2010. ЧЕХИЯ. Прага (Вышеград, Градчаны, Пражский Град, Пьяный переулок). 23 апрель. 3 день.

… Да…. теперь ещё раз подумаешь\передумаешь, … я бы даже сказал — перестрахуешься, собирая чемоданы в следующую поездку. После приезда и проанализировав шмотки чемоданов в смысле, что потребовалось, а что не очень… и главное — что было нужно, но не взяли… К чему это — я?  Проснулись… и сразу соплей больше, чем воды в кране… Целый день ходил и разбрызгивал заразу… Мало того, — чувствовал себя, как будто одновременно переносил на себе и грипп… и спид… и желтуху с поносом… и преждевременные роды — одновременно.

… и всё это, похоже, — по одной причине: не взял с собой для прогулок по вечерам свитер с закрыванием горла или шарф. Ведь весной тепло только на солнышке… вечером дует пронизывающий ветер…

Проснулись… Завтрак … и вперёд по уже известному маршруту через Вацлавскую площадь до Пороховой башни… Встреча с группой… Посадка в экскурсионный автобус… юг района Прага-2… Крепость Вышеграда…

Крепость Вышеграда…

… прошли оборонительно\таможние Таборские ворота (были в строительных лесах и я не стал их фотографировать) и следующими были более красивые ворота Леопольда…

Парадные ворота Леопольда были возведены в 70-х годах XVII века, во время строительства вокруг Вышеграда мощных каменных стен с угловыми бастионами, а названы они были в честь императора Леопольда I. Это внутренние ворота укрепления. Отсюда доступ к цитадели наиболее удобный, поэтому снаружи перед ними выступает укрепленный участок (кронверк). Он сделан ниже стен крепости, чтобы удобнее было его обстреливать. Леопольдовы ворота были построены в барочном стиле по проекту К. Лураго. Автор скульптурного оформления – Джованни Пассарини. 

Наверху ворот сидит каменная орлица, а по бокам лежат 2 льва. Фронт ворот украшает небольшой бастион. Над ним находится знак с императорским орлом и 2 пустых знака.

Несмотря на изысканный барочный вид, у ворот есть мощная железная решетка и толстые стены.

Ротонда святого Мартина — самая древняя из пражских ротонд, она помнит еще Вратислава I. За почти тысячелетнее существование ротонда побывала и пороховой башней, и просто складом. Единственной серьезной перестройке она подверглась в 1878-1880 годах, когда западный вход был замурован, а с юга был сделан новый, в неороманском стиле… но, мы её проскочили. Ещё хорошо, что дали немножко времени сфотографировать её издалека… (опять вылезают минусы групповых экскурсий)…

Крепость Вышеград была построена в X веке. По легенде её основателем был князь Крок, отец княгини Либуше. Последняя известна своим мудрым правлением и тем, что предрекла основание Праги. Кроме того, она положила начало династии Пржемысловичей – «природных» королей Чехии. При власти Вратислава II в 1070 году здесь был основан вышеградский капитул, свободный от пражского епископства. Поэтому именно в те года здесь была заложена базилика. После окончания строительства крепость на какое-то время потеряла своё значение в глазах её обладателей. Так продолжалось до того момента, пока в середине XIV века император Карл IV не пришёл к власти. Он постановил сделать Прагу резиденцией правителей Священной Римской империи. О, это было настоящим новшеством, так как до того исторического события императоры не имели своей постоянной резиденции. С этого дня градостроительство в столице Чехии обрело просто гигантские масштабы, а славу Вышеграда было приказано возродить. Для этого главный вход в город с южной стороны вёл именно через эту крепость. На месте старого костёла Святых Петра и Павла начал строиться новый собор в архитектурном стиле готики. И именно отсюда начиналось шествие в честь коронации чешских королей.

 

Базилика Святых Петра и Павла…

Базилика Святых Петра и Павла (Bazilika svatého Petra a Pavla)— древнейшее сооружение на территории Вышеграда. Его появление относится к концу XI века, когда по инициативе Вратислава II был возведен собор, аналогичный римскому. Согласно легенде, при основании собственного храма Вратиславом двигало желание не зависеть от пражской епископии. Делегировав послов в Рим, он приказал внимательно осмотреть Храм Святого Петра, а также получить у Папы благословение на строительства подобного храма. В ответ правитель получил не просто разрешение, но и рекомендации по убранству вышеградского храма. К тому же вместе с послами в Вышеград приехал епископ, отправленный папой, который и заложил краеугольный камень местной базилики. Все было сделано согласно предписанию Папы, но, к сожалению, в середине XV века вследствие сражения под командованием Яна Жижки, которое задело церковь, от былой красоты мало что осталось. После этого собор несколько раз перестраивали, причем в зависимости от времени реконструкции — то в барочном, то в романском стиле. Свое нынешнее обличие базилика приобрела в 1885 году. Вследствие реконструкции, которой руководил Йозеф Моккер, костел был перестроен в неоготическом стиле. Высокие фасадные башни, являющиеся сегодня визитной карточкой Вышеграда, в этом же стиле появились у собора в 1902-1903 годах и были возведены по проекту Франтишека Микша. Интерьер храма впечатляет не меньше, чем его внешний вид. Внимание привлекает алтарь с изображением святых покровителей Чехии, который выполнен зодчим Кастнером в стиле модерн. Внутреннее убранство храма также восхищает росписями на стенах от Франтишека и Марии Урбановых, а также иконой Девы Марии из коллекции Рудольфа II – готической реликвией 1355 года. Вблизи алтаря расположен каменный романский саркофаг. Согласно легенде, в нем покоятся останки римского воина Лонгина, причисленного к лику святых. Лонгин якобы проткнул копьем левый бок распятому Христу, а позднее принял христианство и умер в тяжелых муках. Однако историки полагают, что в гробнице хранятся останки одного из рода Пршемысловичей. Источник https://praga-praha.ru/vyshegrad/

Вышеградский некрополь…

Рядом с базиликой Петра и Павла на Вышеграде находится мемориальный некрополь, где покоятся лучшие сыны и дочери Чехии.

