2010. ЧЕХИЯ. Прага (Малостранская площадь, Вальдштейнский дворец и сады, Кафка, Чертовка, органный концерт, Староместская и Вацлавская площади). 26 апрель. 6 день.

Утро началось с «прикола». Всё действие от начала и до конца происходило на наших глазах……  Прямо перед нашими окнами отеля — небольшой овраг. Через него перекинут как-бы мостик (под ним только пролёт в виде водослива). Откуда там взялся мусорный контейнер — непонятно (место, вроде не для сбора мусора, а просто как пешеходный переход). Его кто-то поджёг. Может бычок бросил не потушенный, … а может и специально подожгли… Добросовестные граждане Праги — мгновенно вызвали «пожарную команду» … Не прошло и 5 минут, как приехали пара машин + скорая помощь и за пару минут потушили «своим запасом» воды из машины. Молодцы! Чётко-Слаженные действия и граждан … и спец. служб!

 

Этот день нужно было использовать «по-полной». Он у нас в принципе — последний экскурсионный день в Чехии, т.к. на завтра приобрели поездку в Германию. В Дрезден. Для всей группы путешествие в Праге закончится, а мы с Ириной уже смело можно назвать, — переходим в ранг более «крутых» путешественников … мы «задержимся ещё на 4 дня в Австрии. В Вене. Куда поедем — послезавтра….

Итак, — Солнышко уже сияло во-всей своей красе через наши тюлевые занавески в номере, когда наши глазёнки приоткрылись…- день обещал быть хорошим. К тому-же, что для меня было немаловажным, — простуда ещё больше отступила и мне не придётся через каждую минуту утыкаться в носовой платок для избавления от жидкости, называемой в медицинских кругах — соплями… (только через каждые 5-10 минут)…

Путеводитель — очень хорошая штука. Тем более, — если он (путеводитель) не брошюра «мелкого пошиба», а вполне приличная книженция в большом, толстом переплёте… Если его прочитать перед поездкой, то можно уже более-менее точно определить свои желаемые маршруты по городу и стране… Интернет, хоть и был уже прилично развит, но в туристической сфере ещё слабоват. Маловато было различных отзывов… предложений… сайтов…  Вот и просмотрев, бегло, картинки в нашем «толстенном» (из-за огромного веса книжки мы в будущих поездках будем всё реже и реже их брать)… — нам очень захотелось посетить Собор святого Микулаша в районе Мала Страна…

… топать пешком, стирать подошвы своих кроссовок и туфель… тратить драгоценные силёнки — нам не хотелось. Мы экономно … как говорят чехи «по-жидовски»… использовали железных коней с именем трамвай. Быстро оказались на Малостранской площади

… «накаркал» !!! Упомянул в тексте нашу обувь, — и вот на тебе… под скамейкой одиноко стоит чья-то туфля! … — для меня — неразрешимая загадка. Дело в том, что я уже несколько раз наблюдаю в Праге подобную картину, когда под скамейками, … перед входом в дома,… на тротуарах… — то, -один башмак… то, — пара…  — а то и множество пар старой обуви… У меня предположение, что у них существует какое-нибудь поверье или ритуал…

 

Малостранская площадь…

Чумной столб Наисвятейшей Троицы…

В средние века в Европе периодически вспыхивали эпидемии чумы, опустошавшие целые провинции. Одной из самых страшных для Праги трагедий стала моровая эпидемия 1713 г., во время которой вымерла пятая часть населения. В день Св. Вацлава (28 сентября) дневная смертность достигла своего пика — 285 человек, а после этого резко пошла на убыль. В этом событии был усмотрен знак свыше. Тогда недалеко от костёла Св. Николая находился костел Св. Вацлава, и малостранский магистрат дал торжественное обещание поставить на площади Чумной столб. Так появилась в 1715 году Марианская колонна (Чумной столб Наисвятейшей Троицы), установленная в благодарность небесным чешским покровителям и святой Троице за избавление от чумы. Огромный пьедестал изготовлен из песчаника и достигает 20 метров в высоту. На вершине пирамиды, инкрустированной черным и красным мрамором, находится символ Божьего ока. С южной стороны монумента расположен алтарь, остальные три части выполнены как емкости для воды, которые символизируют жизнь, милосердие и спасение. Над алтарём находится статуя Девы Марии, наступающей на змею, … ниже статуи чешских покровителей ( Святой Вацлав , Святая Людмила , Святой Прокопий , Святой Ян Непомуцкий и Святой Адальберт).

Церковь Святого Микулаша (Николая) …(Malá Strana)

(не путать с церковью на на Староместской площади с таким же именем…)

Костёл Святого Николая  – это барочный храм, расположенный в одном из самых популярных среди туристов мест Праги – в районе Мала Страна. Издавна этот район Праги был тесно застроен: здесь по границе главного на левобережье Влтавы рынка теснились жилые дома, школа, церкви, в частности, романский храм Святого Вацлава и готический Святого Микулаша.

