2016. ИТАЛИЯ-II — КРУИЗ. Верона (замок-музей Кастельвеккио, мост Скалигеров, церковь Св. Анастасии, Каф. Собор). 19 июнь. 3 день.

Выспались ! Но, глянув в окошко (к которому можно только подползти на корточках) — «понюхав» цветение магнолии, … огромные цветы и листья почти залезали к нам в комнату…,  увидели небольшой дождик. Настроение не сказать, чтобы сильно, но подпортилось… Пришлось доставать из чемоданов плащи. С ними у нас «вечная» проблема… До сих пор (на 2022 год) так и не приобрели постоянные. До сих пор в поиске. Дело в том, что одни — одноразовые… Другие, после одевания делают эффект «бани», когда лучше промокнуть, чем потеть как в парилке… Третьи, хоть и лёгкие-удобные-красивые…но, пропускают воду… Короче: мы до сих пор в поиске…

 

О нашем номере — красивая\читая койка на чердаке… я уже писал. Сам же отель\вилла вполне уютный и красивый. 

Очень высокие потолки и на 1-ом и на втором этажах.  Большие окна — много света.

… Столовка, — одна из самых худших в наших путешествиях. Полностью оправдывает строки в Букинге — «постель-завтрак», но по минимуму. Чистая постель, но без какого-либо комфорта. Столовка — лёгкий завтрак. Реально, — лёгкий, каким можно его только представить. Типа для тощих французских моделей и не более… Кофе\чай — из пакетиков… Автомат для кипятка… Завёрнутые в целлофан поштучные бутерброды, … по пакетику сока, по одному мини-йогурту… по паре печенюшек… Вот вроде и всё…

Само же здание, — реально очень красивое и похожее на подобие виллы, окружённое со всех сторон небольшим садиком. В тени зелени — небольшая беседка-курилка.

 

Чуть выше центра снимка… под ветвями магнолии… можно увидеть и наше окошко чердака, где мы жили. Был поставлен очередной вид нашего проживания в различных условиях. … от номеров в двухзвёздочных и два с плюсом во Франции… трёшке в Португалии, где вообще не было «съестного» завтрака… … до пяти с плюсом отелей Индии и Китая… номера в Монастыре… апартаментах… гостевых домах… каютах в лайнерах… … и вот теперь и чердаке!!!

 

Мелкий дождик моросил почти целый день. … То, усиливаясь… то, затихая… то, и вовсе переставал. Нам лишние часы находиться «под дождём» не хотелось, поэтому несколько раз пользовались мини автобусами в Вероне. … Кстати, — очень и очень удобными…

 

Замок … Музей … Кастельвеккио … Мост Скалигеров …

… автобус довёз нас почти до входа в замок-музей. На улицу «Corso Castelvecchio -2″… Дождик по-прежнему моросил… Перейдя через разводной подъёмный мост мы решили, (спасаясь от дождика) что сначала мы осмотрим музей…

Потрясающий замок Кастельвеккьо скрывает в своих стенах один из самых интересных музеев не только в Вероне и даже в Италии, но и в целой Европе. Особенность этого музея — во-первых, в потрясающих коллекциях предметов искусства, а во-вторых, в исторической и архитектурной ценности здания. Замок был построен в 1355 г. семейством Скала, тогдашними правителями Вероны, и в последующее время множество раз перестраивался венецианцами, французами и австрийцами. А во время Второй мировой войны замок стал безмолвным свидетелем Веронского процесса, на котором Муссолини осудил на смерть противников установленного им режима, включая собственного пасынка.

Новый музейный проект Вероны занял здание в 1923 г., но был ещё закрыт для посетителей. В 1957 г. началась великая реставрация замка под руководством Карло Скарпы, которая продлилась до 1973 г. и в результате превратила крепость в одно из интереснейших выставочных пространств в мире. Даже сегодня архитекторы и студенты со всего мира приезжают в Кастельвеккьо хотя бы для того, чтобы изучить, что придумал Скарпа, чтобы превратить замок в музей.

Коллекция музея поражает воображение ничуть не меньше замка: здесь собраны потрясающие средневековые и ренессансные работы прекрасных итальянских мастеров.

