2013. ПОРТУГАЛИЯ. Порту: … каф. собор Порту, Квартал Рибейра… 9 май. 9 день. II часть.

= прелюдия с португальскими нотами =

Кафедральный собор Порту … (Se do Porto) …

Пока мы мелкими шажками топаем к самому высокому холму Пору… пока издалека рассматриваем собор, ну очень шипко-сильно похожий на крепость… с обратной стороны фотографируем древний райончик около вокзала… — немножко разбавлю своими занудными эмоциями:

 

… я бы назвал сегодняшнюю прогулку по Порту – собиранием сливок. Если просто разобрать весь наш маршрут по городу, то было очень мало точек где мы бы более-менее основательно что-либо посмотрели. Была просто пешая (и морская) прогулка для «сбора» галочек, что мы тут были… что мы даже сделали пару фотографий… не более того.

 

Вот и в данный момент мы прошлись по самому-самому центру Порту… на который, ежель мы были бы с Супругой в частной поездке – потратили бы не менее 3-х дней.

Скажу честно, — хоть мы уже посмотрели почти всю Эвропу… некоторые страны уже по-несколько раз… — когда будут сняты всевозможные санкции (хотя, ой, как не хочется, чтобы из снимали – наша страна от них резко пошла в «гору») … — первой страной в которую мы ещё раз поедем – это Португалия. Уж, слишком много мест, которые мы пропустили или видели, как сегодня – для галочки.

 

… на холме установлена статуя Вимаре Перешу.

В далеком 9 веке, когда ни Португалии ни Испании еще не существовало, король Астурии (первое христианское государство на севере пиренейского полуострова) отправил Вимару Переша в юго-западные земли для освоения и заселения районов, уже покинутых к тому времени воинственными маврами. Есть, правда, и мнение, что за эти земли пришлось повоевать. Как бы то ни было, Вимара Переш занял поселение Портус Кале, сегодня известное нам как Порту, и прилегающие территории. Эти территории стали именовать графством Portucale, то бишь Португальским, а доблестный Вимара Переш соответственно стал первым графом Португальским. Кроме того, он основал небольшое поселение близь Браги – Вимаранеш, в будущем Гимарайшн, ставший через несколько веков центром борьбы Португалии за независимость. Он оказался причастен как к образованию страны (пусть и не напрямую), так и к самому ее названию. А установили памятник благодарные горожане с хорошей памятью в связи с 1100-летием завоевания Порту в 1968 году.

Вот мы и забрались на соборный холм, на котором возвысился Sé do Porto, что в переводе неоригинально звучит как «Собор Порту». Не буду из себя строить историка или знатока искусства и архитектуры и просто проанализировав множество статей из общедоступного тырнета сделаю несколько стибренных и частично отформатированных мною фактов об этом соборе…

Здесь, на вершине, и находится католический кафедральный собор, который является не только самым древним храмом в Порту, но и просто одним из самых древних зданий города. Начало постройки приходится на 1110 год… более тысячи лет стоит этот храм, изначально построенный в раннем романском стиле. Очень много похожих деталей у католических соборов в романском стиле, но португальские строения более затейливы, больше деталей, мне даже кажется стиль уже ближе к готике. Хотя в течении веков он много раз достраивался и перестраивался, но основные ранние романские элементы фасада сохранены.

И не спроста — собор самый древних храм в городе. Кстати, — название Сэ это сокращение от латинского названия » место пребывания епископа». Здесь крестились, женились и хоронились многие знаменитые исторические персонажи, в том числе и королевских кровей.

 

Собор был построен в 12 веке в готическом стиле. И уже известно, что 17 июня 1147 года, епископ Порту дон Педру Питоеш, вёл проповедь от имени будущего первого короля Португалии Дона Афонсу Энрикеша, с множеством крестоносцев Северных стран, которые направлялись в Святую Землю. И убедил их присоединиться к португальским войскам.