Но после того, как эти земли были подарены ордену иезуитов, за заслуги рыцарей перед короной, проявленные в ходе битвы на Белой горе в 1620 году, все более ранние постройки были снесены. И на фундаментах старинных церквей было решено воздвигнуть новый собор. Но как часто случается в таких случаях, строительство сначала никак не могли начать, а потом оно затянулось на несколько десятилетий.

Только в 1673 году в основание нового храма был заложен первый камень, но уже в 1679 году Джовани Доменико Орси, главный архитектор собора умер. Его преемника Карло Лугато сменило в 1703 году семейство Динценгхоферов, династия прославленных архитекторов немецкого и чешского барокко.

Ее основоположник Кристофер Динценгрофер в 1703-1711 годах построил главный неф и впечатляющий задний фасад собора, его сын Килиан Игнац в 1737-1751 годах руководил сооружением алтарной части храма и его грандиозного купола, наконец, Ансельмо Лугато, зять Кирлиана Игнаца, в 1751-1756 годах добавил в архитектурный ансамбль высоченную колокольню.

Отделка интерьеров завершилась только к 1775 году, всего лишь за два года до выхода указа императора Иосифа II о роспуске иезуитского ордена.

К центральной части костела пристроено две часовни – слева от входа это часовня Святой Барбары, справа от входа – часовня Святой Анны. А увенчано строение колокольней, но в отличие от костела, колокольня, построенная в 1751-1756 годах Ансельмо Лураго, принадлежит городу.

Впечатляют размеры купола – его диаметр составляет 20 метров. Покрытый медью, за два с половиной столетия купол поменял свой цвет – он теперь зеленый, но это ни в коем случае не умиляет его достоинства, наоборот, выделяет его из тысяч себе подобных. А еще зеленый купол костела Святого Николая на Малой Стране считается одним из символов чешской столицы.

Внутри здания максимальная высота – 49 метров (то есть это самое высокое помещение во всей Праге).

Работая над интерьером храма, архитектор Килиан Динценгофер продемонстрировал свое мастерство, использовав в дизайне практически все экспрессивные ресурсы стиля Барокко, призванные подчеркнуть и усилить эстетический эффект – балконы, скульптуры, колонны, фрески, лепнину.

Карнизы, пилястры и колонны выполнены из искусственного мрамора (работа Эбенберга). Игнац Платзер поработал над мраморными скульптурами святых, установленными перед столбами. Под куполом установлены скульптуры Восточных Отцов Церкви (работа того же автора), размеры скульптур превышают реальный рост своих прототипов в четыре раза. Над алтарем, по соседству со скульптурами других святых, установлена выполненная из меди и покрытая золотом скульптура Святого Николая.

 

А еще храм интересен своими фресками. Так, на своде главного нефа размещена фреска, изображающая сцены из жизни Николая Мирликийского (эта фреска считается одной из крупнейших фресок мира, так как ее площадь достигает полутора тысяч квадратных метров, а ее автором является Кракера). Купол и потолок над органом украшают фрески художника Палко. На куполе также изображена сцена, когда открываются небеса, а Христос и Святой отец приветствуются хором святых. Чуть ниже того места, где размещен орган, можно видеть творения рук художника Джозефа Хагера.

К выдающимся произведениям барочной пластики можно отнести и скульптурную отделку интерьера, в первую очередь, установленные в среднокрестии собора монументальные фигуры отцов церкви работы Игнаца Франтишека Платцера и его же красивейший главный алтарь со статуей Святого Микулаша, а так же украшенную золотыми ангелочками кафедру, созданную Рихардом и Петром Прахнерами.

Заключительным аккордом интерьера является освещение, именно благодаря игре света (контраст между темным куполом и ярким освещением на самом деле впечатляет) пространство наполняется легкостью. Интерьер церкви Святого Микулаша пронизан завораживающей игрой света и цвета, прихотливо изогнутых линий и круглящихся поверхностей: дабы привлечь в католические храмы все большее количество верующих, архитекторы и художники, близкие к ордену иезуитов, искусно использовали разнообразные зрелищно-театральные эффекты.

В этом же храме построено сразу два органа. Их постройкой занимался Томас Шварц (его авторству принадлежит ряд органов в других костелах Чехии). Основной орган был построен в 1745-1747 годах, он насчитывает более 4 тысяч труб, причем длина некоторых достигает 6 метров.

Осмотр этого собора так же горячо рекомендуется всем фанатам Моцарта. Именно в этой церкви 5 декабря 1791 г. друзья Моцарта устроили символическое прощание с великим музыкантом, на которое пришло порядка 4000 человек. При жизни Моцарт был гораздо более популярен в Праге, чем в Вене, не смотря на то что он был австрийским музыкантом.

