2013. ПОРТУГАЛИЯ. … Лиссабон: пирожное Паште де Белем, музей Карет, площадь Коммерции, Базилика Мучеников … 5 май. 5 день. II часть.

= увертюра =

После монастыря… после сладких рассказов гида — Юлии… в последствии которых, у нас обильно текла слюна… мы направились в кафе-пекарню Pastet de Belem. Добросовестно отстояли очередь… продегустировали … и ещё раз пробовали в другой кафешке — поэтому фотографии самих пирожных — из другого общепита…

Паште де Белем  и Паште де Нато … кафе-пекарня Pastet de Belem…

Пирожные придумали печь монахи, по необходимости, так как на строительство монастыря надо было много белков, накрахмаливание монашеских одежд тоже в те времена требовало белков — а желтки оставались.

Чтобы «пристроить» желтки, «средневековым кондитерам-монахам» удалось получить вкусный крем. Рецепт пирожных монахи держали в секрете, рядом с монастырем открыли пекарню, через которую и продавали кроме прочих хлебных продуктов эти полюбившиеся всей округе пирожные.

Готовили они очень вкусно, рецепты свои держали в тайне и никогда ни с кем ими не делились. Революция 1820 года привела к изгнанию религиозного ордена, монахи остались без средств к существованию. И тогда было решено открыть маленькую кондитерскую, в которой трудолюбивые монахи днем и ночью пекли маленькие пирожные. Слава о кондитерской быстро разнеслась по Лиссабону, кондитерская стала популярной, а хозяйки мечтали выведать тайну пирожных. Монахи умели хранить секреты и каждый, вступавший в орден, давал обет молчания. Попытки повторить рецепт, просто попробовав пирожное, привели к появлению совсем иных паштетос, очень похожих, но все же отличающихся от оригинала, придуманного монахами.

В 1833 году государственным декретом был упразднен орден Иеронимитов, его собственность была передана благотворительному учреждению. Говорят, что один из монахов, владеющих секретами рецепта, передал его в соседнее кафе-пекарню Pastet de Belem .

Это кафе существует и в настоящее время, привлекая внимание туристов, посещающих монастырь, благодаря знаменитым на весь мир пирожным, разрослось и занимает первые этажи нескольких зданий.

Прошло время. Рецепт Паште де Белем выкупил бразильский бизнесмен, основавший фабрику и паштеларию «Antiga confeitaria de Belem», в которой и сегодня выпекаются знаменитые пирожные.

Пекарней заведует уже шестое поколение, рецепт знают только три человека (шеф-кондитер и два владельца), для остальных — это тоже секрет. Каждый, посвященный в тайну рецепта, клянется о неразглашении секрета.

Паште де Белем — самое популярное пирожное Португалии. Право именоваться «Паште де Белем» имеет только пирожное, приготовленное в паштеларии в районе Белем, остальные называются «Паште де Нато».

Подается пирожное всегда теплым, посыпанным сахарной пудрой и желательно с кофе.

Очередь устрашает. Но продвигается она очень быстро, залы внутри огромные, столиков много, официанты бегают быстро. Мы добросовестно отстояли в этом кафе очередь… Попробовали… но, не понравились … Самое интересное, что добрая половина очереди в кафе — сами лиссабонцы, которые очень любят свои пирожные и не ленятся ради них отстоять длинную очередь — это ли не реклама паштетос! Дегустация пирожных включает в себя ряд неких правил: пирожных должно быть обязательно два, перед вами их посыпают пудрой, к ним подают чашечку кофе. Пирожные и сегодня готовят только вручную, понаблюдать за процессом можно в «Паште де Белем», кухня которого отделена огромным открытым стеклом. Я к сожалению, — даже не сфотографировал…

Не одна, — куча любознаек искали рецепт. Все находили! Все ссылаются, что только им… и естественно, по секрету передала рецепт «предательница» из португальских монашек… А если разобраться, то что-то у всех получается не только рецепт одинаковым, но даже и текст… Не буду оригинальным и я – просто стащу рецепт пирожного из тырнета: Рецепт Паште де Ната (конечно, не де Белем), но очень вкусно — проверено!!!): — 600 гр слоеного теста — получается около 24 корзиночек. Тесто выложить в формочки, проколоть в нескольких местах и выпечь до готовности. Крем: 60 гр муки, 500 мл молока, корицы чуть-чуть, цедра 1 лимона, 500 г сахара, 7 желтков, 250 мл воды …  Взбить желтки с сахаром, корицей. Молоко довести до кипения, добавить цедру, желтковую смесь, разведенную в воде муку. Непрерывно помешивая, заварить крем. Крем разлить по корзиночкам. Поставить в духовку и запечь недолго, до корочки. Готовое пирожное посыпать пудрой, дегустировать теплым.

