2012. НИДЕРЛАНДЫ-III. Хаарлем, ж\д вокзал, церковь св. Бавона, пл. Гроте-Маркт, музей Франса Халса, Амстердам, Схипхол, Шереметьево. 28-29 апрель. 7-8 день.

 

= прелюдия =

 

Утро началось со сбора чемоданов. Наша поездка заканчивалась и уже поздно вечером… в 20-50 вылет в Москву. Приземлимся уже на следующий день в 2-05 минут ночи.

«Барахла» было, хоть и много, но оно более-менее компактное. От мелочей в виде всевозможных магнитиков, статуэток и картин в рамках. Просто обмотал их в туалетную бумагу… завернул в грязную одежду и целлофан. Вот и всё.

Сдали вещи в камеру хранения в наш Floris France Hotel и до вечера… до трансфера в аэропорт мы уже были свободны.

 

Ещё вчерася, мы договорились, что поедем вместе в Хаарлем с Людмилой и Асей. И поехали. С большим-большим приколом поехали…

Суть его очень интересна: — Людмила и Ася покупали билеты на пендельтак (электричку) в кассе… Ирина, как всегда «любительница разгадывать кроссворды» — в автомате… и в целях экономии семейного бюджета, естественно, купила то, что подешевле.

В вагоне к нам подошёл контролёр… и на непонятном нидерландском … стал объяснять, что у нас детские билеты! … ну, и типа хотел нас «вышвырнуть» ласковым способом … Но, тут в вагон зашли Ася и Людмила… — мы, не понимая в принципе ничего «доказали» ему, что мы их дети! Доказали!!! Уже позже мы, осознали всю нелепость ситуации, в которую попали… но, было поздно – контролёр ретировался…  (целый день мы их и называли – наши мамы!)

Хаарлем (нидерл. Haarlem) … ж\д вокзал …

Первая достопримечательность предстала перед нами сразу после выхода из ляпиздрички… — ж\д вокзал Хаарлема.

 

Впечатляющее же здание железнодорожного вокзала в Харлеме в стиле модерн, которые вы видите сегодня, было построено в 1906-1908 годах по проекту голландского архитектора Дирка Маргаданта. На сегодняшний день эта станция — единственная железнодорожная станция в Нидерландах построенная в стиле модерн и одно из самых интересных сооружений Харлема (здание железнодорожного вокзала в Харлеме имеет статус национального памятника). В сентябре 1839 года состоялось торжественное открытие железнодорожной линии Амстердам-Харлем – первой части старейшей железной дороги в Нидерландах, соединившей к 1847 году Амстердам и Роттердам.

 

Первая, весьма скромных размеров и построенная из дерева, станция Харлема располагалась на Oude Weg неподалеку от знаменитых Западных ворот за пределами города. Ширина колеи первой нидерландской железной дороги составляла 1945 мм. Но уже к 1865 году она была сужена до 1435 мм, в соответствии с принятой к тому времени стандартной шириной европейской колеи (впервые такая ширина была предложена инженером Джорджем Стефенсеном при строительстве железнодорожной линии Ливерпуль-Манчестер, а сегодня примерно у 60% железных дорог в мире ширина колеи равна 1435 мм).

 

С самого начала железная дорога в Нидерландах стала очень популярной, основательно потеснив внутренний водный транспорт, курсирующий по каналам-треквартам. Неудивительно, что станция на Oude Weg оказалась слишком мала и не справлялась с большим пассажиропотоком, в связи с чем, было принято решение о строительстве новой станции в северной части города, где, собственно, центральная станция Харлема и находится сегодня. Новая станция была построена уже в 1842 году, а на Oude Weg в 1844 году была открыта железнодорожная мастерская, ставшая со временем одной из крупнейших в Нидерландах.

 

Церковь Сент-Баво …

Протестантская церковь в Нидерландах

Гроте Керк или Санкт-Бавокерк — это реформированная протестантская церковь и бывший католический собор расположен на центральной рыночной площади (Grote Markt ) в голландском городе Харлем. Другая церковь Харлема, называемая собором Святого Баво, теперь служит главным собором для римско-католической епархии Харлем-Амстердам.