Коллекция музея поражает воображение ничуть не меньше замка: здесь собраны потрясающие средневековые и ренессансные работы прекрасных итальянских мастеров. Музейная экспозиция начинается с нижнего этажа и превосходной выставки романской и готической скульптуры. Остальные коллекции выставлены в комнатах, галереях, внутри и снаружи дворика, на стенах и укреплениях. Один из прекраснейших отделов музея посвящён готической живописи, которая особенно ярко развивалась в Вероне. Здесь представлено несколько воистину великих работ средневековых мастеров, таких как Писанелло и Стефано да Верона — к примеру, две их Мадонны.

В следующих секциях можно увидеть ранние ренессансные работы местных художников. Непревзойдённым шедевром этого раздела можно считать алтарь для Сент-Зено, расписанный Мантеньей вместе с группой других художников. В коллекции 16 века представлены работы изумительного веронского миниатюриста Джироламо дай Либри, а также Паоло Морандо и Франческо Карото, потрясающего портретиста и автора знаменитой «Девочки с рисунком».

 

Сооружение было построено в 14 веке. В то время в Вероне правил знатный гибеллинский род Скалигеров, который вел постоянные войны за расширение своих владений и выступал за ограничение влияния власти Папы Римского и императора. Поэтому город нуждался в хорошей обороне от регулярных нападков врагов. Замок Скалигеров в Вероне являлся частью оборонных сооружений города и представлял собой отлично укрепленную на то время крепость – чудо военной архитектуры.

Изначально он носил название Castello di San Martino in Aquaro – в честь церкви, которая находилась неподалеку. Замок Кастельвеккио в Вероне расположен на правом берегу реки Адидже и как элемент обороны города неотделим от воды. Мост являлся частью сооружения и служил для быстрой переправы войск на другой берег. Высокие стены замка Скалигеров, река, глубокие рвы, наполненные водой (система «ров-вал» – традиционный способ укрепления городов того времени), и мобильность армии длительное время были непреодолимым препятствием для неприятеля.

Особенность строительства крепости заключалась в том, чтобы вписать ее в оборонительную систему города. После того, как в 1289 году в Вероне к власти пришла семья Скала, началось возведение сооружения в изгибе реки. Город к тому времени уже был окружен крепостной стеной, которая впоследствии и стала частью замка Castelvecchio. Форт являлся резиденцией семьи Скала, где она могла укрыться как от внешнего неприятеля, так и от волнений среди местных жителей. Строительство фортификационного комплекса завершилось в 1376 году.

Название Castelvecchio крепость получила в годы правления Висконти, после того, как началось строительство нового оборонительного форта Castel San Pietro, который стал важнейшей оборонительной системой Вероны. Первичная защитная функция Сан-Мартино снизилась, и крепость получила название Кастельвеккио (Castelvecchio – старый замок).

Во времена венецианского правления сооружение использовалось в качестве резиденции городского начальника и казармы, как склад для оружия, боеприпасов и продовольствия. Часть Castelvecchio даже выполняла роль тюрьмы. В 1759 году крепость стала резиденцией колледжа Венето Militar, который готовил инженеров военно-технического дела.

Во времена оккупации Наполеона старый форт был приспособлен под арсенал, а Castel San Pietro взорван. Строительство новой казармы в 1802-1805 годах требовало сноса построек к северу от здания суда, в том числе и древней церкви Сан-Мартино. Башни закрыли навесами, зубцы снесли, соседскую часовую башню полностью разрушили.

Сегодняшний замок Кастельвеккио выглядит строго и лаконично. Стены выполнены из красного кирпича, не имеют никаких украшений. Верхняя часть оборудована зубцами в виде буквы «М» – символ двух противоборствующих кланов гвельфов и гибеллинов. Первые делали их заостренными, вторые – прямоугольными. Интересное оформление имеет внутренний двор замка Castelvecchio, который по своей форме напоминает неправильную трапецию, а по периметру окружен семью сторожевыми башнями. Левый берег Вероны и крепость соединены мостом Скалигеров. Они строились одновременно и выполнены в романском стиле, представляя собой прекрасный ансамбль средневековой архитектуры.

После долгой реставрации в 2007 г. и укрепления Кастельвеккьо открылся для публичного осмотра. Желающие могут погулять по узким проходам, вокруг башен, по зубчатым стенам и саду на крыше.

