2023. КРУИЗ (Египет-II, Иордания-II, Саудовская Аравия). Каир. крепость Салах ад-Дина, мечеть Мухаммеда Али, мусульманский квартал, город — мёртвых, Коптский христианский квартал. 20 январь. 3 день. 2 часть.

= египетская прелюдия =

 

В чём же наши «недовольства и возмущения» к гиду Тарику? Тем более, что вчерася мы были довольны почти всем и вся… и даже почти не замечали его явной своей заинтересованности «в порче наших экскурсий».

Все положительные эмоции эмоции вчерашнего дня просто с лихвой накрывали весь негатив. Ну, это как … … … придумываю сравнение … … … это как находится на солнечном пляже … на райском острове… среди кокосовых пальм и плавающих леблядей… попивать вкусненький свежевыжатый манговый сок и купаться в тёплом море… … и не замечать того, что в этом море плавают «добрые» медузы, которые не больно жалят… они почти щекочут. И тебя за этими прелестями райского острова медузы совсем не волнуют. Но, вот в уже на завтрашний день ожоги – дадут о себе знать… Завтра ты уже не будешь купаться в этом море…

Вот и у нас похожая ситуация. Прекрасная погода… пирамиды Гизы и Саккары…Сфинкс… сбылась мечта детства… и как-то не замечаешь, что вместо более детального осмотра этих достопримечательностей (замечу – оплаченных!) нас везут в какие-то разводиловки ковров, шмоток, папирусов… Да и привозят в отель не как обычно – часам к семи вечера, а уже в 16 часов.

Опускаю тему того, что гид произносил ложные сведения… …утверждения, которые явно требуют опровержения. Опускаю и то, что русскому уху было тяжело воспринимать его затянутую речь…

В чём претензии, если в «бумажке – плане» стояли короткие фразы «Пирамида Хеопса», «Пирамида Джосера», «Сфинкс». Галочки поставлены! Он нам показал всё это по плану. В чём претензии?!  … но, ведь в том-то и разница между извозчиком, который довозит до пункта назначения и тем гидом, который интересно рассказывает… показывает… … заслушаешься и засмотришься…

Да. Вчерашний день был только «звоночком». Сегодня Тарик уже «блистал во-всей своей красе»!

Но, о всём по порядку.

Есть стандартный маршрут для туристов, который нам предложили. Так называемый (мною) «Христианский». Т.е. нам было предложено «гулять» по различным христианским достопримечательностям Каира. Мы, — отказались! Ещё вчера – сказали, что нас интересуют наоборот – мусульманские. Мечети… Минареты… Древний город… Он «услышал». И предложил сначала ехать в крепость…

крепость Салах ад-Дина… мечеть Мухаммеда Али…

Начал готовить материал об этой цитадели … только собрался писать текст на компьютер с книги… и вдруг нарвался на очень хорошую статью. Настолько хорошую, что не грех её просто стырить! Сократил немного от лишнего и отформатировал. Хорошо излагает автор https://www.liveinternet.ru/users/hntg/post168918657/

Несмотря на многочисленные христианские вкрапления, Каир — город исламский. Термином «Исламский Каир» принято обозначать средневековую часть столицы Египта.

Наиболее впечатляющий памятник исламской архитектуры — Цитадель. Это — одна из основных достопримечательностей египетской столицы. Заложенная в конце XII в. в отрогах горы Мукаттам при Салах ад-Дине аль-Айюби (Саладине), она выполняла ту же функцию, что и Московский Кремль. Согласно первоначальному замыслу, от крепости к Нилу, с двух сторон обхватывая Каир, должны были спускаться мощные стены. Замысел этот, правда, так и не был осуществлен, но вот сама Цитадель получилась внушительной. Следуя контурам возвышенности, неправильный многоугольник стен охватил территорию в 18 га. Внутри него построили дворцы, казармы, склады и конечно мечети.

Каирцы называют её просто Крепостью на горе, для туристов же она — цитадель великого и ужасного Салах-ад-Дина (Саладина), египетского султана, который за 22 года своего правления сумел централизовать власть в Египте, разгромить крестоносцев и завоевать Сирию. Он объединил исламский мир, проветрил империю от присутствия в ней христианского духа. Несмотря на это, европейцы его уважали и воспевали. Он умел идти на диалог и уступки, несмотря на всю жесткость и беспощадность в бою.