Святой Баво спасает Харлем от Кеннемеров. Датируется 1673 годом, но содержит легенду 1274 года. Сейчас в коллекции католического Собора Святого Бавона, также в Харлеме.

Эта церковь является важной достопримечательностью города Харлема и доминирует над горизонтом города. на века. Он построен в готическом стиле архитектуры, и он стал главной церковью Харлема после того, как в 15 веке реконструкция сделала его значительно больше, чем Янскерк (Харлем). Первое упоминание о церкви на этом месте относится к 1307 году, но деревянное строение сгорело в 14 веке. Церковь была перестроена и преобразована в капитул в 1479 году и стала собором только в 1559 году. Основными архитекторами были и (неф), и (трансепт). Термин «католическая» никогда не ассоциировался с этой церковью, поскольку она была освящена как собор только в 1559 году, что было уже в середине периода, известного как Протестантская Реформация. Церковь была конфискована только 19 лет спустя во время полудня в Харлемсе 1578 года, когда она была преобразована в протестантизм. Он был посвящен святому Баво где-то до 1500 года, хотя в коллекции католического собора святого Бавона существует любопытная картина, иллюстрирующая чудо святого Бавона, спасшего Харлем от кеннемеров. в сцене из XIII века. Эта картина была написана через столетие после того, как католикам запретили посещать их церкви, и, возможно, это была памятная картина, посвященная защите церкви и католической веры, а также защите города.

В Харлеме с 9 века была христианская приходская церковь. Эта первая церковь была «дочерней церковью» Велсена, которая была основана в 695 году св. Виллиброрд. Эта ранняя первая церковь была деревянной церковью на том же месте, что и нынешний Синт-Бавокерк. Расширения и расширения на протяжении веков привели к его официальному освящению в 1559 году, когда был назначен первый епископ Николаас ван Ньюланд. Только 19 лет спустя, после того, как испанская оккупация закончилась (они выиграли осаду Харлема ) и Харлем вернулся в протестантский Дом Оранж, церковь была конфискована во время эпизода, известного как Полдень в Харлемсе и обращение в протестантизм в рамках протестантской Реформации.

В это время было конфисковано большинство предметов искусства и серебра, а то, что не было продано или уничтожено, сохранилось в муниципальной коллекции Харлема, которая сейчас находится в собрание музея Франса Хальса. Католики Гарлема взяли с собой то, что могли унести, и ушли в подполье, после чего встретились в различных schuilkerken, наиболее известных из них, известных как Statie Святого Франциска и Statie Святого Иосифа. В конце концов, Св. Иосифштат построил новую церковь напротив Янскерка, названную Св. Йозефкерк, и эта церковь, после того, как выросла и снова стала собором, построила новый собор на Лейдсеваарт в 19 веке.

Со времени постройки этого нового Собора Святого Бавона возникла большая путаница в названии Бавохарча, поскольку как протестантская церковь она даже не посвящена Святому Баво. По этой причине он официально называется Гроте Керк, что означает «Большая церковь».

22 мая 1801 года в башне произошел пожар, вызванный ударами молнии. Еще одну катастрофу предотвратил в 1839 году страж башни Мартейн Хендрик Кречман. Он остановил Яна Дроста, работавшего в церкви. Дрост пытался поджечь орган и фортепиано, бросая на них раскаленные угли. Дрост покончил жизнь самоубийством, и его похоронили в башне.

В церкви была высокая будка для пожарных. Если они увидят пожар в городе, они подадут сигнал красными флажками, чтобы охранники в главном караульном доме могли среагировать. В 1919 году эта поста еще использовалась.

При ремонте 1930-х годов в башне была установлена автоматическая спринклерная система, которая могла тушить пожар на высоте 70 метров в башне.