… У меня всегда двоякое впечатление от посещения различных пантеонов, кладбищ… некрополей. С одной стороны – место печали. Место где нашли упокоение люди и не хочется тревожить их покой… С другой – место где стоят красивейшие надгробия… иногда просто шедевры искусства из камня… где всегда тихо и спокойно.  …Уже не помню даже, когда и почему у меня возник «запрет» на съёмку. Не запрет даже, а просто «не рекомендация» фотографировать «всё подряд». Негласный запрет только на съёмку людей… особенно, — близких.  Вот и сейчас, после посещения этого кладбища, — в фото альбоме фотографий почти нет…

Конец XIX века стал временем пробуждения национального самосознания чехов. Идея создания памятного захоронения именитых граждан страны впервые возникла в 1862 году, в обществе писателей «Сватобор». И невзрачный погост постепенно стал превращаться в чешский Пантеон. С того времени до сегодняшних дней на Вышеградском кладбище упокоились более шестисот выдающихся личностей. Здесь хоронили писателей и врачей, художников и актёров, поэтов, архитекторов, исследователей и философов. Многие имена известны всему миру. Это композиторы Антонин Дворжак и Бедржих Сметана, писатели Карел Чапек и Ян Неруда, лауреат Нобелевской премии Ярослав Гейровски и многие другие. Главная аллея ведет к монументальному захоронению «Славин». В центре комплекса находится прямоугольный каменный постамент. На его верхней плоскости – статуя Гения Отчизны – печального ангела, который склонился над саркофагом умершего. По краям монумента установлены две аллегорические фигуры: слева – Отечество Скорбящее, справа – Отечество побеждающее. Вышеградское кладбище считается одним из красивейших некрополей мира и одним из важнейших памятников национального возрождения Чехии. Во многих преданиях Вышеграда повествуется о загробной карете, в которой передвигается подлый мельник, обманывавший своих клиентов, обкрадывавший людей, грубо обращавшийся с прислугой, не жалевший нищих. Говорят, что еще до смерти он приобрел себе в Вышеграде усыпальницу. Черная карета запряжена четырьмя конями, но кучера на ней нет. Дух мельника обычно направляется из Вышеграда на побережье Влтавы. Туда, где когда-то находилась его мельница, и куда он закопал свои богатства. Тем самым он желает убедиться, что клад на месте и с ним ничего не сталось. Однако, дух только тогда обретет покой, когда клад окажется у людей.

Со стен крепости открываются замечательные виды на округу … прекрасные виды на Пражские мосты… на Пражский Град …

Пока мы гуляли по Карлахову скверу и Вышеградским садам, под нашими ногами было полным-полно дубовых орехов… точнее то, что от них осталось… — значит где-то должны быть грызуны и белки … …долго нам ждать не пришлось – около смотровой площадки-променада самая смелая и самая голодная показала свой пушистый хвостик. Мало того, что показала – она ещё и стибрила у нас наш бутербродный запас в сумке… В благодарность попрыгала перед нами с ветки на ветку… с дерева на дерево…

 

Мост самоубийц …

… не могу не рассказать об очень интересном объекте Праги – о мосте Самоубийц. Или, если по-официальному – Нусельскому. (Фотографии есть, но они фигового качества и выставлять мне не захотелось. … мост, он и в Африке – мост). Пересекая Нусельскую долину, мост соединяет две части города – Новое место и Панкрац.  Нусельский мост является самым высоким в Праге и единственным, который не ведет через Влтаву. … прыгнуть с него у нас с Супругой возможности не было… (из-за того, что белка – спёрла у нас бутерброды…) … мы дважды по нему проехали, а водитель двери не открывал…

Свое прозвище “мост самоубийц” он получил не спроста. Согласно данным, свыше 200 человек покончили с жизнью, прыгнув с него. Причины, почему люди сюда приходят разные, но исход всегда один.  Мост притягивает к себе и несостоявшихся артистов, и религиозных фанатов, и простых людей. Для моста нет различий не только в роде деятельности тех, кто на него приходит с непростым решением, но и в национальности – это не только чехи, но и американцы, русские и др. Интересно, что для испытания сооружения на прочность в ноябре 1970 года по нему пустили колонну из 63 танков, которые проехали через еще недостроенный мост 600 раз. До 1990 года мост назывался в честь первого президента Чехословакии Климента Готвальда, но с приходом новой власти сменилось и название моста. Нусельским он назван по району города Нусле, что расположен под ним. В 2011 году, под мостом появилась инсталляция, автором которой стал чешский художник Криштоф Кинтер. Инсталляция представляет собой фонарный столб, на котором закреплена табличка. На которой начертаны фразы на латыни и на английском языке. Знакомое всем «Memento Mori», что означает «помни о смерти» и «память обо всех тех, кто взял и отдал свою жизнь на этом мосту». Печальный мост, что еще можно добавить….