Мы – же дважды пробовали это пирожное … и Паште де Белем  и Паште де Нато… в магазинах и кафе Лиссабона можно легко найти эти пирожные, а какие вкуснее — судить вам.… … Но нам, — увы, — нам обоим оно не понравилось. … тут и писать больше нечего…

 

Сытые, но не очень довольные, мы направились по набережной реки Тежу в том месте, где она почти впадает в Атлантический океан. Наша цель — музей карет. По дороге, кстати, — проходили какие-то важные правительственные здания и похоже — военные территории.

 

Сразу хочу выделить, что многие «технически-исторические» факты заимствовал у очень хорошего сайта, описывающего Португалию. Причём, — имею как бы права на пользование! Просто потому, что – Юлия, — как раз и была нашим гидом. И она – же, — член команды этого сайта. Пишут без лишней «воды» и хорошо читаемый текст. https://discoverportugal.ru/  — рекомендую к просмотру.

Национальный музей Карет … (Museu Nacional dos Coches) …

«Карету мне, карету!» — так и хочется воскликнуть, находясь в музее карет в Лиссабоне. Великолепная коллекция старинных экипажей и повозок, считается самой внушительной в мире.

Музей карет стал самым посещаемым музеем в Лиссабоне, и эта популярность сыграла с ним злую шутку.

История музея началась 23 мая 1905 года с легкой руки последней португальской королевы Донны Амелии. Музей карет открыли в здании королевского манежа (Picadeiro Real), построенного в середине XVIII века. Манеж для тренировки верховой езды построен в неоклассическом стиле по проекту архитектора Джакомо Азолини. Здание возвели за несколько лет, но отделка интерьера длилась 40 лет.

Хотя, когда видишь искусно расписанный потолок, понимаешь, что время потрачено не зря. Манеж состоит из двух частей — парадный зал, и галереи второго яруса, откуда с балконов знать наблюдала за состязаниями.

В зале манежа поместилось 29 карет. Но в закромах у португальцев, было еще много интересных экспонатов, которые пылились в хранилищах. Власти города решили, что нечего добру пропадать и построили для музея карет современное здание прямо через дорогу. Мы были в старом здании. Просто потому, что новое было построено только через два года после нашего посещения Португалии и Лиссабона… О новом пишут, что оно просто бетонная коробка и жители протестовали… не хотели её строить… тем более – за 40 миллионов евро.

23 мая 2015 года, спустя 110 лет с момента основания музея, он открыл свои двери в новом обличье. В музее места не просто много, а очень много. И если в старом здании создавалось ощущение, что тебя пустили в старинный гараж, то здесь это чувство исчезает. В помещениях помимо основной экспозиции из 70 карет, удалось выделить пространство для временной экспозиции, реставрационной мастерской, аудитории на 330 человек, библиотеки, архива, сувенирного магазина и даже кафе-мороженое Santini.

… соответственно, — мы видели только 29 карет. Остальные были, видимо, — в закромах …

Основное ядро экспозиции национального музея карет в Лиссабоне — экипажи королевской семьи Португалии. Многие представленные транспортные средства были оставлены в дар португальским монархам от испанцев, австрийцев, датчан, французов, итальянцев.

Самый старинный экспонат датируется XVI веком, и далее все великолепие представлено в хронологическом порядке, чтобы мы могли на наглядном примере проследить техническую эволюцию карет, а также изменение вкусов знати и духовенства.

 

Самые примечательные:

—Карета Филипа II (Португалии) или Филипа III (Испании) – самая старинная карета в экспозиции. И, скорее всего, самая некомфортабельная из всех. Филип II посетил Лиссабон в 1619 году, за два года до смерти, и весь путь из Мадрида проделал в этой карете. Тяжелые шторы служили единственной защитой от ветра и холода. Еще одной особенностью конструкции этой кареты является отверстие в сиденье. Как вы понимаете, служило оно для того, чтобы не останавливать экипаж, когда монарха укачивало или ему было необходимо справить нужду. Напомним, что о комфортном путешествии в этом транспортном средстве можно было только мечтать.