Вообще, стиль здания сегодня определить довольно непросто: за свою 900-летнюю историю он, естественно, неоднократно перестраивался и достраивался… претерпел огромное количество изменений, на нем отпечатались следы разных архитектурных стилей — романской, готической, барокко.. И, естественно, веяния господствующей в те периоды моды не могли обойти его стороной. Принято считать, что от оригинальной версии осталась лишь роза на фасаде.

Внутри Собор Порту Се, как и полагается, выглядит более чем величественно. В том числе и благодаря массивному серебряному алтарю. Утверждается, что на него было израсходовано 800 кг благородного металла.

 

Центральный неф, с монументальными колоннами это то, что наилучшим образом сохранилось от романской архитектуры и практически не претерпело изменений. На трансепте слева находится образ Девы Марии Вандомской, которая 1984 года является покровительницей города Порту.

Откуда этот образ появился в Португалии? Существует две версии:

В X веке Благородный Дон Moninho Viegas попросил поддержки у христианских государств за пределами полуострова. Где-то в 990-х годах у берегов реки Доуру высадились благородные рыцари из Гасконии, дабы помочь освободить эти земли от мавров. Среди них был Дон Nónego епископ из города Вандом Франция. Они помогают восстанавливать городские стены и в одной из арок, которая служила входом в город, они разместили образ Богоматери Вандомской. В 997 году, по пути в Сантьяго де Кампостела, грозный правитель Алмансор, не смог взять город. Это чудо предписали защитнице городских ворот Деве Марии Вандомской, в честь этого город стал носить название Cidade de Virgem.

 

Историки не очень любят легенды, поэтому говорят, что это были не рыцари из французского региона Гаскон, а рыцари из португальской местности на севере, которая имеет такое же название. И что скульптуру везли не из французского Вандома, а из прихода в муниципалитете Parede, который именуется Vandoma. Изображение, которое мы видим сегодня в кафедральном соборе, относят к XIV веку. Начиная с XVI века, изображение Девы Марии Вандомской появляется на гербе города Порту, между двух крепостных башен. От ворот осталось лишь название улицы около кафедрального собора — Calçada de Vandoma. Стена была снесена в 1855 года, во время реконструкции городского облика.

 

В соборе находится знаменитый серебряный алтарь, который считается одной из известнейших работ ювелиров Португалии. Его начали создавать в 1632 году, а закончили в XIX веке. Жители города считают это одной из важнейших реликвий. Считается, что алтарь построен над гробницей São Pantaleão. Это армянский мученик, чьи останки были привезены в 1453 году. А также один из бывших покровителей города Порту.

 

Легенда гласит, что 8 августа 1453 года в реку зашла армянская лодка. Это были христиане, которые бежали из Константинополя, когда город пал от турецких мусульман. На лодке помимо людей находились мощи Святого Пантелеймона, они причалили в месте, которое называется Miragaia (это один из районов современного города Порту). Местное население приняло беженцев, а мощи святого определили в церковь São Pedro de Miragaia.

Быстро распространился слух о святом чудотворце, защищающем от чумы. Как раз в конце XV — начале XVI века в Европе были вспышки чумы. И маленький храм в Мирагайе превратился в место паломничества жителей всей страны.

Даже король Дон Жуау III в 1483 году, посетил реликвии и выразил пожеланий сделать реликварий, для достойного сохранения святых мощей. 12 декабря 1499 года, епископ D. Diogo de Sousa, решил перенести Святую реликвию в Кафедральный Собор, оставив в Мирагайе только часть кости руки в серебряном реликварии. В 1502 году, король Дон Мануэл по пути в Сантьго де Кампостела, останавливается в Порту, только с одной целью, посетить реликвию в кафедральном соборе.

 

И именно в контексте этого визита Святого Пантелеймона величают покровителем города Порту. В XIX веке после церковной реформы, религиозные ордена упраздняют, говорят, что в это время мощи бесследно исчезают. Святой Пантелеймон был покровителем города Порту до 1964 года. А частичка его мощей, та самая в серебряной руке до сих пор хранится в Порту в музее при той самой церкви, куда когда-то причалили армяне.

