2014. БЕЛЬГИЯ (*). Мехелен-Брюссель: Дворец Маргариты Австрийской, ц-вь Святых Иоаннов, Рубенс, Колонна Конгресса. 9 май. 4 день. 3 часть

= народная Бельгийская =

 

Дворец Маргариты Австрийской …

Дворец Маргарет (Маргариты) Австрийской – самое старое и первое здание эпохи Возрождения в ренессансном стиле на территории Бельгии, построенное между 1507 и 1530 годами. Этот жилой дворец с красивым фасадом и очаровательным садом принадлежал дочери императора Максимилиана I и Марии Бургундской — Маргарите, штатгальтеру (губернатору) Испанских Нидерландов.

Как я уже накалякал на предыдущей странице —  жизнь Маргариты с самого начала была бурной и не удачной. Её выдавали замуж не менее трёх раз. Французский наследный принц отослал её обратно в возрасте одиннадцати лет, потому что нашёл более выгодную партию. Затем испанский наследник престола Дон Хуан умер через несколько месяцев после их свадьбы. А Филиберт Савойский, любовь всей её жизни, умер после трёх лет супружеского счастья. Двадцатичетырёхлетняя Маргарита с тех пор носила траур и отказывалась выходить замуж повторно. Маргарита далее была назначена регентом Нидерландов и поселилась в Мехелене в 1507 году. Она взяла на себя ответственность за воспитание (императора) Карла и его сестёр. По словам современников, она управляла страной с тактом и дальновидностью.

Дворец был сильно повреждён взрывом близлежащего порохового склада в 1542 г., но быстро восстановлен. При сравнительно скромных размерах его фасады производят внушительное впечатление.

 

Мы же посетили только парк во-дворце. В 2014 вход был открыт. Но бабки у подъезда болтают, что сейчас в 2024-ом и внутренний двор и сам дворец можно посетить только в составе экскурсии с гидом…

церковь Святых Иоаннов …

Готическая церковь XV века, расположенная в историческом центре Мехелена, освящена в честь двух святых – святого Иоанна Богослова и святого Иоанна Крестителя. Некоторые богословы полагают, что это один и тот же человек, хотя доказательств этому нет.

История храма начинается в далеком XIII веке на территории самой богатой части Мехелена, на месте, где жили члены Большого Совета, то есть Высшего суда нидерландских провинций. Тогда здесь появилась скромная часовня, позднее превращенная в приходскую церковь. Те, кто избирался в Совет, изучали право в университете и назначались монархом. Таким образом, у прихода не было недостатка в деньгах. Храм посещали и многие богатые люди Мехелена. Многие из них преподносили в дар церкви различные ценные картины, скульптуры, серебряную посуду. Большинство из этих ценных даров сохранилось до нашего времени.

Во время религиозных войн XVI столетия церковь несколько раз грабили и даже один раз использовали в качестве казарм. История гласит, что шпиль церкви ранее венчал башню святого Румбольда, которая была предшественницей собора святого Румбольда. Церковь святых Иоаннов недавно была реконструирована.

 

Скамьи в церкви особенно примечательны благодаря изысканной резьбе по дереву. Здесь сидели богатые спонсоры прихода. Самые состоятельные члены Большого совета также отвечали за строительство Часовни Святого Причастия в 1548 году. Часовня такая же большая, как и первоначальный алтарь, и в ней находится могила человека, заказавшего её (Ламберта де Бриерде, тогдашнего председателя Большого совета), и его жены.

 

Еще одним сокровищем храма считается реплика работы Якоба Йорданса «Четыре евангелиста». У алтаря установлены два искусно созданных реликвария авторства Лукаса Фейдхербе (1617-1697). Некоторая церковная мебель вырезана в первой половине XVIII века мастером из Мехелена Теодором Верхагеном и его помощником.

 

 

​ В 2008 году Институт фламандского наследия случайно обнаружил настенные росписи XIV века за органом на первом этаже башни церкви Святого Иоанна. Это не фрагменты, а два больших произведения искусства, изображающие Святого Христофора и Святого Георгия.

 

 

Скульптура Мадонны с младенцем, являющаяся частью исповедальни, была выполнена Николаасом ван дер Векеном (1637-1709). Феодор Верхеген (1701-1759) спроектировал алтарь, в который был включен триптих Рубенса. Скульптуры для этого алтаря были выполнены Питером Вальксом (1734-1785). Кафедра, корпус органа и несколько скамеек — тоже его работа.

