2020. КАРЕЛИЯ. Сортавала, о коронавирусе, ВАЛААМ, дача Винтера. 13 июль. 3 день.

«самая любимая песенка в Карелии»

 

… пока «опускаю» повествование об отеле и очень хороших завтраках. О них в следующей записи.

Мы же уже сели в микроавтобус и доехали до пристани Сортавалы. Нас уже ждал катер-«ракета»-«метеор» — «Игумен Назарий». Народа – все места заняты! От Сортавалы до Валаама 22 километра, на метеоре добираться где-то час. С озера Ляппяярви метеор выйдет в суровую Ладогу, где уже совсем другие просторы. Сидеть на месте – это не моё. Частенько выходил на палубу, где можно было фотографировать не через стекло… и полюбоваться красотами.

Чтобы не было «скучно» только читать – вставляю фотографии, которые нашлёпали пока плыли к 50-ти островам Валаама:

 

Прежде чем начать рассказ о посещении Валаама, просто необходимо поковыряться в хронике событий того – 2020 года. Это был год – коронавируса! Мы как раз отдыхали с Супругой во Вьетнаме (22.01-02.02.2020). В мире и тырнете была полная почти полная тишина. На то, что 31 декабря 2019-го власти Китая проинформировали ВОЗ о вспышке неизвестной пневмонии в городе Ухань, простой народ не обращал внимания. Мало-ли что в Китае происходит?! Китай – далеко. Никто не знал и не предполагал о надвигающейся чуме… Поселились в отеле на 80% заселённого друзьями – Китайцами которые спокойно приехали отдыхать. Первые дни приходили на завтрак и не долго не могли найти свободный столик, так как китайцы уже все столы заняли… Но, … Но, в середине января инфекция 2019-nCoV (COVID-19) очень быстро начала распространяться по всему миру. И видимо, как раз (примерно в 25-х числах января) в это время Китайское руководство издало «приказ» — всем Китайцам, находящимся за кордоном в тур. поездках – срочно вернуться в Китай. Их (китайцев) за один день просто смело! Исчезли, как будто их и не было. … Приходим в столовку на завтрак, а она пустая. И отель стал «пустым»! Но, мы же – Русские! Нам насРать! Мы спокойно отдыхали и дальше…

 

11 марта 2020 года глава ВОЗ заявил, что распространение нового коронавируса носит характер пандемии, что означает необычайно сильную эпидемию, характеризующуюся распространением инфекционного заболевания на всей территории страны, территорию сопредельных государств, а иногда и многих стран мира. С этого дня уже весь мир начал срочно закупать не только маски и перчатки…, но и памперсы.

 

Ежель очень коротко: — Первые случаи заболевания коронавирусом в России были выявлены 31 января. 2 февраля коронавирусная инфекция 2019-nCoV была внесена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. С 3 февраля РЖД прекратили и железнодорожное сообщение с Китаем. С 20 февраля Россия временно запретила китайцам въезжать для работы, учебы, туризма и с частными целями. С 27 марта РФ прекратила регулярное и чартерное авиасообщение с другими странами. 14 марта 2020 года Министерство просвещения рекомендовало регионам перевести школьников на дистанционное обучение… Затем на дистанционное обучение перешли студенты… далее — бюджетных организаций и госкомпаний по возможности перевести сотрудников на удаленную работу, а для тех, кто будет продолжать ходить на работу, ввести гибкий график, чтобы избежать большого скопления людей.

 

17 марта Министерство культуры РФ приняло решение закрыть для посетителей подведомственные учреждения – музеи и организации, осуществляющие выставочную деятельность, театры, филармонии, цирки, иные организации исполнительских искусств, а также организации, осуществляющие публичную демонстрацию фильмов. 25 марта состоялось телеобращение российского президента к гражданам России. Он объявил о том, что в целях борьбы с распространением эпидемии период с 30 марта по 3 апреля включительно объявлен нерабочим. С 28 марта в регионах России начали вводиться ограничительные меры из-за ситуации с коронавирусом.