Цитадель и сейчас производит сильное впечатление. Серый многоугольник оборонительных стен с башнями обнимает сердцевину бывшего могущественного центра Египетского государства. Строилась цитадель в 1176 и 1207 годах под руководством архитектора Каракуша.

Он велел откопать более древнюю “стену Иосифа”, когда-то стоящую здесь, и включил её в общий архитектурный план. По словам арабских писателей, в строительстве были даже использованы каменные глыбы из пирамиды Гизы! Парадоксально, но Саладин строил оборонительные стены против вторжения крестоносцев и при этом использовал их же, крестоносцев, труд! Тысячи пленных христиан горбатили спины под раскалённым солнцем Каира, обтёсывая мрамор и лепя толстые, до трёх метров, каменные стены, в которые они мысленно замуровывали проклятия.

Крепость, однако, получилась, что надо. Пора было её благоустраивать. Так, внутрь был проведён особый водопровод со стоком, обеспечивший людей проточной водой. О его уникальности может сказать тот факт, что пользовались этим водопроводом аж до середины XIX века! В цитадели, несомненно, помещалась резиденция cамого султана, его семьи, свиты и полководцев. Как цветы, один за другим здесь распускались яркие дворцы знати. В то же время, Ибн-Шадад, личный секретарь Саладина, рассказывал о том, что в крепости была построена огромная больница — “настоящий дворец — красивый и просторный”. Здесь работали хорошие врачи и обслуживание было на высшем уровне, в том числе, было бесплатным питание и лекарства.

Однако сегодня от лечебницы ничего не осталось. Сам Саладин хоть и жил в роскоши, был равнодушен к богатству. Он был абсолютным мотом и мог бросить на ветер сумму, соизмеримую с годовым доходом государства. “Есть люди, для которых деньги не важнее, чем песок”, — улыбался владыка. Таким образом, в день его смерти в казне остался один слиток золота и сорок семь дирхемов. Вот такое наследство детям!

С уходом великого правителя начался новый виток в истории крепости. Это было время царствования его потомков и жестокой борьбы за трон. Атабеков и князьков резали, как баранов. Мало кто мог повторить блестящий прорыв Саладина. Его племянник Аль-Кямиль был слишком мягок для этого, турчанка Шагтар ад-Дурр – слишком своенравна, а эмир Бейбарс – вероломен. Кстати, женщина-султанша в мусульманском мире — нонсенс! Шагтар ад-Дурр (в переводе c арабского — “Жемчужное дерево”) была, к тому же, рабыней-турчанкой и, по-видимому, очень смазливой и хитрой, раз ей удалось стать женой султана ас-Салиха. После его смерти она правила 80 дней и за это время под давлением речных мамелюков вышла замуж за эмира Айбака, положившего начало их правлению в стране.

Cултанша ненавидела мужа и буквально насильно развела его с первой любимой женой, а потом приказала покончить и с ним. Новоявленного султана задушили в млечных парах бани. Турчанка снова cтала единоличной правительницей. Только ненадолго. Мамелюки отомстили ей за Айбака. Её отдали на растерзание рабыням той самой жены, с которой Шатгар его разлучила. Разъярённые женщины до смерти избили бывшую правительницу деревянными башмаками, а потом тело сбросили в ров у цитадели на съедение собакам. Но и после смерти злополучная султанша не обрела покоя. Её даже в её собственном мавзолее не похоронили, опасаясь гнева мамелюков.

