ЧЕРНОВИК…. ВРУ и Сочиняю ПРЯМА ЩАС !!!
«А я шагаю по Москве»
Сегодня очень важный день – посещение Оружейной палаты и музеев Кремля. Важный по нескольким причинам… Во-первых, и, пожалуй, это самое главное – попасть в Оружейную палату. Что всегда и во все времена, начиная от Хрущёва и Брежнева и до нынешних дней – ой, какая трудновыполнимая задача. Если во-времена СССР достать билет можно было или имея очень большой блат или зная, когда будут продаваться билеты… где… и отстоять многочасовую очередь, то сейчас билеты можно заказать по интернету за несколько дней ДО, но очередь отстоять всё равно придётся. Час, — как минимум. … — … об этом, чуть позже…
Мы же, — выехали с большим «запасом» почти на два часа. Просто сели на М40 и без пересадок до остановки ст. м. Охотный ряд… тут уже в шаговой доступности наша цель — Информационно-туристический центр Московского Кремля, где нам ещё решать вопросы с билетами. Перешли дорогу и оказались на Манежной площади.
Манежная площадь…
Увы, — рассказывать о всех достопримечательностях «Манежки» — не под силу одному человеку даже если ему дадут на это год… два… Это работа целого коллектива историков и археологов, причём на многие-многие годы. Более-менее коротко, но с описанием многих самых-самых ярких исторических объектов написано на сайте «город жизни Москва», где я частенько беру информацию. Советую прочесть — https://yamoscow.ru/moskva-peshehodnaya/manezhnaya-ploshchad-v-moskve/?ysclid=lpgtlqhr5w529880877
Я же напишу супер кратко историю Манежной площади:
Площадь образовалась в 1932-1938 годах, когда целый квартал домов между гостиницей «Москва» и Манежем был снесен. Соединив Воскресенскую, Моисеевскую и старую Манежную площади, огромное пространство получило название площадь 50-летия Октября.
В XVII веке на углу Тверской и Моховой улиц располагался женский Моисеевский монастырь. На месте упраздненного монастыря в 1883 г. была построена часовня во имя Александра Невского. Часовня, подобно Плевненской, являлась памятником воинам, погибшим в русско-турецкой войне 1877-1878 гг., и, к сожалению, она стала первым религиозным строением в бесконечной череде церквей, часовен и монастырей, которые советская власть снесла в угоду новой политике.
В XVIII веке квартал был прорезан сетью маленьких переулков. В XVI веке поблизости находился Опричный двор Ивана Грозного, куда он поселил Стремянной стрелецкий полк. Позднее здесь образовались Мясной, Обжорный, Шубный, Лоскутный ряды – огромный, грязный толкучий рынок с кабаками.
В XIX веке это уже район с плотной жилой застройкой. Толкучий рынок переведен в Китай-город на Старую и Новую площади, а здесь торговали сукном, шубами. Район был застроен амбарами, торговыми лавками и домами с дешевыми меблированными квартирами, в которых жили московские студенты.
В 1930-х годах, руководствуясь Генеральным планом реконструкции Москвы, утвержденным в 1935 г., весь квартал был снесен. Тогда же Москва потеряла одну из интереснейших гостиниц старой Москвы – «Лоскутную», в которой любили останавливаться А.П. Чехов, Л. Андреев, Ф.М. Достоевский, И. Куприн. И. Бунин.
С 1940-го до 1990 года площадь была пустой. По первоначальному плану на ней было задумано воздвигнуть несколько монументов, однако на деле площадь стала огромной парковкой для туристических автобусов. В начале 1990-х Манежная стала местом проведения митингов.
В 1993 году площадь решили застроить. По проекту М.М. Посохина и З.К. Церетели на Манежной и под ней появились многоэтажный подземный магазин и наземная зона отдыха, полностью изменившие облик и значение площади.
Сегодня это место прогулок москвичей и гостей столицы. Вдоль границы Манежной площади и Александровского сада проложено русло речки, вдоль нее установлены скульптуры З.К. Церетели. Центр площади венчает купол с установленной на нем скульптурой Георгия Победоносца.
На основе многочисленных находок, обнаруженных под Манежной площадью, был организован Археологический музей. В музее можно видеть остатки Воскресенского моста через Неглинную, клады, фрагменты деревянной мостовой.
В 1995 г. у Исторического музея была открыта статуя полководца Г.К. Жукова, работы скульптора В.М. Клыкова.
Мы за эти дни несколько раз проходили Манежку. Заходили и в подземный торговый центр «Охотный Ряд» перекусить… В этот день остановились у фонтана «Гейзер»… для обычного занятия – фотосессии.
Фонтан «Гейзер» — Главный фонтан комплекса «Манежная площадь». Он расположен недалеко от знака нулевого километра. Именно отсюда ежегодно, 30 апреля в 17.00 часов начинается фонтанный сезон. Играет театрализованное представление, мэр Москвы провозглашает речь.
Двенадцать фонтанных струй, как символы всех месяцев календарного года, весело взмывают вверх и игривыми брызгами устремляются вниз, в наполненную водой чашу фонтана, туда, где резвятся четыре темных коня – четыре времени года: весна, лето, осень и зима. А над проходящей за ними дорожкой фонтанные струи «Завесы» образуют водяную арку над головами прогуливающихся людей. Автором скульптуры «Времена года» стал Зураб Церетели – известный советский, русский и грузинский художник – монументалист. Фонтанный комплекс полностью был закончен в 1997 году и на сегодняшний день является самым посещаемым в столице. Объем воды, наполняющей все его фонтаны, составляет 780 кубометров. Фонтан «Гейзер» получил свое название за мощную гейзерную струю. В чаше установлено восемь насадок, реагирующих на уровень воды, что приводит в действие фонтанные струи, заставляя их то подниматься, то опускаться. Жители часто называют фонтан и другими именами: «Времена года» по установленной в нем композиции скульптур или просто обозначают как «Кони».