Северная сторона в 1696 году, картина Геррита Адриансоона Беркхейда  Сегодняшняя южная сторона — справа консистория, добавленная Де Бреем

Хотя внешний вид церкви кажется вневременным, за последние 500 лет он дважды менялся; один раз, когда все скульптуры были удалены из внешних ниш во время полудня в Харлемсе, и второй раз в конце 19 века, когда церкви был придан «более готический вид», добавив к краю крыши несколько искусственных валов. Это легко увидеть, сравнив фотографии, сделанные до и после.

Вокруг церкви были построены различные невысокие здания, в первую очередь бывший рыбный рынок Де Вишаль, который сегодня используется для выставок современного искусства. На южной стороне ряд невысоких зданий, используемых в качестве магазинов, выстроен рядом с различными церковными зданиями, такими как бывшая библиотека или ризница. В 1630 году архитектор Саломон де Брей спроектировал и построил консисторию, которая существует до сих пор.

Интерьер Святого Бавона. Харлем, Геррит Адрианс. Беркхейд, 1673 г. (Национальная галерея, Лондон ) Интерьер. Автор Питер Янс. Саенредам

Интерьер церкви также мало изменился за эти годы, хотя внутренние часовни сильно пострадали в Beeldenstorm, и многие витражи были утеряны из-за небрежности. К счастью, интерьер много раз расписывали местные художники, в первую очередь Питер Янс Саенредам и братья Беркхейде. картин, была проделана работа по воссозданию интерьера, так что различные предметы, такие как рууборден или «траурные щиты», сегодня снова висят на своих «должных» местах.

В сегодняшней церкви отсутствие исторических красочных окон было восполнено установкой окон из других, снесенных или несуществующих церквей, в то время как современные художники создали новые темы.

Фасад органа в Синт-Бавокерке. Моцарт когда-то играл на этом органе.

Орган Синт-Бавокерка (орган Христиана Мюллера) является одним из наиболее исторически важных органов в мире. Он был построен амстердамским строителем органов Кристианом Мюллером с лепными украшениями амстердамским художником Яном ван Логтереном между 1735 и 1738 годами.

По завершении строительства это был самый большой орган в мире. 60 голосов и 32-футовые педальные башни. В Моби-Дик (1851), Герман Мелвилл описывает внутреннюю часть рта кита: «Видя все эти колоннады из костей, так методично расположенные вокруг, вы не подумали бы, что вы находились внутри большого органа Харлема и смотрели на его тысячу труб? »

Многие известные музыканты играли на этом органе, в том числе Мендельсон, Гендель и 10-летний Моцарт, сыгравший на нем в 1766 году. Орган несколько раз видоизменялся в XIX и XX веках и наиболее радикально изменялся во время реставрации Маркуссеном между 1959 и 1961 годами. Дальнейшая работа по озвучиванию проводилась между 1987 и 2000 Сегодня в церкви регулярно проводятся концерты, а в течение всего года организованы специальные часы работы, чтобы публика могла бесплатно зайти и послушать этот знаменитый орган в действии. Местная легенда гласит, что басы органа были такими низкими, что раствор между серой стал хрупким.

До 1831 года в церкви разрешалось захоронение, и многие здесь похоронены прославленные на протяжении веков харлеммеры. Часто людей хоронили под семейными надгробиями, а фамильные щиты прославленных семей устанавливали на ромбовидных «табличках», висящих на стенах. Другие выдающиеся харлеммеры были похоронены в индивидуальных могилах, например, богатый Питер Тейлер ван дер Хюльст и Виллем ван Хейтуизен. Художники Маартен ван Хеемскерк (как бывший церковный костер, он похоронен в керсткапеле), Франс Халс (похоронен в могиле деда своей первой жены, Николая Гибланта, но кто получил свое собственное надгробие в 1962 году), сам Саенредам (в южном хоре у входа) и Якоб ван Рейсдал и Саломон ван Рейсдал. Здесь похоронены два цирковых диковинки: великан Даниэль Каханус со своим карликовым другом Яном Паапом. Последнее захоронение было для Виллема Бильдердейка.

