= увертюра =
Врата Ада …
Мы у грота Врата Ада, Пасти Дьявола… (или ещё десяток других… подобных названий…) … в этом месте мы позавчерася уже были. Группа – ещё нет. Для них это было в новизну, а мы ходили с высоко поднятой головой как будто мы местные жители и ежедневно здесь гуляем.
Ничего, увы, нового. «Желанного» урагана, шторма…, бури – не было. А ведь именно когда происходит буйство стихии – грот блистает во-всей своей красе. Это место, где скалы и морская вода сталкиваются в беспощадной битве, которая ведется уже много тысяч лет. Могучий океан закипает, поднимается и с гулом разбивается о камни.
Возможно поэтому это место привлекает не только обычных туристов, но и любителей мистики. Когда океан спокоен, во время отлива и штиля, утес не кажется опасным и устрашающим, однако стоит попасть сюда в шторм и увидеть грандиозное буйство стихии, сразу становится понятна причина такого страшного названия. Волны врываются сквозь арку в грот, с силой разбиваясь о камни. Многим начинает казаться, что они слышат звуки, похожие на стон огромного дикого зверя.
Пасть Дьявола Португалия привлекает путешественников со всего мира, многие остаются очарованными, впервые увидев дикое буйство стихии. Кроме того, с утесом связана старинная легенда, одним из главных действующих лиц которой является сам Дьявол во плоти. Место действительно пропитано мистической атмосферой …
Побережье Кашкайша практически полностью покрыто обрывистыми скалами. В результате долгих лет вымывания и выветривания, они превратились в живописные пещеры и гроты. Одним из них является Пасть Дьявола.
Такого в наших путешествиях ещё не было… — чтобы высадить нас на «техническую остановку» в 5-ти звёздочном отеле! Похоже одном из самых лучших в Кашкайше — Hotel cascais miragem. Очень даже похвально организаторам тура…
Лиссабон …
отель Flamingo № 504 …
… и какое же было разочарование, когда через пол часа нас привезли уже в Лиссабон и заселили в трёшку… В отель Flamingo № 504.
Да, — именно в номер 504. В нём мы провели три ночи, но уже в конце путешествия нас опять заселят в этот же отель, но тремя этажами ниже — в № 206…
Много описывать этот отель и номер не имеет смысла. Мы хоть и ночевали в нём три ночи, но именно — только ночевали. Ведь приезжали всегда поздно вечером и просто попив чайку\кофейку — сваливались в кроватку без рук — без ног…
Но,… первое и очень приятное — номер был для курящих! И это было, пожалуй всё из положительного. Сразило сразу то, что интернет — платный. Отель требовал за пользование им, — целых 5 евро за час. … Что я сделал в ноутбуке, но Слава Богу — смог бесплатно пользоваться Скайпом и Агентом.
Сейчас спорим с Супругой — какой же отель был самым маленьким и не удобным в наших поездках?! Очень маленькие Космотель и СенПьер. Две двушки в поездках в Париж… или этот? Однозначно во-всех была койка\кровать и вокруг этой кровати мизерное расстояние до стен. Еле-еле можно пробраться к кровати или обойти её…
Мизерная ванная комната… но, хоть в ней были шампунь и мыло… Скорее всего — в отеле не было хохлушек, которые на этих шампунях «копили капитал» как в Эшториле…
Заселившись в номер, мы почти сразу вышли из отеля. Нас ждал автобус с небольшой экскурсией – обзоркой …
Площадь Маркиза Помбала…
Превеликое множество раз мы проезжали по развязке в центре площади Помбала… Жили в паре кварталов от этой площади… Превеликое, но к сожалению, к монументу мы ни разу так и не подошли. Мульён раз видели, но только из окон автобуса. Честно, говоря, — имя самого маркиза я слышал впервые. Так сказать – герой местного значения. Для всеобщего ликбеза спёр на сайте https://discoverportugal.ru/chto-posmotret/kvartaly-ulitsy-i-ploshchadi/ploshchad-markiza-pombala вот такую информацию:
Загруженная круговая транспортная развязка в историческом центре Лиссабона — это площадь Маркиза Помбала, того самого выдающегося министра, восстановившего Лиссабон из руин после землетрясения 1755 года. Стоит Маркиз на вершине 36-метровой колонны, взгляд его обращен на детище Байшу, а за спиной простирается большой парк Эдуарда VII.
