2024. РОССИЯ. Московская обл. парк «Патриот». композиция скульптур «Союзники», Триумфальная арка и Карильон, Гл. Храм ВС России, музейный комплекс «Дорога памяти». 22 августа — 1 часть

«Журавли»  …  Марк Бернес. Музыка Яна Френкеля. Стихи Расула Гамзатова

 

«Военно-патриотический парк культуры и отдыха Вооруженных сил РФ «Патриот»» …

Наконец-то описываю события не по-прошествии нескольких лет, а всего пары месяцев спустя …

Строки в большей степени написаны для меня самого, чем для кого бы то ни было. Хотя только немного почитал отзывов и статей о парке «Патриот», увидел не только огромнейшее количество восторженных и лестных слов, небольшое количество горькой правды, … но и враньё. А так-как мне скрывать нечего и стараюсь писать правду, какой-бы она не была, — можете увидеть мои и Супруги эмоции. Услугами тырнета и строками путеводителя, буду пользоваться в крайнем минимуме. И то, только цифры дат и описанием исторических событий и личностей, чтобы более-менее структурированным был рассказ …

Огромное желание посетить Храм возникло уже несколько лет назад и не с вещания всевозможных утюгов из телика и тырнета, а с реакции своих глаз. Дело в том, что ежегодно с весны по глубокую осень мы с Супругой ездим на дачу по Минскому шоссе, которое уже лет 10 постоянно имеет вид «Комсомольской стройки века» … Дорога постоянно перерыта, то в одном, то на другом месте. Много лет делали «дорогу жизни» до Голицино… позже до Кубинки… а сейчас она уже перерыта на участке до памятника «Зое Космодемьянской», что стоит на Минке в районе Дорохова.

… едем на дачу и каждый год всё новая и новая «достопримечательность» появляется на трассе М1 «Беларусь»: — то, новые мосты… то, пешеходные… то, огромные развязки … Но, когда в 2019 году стали появляться силуэты какого-то высокого строения, — от глаз уже нельзя было скрыть. «Рождался» Храм! – Главный храм Вооружённых сил Российской Федерации. Об установке на нём золотых куполов, — узнали уже из ТВ-ящика и СМИ. … И тут желание посетить это место возросло кратно. Ещё с 1996 года было огромное желание посетить музей бронетанковой техники, ведь пока до дачи доберёшься – взгляд не пропустит даже сидя за рулём два мемориальных танка стоящих прямо на трассе… очень хотелось посетить авиашоу, которые почти каждый год проводятся на аэродроме в Кубинке… — но, это «будущего».

В прошлом 2023-ем, мы всё собирались и собирались… собирались и собирались…, но «квадратно-гнездовые грядки и гвозде-цементные» работы на фазенде так и не дали нам съездить. Отложили поездку на 2024-ый… и он как показала практика, даёт предпочтение даче. Реально собрались лишь тогда, когда уже просто устали от ентой грёбанной фазенды. … когда слухи и сплетни, а также аресты обросли с новой силой. Было шипко-сильно интересно что из этого правда, а что нет … И вот: мы уже в пути!

Естественно, где бы мы не путешествовали, — первым делом хочется узнать историю того или иного экспоната, памятника, строения… города или страны. И очень хорошо, что в парке «Патриот» — полным-полно различных мест, где эту информацию можно получить. Не успев только сделать первые шаги – нас встретила длинная вереница мемориальных стендов по обеим сторонам дороги вдоль музея. В различных помещениях множество табличек, рассказывающих о том или ином предмете или экспонате. Можно воспользоваться не только тырнетом, где помимо правды либерасты любят внедрять и кучу вранья под «своё восприятие реальности и истории», но и официальными источниками типа сайтов:

—   Официальный сайт парка Патриот — https://patriotp.ru

—   Информация и документы архивов Минобороны, где можно проследить боевой путь родственника — https://pamyat-naroda.ru/

— Вы можете найти своих родственников прямо сейчас и узнать есть ли они в Галерее Храма

https://foto.pamyat-naroda.ru/

—   Сайт музейного комплекса «Дорога памяти» — https://1418museum.ru

—   Сайт храма Воскресения Христова  — https://ghvs.ru

—  editheroes@mtaf.ru

—   Ссылка, где можно добавить\исправить информацию о участниках https://m.tvzvezda.ru/news/forces/content/20201221748-2H27i.html

—   +7(916)653-1259 (Whatsaap)

… все эти ссылки мне дала сотрудница музейного комплекса «Дорога памяти», когда у меня был детальный разговор об ошибках в информации о моих родственниках – участниках ВОВ. Об этом разговоре – позже… уже во-второй части…

Так что, долго мне не пришлось искать для себя историческую информацию о парке.

В годы СССР Парк «Патриот» начал свою историю.

— Ещё в далёком 1937 году недалеко от Кубинки была открыта военная школа летчиков, которая стала первым объектом парка. Школа была создана для подготовки пилотов-истребителей и вскоре стала известной во всей стране.

—1938 год. В районе будущего парка, где действовали авиабаза и танковый полигон, открылся первый музей боевой техники. Экспозиция состояла из отечественных и иностранных машин. Здание ей не выделили, поэтому технику разместили под открытым небом. Но даже при таких условиях доступ был ограничен: площадку могли посещать только члены правительства, высшее военное командование, конструкторы и ученые, работники оборонных отраслей промышленности. Перерыв в работе выставки пришелся на годы Великой Отечественной войны: в 1941-1942 годах в этом районе велись ожесточенные бои. Но уже в 1944-ом музей заработал с новым поступлением техники, в том числе и трофейной.

— В 1952 году был создан техникум военной авиации, который также стал частью парка. В техникуме обучались будущие военные летчики, инженеры и другие специалисты в области авиации. Здесь проводились учебные полеты, технические испытания и научные исследования. Техникум существует и по сей день и принимает студентов со всей страны.

