2010. ГЕРМАНИЯ-I. Прага-Дрезден (Старый город, Цвингер, Сикстинская мадонна,Терраса Брюля, пл. Новый рынок) -Прага. 27 апрель. 7 день.

Очень хорошо быть «опытным» путешественником !!! Это я нас, любимых, так похвалил. Мы потихоньку… полегоньку, но подходим к тому, чтобы этот почётный символ прилепили у нас на … … нет, лучше на наших чемоданах. Всё дело в том, что мы не ограничиваемся одной поездкой в один город… в составе этой же группы — по другим городам… но, уже впервые соединяемся с другой группой и едем в соседнюю страну. Чувствуется, — недалече мы уже и не с группами будем ездить, а самостоятельно…

Ещё в самой первой встрече нашей группы нам предложили различные варианты туристических поездок из Праги в другие города и страны. Здесь всегда требуется в наличии «губозакатывающая машинка» — для людей, подобных нам. Тем, кто едет в другие города и страны что-то посмотреть… что-то пощупать… открыть для себя что-то новое… Но, ведь есть и другие «типы» путешественников, которым самое важное — долететь до отеля и …. целыми днями валяться на пляже показывая своё красивое тело и мощные бицепсы… целый день пить превосходное Чешское пиво… целый день лечить свой организм минеральной водой или целебными источниками в виде ванн… — много подобного можно ещё перечислить. Но, — слава Богу! — мы с Супругой не такие.

Фигово только то, что поездка в Дрезден была не ежедневной, а только два раза в неделю. Нам пришлось ставить на «жертву» последний день нахождения в Праге. И хорошо, что решились. В принципе, если рассуждать дотошно, то осматривать такие города можно ещё и день… и неделю… и месяц… — всё равно до конца всё не осмотришь. Эту истину мы поняли сразу. Именно, поэтому побывав в Италии — знали, что поедем в неё ещё неоднократно (уже «серьёзно» — дважды)… то-же самое и с Францией (так же на 2021 — дважды). И в Чехии ещё побываем!

Хватит разносить вирус демагогии… Короче — Прагу «самые сливки»… — мы посмотрели! Надо и на Ирину родину съездить (она в школе немецкий изучала. Причём, если я знаю французский в пределах четырёх слов (Тужур, Бонжур, Лямур и … проперды!, то у Супруги гораздо больше словарный запас на «дойчлянд зольдатен» — штук 100)

… Встреча назначена была «под хвостом у Вацлава на Вацлавской площади. Перешли пешочком до вокзала и там нас «подкинули\подсоединили к Белорусской группе. На автобусе — Белорусские номера … и ехал он из Минска. Полупустой. Очень много пустых мест.

Только вот с гидом, Людмилой (по другим записям Ларисой) — несвезло. Я её в последствии поставил на второе место с конца (после Натальи в Италии) … всю дорогу до Дрездена постоянно тарахтела, как курица на нашесте. Не переставая тарахтела. Но, ничего путного. Просто бессвязная, бестолковая болтовня. Путала и даты… и слова… и факты. То, до Дрездена мы едем 80 километров… то, — 140… то, — 150… (уже в Москве вычитал — у многих туристов расстояние высчитано в 170 км.) Своим «кукареканьем» и вздремнуть\отдохнуть не давала — динамики были поставлены почти на максимум… Одна была надежда — в обратном пути заткнётся и мы отдохнём…

ГЕРМАНИЯ — I …

Дрезден …

По сохранившимся сведениям, Дрезден возник в 1206 году на территории древней деревни в которой очень любили ловить рыбу… К концу пятнадцатого века в городе обосновались саксонские герцоги, создав там резиденцию, а позже и короли. Наибольшего культурного расцвета и политического значения город достиг в восемнадцатом веке, став на тот момент практически центром Европы. С девятнадцатого века здесь бурно развивается промышленная отрасль и транспорт, в том числе и водный. На это время приходится изобретение знаменитейшего саксонского фарфора и введение новой школьной системы (гимназии), которая впоследствии долго действовала в России.

Огромный ущерб городу принес двадцатый век, Вторая мировая война уничтожила большую часть города со всеми ценными объектами истории и архитектуры. В конце февраля 1945 года английская и американская авианосцы уничтожили центральную часть города бесконечными бомбардировками. Помимо этого, только по официальным данными в это время погибло более тридцати тысяч мирных жителей. Замок, где находилась резиденция, здание Оперы Земпера и Цвингер превратились в руины. В 1951 году было принято решение приступить к восстановительным и реставрационным работам, которые в результате увенчались успехом. На сегодняшний день основными статьями дохода Дрездена можно назвать порт и высокотехнологичную продукцию (медицинские и оптические приборы, торговое и машинное оборудование, компьютерная техника, музыкальные инструменты и прочее). Здесь же находится известный Фольксваген, где сейчас самые дорогие машины собираются при присутствующем покупателе, а само строение окружено прозрачными стенами, что достаточно необычно и называется «стеклянной мануфактурой».