Памятник национальному герою появился здесь в 1934 году, хотя задумались о строительстве монумента еще в 1882 году. Политическая нестабильность отложила проект на десятки лет. В 1914 году был утвержден архитектурный проект авторства Арналду Редонду, Адаеш Бермудеш, Антоиу ду Коту, работы начались спустя три года. Мраморные части монумента изготавливали в старинной технике на заводе вблизи Синтры, в местечке под названием Pêro Pinheiro. Готовые блоки доставляли в Лиссабон на телегах, запряженными 6-ю парами мулов, такой путь занимал в среднем 5 дней. Над бронзовой статуей самого Маркиза трудились три скульптора. Рядом с большой фигурой Помбала помещена фигура льва — символ власти и силы.
У подножия колонны нагромождено множество скульптурных групп, связанных с землетрясением и олицетворяющие действия министра:
—Скульптура женщины, обращенной к проспекту Свободы, с развивающимся в руках платком — символизирует становление нового Лиссабона, города, который был разрушен землетрясением и вырос из руин благодаря четкому руководству Помбала.
—Контрастирует с ней, две скульптуры в основании памятника — Плутон и Посейдон, как символ природных катаклизм, обрушившихся на Лиссабон в День всех Святых.
—Нос корабля украшает скульптура женщины, с португальским щитом в руках — символизирует создание Торгового флота.
—Две скульптурные группы, расположенные по обе стороны постамента, одна из них символизирует индустрию и рыболовство — рыбаки и лошади, вытягивающие сети, и рабочий выдувающий стекло.
—Другая — сельское хозяйство, представлено упряжкой быков и рабочими, один из которых держит корзину с виноградом.
—На парк Эдуарда VII устремила свой взгляд Минерва, сидящая перед входом в университет Коимбры — это аллегория образовательной реформы.
Весь этот архитектурный ансамбль был официально открыт 13 мая 1934 года в день рождения Маркиза Помбала. Площадь вокруг монумента выложена типичной португальской калсадой, с интересными узорами. Сегодня вокруг площади Маркиза Помбала стоят офисные здания и гостиницы. А сам Маркиз периодически становится участником уличных гуляний в честь победы футбольного клуба Бенфика: фанаты забираются на памятник, развешивают шарфы и флаги клуба.
Памятник павшим Героям Великой войны… (Monumento aos Mortos da Grande Guerra)…
Этот памятник Героям Первой Мировой войны был обнаружен посредине Либердаде. Этим монументом Португалия отдавала дань 50 000 солдат, принимавших участие в Первой мировой войне, павших на земле Франции, реализовывая высеченные на нем слова «Служа Родине и Закону». Памятник был торжественно открыт в 1931 году, и он был создан местным скульптором Максимиано Алвесом, трудившимся над ним несколько лет. На нем изображен солдат, которого коронует бронзовым венком каменная фигура Родины на пьедестале, который поддерживается и охраняется с двух сторон мускулистыми фигурами защитников Отечества. «Мышечное напряжение, которое мы видим у мужских фигур, показывает усилия фигур, поддерживающих основание монумента, демонстрируя железную волю в защите победоносной Родины».
Рядом с нашим отелем — интересное здание — «Edifício Heron Castilho», на которое невозможно не обратить внимание из-за необычной архитектуры. Это эклектичное здание с декоративными элементами стиля модерн было построено в 1921 году. К 1985 году оно полностью пришло упадок, но его решили сохранить, до 1992 года шла реконструкция. От здания остались только наружные стены, изменилась внутренняя планировка, были надстроены четыре новых этажа, а на крыше появилась терраса. Сейчас такой реконструкцией не удивишь, есть примеры и у нас в Москве.
Площадь Рештаурадореш (Реставраторов) (Praça dos Restauradores) находится буквально в паре минут пешком от центральной площади Россиу.
Площадь получила свое название в честь восстановления независимости от Испании и реставрации португальского королевства 1 декабря 1640 года. С 1910 это день считается национальным праздником, днем Реставрации.
