= Бельгийская аристократическая музыка =
(*) – дабы сократить длинное название заголовка страницы (требования к сайту) поставил значок (*). Под ним подразумевается, что основная часть была посвящена БЕЛЬГИИ … день прилёта был посвящён Кёльну (Германия), день вылета – Дюссельдорфу (Германия) и один день ездили в Люксембург (Люксембург).
Скульптура-фонтан «писающий мальчик»… (Маннекен Пис)… (manneken-pis)… (Малый Жулиан)…
Даже не знаю, что более популярно у туристов, посещающих Брюссель. Реальный шедевр архитектуры и зодчества – историческая площадь Гран Плас или раскрученная в массах обыкновенная скульптурка в виде писающего ребёнка? Спорный вопрос, — это однозначно. Ведь раскрутили до безумия отличную картину Леонардо «Монька Лиза». Да шедевр, но считаю, есть тысячи картин не хуже, а скорее и лучше… Ведь люди специально идут в Ленинграде к «Чижику Пыжику» … или вопиющий самострой прошлого века – стоунхендж, который залили из бетона и до сих пор впаривают тупым туристам в виде исторического шедевра… Подобных примеров – тыща мульёнов сто!
Вот и мы, после Гран Паласа прошли пару кварталов на пересечение улиц Этюв и Шен (Rue de l’Étuve и Rue du Chêne – улиц Банной и Дубовой в нишевом углублении створа двух домов), где и находится этот Символ Брюсселя или низкопробный «шедевр» (специально Символ написал с большой буквы, так как это реальность).
Официальных сведений возникновения скульптуры нет. Специально лазил по страницам трёх путеводителей и кучи сайтов в тырнете. Все данные – вилами на воде писаны! Версий и домыслов пруд-пруди. Кто-то утверждает, что это был 15 век, кто-то называет дату 1388 год, у другого 1377-ой. Но, вот более точно известно – изначально скульптура была из камня, а современная статуя была заказана придворному скульптору Джерому Дюкенуа в 1619 году, и он сделал её бронзовой. Сейчас стоит копия. Оригинал был конфискован французскими солдатами в 1747 году.
Как и положено древнему памятнику Манекен Пис обрастает легендами и преданиями.
Первая легенда – одна из самых популярных среди брюссельцев – повествует о том, как храбрый мальчик Юлиан затушил зажженный фитиль вражеских бочек с порохом этим самым способом, предотвратив взрыв вокруг городских стен. За что благодарные жители увековечили героя в памятнике в момент совершения подвига. Сами местные жители считают, что достопримечательность отражает их непокоренный бунтарский дух.
По второй — «военной» версии — один ребенок таким своеобразным способом потушил боеприпасы, подожженные для подрыва городской стены. В итоге его подвиг был увековечен фонтаном.
Третья легенда связана с трогательной историей. Отец на рынке потерял сына, уже почти отчаялся найти его, как вдруг увидел сынишку, который просто писает. В честь радостного нахождения оригинальный памятник. Т.е. скульптору-фонтан заказал отец пропавшего мальчика, который затем обнаружил его именно на том месте, где сейчас стоит фонтан.
В ещё одном варианте легенд речь идёт о волшебнице Гудуле, красотой которой вдохновился знатный вельможа, и, бросив, семью стал добиваться любви Гудулы. В наказание за дерзость, Гудула наложила чары на маленького сына, повелев, чтобы он всегда оставался маленьким и мочился в пеленки. Страшно и непонятно одновременно, и опять же вопрос: почему за грехи родителей пострадал ребенок? Средневековье, однако …
Тем не менее историки склонны считать, что работа Дюкенуа — «ремейк» уже стоявшего монумента, который впервые появился в Брюсселе еще в XIV веке. Чтобы ни ведали легенды, мальчик полюбился Брюсселю. Несмотря на то, что символ города часто похищали, памятник возвращали на место. А когда вернуть не удавалось, ставили новый.
Рость – всего 60 см. Вес – 17 кг. В «простые» праздники его одевают в «простые» наряды. Если праздник, как считают бельгийцы «весомый» — вместо мочи (воды) из его бронсбойтика течёт или вино, или пиво.