Театральная площадь …

Едва въехали на территорию Саксонии — пошёл дождь. … не ливень… не крупный… — меленький-меленький… вроде, он есть, а вроде и нет …

Молодец Белорус, — высадил прямо перед театральной площадью. … … … … и вот тут у меня возникла пауза из-за проблемы. Проблемы в вопросе: — как описывать нашу поездку по Дрездену? … Просто мы приехали в город в 11-00 утра, а в 16-15 уже встреча … и в 16-30 — отправка в обратный путь… в Прагу. За эти пять с копейками часов мы осматривали историческую часть как зайцы — виляли налево…направо… …по кругу… вперёд-назад… И одни и те-же объекты у нас по несколько раз мелькают в семейном фото альбоме.

Поэтому моё повествование будет не связанным с временем и очерёдностью нашего посещения объектов.

Начну с театральной площади. Если встать в центр её… то крутясь по-кругу, культурные здания и объекты будут в длинном списке…

Упомянул – центр… вот и начну с центра. С центра театральной площади, где расположена статуя короля Иоганна Саксонского, перед зданием оперного театра, установлена конная статуя короля Иоганна Саксонского (König-Johann-Denkmal) (1801-1873), который известен как образованный юрист, лингвист, переводчик «Божественной комедии» Данте и покровитель строительства Земпер-оперы. Автор памятника — известный скульптор Иоганнес Шиллинг (Johannes Schilling). Постамент монумента украшают барельефы, посвященные деятельности короля как ученого и основателя многочисленных научных обществ. Также интересен факт, что король Иоганн обладал очень длинным именем — Johann Nepomuk Maria Joseph Anton Xaver Vincenz Aloys Franz de Paula Stanislaus Bernhard Paul Felix Damasus. Интересно, он сам мог полностью проговорить своё же имя ?! …

Театр оперы Земпера…

— одно из красивейший зданий Дрездена и один из самых красивых театров Европы.  Театр на этом месте существовал еще с 1648г. Но королю Фридриху Августу II пришла идея построить новый оперный театр. В 1841г. открылось здание оперы Земпера, названного в честь создавшего его архитектора — Готфрида Земпера. Однако, судьба у театра была непростая, дважды он превращался в руины и дважды вновь возрождался. Первая трагедия произошла спустя 28 лет после открытия, в 1869г. здание полностью сгорело. В 1878г. оно было открыто вновь, строительными работами руководил сын Готфрида Земпера — Манфред Земпер, сам же знаменитый архитектор всячески его консультировал при помощи писем. Второй «удар» зданию оперы был нанесен во время Второй мировой войны. Во время бомбардировки Дрездена 13 февраля 1945г., при которой практически полностью был разрушен центр города, сильно пострадало и здание оперы Земпера, целыми остались только наружные стены, а также некоторые скульптуры. После войны, во время сноса полуразрушенных зданий и расчистки города от завалов, руины театра снесены не были, а в 1952г. их даже укрепили, что в дальнейшем облегчило реставрационные работы, которые начались только 24 июня 1977г. Данные работы велась под руководством архитектора Вольфганга Хэнша. Во время восстановления здания очень помогли письма Готфрида Земпера сыну, во время строительства «второй версии» театра, найденные в архивах. В 1985г. было открытие современного здания оперы Земпера.

Кафедральный собор Хофкирхе …

… нетипичная достопримечательность города, который с преимущественно протестантским населением. Церковь Хофкирхе (Hofkirche) была построена с огромной помпой и роскошью во времена саксонского курфюрста Фридриха Августа II, которому настолько хотелось стать королем Речи Посполитой, что он поменял веру сам и всячески поощрял такую смену веры среди своих подданных. Проект католической придворной церкви Дрездена был создан известным итальянским архитектором Гаэтано Киавери. Именно он руководил возведением храма, построенного в стиле римского барокко из местного строительного материала – песчаника, богатого солями железа. Именно поэтому сегодня кажется, что стены храма пострадали во время какого-то крупного пожара, но располагаются языки «копоти» совершенно нетипично.

На самом деле храм, построенный в 1739-1755 годах, так выглядит вследствие естественных процессов окисления, происходящих под влиянием атмосферных осадков. Этот храм построен в качестве противовеса протестантскому собору Фрауэнкирхе, который до момента поворота в религиозной политике правителя, считался придворным храмом курфюрстов Саксонии. Именно в усыпальнице собора похоронены все саксонские курфюрсты, кроме Августа Великого (король Польши похоронен в краковском замке Вавель).  Особое влияние оказал на деятельность общины император Наполеон – только по его специальному разрешению было разрешено во время службы в протестантском городе звонить в колокола католического храма.

По внутренней планировке собор напоминает придворную церковь, созданную во французском Версале – украшения из ценных пород дерева создал скульптор Бальтазара Пермозера, уроженец Дрездена, тогда как мастером, который создал лучший орган в Европе, стал уроженец Фрайберга — Готфрид Зильберман. На первом этапе реконструкции храма, орган был полностью восстановлен – он снова зазвучал в 1947 году, а на реконструкцию самого собора потребовалось почти 15 лет. Внешний облик и внутреннее убранство собора очень сильно пострадали во времена пожара, начавшегося после одной из бомбардировок города в 1945 году – после прямого попадания бомбы начался пожар, практически полностью разрушивший внутреннее деревянное убранство и перекрытия собора. Восстановительные работы в соборе Хофкирхе начались уже в 1946 году.