Из-за кризиса в престолонаследовании Португалия стала фактически провинцией Испании под внешним управлением.
Это повлекло за собой драматические события. Испания не справилась с огромными территориями колониальной Португалии, что привело к фактической потере нескольких колоний.
Помимо этого, непомерные налоги, собираемые с «оккупированной» территории, легли тяжким бременем на плечи португальцев.
Это и многое другое послужило причиной успешной революции, хотя войны и попытки вернуть непокорную провинцию продолжались еще 28 лет, до 1668 года. Параллельно с этим, португальские войска смогли освободить от голландцев и вернуть себе Бразилию, Анголу и Сан Томе и Принсипе.
Спустя 200 лет, 28 апреля 1886 года, на площади Рештаурадореш установили 30 метровый монумент-обелиск, посещенный борьбе за независимость – Монумент Реставраторов.
На монументе есть гербы: Лиссабона, севера, юга и герб Португалии. У основания обелиска две крылатые бронзовые фигуры-аллегории. Женская фигура – ангел Победы, мужская – ангел Независимости. На четырех сторонах памятника выгравированы значимые даты Реставрации.
Основные места, на которые на которые стоит обратить внимание: фасад Hotel Avenida Palace, Театр Эден (необычное здание с деревьями). Справа от этого дворца – подъемник Глория. Сразу же за площадью начинается самая дорогая улица Лиссабона – Авенида да Либердаде (проспект Свободы).
Прогуливаясь мы проходили множество очень оригинальных архитектурных решений в застройке Лиссабона… Некоторые вообще, — кроме восторга не вызывали ничего…
Площадь Россиу (Praça do Rossio (Praça de D. Pedro IV))… Площадь Россиу, центральная площадь Лиссабона, видела многое за тысячелетия своего существования.
На этом месте римляне устроили ипподром, а когда город вырос, она приобрела еще большее значение, которое сохранилось до сих пор. Эта площадь, расположенная в центральном районе Байша, одно из обязательных мест для посещения в Лиссабоне. Ее окружают здания эпохи маркиза Помбала, в которых вы найдете магазины, многочисленные кафе и рестораны. От современных фастфудов (Макдональдса и Бургер Кинга), до изысканного кафе Николя в стиле ар-нуво или любимого режиссерами кафе-кондитерской Суиса. В средние века вокруг площади Россиу отстраивают здания. Это были века географических открытий, многие из которых были совершены португальцами.
Город купался в роскоши, а знать соревновалась в богатстве и красоте дворцов. Алтари в многочисленных церквях и монастырях украшали изысканными картинами, везде в городе была видна отделка серебром и золотом. Да что говорить, если даже лампы, и те делали из серебра.
После разрушительного землетрясения 1755 года от старых зданий почти ничего не осталось, и на их месте возвели новые.
Например, на площади Россиу до землетрясения, на том месте, где сейчас расположен театр D. Maria II, находился дворец Estaus. В нем жили члены королевской семьи, не имеющие собственного поместья, и останавливались иностранные послы. В 1571 году в этом дворце разместился Трибунал Святой Инквизиции.
Его расположение выбрано не случайно. Ведь на площади, помимо праздников и ярмарок, устраивались публичные казни.
С этого времени на площади Россиу, и соседней Дворцовой площади (Terreiro do Paço), запылали костры, в которых сгорали еретики.
Здесь, был сожжен живьем Гарсия Валдеш – инициатор заговора против правящей династии. И именно на этой площади, 26 августа 1641 года, отрубили головы герцогу Каминья, маркизу Вила Реал и графу Армамар, виновным в преступлении против дона Жуау IV.
После землетрясения площадь перестраивают по плану венгерского архитектора Карлуш Мардел. Она принимает нынешнее прямоугольное очертание: 166 метров в длину и 52 в ширину.
Утрамбованную землю сменяет брусчатка – «португальская калсада». Мозаичное покрытие площади Россиу напоминает волны (Mar Largo). У некоторых людей, от этого 3D эффекта, с непривычки может закружиться голова.