За клавиатурой роскошного – по звучанию и отделке – органа церкви, изготовленного в 1746 году, неоднократно сидел Вольфганг Амадей Моцарт, и именно в этом соборе в декабре 1791 года была отслужена символическая панихида в его память, собравшая такое количество пражан, что даже и на всей Малостранской площади камню некуда было упасть.

… нашёл ещё одну фишку в современной экономике. Инфлация, оказывается и в процветающей Эвропе есть! Вход в Костёл платный …  в книжке путеводителе — 100 крон … за пару лет возрос на пару лет… — мы уже заплатили по 120 CZK…

Вальдштейнский дворец и сады …

… Прекрасное летний день… время позволяет…Потихоньку… наслаждаясь красотой Пражских домиков… пройдя два-три квартала мы оказались ещё в одном уникальном месте…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Это сейчас там находится Сенат Чешской Республики, а раньше это был дворец Альберта Вальдштейна, дворянина и императорского военачальника. Он решил построить великолепный дворец недалеко от реки Влтавы в северной части Малой Страны, который своей красотой и великолепием затмит даже Пражский Град.

Строительство дворца началось в 1624 году.

Если забыть, что ты находишься в Чехии, то глядя на эту красоту окунаешься в древнюю архитектуру Италии. И удивительного ничего нет.

Над созданием великолепия этого дворца работал до конца своих дней итальянский архитектор Андре Спетц. Он успел сделать практически все, что им было задумано, но немного не успел. Андре Спетц умер в 1628 году. А строительство заканчивал его ученик и последователь Николо Себрегонди в 1630 году.

… Даже не знаю как обозвать то, что мы увидели… — Это не «вишенка на торте»…, пожалуй это похоже на кусок хлеба голодающему …

… прикольный оказался павлин! Он как будто чувствовал, что является объектом фото и видео съёмки…  крутился налево…направо… и даже свою задницу показывал с гордостью…

 

… мы только потом догадались, что подобными танцами этот павлин привлекал самку, которая «подглядывала» за ним из соседнего вальера\клумбы…

 

… очень сожалею, что возможности интернета и сайтов конкретно, — не позволяют загружать много фото и тем более видео. Мы постоянно стараемся с Супругой дублировать фотографии и видео-съёмку. Дома по-прошествии времени создаём свой «домашне\семейный» фильм, где позволяем себе всё. Включая русскую народную лексику… Я не зря упомянул о лексике… Это божественное создание с именем Павлин, — матерится не хуже заправского грузчика в порту … его «райский голосок» чем-то напоминает одновременно рёв падающего в пике самолёта и рычание льва, у которого отнимают кусок мяса…

Церемониальный Рыцарский Холл украшен фреской, написанной Baccio del Bianca и изображающей Вальдштейна в образе Марса, бога войны, триумфально правящего колесницей. Высота этого великолепного холла составляет высоту двух этажей.

Альберт Вальдштейн прожил в своем дворце всего год. Он был убит по приказу императора в 1634 году. Однако на создание своей жемчужины он потратил достаточно много денег, создавая тот самый неповторимый интерьер, покупая красивейшие убранства для дворца: дорогие ковры, гобелены и мебель. Практически вся мебель была изготовлена известными мастерами Италии и Голландии и привезена за немалые деньги во дворец.

Однако в Вальдштейнском двореце из той роскоши практически ничего не осталось, потому что почти все ценности были взятии шведами в 1648 году как добыча, полученная во время войны.

Дворец оставался во владении семейства Вальдштейнов до 1945 года. Потом здание перешло во владение Чехословакии. Сейчас там находится Сенат Чешской Республики.

Говорят, что перед Дворцом Валенштайна появляется безголовый глашатай-призрак.

В те далекие времена он будил Альберта по ночам своими криками однажды хозяин дворца приказал отрубить голову глашатаю. … Иногда можно увидеть полного мужчину, который отказался дать нищему кусочек хлеба…

Для строительства дворца и сада в 1623 году было снесено 7 садов, 22 дома, кирпичная фабрика и дворец Трчков. Площадь Вальдштейнского сада составляет 1,7 гектар. Над великолепием комплекса в свое время трудились лучшие архитекторы Италии Джованни Пьерони, Никола Себергони, Андреа Спецца. Проект воплощен в жизнь в стиле барокко.

Но не дворец, а сам сад стал главной достопримечательностью этого комплекса. Построенный в 1629 году по заранее спроектированному плану, Valdštejnská zahrada представляет собой 2 геометрически правильных участка разного размера. На территории одного участка находятся бассейн и оранжерея. На другом участке большего размера расположена величественная лоджия с партером и огромный водоем.

 

Самым загадочным объектом на территории является сталактитовая стена на юге парка, так называемый «садовый маньеризм». Это рукотворное архитектурное строение относится к XVII веку. Стена являет собой контраст естественной красоты и искусственной среды. Когда-то поблизости от «сталактитов» был зверинец, но от него сохранились лишь вольер и филины.