— В 1962 году парк получил статус научно-исследовательского центра военно-воздушных сил Советского Союза. Здесь проводились серьезные исследования в области авиации, вооружений и противовоздушной обороны. В годы советской власти парк являлся не только научно-исследовательским центром, но и местом отдыха для военнослужащих и их семей. Здесь были парки, аттракционы, спортивные сооружения, бассейны и другие объекты для активного отдыха. Большое внимание уделялось спорту и физической культуре, проводились соревнования и тренировки военных спортивных команд.

— В 1984 году парк был открыт для посещения широкой публики, и интерес к нему только увеличивался. Таким образом, парк Патриот активно развивался в годы Советского Союза, становясь одним из ключевых объектов военно-воздушной отрасли. Он служил местом подготовки военных летчиков, осуществлял научные исследования и обеспечивал активный отдых для военнослужащих и их семей.

— История создания Парка «Патриот» берёт своё начало в 1995 году, когда была принята программа строительства и капитального ремонта новых объектов и сооружений, связанных с службой в Вооруженных Силах Российской Федерации. Спустя 10 лет, в 2005 году, был объявлен конкурс на создание патриотического комплекса под названием «Парк Патриот». Идея строительства возникла с целью чествования и сохранения памяти о военных, воинских и промышленных заслугах страны.

— В 1996 году музей наконец-то был открыт для свободного посещения. Тогда широкий зритель и узнал, что здесь представлена одна из крупнейших в мире коллекций бронетанковой техники.

— В начале 2000-х годов Российская армия проходила сложный период реформ. В 2006 году президентом России Владимиром Путиным было принято решение о создании парка Патриот. Главная задача заключалась в сохранении исторических экспонатов, военной техники и культурных ценностей, связанных с армией. В выборе места для парка было учтено множество факторов, в том числе близость к Москве и удобная транспортная доступность. Одной из главных причин выбора Кубинки стало наличие в непосредственной близости объектов, необходимых для демонстрации разных видов военной техники и боевого вооружения: — полигона Алабино; — аэродрома Кубинка – место дислоцирования пилотажных групп «Стрижи» и «Русские витязи»; — озера Комсомольское.

Также здесь проходил рубеж, где советские войска держали оборону во время Великой Отечественной войны.

— Официальной датой открытия парка приято считать 9 июня 2014 года, когда на опушке Кубинского леса прошла церемония заложения первого камня парка будущего масштабного проекта. Торжественная церемония проводилась при участии Сергея Шойгу, Министра обороны Российской Федерации, и Андрея Воробьёва, губернатора Московской области.

— 30 октября 2014 года Министр обороны Российской Федерации подписал приказ о создании Военно-патриотического парка культуры и отдыха Вооруженных Сил Российской Федерации «Патриот». Огромное значение при создании военно-патриотического комплекса и парка культуры и отдыха было уделено воспитательной цели – формированию духа патриотизма в подрастающем поколении, адекватного восприятия исторической роли России на международной арене и роли Советского Союза в разгроме нацистской Германии.

После этого новые объекты открывались почти каждый год:

— 16 июня 2015 года состоялось официальное открытие паркового и музейно-выставочного комплекса, после чего он стал главной площадкой для проведения крупных мероприятий, встреч государственных деятелей, брифингов, форумов, совещаний, коллегий Министерства обороны, экспозиций и выставок. Торжественно открылся первый объект – Конгрессно-выставочный центр Вооружённых сил РФ. В этот же день здесь прошло первое мероприятие — открылся международный военно-технический форум «Армия-2015», которое посетил Президент России Владимир Путин.

— 2016 год – историко-мемориальный комплекс «Партизанская деревня».

— 2017 год – Многофункциональный огневой центр. И в 2017 частично введена в эксплуатацию специальная кольцевая железная дорога, опоясывающая всю территорию.

— 2018 год – Центральный музей Воздушно-космических сил Российской Федерации.

— 2020 год – учебно-методический центр военно-патриотического воспитания молодёжи «Авангард».

— и в этом же году также состоялось открытие одного из наиболее значимых объектов всего парка «Патриот» – Главного храма Вооружённых сил Российской Федерации.

— В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 4 мая 2023 г. №256 «О переименовании федерального государственного автономного учреждения «Военно-патриотический парк культуры и отдыха Вооруженных Сил Российской Федерации «Патриот» и ликвидации его филиала» парку было присвоено новое официальное название: федеральное государственное автономное учреждение «Центральный военно-патриотический парк культуры и отдыха Вооруженных Сил Российской Федерации «Патриот».

Примечательно, что храм создавался во многом за счет частных пожертвований. Глава государства также принял участие в этом и внес значительную сумму на создание образа Спаса Нерукотворного — центральной иконы религиозного сооружения.

Общая площадь составляет 5414 гектаров, из которых на военную часть приходится 3530 гектаров, а гражданская часть занимает 1884 гектара. Парк «Патриот» имеет несколько филиалов в разных городах России: Севастополе, Туле, Дербенте и других.

А будний день четверг нам отлично подошел. Уже почти две недели не было дождей. Погода выдалась чудесная. Жары не было. С утра небольшая прохлада, а ближе к обеду уже солнышко стало здорово припекать.

Хочется сразу обратить внимание, — парк настолько огромен, и прежде чем туда ехать нужно посмотреть отзывы и реально подумать. Пройти и посмотреть «всё» — за один день 100% не получится. Ключевым словом в парке, является слово комплекс. Количество всевозможных объектов и экспозиций – огромнейшее: Храм, музейные площадки, музеи, Конно-спортивный комплекс, Многофункциональный огневой центр, Конгресс-центр, … … и даже Парашютная вышка высотой с 7-этажный дом… Как говаривала известная личность: отделите мух от котлет! Как показала реальность, — мы даже за один день не смогли осмотреть Храм и музей «Дорога памяти». Но, об этом в заключении…

Нас же очень доброжелательно встретила огромнейшая парковка на 5+++. Свободного места очень много (сейчас бесплатная, как будет дальше не знаю). Если ехать дальше в выставочный комплекс, то, говорят, уже придется заплатить 300 рублей. Далее — добротно оформленный вход, — бесплатный, но с дотошным осмотром сумок, рюкзаков и фейс контролем … как в аэропортах. Там же на входе сувенирный киоск, кафе и туалетные комнаты.

