в Москве. Видимо, решился только потому, что ходить много не придётся – будут возить от высотки к высотке на автобусе с остановками у них. Да и по времени меня всё устраивало – всего 3 часа на «всё про всё».

Фотографировали не очень много. Просто потому, что в автобусе были грязные стёкла, а когда мы выходили «на свежий воздух», то оказывались в основании высоток. В объектив мало что влезало – здания все огромнейшие… Широкоугольного объектива в 2014 у меня ещё не было. Именно поэтому сами здания высоток я «своровал» из доступного всем интернета, — остальные фотографии – наши.

Что касается текста, — то в большинстве из рассказа нашего гида. Женщина попалась крайне «разговорчивая». С кучей интереснейшего материала о котором мы не только не знали, но даже с трудом верили услышанному. Показывала в пути кучу картинок из её «спец» альбома в целлофановых файлах. В конце нашего «путешествия» дала ссылку на свой сайт, который в мельчайших подробностях описывает все эти здания в мельчайших подробностях. Там слишком много материала. Читать — не перечитать! Я же опишу своим языком наиболее, как мне кажется, моменты – более сжато и кратко.

Итак – место нашего сбора м. Таганская. Добирались на него через м. Петровско-Разумовская, где совсем недавно построили новый Торговый цент «Парус», который и попал первым в наш фото-отчёт.

Пока ехали к нашей первой высотке услышали общий рассказ о всех сразу. Расстояние небольшое – вот и рассказ оказался кратким как в энциклопедии:

Планировалось построить 9 высотных зданий:

— здание МГУ

— гостиница «Украина»

— жилое здание на Кудринской площади

— здание МИД СССР

— Дворец Советов (не построен)

— административное здание в Зарядье (не построено)

— гостиница «Ленинградская»

— административно-жилое здание на пл. Красных Ворот

— жилое здание на Котельнической набережной

Все здания – по предложению Сталина. В 1947 совет министров СССР принял постановление о «О строительстве в Москве многоэтажных зданий». И в этом же году все они были заложены. В честь юбилея – 800-летия Москвы. У нас как раз улица с этим названием находится в 500 метрах от дома, где живём.

Так же в проекте предполагалось, что в каждом крупном областном центре и в столицах союзных республик также должны были появиться свои высотки

Сталинские высотки являются вершиной послевоенного «советского ар-деко» в городской архитектуре, они должны были стать окружением так и не возведённого Дворца Советов. Выдержанные в духе «высоток» здания возведены в тот же период в РигеВаршавеБухаресте и Киеве — урезанный вариант гостиницы «Москва» (ныне «Украина»)

 

Непостроенные высотки

Дворец Советов

В 1922 году на Первом Всесоюзном съезде Советов возникла идея сооружения в Москве Дворца Советов, которая не покидала Сталина до конца его жизни. Здание высотой 420 метров должно было стать самым высоким в мире на тот момент, иметь 100 этажей и венчаться гигантской скульптурой Ленина. Дворец решено было построить на месте прежнего Храма Христа Спасителя. В 1931 году Храм был взорван, и в 1939 году началось строительство. Во время войны стройку приостановили, а после её окончания возобновить такую гигантскую стройку уже не смогли. Станция московского метро «Дворец Советов» была переименована в «Кропоткинскую», а в котловане был устроен открытый бассейн «Москва».

 

 

 

 

 

 

Административное здание в Зарядье

275-метровое 32-этажное административное здание в Зарядье было последним, самым центральным и высотным из восьми сталинских небоскребов, заложенных в день 800-летнего юбилея Москвы. Его не достроили — помешала смерть Сталина. Впрочем, работы по сооружению стилобата к весне 1953 года успели практически завершить. Под стилобатом скрывался технический этаж, а под ним двухъярусный бетонный бункер, который, вероятно, планировалось использовать в качестве бомбоубежища. В восьмой высотке хотели разместить Наркомат тяжёлого машиностроения СССР. В 1964–1967 годах на уже имевшемся стилобате была построена гостиница «Россия». …. Но, и её снесли. Это уже другая «песня». Другой разговор.