Местная легенда гласит, что под камнем № 7 возле ворот хора находится могила человека, который в детстве бил свою мать. Через некоторое время его рука начала расти над его могилой, и на могиле пришлось установить медную пластину, чтобы рука не росла.

Есть также история, что только богатые могли позволить себе быть похороненными в ней. храм. Несмотря на богатство, трупы гнили под каменным полом, создавая неприятный запах. Это дало начало фразе «Вонючие богатые».

В 1429 году колокола из бывшей приходской церкви, которая находилась на том же месте, где была построена «Гроте Керк», висели в большой деревянной колокольне (клохуис) за церковным хором. Он был снесен в 1804 году, чтобы укрепить финансы городского совета, а колокола были проданы. В 1918 году на том же месте фирма Joh. Энсхеде, где печатались заготовки гульдена.

Сегодня башня Харлем Гроте Керк снабжена большим бурдонским колоколом 1503 года по имени Руланд, изготовленным Кампен основателем Герт ван Во. Он звучит тоном А и имеет вес ок. 4900 кг Этот самый большой колокол на башне бьет час. В 1662 году Франсуа Гемони из Амстердама сделал карильон из 33 колоколов, позже его брат Питер Хемони увеличил его до 35 колоколов. В 1968 году Эйсбоутс переделал 25 колоколов в Астен, и он был расширен до концертного карильона из 47 колоколов. Карильон настроен на означает одну темперацию на основе Des (Dflat).

После этой реставрации старые 25 колоколов Хемони висят в башне Бакенессеркерка также в Харлеме. В 2010 году карильон Grote Kerk был переработан, чтобы улучшить игровые способности. Городской карильонер играет в колокола еженедельно по рыночным дням, а летом во вторник проходит концерт прямо перед еженедельным органным концертом, который часто играют приглашенные музыканты. Городской карильонер дважды в год вставляет булавки в барабан заново. Барабан играет, чтобы объявить часовой удар и все остальные четверти часа. В Харлеме каждые семь с половиной минут звучит очень короткая мелодия. Итак, барабан звенит восемь раз в час. Риен Донкерслот назначен муниципалитетом Харлема в качестве городского карильонера Харлема.

Согласно местной легенде, известной как Wapenvermeerdering, или «Легенда о Гарлемском щите», два верхних колокола в башне были взяты у Дамиетта (Дамиате по-голландски) во время Пятого крестового похода рыцарей Харлема и были помещены в башню. На самом деле они были подарком Иоганнеса Диркса, колокольня из Алста Николааса ван Ньивланда, епископа Харлема, в 1562 году. С тех пор два колокола били каждые вечером с 21:00 до 21:30, чтобы подать сигнал к закрытию городских ворот. В 1732 году колокола были переделаны и установлены Яном Альбертом де Гравом, основателем колоколов из Амстердама. Поскольку Харлем больше не был стадионом или обнесенным стеной городом, традиция колоколов продолжалась в ознаменование завоевания Дамиетты 25 августа 1219 года. Колокола носят имена Пьет и Хайн.

Рыночная площадь Гроте маркт — Grote Markt …

 

Центральная площадь Grote Markt является одной из самых красивых и просторных рыночных площадей в Нидерландах. По периметру расположены здание городского совета и ратуша и Hoodwacht (помещение для городской стражи)- здание, построенное в XIII веке и считающееся старейшим в Харлеме, хотя барочный фасад его относится к 1650 г.

 

Красное здание — бывшие Мясные Ряды (Vleeshal) построены были в  1603 году знаменитым нидерландским архитектором  Ливеном де Кеем (1560 — 1627) в стиле Ренессанса. В те времена мясо разрешено было продавать лишь в специально отведённых местах, а не за углом жилого дома 😆

 

Здание мясных рядов, вмещающее до 40 торговцев, так и было мясным рынком, до тех пор, пока не было переоборудовано в городскую библиотеку в 1840 году.