— Вторя по древности карета принадлежала двоюродной сестре французского короля Луи XIV. Мария Франсишка де Сабойа (Mademoiselle d’ Aumale) была женой двух братьев: первым мужем был король дон Афонсо VI (он попросил развода), вторым — его брат король дон Педро II.

— Карета Невесты. Эта золотая карета, наверняка привлечет ваше внимание. Она изготовлена по приказу австрийского императора Жозе I в 1708 году, для свадьбы его сестры Донны Марии Анны Австрийской с португальским королем Жуаном V. Буква М, которая выгравирована на карете — это монограмма Донны Марии Анны. Официальное название «Карета Донны Марии Анны Австрийской».

— Карета Океанов. Это без сомнения жемчужина коллекции. Карета кричит напоказ, удивляя своей роскошью и богатством отделки. Триумфальная карета изготовлена в Риме в 1716, специально для визита португальского посольства в Ватикан. Делегация была отправлена во время расцвета португальской империи, когда золотой ливень, хлынувший из Бразилии, сделал Жуана V самым богатым монархом Европы. Карета украшена позолоченными барочными фигурами — аллегория на тему португальских морских открытий и соединения морским путем двух океанов, Индийского и Атлантического.

— Карета Коронация Лиссабона. В центре скульптурной композиции девушка — это и есть Лиссабон.

— Третья карета из этого кортежа носит имя Посол, скульптурная композиция этой кареты аллегория на тему Навигации и завоеваний Португальцев. Львы, драконы, морские чудовища, лошади и многие другие скульптуры.

— Карета С тола. Этим названием карета обязана круглому столу, установленному внутри. Второе название — «Карета обмена Принцесс» получила из-за церемонии, которая произошла в 1729 году на границе Португалии и Испании. Тогда португальскую принцессу Марию Барбару (дочь дона Жуау V), обменяли на испанскую принцессу Мариану Виторию, дочь Филипа V.

Принцессы отправились в путь, чтобы выйти замуж за будущих королей Испании и Португалии, соответственно. Карета полностью закрыта, имеет два застеклённых окна. Внутренняя обивка выполнена малиновым бархатом, потолок украшен золотой плетеной бахромой.

Представлено множество других карет: церковнослужителей и кареты, которые использовались в религиозных процессиях, Гоночная коляска Óculos (такой каретой пользовалась и королевская семья, а 3 сентября 1759 года на короля дона Жозе I было совершено покушение, когда он ехал в карете такого типа. Король был ранен, восстановление затянулось. Это событие окончательно расшатало и без того неустойчивую психику короля, который еще не оправился от землетрясения 1755 года.), Детские кареты (запрягали кареты либо пони, либо козлами), Охотничья карета (Охота являлась одним из главных развлечений знати. В XIX веке подобные транспортные средства доставляли охотников и сопровождающих к месту сего действия. Дамам разрешалось сидеть в этих каретах, чтобы наблюдать за охотой), Карета Короны (Карета сделана в Лондоне в 1824 году. Свое название получила благодаря короне, расположенной на крыше. Эту корону поместили там специально для церемонии коронации Дона Карлуша. В 1957 году именно этот экипаж подали английской королеве Елизавете II, во время её визита в Португалию. Это последняя в Португалии карета, которая использовалась для перевозки члена королевской семьи), Ландо Цареубийца (Этот ничем не примечательный на первый взгляд экипаж не оставляет равнодушным португальцев разных политических взглядов. Ведь именно в этой карете был убит предпоследний король Португалии дон Карлуш I и ранен наследник престола, будущий последний король дон Мануэл.