Люди верят в то, что четверка лошадей может исполнить мечту. Вот только что именно нужно для этого сделать, каждый выбирает сам. Существует несколько способов. Погладить лошадей, искупаться в фонтане, бросить в воду монетку. Одна из легенд, которыми овеяны волшебные лошади, гласит, что лишь желания о любви и успехах в личных делах могут быть исполнены. Стоит лишь потереть круп или копыта лошадей, а затем умыться водой прямо из фонтана – прохладной и волшебной, что и сделала Лариса …
Александровский сад …
Не всегда выходит так как планировалось… Честно говоря, — я думал, что мы быстро решим все проблемы с билетами и до посещения Оружейной палаты у нас будет достаточно времени прогуляться по Александровскому саду, если не всему, то хотя бы по половине. Но, вышло так, что мы только немного постояли около памятника патриарха. Даже к рядом стоящему гроту «Руины» — не подошли.
Памятник патриарху Ермогену (Гермогену) …
Одна из «новинок» сада, установленная в мае 2013 года. Посвящен памятник патриарху, который в XVII веке принимал активное участие в борьбе со смутой, царившей в русском государстве, и создании освободительного движения против поляков. Именно с его благословления было создано народное ополчение под предводительством Минина и Пожарского.
Умер патриарх от голода, находясь в польском плену, совсем немного не дожив до освобождения Москвы и воцарения на русском престоле первого монарха из династии Романовых. Инициатором увековечения памяти Гермогена стал патриарх Московский Всея Руси Кирилл. Авторы монумента – скульптор С. А. Щербаков и архитектор И. Н. Воскресенский.
На памятнике патриарх Ермоген изображен в полный рост – его фигура высотой 4 метра отлита из бронзы. Стоит он на постаменте, на котором начертана надпись: «Священномученик Ермоген патриарх Московский и Всея Руси» и располагаются бронзовые барельефы. На последних изображены сцены избрания Михаила Романова царем и изгнания Ермогеном бояр, которые просили благословения на переход в подданство польского короля.
Что же произошло и почему у нас «пропал» как минимум 1,5 часа? Билеты на экскурсию в Оружейную палату купила Супруга по льготным ценам для пенсионеров ещё неделю назад. И Лариса резко состарилась! Она вообще все эти дни была пенсионерка так как частенько пользовалась Ириной карточкой Москвича. Паспорт для предъявления – не требовался в Оружейной палате. У нас был самый ранний сеанс в 10:00 утра. Вообще Оружейная палата открыта для посещения с 10:00 до 18:00 по сеансам: 10:00, 12:00, 14:30, 16:30, кроме четверга. Нам нужно было только показать на телефоне бронирование и оплату и нам в ответ должны были дать билеты. Но, очередь как оказалось была «общей». При открытии касс – все дружно ломанулись и хоть и вроде образовались только две огромные очереди и остальные окошки касс были почти пустые – шансов попасть в палату не было. Пока отстоишь – опоздаешь на наш сеанс с потерей билетов. Свезло случайно… я случайно подошёл к появившемся окошке открывающейся кассе — кассирше с каким-то вопросом… а оказалось, что я в этой кассе мог подтвердить бронирование. Оказалось, что я первый! Так как билетов было два – ента дама-кассирша вдруг попросила присутствие Ирины (билеты были на неё оформлены) … подошла Лариса … ей задали какие-то вопросы, но она быстро сориентировалась и ответила блестяще (типа, что она и есть Ирина! Надо было как-то подтвердить личность… Я был на «нервах» … и забыл, что это были за вопросы…
Надеюсь, Сеструнька вспомнит и напишет… напомнит… сущность её превращения в пенЗионерку Ирину… уж, больно долго мы потом смеялись …
Но, билетная эпопея не закончилась. Естественно, мы хотели посетить и храмы архитектурного ансамбля Соборной площади, и Алмазный фонд. Они так же платные и онлайн по тырнету не продаются. Очухавшись от стресса в виде моего потребления дозы никотина – вернулись. Здесь уже без казусов и очередей. Уже работали ещё две кассы… Пустые от народа… Спокойно подошли, но оказалось, что в Алмазный фонд мы попасть не сможем. То-ли билеты уже все были на сегодня распроданы… то-ли остались на вечернее время… да и сами билеты здесь приобрести было нельзя. У Алмазного фонда своя касса прямо при входе в сам фонд. Это сейчас уже можно билеты приобрести онлайн. Летом — этой возможности не было. Простите – у меня склероз и провалы в памяти от дядьки Паркинсона! Зато, без проблем купили опять по льготным ценам пенЗионеров билеты во-все храмы…
Боровицкая башня …
Башня расположена на юго-западном склоне Боровицкого холма. Ее название, видимо, происходит от древнего бора, покрывавшего когда-то эту часть холма. Башня возведена итальянским архитектором Пьетро Антонио Солари в 1490 году и служила въездом на хозяйственную половину государева двора, отделенную от его парадной части каменной стеной, возведенной в 1499 году. Интересно, что по указу царя Алексея Михайловича 1658 года Боровицкая башня была переименована в Предтеченскую по расположенной рядом церкви Рождества Иоанна Предтечи под Бором. Однако, старое название башни все же выжило и дошло до наших дней. Первоначально башня представляла собой мощный четверик, покрытый деревянным шатром. В 1680-х годах над ним возвели три уменьшающихся кверху четверика, открытый восьмерик и каменный шатер, придавшие башне пирамидальную ярусную форму. Тогда же была пристроена отводная стрельница, расположенная сбоку от башни. В ней были сделаны проездные ворота с железной решеткой и подъемным мостом через реку Неглинную. В XVIII веке при ремонте башни в ее декор были введены псевдоготические детали. В 1812 году при взрыве соседней Водовзводной башни упал верх шатра Боровицкой. В 1816–1819 годах башню отремонтировали под руководством О. И. Бове. В 1848 году в Боровицкую башню перенесли престол церкви Рождества Иоанна Предтечи под Бором и убрали псевдоготический декор. Внутри основной четверик башни разделен на два яруса, перекрытых цилиндрическими сводами. Восьмерик раскрыт в полость прорезанного слухами шатра, все ярусы связаны между собой системой лестниц, расположенных в толще стен. Высота башни до звезды — 50,7 м, со звездой — 54,05 м.
Тайницкий сад …
Сразу после прохода через ворота Боровицкой башни с правой стороны — за кованым забором — Тайницкий сад. В далёкие школьные годы был в нём зимой… даже древние фотографии остались на фоне дедушки Ленина (ну, шо-б он в гробу перевернулся от воткнутого осинового кола…).
