= народная Бельгийская =
Дворец Маргариты Австрийской …
Дворец Маргарет (Маргариты) Австрийской – самое старое и первое здание эпохи Возрождения в ренессансном стиле на территории Бельгии, построенное между 1507 и 1530 годами. Этот жилой дворец с красивым фасадом и очаровательным садом принадлежал дочери императора Максимилиана I и Марии Бургундской — Маргарите, штатгальтеру (губернатору) Испанских Нидерландов.
Как я уже накалякал на предыдущей странице — жизнь Маргариты с самого начала была бурной и не удачной. Её выдавали замуж не менее трёх раз. Французский наследный принц отослал её обратно в возрасте одиннадцати лет, потому что нашёл более выгодную партию. Затем испанский наследник престола Дон Хуан умер через несколько месяцев после их свадьбы. А Филиберт Савойский, любовь всей её жизни, умер после трёх лет супружеского счастья. Двадцатичетырёхлетняя Маргарита с тех пор носила траур и отказывалась выходить замуж повторно. Маргарита далее была назначена регентом Нидерландов и поселилась в Мехелене в 1507 году. Она взяла на себя ответственность за воспитание (императора) Карла и его сестёр. По словам современников, она управляла страной с тактом и дальновидностью.
Дворец был сильно повреждён взрывом близлежащего порохового склада в 1542 г., но быстро восстановлен. При сравнительно скромных размерах его фасады производят внушительное впечатление.
Мы же посетили только парк во-дворце. В 2014 вход был открыт. Но бабки у подъезда болтают, что сейчас в 2024-ом и внутренний двор и сам дворец можно посетить только в составе экскурсии с гидом…
церковь Святых Иоаннов …
Готическая церковь XV века, расположенная в историческом центре Мехелена, освящена в честь двух святых – святого Иоанна Богослова и святого Иоанна Крестителя. Некоторые богословы полагают, что это один и тот же человек, хотя доказательств этому нет.
История храма начинается в далеком XIII веке на территории самой богатой части Мехелена, на месте, где жили члены Большого Совета, то есть Высшего суда нидерландских провинций. Тогда здесь появилась скромная часовня, позднее превращенная в приходскую церковь. Те, кто избирался в Совет, изучали право в университете и назначались монархом. Таким образом, у прихода не было недостатка в деньгах. Храм посещали и многие богатые люди Мехелена. Многие из них преподносили в дар церкви различные ценные картины, скульптуры, серебряную посуду. Большинство из этих ценных даров сохранилось до нашего времени.
Во время религиозных войн XVI столетия церковь несколько раз грабили и даже один раз использовали в качестве казарм. История гласит, что шпиль церкви ранее венчал башню святого Румбольда, которая была предшественницей собора святого Румбольда. Церковь святых Иоаннов недавно была реконструирована.
Скамьи в церкви особенно примечательны благодаря изысканной резьбе по дереву. Здесь сидели богатые спонсоры прихода. Самые состоятельные члены Большого совета также отвечали за строительство Часовни Святого Причастия в 1548 году. Часовня такая же большая, как и первоначальный алтарь, и в ней находится могила человека, заказавшего её (Ламберта де Бриерде, тогдашнего председателя Большого совета), и его жены.
Еще одним сокровищем храма считается реплика работы Якоба Йорданса «Четыре евангелиста». У алтаря установлены два искусно созданных реликвария авторства Лукаса Фейдхербе (1617-1697). Некоторая церковная мебель вырезана в первой половине XVIII века мастером из Мехелена Теодором Верхагеном и его помощником.
В 2008 году Институт фламандского наследия случайно обнаружил настенные росписи XIV века за органом на первом этаже башни церкви Святого Иоанна. Это не фрагменты, а два больших произведения искусства, изображающие Святого Христофора и Святого Георгия.
Скульптура Мадонны с младенцем, являющаяся частью исповедальни, была выполнена Николаасом ван дер Векеном (1637-1709). Феодор Верхеген (1701-1759) спроектировал алтарь, в который был включен триптих Рубенса. Скульптуры для этого алтаря были выполнены Питером Вальксом (1734-1785). Кафедра, корпус органа и несколько скамеек — тоже его работа.
