= и снова музыка аристократов Бельгии =
Церковь Св. Михаила расположена на берегу реки Лейе и для того чтобы в неё зайти мы прошли через красивейший мост с точно таким же названием – мост Св. Михаила (Sint-Michielsbrug). Он соединяет два берега… два квартала… наиболее живописных достопримечательностей исторического Гента.
мост Св. Михаила (Sint-Michielsbrug) …
Возвели ентот каменный мост – в 1905-1909 годах по проекту бельгийского архитектора Луи Клоке (Louis Cloquet). Этот же талантливый проектировщик делал проекты и к зданию почтового отделения (Oud Postgebouw) и вокзала Гента (Gent-Sint-Pieters).
Река Лейе – так на нидерландском именуется Лейе (Leie), а на французском Лис (Lys). И впадает в реку Шельда.
Здесь немножко отступлю от моста и окунусь в историю. История у города длинная, бурная. Были в его биографии и римляне, и династия Меровингов, и испанцы, и австрийцы, и французы… и экономический расцвет благодаря производству сукна (фламандские ткани и кружева столетия по всей Европе славились!) и торговле зерном, и бесконечные смуты, и войны.
Несколько столетий он чуть ли не вторым по величине и красоте городом Европы считался, уступая только Парижу.
Уже с VII века здесь находилось достаточно крупное и хорошо укрепленное поселение, впоследствии получившее статус аббатства и, соответственно, солидные налоговые привилегии при торговле. С давних времен в Генте делали прекрасные шелковые и льняные ткани, перерабатывали английскую шерсть, плели кружева.
Гент был городом очень гордых людей, с гипертрофированным чувством собственного достоинства, бунтовавших против малейшей несправедливости и слишком дорого плативших за это. В XV веке они восставали против герцога Бургундского, повысившего пошлины на соль и зерно. В XVI веке они отказались платить налоги, введенные испанским королем Карлом V для финансирования его военной кампании.
Разъяренный король, не посмотрев на то, что Гент является его родиной, распорядился разрушить городские укрепления, отменил все полагавшиеся городу привилегии, и заставил представителей городской знати прийти к нему с петлями на шеях, босыми и облаченными в балахоны смертников, идущих на казнь – чтобы те вымолили у него прощение. Вот с тех пор за жителями Гента и закрепилось прозвище, которое переводится как «носители петель от виселицы».
Гент – довольно-таки чист. Но, правда, сероват и мрачноват. Малоэтажен. Приятен. И совсем другое дело — Мост св. Михаила — самое фотогеничное место.
Что уж говорить, с моста открываются великолепные пейзажи города: виды на собор Святого Бавона (Sint Baafskathedraal), башню Белфорт (Belfort van Gent), церковь Святого Николая и восхитительные по своей архитектуре набережные Коренлей и Граслей. Исторические улицы Коренлей (Korenlei) и Граслей (Graslei), расположенные с обеих сторон моста, использовались в качестве торговых причалов еще с 11 века.
Мост Святого Михаила представляет собой каменное сооружение с тремя арками. Хотя он был сооружен в 20 веке, вполне гармонично вписывается в готический средневековый образ города. Скорее всего это ощущение из-за монументальности конструкции. Из-за арочных пролетов, парапета в виде кованой решетки и старинных фонарей.
В центре моста — статуя святого архангела Михаила, который поражает змею с помощью бронзового меча.
… набережные: Граслей и Коренлей …
Сделав традиционную фотосессию с моста, — спустились вниз и прогулялись по красивейшим набережным Граслей (улица трав и овощей) и Коренлей (улица зерна). Они расположены друг против друга, и невозможно сказать, какая из них красивее. На Гранслей стоят прекрасные старинные дома, принадлежавшие членам различных гильдий.
Непосредственно перед мостом размещается здание в неоготическом стиле, возведенное в начале 20 века — Post Plaza. Когда-то здесь находился главный почтамт Гента, а теперь торговый центр. Здание поражает великолепием: стройные башенки, множество декоративных элементов, два ряда вытянутых окон, каменная балюстрада.
Идём по набережной и поражаемся множеством зелени и цветов, великолепными готическими сооружениями… Реальное ощущение попадания в сказку от очаровательных домиков…
В большинстве своем здания, находящиеся на этих набережных, сохранились со времен Средневековья: только некоторые были реконструированы в 18-19 веках. Смотрятся впечатляюще и очень симпаптюлечно! В 1913 году в преддверии Всемирной выставки фасады домов были отреставрированы. Вместе с мостом образуют неповторимый архитектурный образ Гента.