В 1980-м произошло возвышение кафедрального собора Святого Тринитата епископства Дрезден-Майсен в лоно римско-католической церкви. К тому же с 1709 года при придворной церкви существует хор мальчиков. «Дрезденер Капеллькнабен» наряду со своими литургическими задачами имеют богатую практику музицирования во время гастролей по всему миру.  В Кафедральном соборе Хофкирхе размещена точная копия знаменитой Троицы, написанной Андреем Рублевым – эта православная икона была подарена русской общиной Дрездена. Из других особенностей в храме можно заметить, что изменена традиция расположения главного алтаря (он ориентирован на запад, тогда как в большинстве христианских культовых сооружений его ориентируют на восток). По своей форме церковь Хофкирхе, увенчанная колокольней высотой в 85 метров, напоминает корабль. Для украшения карнизов и фасадов верхнего и главного нефе в Италии были заказаны скульптуры апостолов и высших иерархов Церкви – их создал скульптор Лоренцо Матиэлли. 78 каменных фигур украшают балюстрады и ниши.

Дрезденский замок-резиденция…

Дворец-резиденция является одним из старейших зданий Дрездена, а в его внешнем виде можно найти элементы множества средневековых архитектурных стилей… называется не просто так — он и в самом деле веками служил официальной резиденцией вначале саксонских курфюрстов, а затем и королей.

Если верить дошедшим до нас историческим документам и обрывочным фактам, первое упоминание о крепости на этом месте относится к 1289 году, хотя она могла здесь находиться уже в конце XII столетия — судя по тому, что в то время рядом существовал деревянный мост через Эльбу, надобности в котором без наличия в этой местности сколь-либо значимого крепостного сооружения попросту не было. В 1289 году через Эльбу был «переброшен» уже каменный мост. Как выглядела первая крепость — доподлинно неизвестно, т.к. никаких чертежей до нашего времени не сохранилось. Изучение фундаментов и других «ранних» элементов крепости позволило учёным судить о том, что первоначально это была скорее всего небольшая романская крепость со внутренним двором примерно 35 на 40 метров. Проходили века и дворец постоянно менял свой облик, приобретая всё новые и новые черты входящих в моду веяний архитектуры и теряя элементы архитектурных стилей, более не считающимися «модными». На месте нынешней Сторожевой башни находилась одна из квадратных угловых оборонительных башен, позже надстроенная шестигранным строением, позже превращённым в северную Сторожевую башню.

 

В XV столетии Дрезденский дворец-резиденция приобрёл популярный в Германии Позднего Средневековья облик трёхэтажного четырёхстороннего замка итальянского «образца». В 1530-58 годах произошли очередные кардинальные изменения в первоначальном облике крепости.

Саксонский герцог Георг Бородатый перестраивает Эльбские ворота, которые после реконструкции получают его имя и становятся Георгиевскими… В 1548 году за переустройство замка взялся курфюрст Мориц, при котором строение наконец-то получает статус официальной резиденции. Для создания подобающего данному статусу дворца в стиле Ренессанс курфюрст приглашает архитекторов Бастиана, Ганса Крамера и Ганса фон Ден-Ротфельзена, которые полностью перестраивают дворец. Замок было решено расширить, из-за чего он лишился западного флигеля, зато обзавёлся новыми южным и северным, полностью отгородившими внутренний двор. Западнее снесённой части в 1558 году было построено здание Морицбау. На первом этаже новообразованного западного флигеля разместили «тайное хранилище» курфюрста с метровыми стенами, за которыми хранились королевские сокровища. Впоследствии, уже в наше время, хранилище было переоборудовано во всемирно известные Зелёные Своды Дрездена.

В результате внесённых изменений внутренний двор замка был увеличен почти вдвое — курфюрст Мориц планировал проводить здесь рыцарские турниры, для чего были возведены ещё три внутренние башни по аналогии с французским замком Шамбор. Часть замка, которой реконструкция не коснулась (восточнее Сторожевой башни), стала впоследствии именоваться Старым домом, новая (западнее башни) была дополнена придворной капеллой с золотыми воротами. В конце XVI столетия на юге было пристроено ещё одно небольшое здание, создавшее ещё один небольшой внутренний двор. В конце XVII века Сторожевая башня лишилась своей абсолютно плоской крыши и обзавелась высоким барочным куполом со шпилем, увеличившим её общую высоту до 101 метра. В 1693 году Дрезденский замок-резиденция оборудуется вторыми, Зелёными воротами на севере под Сторожевой башней (до этого были только южные въездные ворота).