Градчаны …

Страговский монастырь…

Страговский монастырь в Праге — это памятник архитектуры Чехии, расположенный в Градчанах. Монастырь является старейшим среди других храмов ордена монахов-премонстрантов.

Годом его основания принято считать 1140 год.  Тогда его образовал Владислав II, инициатором стал оломоуцкий епископ Индржих Здик. Название монастыря берет свои корни от слова «стража», так как в этом месте была расположена застава, охранявшая Пражский град.

Монастырь неоднократно перестраивался. В 1258 году он и вовсе полностью сгорел из-за горящей свечи, за которой не уследил заснувший у нее монах. Из-за близости к центру Праги, стены этого святого места  стали участниками и свидетелями практически всех исторических событий средневекового города. На их территории проходили действия гуситских войн, тридцатилетней войны, обстрелов и разрушительных для здания монастыря действий французских войск, штурм города прусской армией и многие другие.

 

В конце XVIII века император Иосиф II отдал приказ закрыть все монастыри, которые не приносят никакой пользы для общества. Тогда над монастырём нависла угроза, но открытие при нем библиотеки, доступной для широкой публики, изменило ситуацию.

 

Страговский Монастырь изначально был построен из дерева. К 1143 году появилось уже каменное здание в романском стиле. Когда последнее строение уничтожил пожар, в 1258 году на его месте возвели постройки в раннеготическом стиле. Нынешний вид здание приобрело, пройдя  через неоднократные перестройки, пока в конце XVII столетия итальянский архитектор А.Лураго не утвердил барочный стиль. Работы над новым сооружением длились с  1742 по 1758 годы, после очередного его разрушения французскими войсками.

На территории Страговского монастыря в Праге имеются следующие достопримечательности: Страговский сад, Музеи национальной литературы и миниатюр, Страговская художественная галерея, Пивоварня и пивной ресторан.

 

Внутри монастыря уже более 8 столетий существует старинная библиотека внушительных размеров. Самые древние издания датируются XII веком. Библиотека умещена в нескольких залах. Стены здесь покрыты фресками. Библиотека и ее издания неоднократно горели вместе с монастырем. Новое здание библиотеки при Страговском монастыре в Праге было построено в XVIII веке аббатом Вацлавом Майером. Здание было выстроено за рекордные сроки и даже дошло до настоящего времени. Сегодня хранилища библиотеки насчитывают около 130 000 книг, 1500 изданий, 2500 рукописей,  тысячи графических листов.

С XVIII века в Страговском монастыре была создана ценная коллекция картин, которая  к 1870 годам выросла до 1000 полотен. Тогда в XX веке базе монастыря создали художественную галерею с лучшими работами XIV-XIX веков.

Пешочком-пешочком… теперь только пешочком … мы двинулись в сторону Пражского Града…

Прошли памятник Яну Непомуцкому на Погоржельце (енто площадь такая). Ничего знаменательного… «обычные» дома… хоть и очень красивые, и недавно отреставрированные и раскрашенные…да городская библиотека…

Вышли на Лотеранскую площадь с очень красивым Черинским дворцом и Лотеранским монастырём скрывающемся, поначалу, за симпаптюлечным сквером …

Министерство иностранных дел (Чернинский дворец) …

Лоретанский монастырь …

Бывший Чернинский дворец (в кадр не попал) был возведен в 1688 году. В проекте участвовали множество итальянских архитекторов, скульпторов и художников. Внутрь вы не попадете — сейчас здесь МИД. . Дворец, похоже, тихо ненавидит своих обитателей. Род Черниных на его перестройках разорился. Выкупленный государством в 1851 году дворец некоторое время побыл казармами, а потом был передан министерству. Первый министр иностранных дел, Эдуард Бенеш, окончил жизнь в изгнании. Другой, сын первого президента Ян Масарик, выпал в 1948-м из окна дворца. До сих пор не ясно, было ли это самоубийством или Масарика выкинули коммунисты, которым он был как кость в горле. Нынешнего министра Яна Кавана всю его карьеру преследуют обвинения в коррупции, скандалы и инфаркты. Но хуже всего пришлось нацистским правителям Чехии, чья резиденция была здесь в 1939-1945 годах: первый был осужден после войны на 15 лет, второй убит, три следующих — повешены …

Мимо дома N2 по Лоретанской площади иногда в полночь проносится призрачная черная карета. Копыта черного коня высекают из мостовой искры, экипаж опасно раскачивается и скрипит, изнутри раздается отборная брань. Это карета язычницы Дагмары, матери Вацлава IV. Виновна она во многом, в том числе — в убийствах собственных мужа, сына и свекрови. Но Господь низверг ее (вместе с каретой и лошадью) в ад не за это, а за богохульство.