Сад протянулся вдоль южной кремлевской стены параллельно склону Боровицкого холма и получил название по Тайницкой башне. В башне был тайный колодец для снабжения водой защитников Кремля во время осады. Были здесь и Благовещенская церковь с Житным двором, где хранились запасы хлеба для царского двора. А рядом стоял храм святых Константина и Елены. Но советское время их не пощадило. Благовещенскую церковь разрушили в 1932 году, а Константино-Еленинский храм снесли в 1928, и на его месте до середины 1960-х годов проходили детские новогодние елки. Самой первой жертвой советских изменений стал памятник Александру II. Огромный монумент по проекту А.М. Опекушина, П.В. Жуковского и Н.В. Султанова открыли в 1898 году на бровке Боровицкого холма (эту часть Тайницкого сада называют Большим Кремлевским сквером). На тот момент это был самый большой и дорогостоящий памятник в России. Бронзовая статуя изображала Александра II в генеральском мундире со скипетром в руках. Постамент украшала надпись: «Императору Александру II любовию народа». Монумент укрывала шатровая сень из гранита и бронзы, увенчанная двуглавым орлом. В ее куполе можно было прочесть летопись жизни царя. С трех сторон статую окружала арочная галерея с 33 мозаичными портретами русских правителей. По фризу колоннады шла надпись: «Сооружен доброхотным иждивением русского народа». В 1918 году памятник царю-освободителю пал жертвой Революции. На его месте устроили Большой кремлевский сквер, и в 1967 году здесь поставили памятник В.И. Ленину. Но его тоже «свергли» в 1995 году. Лишь мраморные лавочки и пышная ваза с цветами напоминают о стоящем здесь раньше Ильиче. Зато теперь отсюда можно увидеть новый памятник Александру II рядом с храмом Христа Спасителя. Сейчас Тайницкий сад входит в Список всемирного наследия ЮНЕСКО и открыт для посещения. Можно прогуляться по парку, отдохнуть в тени деревьев, полюбоваться игрой воды в фонтане «Счастья вольная птица» (его украшает павлин) и увидеть знаменитый дуб «Космос», который посадил Юрий Гагарин 14 апреля 1961 года — через 2 дня после полета в космос. А в 2013 году в Тайницком саду появилась вертолетная площадка. Ее построили, чтобы президент РФ мог добираться в Кремль без перекрытия улиц.
Соборная площадь …
К огромному сожалению, согласно принятым правилам, фотографировать и снимать видео внутри кремлевских музеев и храмов нельзя. С храмами – всё понятно. С помещениями, где находятся картины и иконы – вспышки от фотоаппаратов, реально вредят шедеврам. Но, почему нельзя в выставочных залах, где нет исторических достопримечательностей? Как бы там ни было – почти всю нашу прогулку мой фотоаппарат пролежал в фото-рюкзаке. И лишь изредка вылезал для съёмки. Именно по этой причине – несколько фотографий внутри храмов я «стырил» из свободного тырнета…
Итак – билеты куплены. Мы на Соборной площади, которая является историческим и архитектурным центром Московского Кремля. Занимает самую высокую часть кремлёвского холма. Площадь окружают Грановитая и Патриаршие палаты, Успенский собор, Архангельский собор, Благовещенский собор, Ризоположенская церковь и Колокольня Ивана Великого.
Планировка площади сложилась в XIV веке, когда были построены первые, не сохранившиеся до наших дней Успенский собор, Архангельский собор, церковь Иоанна Лествичника под колоколы. Позднее появился первый, примыкающий к великокняжескому дворцу Благовещенский собор, а в середине XV века Ризоположенская церковь. Нынешний облик площади сложился в конце XV — начале XVI века, когда соборы и церкви были выстроены заново, возведена Грановитая палата, а вместо церкви Иоанна Лествичника появилась Колокольня Ивана Великого, к которой позднее была пристроена звонница с церковью Вознесения. В 1600 году по велению царя Бориса Годунова колокольня Ивана Великого была надстроена до существующей высоты — 81 м.
Многие здания Соборной площади строились итальянскими зодчими — Аристотелем Фиораванти, Алевизом Новым, Боном Фрязином, Петром Малым, Марком Фрязином, Пьетро Антонио Солари. Поэтому на её облик большое влияние оказала архитектура итальянского Возрождения. Грановитая плата выстроена в стиле Флорентийского палаццо, а в обработке фасадов Архангельского собора обильно использован ренессансный декор. Псковские мастера построили Благовещенский собор и Ризоположенскую церковь. С Соборной площадью связано множество исторических событий: в Грановитой палате принимались иностранные послы, проходили земские соборы. В Успенском соборе проходили коронации русских царей и императоров, а Архангельский собор служил им усыпальницей. В 1812 году была взорвана примыкающая к колокольне Ивана Великого звонница, в 1814—1815 гг. она была восстановлена Жилярди по проекту И. В. Еготова и Л. Руска. Красное крыльцо Грановитой палаты было снесено в 1930 по приказу И. В. Сталина, в 1994 году восстановлено. Отдельные фрагменты площади были вымощены с XVII века, однако сплошное каменное мощение Соборной площади проведено лишь в 1913 году. Первый храм, который мы посетили —
Архангельский собор…
В старину москвичи называли Архангельский собор «церковью св. Михаила на площади». Есть версия, что первый, деревянный, Архангельский собор в Кремле появился на месте нынешнего во время короткого княжения брата Александра Невского, Михаила Хоробрита, в 1247–1248 годах. По преданию, это была вторая церковь в Москве.
Сам великий князь владимирский и московский Михаил Ярославич Хоробрит в 1248 году погиб в стычке с литовцами и был похоронен в Успенском соборе города Владимира на Клязьме. А московскому храму Святого Архистратига Михаила (Архангельский собор), возведённому по его указу в Кремле, суждено было стать княжеской усыпальницей московских князей. Существуют свидетельства, что племянник Михаила Хоробрита, основатель династии московских князей Даниил, был похоронен у южной стены Архангельского собора. В том же соборе был похоронен сын Даниила Юрий.
В 1333 году другой сын Даниила Московского, Иван Калита, построил по обету новый каменный храм, в благодарность за избавление Руси от голода, вызванного «рослой» (пошедшей в рост и не давшей зёрен) рожью. Новый Архангельский собор освятил митрополит Феогност. Этот храм завершил ансамбль площади, где уже стояли храмы Спаса на Бору, Иоанна Лествичника и Успенский собор. Сведения о храме Ивана Калиты крайне скудны. Он был построен за одно лето 1333 года и его освятили уже 20 сентября. Учёные предполагают, что это был небольшой одноглавый храм, подобный Спасу на Бору.