В 1701 году во дворце произошёл сильный пожар, уничтоживший восточный флигель и Георгиевские ворота, однако же замок быстро отреставрировали, при этом оставив всё в первоначальном виде — при том, что Дрезден того времени стремительно преображался в набирающем популярность стиле барокко. 1889 год ознаменовал новую веху в истории Дрезденского дворца-резиденции — именно тогда замок начал приобретать свой нынешний облик. Король Альберт решил провести масштабную реструктуризацию замка, приуроченную 800-летию династии Веттинов, для чего архитекторам Густаву Дунгеру и Густаву Фрёлиху было поручено провести полную реконструкцию и реставрацию исторической достопримечательности. В южной стороне замка появилось новое необарочное здание дворца Ташенберг, соединённое галереей «Длинный проход» с Иоганнеумом. В этом небольшом дворце впоследствии поселилась королевская семья. Северная сторона замка была объединена с кафедралом Святой Троицы таким же крытым переходом. В итоге в 1901 году, по окончании всех работ, Дрезденская королевская резиденция засверкала новыми красками — приобретённое великолепие она сохранила до сих пор.

 

Основными достопримечательностями нынешнего замка-резиденции является Сторожевая башня на северной его стороне, дворец Ташенберг, придворная капелла и, собственно, его уникальные интерьеры: Нумизматический и Гравюрный кабинеты, а также уже упомянутая ранее знаменитая дрезденская коллекция драгоценностей — самая богатая коллекция драгоценностей в Европе, бессменно экспонирующаяся в музее Зелёные Своды (Грюнес Гевёльбе), находящемся в Зале драгоценностей «Pretiosensaal» Дрезденского дворца-резиденции. Название Зелёные Своды происходит ещё с того времени, когда окрашенные в малахитово-зелёный цвет колонны зала ещё не были закрыты зеркалами.

Цвингер …

…красивую и неординарную, я сделал заставку к Цвингеру! Это вид с неё… с Коронных ворот… на «заднюю» часть города. За деревьями спрятался городской театр Дрездена…

Роскошный, словно дворец, музей картин, фарфора и оружия. Архитектурный комплекс, считающийся наиболее значимым достижением позднего барокко. Развлекательный центр высшего света до XVIII века. Все это об уникальной цитадели в самом сердце Дрездена – Цвингере.

Сегодня строение включает в себя шесть двухэтажных павильонов, соединенных между собой одноэтажными галереями. Цвингер в Дрездене образует внутренний двор, сопоставимый по размерам с несколькими футбольными полями. К 1547 году Дрезден приобрел статус столицы Саксонии. Именно здесь находилась резиденция курфюрстов – будущий Цвингер. Здание представляло собой настоящую крепость и служило исключительно для оборонительных целей. Ситуация кардинально поменялась с приходом к власти Августа Сильного – короля Польши и курфюрста Саксонии. В 1709 году мощный бастион уже не был необходим. Новый король очень любил светские развлечения и удовольствия, поэтому приказал на месте старой крепости построить современную площадку для празднеств. Новый комплекс состоял из площади, амфитеатра, оранжереи с тропическими деревьями.

А свои двери обновленная резиденция курфюрстов открыла для посетителей во время визита короля Дании Фридриха. Реализовывал проект саксонский архитектор Матеус Даниэль Пёпельман. В 1710 году он построил на крепостном валу первые павильоны из песчаника. Через два года появилась так называемая Длинная галерея, а в 1714 году были установлены Коронные ворота. Август Сильный был доволен местом, где можно проводить пышные торжества и спортивные турниры, но на Цвингер он имел и другие планы – превратить комплекс в настоящий культурный центр. Так внутри появились кабинет графики и музей естественных наук. В 1732 году под руководством Маттеуса Пеппельмана открылись первые три здания дворца. В 1833 году Август II умер, и Цвингер стал использоваться как музей-хранилище прекрасных и ценных коллекций короля.

 

Второй этап строительства начался спустя сто лет. К тому времени пышность барочного стиля вышла из моды. Приглашенный для работы знаменитый архитектор Готфрид Земпер создал в Цвингере новое здание. Им стала картинная галерея. Ее округлые окна и множество мелких деталей прекрасно дополняют архитектуру дворца и гармонично сочетаются с поздним барокко.

Пышное убранство Цвингера вводит в заблуждение многих гостей. Они полагают, что попали в настоящий дворец, однако комплекс изначально задумывался как место для хранения некоторых коллекций, а внутренний двор использовался для праздников под открытым небом. Современный дрезденский Цвингер нельзя представить без Коронных ворот, уже ставших его символом. Это самый известный и популярный у туристов вход в музей. Ворота сделаны по канонам итальянского барокко, украшены колоннами, пилястрами. Прослеживается и влияние тенденций античности, а именно – распространенных в те времена триумфальных арок. Ворота увенчаны главным атрибутом власти Августа – золотой польской короной. Особенную утонченность сооружению добавляют медные украшения и позолоченный орнамент.

На переходах ворот в галереи установлены фигуры богов античности – Вакха, Вулкана, Помоны и Цереры в человеческий рост. Массандру украшают статуи, олицетворяющие времена года, и скульптура Геракла, выполненная известным творцом эпохи Иоганном Томэ. Цвингер представляет собой настоящий архитектурный ансамбль барокко, поэтому выделить самое красивое здание просто невозможно. Но за это звание могут посоревноваться Павильон на валу, Французский павильон или, например, Павильон колокольчиков. Именно возводя Павильон на валу, архитектор Матеус Пёппельман сумел достигнуть своего наивысшего мастерства, отмечали его современники. Здание украшено ровными рядами колонн и окон, дополненных арками.

