2021. БАЙКАЛ (КБЖД). 5 августа. 7 день.

…шансон\увертюра с Байкальским акцентом …

Вот и наступило время создания одной из самых тяжёлых записей\мемуаров. Надо рассказать об одном из дней нашего путешествия — КБЖД. Почему тяжёлого? Попробую объяснить вкратце:  — Сайт не «резиновый». Всё что попадётся в него загрузить можно, но от большого объёма и «веса» информации, — сайт зависает и еле-еле «фурычит». Поэтому из сотен, а иной раз и из тысяч сделанных в этот день фотографий нужно отобрать как можно меньше. Потом их нужно «облегчить». Через аж две программы довести объём фотографии с 5-15 мБ до желательно менее 1 мБ состояния. Чем меньше, — тем естественно, лучше. И естественно, — без потери качества.

Байкал! Ляпота.а.а…а….а.. ….а!!!! Встанешь на бугорок и снимаешь… налево…направо… присядешь… приляжешь… из одной точки можно нащёлкать сотню. И все очень красивые виды…. А их нужно удалить. Оставить только одну… Пройдёшь десять шагов и ситуация повторяется.  А ведь хочется чтобы в кадре была ещё и Супруга! И ситуация усложняется ещё в десятки раз. То она «моргнула»… то у неё волосы не так лежат…….. Короче мучение!

Короче, — начинаю. О самом КБЖД текста будет немного. Выберу в инете более-менее интересную информацию из более-менее проверенных источников (Википедия — через чур политизирована и ей пользоваться можно не всегда)… опишу уже своими словами… А основа будет — фоторепортаж 80 фотографий из более 2 тысяч отснятых в этот день.

9-00 — завтрак. 10-45 выезд. Погода — прекрасная. Дождём не пахнет! Порт рядышком. Всего в 15 минутах от отеля (поэтому и выезд столь поздний в этот день).

Подъехали к порту — кораблик «Гелиос» нас уже ждёт…

 

 

 

 

 

 

 

 

Осматривать\ощупывать\обживать кораблик времени не было. Уже в порту… и не успев отплыть пред нами предстали шикарные виды…

 

У корабля довольно-таки сильно тарахтел двигатель в «заднице корабля» (я не моряк и не знаю как обзывается задняя часть), и не было смысла слушать экскурсовода Юрия.  Мы просто перебрались поближе к носу и стали любоваться видами.

 

… ветра почти нет. Идеальная гладь Байкала!

… как тут обойтись без памятных фотографий на фоне потрясающей Байкальской глади !? …

 

… и без «групповухи» не обойтись! Куда же без неё ?! …

Озеро Байкал было первым включено в список уникальных объектов России, которые нужно охранять от… самих же людей. Высота озера над уровнем моря — 456-457 метров. Озеро уникально и количеством пресной воды (около 20% мировых запасов), и своими обитателями, которые населяют его от поверхности до самого дна! Большинство обитателей — эндемики, их около 60%.

 

Пока я наслаждался водной гладью и живописными берегами Байкала наш катер затрясло! Он стал немножко подпрыгивать… ходить кругами… а иногда и нырять в бездонную пропасть….

Оказалось, что сменился капитан и его место заняла женщина! А женщина на корабле — не приносит удачу…

 

Хорошо, что «нового» капитана быстро низвергли. Власть восстановилась. Корабль пошёл своим курсом без подпрыгиваний и ныряний… Капитан/Гид Юрий поставил «Гелиос» на автомат и в зале для бесед и потребления ухи развернул огромную карту и начал поучительную беседу\лекцию о Байкале. О его флоре, фауне, рыбах и всём подряд включая нерпочек и том, что омулем они не питаются, а ловят «голомянку». Что составляет около 80% её рациона.  Её очень много в Байкале. Так что, миф о том что нерпа сожрала всех омулей — бред сивой кобылы! …

… пока мы слушали «раскинув уши» — уже близко показались горы и даже тоннели. Пункт нашего причала к западному берегу Байкала. КБЖД…

… по спущенному трапу спустились на берег… … по очень крутому склону поднялись наверх и оказались пред рельсами и шпалами КБЖД…