Вероятно, что в храме Ивана Калиты появились приделы во имя святых, соименных его сыновьям: Симеона Столпника и Андрея Критского. Симеон Гордый и его брат Андрей были похоронены в Архангельском соборе. Во время сильного пожара 1475 года в Кремле («внутри града») обгорело 11 каменных церквей и 12 деревянных сгорело, в том числе и Архангельский собор. После сильного пожара в 1481 году на месте прежних деревянных возведены одноименные каменные.
Незадолго до своей смерти Иван III решил перестроить древний Архангельский собор. В 1505 году великий князь Иван Васильевич повелел разобрать ветхую церковь времен Калиты и построить новую. Через несколько дней после закладки храма Иван Васильевич умер и был погребён в только что заложенном храме. И поэтому устроителем нового Архангельского собора считался уже его сын, великий князь Василий III, при котором был выстроен и освящён храм. Архангельский собор Василия III Ивановича и дожил до нашего времени.
Для работы был приглашен архитектор Алевиз Фрязин. Он был из числа итальянских мастеров, приехавших по приглашению московского великого князя строить кирпичный Кремль. Зодчий из Милана не только отдал дань традиционному пятиглавию, как Аристотель Фиорованти в Успенском соборе, но и вернулся к крестово купольной системе. Он применил в основном полуциркульные своды и крестчатые в плане столпы вместо крестовых сводов с круглыми столпами Успенского собора. При традиционности конструктивно планировочного решения собор был украшен элементами светской ренессансной архитектуры.
Здание построено из белого камня. В XVI веке собор был расписан. Но эти ранние фрески сохранились только в дьяконнике, где была устроена усыпальница царя Ивана Грозного. В середине XVII века обветшавшая роспись была сбита и заново исполнена по снятым со стен прорисям.
Наиболее примечательной частью стенописи является «портретная» галерея нижнего яруса, состоящая из условных изображений реальных исторических лиц, погребённых в соборе. В галерее более шестидесяти «портретов» великих московских и удельных князей, среди которых портреты Василия II Темного, Ивана Калиты, Дмитрия Донского, Ивана III, Владимира Андреевича Храброго и его внука Василия Ярославича и других. Портреты погребённых в соборе в конце XVI–XVII веке царей были написаны уже на досках яичной темперой или на холстах. Изображение великого князя Василия III представлено на самом почётном месте – на северо западном столпе напротив главного входа в храм. На других столпах помещены в нижнем ярусе фигуры князей Владимиро Суздальской и, в верхнем, Киевской Руси.
В соборе усыпальнице стоят сорок шесть княжеских гробниц московских князей и царей, начиная с Ивана Калиты и заканчивая Иваном V Алексеевичем, братом Петра I. Исключение составляют князь Даниил Александрович, погребенный в Даниловом монастыре, и князь Юрий Данилович, брат Калиты, похороненный в Успенском соборе, а также Борис Годунов. Его останки были выброшены отсюда в 1606 году Лжедмитрием и отвезены в Троице Сергиеву лавру. Также в Архангельском соборе похоронен император Пётр II, умерший в 1730 году в Москве от оспы. Здесь же были упокоены мощи князей Михаила Всеволодовича Черниговского и его боярина Федора, погибших в Орде в 1246 году. Кроме того, в соборе находятся гробницы многих удельных князей из Московского княжеского дома.
В 1636–1637 годах все древние надгробия были заменены новыми, выложенными из кирпича, с резными белокаменными стенками. В 1903 году надгробия были покрыты бронзовыми футлярами. Над погребением царевича Дмитрия, останки которого были перенесены в собор в 1606 году Василием Шуйским, высится белокаменная сень, украшенная резьбой. На серебряной раке надгробия – чеканное изображение царевича. Росписи Архангельского собора неоднократно реставрировались. Серьезная реставрация иконостаса была произведена после 1812 года. Главной святыней собора является храмовая икона «Михаил Архангел с житием», одна из самых древних на Руси житийных икон этого небесного воителя. Легенда связывает её создание в конце XIV века с именем княгини Евдокии, вдовы Дмитрия Донского. Архангельский собор пострадал во время Отечественной войны 1812 года. Французы устроили в алтаре походную кухню для Наполеона и склад провианта. В 1917 году собор был поврежден при обстреле Кремля и в 1918 году закрыт. В 1929 году, после сноса в Кремле Вознесенского монастыря, где была усыпальница цариц и великих княжон, в подклет Архангельского собора перенесли их останки. С 1955 года в Архангельском соборе работает музей. В 1970‑х годах была сделана внешняя реставрация собора.
Благовещенский собор …
Живописный силуэт девятиглавого Благовещенского собора замыкает юго-западный угол Соборной площади Кремля. Небольшой, но вместе с тем величественный и монументальный, вписанный в стройную, узкую пирамиду с вершиной, сверкающей золотом куполов, он занимает среди храмов Кремля особое место. Известно, что Благовещенский собор был домовым храмом московских правителей. Поэтому настоятель Благовещенского собора был, как правило, духовником великого князя и хранителем Государевой печати. Но мало кому известно, что одновременно собор выполнял функцию своего рода золотой кладовой всея Руси. Ведь домовый храм традиционно был местом хранения великокняжеской, а затем и царской казны.
Небольшая деревянная церковь на каменном основании на месте Благовещенского собора была построена конце XIII – начале XIV века. Тогда Москва была ещё небольшим княжеством, только обретшим самостоятельность. Существует предание о строительстве деревянной церкви Благовещения в 1291 году князем Андреем Александровичем, сыном Александра Невского. Но на страницах русских летописей упоминание о Благовещенском соборе появляется лишь под 1397 годом в связи с привозом в Москву из Византии иконы «Спас в ризице белой».
В конце XIV – начале XV столетия, когда Москва уже стала великим княжеством, на месте первоначального собора возводится новый, белокаменный одноапсидный храм с подклетом. Там, в подклете, и хранилась государева казна. Великий князь Иван III, принявший титул «государь всея Руси», перестраивает Московский Кремль. Заново возводится в 1484 году и Благовещенский собор.
Если стены и башни Кремля, Успенский собор и дворцовые хоромы он поручил строить итальянским мастерам, то свою домовую церковь Иван Васильевич велит возводить русским зодчим из Пскова. Считалось, что именно псковичи, избежавшие ордынского разорения, сохранили исконные традиции возведения храмов.