 

Известной скульптурой павильона является изваяние Августа Сильного. Императора изобразили как мифологического героя Геркулеса, удерживающего земной шар на своих плечах. Внутри работает физико-математический салон с поражающей воображение экспозицией.

Коллекции музея позволяют проследить историю развития точных наук – физики, астрономии, геодезии, математики. Представлено более 2000 экспонатов. Павильон колокольчиков находится прямо напротив Павильона на валу. Его название связано с главной достопримечательностью здания – часами из мейсенского фарфора, расположенными на фасаде. Они состоят из сорока фарфоровых колокольчиков. С 1936 года каждые пятнадцать минут они радуют посетителей мелодичным перезвоном. В течение часа можно услышать разные мелодии, которые зависят не только от времени суток, но и от поры года.

 

Французский павильон, выполненный в стиле позднего барокко, представляет собой полукруглую галерею, за которой находится фонтан «Купальня нимф». Его создал Бальтазар Пермозер. Фантазия и мастерство автора позволили «воплотить» образы обитателей морских глубин. Еще одна арка, связывающая Цвингер с городскими кварталами, находится в Колокольном павильоне: В этой стороне комплекса выставлено собрание фарфора, а непосредственно в павильоне помещается коллекция колокольчиков из майсенского фарфора. Павильон украшен с обеих сторон башенных часов рядами колокольчиков. Говорят, что колокольчики мелодично звенят каждые полчаса. Но я, к сожалению, не обратила внимания на этот факт и не припоминаю колокольный звон во время нашего посещения Цвингера. Великолепные Коронные ворота со всей их атрибутикой совсем рядом. Барочный купол ворот украшен позолоченной короной. Это символ польской короны, так как Август Сильный был королем и Саксонии, и Польши.

 

Под куполом также расположен небольшой павильончик с четырьмя арками и угловыми нишами, где установлены скульптуры Пермозера «Времена года». В 1945 году, во время ковровых бомбардировок союзными войсками, Цвингер сильно пострадал. Картины и ценные коллекции были вывезены нацистами и спрятаны в подвалах, поэтому они пострадали не так сильно. Шедевры Галереи старых мастеров 10 лет восстанавливали реставраторы Советского союза. Много лет шла кропотливая работа и по восстановления самого Цвингера.

Дрезденская картинная галерея… Галерея старых мастеров…

Личные эмоции от посещения у меня, я бы сказал, — даже отрицательные. Просто потому, что хоть наша экскурсия в Дрезден и предусматривала посещение галереи, но что можно увидеть за час?! Аудиогид – не поможет. «Прошвырнуться по залам полу-галопом» … Пробежаться… Поставить галочку, что типа – «здесь был Вася» … – а как иначе это назвать?!    Да, — кругозор расширили. Да, — многое увидели… Но, не более того! Самое главное, — уходя были не в восторге… К тому-же фотосъёмка была запрещена – категорически … и единственное фото – не моё (стащил из инета).    Дрезденская картинная галерея – один из старейших музеев Европы, собрание уникальных картин, начиная с эпохи Возрождения и заканчивая барокко. Коллекцию начал создавать ещё в XVI веке саксонский король Фридрих Мудрый. Но настоящее развитие галереи – это XVIII век.

При правлении Августа II и его сына Августа III через дипломатов, художников торговцев скупались ценные полотна и целые коллекции картин. В XIX веке для галереи было построено отдельное здание, которое входило комплекс Цвингер. А вот XX век был для музея менее радостным. Большинство работ экспрессионистов были уничтожены нацистами. Во время второй мировой войны часть картин погибло или пропало, многие были вывезены в качестве трофеев. Здание музея очень пострадало во время бомбардировок Дрездена. Снова частично восстановленная галерея открылась в 1956 году, когда после реставрации в СССР шедевры были возвращены Дрездену.    Собрана большая коллекция европейской живописи XIV-XVIII веков. Галерея знаменита благодаря произведениям великих художников, среди которых Тициан, Ван Дейк, Рубенс, Рафаэль, Джорджоне, Дюрер, Веласкес и многие другие. Галерея Старых Мастеров отличается от других музеев тем, что сохраняет исторический тип развески картин в старинных рамах. Здесь не используют принцип разделения по школам. Картины в залах музея объединены по времени написания, тематике, стилистике.

На 1-м этаже сейчас находится и главная достопримечательность Дрезденской картинной галереи, шедевр итальянского Возрождения — «Сикстинская Мадонна» Рафаэля. Перед картиной и на диванчиках рядом наблюдалось столпотворение. Похоже, что для некоторых туристов основной целью посещения Галереи Старых Мастеров было сделать селфи перед «Сикстинской Мадонной». Побывать в Галерее Старых Мастеров я однозначно советую, только, конечно, не в спешке.

