2023. Москва: Останкинская телебашня. (ВДНХ). 13 июнь. 4 день.

ЧЕРНОВИК…. ВРУ и Сочиняю ПРЯМА ЩАС !!!

«песня о Москве»

 

Останкинская телебашня …

В этот день нас ждала Останкинская телебашня. Как и Кремль – с повышенной охраной силовых структур и даже с предъявление паспортов не только граждан РФ, Белоруссии … но, и загранпаспортов. Думаю, объяснять это не нужно. Реально – стратегический объект. И перед выходом из дома мы несколько раз переспрашивали друг друга с Ларисой «паспорт взял? … паспорт на месте?». Билеты опять покупались\бронировались загодя – неделю ДО… но, это единственный раз, когда без скидки пенЗионерской для Ларисы. Она в этот день была реальным человеком Ларисой, а не Ириной.

Проснувшись, я в первую очередь посмотрел в окошко – на погоду… если точнее – на облака. Ведь если облака низко… или вообще – дождь…, то смысла «покорять» телебашню – нет. Снизу была бы видна только половина башни… с неё – не видно было бы вообще ничего. Слава Богу! – нам все эти дни, просто свезло. Была отличная… солнечная… тёплая погода. И на небе облаков почти не было…

Но, негативный прокол всё же был. Старость – не радость! На сей раз ко мне в гости … в голову… припёрлась тётка Деменция. Всё дело в аккумуляторной батарее фотоаппарата. Всегда таскаю с собой в фото-рюкзаке запасную. «Свежезаряженную». Вечером, увидел, что зарядка в фотоаппарате почти на нуле – достал для перезарядки обоих. Но… но, забыл именно ту, которая почти на 95% была заряженная. Как итог, — только вышли из троллейбуса и нужно было фотографировать издалека… оказалось, что я без фотоаппарата вообще. В самый-самый важный день, когда очень нужны и телеобъектив и широкоформатный. Пришлось пользоваться дебильниками. Да, качество там не плохое… но, всё равно – гораздо хуже, чем, когда пользуешься зеркалкой.

У нас по билетам начало экскурсии — 11:00. Вход на территорию – очень сурьёзный! Проверка через металлоискатель… ещё одна – «вручную». Все вещи через рентген, но на Останкинской башне – какая-то другая конструкция… видимо, более чувствительная, чем в аэропортах.

Для того, чтобы быстро подниматься на такую высоту, лифты тут движутся с максимальной скоростью до 7 метров в секунду. Сейчас действуют два пассажирских и три служебных… Скорость движения лифтов автоматически изменяется в зависимости от сигналов датчиков, контролирующих амплитуду отклонения башни. Этажей в привычном нам понимании в башне нет и лифт везет пассажиров к указанным отметкам высоты. Закрытая смотровая площадка находится на высоте 337м, и меньше чем за минуту мы поднимаемся туда. А для того, чтобы было не скучно, в кабине установлен монитор, на котором во время движения отображается шахта изнутри.

Есть и другая смотровая площадка, уже открытая, на высоте 340м. Но она работает только в хорошую погоду, а «плохую» туда не пускают по соображениям безопасности.

Стены тут украшены плакатами с изображением других знаменитых башен мира, а под потолком у каждого окна находятся фото Москвы, с указанием объектов, которые в хорошую погоду можно отсюда увидеть.

Часть пола сделали стеклянной, для того чтобы каждый смог пощекотать себе нервы и постоять над бездной. И я… и Лариса – боимся высоты. Но, если у меня уже много «опыта» в подобных источниках «адреналина» … вспоминается всегда высота Гранд-Каньона у пиндоссов, когда высота была в 2,5 раза больше, чем Останкинская с флагом… или в пять раз – от места со стеклянным полом. И в 2014-ом с Ириной были здесь.  https://ponu002.ru/moskva/2014-moskva-ostankino Да и не хотелось перед Сестрёнкой выглядеть трусом (не зря, я перед поездкой надел несколько памперсов), поэтому с гордым видом парашютиста\десантника смело вступил в «бездну» (памперсы сразу наполнились) … Лариса же – притворилась скромной девушкой недотрогой… и лишь для вида вцепившись в поручень … шагнула в неизвестность в 337 метров.…