Первое, на что «натыкаешься» — это небольшая галерея в виде монументальных композиций «союзники».

Композиция скульптур «Союзники» …

— В начале 2020 года возникла идея увековечить память 10 стран-союзников СССР во Второй мировой войне. Скульптором Студии военных художников имени М.Б. Грекова Алексеем Чебаненко были выполнены эскизы по странам-союзникам Китаю и Монголии. После одобрения Министром обороны России С.К. Шойгу началась работа по созданию многофигурных крупномасштабных скульптурных композиций.

22 июня 2021 года состоялось торжественное открытие Аллеи Союзников советского народа в годы ВОВ. Были представлены скульптурные композиции “Союзники. Бойцы Китая” и “Союзники. Бойцы Монголии”.

— Основой композиции “Союзники. Бойцы Китая” является разрушенный простреленный японский дот, над которым реет китайский флаг и возвышаются победители: старший сын лидера Компартии Китая Мао Цзэдуна – Мао Аньин, который окончив курсы политической академии имени В.И. Ленина в Москве и получив звание лейтенанта, был направлен на 1‑й Белорусский фронт, где его назначили политруком танковой роты, с которой Аньин дошёл до Берлина. Рядом с ним хрупкая фигурка девушки, которую называли “Ангел мира”. Ху Дзибан (Галина Дубеева) – единственный китайский парламентер на советско-германском фронте.  Особое отношение у китайцев к Галине Дубеевой, трагически погибшей в 17 лет в августе 1945 года, во время переговоров с японцами. В КНР Галине Дубеевой присвоено звание «Павшего революционера» и установлен памятник, а её имя знает каждый китайский школьник. В руках у юных победителей трофейное оружие: японская винтовка «Арисака», пулемет №99, а также винтовка Мосина, которая является символом единства союзников.

 

— Сюжет композиции «Союзники. Полк Нормандия-Неман» изображает подготовку самолета Як-3 к боевому вылету. Многофигурная группа представлена образами двух летчиков, Графа Ролана де ла Пуапа, стоящего на крыле, и Альбера Марселя, стоящего у фюзеляжа, которые обсуждают план боевого вылета. Дополняют композицию фигуры двух механиков, один из которых рисует звездочки на фюзеляже, а другой проводит технические работы с шасси. Их авторы — скульпторы Студии военных художников имени М. Б. Грекова Дмитрий Клавсуц и Людмила Семикопенко.

— Следующая скульптурная композиция, выполненная скульптором Алексеем Чебаненко, посвящена Монголии – союзнику СССР в Великой отечественной войне. Осенью 1942 года из города Ховд вышел караван верблюдов, который считался самым большим в истории Великого шелкового пути и насчитывал до 1200 верблюдов. Это был караван дружбы – он вез необходимые для воюющей Красной Армии вещи: фуфайки, полушубки, носки и варежки из верблюжьей шерсти, сушеное мясо, запчасти для танка Т‑34. Все это было собрано кочевниками степной страны для красноармейцев. Караван возглавлял 19-летний Б.Лувсан (в скульптурной композиции центральная фигура юноши с верблюжьим колоколом) – командир отряда комсомольцев. До конечного пункта – Бийска шли почти три месяца.

— Композиция «Союзники. Партизаны Югославии» олицетворяет собой встречу союзных войск Югославии, в частности партизан, и советских танкистов. Скульптура символизирует дружбу, взаимопомощь и победу во Второй мировой войне, освобождение Югославии от оккупации фашистской Германии. А скульптурно-архитектурное решение памятника вьетнамским воинам-интернационалистам представляет собой три героические фигуры солдат, стоящих на оборонительном сооружении в ходе боев за Москву в январе 1942 года.

Следующие творческие планы скульпторов Студии Грекова — создание многофигурных скульптурных композиций “Союзники СССР во Второй мировой войне”, посвященных Польше, Туве, Корее, Великобритании, США, Чехословакии.

К большому сожалению, я не сфотографировал текстовые таблички у других памятников и по памяти (кажется) ещё один, — это монумент «Военной полиции» и поведать о них уже не могу. …

 

Триумфальная арка … Карильон …

Что-что, а Триумфальную арку пропустить и пройти мимо, просто невозможно. И если вы хотите посетить главный Храм вооружённых сил России и музей «Дорога Памяти», то обязательно должны пройти через эту арку.

Нам просто дико повезло – как раз играла какая-то мелодия, звучащая от настроенных колоколов Карильона.

9 мая 2022 года, в день Великой победы в Военно-патриотическом парке ВС РФ «Патриот» была открыта Триумфальная арка с установленным на ней уникальным карильоном.

Центральное место над аркой занимает медальон, в котором размещен крест- хризмон – монограмма имени Христа, которая состоит из двух начальных греческих букв имени, скрещенных между собой. По краям монограммы расположены греческие буквы альфа и омега – древние символы христианской иконографии, употребление которых восходит к тексту Апокалипсиса: «Аз есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель.»  В верхней части триумфальной арки расположились 78 колоколов. Символично, что «Карильон» возведён в год 350 -летия Петра I, который первым привез в Россию в начале XVIII века этот клавишно-ударный инструмент, в котором, в отличии от традиционных русских колоколен, колокола зафиксированы, а двигаются языки.

… Три столетия назад Петр I привез в Россию первый карильон — редчайший музыкальный инструмент, состоящий из множества настроенных колоколов. Русский царь заметил моду на колокольное искусство во время путешествия по Европе, поэтому не мог оставить своих подданных без уникального инструмента.