 

Парк поражает своей красотой и гармонией восприятия. Прозрачный пруд с островом посередине – одна из множества достопримечательностей. На острове находится одна из фигур знаменитого скульптора Адриена де Врие. Остальные фигуры расположены в определённом порядке вдоль аллей парка. Скульптуры изображают сцены античности, различных богов, зверей. Особое внимание к себе привлекает красивый фонтан с бронзовой фигурой Венеры.

По парку свободно разгуливают, как полноправные хозяева, павлины разных расцветок. Они привыкли к посетителям и не пугливы, но к себе не подпускают. В пруду с чистой водой плавают семейки золотых рыбок, которых можно покормить.

В 2012 году была закончена полная реконструкция Вальдштейнского сада и дворца. Сейчас это единственное сооружение светского характера эпохи барокко в Чехии, реконструированное не только для нужд правительства, но и для бесплатного посещения туристами.

Сад не является туристическим объектом, но всегда рад посетителям с апреля по октябрь. Именно в апреле зацветают магнолии, и воздух наполняется чудесным ароматом.

… двор музея Франца Кафки …

В Праге сосредоточены самые интересные, таинственные и мрачные музеи Чехии. Одним из таких есть музей Франца Кафки, который полностью посвящен жизни и творчеству загадочного писателя XX века. Франц Кафка одновременно любил и восхищался городом, но при этом его ненавидел. В музее гармонично переплетается творчество писателя и история Праги. Но чувствуется некая таинственность и мрачность этого места, все как в произведениях, которые сейчас известны во всем мире. Музей Кафки был открыт благодаря деятельности испанца Хуана Инсуа. Культуролог организовал серию выставок, которые были посвящены определенным городам и писателям. Такие музеи были открыты в Барселоне, Нью-Йорке и на родине писателя – в Чехии. Официально открыт музей Франца Кафки в 2005 году в здании кирпичного завода.

Знакомство с музеем начинается еще со двора, где представлены скульптуры известного в Чехии эпатажного творца – Давида Черного. Скульптуры в виде двух полностью оголенных мужчин находятся в фонтане, который напоминает очертание Чехии. Мужчины на воде «выписывают» слова и каждый из посетителей может отправить сообщение со словом, которое через некоторое время появится на воде. Телефонный номер находится возле бронзовых скульптур. Давид Черный славится своими необычными и скандальными скульптурами, поэтому неудивительно, что именно он создавал проект скульптур во дворе музея Франца Кафки. Бытует мнение о том, что скульптор хотел передать противостояние Брно и Праги, но многие сторонники другого понимания.

… дотопали до моей любимой улочке Винарна Чертовка (Vinárna Čertovka), которая является самой узкой улочкой в Эвропе. Подробно о ней написано в первый день нашего присутствия в Праге — повторение, хоть и мамка учения, но всему есть предел… … а вот фигурки ведьм, приведений… — всё можно посмотреть в куче ближайших сувенирных магазинчиков…

 

… в тыщу-мульён-сотый раз вышли на Карлов мост … … всё оставалось по-прежнему… художники, музыканты, скульптуры… толпа народа…

 

… мы потихонечку подбираемся к Староместской площади … зашли в приглянувшуюся кафешку и немножко перекусили. Супруге было достаточно чашечки кофе с пирожным, а я уже начал превращаться в нормального человека поборовшего простуду… и поэтому решился отведать супчика с хлебной рагулькой … пивко? — ну, это само-собой!

 

… прошли через блошиный рынок в Старом городе…

 

Староместская площадь …

… за прошедшие дни ничего не изменилось на площади … те же толпы народа… та же церковь Святого Михаила …

 

… те же часы на Пражских курантах на башне Староместской Ратуши…

… и Жид по-прежнему сжимает покрепче руками кошелек, Смерть дергает за веревочку и раздаётся звон колокольчика…  смотрит на турка, тот — лишь качает головой, … Тщеславие любуется на себя в зеркальце… и этот мини спектакль происходит каждый час. (нам пришлось минут 10 простоять — подождать) …

 

… надо быть до конца честным — новшество всё-таки было! Неизвестно откуда … подъехал неизвестно какой конструкции драндулет с очень симпаптюлечным парнем, который издавал счастье на лице…

 

… так же, — откуда ни возьмись появилась передвижная лавка с продажей столь полюбившихся в Чески Крумлове — трдельниками … купили!  …  а через несколько минут, я обнаружил, что моя дивчина — Супруга… насмотревшись на жида с Пражских курантов… заразилась от него тяжёлой болезнью — Жадность!… и не угостила милых лошадок, смотрящих на неё голодными глазками …

 

Йозефов (еврейский квартал)…

Старое Еврейское кладбище … «Starý židovský hřbitov» …

-Но ведь в России есть евреи? — сказал он (мистер Бурман) осторожно.

