1987. Ахтуба — «браконьерство». 26 апрель – 16 май.

Все хорошие идеи и мысли рождаются в курилке! Вот и идея этого шикарного путешествия родилась именно в ней. Дымили сигаретами… болтали как всегда о «бабах» (не о работе же болтать) … и тут Абрамыч (Валерий Алексеевич Рабов) заикнулся, что вылавливал на Ахтубе во-времена Соломона и Египетских пирамид неимоверные количества разных осетровых, катался на сазанах «верхом» и «бросовую» рыбу, типа щук и «матросиков» (это разбойники – окуни, за их красные полосы на спине) сразу выкидывали обратно в воду после поимки.

(Пы.Сы. №1 — …в какое то время….неизвестно по какой причине, но стало модно присваивать всем «друзьям» и друзьям разные клички-погонялы на еврейский манер. Так Алексеевич стал Абрамычем… Я – Ароновичем… были и Соломонычи с Моисеевичами… Но, все погонялы, увы не прижились кроме Валеркиного – Абрамыча).

Естественно, я посчитал все эти «рыбацкие» рассказы Абрамыча – нормальными преувеличениями на тыщу процентов и во-многих случаях просто фантастическими бреднями.

Подтверждения Куликова не помогали. (Куликов Александр – начальник сектора нашей лаборатории, Абрамыч – просто ведущий инженер, я – на то время был простым инженером-конструктором).

Так как курим мы часто (стоять в курилке гораздо приятней, чем сидеть за рабочим столом), то и Валеркины рыбацкие байки мы слушали почти ежедневно. Я могу много вспомнить о его хождениях буквально где не ступала ещё нога человека на севере и в Сибири, о поимке двухметровых сомов, об охоте на рябчиков и глухарей … — многому были достоверные подтверждения в виде фото с этим сомом и рябчиками. Брат у Абрамыча был профессиональный охотник-рыболов.

Короче слово за слово…, и мы с Куликовым настолько возбудились, что возьми, да и ответь Абрамычу – Поехали! Немаловажным фактом было и то, что пять месяцев до этого я купил очень дорогую по тем временам надувную двухкамерную лодку (надувная гребная лодка ЛГН – 2М) «ОМЕГА» аж, за 102 рубля, что по тем временам огромные деньги. Не только дорогую, но и крайне дефицитную. Как помнится, в магазине спорттоваров на Б. Академической улице.

Первым делом было назначение Абрамыча «командиром». Сашка Куликов стал «замполитом». Мне же досталась почётная должность «юнги».

С этого момента в курилке уже поменялся приоритет «болтологии». Все наши умственные силы были брошены на подготовку к поездке. Смею заметить, – я получил «бесценный опыт» сбора и упаковки багажа, за что огромнейшее спасибо Александру. Ведь каждый грамм был учтён. Возьмёшь что-нибудь лишнее – будешь его таскать на собственном горбу. Что-нибудь забудешь – можешь здорово потом сожалеть.

Специально ездил по магазинам для покупки тележки для перевозки лодки и тяжёлых грузов. Обязательным условием были большие резиновые колёса. Лучше надувные. Искал и купил хороший туристический рюкзак.

Много разных, но полезных безделушек, начиная от канов (плоских котелков) и ножей… до кучи рыболовных снастей, лесок и спиннингов с катушками…

Все мои «идеи» потом бурно обсуждались. Большинство просто отвергалось из-за причин лишнего веса, ненадобности и «буржуинства». Но были и полезные к моей радости. Даже в поезд-туда всё рассчитали. Сколько выпьем. Сколько закуски. Выкидывать потом не хочется, да и тащить на себе лишний груз – проблематично.

26 апреля в 10-00 мы уже в поезде Москва-Астрахань. Ехать до ст. Верблюжья — 1532 км. 18 рублей билет.

Абрамыч отдыхает в поезде …

Первый раз вижу подобное…

… бескрайние Калмыцкие степи… ж\д станция Верблюжья…

На рейсовом автобусе доехали до посёлка «Золотуха». Там у Абрамыча жили то-ли дальние родственники… то-ли друзья…(уже не помню) и зашли к ним в «гости» за сетями и рыболовными снастями, которые Абрамыч у них оставил в предыдущую поездку. Долго гостить – у нас не было времени, но от домашнего «самогона» — не отказались! Выпил я, только рюмку. … Голова трезвая как «стёклышко»! Но, меня попросили попробовать встать…. – я свалился со-стула, как подкошенный. Минут через 15 всё «восстановилось». Вот такой самогон!!!

На фотографии Абрамыч и его родственники.

Дозагрузились дополнительным рыбным оборудованием и спустились вниз к реке Ахтуба. К переправе, которая представляла собой обыкновенный большой плот, прикреплённый к тросу между берегами, и курсирующий путём толкания небольшим катером.