Энциклопедические данные о КБЖД всегда можно нарыть в инете и книгах. Поэтому сокращу поиск и приведу сокращённую информацию:

Для начала, наверное, стоит немного окунуться в историю данного памятника архитектуры и природы. Кругобайкальская железная дорога была построена 1899—1905 годах, в настоящее время она эксплуатируется лишь частично, на участке между станциями Слюдянка II и Байкал длиной 89 километров. На дороге в настоящее время всего четыре станции (Култук, Маритуй, Уланово и Байкал), используется 38 тоннелей общей длиной 9063 метров (самый длинный тоннель имеет длину целых 777 метров), 15 каменных галерей, 248 мостов и виадуков, 268 подпорных стенок. По тому, насколько насыщенна инженерными сооружениями данная железная дорога не имеет равных в России и занимает одно из первых мест в мире. Тоннели и каменные галереи уникальны, и сохранили свой первоначальный вид.  В строительстве данной железной дороги приняло участие просто колоссальное количество рабочих, иностранных специалистов, к примеру мосты, тоннели и каменные галереи помогали проектировать и строить итальянские строители тоннелей. Дорога проходит вдоль побережья Байкала, на отвесных склонах, минимальная высота над поверхностью воды составляет больше 500 метров.

… … поднялись и тут началось!!! Спросите что !? — ответ прост: щёлканье спуска фотоаппаратов… тыканье пальцами на кнопку «Фото и Видео» в дебильниках (для неопытных сообщаю, что у «продвинутых» учителей такое название смартфонов)… Виды завораживающие !!!

 

Иногда наступает такая тишина, что непривычно для ушей становится. Справа горы, а слева Байкал. Сверху солнце припекает, а снизу хорошо охлаждает. Хочется поло снять, а не получается, Байкал не даёт. Ветер всё таки холодный.

 

Подошли к тоннелю.

Юрий (гид) у портала входа в тоннель уже начал повествовать о КругоБайкальской Железной Дороге… Все его заслушались… пожалуй только кроме меня. Да, очень интересно он рассказывал… , но я прекрасно понимал, что весь рассказ быстро забудется. Останутся в памяти только самые-самые яркие моменты увиденного, а не услышанного…

… но, буду до конца честен. Гида я не слушал. Я его «подслушивал» дабы акустика позволяла хорошо слышать, находясь и в 30 шагах от группы. И сразу «проснулся» когда Юрий стал показывать на следы артиллерийских снарядов на скале около входа в тоннель…

… резко пришлось «проснуться» и тогда, когда Юрий произнёс «посмотрите на нерпу». Сразу увидел её метрах в 200-х от берега… Но, пока доставал фотоаппарат — нерпочка вильнула хвостиком и нырнула в бездонную пучину Байкала.

Долго я её ещё ждал пока вынырнет… Безрезультатно. Гид сказал, что вынырнет только через 15 минут. Они без воздуха могут именно столько продержаться. (по другим источникам — до 45 минут).

Уже на обратном пути в Байкальск я всё же её сфотографировал … в естественной среде …

… вошли в тоннель. Его яйцевидная форма нам очень понравилась. Темно, сыро и прохладно и становится жутковато, если не видно точки выхода…

Тоннели на КБЖД разные по длине. Есть тоннели в несколько сот метров с изогнутой конфигурацией, при входе в него, по понятным причинам, не виден выход, сохраняется кромешная тьма и в некоторых достаточно сыро. В темноте и сырости идти не очень приятно, хотя когда после полудня, очень жарило солнце тоннелей ждали уже с нетерпением). Ну и как не обойтись без фотографии — свет в конце тоннеля !? …

Местами дорога проходит очень близко к отвесному склону, а с противоположной стороны дороги идет точно такой же отвесный склон, местами просто голые скалы. Красоты просто потрясающая, местами пугающая, но от этого не менее захватывающая.

 

Идти можно как по железнодорожному полотну, достаточно удобному для ходьбы. Камни насыпаны вровень с балками, а еще есть рядом тропинка, утоптанная сотнями тысяч ног туристов. Но с тропинки плохо видно Байкал.