Пять лет длилось возведение Благовещенского собора. На время строительства Иван III повелел поставить близ великокняжеского дворца палатку для своего духовника, дабы он находился при храме неотлучно. И вот в августе 1489 года были окончательно сняты строительные леса и собор открылся взорам москвичей во всей красе. На высоком подклете вознесся к небу белоснежный храм. Первоначально собор венчали три главы – центральная и две над восточными углами храма.
Основной объём постройки конца XV века повторял план, а возможно, и габариты ранее существовавшего храма начала XV столетия. А для разросшейся государевой казны у восточной стороны храма соорудили специальное двухэтажное хранилище – Казенный двор. Кстати, Казенная палата мешала расположить окна в центральной апсиде привычно и поэтому вместо одного широкого было два узких окна.
В 1508 году была вызолочена центральная глава, а во второй половине XVI века все главы и крышу покрыли золочёной медью, из-за чего собор стали называть «златоверхим». Сын Ивана III, великий князь Василий III, в самом начале своего правления повелел благолепно украсить иконы Благовещенского собора золотыми и серебряными окладами и расписать его. Собор серьёзно пострадал при пожаре 1547 года. К этому времени он уже стал частью великокняжеского дворца и соединялся ступенчатым переходом с его парадными и жилыми покоями. Обычное название Благовещенского собора в документах XVI–XVII веков – на «Государевом дворе», «на сенях», то есть при входе во дворец. После пожара 1547 года для иконостаса были подобраны два древних ряда – Деисусный и Праздничный, эпохи Феофана Грека и Андрея Рублева. Ведь изначальный иконостас собора содержал иконы, написанные этими выдающимися мастерами. В Благовещенском соборе хранились многие православные святыни. Иван IV, приняв титул царя, вновь перестраивает Благовещенский собор. Во время перестройки трёхглавый храм был превращён в величественный девятиглавый. Входы в собор с северной и западной галерей обрамлены белокаменными резными порталами итальянской работы XVI века. Тонкий и сложный итальянский орнамент напоминает декоративный узор порталов Грановитой палаты и Архангельского собора. Двустворчатые двери обиты медными листами с библейскими сюжетами, выполненными в технике золотой наводки. Северное крыльцо и северо западная галерея с середины XVI века часто использовались для торжественных входов во дворец во время церемонии венчания на царство, встречи иностранных послов, шествий в праздник Входа в Иерусалим, в Великую Пятницу накануне Пасхи и т. д.
В 1572 году к собору было пристроено крыльцо, впоследствии получившее название Грозненского. Его возникновение связано с легендой о том, что якобы Ивану Грозному после четвёртого брака было запрещено находиться в храме. Тогда-то царь повелел пристроить к собору крыльцо, на котором стоял во время службы. На самом деле царю никто не запрещал посещать церковь.
А крыльцо, как полагают некоторые исследователи, существовало до Ивана Грозного. С Иваном Грозным предание связывает и появление существующего и сейчас уникального пола собора. Всё пространство пола выложено из плиток кремния разной величины и разных оттенков с вкраплениями агата и яшмы. Предание утверждает, что пол был привезён Грозным из Ростова Великого, куда он некогда попал из Византии.
Благовещенский собор сильно пострадал осенью 1917 года при артиллерийском обстреле Кремля. Снарядом было разрушено крыльцо, с которого Иван Грозный увидел комету. А после переезда большевистского правительства в Москву в марте 1918 года Благовещенский собор был закрыт, как и сам Кремль. Позднее Благовещенский собор стал музеем. С 1993 года на престольный праздник Благовещения Пресвятой Богородицы 7 апреля (25 марта по старому стилю) в соборе совершает богослужение патриарх Московский и всея Руси.
Церковь Ризположения …
Небольшая одноглавая церковь Ризположения была построена псковскими мастерами в 1484–1486 годах. Эта церковь находится на месте древней церкви Ризположения, возведенной в 1451 году митрополитом Ионой в память избавления Москвы от нашествия татарских полчищ Мазовши.
В ночь на 2 июля 1451 года татары подошли к Москве, но внезапно отступили, бросив все награбленное добро. Это событие было вызвано политической борьбой в стане врага, но церковь придала ему чисто религиозное значение, так как оно совпало с церковным праздником «Положения ризы». В память этого и была названа церковь.
В 1473 году она сгорела вместе с двором митрополита. На освободившемся месте возвели новую кирпичную церковь на подклете, обнесенную с трех сторон открытой папертью–гульбищем. За ней сохранилось старое название. В XVII веке церковь была перестроена и сделана четырехскатная кровля. Паперть с западной стороны перекрыли сводами.
По образовавшейся крытой галерее, которая существует до сих пор, женская половина царской семьи переходила из Теремов в Успенский собор.
В пожаре 1737 года церковь сгорела и была восстановлена архитектором И.Ф.Мичуриным. Была сооружена новая глава в виде вазы и растесаны алтарные зоны. В XIX веке к церкви с южной стороны пристроили крытую лестницу. Она вела к западному фасаду, на котором была написана икона «Печерская божья матерь». Церковь поэтому иногда называли Печерской.