Граслей —сохранила свой облик почти в первозданном виде. Напротив, Граслей, на противоположном берегу, расположена улица Коренлей. Вот ей повезло куда меньше: от Средневековья там почти ничего не осталось.
Но, гулять по обоим — безумно интересно: готика соседствует с барокко, а ренессанс и классицизмом.
Большинство зданий когда-то принадлежало гильдиям: каменщиков, шкиперов … есть и здание бывшего зернохранилища…, здание средневековой налоговой инспекции… Представители этих гильдий именно здесь решили блеснуть великолепием и роскошью своих домов, а не на главной торговой площади города.
Настроение – очень важная штука в человеке. Обычно мы всегда пользуемся возможностью рассмотреть города с воды, но тут что-то на нас «нашло» и мы не захотели … и направились к …
В каждом городе любой страны мира, — обычно не одна, а несколько достопримечательностей, которые хочется увидеть в обязательном порядке. Не исключение, естественно, и Гент. Благодаря Путеводителю, в котором есть указания времени работы многих объектов, нам пришлось ходить «кругами», чтобы не попасть перед закрытием на «обед» или прийти в церковь и увидеть табличку, что она не работает.
Вот мы и пошли в обратный путь … к Кафедральному Собору, который выглядит этакой свечой посередине города, благодаря его высокой башне…
Кафедральный собор Святого Баво (Бавона) …
Признаюсь, честно, — я уже начал систематизировать свои записи из «блокнота путешествий» с тремя книжками Путеводителей по Бельгии… Начал и резко прекратил из-за вопроса как же правильно указать год основания Собора, по нечаянности зайдя в тырнет и «нарвавшись» на, как я считаю, — великолепную статью о Соборе в сайте «Королевство Бельгия» https://belgium-art.org/ghent/cathedral/xvii-xxii
Делаю «от всего сердца» — рекламу этому сайту! Очень рекомендую, так как сравнил на примере Собора Баво данные сайта, свои записи и аж трёх Путеводителей. Этот сайт – явно лучший!
И уже не стало чем-то неординарным на просторах тырнета, я просто несколько цитат с этого сайта об истории создания – ворую лишь с небольшими исправлениями. Тем кому захочется позырить на оригинал и более дотошно увидеть о художниках и сокровищах Собора – ссылку я выставил чуть выше.
Итак, Собор Святого Баво – древнейшая приходская церковь Гента, и первые записи с ее упоминанием датируются X веком. В 942 году епископ Трансмар (Transmare) из Дорник-Нойона (Doornik-Noyon) основал в Генте часовню, посвященную Иоанну Крестителю и святым Ведасту и Баво. Спустя приблизительно век горожанин Гента Лаус (Lausus) перестроил и расширил часовню. В 1038 году часовню освятили. Несмотря на то, что проводились тщательные археологические раскопки, не было найдено остатков первого здания. Тем не менее, недавние раскопки 1960-1961 годов точно доказали, что в середине XII века вблизи реки Шельда, на месте нынешнего собора находилась романская церковь крестообразной формы с тремя нефами. Структура этой церкви была симметричной, хотя и небольшой.
В конце XIII века хор развалился. В начале XIV века убрали проходы, а над оставшейся частью построили готический хор с двумя боковыми часовнями. Тогда же основание крипты расширили и создали план, согласно которому романскую крипту должны были переделать в готическую. Однако благодаря тому, что в план были внесены некоторые изменения, старая церковь Св.Иоанна в значительной части своей осталась нетронутой. Примерно в середине XIV века алтарную часть в романском стиле убрали. Епископ Дорника освятил новый алтарь в 1353 году.
Однако строительство святилища продлилось дольше, чем ожидалось, так только в первой четверти XV века были завершены лучеобразные часовни.
Тем не менее, рыцари Золотого Руна выбрали именно эту церковь для проведения 7-го собрания их ордера в 1462 году. В том же 1462 году началось строительство западной стены в романском стиле, которое было завершено только в 1538 году. Между тем, перекрестная башня была демонтирована. Также нижняя часть первоначальной церкви снесли для того чтобы в 1533 году начать строительство нефов, которые должны были соединить башню и алтарную часть. Большая мечта переделать церковь в готическом стиле стала реальностью.
В 1540 году для того, чтобы сдержать бунтарски настроенных жителей Гента, император Карл V приказал возвести крепость на месте аббатства Св. Баво. С этой целью аббатство было снесено, а монахи были направлены в церковь Св. Иоанна, которая к тому времени стала соборной церковью, а ее покровителем выбрали Святого Баво.