…  эра телевидения, без которого невозможно представить современный мир, началась почти 100 лет назад. В начале 20-х годов прошлого столетия впервые была оформлена идея использования радиоволны для передачи не только звука, но и изображения. В отличие от радио, у телевидения нет конкретного изобретателя. Довольно быстро эта новация была воплощена в жизнь самыми разными группами специалистов. Очень скоро она пришла в Россию. Знаменитая Шуховская башня провела первую трансляцию в октябре 1931 года и с тех пор они стали регулярными. В создании телевидения решающую роль сыграли русские ученые Борис Розинг, Лев Термен и Владимир Зворыкин. Изначально передача телевизионного сигнала проходила на средних волнах, затем был задействован ультракороткий диапазон. Первые передачи были исключительно черно-белыми и так продолжалось вплоть до начала 50-х годов. В послевоенные годы Шуховская башня — замечательный памятник эпохи советского конструктивизма — перестала справляться с растущим объемом телепрограмм.

Общественная роль телевидения росла, а как инструменту пропаганды ему, вообще, не было равных. В середине пятидесятых годов Всесоюзный радиокомитет предложил Никите Хрущеву построить настоящую кухню телепрограмм. Советского лидера эта идея привела в восторг. Одной из главных деталей проекта будущий фабрики грёз должна была стать гигантская передающая башня. Предусматривалось, что на ней будет смотровая площадка и ресторанный комплекс. На конкурс были представлены проекты лучших архитектурных бюро Советского союза. Один из перспективных эскизов будущей башни напоминал гибрид конструкции Шухова с мачтой электропередач. Он почти что выиграл конкурс, но к счастью, городские архитекторы убедили высокое начальство, что такая башня испортит вид города. А вскоре конструктор и архитектор Николай Никитин предложил невероятный и очень смелый проект. Он предложил строить башню из предварительно напряженного железобетона. Ему разрешили разработать свой проект, который он исполнил за три дня. Будущая Останкинская башня получилась легкой, изящной и красивой. Проект понравился Н.С.Хрущеву и в итоге был одобрен.

«Ну что, товарищи, воткнём капиталистам нашу иголочку?» — Никита Сергеевич Хрущёв, приехавший 1 июля 1964 года на строительство Останкинской телебашни, был чрезвычайно доволен. Ещё бы, такой проект, самое высокое строение в мире (только в 1975 году Останкинскую телебашню «обошла» башня в Торонто высотой 555 метров), американцы и прочие капиталисты просто лопнут от зависти.

Никита Сергеевич всегда хотел «догнать и перегнать Америку». Далеко не во всём это получалось, но Останкинская «иголочка» действительно была самым передовым сооружением того времени. Правда, самого Никиту Сергеевича, казалось бы, «непотопляемого» генсека, через три месяца сняли со всех постов.

На самом деле Николаю Никитину понадобилась всего одна ночь, чтобы сделать все предварительные расчеты. У него был огромный опыт проектирования гигантских зданий: от знаменитых сталинских высоток, до нереализованного Дворца Советов на Кропоткинской. Быстрота расчета никого не должна обманывать, это был пик карьеры Никитина, к которому он шел всю жизнь и благодаря которому вошел в историю. Останкинская телевизионная башня на момент постройки — самое высокое сооружение в мире. Локация — муниципальный район Останкино, Москва. Введена в эксплуатацию 30 апреля 1967 года. Высота 540 метров, вес более 32 тысяч тонн. Основной материал строительства — сталь, стекло, железобетон. Сначала Моссовет в январе 1956 года утвердил для строительства участок земли в районе Черёмушек. Провели некоторые планировочные работы, однако состав грунта явно не подходил для такого массивного сооружения. Строители присматривали участки около Берсеневской набережной, затем в районе Кропоткинской улицы и Калужской заставы. В конце концов подходящий участок был найден на территории Останкинского питомника Управления благоустройства города Москвы.Строительство Останкинской башни началось в 1960 году весьма странным образом: проект ещё не был окончательно утверждён, а строительные работы по закладке фундамента уже велись. Кроме использования в качестве основного материала бетона, сомнения у специалистов вызывали соотношение диаметра башни к её высоте (классическим для такого рода сооружений считается соотношение 1:14–16, у Останкинской башни — 1:26), а также глубина фундамента.