Трагическое событие произошло 1 февраля 1908 года, когда королевская семья возвращалась из Vila Viçosa. Действие разыгралось в Лиссабоне на площади Коммерции. На дверях экипажа любой желающий может рассмотреть следы пуль, поразивших короля и принца. Королева Амелия пыталась защитить своего мужа и отогнать убийцу с помощью единственного имевшегося у нее «оружия» – букета цветов), Почтовый дилижанс (Отличный экземпляр общественного транспорта Португалии 19-го века. Этот дилижанс курсировал между Лиссабоном и Порту. В то время эта дорога занимала несколько дней. Дилижанс совершал остановки для смены лошадей. Он мог перевозить пятнадцать пассажиров и кучера. Места были разных классов: два места первого класса, четыре второго, третий класс размещался на крыше дилижанса, где бедняки сидели на коробах и тюках с вещами. С началом эксплуатации железных дорог, почтовые дилижансы стали продавать зажиточным семьям, имеющим поместья загородом. Хотя, некоторые дилижансы все еще использовали по назначению в труднодоступных частях страны. Помимо этих карет в музее представлено еще множество транспортных средства. А также мундиры, сёдла, сабли, костюмы для верховой езды — всё, что так или иначе связано с транспортом на лошадиной тяге).

Пишут, что сейчас старое здание до сих пор открыто. В него можно зайти, но там всего 7 карет. Мы же видели – 29…

 

Наше время истекло… … мы уже в автобусе… Оставили на будущую поездку близкий осмотр памятника Афонсу де Альбукерке (Afonso de Albuquerque). Бронзовая скульптура Афонсу де Альбукерке была установлена на красивом каменном постаменте в 1902 году. Этот португальский генерал, живший в 1453 — 1515, за свои дела получил прозвище Великий Альбукерк. Он путем планомерного строительства военизированных опорных пунктов с постоянным гарнизоном на берегах Индийского океана фактически сумел перехватить у арабов инициативу в морской торговле с Индией и, тем самым, сделал огромный вклад в развитие португальского колониального могущества.

По пути через окна автобуса в очередной раз попался вид на Мост 25 Апреля. Через него мы ещё пару раз проедем… Интересны факты о нём:

оплата за проезд взимается только при въезде в город… Двухкилометровый подвесной мост 25 Апреля, раскинувшийся над Тежу, уже давно стал визитной карточкой Лиссабона. Сейчас трудно себе представить городской пейзаж и фотографии города без этого моста.

Первые предложения о постройке моста через Тежу появились в 1876 году. На протяжении почти ста лет, к этому вопросу неоднократно возвращались. Интересно, как бы сейчас выглядел Лиссабон, если бы в 1888 году было принято предложение американского инженера, о строительстве моста из района Шиаду в центр Алмады…

В 1951 году снова были отвергнуты предложения о строительстве моста в Лиссабоне, но в 35 километрах от столицы все же построили мост через Тежу под названием Marechal Carmona. Это не решило острый вопрос переправы через Тежу. Паромы не справлялись с пассажирским и транспортным потоком. И лишь в 1958-м году вновь заговорили о соединении Лиссабона с противоположным берегом Тежу. Спустя 5 лет, 5 ноября 1962 года, начались строительные работы. Мост, соединяющий Лиссабон с округом Алмада, спроектировала американская компания, которая ранее соорудила мост Бей-Бридж в Сан-Франциско.

Высота опор 190 метров; Длина моста 2300 метров (основного пролета 1013 метров); Было использовано 72 600 тонн стали и 263 тысячи кубометров бетона; Во время строительства моста погибло 4 человека.

6 августа 1966 года в Алмаде состоялось официальное открытие моста, который окрестили Мостом Салазара, в честь премьер-министра. После свержения диктаторского режима в 1974-м году, мост становится одним из символов «революции гвоздик», отчасти благодаря своему цвету. Горожане демонстрационно демонтируют имя Салазара, а после пишут «25 апреля».

4-х полосный мост быстро стал популярным среди горожан, и уже к началу 80-х здесь был очень плотный трафик — многокилометровые утренние пробки перед въездом на мост. К концу 90-х количество автомобильных полос увеличивают до шести, а так же строят нижнюю платформу с железнодорожными путями, по которой теперь ездят пригородные двухэтажные Fertagus и поезда дальнего следования. От пробок не спасло и открытие самого длинного моста в Европе — Vasco de Gama, соединившего Лиссабон с Монтижу.

Площадь Коммерции… (Praça do Comércio)…

 

… между тем мы уже приехали на площадь, где нас и высадили… Площадь Коммерции (недавно снова переименована в Дворцовую площадь) – одна из самых больших и красивых площадей Европы. Она находится в историческом центре Лиссабона, у берега реки и является «воротами» в район Байша.