Холерный фонтан, или Фонтан благодарности …

В середине 19 века в Саксонии свирепствовала эпидемия холеры, не тронувшая Дрезден. В благодарность за чудесное избавление от этого страшного заболевания на Почтовой площади Дрездена был возведен Холерный фонтан (Cholerabrunnen), проект которого разработал Г. Земпер. Прежде на месте фонтана стояла готическая церковь, что и отобразил в своей работе архитектор – фонтан выполнен в форме готического церковного шпиля. У фонтана 40 струй, а в высоту он достигает 18 метров. Холерный фонтан – одна из немногих достопримечательностей Дрездена, уцелевших во время бомбежек в конце Второй Мировой войны.

Искусство — искусством, а организм хочет насущного… И не только заведения типа «М\Ж»… для желудка нашлось место для Баварских колбасок «под горчицей»… и естественно, — парочка бокалов пивка. Скажу даже более, — моя Супруга, которая если одним словом, — абсолютный трезвенник! — В Чехии и Германии стала «Алкашом похлеще меня»… Пиво стало её стандартным напитком вместо компотов, соков и прочей лабуды…

Статуя первого короля Саксонии Фридриха Августа I (Справедливого) создана скульптором Эрнстом Ритшелем в 1841-1843 году. Памятник представляет короля сидящего в кресле, причём левая рука короля опирается о книгу — свод законов. Этот памятник изначально располагался в Дрезденском Цвингере и позже переехал на место перед Японским дворцом на Дворцовую площадь. После реставрации памятник занял место пред фасадом дома земельных сословий, в котором сейчас располагается Верховный Земельный суд. В Дрездене после бомбардировок в феврале 1945 года, сгорел и Дом земельных сословий. Окончательное восстановление наружной части здания было завершено в 1993 году, внутренней в 2001. Открытие памятника прошло 29 мая 2008 года под гимн Рихарда Вагнера, который он сочинил по случаю открытия скульптуры в 1843 году

Крытый переход – из Дрезденского замка в Хофкирхе…

Панно Шествие князей…

Плиточное панно «Шествие князей» из мейсенского фарфора изображает конную процессию правителей Саксонии. Удивительно, но оно практически не пострадало во время бомбардировок. От самого большого в мире панно Шествие князей из мейсенских фарфоровых плиток так и веет историей. Находится оно в Дрездене. Здесь изображена торжественная конная процессия, которая отражает 1000-летнюю историю княжеского дома Веттинов, правящего в Саксонии. В составе панно 25000 плиток размером 20х20 сантиметров.

Они уложены бесшовно и изготовлены знаменитой Мейсеновской мануфактурой. «Фюрстенцуг» располагается на внешней стене галереи, которая составляет северную стену конюшенного двора Штальхоф (Stallhof) в комплексе дрезденского Дворца-резиденции. В 1589 году эта стена была украшена картиной, выполненной известковыми красками. На ее месте в 1872-1876 годах была создана картина в технике сграффито известным художником Вильгельмом Вальтером. Для того чтобы сохранить шедевр, в 1904-1907 годах изображение было перенесено на фарфор. Делалось это так: сначала картина была разбита на множество маленьких квадратиков, а затем перенесена на бумагу. Затем художники скопировали рисунки и перенесли их на заранее обожженные плитки с помощью специальных красок. Плитки обожгли еще раз. Во время бомбардировок Дрездена в 1945 году в феврале месяце панно не пострадало. Заменить пришлось только 200 плиток.

«Балкон Европы» … Терраса Брюля …

 

Терраса Брюля, по-немецки Brühlsche Terrasse — набережная реки Эльбы в центре старого Дрездена, которая простирается примерно на полкилометра между мостом Августа и мостом Каролабрюке. С начала XIX века имеет прозвище «балкон Европы».

Первоначально терраса была воздвигнута как часть фортификаций Дрездена в XVI веке. После переустройства графом фон Брюлем она потеряла своё военное значение. В 1814 году князь Николай Репнин-Волконский, который был генерал-губернатором Саксонии после её разгрома в Битве народов, приказал сделать террасу доступной для общественности, для чего со стороны дворцовой площади архитектором Г.Тормайером была построена широкая парадная лестница.

 

В конце XIX — начале XX века терраса была реконструирована: первоначальные постройки Брюля были заменены на современные здания, которые сегодня и определяют вид на Старый город со стороны Эльбы.

Традицию нужно блюсти! … омовение рожи (личика) и глоток воды из Эльбы …

 

С противоположного берега Эльбы на террасу Брюля открывается живописный вид, запечатленный на полотнах Каналетто Младшего и известный как «вид Каналетто». Правую сторону террасы формирует фасад Академии искусств с голубым куполом, колоннами, изобилием скульптур и золотой фигуркой Фамы – символом славы, издалека привлекающей к себе внимание. Вообще Академия искусств в Дрездене занимает целый квартал между набережной Эльбы и площадью Нового рынка — Ньюмаркет, но главный фасад находится со стороны сада на террасе Брюля.