Верхоспасский собор и теремные церкви …
С восточной стороны Теремного дворца расположена группа домовых храмов, отделенных от Теремов Передним каменным двором. Наиболее ранняя из них церковь Екатерины — домовый храм цариц и царевен — была построена из кирпича на месте сгоревшей деревянной в 1627 г. Джоном Талером. Она расположена в одном уровне с Золотой Царицыной палатой с северной ее стороны. С запада и севера церковь окружила галерея, а лестница, разместившаяся между храмом и Царицыной палатой, вела на Передний каменный двор. В 1654 г. над Екатерининским храмом возводится церковь Евдокии. Новый храм размещается над четвериком и трапезной нижней церкви, оставляя открытыми ее апсиды. В 1679-1682 гг. комплекс дворцовых храмов существенно перестраивается. Над приделом Иоанна Предтечи возводится маленький храм Воздвижения креста Господня, именуемый также Распятским. Для увеличения его площади промежуток между приделом и церковью Евдокии, переименованной в церковь Воскресения Словущего, застраивается. После этого верха всех трех храмов выравниваются общим карнизом под единую кровлю. Работы по реконструкции храмового комплекса выполнил зодчий Осип Старцев. Над образовавшимся удлиненным с севера на юг объемом автор поставил на едином постаменте одиннадцать небольших главок на тонких изящных барабанах, разместив их таким образом, что получилось три совмещенных пятиглавия. Необычность и живописность этого решения наряду с богато декорированными многоцветными изразцами фризами и барабанами золоченых глав с ажурными крестами создают неповторимый, запоминающийся образ этого сооружения, которое, наряду с Теремным дворцом, можно назвать архитектурным символом Кремля ХVII в. С восточного фасада храмы объединяются обходной галереей, выстроенной на арке, опирающейся на два пилона. Несмотря на многочисленные реконструкции и поновления, в храмах сохранились уникальные образцы декоративного убранства интерьеров: резные золоченые иконостасы второй половины ХVIIв. с иконами того же времени в Верхоспасском соборе и церкви Воскресения Словущего, а также резные золоченые хоры в последней. В настоящее время дворцовые церкви в составе Большого Кремлевского дворца являются частью Резиденции Президента Российской Федерации. Видимо поэтому мы в эти церкви не попали …
Успенский собор …
Успенский собор стоит на месте построенного Иваном Калитой в 1326–1327 годах первого каменного собора Москвы. Ему, в свою очередь, предшествовали древнейшие московские церкви – деревянная XII века и каменная XIII века. Построил Успенский собор приглашенный Иваном III итальянский архитектор Аристотель Фиораванти.
Собор возведен в 1475–1479 годах по образцу Успенского собора XII века в старинном русском городе Владимире. Это подчеркивало преемственность Москвы по отношению к одному из древних центров русской земли. В течение четырех веков Успенский собор Московского Кремля оставался главным храмом Руси, в нем венчали на царство престолонаследников, оглашали государственные акты, на церковных соборах избирались митрополиты и патриархи, совершали другие торжественные церемонии.
Собор служил усыпальницей московских патриархов и митрополитов. Их гробницы стоят вдоль стен. Главный вход в храм расположен со стороны соборной площади. Широкая лестница завершается порталом из трех полукруглых арок.
Вход в здание как бы охраняют архангел Михаил и ангел–хранитель; выше в арки вписаны фигуры святых. Над ними – изображение богоматери с младенцем. Эти многоцветные фрески исполнены неизвестными русскими художниками XVII века. Внутри центральная часть собора отделена от алтаря пятиярусным иконостасом XVII века высотой около 16 метров, покрытым в конце XIX века чеканным позолоченным серебром. Иконостас выполнен в 1652–1653 годах живописцами Троице–Сергиева монастыря. В 1682 году иконы пострадали от пожара и были обновлены царскими изографами Кириллом Улановым, Георгием Зиновьевым и Тихоном Филатьевым. На протяжении столетий в Успенском соборе накапливались иконы, созданные русскими живописцами. Самая древняя икона собора – «Святой Георгий» (перед иконостасом). Во время Отечественной войны 1812 года собор был подвергнут опустошению наполеоновскими войсками. Из части серебра, отбитого потом русскими казаками, была выкована люстра, которая висит в центре собора. Древнейший памятник прикладного искусства в соборе – его южные двери (привезены в Москву из суздальского собора, относятся к началу XV века), на них золотом по черному лаку написаны 20 изображений на библейские темы.
Увы, в Патриаршие палаты с церковью Двенадцати апостолов и колокольню Ивана Великого – мы не попали (колокольня была на ремонте). В Успенской звоннице и Филаретовой пристройке – проходила выставка Арт искусства на тканях. К тому же, — она была за отдельную плату. Даже Лариса не захотела в неё идти, видимо после увиденных ранее шедевров, смотреть на Арт – просто не хотелось… а ведь она «помешана» как и все женщины на тряпках.
Вышли на Ивановскую площадь …
Царь-пушка …
В 1586 году по приказу царя Федора Ивановича талантливый русский литейщик Иван Чохов (1545-1629) приступил к созданию легендарного оружия. Он неоднократно создавал пушки для царской артиллерии и на этот раз превзошел все ожидания. Помимо пушек литейных дел мастер работал над созданием колоколов для храмов. Подтверждает удивительный талант мастера не только знаменитая пушка, но и осадные пищали, которые прекрасно сохранились до нынешнего времени. После длительной подготовки пушка была отлита на пушечном дворе, после чего перенесена на Лобное место Красной площади. Для этого понадобилось более 200 лошадей, которые тащили орудие на деревянных распорках. Фактически главным идейным лидером этого необычного проекта был Борис Годунов. Он приходился шурином царя, но в связи с неспособностью Федора Ивановича управлять страной, взял власть в собственные руки. Царь-пушка была главной гордостью тайного управителя.
Существует две версии возникновения такого имперского названия. По одной она получила название в связи с огромными размерами, в результате чего стала настоящим «Царем» среди пушек. По другой орудие так названо в честь действующего царя, поскольку именно его фигура на коне украшала ствол орудия. В 1980 году было проведено сразу два исследования Царь-пушки инженером Захариковым и специалистами академии имени Дзержинского. Захариков в книге Памятники архитектуры и техники 1984 года отмечает, что внутри Пушки найдены остаточные компоненты после отлива орудия. Это свидетельство того, что выстрелы из пушки никогда не производились. Однако самое весомое доказательство этого утверждения кроется в том, что запальное отверстие не было просверлено. Пушка поражает своими размерами: Длина – 500 см; Диаметр ствола – 120см; Калибр – 890 мм; Масса – почти 40 т.
Изначально Царь-пушка не имела лафета. Ее установили просто на возвышенности на бревенчатый раскат, как и любое другое орудие. На протяжении века пушкой любовались на Красной площади, лишь после ее при Петре Алексеевиче Романове в 1706 году перевезли во двор оружейного арсенала в Кремле. Здесь ей продолжил восхищаться и регулярно демонстрировать иностранным гостям, чтобы они понимали опасность разрыва дипломатических отношений с Россией. В 1835 году был изготовлен новый лафет из чугуна. Проект академика Брюллова предполагал и создание специальных ядер, чтобы исторический ансамбль красиво смотрелся, и гости столицы понимали, чем именно планировали заряжать пушку.