Благодаря щедрости императора, в то время было возможно продолжить строительство церкви. В 1559 году 29 августа в обновленной церкви было проведено 23-е собрание ордена Золотого Руна. Проректор Виглий Аутта (Viglius Aytta), канцлер ордена, принимал присягу у рыцарей в алтаре церкви.
Два года спустя, в 1561 году, когда была основана епархия Гента, коллегиальная церковь получила статус кафедральной церкви. Однако все формальности были соблюдены только десять лет спустя, и собор освятили в 1569 году 7 июня.
Дважды собор Св. Баво пострадал от иконоборцев: в 1566 году и в 1578 году. Иконоборцы уничтожили многие из произведений искусства, в числе которых прекрасные витражи, подаренные императором Карлом V, Марией Венгерской и Филиппом II. Кроме того, в соборе несколько раз были пожары.
В результате сильной грозы были разрушены шпиль и три из четырех маленьких угловых башен. Башни отремонтировали два века спустя, а шпиль так и не восстановили. Пожар, случившийся в 1640 году, разрушил кровлю над алтарём и небольшой колокольней.
Церковь не разрушилась полностью благодаря епископу Триесту (Bishop Triest), под руководством которого в 1628 году первоначальные деревянные своды были заменены на своды из камня, которые сохранились по сей день.
В XIX веке попытались изолировать собор от окружающих его зданий. В 1822 году после того как из-за пожара были разрушены крыша амбулатория и лучеобразные часовни, начались наиболее важные реставрационные работы: были отремонтированы крыльцо, окна, перила, шпили на углу башен. В 1887 году внутри убрали штукатурку на стенах и на арках, а в XVIII веке было добавлено мраморное убранство трансепта. Последние из значительных работ проводились в 1958-1961 годах, когда была отреставрирована башня.
Согласно исторической картине собор возводили, преодолевая многие трудности, постепенно, в течение нескольких столетий. Тем не менее было достигнуто стилистическое единство.
Архитектура экстерьера очень сдержанная. Несмотря на то, что у здания низкая крыша, оно впечатляет своими четкими очертаниями.
Башня представляет собой прекрасный образец готической архитектуры. Как принято в архитектуре Брабантийской готики, башня Св. Баво построена на западе от церкви и используется в качестве входа. Капеллы располагаются с двух сторон башни. Сделанная из натурального белого камня по проекту архитектора Яна Стассинса (Jan Stassins), башня представляет собой могучую конструкцию, в которой отдельные части не выбиваются из общей композиции. Перпендикулярность опор, башен и ниш гармонично сочетается с горизонтальными линиями перевязки каменной кладки и резных перил.
Угловые башенки можно отнести к особенностям архитектуры Гента. Нечасто можно найти столько лёгкости, в такой прочной конструкции. В башне находятся семь колоколов, в том числе Баво-колокол, который весит около 6 тонн. По спиральной лестнице, в которой 444 ступенек можно подняться на платформу, откуда при хорошей погоде можно насладится великолепной панорамой города и его окрестностей.
Как только входишь в главный вход, поражает разница между крепким раннеготическим алтарем, сделанным из голубого камня из Дорника, и нефом, сделанным из разноцветного песчаника и кирпича. Святилище в свою очередь выполнено в стиле классической французской готики с тремя известными отсеками: крестообразными опорами, трифориумом и верхними окнами. Шельдская готика прослеживается в декорированном и ажурном трифориуме, типичных для Дорника капителях, и деревянных сводах (теперь заменены на своды из красного кирпича). Неф, который уходит вглубь всего лишь на четыре ниши, создаёт впечатление простора. Песчаник и кирпич применяются неравномерно. Привлекают к себе внимание, прекрасно отделанные колонны. Простая крипта с крестообразными выступами в центре прохода и шестиконечная звезда в боковом проходе и трансепт – всё это соединяет гармонично старый и новый стили.
Несмотря на то, что мраморные очертания алтаря, выполненные в неоклассическом стиле, нарушают гармонию и перпендикулярность этого готического здания, они усиливают эффект перспективы алтаря и главного алтаря.
Для тех, кого интересуют цифры: длина церкви около 100 метров, ширина – 42,3 метра, в высоту церковь 32,4 метра; высота башни 87,3 метра.
В 18 веке в соборе было 39 колоколов. На сегодняшний день осталось только семь: Bavo, Maria, Koormisklok, Angelusklok, Anonymous, Carolus, Anonymous.