Каждое воскресенье жители и гости Санкт-Петербурга наслаждаются карильонными концертами, звуки которых доносятся с высоты Петропавловского собора. Но не все знают и понимают, что за инструмент звучит — иногда его путают с мелодией часов-курантов или со звоном колоколов русской звонницы храма.

Основоположником карильонной традиции официально считается Петр I. Царь вез в новую столицу все самое лучшее, поэтому приметив карильон с 35 колоколами в Голландии, он купил его за рекордные по тем временам 45 000 рублей и установил в колокольне Собора Петра и Павла как символ нового времени и торжества искусств. С 1720 года иностранный инструмент ежедневно играл в Петропавловской крепости по 30 минут до полуденного выстрела пушки. Однако все изменилось в 1756 году — во время грозы в шпиль собора попала молния, начался пожар. Огонь был такой силы, что колокола расплавились и стекали прямо на площадь. Петровский карильон был уничтожен.

В ту же ночь дочь Петра Елизавета заказала новый инструмент, который смогли установить только в 1776 году. Второй карильон играл вплоть до своей «старости» в 1840 году. Идея возродить карильонное искусство возникла лишь в 1990-е годы, когда в Петербург приехал знаменитый бельгийский карильонист Йозеф Хаазен. Он организовал проект по строительству инструмента, нашел спонсоров и в 2001 году карильон вновь заиграл в Петропавловском соборе. Он состоит из 51 колокола, общий вес которых больше 25 тонн, и звучит в диапазоне четырех октав.

«Звук карильона отдаленно напоминает орган, — рассказывает Йозеф Хаазен. — Но у инструментов есть свои отличия: орган подходит для игры в закрытом пространстве, а карильон — в открытом, тогда звук будет полным и гармоничным».

Важно отметить, что карильон — это светский инструмент и он никогда не участвует в церковной службе и не принадлежит ни к одной конфессии. На «колокольном органе» Петропавловской крепости исполняют не только классические музыкальные произведения, но и современные джазовые композиции и фольклор.

Карильоны делают на специальных заводах. Для этого нужно отлить колокол, настроить каждый на определенную ноту, затем создать клавиатуру и трансмиссию от клавиш к языкам колоколов, а после смонтировать инструмент в башне. Во всем мире насчитывается 1000 карильонов, четыре из которых находятся в России. Помимо Петропавловской крепости инструмент есть в музее-заповеднике Петергоф. Карильон голландской фирмы Petit Fritsen c бронзовыми колоколами установили в 2005 году.

В Белгородской филармонии находится единственный в стране мобильный карильон, который может путешествовать с концертами по разным городам.

Свое название – «Карильон» – сооружение получило из-за одноименного музыкального инструмента, главной частью которого являются колокола (не менее 23-х в традиционном карильоне).

Наш, Кубинский инструмент состоит из 78 колоколов, является самым большим карильоном в мире. Общий вес около 120 тонн. Самый большой колокол весит 22 тонны. Это первый карильон, который сделан полностью в России: колокола отлиты на Воронежском заводе «Вера», а клавиатура сделана заводом «Авангард». 9 мая прозвучал первый концерт карильонной музыки в парке «Патриот». В концерте приняли участие карильонисты Йо Хаазен, Александра Капинос, Ирина Козлова и Тимур Халиуллин.

«Во-первых, я вас поздравляю с Днем Победы. Во-вторых, я хочу сказать поздравляю с новым карильоном. Вы в России сами строили новый самостоятельно. Никто из-за рубежа не помог. Это прекрасно. Это, кстати, самый большой инструмент в мире», — заявил Йозеф Хаазен, почетный директор Международного Королевского Института карильонного искусства в Мехелене в день открытия Триумфальной арки и Карильона.

… часть инфы – добросовестно своровал у https://spb.aif.ru/society/dusha_kolokolov_kak_car_petr_nauchil_russkih_slushat_karilon?ysclid=m25l65jta1772699425

Верстовой камень …

Сразу после Триумфальной арки мы взошли на Соборную площадь с которой открываются просто обалденные виды на Храм и музейный комплекс «Дорога памяти».

Решение строить главный храм Вооружённых сил РФ в парке «Патриот» в Кубинке обусловлено тем, что с этого места в 1941 году советские войска начали движение на Запад. Об этом заявил министр обороны Сергей ШОЙГУ. «Именно здесь проходит тот рубеж, где наши войска держали оборону. Рядом — Алабино, где был штаб обороны Москвы, который возглавлял маршал Жуков, и там происходили очень серьёзные и важные первые позитивные события, там начались наши первые успехи (в 1941 году)», — сообщил министр в интервью газете «Красная звезда».

 

По словам Шойгу, на этом месте был найден старый гранитный верстовой столб, от которого началось движение войск — этот столб планируют установить на площади перед храмом. Министр отметил, что при возведении военного храма многие вещи делают впервые «и в части архитектуры, и в части вообще создания таких объектов»

Верстовой столб XIX века, обнаруженный при строительстве собора и был установлен 9 мая 2020 года на месте ожесточенные боев за Москву в ноябре 1941 года и откуда 5 декабря началось наступление наших войск.

 

Главный храм Вооружённых сил РФ  …

Полное название этого храма звучит так: «Патриарший собор Русской православной церкви во имя Воскресения Христова Главный храм Вооруженных Сил Российской Федерации»…

Правда, по дороге успеваем обратить внимание и на фонари необычной формы и на информационные плакаты, рассказывающие историю создания Военно-патриотического парка.

Останавливаемся и читаем про Главный храм Вооруженных сил РФ, о его истории создания. Информация действительно интересная. И к тому же приходится фотографировать, т.к. я прекрасно знаю, что, когда буду писать об поездке на сайте будут нужны факты…, и лучше всего их брать именно с подобных информационных плакатов и рекламных буклетов, чем искать в тырнете.