 

Другой правитель, эмир Захир Бейбарс, личностью был весьма кипучей. Он был рабом, к тому же, с довольно неприятной внешностью: один глаз у него был голубой, другой — закрыт бельмом. Несмотря на это, он правил Египтом 17 лет и добился расцвета страны. Он запретил в Каире курение гашиша, прикрыл притоны с европейскими проститутками и питейные заведения. Однако султан был дюже коварным и не брезговал интригами и убийствами. Это ему аукнулось. Он умер не на поле брани, а от собственного же яда, который он с любовью подсыпал в кубок недругу. Тот оказался хитрее и поменял его незаметно от злополучного владыки. Тот выпил отравленный кумыс, лишний раз подтвердив поговорку: “Не плюй в чужой колодец…»

С обветренных стен форта перед вами предстаёт мечеть Мухаммеда Али со своими изящными минаретами и многослойными песочными куполами, а также мечеть султана Насира, что меньше по размерам, но значительно древнее своей соседки.    Долгое время главной в Цитадели была мечеть султана Насира, возведенная в начале XIV в.    Что касается мечети Мухаммеда Али, то она построена с большим размахом. Одни её минареты своенравно взлетели на высоту 84 м. Строил ее турок греческого происхождения Юсеф Бошна, вдохновлённый церковью Айя-София в Константинополе.

 

Богато декорированный молитвенный зал грандиозной мечети представляет собой квадрат со Внутреннее убранство её просто великолепно! Это гигантский зал, застеленный красными коврами, на которые сейчас же, как стаи птиц, приземляются туристы, мраморные стены (благодаря которым мечеть назвали Алебастровой) и гирлянды хрустальных люстр и ламп.   Они свисают с потолка на цепях так низко, что кажется, будто они парят в воздухе — очень красивое зрелище!  А грандиозный позолоченный потолок, освещённый изумрудным сиянием, вообще напоминает ночное небо. Здесь же находится и гробница Мухаммед Али паши.

 

Он родился в албанской семье, в Македонии, но сделал блестящую военную карьеру в Египте и дослужился до чина паши и хедива (наместника) Египта. Это был тёмный и безграмотный человек (читать он обучился лишь в 40 лет). Однако это не умаляло его достоинств как военачальника и стратега. А проклятых мамелюков, дорвавшихся до власти при Шагтар да-Дюрр, он готов был голыми руками душить! Именно это он и сделал, когда по его приглашению в 1811 году в здание Каретного музея, что находится тоже в цитадели, приехали 480 представителей мамелюков. Мухаммед прикинулся радушным гостем и сначала по-царски накормил врагов, а затем убил одного за другим и тела похоронил в своем же мавзолее. Однако есть свидетельство и благородства жестокого хедива. Во дворе, к западу от фонтана омовений, находится башня с часами из ажурной меди.  Говорят, эти часы Мухаммеду Али паше лично подарил французский король Луи-Филипп, в благодарность за возвращение знаменитого парижского обелиска, стоящего сейчас на площади Согласия.

Недалеко от мечети находится любимое место туристов — “колодец Иосифа”. Любят они покричать в него да камешки покидать, чтобы узнать его глубину. А она действительно едва ли не до недр земли достаёт! Гиды говорят, что эта квадратная шахта со спиральным спуском длиною 88 метров, то есть находится на одном уровне с дном Нила! По преданию, колодец был выкопан ещё в библейские времена Иосифом — сыном Иакова, а Саладин восстановил его, опять же не без участия пленных крестоносцев.

В цитадели есть еще несколько интересных мечетей. Например, мечеть султана Ибн-Калаун, который юношей был выкуплен эмиром на невольничьем рынке за тысячу динаров.   А также традиционно турецкая мечеть Сулеймана Паши (XVI век) и мечеть аль-Назир Мухаммед раннего мамлюкского периода (XIII-XIV века). Кроме того, здесь же находятся:     —Музей дворца Аль-Гавара (драгоценных камней). Построенная в 1814 году, это была бывшая резиденция Мухаммеда Али-паши, и место, где, согласно легенде, он устроил ловушку лидерам мамелюков и уничтожил их, когда они пытались покинуть крепость. Эти отреставрированные в 19-ом веке турецкие залы теперь содержат королевские портреты, картины, костюмы и мебель того времени.   —Национальный военный музей,    —Музей полиции,    —и очень интересный музей Вещественных доказательств, в котором собраны древности, конфискованные полицией у контрабандистов. Чего здесь только ни увидишь – от золотой кошки Бастет, наглым образом извлечённой из гробницы какой-нибудь Нефертити, до роскошных саркофагов и папирусов. Все богатства египетского царства нашли последнее пристанище здесь, под жадными глазами туристов.