Закрывались кафе, торгово-развлекательные центры, кинотеатры. Было запрещено посещать религиозные учреждения. В некоторых регионах прекратил работу общественный транспорт. На период нерабочей недели были закрыты все торговые точки, кроме продуктовых магазинов и аптек. Людям старшего поколения, а также тем, кто страдает хроническими заболеваниями, рекомендовалось оставаться дома. Кроме того, премьер-министр Михаил Мишустин поручил закрыть места массового отдыха на курортах. Жителям страны рекомендовалось ограничить поездки. С 30 марта в Москве был введен домашний режим самоизоляции, который должны были соблюдать все москвичи, независимо от возраста. В некоторых регионах наряду с режимом самоизоляции дополнительно был введен «масочный режим» – появление в общественных местах возможно лишь при наличии средств защиты органов дыхания и перчаток.

 

Обязательный масочный и перчаточный режим в столичном транспорте, общественных и рабочих местах был введен в Москве, также обязательное ношение масок и перчаток в общественных местах было введено в Санкт-Петербурге. В зависимости от ситуации в каждом регионе масочный режим ослаблялся или ужесточался. 2 апреля президент России в своем новом телеобращении к гражданам сообщил о продлении периода нерабочих дней до 30 апреля. Это указание не касалось органов власти и предприятий с непрерывным производством. Президент также поручил ввести в регионах особый порядок передвижения лиц и транспортных средств. 28 апреля Владимир Путин подписал указ, продлевающий нерабочие дни с 6 по 8 мая 2020 года включительно с сохранением за работниками заработной платы.

11 мая Президент России Владимир Путин заявил об окончании введенного из-за распространения коронавируса единого периода нерабочих дней в стране с 12 мая. Начиная с 12 мая в России началось постепенное снятие ограничений. Москва вернулась к обычной жизни к началу августа.

Я специально подробно, но очень сжато, расписал происходящее в этот год. Эта пандемия и шарахнула по нашей поездке. Я уже писал, что изначально мы должны были ехать в июне… Поехали в июле и были первой тур группой, открывавшей Москвичам и Питерцам – Карелию.

 

Сказалась эта пандемия и на нашей поездке в Валаам. Святыни архипелага Валаам были закрыты на карантин в марте 2020 года во время пандемии коронавируса. Валаамский монастырь начал принимать паломников 15 июня, но с ограничениями. Всех не упомню, но … необходимо носить маску и стараться соблюдать дистанцию, ограничение по количеству туристов, которые могут заходить в храм, исходя из площади строения. Прикладываться к святыням, целовать руки священникам и обниматься было запрещено, благословение получали на расстоянии, а свечные лавки были вынесены на улицу, чтобы люди не толпились…

Нас же 13 июля ждало частичное разочарование – больше половины острова были ещё закрыты. Центральные святые места – были на двухнедельном карантине. Но, хоть были доступны для посещения — Воскресенский, Гефсиманский и Коневский скиты, гора Елеон с часовней Вознесения Господня. Это и радовало! Впрочем, — уже по опыту мы знали, что за один день весь остров осмотреть – нам не по силам. Даже если-б и не было ограничений, — всё равно пришлось (придётся) посещать ещё раз…

Вот мы уже на Валааме.

Первые документально подтвержденные сведения о Валаамском монастыре относятся к 1407 году. Это была довольно крупная обитель — к XVI веку она насчитывала порядка 600 монахов. Но в следующем веке захирела из-за регулярных набегов шведов. Под контролем последних тогда находилась значительная часть сегодняшнего Северо-Запада России. Лишь в 1715 году (во время Северной войны со Швецией) по указу Петра I Валаамская обитель была восстановлена. И позднее Валаам не единожды видел рассветы и закаты своей истории. Но каждый раз восстанавливался. Золотым временем Валаама можно назвать XIX век. Именно в этом время жили самые деятельные настоятели — отец Дамаскин и Ионафан II. При них на острове велось масштабное каменное строительство. Начало XX века — чёрные страницы истории Валаама. Сначала (после Октябрьской революции) архипелаг оказался на территории Финляндии, где основной религией было лютеранство. Власти Финляндии проводили политику дерусификации монастыря — службы было предписано проводить только на финском языке. После советско-финской войны территория Валаамского архипелага отошла к СССР. Но так как монастырь был в зоне боевых действий (остров бомбила советская авиация), братия решила эвакуироваться с острова, забрав с собой все святыни. Новый приют монахи нашли в местечке Хейнявеси (Финляндия). Здешнюю обитель назвали Ново-Валаамским монастырем. Она существует и сегодня. В военные и послевоенные годы на Валааме находился дом инвалидов. Лишь в 1979 здесь был организован музей-заповедник. С 1989 года началось духовное возрождение монастыря — сюда приехали первые 6 монахов.