Над алтарём находится знаменитый триптих Питера Пауля Рубенса в стиле барокко. На прекрасно выполненной центральной панели изображено «Поклонение волхвов». Он написал этот алтарный триптих специально для церкви святого Иоанна и в виде Богоматери изобразил свою супругу Изабеллу Брант.
Красиво выполненная центральная панель изображает поклонение трех мудрецов. За боковыми панелями есть механизм для поворота изображений через равные промежутки времени, чтобы можно было видеть и боковые панели …
На боковых панелях очень наглядно изображена смерть святого Иоанна Крестителя (обезглавливание) и Святого Иоанна Богослова (обливание маслом). Изображения на внешней стороне триптиха показывают Крещение Христа и Святого Иоанна Патмосского.
Рубенс в Мехелене …
«Поклонение волхвов», — третий вариант после «Поклонения волхвов» Лувра и «Поклонения волхвов» Брюссельского музея. Составные элементы здесь — те же, главнейшие персонажи буквально повторяются, не считая незначительных изменений в их возрасте и в размещении. Мехеленское «Поклонение волхвов» может считаться окончательным выражением этого сюжета, одной из совершеннейших картин Рубенса среди его больших полотен.
Центральная группа перемещена здесь справа налево; в остальном легко узнаешь знакомую композицию. Из трех волхвов картины европеец — тот же, что и в Брюсселе, с седыми волосами, но без лысины. Азиат — в красном. Эфиоп, верный своему типу, улыбается, как и раньше, наивной, нежной, удивленной улыбкой негра, тонко подмеченной в этой добросердечной, всегда готовой скалить зубы расе. Изменены только его роль и место. Он отодвинут на второй план между царями и толпой. Белая чалма, украшающая его голову в брюссельской композиции, надета здесь на прелестную красноватую голову человека восточного типа с задрапированной в зеленое грудью.
Здесь, как и в Брюсселе, на середине лестницы стоит воин в доспехах, с непокрытой головой, белокурый, румяный, полный очарования. Но, вместо того чтобы сдерживать толпу, оборотясь к ней лицом, он легко отворачивается от нее, несколько откидывается, любуясь младенцем, и жестом отстраняет любопытных, столпившихся на лестнице до самых, верхних ее ступеней. Удалите этого щеголя — кавалера времен Людовика XIII, и перед нами — Восток. Откуда Рубенс мог знать, что в мусульманской стране люди любопытны до того, что готовы давить друг друга, лишь бы лучше видеть? Как и в Брюсселе, наиболее прекрасны и типичны здесь головы второстепенных персонажей.
Цветовая композиция и распределение света не изменились. Богоматерь бледна, младенец Христос окружен сиянием, от него будто исходят лучи.
Непосредственно вокруг все бело; седовласый волхв с горностаевым воротником, серебристая голова азиата, наконец, чалма эфиопа — серебряный круг, оттененный розовым и бледно-золотым. Все остальное — черное, желто-бурое или холодное по тону. Головы, багровые или огненно-кирпичные, контрастируют с синеватыми, неожиданно холодными лицами.
Навес очень темный, тонет в воздухе. Фигура, написанная в полутонах кроваво-красного цвета, поднимает, поддерживает и завершает всю композицию, связывая ее со сводом пятном смягченного, но вполне определенного цвета. Эта композиция не поддается описанию, потому что в ней нет ничего формально выраженного, она не содержит ничего патетичного, волнующего и, в особенности, ничего литературного. Она пленяет ум, потому что чарует глаз; для художника эта живопись драгоценна. Тонко чувствующим она должна доставлять много радостей, знатоков может смутить. Надо видеть, как все это живет, движется, дышит, смотрит, действует, загорается красками, рассеивается, сливается с рамой и выступает из нее, гаснет в бледных тонах и выделяется в ярких. Что же касается переплетения нюансов и необыкновенного богатства их, достигнутого простыми приемами, силы одних тонов и мягкости других, обилия красного и в то же время свежести целого, что касается законов, управляющих этими эффектами, то все это у Рубенса потрясает.