 

 

 

 

жилое здание на Котельнической набережной

Начну рассказывать с высотки на Котельнической набережной. С жилого здания на Котельнической. Просто потому, что экскурсия с этой высотки и начинается. Она ближе к месту встречи – метро Таганская (там же экскурсия и заканчивается).

С этим домом связано множество интересных баек и мифов. Построен в устье Яузы 1938-1952 годах.

Первая. То, что строили заключённые (зеки, зэки – не знаю как пишется правильно). Площадь стройки была огорожена высоким забором и часовых было чуть ли не больше, чем заключённых. Объяснение простое – это секретный объект. Стратегический. Планировалось построить тоннель к Кремлю.  Но этот проект (тоннель) не воплотился. Заключенные, которые тайно от бригадира оставляли малозаметные надписи на стенах, камнях и стеклах- «строили зеки». Такая надпись есть в квартире писателя Аксенова. Зеки не только строили, но и позировали для скульпторов. Был такой случай, когда натурщик от усталости и голода упал в обморок и его хотели расстрелять за диверсию, но к счастью все обошлось, его лишили пойка на 3 дня.

2-я байка\факт. «В нашем доме будут жить наши люди»- это слова «вождя», который сам значился главным архитектором высотки, а курировал строительство сам Берия, квартиры в этом доме получили и вправду самые знаменитые и богатые люди тех времен. Одно крыло отдали военным, другое людям искусства, а вот самому архитектору проекта Чечулину досталась квартира всего лишь на первом этаже, что его сильно оскорбило.

3-ий факт — Знакомство Твардовского и Раневской. В этом доме жили и до сих пор живут знаменитости: актрисы Фаина Раневская, Клара Лучко, Нонна Мордюкова, Лидия Смирнова, балерина Галина Уланова, поэт Александр Твардовский, композитор Никита Богословслий, Актер Дмитрий Нагиев, Евгений Евтушенко, Александр Ширвиндт. Есть байка, что Твардовский познакомился с Раневской в очень необычной и неловкой обстановке. Он забыл ключи от квартиры, домочадцы уехали на дачу, а Твардовскому очень нетерпелось в туалет. Вот он и постучался в двери к своей соседке. Так они познакомились и стали большими друзьями. Раневская пошутила, прощавшись -» Двери моего клозета всегда открыты для Вас, приходите еще».

4 – я байка. Дом профессора Тихомирова. Говорят, что именно в этой высотке находилась квартира профессора Тихомирова из фильма «Москва слезам не верит». А именно -сценка, когда Катя Тихомирова поливает цветы, сцены в фойе здания, также сцена у кинотеатра «Иллюзион», где встречаются герои фильма. В этом доме подарили квартиру друзья Саши Белова из кинофильма «Бригада» своему другу на свадьбу.  Здесь снимали сцены фильмов «Брат-2», «Кикс», «Стиляги», «Фантом» и много других.

5-ый факт\байка. —  Звездное ограбление. В те времена этот дом считался очень безопасным для жителей, в подъездах и лифтах дежурили вахтеры из органов, знаменитые жители, не закрывая двери на ключи ходили в гости к своим не менее знаменитым соседям. В такой обычный и безобидный день 30 декабря 1981 года в фойе вошла группа мужчин с огромной праздничной коробкой и большой пушистой елкой в руках. Они сказали, что они из «Госцирка», и им велено все доставить к квартире дрессировщицы Бугримовой. Они долго не возвращались, когда дежурная пошла посмотреть почему они не возвращаются, оказалось, что совершено дерзкое ограбление, пропала знаменитая коллекция бриллиантов известной дрессировщицы. По версии следствия заказчиком ограбления считается Галина Брежнева, которая давно засматривалась на коллекцию.

Высота дома 176 метров, 26 этажей, Всего в здании 700 квартир. Из окон открываются шикарные виды на Кремль, Москва реку и на СИТИ, площадь Яузские ворота, Таганскую площадь Храм Николая Чудотворца, Соборную площадь, Храм Христа Спасителя.

В этом доме до сих пор находится кинотеатр «Иллюзион», где показывают как фильмы советских времен, так и современные. На месте знаменитой в те времена булочной, сейчас обычный кондитерский магазин.