В центре площади устанавливают статую дон Педро IV, 28-го короля Португалии и первого императора Бразилии. В основании 27,5 метрового монумента расположились четыре женские фигуры: Мудрость, Сила, Справедливость и Умеренность. По поводу последнего мы бы поспорили: за 36 лет жизни, у него было 34 ребенка… и это те, о которых известно.
Площадь переименовывают в Praça de D. Pedro IV, но, не смотря на то, что с того времени минуло почти полтора века, лиссабонцы продолжают называть ее Praça do Rossio .
Лифт Санта Жушта…
Шо-шо, а эту достопримечательность – грех не посмотреть и не попробовать! Пришлось, правда заплатить 1,50 € за подъем на смотровую площадку лифта.
Лифт — главная инженерная достопримечательность века пара и электричества в Лиссабоне. Правильно произносить Са́нта Жу́шта.
В одной португальской семье, жившей в городе Порту, родился мальчик, которого звали Raoul Ronson Mesnier du Ponsard (Рауль Месньер дю Понсар). Учился он сначала в лицее Порту, затем окончил университет Куи́мбры факультет Математики и Философии. После учился во Франции, Швейцарии, Германии его интересовало машиностроение. Учился и работал с инженерами над проектами железнодорожного оборудования.
Этот инженер-строитель является конструктором всех подъёмников и лифтов Португалии. С лёгкой руки мастера холмистый и труднодоступный Лиссабон стал более комфортабельным для жителей. Проекты Рауля, сохранившиеся до наших дней, являются национальными памятниками Португалии.
Его работы — это фуникулёры-подъёмники в Браге, Порту, Назаре и Лиссабоне (лифт Са́нта Жу́шта, подъёмники Гло́рия, Би́ка, Ла́вра). И многие другие, которые, к сожалению, в наше время уже не существуют.
Первый лифт, построенный в Лиссабоне – лифт Библиотеки, был открыт в 1897 году. Он был практически такого же типа как, и Са́нта Жу́шта, высота его составляла 29,6 метра. Просуществовал совсем недолго и был закрыт в 1915 году. Его заменили трамвайным маршрутом.
Строительство лифта в неоготическом стиле началось в 1898 году и завершилось в 1901. Официальное открытие Santa Justa для публики произошло спустя год – 10 июля 1902 года.
Гроза и дождь обрушились на город в этот день. Непогода не повлияла на энтузиазм и любопытство горожан. Многие захотели первыми опробовать новый вид транспорта, и просто полюбоваться панорамой города со смотровой площадки.
В полдень, под пристальным взглядом толпы, торжественно отправили лифт наверх, в кабинке находились приглашённые гости и представители прессы. После была официальная церемония открытия. На террасе соседнего здания (дома Conde de Tomar) оркестр играл национальный гимн Португалии, а в небо запустили ракеты и фейерверки.
В первые годы своего существования, кабинки лифта приводились в действие энергией пара, но с 6 ноября 1907 его перевели на электричество. Лифт Санта Жушта, на тот момент был самым технологичным и передовым, среди инженерных конструкций Европы. Лифт находится в самом сердце исторической части Лиссабона. Соединяет район Baixa с Chiado. Нижняя точка лифта находится на одноимённой улице, а в верхней части выходит на площадь Largo do Carmo, на которой расположена полуразрушенная землетрясением церковь Carmo и археологический музей.
Башня возвышается на 45 метров, лифт поднимается на 30 до первой смотровой площадки, откуда мостик связывает подъёмник с площадью. Вход на эту площадку бесплатный со стороны Largo do Carmo. Вид с неё немного хуже, чем с верхней. Приходится смотреть сквозь ограждение. За одну поездку, может перевести до 20 человек. Интерьер кабинок лифта сохранился почти в первоначальном виде, материалы — дерево, латунь и зеркальными вставками.
На верхнюю смотровую площадку можно попасть по винтовой лестнице (стоимость 1,5 евро). C нее можно насладиться панорамным видом на Лиссабон. В конце марта 2016 года был завершен последний косметический ремонт лифта. Теперь он предстает путешественникам в первозданной красоте.
… Да… очень насыщенный выдался денёк. От постоянного напряжения рассматривания всевозможных достопримечательностей — глаза устали настолько, что когда мы припёрлись в номер — мгновенно вырубились. Т.е. заснули …