Пы. Сы. При жизни Салах ад-Дина никакого специального символа или герба у него не существовало. Характерный знак «орел Саладина» появился в Египте только в 1952-х году. Его прообразом стал рельеф, обнаруженный на западной стене построенной в Каире при жизни Салах ад-Дина и частично сохранившейся до наших дней мощной цитадели — Каирской крепости.

Мечеть Аль-Хуссейн …, базар Хан эль-Халили …,  Мечеть аль-Азхар…

Задам сейчас читателю глупый вопрос: …вот если Вы житель Российского города… — неужели Вы не знаете, что в Пасхальную ночь во-всех церквях в полночь происходит служба и Вы не сможете посмотреть\показать экскурсии этот собор … в 24-00?!  И если Вы – Гид, то наверняка поведёте своих путешественников или днём перед службой в эту церковь или утром следующего дня, когда служба закончится.

Вот у нас точно такая же ситуация, только вместо православной Пасхи была мусульманская пятничная молитва. Она для мусульман – святая. И уж, тем более в очень верующем Каире… Тем более в самых-самых красивых и почитаемых мечетях…

Вечером предыдущего дня ему (гиду Тарику) мы сказали, что хотим в следующий день посмотреть самые-самые красивые мечети Каира… Утром сегодняшнего дня – повторили. … Что мешало этому «долбоёбу» (извиняюсь, но других слов у меня нет) повезти нас сначала в мечети?! Тогда, когда до молитвы было ещё несколько часов? И уж, тем более не везти сначала на окраину в крепость… потом обратно в центр – в мечети… потом по тому же маршруту даже дальше цитадели в христианские храмы??? «Дебил Б.ля» (С)

 

Итак мы возвращаемся в цент города. Опять по той же дороге. Доезжаем до Мечети Аль-Хуссейн (Мечеть Сайедуна аль-Хуссейна) — средневековой мечети в Каире. Построена в 1154, находится около базара Хан эль-Халили. Мечеть была одним из самых святых исламских мест в Каире, полагают, что она была основана на кладбище халифов Фатимидов, предположение было позже подтверждено во время раскопок. Мечеть была названа во имя внука Мухаммеда Хуссейна ибн Али, чья голова по преданию была перенесена в мечеть в Каир в 1153 году и для хранения которой и был построен этот храм. Мавзолей, датируемый 1154 годом, является самой старой частью комплекса.

Идём через очень плотную массу мусульман. Подходим к десятку метров забора мечети и что? Даже близко к забору этой мечети не подойти – всё пространство занято верующими. Никаких видов для фотографии – нет. Если бы и попытался, то только шпили минарета… Гид – уже в назойливой форме предлагает нам, уж если не мечеть, то прогуляйтесь по рынку (он в десятке шагов от нас) … пол часа прогуляйтесь… там всё супер-мупер…нигде больше не увидите! Мы ему – «ну, на  .уй нам нужен рынок!» … Нет идите! … Победил только из-за того, что я хотел посидеть и просто покурить…

 

Ну, не догадались мы, что он просто нас «использовал». Привёз только для того, чтобы самому пройти ритуал молитвы! И встретились ровно тогда, когда молитва закончилась…

Мы же, эти пол часа провели просто присев в первой попавшейся «забегаловке на открытом воздухе», заказав чашку чая. Но, помимо чая (чайничек на две маленькие чашечки) нам принесли и бутылку воды… и сахарницу с сахаром… и тарелочку с орешками… и тарелочку с семечками – как итог: чашечка чая обошлась в десятки раз дороже… И немного прошвырнулись по рынку, прикупив в виде сувенира кошку изображающую богиню Бастет (Баст) – символ молодости и красоты … и целительницы, ну уж очень здорово напоминающую нам наших котов «Говнюшу» и «Швондера»…  (до сих пор не определились в честь кого назвать эту кошку).