Пристань «Никоновская бухта» …

 

Поклонный крест …

Собрались небольшой группой и встретились с нашим гидом. Даже не хочу вспоминать его имя, так как таких «гидов» и врагу не пожелаешь. Сначала вроде были положительные эмоции о нём. Чувствовалось, что это очень глубоко верующий человек. Обладающий колоссальными знаниями. Но… Но, уже через 5 минут, когда мы подошли к «новоделу» — Поклонному кресту… и стали слушать его рассказ… — мнение о гиде резко поменялось. Было впечатление, что его специально «заставили» рассказ\описание этого места с положенных пары минут, — растянуть на пару часов. Ну, не «интересно» слушать длинное повествование духовного сана каждого служащего причастного к событиям или месту.

Привожу пример (сам сочинил):

…  епископ Русской православной церкви… епископ Троицкий… викарий патриарха Московского и всея Руси… наместник Спасо-Преображенского Валаамского монастыря… председатель Синодальных комиссий по канонизации святых и по иконописи… обладатель Ордена преподобного Серафима Саровского II степени… Орден святого благоверного князя Даниила Московского II степени… Орден преподобного Серафима Саровского III степени… Орден преподобного Сергия Радонежского II степени… можно добавить ещё и за что получены награды… когда…

— и это перечисление заслуг одного священнослужителя. Далее второй… третий…

… я отошёл в сторону и «втихаря» перекурил. Когда подошёл, ничего так и не узнал (супруга «выстояла», но также – ничего не поняла) о самом Поклонном Кресте. И только сейчас узнал в тырнете, что этот крест только заканчивали устанавливать (что видно на фото). Он ещё не был освящён… Открытие и освящение произойдёт только через 3 месяца…

«– Устанавливать навигационные поклонные кресты у морей, озер и океана – давняя традиция Русского Севера», –– Кресты-маяки помогали не сбиться с пути, обозначить берег или опасную скалу. А поскольку море – стихия, несущая смерть, а судно на море – просто песчинка, для моряков крест на берегу был еще и символом надежды. Если же экипаж погибал в кораблекрушении, крест располагал его к покаянию и преображению. Именно поэтому, кстати, на воде стоят именно преображенские монастыри – Соловецкий, Валаамский.

Почему я так «дотошно» написал о гиде? К видеозаписям уже обращаться не буду (берегу своё время) … и в блокноте у меня почти полный «штиль». Все дальнейшие описания святых мест – буду черпать уже из нескольких книжек о Валааме и немного полазаю в тырнете… Гиды – бывают и отрицательными… занудами…

Воскресенский скит Спасо-Преображенского монастыря …

От Поклонного креста по Большой монастырской дороге наша группа прошла к Воскресенскому скиту, находящемуся на высоком холме Большой Никоновской бухты, на том месте, где установил крест святой Андрей Первозванный.

Шли по «крутой» тропе, похожей на крестный путь Иисуса Христа. В экскурсии на остров Валаам наша группа смогла увидеть только один скит из нескольких, находящихся на острове. Из-за «бяки» ковида… И обрадовало то, что на территории Воскресенского скита и внутри храма можно было сделать фотографии (запрет только на вспышку).

«Сегодня паломнический маршрут начинается именно с этого места, и каждый турист, каждый паломник, прибывающий на Валаам, соприкасается с храмом Воскресения, с замечательной красотой этого храма как неким символом того, что воскресение и есть наивысшая ценность человеческого бытия, и всякое паломничество — будь то по Валааму, по храмам, монастырям, или паломничество длиною в человеческую жизнь — должно устремляться к этой цели воскресения. Дай Бог, чтобы это святое место обращало сердца людей к Воскресшему Спасителю». — Патриарх всея Руси Кирилл. 2011 г.

Валаамский Воскресенский скит расположен на высоком берегу Большой Никоновской бухты, на горе, где, по монастырскому преданию, был установлен каменный крест учениками апостола Андрея Первозванного. Это предание основывается на «Повести временных лет», в которую в 1116 году Владимир Мономах приказал игумену Выдубицкого монастыря Сильвестру внести русскую версию апостольской миссии Андрея Первозванного. С того времени во все последующие летописные списки включались рассказы о посещении Андреем Первозванным русской земли, о его путешествии из Крыма в Рим через Ладогу, о том, как апостол добрался до Валаама и обратил в христианство языческих жрецов. До эпохи Крещения Руси на Валааме было огромное идольское капище, где приносились человеческие жертвы богам Велесу и Перуну. Таким и мог застать древний Валаам апостол Андрей Первозванный. Согласно преданию именно, языческие жрецы первые выслушали проповедь апостола и приняли крещение, а после разрушили капища своими собственными руками.