Хочу сказать, что в доме работает дом -музей квартира балерины Галины Улановой, которую можно посетить и без экскурсии.

здание МГУ

Приехали… на заднем плане наш автобус…

Виды с Воробьёвых гор…

До строительства «Триумф-Паласа» Главное здание МГУ на Воробьёвых горах на протяжении более чем полувека было самым высоким зданием в Москве: высота 240 м, этажность центрального объёма — 36. Выстроено в 1949 –1953 годах.

В Главном здании размещены механико-математический, геологический и географический факультеты, администрация, научная библиотекамузей, актовый зал на 1500 человек. В боковых флигелях — жилая зона (общежитие для студентов, квартиры профессорско-преподавательского состава). Как и другие «высотки» административно-жилого характера, оно было задумано как дом с замкнутой коммунально-бытовой инфраструктурой (кинотеатрпочта, предприятия бытового обслуживания и т. д.).

Первоначальный проект здания не имел шпиля, на крышу вместо него должны были поставить памятник Ломоносову

«Одно из самых «туманных, загадочных» зданий Москвы — высотка МГУ на Воробьевых горах — содержит гораздо больше загадок, чем кажется на первый взгляд – это слова нашего Гида. Нашей памяти (моей и Супруги) – не хватило вспомнить сразу всё, что она говорила – пришлось поискать шпаргалки в интернете. Восполнить так сказать.
— Место строительства – одно из самых-самых любимых мест «нечистой силы, колдунов, леших, Бабок-Ёжек и чуть ли не жилого дома Кощея-Бессмертного. Гоголь – отдыхает!!!
«Сталинскую» высотку возвели на территории села Воробьева, которое среди москвичей считалось местом нечистой силы.  Один из «семи московских холмов» всегда был притягательным местом: не только для царей, но и для любителей разной эзотерики. Дошло до того, что Воробьево стали называть «царством нечистой силы».

В 1949 году село снесли и начали строительство здания университета, которое курировал лично Сталин. Но энергетика места никуда не делась, поэтому «храм советской науки» многие считали «нехорошим зданием». До сих пор в университетских стенах гуляют байки с странных шумах и звуках, доносящихся с верхних этажей. Было много случаев, когда студенты, живущие в общежитии главного здания МГУ, выбрасывались с верхних этажей здания. Конечно, причины разные: проблемы с личной жизнью, учебой, семьей. Но зачастую очевидных мотивов и не было. Сама атмосфера высотки достаточно негативная и влияет на психику. Это не выдумка, что многим студентам действительно некомфортно находиться в этом здании.

Наверное, его можно назвать храмом науки на крови. При его возведени были случаи гибели строителей-зеков. А сами они, но слухам, замуровывали стукачей в стены. Однако, как бы там ни было, с мертвыми шутить не стоит…».

Тот факт, что МГУ им. Ломоносова строили зеки, давно секретом не является. Три крупнейших здания факультетов — физфак, химфак и биофак — строились организацией лагерного типа МВД СССР — СУ 560. В строительстве был использован труд нескольких тысяч заключенных. На 22 этаже главного здания МГУ для отделочных работ был организован отдельный лагерный пункт на 700 заключенных. Условия труда, мягко говоря, были не самые лучшие, и поэтому многие не выдерживали. По легенде тела спускали в подвал и замуровывали в стены. Если это действительно правда, то удивляться негативной энергетике главного здания МГУ не стоит.

Кстати, в подвальные помещения вход закрыт уже давно. Ходят слухи, что под землю высотное здание уходит равно на столько, насколько возвышается вверх. Представьте себе этот грандиозный комплекс. И для каких целей он мог быть построен? Говорят, что там был бункер для первых лиц Союзных Республик. Впрочем, разных версий много.

Вот еще одна. Когда-то на месте будущего здания МГУ собирались построить памятник в честь победы в Отечественной войне 1812 года. Не вышло: слабый грунт мог не выдержать каменного массива. Как же тогда получилось возвести высотку в 183 метра? Согласно легенде при строительстве здания МГУ фундамент залили жидким азотом, а в секретном подземном бункере поставили криогенные установки, которые и генерируют этот азот. Если они будут выведены из строя, то здание просто сползет вниз.