Лоретанский монастырь … Построен в 1723 году. В компании четырех евангелистов на фасаде изображена святая Анна, мать Девы Марии и, соответственно, бабушка Христа. Раньше на месте церкви Рождества Христова в монастыре стояла часовня этой очень популярной в Средние века святой. 27 колокольчиков на башне Лореты отлил в конце XVII века амстердамский мастер Фромм. На них можно играть разные мелодии. Вместо этого каждый час они вызванивают церковный гимн «Тысячекратно славим Тебя». По легенде, когда турки приближались к Назарету, хижина Девы Марии была перенесена ангелами в Италию, в местечко Лорета, ставшее затем местом важного паломничества. После битвы при Белой Горе, когда Чехию начали обращать в католичество, такие хижины, как «Макдоналдсы», стали ставить по всей Чехии. Всего их было построено больше пятидесяти. Главная в стране святая хижина, или Лорета, стоит на лужайке во дворе монастыря. Внутри Лореты, похожей на хижину не больше, чем мавзолей Ленина, стоит алтарь из чистого серебра. Фонтаны по сторонам домика называются «Вознесение Девы Марии» (1739) и «Воскресение Христа» (1740). Часовню поставила и обнесла стеной в 1661 году богатая и набожная графиня Бенина Екатерина Лобкович.

Тосканский дворец …

Расположен напротив Града, назван так потому, что до 1718 года принадлежал тосканским герцогам, чей герб до сих пор красуется на фасаде. До того, как в 1691 году архитектор Каневалле построил особняк, на этом месте был целый квартал. Статуи семи свободных искусств тосканцы заказали местному скульптору Брокоффу, а вот скульптура святого Михаила на углу приписывается итальянцу Мосто. Сейчас герцогская резиденция принадлежит МИДу.

… а нам запомнился тем, что около него постоянно разъезжали и пованивали выхлопными газами раритетные машинки…

 

Шварценбергский дворец…

Шварценбергский дворец  — один из самых красивых дворцов эпохи Ренессанса в Праге, которые хорошо сохранились, расположен вблизи от Пражского Града на Градчанской площади. Дворец легко распознать даже издалека благодаря его богатым черно-белым росписям на стенах в технике сграффито, подражающие венецианским.

 

 

Градчанская площадь…

Когда-то на месте нынешней Градчанской жил поселок славян. В 1333 году ему присвоили городской статус — поселок стал третьим городом Праги после Старе-Места и Мала-Страны. Градчаны были самым компактным из них — площадь-рынок и две улицы. Правом на самоуправление Градчаны пользовались до 1784 года, когда их вместе с остальными городами объединили в Королевский город Прага. Площадь, ясное дело, была главным местом того средневекового городка, населенного в основном церковниками и прислугой из Града. В 1598 местность стала королевским городом, и туда понаехали аристократы — так по периметру появились дворцы.

… смена караула… идут прогулочным шагом после смены… Как будто в пивнушку — это по сравнению с нашими воинами у Кремлёвской стены…   … ну, и куда денешься, чтобы не увидеть свадебный кортеж в столь значимом месте…

 

Чумной столб. Сооружать чумной столб в 1725 году с личного одобрения императора Карла VI на том месте, где в чумные дни молились за окончание эпидемии. Город Градчаны не был особенно богатым, поэтому полностью столб закончили в 1736. Нынешняя Мария на вершине колонны — копия конца XIX века. Ее поставили вскоре после того, как оригинальную фигуру позолотили — она сейчас находится в Лапидариуме.

 

Газовый фонарь. Старинный осветительный столб на восемь газовых фонарей, установленный в 1868 году. Пьедестал украшают четыре женские фигуры, а центральную коринтийскую колонну — фигура, символизирующая Прагу. На соседней Лоретанской улице еще один такой фонарь — и вместе они считаются охраняемыми памятниками культуры. Фонарь работает — светится в темноте.

 

 

Битва Титанов. Так называется скульптурная композиция, украшающая главные ворота Пражского Града, которые находятся в западной части площади. На самом деле это никакие не титаны, а два римских гладиатора, готовящихся нанести финальный удар своим соперникам. Один орудует ножом, другой — дубиной. Этот замысел автор, Игнац Платцер, позаимствовал у композиции, что стоит у здания имперской канцелярии в Вене. Оригинальные скульптуры были созданы в 1762 году, сейчас на их месте стоят вольно исполненные копии 1902 года.

Ворота между площадью и Градом охраняет почетный караул, а торжественная церемония смены этого караула вечно собирает толпу туристов… туристочки тоже не упускают возможности сфотографироваться с грозными солдатиками…

Леопольдов (Львиный) фонтан …

 

Около здания канцелярии президента Чехии расположен Леопольдов водоем с фонтаном на Втором дворе Пражского града благодаря скульптурному украшению также называют «Львиным». Он один из самых старых фонтанов в Праге, датируется 1686 годом, его автором является Гиеронимус Коль. На водоеме с фонтаном работал также итальянский каменщик Франческо дела Торе. На трех каменных каскадах находится богато украшенная нижняя емкость в виде четырехлистника. Нижнюю чашу подпирают скульптуры античных богов Меркурия, Вулкана, Нептуна и Геркулеса, верхнюю чашу поменьше несут два Тритона. На вершине имеется шар, который держат три льва. Песчаниковый водоем с фонтаном был важной составной частью водяной сети на Пражском граде. Водоем с фонтаном питал старый водовод града, который тянулся от ручья Бруснице и из пруда под летним дворцом Гвезда в Дибоц. Он был самым большим водоемом на граде и использовался также в случае возникновения пожаров.