… с местными калмыками и капитаном катера…

Была ранняя весна. Село Золотуха было без снега. Река Ахтуба наполнена полностью… «под завязку» мы сошли на берег и отойдя сотню метров «распаковали» надувную лодку. Сложили в неё все рюкзаки и уже пустую тележку… меня на «вёсла»… и поплыли, если память не отшибает – по течению. На фотографиях не видно, но мне часто попадались мини «айсберги» в виде не успевших растаять льдин. Не много. Километров примерно 5-8. Абрамыч с Сашкой «налегке» шли по берегу. Так мы дошли до устья реки «Никольчонок». На карте этой реки – нет. Можете не смотреть. Просто потому, что она так сказать только зимне-весенняя. Уже к началу лета – почти полностью пересыхает.

… на надувной лодке по Ахтубе…

Прошли ещё пару километров вглубь от берега и «встали на стоянку» на «старом» месте Абрамыча. Он тут уже был. С прошлой его рыбалки остались некоторые полезные вещи в виде костровых принадлежностей и коптильни.

Как видно на снимке — река Никольчонок. На берегу ещё лежат островки снега и если присмотреться на центр фотографии — наши гости в виде двух Лосей…

Раннее утро на Никольчонке…

В районе Каширской ямы в Ахтубу впадает, а может, вытекает совсем узкая протока под названием Никольчонок. Ближе к Волге она местами расширяется так, что ее можно принять за соединяющийся между собой ряд озер, а возможно, так оно и есть. Вода прозрачная, хотя дна не видно, так как в окрестностях Ахтубы, несмотря на то,  что Никольчонок можно практически перепрыгнуть, глубина будь здоров.

Первым делом, естественно, мы собрали две палатки. Оранжевая — новая и современная  -«замполита» Куликова. Большая и вместительная была для нас. Для сна и отдыха. Спокойно вмещались все трое. Вторая, — брезентовая, старенькая — моя. Стандартная на 2 человек мы использовали под различное барахло и шмотки…

Следующим этапом — строительство «обеденного» стола и скамеек. Пожрать — дело святое!!!  Так же святым было поднятие нашего красного флага в виде моих красных трусов!

Так начиналось каждое наше утро. Дежурный (по очереди) вставал раньше… и готовил завтрак. Чаще всего это был копчёный Судак. Но, иногда мы «кормились» и ресторанной пищей в виде Судак или Сом в тесте… «икряники» Калмыцкие… суп черепаший… жареная рыба с разными прибамбасами… а, так же — настоящая «тройная уха».

Сколько было у меня сначала радости от первых пойманных щук и голавля……

Так же утро, лично для меня начиналось и с небольшой процедуры «издевательства» над животным миром… пройдя метров 200 до ближайших «кустов» и сделав все причитающиеся дела в местном сортире, …. я шёл по берегу Никольчонка и своим «грохотом» пугал греющихся на берегу черепах. Они с грохотом падали с более высокого берега в воду, раздавая не просто шум…грохот!!!  Напугав черепах, я продолжал движения, собирая «ужей». Наловив десяток, а то и поболее… уже у базового лагеря поштучно выпускал в реку. Вы видели как шустро они плавают?!….

Иногда командир и замполит разрешали мне половить на удочку…. иногда на спиннинг, но чаще всего мы просто  растягивали сеточку через речку… (в некоторых местах, её действительно можно было перепрыгнуть) и уходили минут на 15 (или просто сидели на берегу и курили)… и опять в лодку -«собирать урожай»…

… «сбор урожая»…

Вот по такому «пакетику» мы доставали с сеточки за-раз.

С учётом того, что ещё такой же объём сразу был «выброшен» обратно в воду. Нам нужны были только несколько видов рыбы. Для вяленья на деревьях — вобла, чехонь, синец…. Один,  максимум два судака (больше мы не в силах были съесть). Если к нам ожидаемо должны были подъехать местные, то оставляли и щук для них (они делают превосходные щучьи котлеты).    Можно было опять сеточку натягивать… и опять через 15 минут — на 100% будет такой же пакетик…

.. далее относили метров на 500 для «безопасности»  добычу в кусты…..

Отбирали \ сортировали ….  воблу\чехонь\синец — отдельно. «Покушать» в другой мешок. …. Засыпали с «избытком» солью… Не выпаренной как в Москве, а настоящей — с фиолетово-коричнево-сиреневым переливом с находящегося неподалёку соляного озера Баскунчак. Рыба больше нужного соли не впитает, поэтому мы на неё особенно и не скупились…

Складывали аккуратно слоями в специально склеенные мною мешки из детских клеёнок. Зарывали немного в землю и оставляли под «гнётом» на 2-3 суток.