Обычные высотные дома в то время строились на фундаменте с глубиной закладки семь метров, а Никитин для 500-метровой башни предложил всего лишь трёхметровое заглубление. Позиция скептиков возобладала, и весной 1961 года строительство было приостановлено: уж слишком смелым казался такой лёгкий фундамент. Возводили тело башни по принципу монолитного строительства. Напряженную арматуру заливали бетоном, который удерживали с помощью деревянной опалубки и сушили специальными устройствами. Конечно, у всех возникают вопросы: как же поднимали на такую высоту груз, где взяли такой огромный строительный кран. На Зуевском заводе сделали два крана, каждый из которых сам по себе был достоин отдельного попадания в книгу рекордов. Как только бетон застывал, кран поднимали и монтировали на новой точке опоры. Для такого объекта пришлось многое делать с нуля. Специально к строительству была разработана новая марка бетона — особо долговечного и прочного. В это трудно поверить, но фундамент Останкинской башни, обдуваемый всеми ветрами на огромной высоте, в глубину всего лишь 5 метров. Вместе с тем запас прочности заложен такой, что во время знаменитого пожара 2000 года, когда было повреждено большинство конструкционных тросов, не было даже теоретической возможности ее обрушения.

Запрятанное под землей десятиугольное основание башни, это, скорее даже не фундамент, а силовая опора. Домкратами к ней притянуты особо прочные стальные тросы, которые ещё называют канатами, общим количеством более сотни. Каждый из них мог бы поднять и удерживать на весу целый железнодорожный состав. На них и опирается вся циклопическая конструкция башни. Канаты, каждый из которых натянут с усилением 70 тонн, позволяют башне выдерживать землетрясение в 8 баллов по шкале Рихтера и эффективно противостоять погодным аномалиям.

Согласно произведенным расчетам, ни один другой вид фундамента не в состоянии был сдержать такую махину. Благодаря тросам, у башни более чем шестикратный запас прочности. Есть у нее еще один независимый фундамент куда более традиционный, и на нем укреплен специальный железобетонный конус. Здесь расположены лифты, аварийная лестница и короба для кабелей.

Многие конструктивные детали пришлось менять уже в ходе строительства. Например, в утвержденном проекте было всего четыре опоры, а затем их стало 10. Сама башня, по сравнению с утвержденным конструкторским решением, выросла более, чем на 30 метров. Большинство работ в такой среде делалось впервые в человеческой истории. Башня не только ставила рекорды высоты, но и давала импульс многим прорывным технологиям высотного строительства.

Часть конструкции основной антенны пришлось поднимать в сборе с аппаратурой и проводами, полностью готовыми к монтажу. Расчеты конструкторов полностью оправдались — башня уверенно стояла на опорах с центром тяжести на высоте 110 метров.

За всё время эксплуатации Останкинской башни максимальное отклонение от оси в верхней точке достигало всего пяти метров, при этом по расчётам специалистов при отклонении на 14 метров конструкция всё равно сохраняет двукратный запас прочности. Время показало, что конструкция Николая Никитина способна выдержать самые серьёзные испытания.

4 ноября 1967 года, к 50-летию Октябрьской революции, с высоты 540 метров (в ходе строительства к проектным 505 метрам решили добавить ещё 35) впервые ушёл в эфир телевизионный сигнал.