 

Стали возвращаться к машине как раз, когда «отмолившиеся» рванули к шоссе. Толпа ровно такая же, как и когда зрители покидают переполненный стадион после окончания матча. Да ещё и в этой толпе, не знаю почему, произошло столкновение наиболее горячих мусульман. Уж, не видели – дрались ли они или нет, но шуму, криков и визгов было предостаточно!!! Нам даже пришлось перебираться, буквально по скамейкам ближайшей уличной кафешки…

И что? Тарик, наверняка зная, что в соседней (очень красивой снаружи) мечети – так же была служба. Знал, что женщин в неё не пускают… знал, что и в эту мечеть нас обоих после молитвы не пустят… Но, — повёл через переполненный тоннель дороги. … … … Кое-как дошли… Естественно, внутрь не пустили… И пошли назад …

И тут, уже около машины, гид обнаглел в «открытую»! Ляпнул, что на этом экскурсионный день закончен, т.к. он «выполнил» пункты программы !!! … первой среагировала Ирина. Я, иногда, поражаюсь её дипломатическим талантам. Вместо того, чтобы поорать и излить свои эмоции в виде отборной брани – с улыбкой на лице… да ещё добавляя вид как будто она «просит» … (дипломат! Тактик-шахматист, видящий на 3 хода вперёд!) … «уговорила» этого Тарика отвезти нас в христианский район.

 

… дорога – дорога это небольшая «обзорка» Каира. С кучей мусорок, грязи, рынков… красивейших мечетей… и …

 

 

Город мертвых Эль-Карафа …

… разговор в машине часто сводился к тому, что мы видели за стеклом – городу в городе. Городу –мёртвых. Он, реально, — просто огромен. Едешь и едешь… едешь и едешь, а он всё не кончается. Официально его площадь 6,5 кв. км., но кажется, что власти привирают. Больше! Некрополь появился в VII веке нашей эры… В 20 веке Каир разросся. Сколько миллионов проживает – не знает никто. Если верить официальным данным, то вместе с Гизой – почти 30 млн. Но, наверняка гораздо больше… Где жить? Тем более бедным? Вот и живут они среди могил… Опять-таки официально – 500 тысяч. Но, смел можно умножать на два !!! …  Со-слов гида, — в нём и больницы… и школы… и небольшие заводики. Безопасность? Её нет!

 

Не буду дальше продолжать, — мы этот город видели только издалека. Но, если будем ещё раз в Каире – обязательно посетим (естественно, группой. Безопасность превыше всего!).

Коптский христианский квартал …

По дороге, хоть и с натяжкой, но гид рассказал нам, что в Старом городе в основном проживают копты, т.е. египтяне, которые являются коренным населением и исповедуют христианство. В процентном отношении их значительно меньше мусульман. Все ранние церкви очень маленькие и как правило, они мало заметны с улицы, понять где жилой дом, а где церковь порой совершенно невозможно. Это можно объяснить «полуподпольным» существованием коптского христианства в окружении не очень дружелюбного исламского мира. Существовали реальные запреты на «рекламу и наглядную агитацию» христианства с помощью архитектуры.

Грот семьи Богомладенца …

В этих местах, которые на данный момент являются сосредоточием христианской культуры в Египте, согласно коптской версии некоторое время проживала семья Иисуса. Эти предания о странствиях Святого семейства в Египте передаются и сохраняются из поколения в поколение. Именно в эту главную достопримечательность мы и стразу пошли. Говорят, раньше в неё могли спускаться только священники. Вход в грот расположен в часовне, с левой стороны алтарной части. В него ведут каменные ступени. К 2000-летию рождения Христа грот отреставрирован. В Новом Завете ничего не сказано о том, какие места посетило Святое семейство в Египте, и как долго оно там находилось. У коптов же эта история описана довольно подробно. Коптская церковь давно уже канонизировала несколько мест, где по преданию останавливалась и пряталась Дева Мария и Иосиф от преследования царя Ирода. На руках у нее в то время находился младенец Иисус. Как гласит легенда, беглецы укрылись в гроте, над которым позже была построена церковь св. Сергия (Абу Серга). Церковь была построена в 4-5 веках и посвящена двум римским легионерам Сергию и Вакху, последователям Иисуса, принявшим мученическую смерть в Сирии.

Церковь святых Сергия и Вакха …

Поднявшись из грота вошли в церковь Абу Серга (Церковь святых Сергия и Вакха, также известная как Церковь Святого Семейства) – одна из древнейших коптских церквей в Египте. Её строительство относят к 4 веку от Рождества Христова.