 

 

Над алтарём находится знаменитый триптих Питера Пауля Рубенса в стиле барокко. На прекрасно выполненной центральной панели изображено «Поклонение волхвов». Он написал этот алтарный триптих специально для церкви святого Иоанна и в виде Богоматери изобразил свою супругу Изабеллу Брант.

Красиво выполненная центральная панель изображает поклонение трех мудрецов. ​За боковыми панелями есть механизм для поворота изображений через равные промежутки времени, чтобы можно было видеть и боковые панели …

На боковых панелях очень наглядно изображена смерть святого Иоанна Крестителя (обезглавливание) и Святого Иоанна Богослова (обливание маслом). Изображения на внешней стороне триптиха показывают Крещение Христа и Святого Иоанна Патмосского.

Рубенс в Мехелене …

«Поклонение волхвов», — третий вариант после «Поклонения волхвов» Лувра и «Поклонения волхвов» Брюссельского музея. Составные элементы здесь — те же, главнейшие персонажи буквально повторяются, не считая незначительных изменений в их возрасте и в размещении. Мехеленское «Поклонение волхвов» может считаться окончательным выражением этого сюжета, одной из совершеннейших картин Рубенса среди его больших полотен.

Центральная группа перемещена здесь справа налево; в остальном легко узнаешь знакомую композицию. Из трех волхвов картины европеец — тот же, что и в Брюсселе, с седыми волосами, но без лысины. Азиат — в красном. Эфиоп, верный своему типу, улыбается, как и раньше, наивной, нежной, удивленной улыбкой негра, тонко подмеченной в этой добросердечной, всегда готовой скалить зубы расе. Изменены только его роль и место. Он отодвинут на второй план между царями и толпой. Белая чалма, украшающая его голову в брюссельской композиции, надета здесь на прелестную красноватую голову человека восточного типа с задрапированной в зеленое грудью.

Здесь, как и в Брюсселе, на середине лестницы стоит воин в доспехах, с непокрытой головой, белокурый, румяный, полный очарования. Но, вместо того чтобы сдерживать толпу, оборотясь к ней лицом, он легко отворачивается от нее, несколько откидывается, любуясь младенцем, и жестом отстраняет любопытных, столпившихся на лестнице до самых, верхних ее ступеней. Удалите этого щеголя — кавалера времен Людовика XIII, и перед нами — Восток. Откуда Рубенс мог знать, что в мусульманской стране люди любопытны до того, что готовы давить друг друга, лишь бы лучше видеть? Как и в Брюсселе, наиболее прекрасны и типичны здесь головы второстепенных персонажей.

 

Цветовая композиция и распределение света не изменились. Богоматерь бледна, младенец Христос окружен сиянием, от него будто исходят лучи.

Непосредственно вокруг все бело; седовласый волхв с горностаевым воротником, серебристая голова азиата, наконец, чалма эфиопа — серебряный круг, оттененный розовым и бледно-золотым. Все остальное — черное, желто-бурое или холодное по тону. Головы, багровые или огненно-кирпичные, контрастируют с синеватыми, неожиданно холодными лицами.

Навес очень темный, тонет в воздухе. Фигура, написанная в полутонах кроваво-красного цвета, поднимает, поддерживает и завершает всю композицию, связывая ее со сводом пятном смягченного, но вполне определенного цвета. Эта композиция не поддается описанию, потому что в ней нет ничего формально выраженного, она не содержит ничего патетичного, волнующего и, в особенности, ничего литературного. Она пленяет ум, потому что чарует глаз; для художника эта живопись драгоценна. Тонко чувствующим она должна доставлять много радостей, знатоков может смутить. Надо видеть, как все это живет, движется, дышит, смотрит, действует, загорается красками, рассеивается, сливается с рамой и выступает из нее, гаснет в бледных тонах и выделяется в ярких. Что же касается переплетения нюансов и необыкновенного богатства их, достигнутого простыми приемами, силы одних тонов и мягкости других, обилия красного и в то же время свежести целого, что касается законов, управляющих этими эффектами, то все это у Рубенса потрясает.