 

А в Museu Soares dos Reis хранится скульптуры в виде головы с частью черепа. Есть легенда, что во время французского нашествия, чтобы спасти алтарь из серебра, один из работников кафедрального собора покрыл алтарь штукатуркой и французы пропустили эту драгоценность.

Легенда красивая и ее любят рассказывать туристам. А как же было на самом деле? В то время губернатором был Pedro de Mello Breyner, именно он взял на себя инициативу вести переговоры с французами. Он им сообщил, что жители Порту почитают этот алтарь, что, если забрать серебро, алтарь будет разрушен. И население города этого не простит и начнутся восстания.

 

Губернатор предложил выплатить стоимость серебра, при условии, что алтарь не тронут. Переговоры затянулись. Политическая ситуация изменилась и французам пришлось вывести свои войска, не получив ни алтарь, ни деньги. Оригинал на https://discoverportugal.ru

… далее? … далее мы просто спускались с Соборного холма по очень-очень крутому спуску… к набережной речки Дору…

 

 

спускались и наслаждались массой лабиринтов колоритных улочек…

 

… и очень чистеньких … и не очень… и грязных … и просто убогих руинных…

 

Дико красивые улицы… , правда, не всё так весело… , попадались периодически и заброшенные дома … и развалины, что даёт вспомнить о том факте, что с экономикой в стране последние десятилетия не всё идёт так, как хотелось бы и властям, и населению.

 

Вообще весь район Рибейра по которому мы спускались к набережной часто называют сердцем старого Порту, будто бы только тут можно по-настоящему прочувствовать дух и запах города, настоящую, не приукрашенную пышными и роскошными зданиями площадь Свободы …

 

Квартал Рибейра…

… сам неоднократно сталкивался с вопросом как же обзывать речку в Порту. Дуэро или Дору? Смотришь на карту – там Дуэро… читаешь в тырнете – Дору. Всё дело очень просто проясняется: Дуэро на испанском и Дору на португальском… вот и всё.

 

Вот мы и наконец-то вышли к Дору… закончились узкие улочки, хотя на балконах по-прежнему сушится бельё и висят флаги страны и футбольного клуба «Порту»… Появились ресторанчики с запахом портвейна… появились лавки барахлом, консервированной макрелью и сувенирами.

 

В силу географического расположения прилегавший к реке район Рибейра в средние века являлся центром торговли — ходившие вверх и вниз по Дору корабли причаливали к набережной, выгружался и загружался товар… свежая рыба… В наши дни изменилось лишь то, что вместо торговых и рыболовных судов швартуются кораблики, осуществляющие круизы по Дору, а место рыбного рынка заняли приличные ресторанчики и разводиловки барахла и сувениров.

… вот мы и спустились на набережную Каиш-де-Рибейра как раз на центральную площадь квартала — Praça da Ribeira, которая упоминались в королевских бумагах 1389 года.

 

В верхней части площади посмотрели монументальный фонтан, построенный в 1780-х годах, за которым возвышается трехэтажная гранитная стена с португальским гербом. В нише фонтана установлена статуя Иоанна Крестителя работы скульптора Жоао Кутилейро.

Далее выступает очень оригинальная современная скульптура Хосе Родригеса — Кубо да Рибейра. Вообще нашей целью была прогулка на кораблике и пока Марина-гид покупала\оформляла билеты у нас было почти пол часа на мини прогулочку по набережной Доры… Очень прандравились дома с красочными фасадами и галереями на первом этаже были построенные в 18 веке. … и естественно полюбоваться рекой …

 

… звучит гонг гида к посадке на кораблик… но, о нём … прогулке по Дору … и о том как нас напоили портвешком — в следующей записи …

Оставьте комментарий

Прокрутить вверх
Прокрутить наверх