Каждое из ядер весило около 2 тонн, но это лишь вариант того, чем могли заряжать пушку. В реальности они слишком велики и являются лишь украшением общего литейного ансамбля. В этом же году громадное орудие переместили в оружейную палату. Рядом с ней установили около 20 самых мощных и величественных орудий, на фоне которых Царь-пушка выглядела настоящим гигантом. Лафет, на котором располагается пушка в нынешнее время изготовили позже. Его спроектировал инженер инженера Павла де Витте. Лафет произвели в Санкт-Петербурге на заводе Берда. Он украшен резными узорами, где в качестве главных декоративных элементов используются головы льва. Колеса лафета расписаны характерными для имперской России узорами и формами. Оформление демонстрирует историю и мощь российского государства. Ствол пушки с правой стороны украшен изображением царя Федора Ивановича во всех его регалиях на коне, сами узоры в виде вязи располагаются по всей окружности. Царь держит скипетр, а его голову украшает главное наследие Царской России — корона. Также имеется посвящение супруге действующего царя Ирине Годуновой. Существует предание, что однажды пушка все же совершила первый и единственный выстрел в период правления Лжедмитрия. Когда самозванца разоблачили, он всеми силами пытался спасти собственную жизнь и покинуть территорию Царской России. Ему не удалось совершить задуманное — по дороге Лжедмитрия настиг военный отряд. Самозванца схватили и сразу же убили, после чего захоронили. Далее события развивались стремительно и поражали странным происходящим всех, кто их застал. На следующий день после погребения тело убитого правителя обнаружили недалеко от церкви. Москвичи сильно удивились, но вновь закопали преступника на значительно большую глубину. И вновь произошла странность — тело Лжедмитрия земля не приняла. Люди стали беспокоиться и решили просто сжечь тело. После сжигания прах собрали, перемешали с порохом, заполнили створ пушки и направив ее дуло в сторону Речи Посполитой, произвели легендарный выстрел. Почему именно в сторону Речи Посполитой? Ответ на этот вопрос довольно прост — считалось что именно оттуда пришел самозванец. Конечно, подтверждения в надежных источниках этого необычного события ученым найти не удалось, но предание живет и ныне. Существует теория, что пушку заряжали один единственный раз, когда подходил войска Казы-Гирея. Тогда осуществить выстрел не удалось.
Царь колокол …
История колоколов-гигантов заканчивается отливкой в Московском Кремле знаменитого Царь-колокола, который и сегодня можно увидеть на белокаменном постаменте у колокольни Ивана Великого. Для его создания был использован металл разбитого колокола А. Григорьева с добавлением большого количества меди. Более 250 лет назад императрицей Анной Ивановной был подписан указ о его отливке. В этом указе от 26 июня 1730 года говорилось: «Мы, ревнуя изволению предков наших, указали тот колокол перелить вновь с пополнением, чтобы в нем в отделке было весу 10 тысяч пуд». Работы по проектированию и отливке этого колокола были поручены «колокольных дел мастеру Ивану Федорову сыну Моторину», числившемуся на службе в Московской канцелярии артиллерии и фортификации, потомственному московскому литейщику. Именно ему, артиллерийскому и колокольному мастеру Моторину, и было указано 26 ноября 1702 года приступить к отливке колокола весом в 3300 пудов для колокольни Ивана Великого. Отлитый колокол получил название «Воскресенский». Спустя два года в 1704 году, им же был отлит колокол «Великопостный» весом 923 пуда. В 1712 году с завода Моторина был привезен в Кремль и поднят на Царскую башню кремлевской стены известный «Набатный» колокол, весивший около 2 тонн. С этим колоколом связана одна из трагических страниц истории Москвы. Во время известного восстания в Москве в 1771 году, носящего название Чумного бунта, восставший народ собрался в Кремле под удары этого колокола. Разгневанная императрица Екатерина II, не найдя организаторов восстания, тех, кто «ударил в набат», приказала наказать сам колокол — отнять у него язык. Так, без языка, и висел этот колокол на Царской башне до 1803 года, когда при ремонте кремлевских стен и башен он был снят и отправлен в кремлевский Арсенал. Оттуда, в 1821 году, колокол был перенесен в старое здание Оружейной палаты и установлен в ее вестибюле. Этот колокол находится в Оружейной палате и поныне.
… создание Царь — колокола, было завершено 25 ноября 1735 года. Царь-колокол представляет собой выдающееся произведение русского литейного искусства. Он уникален как по своему весу, так и по размерам. Вес Царь-колокола составляет 12 327 пудов 19 фунтов, то есть 201 тонну 924 килограмма. Высота его равна 6 метрам 14 сантиметрам. После освобождения колокола от формы под деревянным шатром, сооруженном над ямой, в которой он находился, застучали молотки чеканщиков, прорабатывавших своими чеканами все скульптурные, орнаментальные и текстовые украшения колокола. Художественная обработка поверхности Царь-колокола продолжалась в 1736 году и в первой половине 1737 года.
В мае 1737 года в Кремле возник пожар огромной силы. Возле Царь-колокола вспыхнули деревянные постройки. Сбежавшийся народ пытался потушить упавшие на колокол деревянные конструкции подъемного устройства и остатки сооружений, прикрывавших яму. Опасаясь, что величественный колокол расплавится, они лили на него воду. Но это, кроме вреда, ничего не дало. Вода, попавшая на раскаленный металл, вызвала его резкое охлаждение. В теле колокола возникли трещины, и от него откололся кусок металла весом 11.5 тонны.
В 1797 году известный русский зодчий Матвей Федорович Казаков, по проекту которого предполагалось произвести в Кремле большие строительные работы, спустился в строительную яму, осмотрел колокол и насчитал на его теле десять больших трещин, не считая отколовшегося куска. Уже тогда было ясно, что Царь-колокол — уникальное произведение литейного искусства. Он был украшен рельефными изображениями и надписями.
Парадный портрет императрицы Анны Ивановны подчеркивал тот факт, что колокол отлит по ее повелению. Изображения царя Алексея Михайловича напоминало о том, что новый колокол был перелит из более древнего, изготовленного еще в XVII веке во время его правления. Алексей Михайлович, также, как и императрица, изображен в полный рост в парадном облачении с державой и скипетром. Под изображением императрицы Анны Ивановны , на нижнем краю колокола, вылита надпись в круглом медальоне: «Лил сей колокол российский мастер Иван Федоров сын Моторин с сыном Михаилом Моториным».