В секции 17 века самым интересным можно считать ранние работы Паоло Калиари, которые сделали его одним из самых известных художников Венеции.

В Музее Кастельвеккьо выставлены не только картины и скульптуры. Так, здесь можно увидеть гигантский колокол с башни дель Гарделло на площади Эрбе, созданный в 1370 г., и более поздние городские колокола 14—16 веков. Очень интересны драгоценные украшения 14 века; например, золотой крест лонгобардов. Также стоит внимания старинное оружие, среди которого есть и меч Кангранда, извлечённый из его могилы в 1927 г., при первом открытии саркофага.

От замка на левую сторону города в 1355 году был построен мост Скалигеров, который представляет собой важную достопримечательность той эпохи. Это единственный путь, который связывал замок с городом Вероной. Мост возводился в то же время, что и замок. В совокупности они являются единым ансамблем в стиле средневековой культуры. Архитектором моста был известный Гульельмо Бевилаква, который разработал проект сооружения по приказу монарха Кангранде II дела Скала. Длина моста составляет около 100 метров. Как и замок, он выглядит очень мощным. Но при этом архитектурно гармоничным. По верху моста также расположены зубчатые элементы. Конструктивно мост включает в себя три арки, которые отличаются по длине. В основании арок находятся две пятиугольные башни. Длина самого большого арочного пролета составляет 50 метров. На протяжении более 500 лет не требовалось никаких реконструкций для этого моста. Он бы и дальше простоял в изначальном виде, если бы не гитлеровцы, которые взорвали мост в 1945 году во время отступления. К счастью, мост был полностью восстановлен, благодаря сохранившимся чертежам.

… … а дождик всё моросил и моросил. Особенного желания куда-либо идти не было… …Состоялся «семейный совет» прямо в пути следования. Т.е. на дороге. … Как итог, — решили двигаться … виляя… через центр к нашему отелю и заглядывать всё, что попадётся по-пути … Достопримечательностей было предостаточно… но, привилегии отдавались тем, что имели «крышу над головой». Пьяцца-делле-Эрбе — крыши не имела… поэтому мы её просто «проскочили»… … и пошли ровно «наоборот» от плана — вместо юга направились на север

 

.. и пошли ровно «наоборот» от плана — вместо юга направились на север …

Церковь Святой Анастасии…

Выстроенная в готическом стиле церковь Святой Анастасии – самая большая церковь Вероны, принадлежащая ордену доминиканцев. Расположенная в самой древней части города у моста Понте Пьетра, она носит имя христианской великомученицы Анастасии Узоразрешительницы. Когда-то здесь стояла другая церковь, также возведенная в честь этой святой по приказу императора Теодориха Великого.

 

Строительство нынешней базилики началось в 1290 году, предположительно по проекту доминиканских монахов Фра Бенвенуто да Болонья и Фра Никола да Имола. Сооружение храма растянулось почти на полтора столетия, и было завершено только в 1400 году. В 1471 году состоялось освящение нового храма. На самом деле он был освящен в честь святого Петра Веронского, однако местные жители с самого начала называли базилику именем предыдущей церкви, и под этим именем она стала известна и за пределами Италии.

 

Центральный фасад церкви с простым окном-розеткой остался незавершенным – его верхняя часть не облицована. Главный вход, декорированный барельефами Риджино ди Энрико, изображающими сцены из Нового завета и жития святой Анастасии, имеет два дверных проема. К высокой апсиде базилики пристроена колокольня, которую венчает островерхий шпиль. А рядом стоит саркофаг Гульельмо ди Кастельбарко, созданный в начале 14 века и, как считается, послуживший образцом для знаменитых Арок Скалигеров.

 

Внутри базилика Святой Анастасии состоит из центрального нефа и двух боковых приделов, разделенных колоннадой из 12 мраморных колонн. Они в свою очередь упираются в свод, украшенный растительным орнаментом. В левом боковом приделе установлен монумент Кортезии Серего, сделанный в 1432 году, а у входа стоят водосвятные чаши 16 века, рядом с которыми можно увидеть так называемых «горбунов святой Анастасии» — гротескные статуи.

 

Над порталом расположены изображения епископа, ведущего народ Вероны, и святого Петра Веронского с монахами. Центральная колонна, стоящая между дверными проемами, украшена барельефами святого Доминика, святого Петра Веронского и святого Томаса. На полу церкви в 1462 году художник Пьетро да Порлецца выложил чудесную мозаику из белого, розового и серо-голубого местного мрамора, которым также частично облицован вход в базилику.