Сам памятник ограждён красивой кованной оградкой, поэтому близко не подойти. Нам просто повезло и пред нами предстал «голый» мальчик. Но, обычно его во что-нибудь одевают. В специально сшитые к празднику костюмы. Король Франции Людовик XV первым представил Манекен-Пис в костюме, вышитом золотом. Их сейчас в Королевском музее, утверждают, — уже больше 800. Расписание смены костюмов можно прочитать на ограде фонтана — этот перечень составляет специальная организация «Друзья Писающего мальчика». Можно и на его официальном сайте. Поэтому спланировать свой визит, чтобы посмотреть на претворение в жизнь оригинальной традиции.
А вообще, этот «манекен пис» в Брюсселе везде! Это уже настоящий культ личности! Разных размеров сувениры, вплоть до размеров взрослого ребёнка… шоколадные и вафельные… в виде штопоров и пробок для бутылок … от пластмассовых до съедобных. Иногда меняются даже позы, но смысл не меняется: вы тут делайте что хотите, а мне на вас – нассать!
Сделали брюссельцы ещё две пародии – писающую девочку и писающую собаку, но нам это было уже не интересно …
Прежде чем подойти к следующей достопримечательности – церкви св. Николая, выставляю небольшую фото зарисовку улиц и домов Брюсселя, просто повстречавшихся нам на пути …
Вроде, — простой фонтанчик. Но, какой глубочайший смысл в маленькой скульптурке на ней, если не ошибаюсь названной «Брюссельские слепцы». Масса мыслей возникает, когда в неё вглядываешься… тут и Брейгель … его буквы для слепых … и изречение, что когда слепой ведет слепого то оба, упадут в яму …
церковь Святого Николая (Église Saint-Nicolas) …
От сердца Брюсселя – Гран Пляс и «мочевого пузыря» города – писающегося мальчика до церкви св. Николая – рукой подать. Она находится почти сразу за зданием фондовой биржи. К церкви вплотную прилегают старинные дома. Поэтому и церковь в своём плане не симметрична, так как места для строительства было немного, и её буквально встроили между более ранними зданиями. Конечно, сейчас вокруг неё уже не те самые домики, но планировка осталась та же …
Этой церквушке уже почти 1000 лет, но на сегодняшний день мало что осталось от того здания в романском стиле, которое было возведено в далеком 11 столетии. Церковь возведена в бывшем квартале купцов и построена их на деньги в честь покровителя торговли Святого Николая в 1125 году. В 1367 году была разрушена башня церкви во время бури, но потом восстановлена. А спустя почти столетие, в 1490 году при расширении левого придела нефа, была добавлена часовня Нотр-Дам де ла Пэ.
В 14 веке был сделан ремонт и фасад полностью переделали под готику. В 1579 году она была повреждена во время религиозных столкновений между католиками валлонских провинций Нидерландов и протестантами северных провинций. Спустя столетие, в 1695 году в результате французской бомбардировки в одну из колонн попало пушечное ядро, которое остается там до сих пор и являет собой некое напоминание об обстреле города и разрушенном храме. Церковь св. Николая является одной из первых четырёх церквей Брюсселя. В 1714 году было принято решение о восстановлении церкви, однако после постройки здание обвалилось — рухнула колокольня. В итоге, церковь закрыли в 1797 году. Но, благодаря нескольким прихожанам, выкупившим её по частям в 1799 году, в 1804-м она вновь была открыта, и в ней начались богослужения.
В 1929 году церковь и вовсе хотели снести, так как она сильно осложняла движение по улице – но, видимо, Господь остепенил «злоумышленников». Городские власти вовремя одумались. Благодаря этому остались и чудесные старинные дома, к которым она в свое время «пристроилась». В домиках теперь расположены разные магазинчики — на радость Святому Николаю – защитнику торгашей и покровителя всех туристов …
Здесь хранятся мощи «мучеников из Горкума» — католиков из города, который сейчас называется Горинхем и находится в Нидерландах. В 16-м веке, попав в руки к голландским повстанцам-протестантам, они отказались отречься от своей веры, и были казнены, а в 19-м столетии канонизированы папой Пием IX.