Еще раз к вопросу о подъеме Царь-колокола вернулись в 1836 году. Августу Августовичу Монферрану поручили поднять колокол из ямы и поставить его на пьедестал. По своему прямому назначению использовать колокол было уже невозможно из-за многочисленных повреждений, полученных почти сто лет назад во время пожара. Монферран, взявший на себя труд поднять из литейной ямы и установить на постамент Царь-колокол, увенчал его специальным навершием. Навершие, покоящееся на «ушах» колокола, представляет собой шар, увенчанный золоченым крестом. Навершие было установлено уже после того, как колокол подняли на пьедестал.
Важным событием в истории этого выдающегося памятника русского литейного искусства стала его реставрация, впервые проведенная советскими специалистами в 1979-1980 годах. Летом 1980 года, когда в Москве проводились XXII Олимпийские игры, москвичи впервые увидели обновленный колокол. После реставрации он стал серебристо-белым, еще большую четкость и выразительность приобрел богатый орнамент памятника.
Ещё раз повторюсь: все фотографии внутри соборов и церквей – не мои. Стырил из общедоступного тырнета. А вот справочный материал – с сайта https://yamoscow.ru/ , где можно более подробно прочесть …
Мы же с Сестрой направились на выход из Кремля. Через Троицкую башню… Троицкий мост… и Кутафью башню…
Троицкая башня …
Бывш. «Грязные, Навозные ворота». Возле них находилась городская свалка, покрытая мхом (отсюда название улицы – Моховая). Есть ещё версия, что эту улицу назвали так, потому что рядом с Троицкой башней продавали мох, с помощью которого утепляли бревенчатые избы. Самая высокая башня Кремля – Троицкая – по значению считалась второй после Спасской.
Выстроена она в 1495 г. Массивный четверик башни имеет шесть ярусов, в ее основании — двухъярусный подвал с мощными стенами. Все ярусы соединены друг с другом лестницами. Первоначально башня называлась Богоявленской, затем Знаменской, Куретной. По указу царя Алексея Михаиловича в 1658 г. она стала называться Троицкой по находящемуся рядом Троицкому монастырскому подворью. В 1516 г. от стрельницы через реку Неглинную был построен каменный Троицкий мост, соединивший Троицкую башню со сторожевой предмостной башней – Кутафьей. Ворота башни служили проездом к покоям царицы и царевен, ко двору патриарха, через них выходило духовенство встречать царя, возвращавшегося из походов. В 1685 г. башню надстроили многоярусным верхом, напоминающим своими очертаниями верх Спасской башни. Ее украшают декоративные башенки с флюгерами и стрельчатые арки. В 1686 г. на башне установили часы – куранты. После пожара в Москве 1812 г. поврежденные куранты уже не восстанавливались. В XIX в. в башне размещался архив министерства императорского двора. В 1937 г. на Троицкой башне установили рубиновую звезду. Высота башни до звезды со стороны Кремля – 65,65 м, со звездой – 69,3 м. Со стороны Александровского сада высота башни до звезды составляет 76,35 м, со звездой – 80 м.
Троицкий мост …
Один из старейших каменных мостов в Москве через реку Неглинную и единственный уцелевший до нашего времени. Первый каменный Троицкий мост, вероятно, был построен уже в 1367 г., одновременно с возведением каменных стен Кремля. Девятипролетный кирпичный мост был сооружен в 1516 г. по проекту итальянского архитектора Алевиза Фрязина примерно в одно время с основным комплексом сооружений современного Кремля. Назывался он тогда Ризоположенский, по тогдашнему названию Троицких ворот.
Троицкий мост соединял район Кремля с торговым и ремесленным Белым городом за рекой Неглинной — Занеглименьем. Парадный путь через мост внутрь Кремля вёл к Патриаршим палатам и к покоям царицы и царевен (Золотая Царицына палата); из Кремля дорога через мост вела на северо-запад — по Волоцкой (Волоколамской) и запад — Смоленской дорогам. В XVI-XVIII вв. вблизи моста располагалось большое количество торговых лавок. В XVII в. мост имел деревянную подъёмную часть. В конце XVIII в. вплоть до моста построили набережные, которые в 1817-23 гг. разобрали и у стен Кремля разбили сад и сохранили пруды. В это время мост имел 13 пролётов. После пожара 1812 г. была проведена реконструкция всей территории, прилегающей к Кремлю, под руководством архитектора О.И. Бове. Река Неглинная была перекрыта сводами, в результате Троицкий мост потерял свое прежнее назначение и оказался в центре Александровского сада, однако по-прежнему составляет часть пути в Кремль через Троицкие ворота. При устройстве Александровского сада к Троицкому мосту пристроили пологие сходы и лестницы для прохода с моста в сад.
Кутафья башня …
Она же Предмостная башня. Ворота башни называлась ранее Курятными или Куретными, Ризоположенскими, Знаменскими, Богоявленскими, Неглининскими. Подходы к Троицкой башне защищала башня Кутафья, единственная из сохранившихся предмостных укреплений Кремля.
Сооружена она в 1516 г. напротив Троицкой башни, в конце Троицкого моста, под руководством миланского архитектора Алевиза Фрязина. Невысокая, окруженная рвом и рекой, с единственными воротами, которые в минуты опасности наглухо закрывались подъемной частью моста, башня была грозной преградой для осаждавших крепость. Она имела бойницы подошвенного боя и машикули. В XVI-XVII вв. уровень воды в реке Неглинной был высоко поднят плотинами, так что вода окружала башню со всех сторон. Первоначальная высота ее над уровнем земли равнялась 18 м. Въехать в башню со стороны города можно было лишь по наклонному мосту. Как считают историки, название «Кутафья» происходит от слова «кут» — укрытие, угол. Кутафья башня никогда не имела покрытия. В 1685 г. её увенчали ажурной короной с белокаменными деталями. В 1668 г. через башню устроили сквозной проезд из города на Троицкий мост, древние боковые ворота были заложены. С южной стороны была пристроена кордегардия. Высота башни со стороны города — 13,5 м.
И в этот день мы выбрали для обеда столовку «Теремок». На сей раз в подземном торговом центре «Охотный Ряд»
Дальше? Дальше я, как настоящий пенЗионер, отправился на М40 домой, а молодёжь в виде Ларисы – попёрлась ещё на просмотр каких-то достопримечательностей. Каких? У меня – Айцгеймер давно поселился. Ежель она захочет – напишет о них и об впечатлениях…