На нашем пути мы встретили очень своеобразную церквушку. Сначала, правда, особенность её затмило дерево. Я так и не понял до конца к какому виду её можно отнести… Похоже на апельсиновое, но плоды слишком мелкие… Пришлось попрыгать и попробовать на вкус… сразу выплюнул… Ну, очень дикое, возможно и апельсиновое дерево. Зато как растёт!!! Среди камней с боков… да и корни все прикрыты камнями… — живёт-же!

Рядом церковь. Я бы отдал её в ранг обычных маленьких храмов, если бы не одно, — но. Дело в том, что все верующие… или почти все… — были негроидной рассы. Негры по-нашему. В интернете о ней почти нет никаких сведений. С тяжёлым трудом нарыл английскую версию – и предоставляю её вам… с переводом Яндекса…

…Вальдесцы имели дело с городом Верона с самого начала.

Собор, созванный папой Луцием III в базилике Святого Зенона в Вероне, также присутствовал император Фридрих Барбаросса, издал декрет, 4 ноября 1184, с которым были отлучены несколько еретиков, среди которых также были Вальдесцы, названные в то время»бедными лионами». Они, в частности, были виновны в том, что осмелились проповедовать Евангелие, не будучи сначала проинструктированы богословами, а затем одобрены папой или епископами.Это осуждение открыло путь для будущих гонений, многочисленных и серьезных, из-за союза между Церковью и империей, с целью защиты и сохранения цивилизации христианского мира вместе.В нескольких городах Северной Италии, среди которых и Верона, есть новости о присутствии Вальдеса и враждебных действиях против них.

Например, на арене Вероны, в 1278 году, несколько еретиков были сожжены; не исключено, что среди них были и Вальдесцы. В последующие века не было документальной информации о вальдских групп, организованных, даже подпольно, в Вероне. Вальденсы заставили жить в города, воспетого шекспиром в первые годы объединения Италии, когда он начал свою экспансию за пределами Долинам Вальденсов в Пьемонте. Король Сардинии Карл Альберто предоставил им гражданские свободы (17 февраля 1848), затем Статут Альбертина был признан основополагающим текстом Королевства Италии («терпимые» не католические культы). Уже в последние годы австрийского господства, окончательно прекратившегося в 1866 году, Вальданцы предприняли несколько попыток открыть в Вероне помещения, подходящие для богослужений и публичных конференций. Это произошло в Сент-Лючии, недалеко от порта Палио, затем в Сент-Пьетро Инкарнарио, во Дворце Маффеи. Но только в 1879 году они купили бывшую католическую церковь, которая больше не используется для поклонения (расположен на Виа Пинья, углу ВИА Дуомо…

Кафедральный собор Вероны (или Duomo di Verona)…

«кутить — так кутить! … дождик временно закончился и мы рванули опять в другую сторону от «дома»… ещё северней.  К главному собору Вероны… … правда чуть чуть надо было перекусить. Зашли в небольшую кафешку и удовлетворили свои естественные потребности…

Это величественное сооружение – один из наиболее посещаемых туристами памятников архитектуры, которыми традиционно гордится Верона – старинный итальянский город, прославленный великим Уильямом Шекспиром в его бессмертной трагедии «Ромео и Джульетта».

Созданный во славу Святой Девы Марии, Кафедральный собор в Вероне не просто являет собой прекрасный образец романской архитектуры, но по сегодняшний день используется в качестве главного городского храма, во многом благодаря расположенной на его территории епископской резиденции.

Сам по себе собор – лишь одна из составляющих гораздо более масштабного единого архитектурного ансамбля, представленного, в частности, зданиями храма св. Елены, Баптистерия Св. Джованни ин Фонте, а также библиотеки Капитула. В состав комплекса входит и кафедра епископа. Прежде, чем явиться местным жителям и многочисленным гостям Вероны в своем нынешнем обличии, данный архитектурный ансамбль претерпел целый ряд трансформаций, история которых уходит корнями в седую глубь веков. Изначально, еще в IV в. н. э., там, где ныне можно видеть храм св. Елены, была возведена часовня, которую, по преданию, освятил сам св. Зенон – тогдашний епископ Вероны. Однако уже спустя несколько лет после освящения церквушки, ввиду ее скромных размеров и явной неспособности вместить большое количество прихожан, здание было реконструировано в обширную базилику, просуществовавшую вплоть до VII в. – до тех пор, когда оно было стерто с лица земли разрушительным землетрясением. Напоминанием об этих двух былых постройках сегодня служат сохранившиеся в современном интерьере собора полы, изукрашенные причудливой мозаикой.