Про шпиль тоже интересно. Например, достаточно распространена версия, что в комнатах в шпиле во времена СССР располагалась штаб-квартира КГБ, откуда велось наблюдение за перемещениями высокопоставленных лиц. Что там сейчас — неизвестно.

гостиница «Украина»

… вид от «Украины» на здание «СЭВ» (для тех, кто помнит)

… внутри — роскошь и красота…

… и даже в туалете…

Гостиница «Украина» строилась с 1953 по 1957 годы. Хотя первый камень заложили ещё 7 сентября 1947. Однако это была лишь часть торжественной церемонии в честь празднования 800-летия Москвы. В этот день такие камни заложили у всех будущих высоток. Гостиница расположена в излучине Москвы-реки на территории современного Дорогомиловского района. Кстати, именно в честь него изначально высотку и планировали назвать.

Предлагалось наименование «Бородино» в память о событиях 1812 года. «Украиной» гостиница стала называться в 1954 году. В честь 300-летия воссоединения Украины с Россией, которое в тот год отмечали.
Строить решили в излучине Москвы-реки, потому что место красивое. К тому же, гостиница должна была органично вписаться в ансамбль будущего Кутузовского проспекта, который тогда только планировали. Однако почвы здесь для столь высокого здания были непригодными.

Из-за грунтовых вод пришлось осушить котлован под фундамент с помощью специальных труб и насосов. Кроме того, здание не должно было быть уж слишком тяжелым. Но здесь помогли технологии строительства с помощью стального каркаса. Кстати, грунтовые воды потом еще долго напоминали о себе грибком на стенах, от которого было очень трудно избавиться.

Один из архитекторов проекта — Олтаржевский в том числе и в Нью-Йорке в 1920-х. В 1934 он стал главным архитектором будущей ВДНХ. Однако в 1938 его обвинили во вредительстве. Якобы он не показал образ старой и новой деревни. За что был отправлен в Воркуту. В Москву архитектор вернулся только в 1943.

По проекту в здании высотки должно было быть 29 этажей, 1026 номеров и 257 квартир. Да-да, это не только отель, но и простой жилой дом. Вернее, не простой, конечно…Жить там могли только особенные люди. Строили высотку ускоренными темпами. Должны были успеть к 1957 году. СССР принимал Международный фестиваль молодёжи и студентов. В «Украину» планировали заселить некоторые делегации.

Сжатые сроки отразились на строительстве. Есть версия, что верхние этажи построены хуже, потому что работы выполняли заключённые. Действительно, выходцы из лагерей работали не очень качественно. В этом архитекторы успели убедиться ещё при строительстве Высотки на Котельнической набережной и Главного здания МГУ.

Поэтому для возведения «Украины» вместо заключенных решили пригласить молодёжь со всех уголков страны. Они, конечно, тоже не всегда выполняли работу качественно, но в отличие от политических заключенных, действительно старались сделать лучше.

Хотя получалось не всегда…По рассказам рабочих, было такое, что положат плитку вечером, а утром она отваливалась. Иногда что-то через месяц отваливалось…Ну, вы поняли.

Внешне здание вышло красивым и величественным. На это, в том числе, рассчитывало руководство страны. Чтобы зарубежные гости были поражены чудесами советской архитектуры. Правда в некоторых местах перестарались.

Например, Хрущев заставил поместить огромные декоративные вазы на крыше (по замыслу, символ плодородия Украинской ССР). Правда одна такая ваза весила по 26 тонн. А ведь проектная нагрузка на башню составляла 18 тонн…

Гостиница была оснащена по последнему слову техники того времени. Для транспортировки белья со всех этажей в подвале сделали необычный трубопровод. Смонтировали кондиционеры. Установили восемь лифтов. А мебель для каждого номера изготавливали из дерева по оригинальному спецзаказу.

В вестибюле «Украины» сделали фонтан. Была в здании и парикмахерская. А на 30 этаже открыли ресторан. Из него гости могли любоваться красивым видом на Москву.