Считается, что она возведена на том месте, где поселилось бежавшее в Египет от царя Ирода святое семейство – Дева Мария, Иосиф Плотник и младенец Иисус. На этом месте стояла их скромная хижина. Иосиф обеспечивал Марии и её сыну пропитание, подрабатывая по специальности в близлежащей крепости Вавилон, существующей по сей день. В крепости Вавилон часто укрывались от гонений египетские христиане – копты. Копты же и возвели здесь церкви, в том числе и церковь во имя Сергия и Вакха (Абу Серга – дословно «отец Сергий»), получившую своё имя в честь святых римских воинов, пострадавших в Сирии по одним данным во времена императоров Диоклетиана и Максимина Дазы, по другим во времена Юлиана Отступника. Более известный из мучеников Сергий был погребён в древнем городе Ресафе, получившем в честь него новое имя – Сергиополь. Сергия очень почитали сирийские христиане. Благочестивые арабские христианские цари из династии Гассанидов считали его своим небесным покровителем и водили свои дружины в бой под алым стягом с изображённым ликом воина – мученика. От сирийцев почитание Сергия перешло к находившимся с ними в тесном духовном общении египтянам.

Церковь Абу Серга стала архитектурным образцом для многих коптских церквей. В Абу Серге первоначально рукополагались в сан предстоятели Коптской Церкви. Первым из них был патриарх Исаак (годы 681 — 692). Абу Серга являлась епископальной церковью Каира и резиденцией епископа Масра (Masr, района Старого Каира, именовавшееся прежде епископством Вавилона Египетского). Епикопов в Абу Серге рукополагали до времён патриарха Христодулоса (1047 – 1077), после которого главу Коптской Церкви начали рукополагать в знаменитой Висячей церкви Каира.

Церковь неоднократно перестраивалась и достраивалась. И вообще у неё была бурная история. Она сгорела дотла во времена арабского владычества при халифе Мурване II около 750 года. Потом её восстановили во второй половине VIII века и неоднократно реставрировали на протяжении всего раннего Средневековья. Современный вид Абу Серга приобрела к XII веку.

На этом наш «супер» гид с именем Тарик решил, что для нас этого достаточно. Ехать через половину Каира на пол часа?! Ой, как жаль, что я тогда просто не знал о количестве достопримечательностей на этом небольшом участке коптского квартала… Он однозначно получил бы не только отборный мат … Ещё хорошо, что Ирина опять применила свои дипломатические способности … и этот Тарик-хитрожопый бедуин повёл нас в ещё два храма…

Св. Варвары …

Продолжая идти по узкому проходу, входим в церковь Св. Варвары. Как я потом прочитал уже в путеводителе по Каиру, церковь Святой Варвары – это одна из крупнейших и известнейших христианских церквей не только Каира, но и всего Египта. Здание расположено в восточной части Вавилонской крепости и является одним из старейших в городе, т.к. построено в 5 или 6 веке нашей эры. Как и многие другие сооружения коптской архитектуры, храм перестраивали несколько раз, самые значительные переделки пришлись на конец 11-го века.

В этой небольшой скромной церкви находятся мощи Святой Варвары. По легенде ее жестоко наказал и убил ее собственный отец за то, что она пыталась обратить его в христианство.

Сама церковь приняла форму римской базилики, состоящую из подъезда, притвора, ступицы и проходов к трем святым местам, которые расположены в восточном крыле храма. Среднее место, Sanctuary, которое является основным, посвящено святой Варваре. Войдя в притвор, можно увидеть 5 мраморных колон, капители пальмовых листьев, отделяющие неф от второго южного святилища. В передней части среднего святилища есть полукруглые хора, которые представляют из себя 7 ступенек.

Главное украшение церкви – резной иконостас, инкрустированный слоновой костью. Иконостас был выполнен мастерами в 13 веке. Также в церкви есть написанные во второй половине 13 века красивые иконы. Росписи, картины и фрески на колоннах также представляют историческую ценность, т.к. относятся к далеким временам постройки церкви.