Королевскую академию художеств основал в 1764 году Фридрих Кристиан – это первая высшая школа изящных искусств в Германии. Первым руководителем академии стал Шарль Ютен. Саксонский архитектор Липсиус создал проект здания академии в стиле историзма, что определило смешение многих архитектурных стилей: от необарокко до французского маньеризма.

 

На лестнице у северного входа на Брюлевскую террасу стоят четыре скульптурные композиции, символизирующих определенное время суток (композиция в целом так и называется — Vier Tageszeiten, то есть «Четыре времени суток»). Каждое время суток олицетворяют скульптурные группы из трех фигур, одной главной (мужской или женской, попеременно) и двух сопутствующих (детских).

Ташенбергский дворец…

Среди целой армии фавориток Августа Сильного самых известной и успешной была Анна Констанция фон Брокдорф. Она сумела околдовать своими чарами Августа так, что была возведена в ранг графини фон Козель, и специально для нее, по указу курфюрста, был построен роскошный дворец рядом с дворцом резиденцией. Средняя часть дворца была возведена в 1705-1709 годах, а в 1715 году дворец был окончательно закончен при участии архитектора Пеппельмана. Для того чтобы чтобы в любой момент иметь возможность беспрепятственно посещать свою фаворитку, Август приказал соединить эти два здания крытой галереей. По мнению современников, Анна-Констанция стоила любовнику столько же, сколько целая армия. Фаворитка постоянно сопровождала Августа. Смелая и искусная наездница, хороший стрелок, она, единственная из женщин, пускалась с ним в его путешествия и участвовала в охотничьих забавах. Тем не менее, у монарха было множество любовниц, и он вынужден был придумывать тысячи уверток, чтобы отделаться от назойливого наблюдения фаворитки. Впрочем, Анна-Констанция спала с ним каждую ночь и была так искусна в любви, что в ее объятиях Август забывал о своих других увлечениях. Восемь лет Анне Констанции удавалось удерживать Августа II Сильного около себя. И не просто удерживать, а оказывать на него определенное влияние. Со временем статус заурядной любовницы перестал устраивать новоиспеченную графиню фон Козель, и она стала вмешивалась в политику и управление страной, навязывая Августу свое мнение в решении государственных вопросов.

Её попытки оказывать влияние на польские дела вызывали раздражение при саксонском дворе, и все советники Августа в один голос стали убеждать его, что Анна Констанция стала опасной для политических целей. В 1716 г. графиня попадает в немилость, и решает бежать. Как гарантию своей безопасности, с собой она прихватила все документы, касающиеся их отношений с Августом, жалованную грамоту с указаниями пожизненных привилегий графини, а также другие документы интимного характера. Бегство оказалось неудачным: ее выдали, а позднее обменяли на прусских дезертиров. Остаток своих дней, целых 49 лет, она провела в заточении в башне крепости Штоль-пен. А дворец стал резиденцией семьи кронпринца. Для нового владельца в 1718-1719 годах дворец перестроили, а позднее в 1756-1766 г.г. расширили за счет пристройки левого и правого флигеля и зданий на заднем дворе. В феврале 1945 дворец был полностью разрушен и почти полвека пролежал в руинах, после чего был восстановлен, частично сохранив свой первоначальный облик. Вот так он еще выглядел в 1990. К восстановлению дворца смогли приступить только в 1994 году. Работы велись по первоначальным проектам Пеппельмана. После восстановления в бывшем дворце размещается отель класса люкс (Grand-Hotel Kempinski).

Верховный земельный суд (Oberlandesgericht)…

Во время страшного пожара, который бушевал в Дрездене после бомбардировок в феврале 1945 года, сгорел и Дом земельных сословий. После некоторой реставрации в здании разместился Зоологический музей, Музей минералогии и геологии, Земельное ведомство по охране памятников архитектуры, некоторые отделы Академии наук и Немецкая фототека. Сегодня здесь находится Верховный земельный суд (Oberlandesgericht). Окончательная реконструкция наружной части здания была завершена только в 1993 году, внутренних помещений— только в 2001 году.

Площадь Новый рынок (Ноймаркт)…

До бомбёжки в феврале 1945 года Ноймарктплац была одной из самых красивых в Дрездене. На неё выходили фасады многочисленных дворцов в стилях барокко и рококо. До 1530 года эта площадь с несколькими домами вокруг церковки располагалась за городской стеной, не считалась частью Дрездена, а была отдельным поселением. Церковка тогда называлась Zu Unser Lieben Frauen. В 1530 году деревушку включают в состав города, и у него образуется аж целых две рыночных площади. Для их различения ту, у Кройцкирхе, назвали Старым рынком, а эту, соответственно, новым. Дома на площади перестроили в популярном тогда ренессансном стиле. Следующий раз Ноймаркт перестраивали уже в XVIII веке при Августе Сильном. Здания приобрели барочные черты.

В феврале 1945 года произошла бомбардировка Дрездена. На площади Ноймаркта не осталось ни одного здания, всё было снесено огненным смерчем, когда температура накаливается до 1200 градусов по Цельсию. Чудом уцелел лишь памятник Мартину Лютеру.