… просоленную рыбу через «нужное» время вытаскивали из мешков… складывали в сумку типа сетки-авоськи и опускали в Никольчонок на пару часов промыться в проточной воде….

… промытую от излишков крупинок соли рыбу опять относили подальше от лагеря и наряжали на скрепки Новогодние Ёлки по Ахтубински….

… отдельные … самые вкусные экземпляры шли на «кухню» для ужина или завтрака…

… «брюхастых» Судаков женской породы….

приходилось разделять на: Плавники, чешуя — на «тройную уху»… мясо на «жарку»… икру в канистру для засолки…

… уже май.  Весеннее солнышко уже не просто греет, а жарит. Да ещё как! Шкура у меня давно так слоями не слезала. … иной раз отлетали огромные куски отлинявшей кожи диаметром в несколько сантиметров.

… А, перчатки от солнца я не взял. Пришлось резать под перчатки носки…

Мы закон уважаем! Мы с законом дружим ! Поэтому, у нас нет ни одной фотографии с «курносыми» — рыбками осетровых пород, которые как раз ранней весной идут на нерест из Каспийского моря в Ахтубу и другие мелкие речки…. И с собой в поезд, как подарки, мы не брали даже судака, т.к. на каждую «голову» был крупный штраф. Только сушёную воблу… в ограниченном количестве….

Как я уже писал, — иногда мы лакомились деликатесами в виде «Калмыцких Икряников». Что это такое? -Блюдо местных аборигенов.

Берётся обыкновенное ведро… мешается обыкновенное тесто для выпечки оладушек… добавляется в него ещё пол ведра… чёрной икры… перемешивается…. и пекутся оладушки !!!

«Замполит готовит «Судака в тесте»…

… иногда к нам приходили «браконьеры» из соседнего лагеря… Но, наши дружинники пресекали все их попытки враждебных действий…

… заставляя их садится за «стол переговоров»…

… приезжали к нам и голодающие Калмыки… Мы вынуждены были спасать их от голодной смерти…  Как?  Просто! Садились в телегу прицепленную к трактору и отъезжали на несколько километров к мини заводям и лужам. Уже стояла жара. Солнышко «работало» во-всю. Большие водные пространства быстро пересыхали и превращались в маленькие мини водоёмчики.

Берёшь спиннинг… делаешь заброс блесны… вытаскиваешь щуку.  Второй заброс — вторая щука… .. и так раз десять — беспроигрышно! Только после первого десятка иногда приходит пустая блесна…  местные только успевали закидывать добычу в телегу…… и к следующей луже

… маленький улов от одной лужи. А, этих луж …. видимо — не видимо !!!

«трубка мира Абрамыча»…

Вы мало представляете — что такое лужа.  Вот на фото подобная… братва из «соседнего лагеря» давала нам пострелять из самодельного гарпуна. Уловы иной раз были просто громадными. На некоторых Сазанах можно было кататься (что я с успехом делал).  Выбираешь себе «горб» побольше, выступающий из лужи…. подходишь и садишься!… и медленно тебя катают !!!

Маленький мини Сазанёнок                                                                                    Охота с «гарпуном»

Сазанёнок, действительно, — маленький. Всего на 2 кг…

… на флагштоке дерева развивается наш красный флаг  (мои трусы)

Рыбку надо жарить свеженькую. Поэтому привязывали её за жабры и в Никольчонок… Ведь холодильника у нас не было….

Жара всё сильнее и сильнее… Пересыхают не только маленькие речки и водоёмчики, но и Ахтубе достаётся. Видно как уровень воды опускается ежедневно… даже по часам…        Когда женский пол можно разглядеть лишь в очень сильный бинокль, — можно и походить в одежде Адама…

…а, это не то, что вы подумали. …..Это мешочек с икрой Судака….

Сборы в обратную дорогу были очень быстрыми. Самое ответственное было упаковать всю сушёную рыбу так герметично, чтобы она не провоняла на весь поезд. Мы то — упаковали. Но, вот другие «рыбаки-браконьеры» такого профессионализма не имели. Из Москвы тогда все поезда воняли колбасой… а, Астраханские поезда в Москву — рыбой !!!

Ровно с какой быстротой в солнечном пекле «сгорали» все водоёмы и реки… с даже ещё большей быстротой, наполнялась Ахтуба после начала «сброса» воды на Волгоградской ГЭС. Вода прибывала настолько быстро, … что наш лагерь с палатками затопило бы буквально через несколько часов, если бы мы не ретировались и быстрым темпом не смотались бы обратно в Москву.

До Свидания Ахтуба !   Мы ещё встретимся в 1999-ом !!!