Монастырь и часовня св. Георгия …

В состав мужского монастыря входит храм необычной круглой формы, которая обусловлена конструкцией фундамента. Эту церковь святого Георгия построили над округлым бастионом древних римлян. В крипте церкви можно обнаружить гробницы местных патриархов. Вход для туристов в подземную часть церкви закрыт. Церковь святого Георгия построили, согласно разным письменным источникам, в 530 или 684 году. В начале XX века историческое строение серьезно пострадало от пожара, поэтому его не восстанавливали, а просто отстроили заново с нуля. Так же восстановили храм Успения Пресвятой Богородицы в женской обители. Мужской монастырь был закрыт в середине XX века, когда большинство верующих греков покинуло Египет.

 

В наше время в бывшем монастыре обустроена одна из резиденций патриарха Александрийского. Церковь святого Георгия используется по назначению. Внутри хранится икона в серебряном окладе, которая считается чудотворной, изображение небесного покровителя храма авторства Бориса Фредмана-Клузла и кандалы, которые, по преданию, носил святой Георгий. В центре церкви находится нилометр – колодец, по поднятию воды в котором можно было судить о разливах Нила. В 2009 году на колокольне церкви были установлены семь колоколов, переданных в дар храму Московским патриархатом. На территории монастыря святого Георгия есть также музей, где представлено обширное собрание икон, принадлежащее Александрийскому патриархату.

Зашли в церковь … это своего рода музей св. Георгия. Одна из традиций монастыря — почитание цепей. Западные христиане в V веке ввели культ цепей в базилике Святого Петра. В Египте с XVII века верили, что цепи Святого Георгия обладают чудодейственной силой лечить одержимых демонами. Бесноватых приковывали к стене на несколько дней. Чудо-цепи длиной около 4 м закреплены на южной стене храма.

 

Чтоб снискать благословение и исключительную благодать цепь застегивали на шее и обматывали вокруг тела, целуя цепь и вознося молитвы Святому Георгию. Там есть железный ошейник на цепи, на котором его держали перед казнью. Считается, что человек, примеривший ошейник, не только приобщается к подвигу святого, но и излечивается от недугов. Рядом — столб, к которому был прикован св. Георгий, страшные орудия, которыми его пытали. Здесь также хранятся фрагменты его мощей. Супруга написала пока я фотографировал – записки …

 

Святой Георгий родился в 280г. в Палестине и был офицером римской армии. Он прославился своим героизмом во время войны с персами. Легенда гласит, что в Бейруте Георгий силой веры победил непобедимого доселе дракона (или змия) и спас от неминуемой смерти прекрасную принцессу. Эта легенда — одна из излюбленных тем иконописцев разных эпох. Узнав, что Георгий принял христианство, император Диоклетиан страшно разгневался и велел пытать его. Но, несмотря на ужасные пытки, Георгий от веры не отрекся, и в 303 г. его обезглавили. За это Георгий причислили к лику святых, м он стал символом защитника бедных и угнетенных. В старом Каире культ св. Георгия весьма распространен. Его имя носят коптская церковь, коптский монастырь, греческий православный монастырь. Улица, идущая между линией метро (она здесь открытая) и фортом Траяна, и даже станция метро называются Мар Гиргис (св. Георгий).

 

 

На этом уже реально наша экскурсия по Коптскому кварталу закончилась. Мы уже направились к ожидающей нас машине, где опять произошёл ожидаемый «скандальчик» на египетском между гидом и шофёром. Шофёр наверняка задавал справедливый вопрос «наХ.я» трижды гонять через весь Каир? Где твои мозги — Тарик?

Да и мы с большим трудом сдерживали свои эмоции… Ведь если бы просто грамотно был составлен маршрут… Если бы не возили в мечети… в которые заведомо нас не пустят… Мы просто посмотрев цитадель быстро доехали бы до Коптского квартала и на его осмотр было бы минимум пара часов больше…

Если бы… — увы, — сослагательное наклонение.

Ну, не написано же на лбу у гида его характеристики: «Я хороший» или «Я не гид — я Долбоёб»…

Приехали в отель когда на часах было всего 4 часа дня. Детское время для экскурсий. … Отдых от отдыха … Небольшой сбор чемоданов, ведь завтра мы уже с утра покидаем Каир… Впереди нас ждёт круизный лайнер и морская прогулка по Красному морю….

Оставьте комментарий

Прокрутить вверх
Прокрутить наверх