Название Дворцовая площадь берет свое начало с 16 века, когда в западной ее части построили Королевский дворец и королевскую библиотеку, хранящую огромную, по тому времени, коллекцию книг из 70000 томов. Площадь занимает 36000 м2 (180м х 200м)

 

Эта площадь имела огромное значение для аристократии города. На ее пристани, располагавшейся немного западнее площади, встречали официальные венценосные делегации других стран, приставали каравеллы, везущие всевозможные богатства Востока: китайский шелк, пряности, сахар. Именно сюда прибывали корабли с экзотическими животными: слонами, львами и носорогами, которых потом водили по городу. Устраивали праздники Двора, публичные казни и аутодафе.

 

Но, как говорится, «любая империя когда-нибудь падет». Начало падения Португальской Империи можно считать с землетрясения 1755 года, когда в один день землетрясение, цунами и пожары уничтожили почти все, что было нажито «непосильным трудом» за предыдущие столетия. За восстановление Лиссабона взялся маркиз Помбал. По его замыслу площадь и весь район Байша перестраивают по единому проекту. Министр короля Дона Жозе I, решил дать больше привилегий торговцами, финансистам и буржуазии. Тем, в ком увидел будущее спасение королевства. После восстановления площади ее переименовывают в площадь Коммерции. В центре устанавливают статую Дону Жозе I.

Тем более что предыдущий король уже затеял постройку нового грандиозного дворца в Мафре для того, чтобы перенести Двор подальше от плебса и переплюнуть другие европейские королевства. В желтых зданиях, окружающих площадь с трех сторон размещаются многочисленные министерства и рестораны. На площади Коммерции расположен один из самых старых ресторанов Лиссабона – «Martinho da Arcada». Хотя площади вернули старое название Terreiro do Paço, большинство лиссабонцев продолжает называть ее площадь Коммерции. Это основное место для проведения официальных праздников, встречи Нового года и концертов.

…Базилика Богоматери Мучеников …(Basilica de Nocca Senhora dos Martires) …

Рядом с площадью Шиаду на улице Гарриет стоит ещё одна красивая церковь — Базилика Богоматери Мучеников (Basílica de Nossa Senhora dos Mártires).

Она построена в память о всех солдатах, погибших в бою, защищая христианскую веру. Современный вид базилики — реконструкция после землетрясения, во время которого она была полностью разрушена. В базилике великолепные алтари и расписанные потолки.

Самая потрясающая особенность — фрески на потолке, изображающие победоносную битву с маврами в 1147 году. В отличие от других лиссабонских церквей, зеленый цвет является доминирующим в богато украшенной церкви. Уникальность делает его одной из лучших церквей в Лиссабоне.

В благодарность за победу, одержанную над арабскими завоевателями в битве за Лиссабон, первый король Португалии Афонсу Энрикиш повелел специальным указом установить в этом месте капеллу в честь Святой Девы Марии Защитницы Мучеников. Так появилась первая католическая церковь в Лиссабоне и самый древний католический приход. В этом же документе и по тем же самым основаниям король приказывает построить на востоке от капеллы монастырь в честь Святого Викентия. Первоначальная капелла Мучеников была полностью разрушена землетрясением 1755 года. Однако уцелели мощи Святых Мучеников, которые хранятся в Алтаре Душ внутри нынешнего храма.

 

В 1769 году церковь была восстановлена архитектором Рейналду Мануэлом душ Сантушем. Здание церкви гармонично вписывается в центр района Шиаду и неоднократно упоминается в романах Эсы ди Кейроша как общественно значимое место города или же как надежное пристанище для его литературных героев, которые действуют в Лиссабоне XIX века.

 

На главном входе — барельеф работы Франсишку Леала Гарсии (1695-1781 гг), изображающий коленопреклоненного короля Афонсу Энрикиша в знак благодарности за одержанную победу. Внутри этой однонефной церкви — роспись потолка работы Педру Алешандрину (1730-1809 гг), изображающую сцену обета, данного первым королем Португалии, построить церковь Богородицы Мучеников и монастырь Святого Викентия.

… день был только в самом «разгаре»… в следующей части нас ждёт долгожданный 28-ой трамвай под звуки «Фаду»…

Оставьте комментарий

Прокрутить вверх
Прокрутить наверх