Ученики апостола Андрея Первозванного в знак победы Христианства над язычеством установили здесь крест. На его месте в 1846 году при игумене Дамаскине была построена часовня во имя святого Андрея Первозванного с большим белым крестом (или апостольский жезл). Видимый за 12 верст, тот крест служил хорошим ориентиром для судов, заходивших в Большую Никоновскую бухту. Неподалёку в пещере, где жили змеи, год подвизался иеромонах Никон (1745-1822), по имени которого получили название Большая и Малая Никоновская бухты.

Скит появился благодаря щедрому вкладу купца, благотворителя и мецената Иннокентия Михайловича Сибирякова, который в 1896 году пожертвовал на строительство скита 10 000 рублей. В том же году Сибиряков постригся в монахи и уехал в Грецию — на Святую гору Афон, в Свято-Андреевский скит для молитвенного служения. План двухэтажного храма Воскресения Христова составил петербургский архитектор Василий Иванович Баранкеев. Возведение храма началось в 1901 году с закладки фундамента в диабазовой скале. Строительство велось с огромным трудом, с применением кувалд, пороховых зарядов и взрывных работ. Четыре года ушло на возведение храма, ещё год — на выполнение внутренней отделки.

Кроме храма в начале XX века на территории Воскресенского скита были построены три братских корпуса. Все постройки скита были выполнены в одном стиле из красного кирпича. В центре двора в скале был пробит 6-метровый колодец. Его украсили небольшим шатром с главкой, увенчанной крестом, как у часовни. Территория Воскресенского скита была окружена кирпичной оградой с западными и восточными воротами. Рядом со скитом был разбит фруктовый сад.

На долю Воскресенского скита выпала тяжелая участь во время Первой и Второй Мировых войн. Какое-то время скит был заброшен, в скиту была и монастырская школа, и дом инвалидов, и туристская база отдыха, и даже танцплощадка. Государство не охраняло имущество скита, ни корпуса, ни храмы, их которых все ценное было вынесено.

Так получилось, что скит возродился, когда Андрей Первозванный второй раз “пришел” на Валаам. 4 июня 2003 года на Валаам прибыл ковчег с мощами апостола Андрея Первозванного. После прибытия корабля в Никоновскую бухту Валаамского архипелага святые мощи были встречены паломниками, духовником обители с братией и работниками монастыря. С крестным ходом ковчег с мощами святого Апостола был перенесён в нижний храм церкви Воскресенского скита, в котором тогда был отслужен молебен с особыми прошениями о восстановлении этого храма.

После окончания наружной реставрации золоченый купол Воскресенского храма, как и прежде, служил ориентиром для прибывающих на Валаам судов. Никоновская бухта — одна из лучших пристаней на Ладоге — ныне главная гавань Валаама. Здесь живут и встречают паломников экскурсоводы монастыря.

Возрожденный и отреставрированный нижний храм апостола Андрея Первозванного был освящён 18 июня 2005 года патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

Территория внутри ухоженная, облицованная плитами, везде все аккуратно, украшено цветниками.

 

В верхнюю церковь ведет крыльцо с колоннами, соединенными арками, а под крыльцом — вход в нижнюю церковь. Верхняя и нижняя церкви очень контрастны. Нижняя церковь, посвященная апостолу Андрею Первозванному, устроена подобно Храма Гроба Господня в Иерусалиме, атмосфера тут печально-покаянная, скорбная. Верхняя церковь во имя Воскресения Христова уже с другой атмосферой — радостной, светлой, как Светлое Христово Воскресение. Нижняя — смерть, верхняя церковь — жизнь.

Гефсиманский скит …

А наш путь лежит по главной монастырской дороге в сторону Гефсиманского скита.