27 августа 2000 года Останкинской телебашне пришлось пережить самое тяжёлое испытание в своей истории. Впервые возникла реальная угроза обрушения уникального сооружения. В 15 часов 8 минут на пульт пожарной части поступило сообщение о возгорании в антенной части башни. На высоте между отметками 454 и 478 метров загорелись кабели, связывающие передатчики с антеннами. Через 11 минут к телебашне прибыли первые пожарные экипажи и расчёты МЧС России. Быстро остановить огонь не удалось, пожар с угрожающей скоростью стал распространяться по башне. В 15:19 огонь достиг высоты 450 метров и продолжал опускаться ниже. Все попытки пожарных остановить горение с помощью водяной завесы и асбестовых полотен окончились неудачей. Вскоре огонь распространился до отметки 119 метров.

Около шести часов вечера башня была полностью отключена от электропитания, и Москва осталась на некоторое время без центральных телевизионных каналов. Персонал телецентра и посетители были своевременно эвакуированы, но, к несчастью, три человека оказались заперты в одном из скоростных лифтов и погибли. Пожар был настолько сложным, что на борьбу с огнём потребовалось более суток. Всего в тушении пожара на Останкинской телебашне было задействовано 2400 человек, 269 единиц техники и 4 пожарных вертолёта. Полностью пожар был ликвидирован около шести часов вечера 28 августа. Сразу же после этого на Останкинской телебашне начались восстановительные работы, которые продолжаются и по сей день. Температура при пожаре была настолько высокой, что возникло серьёзное опасение в надёжности стальных тросов, удерживающих бетонную конструкцию башни. К счастью, тросы хотя и пострадали, но напор огня выдержали.

С первых же дней Останкинская телебашня стала принимать экскурсантов, желающих полюбоваться видами Москвы с высоты птичьего полёта. Посмотреть действительно есть на что: со смотровой площадки, расположенной на высоте 337 метров, открывается потрясающая панорама города и ближайшего Подмосковья. За всё время существования телебашни её посетили более 10 миллионов экскурсантов, в том числе гости из более чем 100 стран мира. Особой популярностью у туристов пользовался знаменитый ресторан «Седьмое небо», три этажа которого расположены на высоте 328, 331 и 334 метра. Особый шик ресторану придавали столики для посетителей, расположенные на вращающемся участке пола, который за 40 минут совершал полный оборот вокруг оси башни. В советское время «Седьмое небо» был одним из самых прибыльных ресторанов Москвы.

Сегодня башня выполняет массу функций: это и сотовая связь, и широчайший спектр погодных наблюдений. Как и предугадывали создатели башни, она стала не только архитектурной доминантой Москвы, но и полноценным развлекательным комплексом. Тут есть что посмотреть туристам — помимо головокружительных видов на город, имеется еще музейный комплекс, детище самых передовых цифровых технологий.

… очень хорошо виден наш дом…, но я не буду его отмечать — боюся грабителей, которые могут стырить котов Шпунтика и Швондера…

Здесь ярко и наглядно представлены почти все аспекты жизни башни, в том числе и самые неожиданные. Например, можно услышать, как поет Останкинская башня. Для этого на стенде можно перемещаться вдоль ее высоты и слушать звуки технических устройств, тросов и ветра. За всю историю башню посетило более 10 миллионов гостей. Для посещения задействованы 3 смотровые площадки, мультимедийный комплекс и трехуровневый ресторан. Здесь проходят спортивные забеги и фестивали бейсджамперов. По опросам московских туристических компаний, это один из самых привлекательных туристических объектов столицы. За более, чем полувека башня превратилась в мощнейший мультимедийный комплекс, и до сих пор входят в десятку высочайших сооружений мира.

Сценарий и этого дня повторился. Я поехал домой, а Лариса на ВДНХ, которая находится совсем рядышком – в нескольких остановках троллейбуса. Опять повторюсь – Ларис! Эмоции, впечатления – ждут тебя в записи на этом сайте !!!

Оставьте комментарий

Прокрутить вверх
Прокрутить наверх