-Есть, — ответил Паламидов. — Значит есть и вопрос? — Нет. Евреи есть, а вопроса нету.

(Илья Ильф, Евгений Петров «Золотой теленок»)

Здесь хочется начать с предисловия в виде оправдания. – Никогда не был националистом! Всегда придерживался простой истины, что у каждого народа и народностей есть как масса превосходных людей (их абсолютное большинство) … так и куча дерьма в разных формах и проявлениях. Да, — у разных народов есть свои, присущие именно им черты, которые у других вызывают различные эмоции… кому-то присущ маленький рост… у кого-то другой цвет кожи… разный разрез глаз… кто-то более или менее гостеприимен… кто-то ест лягушек, а других «воротит» от гречки …  Я это пишу из-за нынешней тенденции на всё ставить штампы и раскладывать по каким-то полочкам. … Ну, почему я не должен негров называть неграми, ежель, во-всём мире эта расса людей называется «негроидной»? Почему я должен называть свой район Бескудниково в Москве – «Бескудниковский», если весь район произошёл от деревни Бескудниково, а не Бескудниковская (кий). И слово Москва в моём понимании – не всегда должна склоняться… я родился в городе МосквА, а не в МосквЕ… — знаю, — меня сейчас быстро «заткнут» любители «чистописания». Я и не спорю. Это моё – личное!!!

… это я к чему изъясняюсь? К вопросу о слове «жид». Мы сейчас совершим прогулку по Еврейскому кладбищу. Почему, если я открою любые карты и посмотрю на называние Еврейского кладбища, то увижу строки «Starý židovský hřbitov». Придурком я себя не считаю… и читая латинский шрифт на кириллицу озвучу как Старое ЖИДОВСКОЕ… Почему я не могу произносить это слово?! Я не хочу кого-либо оскорбить. И к евреям, абсолютно нормально отношусь…

Итак, мы решили уничтожить пробел первого дня, когда в Еврейском квартале были, а на «достопримечательность» этого района так и не зашли…

… «Евреи, живущие ныне в Праге, себя к таковым не причисляют. Полностью ассимилировавшись, считают себя чехами или моравами. Те немногие, что выжили в войну, в основном эмигрировали в Америку. Правда, есть и ортодоксы. Около 20 тысяч. Их права не ущемляются никоим образом, и в наше непростое время они живут точно так же, как и прочие граждане».   https://trampic.com/за-горами-за-морями/чехия/прага/в-царстве-голема

Что ж, информация, интересная. Как интересен и сам факт наличия в Праге так называемого Еврейского Города, представляющего собой комплекс исторических архитектурных памятников, сохранившихся с давних времен. В том, что они существуют, нет ничего удивительного. Ведь еврейские традиции в этом городе стары почти так же, как и сам город. Считается, что начало иудейскому присутствию положил еврейско-арабский купец Ибрагим Бен Якоб, чей караван, державший путь с Востока на Запад, обнаружил в середине X века «город с каменными домами».  И вскоре у подножья Градчан поселились первые евреи-торговцы. Их никто не трогал до конца XI века, пока христиане, вняв призыву папы Урбана II к Первому крестовому походу, не стали грабить еврейские поселения, насильно крестить их обитателей. Тогда местные власти для «защиты» евреев выделили городской квартал, вокруг которого со временем выросла стена с воротами, запиравшимися на ночь. Так во второй трети XIII века возникло самое настоящее гетто, отнявшее право свободного расселения, но отнюдь не спасавшее от последующих погромов. В течение многих столетий внутри этого огороженного пространства, ставшего настоящим городом с улочками, домами, синагогами, где имело место самоуправление, где была собственная администрация и примас (общинный староста), шла своя жизнь. Население гетто, несмотря на замкнутость, имело весьма высокий образовательный уровень.

А это Высокая синагога, слившаяся с ратушей

Над ее северным фасадом которой во время реконструкции появилась малая башня с необычными часами в тимпане. По буквенному циферблату древнееврейского алфавита стрелки бегут в обратном направлении, словно приглашая оглянуться и увидеть события, имевшие место давным-давно.

Еще в XI веке возникла знаменитая пражская ешива, готовящая талмудистов, в которой преподавали знаменитые ученые и раввины; в XVI веке появилась первая в Центральной Европе древнееврейская типография. Но евреи не могли считать себя свободными. Их правоположение зависело от отношения короля, ибо они считались одновременно и его подданными, и его имуществом. Правитель мог, например, дать своим кредиторам обещание возместить убытки при ближайшем погроме. И хотя такие «мероприятия» проводились здесь не столь часто, нежели в других землях, выглядели не менее безобразно. Предлогом же для погрома могло послужить любое обстоятельство, требовавшее денег или «выброса пара». Крестовые походы, голод, эпидемии… Незавидное положение обитателей гетто усугублялось перенаселенностью, способствовавшей повышенной смертности в чумные периоды, во время пожаров, которые с легкостью пожирали  нагромождения деревянных построек, при наводнениях, затоплявших низко расположенную местность. Многое переменилось в XVI веке с присоединением Чехии и Венгрии к Австрии, когда во главе империи стали Габсбурги. Короли, нуждаясь в деньгах, все глубже и глубже залезали в долги к еврейским банкирам и ростовщикам. А это давало последним определенные возможности.