Дорога достаточно широкая, идти легко, прекрасно дышится. В этом суть чудесной и неповторимой природы Карелии. Проходим деревянный мост через реку Кедрон, которая протекает между Воскресенским и Гефсиманским скитами. На Валааме стремились построить Новый Иерусалим, поэтому в названии различных объектов много библейских названий. Здесь всё названо так, как на и Святой земле: гора Фавор, на которой стоит сам Валаамский монастырь, гора Сион на которую мы уже поднимались, во время посещения Воскресенского скита. Река Кедрон… Есть даже своё «Мёртвое море»

Распространенная на Руси традиция паломничества, поклонения святыням, связанным с земной жизнью Спасителя, проявлялась в желании православного человека видеть на своей земле напоминание о Земле Святой. Устройство Гефсиманского скита, по замыслу игумена Маврикия, завершило создание на Валааме «русского Иерусалима».

После разорения Валаамского монастыря, Гефсиманский скит долго стоял в запустении и лишь в конце 20 века его отреставрировали и восстановили.

В небольшой деревянной часовне скита когда-то был лишь образ Моления о чаше. В основе скита лежат — Гефсиманские сады. В Гефсиманском саду была погребена Пресвятая Богородица, поэтому скитская церковь (ее построили в 1911 г. присоединив алтарь к часовне) освящена во имя Успения Богородицы. Церковь, как и часовня, построена в стиле деревянных храмов Средней Руси. Колокольня и средняя глава завершены шатрами, церковь богато декорирована резьбой. За ней, между пихтами, два келейных корпуса (здесь жило 8-10 человек, в том числе исповедник «старого стиля» — последний великий старец Тимон, в схиме Михаил).

Подворье Гефсиманского скита само по себе небольшое: церковь и хозяйственные постройки: жильё на несколько монархов и трапезная.

Напротив, скита находится небольшая деревянная часовня, где можно увидеть икону «Моление о чаше».

К сожалению, территорию садов посетить на Валааме невозможно. Только через забор. И в сам скит вход тоже запрещён, хотя с благословление игумена иногда существуют исключения — паломников могут допустить на богослужение внутрь.

Но, нам повезло и присев на стульчики услышали песнопения хора Валаамского монастыря.

… нажми кнопочку и услышишь песнопение хора Братии Валаамского монастыря …

Елеонская гора … Вознесенская часовня …

Следующей нашей целью была Гора Елеон. Тропа на гору начинается сразу у Гефсиманского скита, поэтому идём и наслаждаемся… дышим свежим воздухом (заодно вместе с никотиновым…) и наслаждаемся… Так как дорога идёт постоянно с уклоном вверх, то частенько останавливаемся на каком-нибудь пеньке и наслаждаемся…

Тут и на вершину забрались. Это не сложно было понять по Вознесенской часовне.

Красота неописуемая! Даже дух захватывает от вида на всю эту природу острова.

Вознесенская часовня — подобие часовни Вознесения Господня на Елеонской горе в Иерусалиме. На том месте, где Иисус Христос «восшествовал на небо во плоти». Инициатором воссоздания в своей обители обстоятельств главных событий Нового Завета стал игумен Спасо-Преображенского монастыря Маврикий. По возвращении со Святой Земли он переименовал Лещёвое озеро в Мертвое море, реки стали называться Кедрон и Иордан. Скалистая гряда у берега Малой Никоновской бухты превратилась в Елеонскую гору. Прекрасный пятиглавый храм Вознесения Господня после 1940 года был заброшен. Восстановлен из руин по уцелевшим эскизам. Фасад часовни украшен богатой резьбой, голубые купола увенчаны позолоченными шарами и крестами. Это единственная пятиглавая часовня на Валааме. Сохранилась без значительных повреждений и была отреставрирована в 2014 году.

 

Рядом – смотровая площадка, откуда открывается необыкновенный вид на Ладогу, крупные и мелкие острова. Именно здесь делаются самые красивые фото Валаама.

Трудно поверить, но этот красивый пейзаж острова Валаам – результат катастрофических событий глубокой древности, когда тектонический разлом перекроил карту Карелии и Ладожского озера. Эти события произошли очень давно, но до сих пор и Валаам, и все северное побережье Ладоги состоит из бесчисленного количества узких фиордов, а малые острова и выступающие из воды огромные камни – слабое напоминание о ушедшей подводу огромной части суши.

Коневский скит … пустынь Дамаскина …

Далее на нашем пути встретились Игуменские озера. Рядом с озером находится Коневский скит.

Топаем по дорожке… по очень живописной дорожке… Куда ни глянь — завораживающая красота!!!