Пражский Град …

Скажу честно, — территорию Пражского Града можно сравнивать даже с Флоренцией. Не в смысле ценностей искусства, скульптур, зданий, житиё-бытиё Великих людей, где естественно Град здорово проигрывает… а в смысле количества исторических объектов, которые можно (и нужно) посетить таким туристам, как я с Супругой. Нужен полный день только для беглого осмотра всего, что там натыкано на довольно-таки маленькой территории. Чего только там нет… Почти как в Греции – всё… Разные красивые ворота, дворы, площади, улицы, сады, почётные лестницы, мосты, рвы, колодцы, фонтаны, памятники, часовни, галереи, куча зданий президента, дворцы и конюшни….и даже пивные…

 

… а во-времени были некоторые ограничения. Наша группа подошла и собралась около собора св. Вита… выслушали интересный рассказ Гида… и разбрелись кто-куда, дабы потом опять собраться и «проникнуть» в собор… (экскурсия «временная». Оплаченная. ( типа входить в него можно бесплатно, однако для осмотра башен, часовен и внутренних помещений потребуется наличие билета).

… у нас было меньше часа на «беглую прогулку на всё светящееся, вкусненькое, тёпленькое…) – Тёпленьким для нас оказался проход по «Бычьей лестнице» вниз к смотровой площадке через Старый Королевский дворец. Площадка была между двух садов: Гардиговским и «на валах». … с великолепными видами на Малу Страну…

 

Кафедральный собор Святого Вита …

Сердце чешского государства и святое место для всех чехов лежит посредине III двора Пражского града, там где когда-то стояла ротонда святого Вита, основанная святым Вацлавом, а позже романская базилика. Сегодня на этом месте находится Кафедральный собор святого Вита с часовней святого Вацлава. Собор Святого Вита, Вацлава и Войтеха называют жемчужиной Пражского Града. Величественные шпили готического храма взметнулись к небу, прекрасные фасады украсило кружево каменной резьбы. Короли Чехии короновались здесь до 1836 года.

Собор был заложен в 1344 году на фундаменте церкви-ротонды X века. В XI веке ротонду перестроили в базилику, а в XIV столетии Ян Люксембургский задумал возвести на этом месте новый грандиозный собор. Первым архитектором проекта стал фламандец Матьё Арасский. В 1352 году руководство строительством принял Петер Парлерж, в то время молодой и малоизвестный зодчий. Более сорока лет отдал Парлерж постройке собора. К концу жизни он успел закончить только часть трансепта и хор. Сыновья архитектора достроили южную сторону храма и часть башни. В годы гуситских войн строительство было надолго остановлено. В XV–XVI веках работу продолжали архитекторы Б. Рейт и Б. Вольмут. В тот период была возведена северная часть собора с башней. В недостроенном храме проходили богослужения, совершались торжественные церемонии. Строительство длилось почти шесть столетий и закончилось в XX веке. Западную часть храма достроили по проекту Петра Парлержа чешские зодчие. Основные работы по оформлению здания завершились к 1929 году.

Войти в храм сегодня можно через один из трех порталов западного фасада. Рельефы на бронзовых центральных вратах изображают фрагменты истории строительства собора. На боковых вратах отражены сцены из легенд о короле Вацлаве и епископе Войтехе. На витражном окне над порталом можно увидеть картину «Сотворение мира». Водостоки фасада украшены горгульями и химерами. Западные неоготические башни-близнецы поднимаются на высоту 82 м. Их возводили последними – в XX веке, по первоначальному плану Парлержа. …

… Гаргульи блюющие\плюющие/обос..сывающие водой. Действительно страшилки…, но у меня в башке они ласково — горгульки (химерочки). Считалось что они защищают храм от нечистой силы. Мол, сюда вам не надо, тут и так все свои, видимо на крест и святых не очень надеялись…

 

 

 

 

 

 

В южной части храма находятся «Золотые ворота» – парадный вход для священников верховного сана. Со стороны южного фасада расположена и колокольная башня. Высота колокольни составляет 96,5 м. Она украшена удивительными часами, созданными в 1597 году. У этих часов два циферблата, которые отдельно показывают часы и минуты. К смотровой площадке Южной башни ведет винтовая лестница, насчитывающая 298 ступеней. За позолоченными решетками скрыты соборные колокола. Первую звонницу храма уничтожил пожар 1541 года, после этого были установлены новые колокола. Самый большой из них – Зигмунд, созданный мастером Т. Ярошем. Портал «Золотые ворота» тоже создан по проекту П. Парлержа. На решетках перед вратами можно рассмотреть стилизованные астрологические изображения. В нише ворот находится мозаичное распятие, выполненное по православным канонам. До сих пор неизвестно, как и почему оно появилось на портале католического храма. Украшением тройной арки «Золотых ворот» служит мозаика «Страшный суд», выполненная из золоченого стекла и цветной смальты. Более миллиона мозаичных элементов для этой картины изготовили венецианские мастера.

Интерьер собора святого Вита поражает величием и богатством. Свод храма поддерживают 28 колонн. Двадцать мастеров в разное время создавали витражные картины для храма, среди них был и модернист Альфонс Муха. Орган собора считают одним из красивейших в Европе.

Часовня св. Вацлава…

 

Перед главным алтарем, созданным в XIX веке мастерами Краннером и Мокером, расположено беломраморное надгробие работы голландца Молина (1589 г.). Его крышка украшена рельефными изображениями Фердинанда I, его супруги — Анны Ягеллонки и их сына — Максимилиана II. Это надземная часть мавзолея. Внизу находится королевская крипта. Вход в неё открывается из часовни Святого Креста.  В крипте видны остатки фундамента старой ротонды, открытые археологами. Здесь находится и королевский склеп с саркофагами Карла IV, Вацлава IV, Йиржи из Подебрад, Рудольфа II и других правителей Чехии.      … тогда мы с Супругой ещё не знали, что есть и еще одна маленькая пражская тайна. В соборе Святого Вита есть секретная палата, в которой находятся коронационные принадлежности. Дверь заперта на семь замков. Семь ключей находятся у первых лиц государства, таких как президент, председатель парламента, архиепископ и других. Иногда эта дверь открывается. Но только по очень значительным праздникам… …не знали, — значит и не искали. Да нам тогда и не до дверей всяких было…не до палат…

 

Витражи художники расписывают до сих пор. Они все в разном стиле и цвете. Некоторые просто красками на стекле, некоторые классические витражные.