С другой стороны здания располагались квартиры. От одной до пяти комнат. Конечно же, жили здесь непростые люди. Например, Анатолий Рыбаков (написал «Дети Арбата»), Борис Бедный (автор сценария фильма «Девчата»), режиссер Сергей Герасимов, актриса Тамара Макарова, поэт Евгений Евтушенко и многие другие. Многие из них отмечали бесподобный вид из окон. Особенно во время заката.

В наши дни гостиница «Украина» принадлежит известной мировой сети отелей. И превратилась в пятизвездочный отель. Правда из-за реконструкции номеров стало меньше в два раза. Но всё же внешне, да и внутренне гостиница «Украина» не потеряла своего былого величия. А иностранцы, среди которых много знаменитостей, до сих пор в восторге и под впечатлением от последней сталинской высотки.

жилое здание на Кудринской площади

Сталинские высотки увековечены в нескольких любимых россиянами фильмах. В том числе, в фильме «Москва слезам не верит». Интересно, что героини Ирины Муравьевой и Веры Алентовой из фильма Владимира Меньшова, заселяясь в квартиру уехавшего на отдых родственника, открывают дверь подъезда высотки на Кудринской площади, а заходят в холл высотки на Котельнической набережной. Здание строилось с 1948 по 1954 года.

Высота 156 метров. В доме 24 этажа, 18 из которых жилые. Высотное здание было прозвано «Дом авиаторов» из-за того, что в этом доме квартиры предоставляли работникам авиационной промышленности. Под зданием есть бомбоубежище, способное вместить всех жильцов. На верхних этажах размещалась спецаппаратура КГБ для наблюдения за американским посольством, которое находится неподалеку, на Новинском бульваре. Сегодня помимо квартир в сталинской высотке находится кинотеатр, магазины, боулинг клуб и закрытое бомбоубежище.

Старожилы высотного здания на Кудринской площади рассказывают такую легенду. Однажды Сталин, проезжая мимо одной из строящихся высоток (какой именно – история умалчивает), пробормотал себе под нос нечто вроде «шпил». Что именно имел в виду отец народов, сказать трудно, но слово было подхвачено «окружением», и именно поэтому шпили венчают все семь московских высоток.

Еще в доме на Кудринской поговаривают, будто бы некоторые блоки, из которых он построен, – радиоактивны, ну и, разумеется, вспоминают о том, что дом стоит, как и многие грандиозные постройки того времени, на крови и костях строивших его заключенных.

Он знаменит своим гастрономом № 15, в котором раньше можно было неплохо отовариться. Здесь жили Элина Быстрицкая, Лев Прыгунов, Евгений Вестник.

здание МИД СССР

В строительстве здания МИД не принимали участие заключенные, все-таки это был стратегический объект в самом центре Москвы. А вот высотку МГУ на Воробьевых горах строили зэки, а на улице Вавилова располагался целый лагерь.

Американские небоскребы строились ступенчатыми, чтобы на улицу с плотной застройкой мог проникать солнечный свет. Такой строительный регламент был принят там в 1930-е годы и строго соблюдался. У московских высоток большой необходимости в ступенчатой форме не было, но архитекторы решили следовать американскому образцу.

Шпиль не несет никакой функции, это чисто декоративный элемент. Внутри он пустой и сделан из легких металлоконструкций. Соорудить подобную башню из камня не представлялось возможным: она просто продавила бы здание своей массой. Сейчас башня постоянно ржавеет, особенно сзади, ее постоянно подкрашивают.

Здание МИД строилось с 1948 по 1953 годы по проекту архитекторов Владимира Гельфрейха и Михаила Минкуса. Высота 27-этажного здания — 172 метра.

Постановка высотки считается исключительно удачной — фасадом она замыкает вид вдоль Бородинского моста и Смоленской улицы, являющихся одним из наиболее парадных въездов в московский центр.

Фасад здания облицован светлыми керамическими блоками, цоколь — красным гранитом. Со стороны главного фасада, на высоте 114 метров, из железобетона смонтирован герб СССР площадью 144 квадратных метров.

Общая площадь помещений 65 тысяч квадратных метров. На момент сооружения в здании было установлено 28 лифтов, в том числе 18 скоростных.