Многие туристы приезжают сюда, чтобы, в первую очередь, увидеть оригинал творения кисти Рубенса – картину «Мадонна с младенцем» («Дева Мария и Дитя»), работы нидерландского художника Ван дер Хагена, его овальные портреты полностью иллюстрируют всю жизнь Святого Николая и Владимирскую икону, которую в 1131 году создал неизвестный художник из Константинополя. После 1917 года Бельгия, как и многие страны приняла много наших соотечественников, и эта церковь служит местом веры нескольких славянских поколений.
церковь Св. Иакова Куденберга (Church of Saint Jacques-sur-Coudenberg) …
В верхней части Горы Искусств, около смотровой площадки, находится Иезуитская церковь Святого Иакова (Сен-Жак-сюр-Куденберг). Совсем рядышком музей Магритта и Королевская площадь.
Храм Св. Иакова, является третьим, после Св. Гагерика (им была основана община давшая жизнь городу Брюссель, а приход был уничтожен во время Французской революции) и Св. Михаила (ныне собор Святых Михаила и Гудулы).
В 1121 году часовню Св. Иакова открыл герцог Брабант при госпитале, расположенном неподалеку на «Холодной горе». В 1183 году на горе строится дворец Брабантов. В 1430 году герцогство Брабант приходит по наследству к короне герцогов Бургундии. С тех пор часовня достраивается и перестраивается, приобретая все большее значение. В 1579 году здание было повреждено во время иконоборчества со стороны кальвинистов. Ее реставрируют. А в 1618 году она приобретает статус «приход». Древняя готическая церковь с 12 века располагалась на этом месте рядом с замком герцога Брабантского. Однако 3 февраля 1731 году во дворце произошел пожар, из-за которого дворец сгорел полностью, а церковь была существенно повреждена. Только часовне удалось избежать колоссальных бедствий.
В 1774 году, принц Карл Александр Лотарингский предлагает превратить квартал в Place Royale. План был разработан архитекторами Жан-Бенуа-Винсент Барре и Гимар Барнабе. Интерьер церкви был спроектирован Луи Монтоер. Первый камень был торжественно заложен Карлом Александром Лотарингским 12 февраля 1776 года в неоклассическом стиле. Королевский Дворец на месте бывшего замка начали строить только в 1815 году, а церковь решили восстанавливать гораздо раньше. Однако стилистика готической церкви не очень подходила новому оформлению Королевской площади. В 18 веке здесь были построены монументальные здания в неоклассическом стиле. Церковь решили строить в этом же стиле. Церковь стала официальным религиозным центром дома Габсбургов. В 1849 году Тилеман Франциск Сюйс добавил купол колокольни. И в 1851 году Жан-Франсуа Портель украшает фронтон оригинальной фреской (Дева утешает скорбящих).
Во время Французской революции, монастырь был закрыт и был превращен в храм Разума, а затем в храм Закона. В 1802 году церковь вернули католикам. 21 июля 1831 года на ее крыльце принял конституционную присягу на верность первый король Бельгии Леопольд I. В 19 веке на фронтоне церкви над колоннадой появилась огромная фреска Жана Портеля. Интерьер церкви сделан в стиле ренессанса. Поскольку Церковь Святого Иакова находится рядом с Королевским дворцом, она считается официальным храмом Королевской семьи.
Перед Церковью Святого Иакова на площади установлен памятник Брабантскому полководцу Готфриду Бульонскому. Он был одним из предводителей первого Крестового похода, а после завоевания Иерусалима был провозглашен правителем Иерусалимского королевства.
церковь Богоматери — спасительницы (Доброй Помощи) (Еglise Notre-Dame du Bon Secours) …
На месте этой церкви раньше находилась церковь, принадлежавшая больнице Сен-Жак, которая с 12 века принимала паломников и нуждающихся в медицинской помощи.
В 1625 году, точно известно, — сапожник, обнаружил здесь статуэтку, считавшуюся чудотворной: Notre-Dame de Bon Secours. Помещение из-за паломников стало слишком маненьким и её расширили до нынешних размеров путём замены стен в 1669 году. Отреставрировали в фламандском и итальянским архитектурных стилях барокко.
Именно, из-за того, что здесь храниться чудотворная мадонна церковь и поимела название Богоматери — Спасительницы. Во время бомбардировки 1695 года она очень сильно пострадала и была отстроена вновь в XVIII веке….