Однако его вклад в развитие церкви не ограничивается материальными пожертвованиями, он создал благотворительный фонд для того, чтобы и в дальнейшем поддерживать, и декорировать собор. Таким образом, вековая мечта вполне могла осуществиться. Многие произведения искусства несут на себе герб епископа: «два переплетённых охотничьих рога и бегущую борзую в центре щита.»
Большинство витражей в соборе датированы 1861 годом. Их делали по особым случаям или к юбилеям. Те, что были изготовлены в XV и XVI веках были уничтожены иконоборцами, за исключением некоторых фрагментов, которые можно увидеть в 22 часовне. Тем не менее современные оконные стёкла отражают все аспекты мастерства витражного дела в Генте и Фландрии во время последнего столетия.
Рядом с лестницей находятся панели с копией изображения Адама и Евы (1865 г.). Виктор Лаг (Victor Lagye) скопировал их изображения с оригинальной панели «Агнец Божий», которая стала собственностью бельгийского правительства и выставлена в Королевском музее изящных искусств в Брюсселе в 1861 году. До 1920 года эти копии заменяли оригинальные панели с изображением Адама и Евы. В соответствии с Версальским договором, и в качестве компенсации произведений искусства, которые были разрушены во время войны, другие панели, хранившиеся в Берлинском музее, были возвращены бельгийскому народу. С 1920 года оригинальные панели Адама и Евы были переданы бельгийском государством в собор св. Баво.
На сайте (см. ссылку выше) – очень подробная информация и рассказ об Алтарном возвышении, … об самом Алтаре, … Скульптурах и надгробиях, … Могилах епископов, … Витражах, … и, пожалуй, — о самом интересном (с моей точки зрения) – очень подробное описание всех 22 капелл в Соборе с интересным рассказом о Фламандских и Итальянских художниках, написавших в них свои полотна. Среди которых, я бы выделил особо мною любимого Рубенса. Его учеников и учеников Караваджо… И конечно – полотно, выполненное братьями Гильбертом и Яном ван Эйк.
Пятая капелла посвящена Непорочной Деве Марии. Её изящная деревянная статуя (ок. 1855 г.) была вырезана Б. ван Бьесброком (J.B. van Biesbroeck). За исповедальней в стиле Людовика пятнадцатого находится картина Герарда ван Хонторста (Gerard van Honthorst): «Иуда Маккавей отправляет деньги в Иерусалим за погибших на войне солдат» (ок. 1653 г.).
Герард ван Хонторст является голландским мастером, который способствовал распространению известности Караваджо, он был поклонник его таланта реалистичного изображения и полутеней.
Над неоклассической исповедальней напротив алтаря висит картина гентского последователя Рубенса, Николаса де Льемекера (Nicholas de Liemaecker), прозванного Руз (Roose): «Мистический брак святой Екатерины» (XVII век). На ряду с Рубенсом Льемекер первоклассный декоративный художник и колорист, однако он уступает Рубенсу в композиции.
Одинадцатая капелла. По заказу Йоса Вейдта (Joos Vijd) и его жены Елизаветы Борлют (Elisabeth Borluut) 6 мая 1432 года была сделана одиннадцатая часовня, так называемая часовня Vijd.
Нижнее фото картины Эйков — не моё. Не удержался и спёр в тырнете …
Один из наиболее известных шедевров находится здесь: картина «Поклонение Агнцу» или в российской традиции Гентский Алтарь, написанная братьями Гильбертом и Яном ван Эйк (Hubert и Jan van Eyck).
Картина хранилась в этой капелле на протяжении более пяти столетий. Утром 11 июля 1986 года эту картину вывезли в капеллу де Вилла, ранее часовню крещения, из соображений безопасности. Теперь в часовне Vijd находится эпитафия каноника Фердинанда де Брюнсвик-Люнебург (Ferdinand de Brunswijck-Lunebur) 1758 г., изготовленная Жаком Мартенсом (Jacques Martens), а также эпитафия семьи Де Драек (De Draeck)1759 год. Работа «Се человек!» XVI века прикреплена к алтарному столбу напротив капеллы, это работа неизвестного автора.
Снимать было нельзя, поэтому не покажу…
Пятнадцатая капелла, известная как капелла Рубенса, посвящена святым Петру и Павлу. Здесь можно найти знаменитую картину Питера Пауля Рубенса (Peter Paul Rubens): «Вход святого Баво в монастырь» 1624 г..