Так Мордехай Майзел, чьими услугами пользовался эрцгерцог Рудольф II, используя ситуацию, сумел добился ряда привилегий, обеспечивавших евреям стабильность. Майзел, вместе образованнейшим человеком своего времени Йегудой Левом бен Бецалелем, чья статуя гордо взирает на прохожих с угла Новой ратуши, основал талмудистскую школу, где среди прочих наук изучали и ренессансную. Однажды в субботу, после того, как ее муж ушел в синагогу, жена рабби решила использовать Голема на домашней работе. Он неожиданно взбунтовался и стал крушить все вокруг. При этом одна из стен обрушилась и придавила буяна. Его лопнувшее тело стянули металлической лентой. Но нрав гиганта испортился. Его потянуло на разрушения. Ничего не оставалось, как, лишив его «Знака жизни», обратить в прах, который был захоронен под кирпичным фронтоном Староновой синагоги.

Считается, что именно Голем дал К. Чапеку идею разработки драмы «R.U.R», где главными действующими лицами являются искусственные люди, названные роботами. Два раза, в середине XVI и середине XVIII веков, еврейское население сгонялось с этой земли. Но такого рода указы всякий раз сказывались на состоянии экономики и торговли. Под давлением как самих евреев, так горожан, в основном, дворянства, соответствующие указы отменялись. Все возвращалось на круги своя. Положение населения Еврейского города в корне изменилось во время правления Йозефа II, сына Марии-Терезии, издавшего в 1781 году манифест веротерпимости в духе просвещенного абсолютизма, улучшившего правовое положение евреев. (В самом деле, обладателями полных гражданских прав они стали лишь после революции 1848 года). Тогда была снесена стена вокруг гетто и те, у кого были деньги, получили право строиться в любом месте. Сотоятельные люди стали покидать гетто, рассредоточиваясь по городу. В 1850 году еврейский квартал был переименован в Иозефов, в честь того самого императора, и административно объединен с Прагой. Интересно, что к этому времени немалая часть евреев, вступив в брак с людьми других национальностей, ассимилировалась и перешла на чешский или немецкий язык.

Еврейский же Город, в котором к концу XIX века к оставшейся бедноте подселились неимущие со всех концов Праги, превратился в грязное место с маленькими узенькими улочками, темными дворами, полуразрушенными домами, множеством кабачков и публичных домов. Оно стало бельмом на глазу города, и император Франц Иосиф в 1893 году подписал «Закон о санации», в соответствии с которым начался снос зданий под новые постройки. Этими постройками стали первые дома в стиле «модерн» на новой Парижской улице, появившейся после возвращения пражан со знаменитой Всемирной выставки, состоявшейся в 1900 году в Париже. Чехи были в таком восторге от столицы Франции, что решили привезти ее кусочек к себе домой.  Так появились Эйфелева башня и Пражская улица, на которой сейчас находятся модные бутики, рестораны, знаменитый черный театр «Имидж». И, тем не менее, в начале ХХ века гетто еще существовало. Оно произвело на Альберта Эйнштейна, одно время жившего в Праге и преподававшего в 1911-12 годах на естественном факультете немецкого университета, такое удручающее впечатление, что он впервые во всеуслышание заявил о своей принадлежности к еврейскому народу, хотя мог этого не афишировать, ибо был женат на сербке, а его дети были крещены. Когда большая часть бывшего гетто была разрушена, пражская интеллигенция, спохватившись, написала петицию о прекращении сноса значимых зданий Еврейского Города. Она считала, что их необходимо сохранить в качестве исторических памятников. И сегодня там стоит 6 синагог, из которых лишь Старонова, самая древняя в Восточной Европе, используется по прямому назначению. В ней проводятся богослужения, во время которых одно место, расположенное справа от алтаря, некогда принадлежавшее рабби Леву, не разрешается занимать никому. В пяти других синагогах — музеи. Пинхасова, с ритуальной миквой в подземелье, стала памятникам жертвам нацизма. По ее стенам от потолка до пола написаны имена 77297 жертв из Чехии и Моравии. Надо отметить, что все эти исторические памятники обрели новую жизнь уже после 1989 года.