 

Саркофаг Святого Яна Непомуцкого размещён рядом с алтарём, но он прекрасно виден от самого входа. Этот уникальный памятник в начале XVIII столетия создал знаменитый Фишер фон Эрлах из Вены. Для своего творения, ставшего настоящим шедевром барочного искусства, мастер использовал 2 т чистого серебра. Напротив, надгробия обустроена капелла Св. Яна Непомуцкого.

 

В капеллах хора можно увидеть многочисленные надгробия чешских правителей и епископов. В капелле святой Марии Магдалины покоятся останки Матьё Арасского и Петра Парлержа. В часовне Яна Непомука установлено серебряное надгробие весом около двух тонн. Всего в соборе 23 капеллы.

 

… отправив нас в собор, гид «умыла руки» и смоталась по своим делам. Мы стали «бесхозными и неприкаянными». Что делать дальше? Прогулялись к Злато Улочке… но, посмотрев на неё издалека, — желание по ней гулять куда-то улетучилось. Маленькие…Очень маленькие домики мы увидели издалека… а, что дальше? Заходить и «разводиться» на золото и платину – нам не хотелось… Просто эта улица – подобие Понте-Веккьо во Флоренции. Витрины с драгоценностями мы уже видели…

… просто пошли «куда глаза глядят»… через Пороховой мост к летнему дворцу королевы Анны…

 

Летний дворец королевы Анны…

Королевские Сады…

 

…дворец королевы Анны Ягеллонской — первый образец итальянского Ренессанса за пределами Италии. Построен он был итальянцем Делла Стелла по заказу Фердинанда I для его жены Анны Ягеллонской в 1538-1563 годах. Строительство длилось так долго, что королева не дожила до открытия. Рудольф II организовал в стенах дворца алхимическую и астрологическую лабораторию, внутрь которой могли попасть только посвященные.

 

На склоне у дворца сейчас восстанавливаются остатки рудольфовского сада. Там круглый год росли фиги, апельсины, лимоны и по тем временам диковинный салат. Три спелых ананаса спасли сад от разрушения во время прусско-французской оккупации 1741 года: они были подарены садовником прусскому генералу Пюллеру и пришлись тому по вкусу. По ночам по парку перед дворцом бродит алхимик-призрак, скрывший от Рудольфа часть золота, приготовленного для казны. За закопанным добром Рулик пришел ночью, но найти не смог, от чего сошел с ума и даже теперь, после смерти, продолжает поиски.

 

… потихоньку начали «спуск»… спуск с холма к реке…

 

… перешли очень крутой дугообразный мостик… перешли дорогу и «нашли» трамвайчик. Зачем тратить силы, ежель нас могут покатать железные колёса !?…

… поиски чего-нибудь съестного привели нас в ресторанчик «Воянов двор», где можно было отведать чешскую кухню как внутри … так и на открытом воздухе…. …»прикольным» в этом заведении было то, что мы сидели напротив «древнего самогонного заводика»… или если точнее — пивного…

 

… у каждого человека есть свои кулинарные предпочтения. У меня — «молочка и вкусные плюшки»… у Супруги — мясо. Без мяса — она уже не человек…»неуправляемая и вечно недовольная»… пришлось уговаривать. Тяжело, но всё же настоял на том, что нужно попробовать национальную кухню. Тем более, что мясо у чехов играет не последнюю роль… на первое заказали «полёвку». Суп в Чехии называется «полевка», «полевка в хлебу»- значит, подача супа в хлебе. Подать могут любой суп: «кулайда»(грибной суп), «гуляшовка»,»чесночка», «брамбарочка». Если запас евриков ограничен, то в Праге есть предостаточно недорогих пивных, например, «Kolkovna», там можно отведать отменного чешского пива и вкусить популярные блюда. У нас было два супа — из капуски с колбасками и картофельный с грибами…

 

… аппетит приходит во-время еды! Истина веками проверенная. … далее на столе как на «скатерти самобранке» (за 800 крон) стали появляться: ветчина парная, … сарделька,… овощи, … горчица и хрен,… кусок говядины,…сливки с брусникой и кнедликами, …хлеб с вазочкой сала, … три кружки пивасика…

 

Вояновы сады …

После сытного обеда… по закону….   … вот и мы направились в расположившийся совсем рядышком сад… … просто посидеть… понаслаждаться цветущими магнолиями … подышать свежим никотином…

Многие считают Вояновы сады старейшим пражским парком. Однако, это верно лишь наполовину, поскольку первоначальные сады сожгли гуситы, а эту территорию застроили домами. Сегодняшние сады были разбиты лишь в середине XVII века.