Вот и получилось у меня на черновике слишком много и довольно-таки сумбурно… Но, увы рекламных буклетов полно… много текста из инф. плакатов… схем … и внизу под схемами, в специальных карманчиках, лежат путеводители… … Но, — вроде всё «по делу» …

Решение о строительстве Главного храма Вооруженных Сил России в Военно-патриотическом парке культуры и отдыха «Патриот» было принято в 2018 году. 19 сентября того же года Святейший Патриарх Кирилл в присутствии Президента России Владимира Путина и Министра обороны Российской Федерации Сергея Шойгу освятил закладной камень в основание собора в честь Воскресения Христова.

Собор, посвящённый 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, а также ратным подвигам русского народа во всех войнах, возведен на народные пожертвования. Именно, этот как я считаю, справедливо. В тырнете можно найти кучу фактов, что много взносов от лица ВС, областей, городов и организаций – были внесены из гос. бюджета. Но, государство – это прежде всего народ. Проведите опрос – и минимум 95% будут «ЗА» то, чтобы и государство «раскошелилось» на столь грандиозный объект. И уверен, — 99% будут «довольными» если бы посетили парковый комплекс и Храм сейчас. Даже те граждане, исповедующие другую религию. Так что, — лично для меня, этот вопрос закрыт.

Храм Воскресения Христова или Главный Храм Вооруженных сил РФ невероятно огромен и красив в любую погоду. Фотографировал очень много и с разных ракурсов. Причём даже с одного и того-же места, ведь мы ещё через неделю приехали, и погода была немного другой…

Однако, несмотря на свои размеры он не подавляет — т.к. большое открытое пространство вокруг Храма и это визуально уравновешивает. Вообще строилась не церковь сама по себе — это место так и называется музейно-храмовый комплекс. Т.е. это единое целое и оно именно так и смотрится. Будь церковь одна, думаю она бы подавляла. Но вписанная в окружающее пространство — все вполне органично.

Одновременно пропорции храма уникальны и основаны на числах, которые в сознании большинства людей ассоциируется с великой победой во Второй мировой войне. Идея отразить в архитектурных пропорциях символы победы принадлежит министру обороны России С.К. Шойгу: очень важно добиться того, чтобы каждая деталь храма свидетельствовала бы о подвигах и событиях военного времени.

Говорят, купол храма представляет собой шлем святого благоверного князя Александра Невского, с изображением на нем Архангела Михаила — предводителя небесного воинства.

14 июня 2020 года состоялось освящение Патриаршего Собора воскресения Христова — Главного храма Вооруженных Сил России.

Храм спроектирован в монументальном русско-византийском стиле. Размеры Храма символичны:

— высота его вместе с крестом 96 метров — в 960 году родился Равноапостольный Великий князь Владимир — креститель Руси, в честь него освящен нижний храм.

— Диаметр главного купола 19,45 м — в 1945 году закончилась Великая Отечественная война.

—На барабане находится 8 окон. Диаметр купола – 22 метра 43 сантиметра. 8 мая 1945 года в 22 часа 43 минуты был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии.

— Высота малых куполов 14,18 м — и именно 1418 дней продолжалась война.

— Купола храма выполнены в виде шлемов русских витязей. Всего их 6: четыре одинаковых малых, один большой центральный и один на звоннице. Центральный купол — в виде шлема Александра Невского.

— высота звонницы 75 метров и это должно напомнить нам о 75-ой годовщине Победы. Всего 18 колоколов. Их мы не видели, только слышали каждый час. На колоколах отражена тема Победы и иконы покровителей русского воинства. Главный колокол-благовестник украшен барельефами с изображениями ключевых событий Великой Отечественной войны.

— Площадь мозаики в интерьере 2644 квадратных метров, что соответствует числу полных кавалеров Ордена Славы.

Высота мандорлы — 11694 метра, ровно столько участников Великой Отечественной войны получили звание Героя Советского Союза. … (Энциклопедия Азбука Веры говорит — Мандо́рла– символическое иконографическое изображение сияния Божественной славы, нетварного Божественного света, нетварных Божественных энергий, визуально обрамляющее фигуры Господа, Божьей Матери (или, гораздо реже, иных святых либо святынь), как правило, имеющее миндалевидную, эллипсовидную или круглую форму; нередко именуется облаком славы) …

Храм считается одним из самых высоких в мире и уступает лишь немногим Исаакиевскому Собору. Правда, факт, что строительство храма было завершено почти за полтора года, вообще в голове не укладывается.

Традиция строительства воинских церквей уходит вглубь времен, а история храмов в честь военных побед насчитывает несколько столетий. Главный храм Вооруженных Сил Российской Федерации увековечивает великую победу ХХ века во второй мировой войне и одновременно является первым в истории России Главным Православным Собором Вооруженных Сил Российской Федерации.

Но кто же знает, каким должен быть воинский храм? Да, воинские церкви строились издавна, стрелецкие, полковые, судовые храмы были, сооружения культа, посвященные победам, возводились, а вот каких-то особенных правил для их строительства никогда не было.

Храм спроектирован в монументальном русском стиле, органично включающем современные архитектурные подходы и уникальные для православного строительства нововведения. Фасады здания отделаны металлом, своды — остеклены. Впервые в истории воплощена уникальная архитектура храма из металла и стекла.

Снаружи стены храма декорированы бронзовыми горельефами со сценами эпизодов войны, выполненными скульптором Салаватом Щербаковым. Основные плоскости фасада храма выполнены из натурального камня и имеют большое количество резных каменных элементов. Скульптурные группы фасадов храма отлиты из бронзы, следуя генеральной концепции собора — созданию образа храма-воина. Эту идею поддерживают модульные элементы наружных стен в форме стилизованных воинских доспехов. На фасаде храма установлено 29 скульптур. Из них 4 скульптуры евангелистов, а 8 скульптур святых воинов-полководцев символизирует такое же число кампаний Великой Отечественной войны. В 20 нишах на фасаде храма приведены цитаты из Евангелий о победе добра над злом, на церковно-славянском языке, и святых праведных воинов, выполненные традиционной русской вязью.