В социалистический период все они были закрыты и весьма запушены. В этом месте находится и старинное кладбище, самое старое в Европе, на котором прекратили хоронить при Иосифе II, издавшем указ, о том, что подобные места должны находиться за городской чертой, на расстоянии не менее 5 километров. Это же, со стоящими вкривь и вкось надгробными плитами из-за того, что здесь было произведено 200 000 захоронений в несколько слоев (еврейская религиозная традиция запрещает нарушать покой умерших,  поэтому на кладбище привозились все новые и новые слои земли, в некоторых местах оказалось 12 погребальных пластов),  стало культовым, а одновременно и туристическим объектом. Здесь за день проходят сотни посетителей, оставляя на старинных могилах камушки и записки с сокровенными просьбами. Обойти в один раз все кладбище, рассмотрев 12 000 надгробий никому не под силу. Да в этом нет и необходимости. В основном посещают самую древнюю могилу поэта Вигдора Кары, датированную 1439 годом, могилу рабби Лева под знаком Льва и другие наиболее интересные памятники с символами, имеющими отношение к фамилии или профессии усопшего. Там же находится здание Похоронного братства, построенного на месте обрядового домика, где готовили к отходу в другой мир. Ныне это музей погребальных обрядов и традиций. А в здании, стоящем справа от входа, теребящая душу, выставка детских рисунков из концлагеря Терезин.

Кстати, как не парадоксально, но тем, что это место существует сегодня, в определенной степени, мы обязаны Третьему рейху. Считая, что после «окончательного решения еврейского вопроса», когда будут истреблены все евреи мира, и об этой нации можно будет говорить лишь в историческом аспекте, потомкам не безынтересно будет узнать о данной этнической группе, познакомиться с некогда принадлежавшей ей атрибутикой. А потому был издан приказ о том, чтобы в Прагу со всех концов страны доставлялись предметы культа и исторические документы для «Экзотического музея исчезнувшей расы». Так возникла в этом месте самая большая коллекция предметов еврейского быта и культуры в Центральной Европе. Интересно, что Кафка единственный из весьма мощного пласта еврейской интеллигенции, успешно интегрировавшийся в культурную, научную и общественную жизнь Праги в первой половине ХХ века, удостоен такого почитания. С оккупацией Чехии еврейская община практически прекратила свое существование. Те, кому удалось эмигрировать, — выжили, кому не удалось уйти — были поголовно истреблены. Немногие, еще до войны связанные какими-то узами с не еврейским населением, примкнули к местному движению Сопротивления. Кое-кто оказался в чехословацкой армии. А когда война окончилась, в родные пенаты из беженцев вернулись немногие. Людей останавливало неопределенное будущее страны при новом непонятном строе. И те, что остались за рубежом, поступили исключительно верно, ибо большинство вернувшихся пало жертвой сфабрикованных политических процессов 50-х годов. Ещё один интересный факт – в дальнем углу кладбища… возле стены находится маленькое надгробье, осевшее под землю и заросшее плющом. Надпись на нём прочитать невозможно, но старые люди утверждают, что в первых словах было упоминание о собаке. Рассказывают, что однажды кто-то бросил через ограду кладбища мёртвого пса, желая осквернить священное место. Но мудрый раввин Лев сказал, что всё, что попало на кладбище, должно там остаться. И пса похоронили среди людей.

Пражский метроном …

Пражский парк Летна знаменит тем, что в 1955 году здесь был установлен и довольно быстро демонтирован памятник Сталину, проект работы Отакара Швеца. Сегодня на месте памятника Сталину установлен огромный метроном, открытый в 1991 году. Пражский парк Летна (Letná) или Летенские сады (Letenské sady) знаменит тем, что в 1955 году здесь был установлен и довольно быстро демонтирован памятник Сталину, проект работы Отакара Швеца. Он был настолько огромен, что для демонтажа его пришлось взорвать, а затем раскалывать по частям. Об открытии памятника существует интересная история. Отакар Швец перед открытием ехал в такси и осведомился у водителя о его отношении к памятнику. На что водитель сказал, что скульптурная группа выглядит так, словно партизанка положила руку на причинное место воина, и не миновать скульптору скандала. Приехав домой, скульптор свел счеты с жизнью, а в СССР сообщили, что автором этого памятника является чешский народ. Сегодня на месте памятника Сталину установлен огромный метроном (Pražský metronom), открытый в 1991 году. Словно повторяя судьбу памятника, он не избежал некоторой двусмысленности. Перед вступлением страны в Евросоюз на одной из его сторон чехи прикрепили надпись «да», а на другой – «нет». И метроном вместе с населением страны некоторое время в нерешительности колебался. 23-хметровый метроном был сделан по проекту известного художника Вратислава Новака. С площадки, где установлен метроном, открывается чудесный вид.