Вместо Фрауэнкирхе была лишь груда развалин. Центр начали восстанавливать, но эти руины не трогали. И дело было не только в нехватке денег, а в том, что развалины служили напоминанием. Как остатки церкви кайзера Вильгельма в Берлине или церкви св. Николая в Гамбурге. Недаром, что все антивоенные демонстрации проводились именно здесь.

На площади Нового Рынка стоят два памятника. Ближе к Фрауэнкирхе размещён памятник Мартину Лютеру, а чуть поодаль — саксонскому королю Фридриху Августу II.

Фрауэнкирхе …

Фрауэнкирхе – церковь Богоматери – была построена в 1726-1743 годах по проекту архитектора Георга Бэра. Считалась самой большой протестантской церковью в Европе, чем саксонцы очень гордились. Строительство храма обошлось Августу Сильному в 288 тысяч золотых талеров.

Предшественницей Фрауэнкирхе была одноименная церковь, которая была построена на этом месте в 1472-1539 годах. К 1722 году эта церковь настолько обветшала, что для безопасности с нее даже сняли колокола.
Отличительной чертой собора был его огромный 12-тонный купол, в высоту достигавший 95 м. Хотя купол не имел дополнительных опор внутри здания, тем не менее вся конструкция оказалась на удивление прочной и устойчивой. По свидетельству очевидцев, в 1760 г., во время Семилетней войны, в купол попало более ста пушечных ядер, выпущенных прусской артиллерией (прусскую армию возглавлял Фридрих II). Ни один из этой сотни снарядов не причинил храму ни малейшего вреда — ядра просто отскакивали от купола.

Фрауэнкирхе была разрушена во время бомбардировки Дрездена британской авиацией. 13 февраля 1945 стоявший на площади Неймаркт памятник Мартину Лютеру снесло с постамента взрывной волной. Оторванные бронзовые ноги вождя немецкой реформации валялись отдельно. А огромный собор Богоматери каким-то чудом устоял. … Но на этот раз «каменный колокол» Фрауэнкирхе пережил старый Дрезден всего на два дня. В полдень 15 февраля, к ужасу разбиравших завалы горожан, собор с невероятным грохотом обрушился. Символ Дрездена стал грандиозной кучей строительного мусора с сиротливо торчащими к небу обломками двух галерей.
После окончания Второй мировой войны этот памятник архитектуры эпохи барокко, около полувека простоял в руинах. В январе 1993 году начались работы по разбору руин и археологические работы: архитекторы и реставраторы аккуратно разбирали развалины церкви на камни, фрагменты, осколки… Рядом с развалинами Фрауэнкирхе на длинных стеллажах было размещено более 8 тысяч пронумерованных фрагментов стен и перекрытий и более 90 тысяч камней стеновой кладки.
При разборке развалин применяли тонкую компьютерную технологию, с помощью которой определяли точное местоположение каждого «кирпича» в храмовом здании, сверяясь с детальным фотоописанием собора, составленном в 1942 году при последнем капитальном ремонте Фрауэнкирхе. Все, что очистили и признали годным к повторному употреблению (примерно треть материала) вновь пустили в дело. Фраунэкирхе так и собирали из фрагментов и кусочков, словно гигантский «паззл», вот собор и получился «рябым»: старые «кирпичи» — темно-серые, цвета пыли; новые — светло-бежевые.
Уже в 1994 году был заложен первый камень в основание церкви, которую дрезденцы решили возродить в первозданном виде «как Феникса из пепла». Все сохранившиеся камни и фрагменты разбомбленного здания были «тщательно интегрированы в новые стены, так что восстановленная церковь на треть состоит из исторического материала».
…новый позолоченный крест для Фрауэнкирхе отливали в Великобритании под руководством сына пилота британских ВВС, бомбившего Дрезден в феврале 45-го.
В октябре 2005 года состоялось торжественное открытие вновь рождённой Фрауэнкирхе…. теперь здесь проходят не только богослужения и другие культовые мероприятия, но и концерты церковной и классической музыки.

… к назначенному времени сбора на Театральной площади — мы успевали. Даже оставалось немножко времени на небольшой «перекус».  Просто предыдущие Баварские колбаски — очень сытные. … Как такового, — обеда у нас не было. Но, и есть не хотелось.

Заказали в кафешке только чашечку кофе (не вечно же пить пиво Супруге…) с скусненьким пирожным (мне тоже досталось — только понюхать)… … я же отделался только пивком…    … и с хорошим настроением поехали «домой» в Чехию… в Прагу…

 

… привезли туда-же, откуда забрали… … к вокзалу. … Сил уже не было, хоть и отдохнули в автобусе. Речи о том, чтобы ещё что нибудь посмотреть, — … даже не возникало. Просто пешочком двинулись к отелю… В очередной раз посмотрели на задницу Вацлава, …. который так и не слезал с коня…

… Зашли в подвальчик пивнушки… опять немножко перекусили с пивасиком…   Отель и … …и сборы чемоданов. Ведь завтра мы поедем в Австрию. В Вену….

 

 

Оставьте комментарий

Прокрутить вверх
Прокрутить наверх