При анализе картины нам открывается лишь несколько чрезвычайно простых и немногочисленных формул: две-три доминирующие краски, роль которых можно объяснить, действие которых можно предвидеть и роль которых известна в наше время каждому, умеющему писать. Краски эти всегда одни и те же в произведениях Рубенса; тут нет никаких секретов в настоящем смысле этого слова. Различные комбинации красок в его живописи так же легко понять, как и его метод: он так неизменен и ясен в своем применении, что ученику остается лишь следовать ему. Никогда техника Исполнения не была так доступна пониманию, никогда в такой мере не прибегала она ни к каким ухищрениям и недомолвкам, потому что Рубенс, как ни один художник, не думал о сохранении в тайне своего искусства, будь то замысел, композиция, колорит или выполнение. 

Единственная тайна, принадлежавшая ему и никому им не открытая, даже самым проницательным и сведущим художникам, ни Гаспару де Крайеру, ни Иордансу, ни ван Дейку, — это то неведомое и неуловимое, тот неразложимый атом, то самое ничто, которое в любой человеческой деятельности именуется вдохновением, благодатью, даром и которое решает все. https://m-3713.livejournal.com/200499.html?ysclid=m51ruz7jxr524380314

Понимаю, что это избитый штамп, но красота, действительно, нереальная. Ее можно пить, ее можно есть, ее можно на хлеб намазывать, такая она концентрированная.

На счёт «на хлеб намазывать», — это я вовремя сказал. Духовное наслаждение, — это конечно, прекрасно, но должна быть и пища «пищевая». Поэтому мы зашли в первую попавшуюся «забегаловку»-кафешку … перекусили … и назад в Брюссель. Домой в отель…

Добрались до дома и наступила уже стандартная процедура моего часового отдыха, но так как в поездках проявляется синдром «Стендаля», когда мозги плавятся от перенасыщения информацией. Я его обычно называю «Флорентийский» синдром, когда на маленькой территории – огромное количество шедевров…   Супруга так же не меняет свои традиции (силёнок у неё побольше и здоровье получше) – она как всегда «попёрла в разведку» на новые объекты Брюсселя.Естественно, когда она возвращается, — происходят «семейные разборки» и довольно таки часто мы (она повторно) едем на «объект».  Как всегда, в её фотоаппарате огромное число фотографий на тему «просто улицы». Выкладываю лишь мизерную толику, — а когда она «созреет», то последуют и другие с её комментариями …

 

Колонна Конгресса (The Congress Column) …

Колонна Конгресса — архитектурный памятник, созданный в 1850 году архитектором Жозефом Пулартом, построившим затем Дворец Правосудия в честь Национального Конгресса, принявшего Бельгийскую Конституцию в 1831. Колонна установлена в самом центре города в память о принятии Конституции Бельгии. Распространенный слух утверждает, что первый камень в основание колонны заложил в 1850 году сам король Леопольд I. Кстати, именно его статуя помещена на самом верху Колонны Конгресса.

 

Наверху 47-метровой колонны установлена 4,7 метровая статуя первого короля страны. На входе расположены два бронзовых льва — символ царской власти. Эти скульптуры, а также прекрасные барельефы пьедестала символизируют девять провинций. На четырех углах находятся четыре бронзовые статуи, которые символизируют образы Свободы печати, Свободы образования, Свободы ассоциаций и Свободы вероисповедания и весят около полутора тонн каждая.

 

Был и трагический момент с монументом: 18 января 2007 года была сильная буря, которая отразилась на большей части Европы, и аллегория Свобода прессы упала с пьедестала, бронзовая статуя весом примерно 1 тонну, которая простояла почти 150 лет – просто свалилась…

 

Проблем в мегаполисах – масса. И в Москве и Питере их полно…, но ещё больше они видны в гей-Эвропе, где помимо былой роскоши начала 2000-х по сравнению с Россией трагедии 90-х, всё больше и больше разница хорошего у них и плохого у нас – стирается. Я бы даже сказал, что скорее всего от недостатка финансирования и тупости правителей, именно Брюссельских, — у них как бы всё «застопорилось», а у нас наоборот – всё лучше и лучше.

 

Но, ещё тогда на улицах были видны «плохо убираемые» кучи мусора в мешках. Сейчас эта проблема принимает уже катастрофический характер, если просто погулять и посмотреть в режиме «онлайн» улицы гей-ропы…

Вечером, не стали «выпендриваться» и поужинали в почти первой попавшейся забегаловке рядом с отелем…

 

На следующей странице – красивейший Брюгге …

Оставьте комментарий

Прокрутить вверх
Прокрутить наверх