В 1248 году здесь была построена резиденция пражских епископов, а вокруг был разбит дворцовый сад. В 1419 году гуситы, недовольные церковью, сожгли дворец дотла.  После подавления гуситских восстаний для архиепископа был построен новый дворец, но уже ближе к королевской резиденции, чтобы подчеркнуть возвращение Чехии в лоно католической церкви. А на сожженной территории начали строительство домов. В середине ХVII века дом Альбрехта Валленштейна был выкуплен императором Фердинандом III для постройки монастырского комплекса ордена босых кармелиток.

Помимо собственно монастыря и костела Св. Иосифа, монахини разбили сад, укрытый от посторонних глаз. Здесь росли груши и яблони, в тени деревьев были установлены обычные деревянные скамейки. Сад, граничащий с постройками бывшего монастыря и новыми зданиями Министерства финансов, с 1954 года назван в честь Эдуарда Вояна, чешского актера. С этого же года парк стал открыт для общественности. Сценические герои актера отличались глубочайшей человечностью, Воян стремился к неординарной многогранной психологической проработке воплощенных им характеров. Благодаря тому, что актер в созданных драматических образах воплощал дух непобедимого чешского народа, а также всегда активно пропагандировал национальное драматическое искусство, бывшие сады кармелиток и начали носить его имя.

«Пьяный Переулок» …

или — Винарна Чертовка (Vinárna Čertovka) — самая узкая улица Эвропы…

… вот теперь мы попёрлись уже целенаправленно. Ирина перестала читать в книжке-путеводителе всякую фигню в виде куда и как проехать…где красивые сады с цветочками-лепесточками и прочей травой и сорняками… где и что сожрать и понюхать…… а вычитала про самую узкую улицу не только в Праге, но и в Эвропе… Мгновенно услышала от меня жесточайшее «одобрямс» и мы туда направили свои башмаки. К тому-же улица U lužického находится совсем рядышком…

 

… когда уже подходили к нашей цели — повстречался очень интересный магазинчик сувениров ручной работы. Не стандартные магнитики и тарелки, а очень весёлые фигурки и прочая белиберда, начиная от шмоток, тряпок… до всевозможных ваз и люст. Но, все примерно в таком-же жанре….

 

Винарна Чертовка улица, по которой не могут одновременно пройти два человека. Ширина прохода между зданиями составляет всего 70 см. На обоих концах улицы установлены светофоры – особенные, предназначенные только для пешеходов. Нажмёшь заветную кнопочку и ждёшь, когда появится заветный для тебя зелёный. Т.е. кто-то, кто пёрся на встречу тебе уже прошёл… Названия у улицы нет, но ее называют Винарна Чертовка (Vinárna Čertovka), как ресторанчик на другом конце. Когда-то это была не улица, а пожарный проход, предотвращающий распространение огня. 

В старину Прага горела часто, только в XVI веке город пострадал от двух страшных пожаров. «Чертовкой» же называлась винодельня, расположенная неподалеку. В народе узкий проход звали «пьяным переулком» — завсегдатаи винарни уходили, держась руками за обе его стены. Хозяин винной лавки поместил над входом в переулок вывеску своего заведения.

Так новое название постепенно закрепилось за улицей. Официально это бытовое название не «узаконено», не вписано в городские реестры, но все его знают. Винарня существует и сегодня. Это популярный маленький ресторан с симпатичным интерьером, где продаются хорошие вина. Ресторанчик находится на месте слияния речки Чертовки и Влтавы. Его веранда располагается у самой воды. С нее открывается живописный вид на Карлов мост и Влтаву. Вначале никакого светофора не было. «Чертовка» устраивала людям сюрпризы – подвыпившие прохожие создавали в переулке заторы.

Пожарные обязали владельца ресторана установить светофор, иначе нельзя было продолжать бизнес. После этого улочка стала аварийным выходом из заведения на случай ЧП. Пройти между домами вдоль Vinárna Čertovka теперь можно только на зеленый свет. Идущий перед началом движения нажимает кнопку – на противоположной стороне зажигается красный сигнал. Необычная улица упоминается во всех туристических путеводителях, да и ресторан пользуется популярностью, поэтому здесь собирается множество желающих прогуляться. Название улицы, ресторана и отеля, расположенного в этом доме, произошло от имени речки. Старицу Влтавы, отделяющую остров Кампа от Малой Страны, издавна называли Чертовкой. По ступеням к речке спускались женщины – стирать белье. Одну из них звали Алоизия, жила она в известном доме «У семи чертей». Угрюмая дама отличалась сварливым нравом. Ее стали звать «чертом в юбке», а потом и речка получила свое историческое имя.

Карлов мост …

(продолжение повествования предыдущего дня)

… вчерася мы уже здесь были. Это уже была не «плановая» экскурсия, а просто мост попался нам по удобному…короткому…пути домой к отелю…

Вышли на Мостецкую улицу… Для любителей архитектуры и просто обожателей лицезреть красивые дома средневековья, — не поленюсь и процитирую страницы путеводителя по Праге:

С левой стороны в начале Мостецкой улицы в доме № 3, расположен большой Саксонский двор в стиле ренессанс, который Карл IV подарил саксонскому герцогу Рудольфу I. На противоположной стороне улицы стоят дома, построенные на месте бывшего Епископского двора. Единственной сохранившейся частью двора является готическая башня во дворе дома со знаками епископа Яна из Дражиц и архиепископа Яна с итальянцами. Рядом с музеем восковых фигур, ближе к Карлову мосту, стоит дом № 17 «У три звонку» («У трех колокольчиков»). Этот дом с самого начала своего существования связан с политическими событиями епископского, а позже архиепископского двора, когда его владельцем был человек, имевший деловые отношения с этим церковным институтом. Во время гуситских войн дом сгорел, в XV веке заново построен в стиле поздней готики. Позже дом перестраивался после пожара 1503 года. Во 2-й половине XVI века в результате реконструкции к нему была присоединена соседняя башня бывшего архиепископского двора. Дом многократно перестраивался в разных стилях. Сегодня на его фасаде можно увидеть герб архиепископа Яна IV из Дражиц, украшенный виноградной лозой.