К сожалению, здание МИД сегодня остается одной из самых засекреченных высоток. Фотосъемок оттуда практически нет. Примечательно, что вид на Москву отсюда можно увидеть в начале фильма «Я шагаю по Москве». Панорама столицы, которая демонстрируется во время титров, снята именно с ведомственного небоскреба.

Здание МИД — единственная из семи высоток, чей шпиль не увенчан пятиконечной звездой. Вероятная причина этого состоит в том, что шпиль здания оказался очень хрупким и не мог выдержать веса звезды.

гостиница «Ленинградская»

Самая миниатюрная, самая маленькая из «семи сестёр», семи сталинских высоток — это гостиница «Ленинградская», что служит доминантой трёх вокзалов, возвышаясь над ними и над площадью. Сегодня гостиница известна соотечественникам и иностранным туристам под названием «Хилтон Москоу Ленинградская», поскольку управляющей компанией в настоящее время является Hilton Worldwidе. Сеть Hilton пыталась зайти в гостиничный бизнес в Москве ещё в социалистические времена. Но тогда это не удалось.

Когда-нибудь история строительства гостиницы, а также истории её обитателей, а то и обитающих в здании призраков станут основой для приключенческого романа. В этом даже не приходится сомневаться.

Первые в Союзе вращающиеся двери (хотя это заявление и спорно, до революции такие двери уже встречались в городе). Но, возможно, для Советского Союза они и первые. Ну и потом, какой же рассказ без щепотки фантазии? Дверь-вертушка выполнена из цельных пластин дуба, которые сверху позолочены. Утверждают, что целое НИИ работало надо тем, как правильно оформить и поставить эту вертушку во входной группе гостиницы. Она необходима была для того, чтобы держать дверной проем закрытым от холодного воздуха.

Гостиница в тиле «сталинского ампира» имеет небольшую (28 этажей и 136 метров) высоту относительно «сестёр», зато является самой шикарной по отделке интерьера в стиле московского барокко.

Она строилась в период с 1949 по 1952 год и стала одной из самых знаменитых сталинских высоток. Её ещё называют «самой русской» из высоток. С самого начала авторы здания гостиницы архитекторы Леонид Поляков и Александр Борецкий и инженер Евгений Мятлюк ориентировались на национальную русскую теремную архитектуру XVIII века как главную идею проекта — «столпы», шатры и кокошники. Все это дополняет русскую стилистику каждого из трёх вокзалов.

Открылась она 1 ноября 1953 года. Длина главного фасада — 55 м, бокового — 95 м. Композиционно здание гостиницы разделено на три объёма: два шестиэтажных крыла и 15-тиэтажную прямоугольную башню с шатровым завершением. Фасад облицован двумя видами плитки: белой керамической и красной глазурованной. Её начали производить только в 1949 году. Привлекают внимание и вставки-розетки из золотой смальты. Шары на обелисках и ребра шатра также были выполнены из золотой смальты. Сочетание красного, белого и золотого не случайно — это стилистика нарышкинского барокко.

Здание увенчано шестигранным шпилем.

На строительстве гостиницы Ленинградская было внедрено и отработано множество новых технологий. При строительстве использовали бетонированный стальной каркас, здесь впервые применили бетонный насос и специальную сталь марки ДС (расшифровывается как Дворец Советов, применяется на мостах и высотных зданиях до сих пор), стальной каркас сваривали и заливали бетоном в отличие от открытых клёпанных каркасов небоскрёбов Америки. Были разработаны и впервые использовались ползучие краны, впервые применили пустотелый кирпич.

Здание строили на плывуне, на шесть этажей вниз уходит специально разработанный коробчатый фундамент, вокруг которого установлен герметичный шпунтованный ряд бетонных свай и используется специальная система откачки грунтовых вод. И это дало ожидаемый результат, у гостиницы никогда не было осадки. Её ресурс после ремонта в 2006 году оценен ещё почти в 100 лет.

За проект архитекторы получили Сталинскую премию второй степени. Но после смерти Сталина через четыре года его помпезный ампирный стиль «народа-победителя» уже стал неактуален. Роскошь пришлась не ко двору новым партийным бонзам, наступала эпоха хрущевского панельного минимализма.