Вот он, красавец Храм. Он до того необычен, что притягивает к себе внимание и долго не отпускает. Очень строгий, величавый, без «рюшечек», но вместе с тем красивый именно своей лаконичностью. Но вместе с тем мы понимаем, что храм просто грандиозный. Он огромный по размеру, он насыщенный по отделке. Ну и золотые маковки-луковки с крестами — они такие легкие и «воздушные», что на первый взгляд диссонируют с массивной нижней частью. И вместе с тем этот темного-зеленого цвета камень очень даже подходит золотым куполам…

Весь комплекс оформлен в стиле милитари, основной цвет зеленый приближенный к хаки. Темно-зеленый цвет объясняется тем, что это храм военных.

Активно использован прием затертости-патина — когда на зеленой поверхности элементы и детали имеют искусственные потертости проявляя медно-металлический оттенок. Это позволяет цвету не быть однообразным и заодно добавляет дополнительную отсылку к военным.

В отделке площади и Храма используется в достаточных количествах, казалось бы, очень тяжелый для визуального восприятия элемент — чугун. Из него сделаны лавочки, детали фонарей, полы в самом Храме, ступеньки и т.п.

При этом они выглядят четко на своем месте, создавая дополнительный визуальный эффект. И все здесь выглядит довольно органично.

«Поднимаясь по ступеням храма, мы пойдём по оружию поверженного врага» «Для изготовления ступеней храма мы, например, взяли траки от немецких танков, и они в этих ступенях присутствуют — в виде сплава — это слова С. Шойгу.».  Для чугунных плит крылец храма, по которым мы поднимались, использовался сплав, в который включили металл из переплавленного оружия вермахта, остатки гусениц немецких танков.

При входе, как и положено, контролируют правила, что женщины должны быть в платках и юбках (выдают), а мужчины не могут проходить в шортах.

В храме 2 уровня: нижний храм освещён в честь Святого Равноапостольского Великого князя Владимира, верхний храм — Патриарший собор во имя Воскресения Христова. … 6 приделов: 5 из них находятся в верхней части храма, и один – в нижней.

Нижний храм …

Сначала направились в Нижний храм, посвященный Святому Равноапостольному Великому князю Владимиру, крестителю Руси.

В первый момент показался неуютным, хмурым и мрачным — но это было лишь мгновение, связанное с переходом из уличного пространства с ярким светом в помещение с низким потолком. Да еще и вход в нижнюю церковь осуществляется сверху, т.е. под ее потолком, так что при входе на уровне глаз первое, что ты видишь — это люстра, невероятно надо сказать красивая люстра. Люстры в залах нижнего храма достойны отдельных строк — они просто великолепны!

Нижний храм построен в виде царских палат, с низкими сводами. Полумрак. Отделка выполнена из керамики и украшена гжельской росписью, а при изготовлении мозаичных панно было использовано более 8 миллионов кусочков. Стены украшены фрагментами из истории Древней Руси. Очень красивые панно. К тому-же неожиданно. Обычно православные храмы за редким исключением — это росписи на стенах, где они есть, либо просто беленые стены. Здесь вместо росписей везде мозаика и ее много … на стенах буквально нет пустого места. И это очень красиво.

Здесь можно креститься, — есть купель. По всему периметру купели, опять же на керамике, размещены иконы святых и учитывая военную направленность храма, здесь много и соответствующих святых покровителей различных родов войск, например, Андрея Первозванного, Александра Невского, а также редко встречаемая в гражданских храмах икона Федора Ушакова.

 

Кстати, в нижнем же храме находится ковчег с реликвиями — восемь частиц святых покровителей: великомученика Георгия Победоносца, апостола Андрея Первозванного, святителя Николая Чудотворца, преподобного Сергия Радонежского, великомученицы Варвары, апостола Петра, великомученика Пантелеймона Целителя и праведного воина Феодора Ушакова.

 

Свечи в храме раздавали бесплатно, желающий мог поставить свечу не только за упокой души погибшего воина, но и всех умерших родственников, а также за здоровье ныне живущих … рядом отверстие для пожертвований.

Верхний Храм …

Входим внутрь и просто замираем … Ожидали увидеть здесь нечто очень красивое, но чтобы настолько … Внутри, как и сам храм, все темно-оливкового цвета. Но если фасад Храма выглядит строго, мощно и недоступно, то внутри светло, много воздуха. А все благодаря высоким куполам и обилию цветных витражей.

Делаешь шаг внутрь и все … оказываешься сразу в огромном пространстве, наполненном церковным пением … поначалу даже теряешься, так как не знаешь куда в первую очередь бросить взгляд, чтобы не упустить ни одной детали — да там так много всего. Но, нет никакого ощущения нагромождения и перебора, нет подавления деталями и объемом. Уверен, не в малой степени такой эффект от необычно высоких проемов и арок между помещениями и частями Храма, ты не упираешься постоянно в стену, все пространство перед тобой — и много воздуха.

 

В Храме пять престолов – центральный престол наименован в честь главного христианского праздника — Воскресения Христова. Все четыре боковых придела верхнего храма посвящены святым — покровителям родов войск. пророк Илия — небесный покровитель Воздушно-космических и Воздушно-десантных войск России, князь Александр Невский — сухопутных войск, великомученица Варвара — Ракетных войск стратегического назначения и апостол Андрей Первозванный — покровитель Военно-морского флота России.

Следуя традициям, в храме размещены иконы святых покровителей российских воинов, а также геральдические знаки. Главный храм украсили росписи с батальными сценами из военной истории и текстами из Священного писания. В решении задач по художественному оформлению Главного храма приняли непосредственное участие всемирно известные живописцы и специалисты Студии военных художников имени М.Б. Грекова. Сохранение и воспроизведение в художественных образах исторической памяти народа — вот основная задача, которая была поставлена перед большим коллективом авторов. Над его строительством и созданием всего убранства были задействованы с начала производства более четырёх тысяч человек.