 

Концерт органной музыки в Костёле Святого Франциска Ассизского…

… потихоньку дело подходило к вечеру, а в голове ещё скрежетал звук не услышанного органа Баха… нет, конечно не самого дядьки Иоганна Себастьяна Баха или тёзки Ваньки Иоганна Штрауса, а их нынешних продолжателей … Всё дело в том, что ещё в первый наш день в Праге… спустившись с моста Карла… на площади Крестоносцев …  мы видели двух мужичков, которые своими длиннющими трубами (если не лень – их фото в первом дне) протрубили в наш мозг желание посетить концерт органной музыки в Костёле Святого Франциска Ассизского…

Припомнили, что время исполнения как раз подходит и решили рискнуть. Быстренько вскочили на уходящий уже трамвай № 17, благо остановка находилась рядышком… …с ветерком прокатились до Карлова моста… быстренько купили билеты прямо у дверей Костёла и … …и сели на длинные деревянные скамейки…

Конечно-же нашим задницам требовались более мягкие «посадочные места», но так как весь концерт длится всего лишь час – решили потерпеть (не мы, конечно. Наши задницы нам об этом доложили…).

… вообще с музыкой у меня нет никаких проблем. Я в ней полностью не разбираюсь! Для меня просто есть музыка, которая «так себе» … музыка от которой меня «воротит» … и та, в момент её звучания «по телу бегают мандавошки». Всё дело в том, что ещё в раннем детстве на мои уши сел и придавил, не один медведь как многим, а галопом пробежалось стадо бурых и белых …

Классику я в большинстве просто недолюбливаю. «Воротит» … Многие классические музыкальные произведения просто «пропускаю мимо ушей» как будто их и нет – вовсе… Но, вот если звучит орган … — частенько «мандавошки» просто плодятся одна за другой, начиная от пяток и заканчивая кончиками ушей …

Сам костел в своем нынешнем виде был возведен в конце XVII века, а первая церковь на этом месте была заложена еще в 1252 году. Примечательно, что этот храм до сих пор принадлежит чешскому ордену Рыцарей Креста с Красной Звездой. Внутри он оформлен очень красиво. Скульптуры, картины и фрески, как нетрудно догадаться, посвящены героям и событиям христианской мифологии.

Фотографировать, хоть было и разрешено, но щёлкать затвором фотоаппарата во время концерта, как-то неприлично. Могут и «по шее дать» … Поэтому фотографий из Костёла домой привезли «раз-два и обчёлся… да и видео лишь на несколько минут… …просто не успели мы сесть (последние ряды скамеек) – концерт начался.

…Помимо собственно органиста, в музыкальном действе принимали участие трубач и сопранистка, находившиеся на той же трибуне, что и главный инструмент. Сам концерт длился час, как я уже написал, а композиции игрались в такой последовательности, что ее условно можно было поделить на три трети. Каждая из них состояла из четырех вещей, среди которых четвертая была известным произведением одного из известнейших классиков, а три первых были плодом работы композиторов, чьи фамилии в меньшей степени на слуху, — в основном, чешских.

Удовольствие от прослушанного получили огромное. Добавлю, что в храме установлен уникальный барочный инструмент – второй по возрасту в Праге (1702 г.). За долгие века он видел немало известных музыкантов; на нем играли Моцарт и Дворжак…

вечерняя Староместская площадь…

…уже несколько раз мы на этой площади были … и в этот день — были… просто нам было более удобно идти к нашему отелю… … заодно можно и чешских бомжей пофотографировать. Причём с Эвропейской маркировкой — с собачкой. (видимо, жалости у прохожих вызывает больше … больше и монеток оказывается в разложенной тюбетейке…)

 

… ещё одна дилема в поезках\путешествиях в «импортные» страны: — часто возникает потребность в штативе. Когда хочется запечатлеть какие нибудь панорамные снимки и в вечернее время. Тогда штатива у меня вообще не было … купил его только для поездки в США. Но, и позже — не возил с собой, так как хоть он и не тяжёлый, но когда таскаешь лишние граммы целый день… — копыта можно заблаговременно отбросить…

Вот и сейчас, на Староместской площади — виды обалденные… Красивая подсветка… но, фотографий — нет. Приходится без фото… без «лишних» остановок передвигаться к Пороховой башне …

 

… на Вацлавской площади нас соблазнили огурчики и Венские колбаски (а может и не Венские …) … вроде не беременные… но, на солёненькое потянуло!

 

… совсем недалеко от площади с Вацлавом на коне «разогретые» перекусом огурчиков и колбасок… решили поесть более основательно, но и отъедаться на ночь.

… спустились в подвал дома в какой-то пивной бар… заказали лёгкую закуску к пивасику… и «отвели душу» насладившись шикарным пивом…

 

… в состоянии «навеселе» мы всё же допёрли до хаты… т.е. до отеля … и два уставших туриста погрузились в сладкий сон …

Оставьте комментарий

Прокрутить вверх
Прокрутить наверх