 

Перед церковью Св. Бавона  стоит памятник Лоренсу Костеру, который был не только первым голландским первопечатником, но и как утверждают голландцы  самым первым печатником в мире.  Главный довод заключается в том, что Костер начал печатать в 1423 году, и это на 16 лет раньше, чем это сделал немецкий  Гутенберг.

 

От Grote Markt отходят живописные улочки. Исторический центр Харлема отлично сохранился, современные здания практически не попадаются на глаза.

 

Честно скажу, что гулять по улочкам Харлема мне понравилось гораздо больше, чем по амстердамским. Как-то здесь поуютнее и душевнее, меньше туристов и диких велосипедистов.

 

… попалась в нашей прогулке и похоже — самая узкая улочка Города…

 

Художественный музей Франса Халса…

Музей Франца Хальса в Харлеме был основан в 1862 г. Первоначально он занимал отреставрированные помещения доминиканской церкви, расположенные позади Ратуши, — Принсенхоф. В 1950 г. коллекции музея были поделены на две части, из которых собрание современного искусства перекочевало в музей Де Халлен на Гроте-Маркт. Основная коллекция, включая знаменитые работы Хальса 17 в., осталась в бывшем Уде Манненхюйс («Доме стариков»). Её ядром стали многочисленные работы, находящиеся во владении города, в числе которых — более 100 предметов искусства из католических церквей, закрытых после протестантской Реформации в 1580-х гг.

 

Здание, которое занимает музей, достаточно интересно само по себе. Оно было выстроено в 1609 г. и состояло из 30 небольших домиков, объединенных вместе, каждый из которых делили на пару двое жителей. Чтобы иметь право поселиться здесь, они должны были быть честными гражданами Харлема, старше 60 лет и одинокими. В «Доме стариков» они могли доживать свой век в приличных условиях, покое и чистоте. До наших дней в первоначальном виде дошёл только главный холл здания, а все остальные постройки много раз переделывались.

 

Еженедельно жители «Дома бедняков» должны были собирать милостыню, и в память об этом перед входом в музей сегодня можно увидеть статую старика с кружкой для сбора денег.

Самые старые экспонаты музейной коллекции связаны преимущественно с религиозной тематикой. Это реликвии римско-католического искусства, формально присвоенные городским советом во время Реформации. Сам Франц Хальс работал в качестве первого официально нанятого городом реставратора над некоторыми из этих картин.

Наиболее знаменитые из мастеров, чьи работы можно здесь увидеть, — это Ян ван Скорель, Мартен ван Хемскерк, Хендрик Гольциус и Корнелис ван Харлем.

Жаль… но, и в этом музее — запрет на фото… Мы не стали нарушать фемиду правосудия и поэтому просто наслаждались экспонатами и картинами…

Затем, в 17 в., городской совет приобрел множество предметов искусства для того, чтобы оформить ими здание Ратуши. В это время здание стало функционировать отчасти как публичный музей (хотя такого термина еще не существовало в природе). Коллекция понемногу росла, включая в том числе и появившееся здесь естественнонаучное собрание, которое впоследствии было выделено в отдельный Музей Тэйлора.

 

Из-за недостатка выставочного пространства в музее можно экспонировать лишь небольшую часть коллекции, и выставки регулярно меняются. Кроме того, музей часто организует выставки на разных других площадках города.

Сегодня помимо нескольких работ Хальса и предметов искусства из собраний старых гильдий, монастырей и церквей в музейном собрании, насчитывающем более 750 предметов, можно увидеть также переданные в дар и приобретенные работы. Музей специализируется на изучении и реставрации работ харлемских художников 17 в., а также их учителей 16 в. Наиболее знаменитые из мастеров, чьи работы можно здесь увидеть, — это Ян ван Скорель, Мартен ван Хемскерк, Хендрик Гольциус и Корнелис ван Харлем.

 

В конце 19 в. музей стал Меккой для молодых импрессионистов, завороженных широкими мазками на двух групповых портретах регентов кисти Хальса, которые художник писал, когда ему было уже за 80. Эти работы в то время посчитали наиболее выдающимися, так что после того, как музей переехал по своему нынешнему адресу, он был назван в честь Хальса.