Резолюции Всесоюзного совещания по строительству, прошедшего в ноябре 1954 года, поставила жирный крест на всех будущих подобных проектах, да и существующим досталось.

Хрущев лично и, как всегда, бесцеремонно влезал в дискуссию профессионалов. Он разогнал Академию архитектуры и… отобрал Сталинские премии у авторов гостиницы «Ленинградская».

Припомнили Полякову и конфликт с Екатериной Фурцевой, тогда ещё первым секретарём Московского горкома партии, а не будущим министром культуры. Во время инспекции на стройке «Ленинградской» Фурцева сделала Полякову какие-то замечания, кричала, что он построил церковь, а не гостиницу, на что Леонид Михайлович ответил, что это он автор проекта и сам знает, что надо делать. К тому же в пылу гнева Фурцева перепутала «резонанс» с «диссонансом», и архитектор ткнул её в это носом. Может быть, если бы сдержался, последствия не были бы для него столь роковыми.

Полякова фактически отлучили от профессии, обвинили в ошибках «в понимании метода социалистического реализма», уволили со всех постов, а его семью из трёх человек выселили из четырёхкомнатной квартиры. Даже хотели отдать архитекторов под суд, но их спас Анастас Микоян, который на заседании Политбюро сказал: «Мы же сами давали им задания, поэтому не должны их наказывать». Поляков долго болел и всего на год пережил Хрущева.

В общем-то, Фурцева, назвав гостиницу церковью, была не так уж и далека от правды. Да Поляков с Борецким и не скрывали, откуда берут мотивы для внутреннего убранства и интерьера «Ленинградской». В тот период это уже было можно, Сталин стал иначе относиться к религии и многое разрешил, чем и не преминули воспользоваться архитекторы.

Ещё при подходе к центральному входу обращает на себя внимание оригинальная боковая дверь на главном фасаде здания с так называемым разорванным фронтоном и венецианской раковиной в центре. Такие раковины можно увидеть также в Архангельском соборе Московского кремля. А аналогичный разорванный фронтон украшает царское крыльцо Грановитой палаты.

К стилистике теремов отсылают и перекрытия над главным входом в здание: своды, роспись и светильник — имитация масляного фонаря из Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря.

Архитекторы разбили вестибюль здания на три помещения, как в храмах: притвор, тёплый храм и алтарь. Светильник в зале рецепции выполнен в форме паникадило по эскизам Борецкого. Золотые ворота на входе в лобби отеля — копия Золотых ворот Верхоспасского собора в Кремле (как и решётка на станции метро «Арбатская», которую, напомню, проектировал Поляков). Лифтовой холл — алтарь снаружи украшен красным шокшинским кварцитом, который иногда называют русским порфиром. Именно из него сделал саркофаг Наполеона в Париже и облицовка мавзолея Ленина. Сейчас добыча этого камня запрещена. Слишком мало его осталось.

Люстры главного холла сделаны по подобию паникадил Успенского собора Кремля. Говорят, что, когда Хрущеву доложили, что светильники в гостинице «Ленинградская» выполнены как паникадила, он пришёл в ярость. Правда, выполнены люстры с символикой сталинской эпохи — звездой с колосьями наверху.

Все это великолепие охраняют две бронзовых львицы, сидящие возле симметричных боковых мраморных лестниц. Говорят, что львов привезли сюда из рейхстага как трофеи. По легенде, если потереть лапу львицы, то обязательно сбудутся все желания. Главное не перебарщивать, львицы этого не любят.

На стене верхнего холла правой лестницы размещён барельеф, посвящённый Куликовской битве. По этой лестнице должны были подниматься иностранные гости, прибывающие на Казанский вокзал. В противоположном холле — барельеф с изображением Ледового побоища. По этой лестнице должны подниматься иностранные гости, прибывающие на Ленинградский вокзал.

Фантастическая 15-метровая бронзовая люстра-гирлянда, освещающая шестиэтажную лестницу. Она внесена в книгу рекордов Гиннесса как самая длинная люстра в мире. В первоначальном варианте оформления лестницы вместо стеклянных ограждений стояли зеркальные, что добавляло люстре глубину, свет и множественность отражений.