Новое здание собора, взамен разрушенного было создано только полтора столетия спустя, на стыке VIII и IХ вв. Однако и оно не выдержало испытания стихией – в результате грандиозного подземного толчка ему, как и множеству иных построек Вероны, был нанесен значительный ущерб.

Ремонтно-восстановительные и художественно-реставрационные работы продолжались на протяжении почти двух десятилетий. В последующие столетия судьба храма не была столь трагичной, хотя собор неоднократно подвергался значительным реконструкциям, дополняясь все новыми архитектурными деталями.

Чем привлекает собор? Посещение Кафедрального собора Вероны традиционно входит в программу почти всех туристических экскурсий. Основная причина тому – привлекающий внимание туристов отделанный мрамором красивейший фасад и необычные элементы декоративной отделки экстерьера. Не меньшее восхищение посетителей вызывают интерьеры собора, богато декорированные мозаичными включениями, филигранной резьбой и великолепной росписью.  В архитектурном отношении здание кафедрального собора в Вероне уникально, прежде всего, своеобразной эклектикой, вобравшей в себя детали, выполненные как в романском, так и в готическом стилевых решениях.  Композиционно фасад собора включает в себя три части, обозначенные треугольными контрфорсами. Один из немногих сохранившихся от предшествующего здания храма элементов – центральный портик. Он был воздвигнут в 1138 г. по проекту известнейшего итальянского зодчего той эпохи Николауса, прославившегося также созданием входного портала веронской базилики Сан Дзено Мадджоре и Кафедрального собора в Ферраре.  Центральный портик образуют опирающиеся на крылатых грифонов витые колонны из белоснежного и красновато-коричневого мрамора.

Эта колоннада, в свою очередь, поддерживает декорированную многочисленными рельефными изображениями массивную арку в виде полукруга. В своей верхней части портик также являет собой арку с тимпаном, поддерживаемую с обоих боков восемью колоннами. Центральный входной портал украшен размещенными на откосах стилизованными скульптурными образами библейских пророков и культовых животных. На люнете можно видеть созданное в высоком рельефе живописное изображение держащей на руках младенца Иисуса св. Девы Марии, с правой стороны которого, в низком рельефе, представлена фреска на новозаветный сюжет «Поклонение волхвов», а с левой – аналогичная по композиционному построению фреска «Благовещенье пастухам». Основанием люнета служит архитрав – широкая прямоугольная балка, на которой последовательно, в один ряд слева направо, расположены стилизованные медальоны.

Каждый из медальонов посвящен одной из трех добродетелей – Вере, Надежде, Любви. На своде и наружных стеновых поверхностях портика просматривается роспись, созданная еще в ХIII столетии. Высокие, готических очертаний фасадные оконные проемы обустраивались в ходе проводимых в четырнадцатом столетии реставрационных работ. Значительно позже, три столетия спустя, облик фасада в его верхней части дополнила декоративная отделка. Еще один входной портал обустроен на южном фасаде здания. Базилика собора изнутри разделена на три продольных нефа, отделенных друг от друга колоннами с арочными проемами. Логическим завершением центрального нефа является его алтарная часть. Автор датируемого шестнадцатым столетием алтаря – известнейший веронский зодчий Микеле Санмикели.