Иногда встречаются деревянные столы со скамейками, специально установленные для отдыха на берегу, чтобы отдохнуть путнику и насладиться видами Байкала. Нам так же попалась, но «раритетная». Вся уже изрядно прогнившая…

 

С высокого крутого берега открывается просто потрясающий вид на Байкал… Уходящая в даль железная дорога, идущая по самому краю обрыва, все это настолько поражает, настолько завораживает, что просто нет слов, чтобы все эту красоту описать.

 

… а тут ещё эти раритетные скамейки и столик… костровище…. Они явно вписываются в кадр, несмотря на кажущееся несоответствие совмещения природы и результатов жизнедеятельности человека…

 

От увиденного, действительно, хочется прилечь в густое разнотравье… тем более, что оно прямо под твоими ногами …

… долго наслаждаться не пришлось. Громкий … я бы даже сказал — оглушительный… в этой «мёртвой» тишине рёв\свисток  выскочившей из тоннеля дрезины прервал релаксные наслаждения…

 

«Опытного» путешественника» в жаркую погоду всегда спасает бутылочка воды из отеля «заныканная» в боковом кармашке фото-рюкзака… , но всегда лучше «поменять» отельскую воду на родниковую. Тем более, что она стекает прямо с гор …

 

… вот пишу эти строки… сочиняю текст под фотографии… а у самого очень большое желание вернуться… побывать в этих местах ещё раз…  Может зимой ?

 

По пути по железной дороге встречается как я уже писала выше очень много каменных галерей, тоннелей, мостов, которые просто поражают своими масштабами, монументальностью, и грандиозностью. Глядя на все эти потрясающие сооружения гениев архитектурной мысли, просто не верится что они были построены больше столетия назад.

Вышли. Справа Скалы! И это невероятное ощущение в плане понимания мощи природы, когда стоишь на узкой береговой полосе. Смотришь на водную гладь, простирающуюся до горизонта, а за спиной уходящий высоко в небо скальный массив. И все такое громадное и ты такой маленький посреди этого величия! Но при этом чувствуешь свободу и дышишь полной грудью, и понимаешь ты часть природы! Но, эту часть природы нарушают две «дамочки»\альпинисточки, которые решили укротить эти величественные скалы… Одна готовится … вторая уже почти на вершине …

… с обратной стороны — тоннель, который только что прошли. Даже небольшая прогулка по тоннелю и его окрестностям дарит немало впечатлений от легендарной Кругобайкалки.

 

… в переди сразу два моста. Столетний, каменной кладки по «итальянским рецептам» и современный — бетонный …

 

Дорога проходит по самому краю отвесного берега, и местами идти приходится прямо по рельсам, это не совсем удобно, стоит идти аккуратно, смотреть под ноги, это немного отвлекает от тех видов, ради которых вы сюда и приехали, но элементарную безопасность никто не отменял. Встречающиеся по пути тоннели встречали нас манящей прохладой, влагой и темнотой. Они настолько монументальны, настолько массивны, что руки так и тянуться прикоснуться к этим столетним камням. Стоит отметить, что все галереи, переходы, тоннели и мосты строились на месте из камня, который тут же и добывали, так что камень не только не выглядит инородным на фоне Байкала, а напротив, является его прямым продолжением, плавно переходящим в отвесные скалистые склоны.

… в нашей группе — все ботаники! (ну, кроме меня, естественно)… но, и мне иной раз хотелось им стать. И я с деловым видом фотографировал разнотравье и сорняки, название которых, я даже не знаю …

 

… заодно и Супругу, любящую влезать во все кадры с цветочками и всякой другой зеленью…

… а впереди нас уже встречает ж\д станция «старая Ангасолька» и сам посёлок Ангасольский…

Ангасольская  — это небольшой уютный поселок на самом берегу Байкала. Поселок, в котором в любое время года и в любой день недели количество гостей и туристов превосходит число местных жителей. Своим появлением Ангасольская обязана возведению Кругобайкальской железной дороги. Согласно сведениям местных жителей, первые строения, в которых, проживало инженерное начальство, были возведены здесь в период начала строительства второго пути. Когда-то, во времена активной эксплуатации КБЖД, большая часть местных жителей трудилась на железной дороге — ремонтниками, путевыми обходчиками…Поселок Старая Ангасолка известен благодаря дому Николая Константиновича Рериха – великого художника, путешественника, археолога, ученого, поэта, писателя. В 1923-1928 г.г. Николай Рерих вместе со своей семьей и группой ученых совершил Центрально-Азиатскую экспедицию, маршрут которой пролегал через Монголию, Китай, Тибет, Индию.