С Мостецкой улицы в Малой Стране… через арку Малостранскими башнями мы вышли на Карлов мост… (не буду повторяться — о башнях я уже упомянул в предыдущей записи)…

Жил в Чехии отважный рыцарь, пан Бертольд из Бертольдиц. Он побеждал на турнирах, прославился в битвах, в его жилах текла такая необузданная кровь, что казалось, будто сама смерть его боится и избегает встречи с ним. Однажды рыцарь отправился в Прагу к королю Вацлаву IV. Проехал со своей дружиной Карлов мост, уже приближался к Малостранским мостовым воротам, нетерпеливо глядя наверх, в сторону Пражского Града, где его ждал король. И именно на этом месте его ожидало несчастье. Едва он въехал под узкую арку, соединяющую Малостранские башни, высоко на арке освободился камень и упал на голову рыцаря, пробил шлем, и несчастный замертво упал с коня.

Святой Иоанн Чешский, Святой Иван из Маты и святой Феликс из Валуа основали в 1198 году Орден Святой Троицы, целью которого был выкуп христиан из плена иноверцев. Вся композиция именно об этом. Турок символизирует турецкий плен. Вокруг этой фигуры в свое время разгоралось много скандалов. Далеко не всем нравилось присутствие турка на пражском мосту.

… на мосту — целое стадо всяческих хуи.дожников, карикатуристов, музыкантов… Но, самым прикольным было увидеть одного парня, европейской внешней оболочки, который напевал… точнее издавал на трубах африканского производства звуки на очень низких частотах, напоминающие вой слона… ну, на крайний случай мамонта или носорога, призывающего самку к … обеденному застолью в виде стога свежескошенной травы…

 

храм Святого Франциска Ассизского…

В Праге различные Костёлы на каждом шагу…, возможно, мы просто прошли бы мимо, спустившись с Карлова моста… но, современные «зазывалы» одев средневековые балахоны, из-под которых нагло проглядывали джинсы… (да и бейсболку не помешало бы снять) … спаяв обыкновенные трубы (сделав из трёх – одну, а место пайки замотав тряпками) … издавая вполне приличный вой, типа «крестоносцы – вперёд!»… … короче: не дали нам пройти… и мы, хоть и здорово устали, зашли в этот храм…

Сегодняшний облик в стиле раннего барокко храм крестоносцев с красной звездой приобрёл в 1679-85 гг. Уникальным интерьером (в том числе – фресками почти 40-метрового купола на тему Страшного суда работы В. В. Райнера) посетители могут наслаждаться во время проходящих здесь концертов духовной музыки. Послушать здесь можно и орган в стиле барокко, второй по старшинству в Праге (1702 г.). Что мы и сделаем, — но не сегодня….

 

Фонтан Краннера…

Фонтан Краннера был построен в 1845-50 годы как памятник императору Францу I, к которому у чехов сложилось неоднозначное отношение. Дело в том, что Франц I после 14 лет правления Чехией отрекся от престола ради принятия титула императора Австрии. Представители династии Габсбургов позаботились о том, чтобы установить памятник в честь Франца Иосифа, но в 1918 году, как только образовалась Чехословакия, статуя императора, восседавшего на коне, была демонтирована из композиции фонтана и помещена в Лапидариум – музей скульптур. Понадобилось 85 лет для того, чтобы правительство Чехии приняло решение о восстановлении монумента. В 2003 году подвергли реконструкции цокольную часть фонтана Краннера с повторным установлением бронзовой конной статуи Франца I, которая является копией скульптуры, оставшейся в музее. Фонтан Краннера состоит из чаши, в центре которой находится высокая неоготическая ажурная башня с площадкой для статуи всадника в ее верхней части. На этой площадке установлена главная скульптура высотой 291 см, окруженная четырьмя парами символических образов. Горделивая осанка императора хорошо просматривается со всех ракурсов. Взор Франца I направлен на Влтаву и левый берег Праги, а у ног его коня расположились фигуры, олицетворяющие науку и искусство, мир и изобилие, торговлю и промышленность, сельское хозяйство и горный промысел. В чаше фонтана вокруг башни на специальных опорах установлено 17 статуй, символизирующих 16 регионов Чехии и саму Прагу. Фонтан окружен зеленым газоном, который, в свою очередь, очерчен полукругом песчаной дорожки. Вдоль дорожки установлено ряд скамеек, а за ними создают прекрасный фон скульптурной композиции и уют посетителям зеленые насаждения. Сквозь кроны деревьев в глубине от набережной просматриваются барочные и готические башенки аристократичных особняков.

… позыркав на фонтан с левой стороны…повернув кочерыжки на правую и впечатлившись красивой набережной… мы сели в трамвайчик и поехали на железном коне домой… … зашли в ближайший магазинчик и купили у гастарбайтеров с Окраины вечернюю «дозу» пивасика допёрли до отеля, где нас ждала чистая коечка …

 

 

Оставьте комментарий

Прокрутить наверх