В 1612 году епископ Маес заказал у Рубенса триптих для главного алтаря Норберта де Ноле (Norbert de Nole). Однако картина была доставлена в собор только двенадцать лет спустя из-за некоторых проблем.
В благодарность за то, что епископ спонсировал изготовление этого шедевра, Рубенс написал герб епископа в левом нижнем углу на панели святого Баво. Три четверти века картина висела над алтарем, однако в 1702 году она была убрана из алтаря. Ее перенесли в капеллу святого Себастьяна. Во время французской революции в 1794 году, панель отправили в Париж, и в 1811 году она вернулась в Бельгию, где ее выставили только в 1825 году, и теперь она находится в капелле святых Петра и Павла.
Сюжет картины навеян легендой о святом Баво. На картине изображен граф Аловинус (Alowinus), который после долгой полной греха, распутной жизни, решил посвятить себя монастырю. Такое решение приветствовали настоятель Флориберт (Abbot Floribert) и святой Аманд, апостол Фландрии. А в образе святого Баво мы узнаём самого Рубенса. В нижней части панели изображены те, кого граф оставил: трёх женщин, одна из которых его дочь, и слугу, который должен был раздать бедным имущество графа. Сцена происходит на фоне зала с высокими сводами.
«В своём письме художник утверждает, что эта картина является одной из лучших его работ. Действительно, тщательно проработанная и в то же время естественная композиция, построенная на основе двух параллельных диагоналей, которые в нижней части пересекаются с группой женских фигур, а в верхней части с группой монахов; Живость и движение, которое охватывает фигуры как буря, сочетание поразительной гармонии цвета с бледностью обнаженных тел нищих и ярко-красного плаща святого Баво и одеяний его дочерей, делает эту работу поистине шедевральной. Это произведение искусства в стиле барокко – одна из самых выдающихся работ, вышедших из-под кисти Рубенса.»
Напротив, шедевра Рубенса находится «Воскрешение Лазаря» 1608 г., триптих Отто Вения (Otto Venius), который начинал как ученик Рубенса, а позднее стал его коллегой.
В северном трансепте можно найти монументальный орган 1656 г… Прекрасный резной корпус, сделанный из дуба, является, вероятно, работой плотника или скульптора, уроженца Гента, Болдуина Ван Дикеле (Baldwin Van Dickele). В орган интегрированы педали, которые ранее были установлены в органе, сделанном Пьером Дестре (Pierre Destre) и Луи Бисом (Louis Bis) из Лиля. Эти педали были куплены епископом Триестом и привезены в собор Св. Баво. В 1767 году орган был отреставрирован по большей части Ламбертом Бенуа Ван Петегемом (Lambert Benoit Van Peteghem), который был одним из выдающихся мастеров в искусстве строительства органов во всей Фландрии. Епископ Коппитерс (Bishop Coppieters) выкупил орган, сделанный по случаю Всемирной выставки в Брюсселе фирмой Клайс Бонне (Klais of Bonn) в 1935 году. Этот современный орган был установлен вдоль алтарной перегородки, а клавиатура была поставлена в центре церкви. Орган собора, который вмещает в себя 6 тысяч труб и 90 клапанов, пять мануалов и один ножной рычаг, считается самым дорогостоящим в стране. На этом органе можно с легкостью исполнить различные стили органной музыки, именно это качество способствовало тому, что Гент был назван первым городом органного искусства в Бельгии в 1957 году. Кроме того, два небольших органа находятся в склепе. Первый был создан в 1965 году, второй – в 1974 году.
На фотографиях отчётливо видно, что почти весь Собор в 2014-ом году был в лесах. Именно, из-за ремонтных работ мы не смогли преодолеть 444 ступеньки спиральной лестницы, ведущей на смотровую площадку…
Уже после выхода из Кафедрального Собора ещё немного прогулялись по центральной площади Sint-Baafsplein, где заметили, что стоящие фонари часто мерцают … даже днем. Фонари зажигаются, как только в Генте рождается ребенок. Мерцают и гаснут. Каждой матери предоставляется право нажать на кнопку, оповестив таким образом всех жителей города, что на свет явился новый гражданин Гента. Это своего рода достопримечательность Гента. Жаль, но к огромному сожалению – при нас фонарики так ни разу и не зажглись…
Мы же – продолжили наслаждаться очень красивыми домиками и с большим интересом рассматривали всевозможные сувенирные магазинчики … двигаясь к замку графов Фландрии … но, об этом уже в третьей части рассказа о Генте…