Гостиница полна тайн и загадок, мистики и красоты.

административно-жилое здание на пл. Красных Ворот

Только в четырех из семи легендарных «сталинских» небоскребов имеются жилые квартиры. Обитатели трех из них защищают родные стены (кстати, находящиеся под охраной государства) от буйных фантазий граждан с деньгами. Высотка у Красных Ворот — единственная пока не посылавшая московским властям сигналов бедствия. Здание стоит лицом к Садовому кольцу на его пересечении с Каланчевкой — на месте старинного квартала, снесенного заодно с домом, где родился Лермонтов.

Монументальный дом, вокруг которого днем и ночью движется бесконечный поток машин и такой же плотный людской муравейник (рядом расположены несколько министерств, множество банков, площадь Трех вокзалов), строили как ведомственное здание МПС. Само оно обитало совсем рядом, в знаменитом доме-паровозе.

Однако к концу 1951-го, когда высотное административно-жилое здание на Садово-Спасской, 21 достроили, из МПС выделилось новое могущественное ведомство — Минтрансстрой, отвечающее за строительство железных дорог, автомагистралей, аэропортов, метро, мостов и т.д. Оно-то и отпраздновало новоселье в высотной части новостройки, став одним из двух столичных  ведомств (второе — МИД), прописавшихся в небоскребах. Квартиры в более низких жилых крыльях достались по большей части путейщикам.

Жила здесь, кстати, в основном не творческая элита, заселившаяся в другие дома сталинской высотной серии, а сотрудники МПС и других ведомств, заслуженные учителя-орденоносцы, известные врачи. Только в двух угловых подъездах — с самыми большими, пятикомнатными квартирами — прописались «шишки» — министры и заместители министров. В одной из таких квартир — общей площадью 100 с лишним метров — обитал сам президент Академии наук Мстислав Келдыш, имя которого знала тогда вся страна.

Старожилы рассказывают, что в 1950-е именно он спас жильцов от страшной напасти. Тогда в прилегающих к дому кварталах начался большой снос. Когда снесли Домниковку, на высотку напали сначала ядовитые подвальные блохи, а за ними — клопы, вывести которых было невозможно. Войну с кровопийцами возглавил лично академик Келдыш, раздобывший в химических лабораториях Академии наук какие-то особенно убойные средства, которыми и обработали квартиры, после чего зловредные клопы покинули дом навсегда.

У каждого подъезда имелось собственное бомбоубежище. Обитатели дома знали, что бункер имелся и под высотной частью дома, а оттуда шли ходы в какие-то секретные здания. По слухам, под высоткой располагался еще и бассейн с запасом питьевой воды, и подвалы с полным автономным обеспечением.

Как и в здании Наркоминдел (нынешний МИД) на Смоленской площади, в высотке у Красных Ворот в окончательном проекте шпиль не предполагался. Но когда оба здания были уже почти готовы, по маршруту троллейбуса «Б» по Садовому кольцу совершил проезд лично товарищ Сталин. Сразу же после этого поступило распоряжение: соорудить на высотках шпили. Которое и было беспрекословно исполнено

При строительстве основания высотного здания на Лермонтовской площади был применен прием, не имевший аналогов по технической смелости и инженерному искусству. Дело в том, что дом высотой 138 метров строили одновременно со станцией метро «Красные ворота.
Проектировщики столкнулись с непростой проблемой: какое-то время многоэтажное здание будет находиться на самом краю котлована, следовательно, грунт осядет неравномерно и высотка накренится. Поэтому решено было специально строить с наклоном. Перед этим грунт по периметру ямы искусственно заморозили по технологии строительства метро. Когда затем он растаял, здание просело и приняло строго вертикальное положение. Такой способ больше никогда и нигде не применялся из-за сложности расчетов.

Экскурсия однозначно раскрыла много интересных фактов и загадок. Факт — захватывающая! Всем рекомендуем и советуем!

Оставьте комментарий

Прокрутить вверх
Прокрутить наверх