На фасаде гордо красуется герб Карла Лотарингского, просвещённого правителя Австрийских Нидерландов в XVIII веке. На белом мраморном алтаре — размещена деревянная статуя Богоматери Спасительницы 14 века.
Этой церкви ещё «повезло». Здесь выставлены несколько скульптур и картин современных художников и скульпторов на тему религии. Конкретно на фото – необычная, оригинальная скульптура молящегося немецкого художника Тони Зенца (1915 — 2014) в странной позе. А вообще очень хочу посвятить теме глумления над религией и храмами отдельную запись… Ведь сейчас просто бум в гей-Эвропе устраивать в храмах танцплощадки и места для эстрады… Выставлять «произведения «искусства»» от которых просто рвотный рефлекс активируется…
Брюссельский парк (Parc de Bruxelles) …
Совсем рядышком находится Королевский дворец и Королевский парк. Грешно было бы их не посмотреть, но если по парку мы немножко прогулялись, то с дворцом проблема. Просто для «галочки» его посещать не хотелось, а на более-менее полноценный осмотр нужно минимум пол дня, которых у нас просто не было, т.к. мы составили более интересный для нас маршрут.
Брюссельский парк иногда называют королевским из-за граничащего с ним дворца. Он был разбит в 1775 году в форме четырехугольника 450 на 320 метров. Его автором являются австрийский архитектор Циннер. Руководили созданием ландшафтно-культурного объекта французы Варанде и Зиннер, поэтому детище их проекта оформлено во французском стиле. Он расположен на месте охотничьего угодья герцогов Брабантских… на месте непроходимого густого Суаньского леса, в связи с чем потребовалось огромное количество работ по выравниванию из-за неровной местности. В конце 18 в. (1776-1783 г) занялись расчисткой и благоустройством окружающей территории. Вся площадь чётко разграничена аллеями, тропинками и площадками. Широкая центральная аллея устремлена к чистому пруду с фонтаном в окружении уютных лавочек (вообще фонтанов два), множество скульптур 18 века — статуи, бюсты и скульптуры на тему охоты и мифологии., и музыкальная беседка. От водоёма 3-мя лучами расходятся тенистые аллеи, каждая их которых ведёт к главным брюссельским достопримечательностям: Престольной площади, Королевскому дворцу и Дворцу правосудия.
К большому сожалению фотография бюста Петра Первого ушла в корзину под грифом «брак», и я не могу её выставить…, но очень было приятно встретить нашего императора на вражеской земле. Бюст работы немецкого скульптора Христиана Даниэля Рауха. Петр жил в домике, который находился на месте нынешнего парка, два идентичных бюста заказал князь Демидов и один из них подарил Брюсселю. Петр был сам очень яркой личностью и его бюст не обошелся без скандала — в 1994 году его спёрли! Правда, найден он был через три года и водружен на законное место.
А вообще — Брюссельский парк, хотя и зеленый и с множеством аллей, показался мне каким-то заброшенным. Каким-то неухоженным что ли … Многие скульптуры поросли мхом …
Королевский дворец (Place Royal) …
Так как в самом дворце мы не были, а только прошлись вдоль его фасада – полноценного рассказа от меня не дождётесь! Путеводитель – подробно описывает множество его помещений и достопримечательностей и если возникнет желание – почитайте …
Королевский дворец — официальная резиденция короля Бельгии. Во дворце осуществляются только официальные приёмы и королевские мероприятия, семья короля проживает в другом дворцовом здании.
История дворца начинается в XI., когда на его месте был построен замок Кауденберг, преобразовавшийся впоследствии в резиденцию для герцогов Брабантских, которая в XVIII была полностью уничтожена пожаром. Спустя некоторое время был возведён новый дворец, в котором в XIX проживал король Леопольд II, одаривший здание и его помещения роскошным видом.
Во время отсутствия короля во дворце, туристам предоставляется возможность осмотреть его интерьеры, среди которых внимания заслуживают тронный, приёмный и зеркальный залы, белый салон большой и малый, зал с работами художника Гойи, зал Людовика XVI, зал маршалов, в котором встречались знатные особы.
Ежель перейдёте на следующую страничку — увидите красивейший Собор Нотр-Дам де Саблон и уютненький сквер Саблон …