 

Цветные дома, яркие вывески магазинов, красные ставни — все это было в чисто голландском стиле и вместе с тем немного непривычно…

 

Ступенчатые крыши жилых домов в Голландии — это визитная карточка этой страны. Не только мельницы и тюльпаны, но и вот такая необычная архитектура

 

Вот так гуляя неспешно по городу и разглядывая причудливые дома, симпатичные витрины кафе и магазинов, случайных пешеходов, мы с Супругой вышли к каналу (трекварт) …

 

Что интересно, в 1631-1634 годах именно в Харлеме появился первый судоходный канал (он называется здесь трекварт). Тогда для перемещения судов использовали лошадей, которые тянули за собой тяжелые баржи (лошади шли вдоль берега)

 

Поскольку каналы в Харлеме судоходны и по ним передвигаются не только частные небольшие лодочки или туристические экскурсионные суда, но также и небольшие баржи, мосты на каналах разводные…

 

Харлем — небольшой уютный городок в 20 км от Амстердама. В городе отлично сохранился исторический центр, а из-за своей компактности можно обойти все интересные места города за один день.

 

В общем, Харлем — прекрасный вариант для однодневной поездки из Амстердама.

От вокзала до центра Харлема минут 10-15 пешком. Улочки рядом с вокзалом вполне приличные и живописные, так что дорога совсем не утомляет.

 

От Grote Markt отходят живописные улочки. Исторический центр Харлема отлично сохранился, современные здания практически не попадаются на глаза.

Честно скажу, что гулять по улочкам Харлема мне понравилось гораздо больше, чем по амстердамским. Как-то здесь поуютнее и душевнее, меньше туристов и диких велосипедистов.

Не скажу, что за эти несколько часов прогулки мы успели посмотреть все достопримечательности Харлема, которые Ирина отметила на карте перед поездкой. Но основные вещи глянули и получили представление о городе. Харлем достойное место для вылазки из Амстердама…

Проще всего добраться из Амстердама до Харлема на поезде. Поезда до Харлема отходят от железнодорожного вокзала Amsterdam Centraal (Амстердам Централ). Поезда в Харлем ходят каждые 7 — 8 минут, поэтому если вы даже опоздали на какой-то поезд, то вам не придется долго ждать следующий. Харлем находится совсем близко к Амстердаму, поэтому дорога займет всего 15 — 20 минут.

Далее всё банально просто: — опять ляпиздричка до Амстердама… «протянули» время до подъезда за нами автобуса для трансфера в аэропорт… забрали чемоданы из камеры хранения… и  …

 

… и мы уже в Схипхоле.

 

 

Да, — опыт набирается со-временем. Как-то не слишком сильно обращали внимание на предостережение о том, что можно брать в ручную кладь, а что нет. Написано – запрещено брать «колюще – режущие» предметы. Но, разве простой резак для пиццы входит в этот перечень? Для работников Схипхола – оказалось да. Мы купили очень красивый такой нож-резак на цветочном рынке… Очень красивый… я бы сказал, что больше он «музейно-выставочный», чем повседневно-бытовой. Бело-голубая роспись на рукоятке, как наша Гжель… Мы не стали слишком настойчивыми, когда у нас «конфисковали»… — времени на споры уже не оставалось… скоро посадка в самолёт. Да, и толку в таких спорах – нет. На 99,9% — проиграли бы….

Пы. Сы. — купили в Хаарлеме на рынке огромного (50-60 штук) букет за 5 евро !!! … и вот он уже украшает нашу квартиру…

За сим, наше путешествие в страну тюльпанов, наркоты и каналов — закончилось!

Но, мы не прощаемся … 26 апреля 2019-го мы опять посетим Кёкенхоф… и очень надеюсь, это не будет нашим последним путешествием по Нидерландам … … …

Оставьте комментарий

Прокрутить наверх