  

В верхнем Храме также нет росписей на стенах, его стены украшают 44 мозаичные картины главных сражений в которых принимали воины России. По бокам мозаик вывешены реальные боевые знамена полков. А арки сводов украшены орденами.

Из храма не хочется уходить, хочется ходить кругами и все рассматривать в деталях. Невероятно… Эта красота завораживает. Тут смогли соединить мощь, неподступность — это выражено в колоннах и легкость, воздушность, тут есть и мозаика и фрески, и витражи, и очень необычные люстры и светильники, кованые ворота, шикарные иконы, невероятно богатый иконостас…

Внутреннее оформление просто поражает своей красотою и оригинальностью, честно говоря в голову не приходит ничего похожего, подобных ярких мозаик я не припомню нигде. Центральная мозаика, которую видим в первую очередь при входе, — парящая фигура Воскресшего Христа — поражает своим великолепием, причем разные ракурсы дают разный результат, по ощущению фигура просто парит, оптическая иллюзия удалась мастерам на все 100%. Это ошеломляет.

Строгий образ Богородицы, созданная народным художником России В.И. Нестеренко, на противоположной стене напоминает женщину с плаката «Родина-мать зовет».

 

Центральная апсида, посвященная Воскресению Христову, впервые в истории выполнена в виде металлического рельефа. На восточной апсиде установлена уникальная икона-складень Воскресения Христова, выполненная с применением золочения и эмалей, с полудрагоценными камнями. Складень в будние дни стоит в закрытом виде и открывается с особой церемонией перед воскресной службой.

В иконостасе храма 48 икон, по числу месяцев боевых действий в Великой Отечественной и Советско-японской войн. Инкрустация из 431 драгоценного и полудрагоценного камня в иконостасе символизирует о 431 стрелковой дивизии, числящихся в Красной Армии к моменту окончания ВОВ. В храме установлены шесть антикварных икон и два антикварных иконостаса.

Полы храма, так же как крыльца, выполнены из чугунного сплава с переплавленными оружием вермахта. Утварь и элементы храма, расположенные в интерьере, имеют уникальные элементы, принадлежащие родам войск, а камни и эмали имеют разные цвета, соответствующие приделам родов войск.

Главной иконой храма является «Спас Нерукотворный», при создании которой использовались старинные технологии: паволока, левкас, яичная темпера, сусальное золото, полудрагоценные и драгоценные камни. Икона написана на деревянных досках из орудийного лафета 8-фунтовой чугунной пушки 1710 года, поднятой со дна Невы. С тыльной стороны доски скреплены между собой цевьем автоматической винтовки Токарева образца 1940 года. Икона является произведением искусства, над которым работали ювелиры, металлурги и художники.

Величественные северные и южные врата формируют фасады храма, на них запечатлены битва за Сталинград, освобождение Севастополя, подвиг Панфиловцев, оборона Москвы, водружение знамени Победы над Рейхстагом и другие известные эпизоды войны работы московских скульпторов В.Д. Шанова и Д.Д. Успенской. На порталах северных и южных врат изображены 36 памятных медалей, по 9 в каждом портале.

Что поразило в верхней церкви больше всего? … даже не знаю… – ВСЁ ! …

Внутри храма имеются лифт и туалет, — что меня абсолютно уже не удивило.

Если кто-то захочет, то за отдельные денюшки можно заказать экскурсию. И если честно, то мы бы экскурсию сейчас взял-ли бы — особенно по Храму, т.к. там огромное количество деталей. Но, поздно хвастаться уже отвалившимися почками … Поэтому после выхода из Храма осталось послевкусие недосмотренности …, которое восстановилось при более внимательном чтении материалов с буклетов и информационных стендов парка.

Но, главное – возникло полное понимание почему Храм именуют главным Храмам ВС РФ.

… при выходе «соблазнил» музей икон. Но, когда мы прошли несколько метров, оказалось, что все иконы не просто современные… они как будто только что написаны и краска не успела высохнуть. Увы, — нас это не «соблазнило» и мы покинули Храм…

 

Пы. Сы: По слухам, сплетням в тырнете — В 2020 году в храме ВС некоторое время провисела мозаика с изображением Путина, Шойгу и Матвиенко. Этот сюжет был связан с эпизодом присоединения Крыма к России в 2014 году. Данный факт вызвал неоднозначную реакцию общественников, историков и религиозных деятелей. Спустя несколько недель после произошедшего мозаика была демонтирована… Насколько это правда, — не знаю…

Музейный комплекс «Дорога памяти» …

 Музей был открыт президентом России Владимиром Путиным 22 июня 2020 года и представляет собой «суровое» темное-зелёное, но очень красивое здание. Вы знаете сколько дней длилась Великая Отечественная Война? -1418. Каждый шаг в музее — как день в этой войне…

 

Это огромный комплекс полукругом, окружающий Храм ВС — его длина и составляет те самые 1418 шагов к Победе. 1 шаг — 1 день … В нем отражены все дни войны, начиная с 21 июня — последний день мирной жизни.

Череду 35 залов-коридоров, среди которых 27 иммерсионных с эффектом погружения в ключевые эпизоды Великой Отечественной войны, и вдоль стены которой тянется галерея из почти 40 миллионов фотографий участников Великой Отечественной войны

Непосредственно в музее движение строго в одном направлении — от начала к завершению.

 

Самый первый зал — это можно сказать «нулевой» шаг — начало экспозиции, характеризующее обычную жизнь … тоннель по мирному времени, и ты идешь сквозь него и вот делаешь первый шаг за занавес и начинается первый день войны — это один из так называемых иммерсивных залов, когда ты не изучаешь события по музейным витринам с документами и экспонатами, а когда события окружают тебя, ты находишься внутри события… ты — часть этого. Полное погружение в новое пространство, направленность на развитие чувственного восприятия, на расширение границ сознания.