Центральный неф богато изукрашен фресками на те или иные евангельские тематики: Рождества, Благовещения, Вознесения Богоматери, Распятия Христа и многие другие. Наиболее ценными и уникальными среди них считаются несколько из немногих сохранившихся в мире монументальных романских фресок, которые были созданы в ХII столетии. В каждом из боковых нефов размещено по органу, которые установлены строго симметрично по отношению друг к другу. Отдельное внимание следует уделить органу левого нефа. Его неповторимая особенность – созданная в шестнадцатом столетии необычайной красоты роспись на евангельский сюжет успения Пресвятой Богоматери, а также портреты 4-х епископов Вероны. В соборе имеются также многочисленные капеллы, по своим очертаниям напоминающие своеобразные внутренние часовенки. Изнутри стены и своды капелл украшены резьбой и лепкой, а также выполненными в стилях ренессанса и барокко драгоценными фресками на библейские сюжеты, авторами которых были такие знаменитые веронские живописцы, как Либерале да Верона, Антонио Балестра, Джамбеттино Чиньяроли и др. В одной из капелл собора размещен саркофаг св. великомученицы Агаты. Эта особо почитаемая реликвия, датируемая серединой двенадцатого столетия, декорирована росписью на сюжет истязаний святой и ее чудесного воскрешения при участии четырех ангелов.

 

Рядом с собором находится клуатр, также выполненный в романском стиле. Он обрамлен двухуровневой крытой галереей из красного мрамора. Отсюда можно попасть в библиотеку Капитула – церковного хранилища рукописей, и в баптистерий Сан Джованни ин Фонте, построенный в 1123 году. В баптистерии сохранились фрески и картины 13-15 веков, а в центральном нефе стоит купель, вырезанная из цельного мрамора в 12 веке.

Дворец и Сад Джусти…

К огромному моему сожалению, почти целый день ходить под моросящим дождиком, — не прошло бесследно. Плащ меня не спас. По пояс, я всё же промок «насквозь»… Чувствовал себя уже фиговенько и поэтому ретировался в отель — отлёживаться в кроватке. Супруга — как настоящий борец с безграмотностью не могла «терять время» и продолжила своё путешествие в любимый ею мир — растений, сорняков, лютиков, цветочков и прочей женской «фигни».

Дворец и Сад Джусти — старинный дворцово-парковый комплекс, раскинувшийся на склонах холма у восточной окраины Вероны. Это один из самых красивых парков Италии эпохи позднего Возрождения. Пышный сад со множеством скульптур, окружающий дворянский особняк, поражает умы посетителей с 1591 года. Террасы спускаются в итальянский сад и кипарисовую аллею. В саду организован лабиринт из живой изгороди и, согласно легенде, влюблённым, которым удастся в нём найти друг друга, суждено всегда быть вместе. В саду Джусти яркая аккуратная зелень, красные мраморные статуи, средневековая вилла, а в дальнем конце сада со склона холма открывается прекрасный вид на весь город.

Живая изгородь очень гармонично смотрится в саду. Дворец Джусти расположен в 800 метрах к юго-востоку от кафедрального собора. Дворец построен в 16 веке и имеет классической план в форме буквы «U». Рядом с дворцом в конце 16 века был разбит сад, который считается одним из красивейших садов «итальянского» типа времен позднего Ренессанса. Со времен основания сад несколько раз модифицировали; большие работы по его восстановлению были проведены после Второй мировой войны, когда многие растения были сломаны. В саду установлены мраморные статуи, среди которых — работы маньериста венецианской школы Алессандро Витториа (16 век).

 

В отличие от привычной планировки других итальянских усадеб, где вилла располагается на вершине холма, дворец Джусти стоит у подножья и демонстрирует необычное устроение. Жилые помещения находятся на первом этаже, выше — внутренний двор, а далее — торжественная центральная аллея, ведущая к бельведеру, с которого открывается красивый вид на город, и на террасу с гротом, украшенным большой скульптурной маской. На возвышенности также находится небольшой романский дворик, обнесенный крытой галереей. Большие кипарисовые аллеи, которые восхвалял в своих записках Гете, разделяют сад на две удаленные части.

 

Справа — лесистая зона и бельведер. Слева — «итальянский сад», самая старая часть сада, расположенная около источников и имеющая строгие геометрические очертания. Она делится на несколько частей, среди которых наибольший интерес представляет западная и восточная. Западная часть разбита на четыре больших клумбы. В первой — фонтан со скульптурами дельфинов, во второй и третьей — статуи греческих богов. В восточной зоне находятся только две клумбы с маленьким фонтаном из красного веронского мрамора и лабиринтом из живой изгороди.

… Спать мы ложились, только с одним пожеланием: — чтобы завтра не было дождика !!!

Оставьте комментарий

Прокрутить наверх