Небольшой скромный одноглавый храм, освященный во имя Коневской иконы Божией Матери, притаился на мысу между двумя озерами, окруженными густым лесом. Он самый маленький на Валааме. Расположенный на узкой полоске берега между двух озер, он вызывает истинное восхищение. Удивительное место, тихое и живописное.

 

Группа внутренних озер, именуемых Коневскими, получила название по построенному здесь в 1870 году скиту с церковью во имя Коневской иконы Божией Матери. Каждое озеро — всего их три — имеет и собственное название. Самое большое озеро — Игуменское, так как на его берегу стояла некогда отшельническая келья монаха о. Дамаскина, ставшего впоследствии игуменом монастыря. Поэтому все три озера называют еще Игуменскими. Второе, среднее по величине — Мустоярви или Черное озеро; самое маленькое — Оссиево. Озера соединены между собой протоками, а из Игуменского озера идет небольшая протока к одной из островных бухт. Коневские озера удивительно красивы. Они расположены в низине и окружены небольшими возвышенностями, поросшими густым лесом. Оттого здесь нет сильных ветров, и поверхность озер почти всегда остается спокойна, лишь изредка подергиваясь рябью. В зеркалах озер отражается небо и прибрежный лес, подходящий к самой кромке воды.

У этих озер в течение 6 лет с 1827 года в маленькой деревянной келье жил отшельником и молился будущий игумен обители Дамаскин. Много лет спустя, в 1870 году, игумен Дамаскин решил на месте прежнего своего уединения устроить скит с церковью во имя Коневской иконы. История святыни известна с 14 века.

По преданию, в 1393 г. этой иконой преподобный подвижник Арсений был благословлен в одной из афонских обителей на основание в северных пределах Руси монастыря во имя Пресвятой Богородицы. Он привез икону в русские земли и стал основателем мужского монастыря на острове Коневец в Ладожском озере, — отсюда и название иконы, Коневская. Проект церкви для Коневского скита сделал архитектор Е. И. Карпов. На мысу между двух озер был построен скромный деревянный храм на кирпичном цоколе, — обычный четырехстенный сруб, дополненный трехгранным алтарным прирубом, с колокольней над притвором, и увенчанный скромной главкой с крестом. Оригинальная церковь не сохранилась. В середине 20 столетия (в 1950-х или позднее) строения Коневского скита были разобраны до фундаментов. Срубы церкви и келий были перевезены на Центральную усадьбу. Здание церкви было приспособлено под кормокухню для свинарника, а позже почти полностью уничтожено пожаром. В 2000-х Коневский скит был отстроен заново — по имеющимся чертежам и фотографиям. Воссозданный деревянный храм в честь Коневской иконы Божией Матери был освящен в 2004 году. На Коневском скиту Валаама сегодня поддерживается настоящая скитская форма жития — сейчас здесь подвизается монах Арефа. Ранее он жил и молился на уединенном Предтеченском скиту, расположенном на острове.

Без сомнения, скит расположен в очень красивом и уютном месте. Как рассказала нам гид, монах, живущий здесь, очень часто открывает церковь, и если повезет, то можно зайти внутрь. Но нам не повезло… Опять грёбанный ковид…

А вот место, где когда-то отшельником жил будущий игумен Валаамского монастыря. Здесь сохранились остатки фундамента кельи.

Монастырская ферма …

… последней точкой на Валааме была Монастырская ферма, до которой нам пришлось протопать около километра.

О ней много читали, но увы, — покупать ни продукцию… ни сувениры … мы не хотели. Немного прогулялись и просто присели перекусить, дабы с собой у нас были бутерброды, которые «заныкали» из столовки отеля.

Строительство монастырской фермы, расположенной в нескольких километрах от основного комплекса обители, было начато в 1879 году, а закончено в 1881-м. Уже тогда она была обустроена, что называется, по последнему слову техники — здесь работали паровые машины, были собственная мукомольня и цех по выбиванию масла. Скотный двор был рассчитан на большое стадо: по письменным рассказам очевидцев, иногда оно превышало 70 голов. В те годы ферма кормила не только сам монастырь и паломников, но и с успехом продавала свою продукцию «на материке». Всего же до революции на Валааме работало около 30 производств, в том числе небольшие заводы: смоляной, свечной, кожевенный, гончарный и кирпичный. Насельники монастыря занимались сельским хозяйством и рыболовством.