При анализе картины нам открывается лишь несколько чрезвычайно простых и немногочисленных формул: две-три доминирующие краски, роль которых можно объяснить, действие которых можно предвидеть и роль которых известна в наше время каждому, умеющему писать. Краски эти всегда одни и те же в произведениях Рубенса; тут нет никаких секретов в настоящем смысле этого слова. Различные комбинации красок в его живописи так же легко понять, как и его метод: он так неизменен и ясен в своем применении, что ученику остается лишь следовать ему. Никогда техника Исполнения не была так доступна пониманию, никогда в такой мере не прибегала она ни к каким ухищрениям и недомолвкам, потому что Рубенс, как ни один художник, не думал о сохранении в тайне своего искусства, будь то замысел, композиция, колорит или выполнение.
Единственная тайна, принадлежавшая ему и никому им не открытая, даже самым проницательным и сведущим художникам, ни Гаспару де Крайеру, ни Иордансу, ни ван Дейку, — это то неведомое и неуловимое, тот неразложимый атом, то самое ничто, которое в любой человеческой деятельности именуется вдохновением, благодатью, даром и которое решает все. https://m-3713.livejournal.com/200499.html?ysclid=m51ruz7jxr524380314
Понимаю, что это избитый штамп, но красота, действительно, нереальная. Ее можно пить, ее можно есть, ее можно на хлеб намазывать, такая она концентрированная.
На счёт «на хлеб намазывать», — это я вовремя сказал. Духовное наслаждение, — это конечно, прекрасно, но должна быть и пища «пищевая». Поэтому мы зашли в первую попавшуюся «забегаловку»-кафешку … перекусили … и назад в Брюссель. Домой в отель…
Добрались до дома и наступила уже стандартная процедура моего часового отдыха, но так как в поездках проявляется синдром «Стендаля», когда мозги плавятся от перенасыщения информацией. Я его обычно называю «Флорентийский» синдром, когда на маленькой территории – огромное количество шедевров… Супруга так же не меняет свои традиции (силёнок у неё побольше и здоровье получше) – она как всегда «попёрла в разведку» на новые объекты Брюсселя.Естественно, когда она возвращается, — происходят «семейные разборки» и довольно таки часто мы (она повторно) едем на «объект». Как всегда, в её фотоаппарате огромное число фотографий на тему «просто улицы». Выкладываю лишь мизерную толику, — а когда она «созреет», то последуют и другие с её комментариями …
Колонна Конгресса (The Congress Column) …
Колонна Конгресса — архитектурный памятник, созданный в 1850 году архитектором Жозефом Пулартом, построившим затем Дворец Правосудия в честь Национального Конгресса, принявшего Бельгийскую Конституцию в 1831. Колонна установлена в самом центре города в память о принятии Конституции Бельгии. Распространенный слух утверждает, что первый камень в основание колонны заложил в 1850 году сам король Леопольд I. Кстати, именно его статуя помещена на самом верху Колонны Конгресса.
Наверху 47-метровой колонны установлена 4,7 метровая статуя первого короля страны. На входе расположены два бронзовых льва — символ царской власти. Эти скульптуры, а также прекрасные барельефы пьедестала символизируют девять провинций. На четырех углах находятся четыре бронзовые статуи, которые символизируют образы Свободы печати, Свободы образования, Свободы ассоциаций и Свободы вероисповедания и весят около полутора тонн каждая.
Был и трагический момент с монументом: 18 января 2007 года была сильная буря, которая отразилась на большей части Европы, и аллегория Свобода прессы упала с пьедестала, бронзовая статуя весом примерно 1 тонну, которая простояла почти 150 лет – просто свалилась…
Проблем в мегаполисах – масса. И в Москве и Питере их полно…, но ещё больше они видны в гей-Эвропе, где помимо былой роскоши начала 2000-х по сравнению с Россией трагедии 90-х, всё больше и больше разница хорошего у них и плохого у нас – стирается. Я бы даже сказал, что скорее всего от недостатка финансирования и тупости правителей, именно Брюссельских, — у них как бы всё «застопорилось», а у нас наоборот – всё лучше и лучше.
Но, ещё тогда на улицах были видны «плохо убираемые» кучи мусора в мешках. Сейчас эта проблема принимает уже катастрофический характер, если просто погулять и посмотреть в режиме «онлайн» улицы гей-ропы…
Вечером, не стали «выпендриваться» и поужинали в почти первой попавшейся забегаловке рядом с отелем…
На следующей странице – красивейший Брюгге …