Из Ангасолки можно насладиться потрясающим видом на Байкал и на хребты Хамар-Дабана.

В районе поселка Ангасольская можно увидеть: арочный мост каменной кладки через устье Ангасолки и новый железобетонный мост, по которому (нам подвезло) как раз едет двухвагонный поезд РЖД… и нашу дружную группу туристов …

 

… вода очень-очень тёплая. Ну, как «парное молоко», если судить по лицам купающихся МОРЖЕЙ… только вот до сих пор не могу понять «почему они выскакивают из воды как ошпаренные»???!!!

… одиночный заплыв моржа и моржихи …

 

… групповуха …

Конечно, мы не увидели всех достопримечательностей КБЖД, но всё равно — экскурсия была замечательной! Хочется ещё добавить, что сама дорога строилась с 1898 по 1904г. г. Это было во время Японской войны. Пути сообщения были только через переправу, зимой. Ледоколы для перевозки стройматериалов заказывали с Англии, вернее запчасти, ледоколы тоже нужно было строить… Так что, стройка была грандиозная… А кто строил? ссыльные…  Потом ещё перестраивали и достраивали до 1949 г. Когда в 1950 году построили Иркутскую ГЭС, часть дороги вдоль Ангары ушла под воду. И все, с тех пор железнодорожный путь стал тупиковым. И сейчас туда поездки осуществляются чаще всего, как экскурсионные, для туристов, и всего несколько раз в неделю.

… взошли по трапу на борт…

… нас ждёт вкусненький обед с ухой… и уже становится приятной традицией — Кедровочкой !!!

 

Обратите внимание: — в дружном коллективе… и тосты поднимают дружно!!!

 

… Сытые и довольные вышли на палубу… Кораблик отошёл от берега… и не прошло и нескольких минут, как мы оказались в месте гнездования серебристой чайки — «Птичий базар»… 

Юрий, — действительно, человек от Бога! Не человек, а часть природы… родственник жучков, паучков, лебедей, рыбок… чаек. Не говоря уж о том, что в его венах вместо крови — вода Байкала, а вместо живых клеток — клетки ромашек и хищника «росянка». Хлебные остатки обеда аккуратно упаковал и приготовил для кормления чаек.

Зрелище было потрясающее! Это надо было видеть как чайки парят в ожидании брошенного кусочка хлебушка… потом дружно пикируют… «дерутся» за добычу… и опять летят за кораблём в ожидании «добавки»…

 

… а, гид уже складывал остатки обеда для каких-то других животных… которые, наверняка, уже с нетерпением ждали, когда он придёт с работы…

… на этом репортаж этого дня заканчиваю. Далее было прибытие в отель… небольшая «посиделка» с распитием кедровочки и поеданием омуля, которым поделились кто-то из нашего дружного коллектива… и …… сон (с храпом)…

И как итоговое резюме хочется добавить, что те потраченные на поездку тысячи рублей уже не вспоминаются, а вот мой бег по шпалам и хождение по рельсам, тот самый Nikon который преследовал каждое мое восторженное движение, оставили во мне особенный и неповторимый след!

2 комментария к “2021. БАЙКАЛ (КБЖД). 5 августа. 7 день.”

  1. Подписываюсь под каждым словом! Одна из самых интереснейших экскурсий — и водная прогулка с созерцанием прекрасных видов по берегам, и познавательная! Для меня, как бывшего железнодорожника, интересно было все вдвойне! И то,что коллектив дружный собрался,тоже верно. И денег потраченных действительно не жалко. Учитывая то,что мы были обеспечены жильем, трехразовым питанием и каждодневными экскурсиями (а у меня еще и билет жд бесплатный), что называется, грех жаловаться…

  2. … и почему я не бывший железнодорожник !? … Я бы сразу сварганил ж\д поездку до Сахалина… !!! С однодневными остановками в интересных городах… Так бы месяц-другой и катался!!!

Оставьте комментарий

Прокрутить наверх