Интересно ляпнул наш гид об этой ферме: «Все коровы здесь улыбаются! … Улыбаются потому, что на ферме им живётся хорошо и вольготно… И коров здесь не едят, а только берут у них молоко.» Монахи используют коровье молоко только для производства сыров и кисломолочных продуктов, которые продают в магазине, тут же при ферме.

 

На этом наша экскурсия была закончена, и мы возвращались к «метеору» по лесу, наслаждаясь его красотами и одновременно дышали полными легкими чистым воздухом. Обратно прокатились уже  «ракете» «Патриарх Алексий» …

Валаам – однозначно, просто очаровал! Будет возможность – обязательно ещё раз приедем на этот Святой остров.

«Дача Винтера» … (Дача Кабаевой… свадьба Путина…) …

… вот что-что, а организацию тура у нес не было никаких претензий.

Да, много было «ляпов» в виде того, что изначально на бумажке тура по дням было одно, а на «деле» многое менялось – это скорее и чаще всего было из-за этого грёбанного ковида. И не успели мы высадиться с «ракеты» — нас уже ждал микроавтобус. Время было «детское». И вместо простого «отвоза» нас к отелю, Елена – гид, сделала нам подарок, не входящий вообще в тур. Она отвезла нас на дачу\отель «Дача Винтера», которая находится не по пути в наш отель, а даже ровно на 180 градусов в противоположном (южном) направлении. Дача Винтера с видом на Ладогу стоит в 7 км от Сортавалы около бухты Юхтинлахти на мысе Таруниеми (в переводе с финского — «сказочный мыс»).

Густав Винтер (1868 —1924) — первый врач в Финляндии, который начал делать операции на щитовидной железе. На протяжении многих лет он работал окружным врачом в Сортавале. Благодаря его усилиям, в городе построили больницу и открыли рентгеновский кабинет. Винтер коллекционировал редкие растения и увлекался ландшафтным дизайном (обучался этому искусству в Италии). Вокруг своей дачи он создал уникальный дендрарий, растения для которого присылали ему благодарные пациенты из разных частей света. Уход за садом был одним из главных его увлечений после врачевательства. Парк, созданный Винтером — гордость отеля и его главная изюминка.

Построил это причудливое здание финский архитектор Готтлиб Элиэль Сааринен в 1909 году. Стиль постройки – финский национальный романтизм. Саарен известен как яркий представитель финского модерна, один из главных его основоположников.

Дача Винтера — его ранний проект. Дом по размеру небольшой, уютный и функциональный. Он хорошо вписан в окружающую его природную среду. При строительстве здания Сааринен использовал местные материалы: сердобольский гранит, бутовый камень на колоннах и цоколе из Ладожского озера. В комплекс усадьбы входят жилые дома для прислуги, хозяйственные помещения, отапливаемые теплицы, смотровая площадка, причал, а также малые формы: перголы, мостики, декоративный пруд.

Дачу окружает уникальный дендропарк, в составе которого ценные породы деревьев, собранные доктором Г.Й. Винтером, цветники, «альпийские горки». В настоящее время в здании размещен музей Густава Винтера. Отдельная экспозиция посвящена творчеству художника Николая Константиновича Рериха (1874-1947), который часто бывал у Винтера в гостях на даче в 1916-1918 годах вместе со своей семьей. Виды северной природы вдохновили его на создание «Карельской серии», куда вошло более 200 живописных полотен.

 

После 1918 года Винтер переехал в Хельсинки. Следующим владельцем дачи стал аптекарь Вяйне Дурхман со своей супругой. При них здесь появились первые гостевые дома (один из которых сохранился до нашего времени). «Дача Винтера» на берегу Ладоги входит в топ лучших загородных и роскошных отелей России.

Мы лишь просто прогулялись … пофотографировали цветочки-лепесточки вместе с тычинками… Пожить в таких гостевых домиках не каждый сможет – цены укусят до крови…, а вот рассказ гида (очень-очень такой «аккуратный» и недвусмысленный) запомнился. Не буду сплетником и не принимайте за истину первой инстанции, — но чья это яхточка, похожая на яхты шейха Эмиратов? Путина или Кабаевой, как утверждает «жёлтая» пресса? Что там в паре километров за «непроходимым» забором?

Сплетники утверждают, что дача Кабаевой. Другие – дача Путина… Третьи даже побывали на свадьбе их – обоих… Правда иль ложь?! Лично, — я… очень бы хотел, чтобы это была правда!

Оставьте комментарий

Прокрутить вверх
Прокрутить наверх