 

Этот прием иммерсивных залов, реализуется с использованием сразу нескольких технологий – интерактив, окружающий звук, тотальная панорамная проекция на стены, пол, потолок, части экспозиции. проецируются на всех поверхностях залов, дополняются музыкой, анимацией и иллюстрирующими звуками. Для полного эффекта не хватает конечно еще запахов, а так все есть: земля горит под ногами, лодки плывут, самолеты летят, бомбы взрываются, визуально события разворачиваются на 360 все градусов, естественно есть и звук.

Использование современных технологий – это очень здорово. Это особенно интересно и молодежи, и детям уже привыкшим к гаджетам и современному ритму жизни, да и к современным способам познания, внедряемым в школах. Поразительно, но встретилось множество родителей с детьми, где последние постоянно дискутировали со старшими и задавали кучу вопросов. Им действительно было интересно.

В некоторых залах вместо 3D присутствия внутри события устроены мини сценки с использованием объемных голограмм и звука.

Отдельные залы выполнены в виде диорамы с характерными объектами, интерактивными картами, жизненными или военными ситуациями и т. д. Каждый период сопровождает свое звуковое оформления. Сначала несколько непривычно было перемещаться по залам со стеклянными полами, ниже которых тоже располагается часть экспозиции в виде оружия как советского, французского, американского, … так и немецкого … предметов…

 

Вообще большинство залов устроены по принципу — с одной стороны представлена ключевая информация по ежедневным событиям в ходе Великой Отечественной Войны, с другой — по людям, отличившимся в эти даты. Газетные вырезки, письма, заметки и фотографии чередуются с более объектными символами периодов и историческими экспонатами, все это дополняется интерактивными и звуковыми эффектами и кадрами хроники и сливается в единое гармоничное представление. Вообще вся экспозиция построена очень грамотно — все в очень логичной последовательности.

 

Гармонично вписываются восковые фигуры прямо по пути. Труженики тыла… пленение фашистов… и даже известные большинству герои популярных фильмов «В бой идут одни старики», и бронзовые бюсты актёров фильма «а зори здесь тихие», но этот памятник уже на площади перед Храмом…

 

Огромное внимание уделено не только конкретным ключевым событиям в виде: Битва за Москву, Сталинград, Курская дуга, Парад Победы, но также и тематично представлены различные аспекты войны: работа фронтовых бригад артистов, партизанское движение, производство оружия и снарядов в тылу, работа медсанчастей …

«Тёмная ночь»— песня, написанная композитором Никитой Богословским и поэтом Владимиром Агатовым в 1943 году для фильма «Два бойца»…

… да… тяжело ходить… Прошли чуть больше половины дуги музейного комплекса «Дорога памяти». Т.е. примерно 800 дней из 1418-ти. Как таковой, физической усталости ещё не было. … Устали, но могли бы пройти и весь комплекс. Вопрос только – как пройти? Скажу честно, — хочется буквально с первых шагов (дней) рассматривать все экспонаты… смотреть все фильмы от начала до конца… читать, причём не поверхностно, а вдумчиво… переживая за все эпизоды, написанные в тексте о ВОВ… Но, если так ходить, то на каждый день войны потребуется не менее суток нахождения в музее. Вот и пришлось подходить к стендам выборочно. Как говориться – «на что глаз глянет» … И если в первых залах ещё более-менее задерживались на большинстве текстовых документов и фотографий, то чем дальше, … тем всё меньше и меньше…. И всё больше и больше отдыхали в «кино залах» на шикарных скамейках.

И настроение было как бы двоякое: с одной стороны, восхищением и гордостью, что «наши» переплюнули всю грёбанную геевскую эвропу и сотворили просто бесподобный музейный комплекс с обалденным, величественным Храмом … — с другой, историческое горе нашего народа. Исторический подвиг… Грохот снарядов, пламя горящих деревень… гибель миллионов людей… — всё это вводило в подавленное состояние.

Идти дальше, — не хотелось. Мы, приняли решение, которое уже мелькало в сознании сразу после начала посещения Храма, — приехать ещё раз и не только досмотреть, но и прогуляться более широко по территории, обязательно захватив и «поле Победы», которое соприкасалось с Храмом и музеем «Дорога памяти».

 

Выходя, в моей голове звучала ещё одна песня «Журавли». Но, в этот раз певца Аркадия Северного (Звездина). … Уже когда просто дико сжал музыкальный файл (так делаю со-всеми фотографиями и видео-аудио файлами и хотел вставить этот файл на сайт, задумался над вопросом: а чьи стихи? … чья музыка? Вроде, как всегда народная, но такой я человек – решил перепроверить более дотошно. И «нарыл» вот такой сайт http://www.shansonprofi.ru/person/severnyi/lyrics/severnyi_zhuravli_uleteli_iz_knigi_viktora_aryisheva_moy_pesenny.html?ysclid=m25fmsp7ir748821151

Судя по тексту, что слова к песне «Журавли» слова придумал его друг поэт Володя Роменский. Музыку придумал\набренчал — Аркадий Дмитриевич Звездин, — он же Северный.

Ежель не «в лом» — нажмите кнопочку «пуск»…

Обратный путь, как и путь к сердцу мужчины, — лежит через столовку. Текста в этой части уже – огромный перебор, … поэтому о «Трапезной» расскажу уже во-второй части. Т.е. ровно через неделю, когда мы поедем в парк «досматривать. В ней же поведаю и о «поле Победы», и о скульптурной композиции «Матерям победителей».

 

Отмечу лишь, что около Храма находится небольшое здание «зал торжеств», где влюблённые пары «брачуются». На церемонию одной из них мы почти попали…

 

… прошли мимо «поля Победы» … как ни хотелось, прогуляться по окопам – не стали. Всё это будет через неделю… в следующей записи …

 

… всего лишь одно нажатие кнопки «следующая запись» , а мы переместимся ровно на неделю вперёд … , где опять увидим неувиденное в парке…

Оставьте комментарий

Прокрутить вверх
Прокрутить наверх