2013. ШВЕЦИЯ. Стокгольм. озеро Меларен, Дворец Дроттнингхольм, ц-вь Святой Клары, покорение телебашни Какнас. 6 август. 4 день.

«чуточку шведской старины»

 

У нас опять сегодня морской круиз. Проснувшись и сделав все рульно-мыльные процедуры… одевалки и завтраки… Мы добрались уже на другой причал отплытия-приплытия небольших корабликов — Klara Mälarstrand, который находится на очень выгодном месте. Стоя на причале – супер вид на реликвию Стокгольма… да и всей Швеции… — на Стокгольмскую Ратушу. Её мы посетим уже завтра и поэтому не обращаем большого внимания на неё. Завтра будет подробный отчёт не только о её сокровищах, но и о том, как мы покоряли высоченную башню, ставшую символом Швеции …

 

Опять без каких-либо проблем купили билеты до острова Лувён (и обратно). Но, на этот раз нам не свезло. Туристический пароходик был забит «под завязку». Если внизу… на 1-ом этаже «под стеклом» ещё были какие-то места, то на верхней палубе, увы.

Мы с трудом заняли одно место и «по очереди» вставали для фотосессии проплываемой окрестности. Второй же садился для отдыха ногам… ведь мы же всё-таки были на небольшой посудине и качка, хоть и небольшая, но была. Постоишь минут 15 и ножки ай-яй-яй… хотят отдыха.

А фотографировать – было что! Живописные виды…

Попробую разложить фотографии в хронологическом порядке … в соответствии с теми местами, которые проплывали:

Залив Риддарфьорден – до моста. По правую по пути сторону — Остров Кунгсхольмен (Kungsholmen, Королевский остров) — один из островов Стокгольма, расположенный на побережье озера Меларен. Первыми поселенцами этого острова были монахи. Это произошло ещё в 15 столетии. На тот момент остров называли Munklägret, что можно перевести как «лагерь монахов». Они занимались животноводством и рыбной ловлей, а также управляли кирпичным заводом. Но случилось так, что в 1527 году монахи были высланы с острова, а он сам стал принадлежать короне. В скором времени королева Кристина начала отдавать части острова своим генералам, а потом и вовсе подарила восточную часть властям Стокгольма. Ещё через три года уже весь остров принадлежал городу. Постепенно жизнь на острове стала развиваться и улучшаться, и вскоре он превратился в отдельный округ, который и назвали Кунгсхольмен (Kungsholmen).

Слева  по ходу движения Сёдермальм— городской район Стокгольма в центральной части города, расположенный на одноимённом острове. Административно Сёдермальм является частью Стокгольмской коммуны. С 2007 года он представляет собой, вместе со Старым городом и некоторыми другими районами, административный округ Сёдермальм. С одной стороны, он омывается водами озера Меларен, а с другой — водами Балтики. Он протянулся на 15 километров с запада на восток, и с севера на юг всего около 1 километра. В 16 веке тут поселился и обосновался рабочий народ, изгнанный королем Густавом Вазой из Старого города. Он боялся, что скученность и теснота в старом деревянном городе может привести к пожарам, а может он видел в этих людях зачатки зарождающегося класса, опасного для власти монарха.

Деревянные дома 17-18 веков, импозантные буржуазные здания 18 века, самая старая церковь Марии Магдалины (построенная в 16 и 17 веках) с древней звонницей 1430 года — историческое наследие этого квартала. Сёдермальм сочетает в себе черты разных эпох и в архитектурном, в культурном, в социальном плане. В квартале в основном живут студенты и молодые семьи. Благодаря такому социальному составу Сёдермальм славится своей беззаботной и веселой ночной жизнью.

Напротив него — Остров Лонгхольмен … В прошлом, с середины 18 века до 1987 года, на этом острове была исправительная колония. Затем тюрьму перестроили в туристическую базу. Для туристов владельцы соединили уникальную историю и атмосферу тюрьмы с современными удобствами и близостью к центру города.

Помимо недорогого размещения бывшая тюрьма предлагает необычный опыт проживания в заключении, что сделало его весьма популярным среди гостей Лонгхольмена. Сейчас Лонгхольмен курортная зона. Есть два пляжа с северной стороны — песчаный и скалистый. Отсюда открывается отличный вид на мост Вестербрун и остров Кунгсхольмен.

Мост Вестерброн (Западный мост)… В 1931 году началось возведение гигантского моста Вестерброн. Он соединяет Стокгольм с островом Лонгхольмен и уже на протяжении 70-ти лет является знаменитым символом Стокгольма. Мост по сей день остается самым длинным в Швеции. Его длина более 600 метров.

За мостом уже официально начинается озеро Меларен. До этого – залив от этого озера – Риддарфьорден.

Озеро Меларен — третье по величине в Швеции, у его восточного берега находится город Стокгольм. На большинстве островов озера расположены роскошные дворцы, старые церкви, 40 замков, а дворец Дроттнингхольм на острове Лувён и места, связанные с викингами на Бьёркё и на Ховгартене Адельсё…

Старейший шведский город Бирка, один из самых знаменитых древних памятников, расположен на Бьёркё — острове с романтической уединенной атмосферой. Бирка был основан в конце VIII века и в течение 200 лет находился в центре европейской торговли. В конце X века строительство способствовало обмелению озера, которое стало непригодным для торговых кораблей, и город прекратил свое существование. Ховгарден — королевская ферма на соседнем острове Адельсё, она существовала до конца Средних веков. Сегодня эти живописные острова — прекрасное место для пеших и велосипедных прогулок, а также для знакомства с прекрасно сохранившимися развалинами времен викингов.

 

Ландшафт озера Меларен сформировался в конце ледникового периода, когда, суша стала подниматься в результате постепенного таяния ледовой шапки. На островах — живописные морены и пышные долины, дубовые рощи, сосновые леса на гористых холмах, а также деревья и травы, подступающие прямо к линии воды.

Слева — Остров Реймерсхольмен и район Грёндаль … Грёндаль — район Стокгольма, включенный в его состав в 1913 году. Последние промышленные предприятия в районе ликвидированы в 1970-х.

 

Справа — Остров Лилла Эссинген … Дорогое жилье с видом на воду. С начала 1900-х и до 1956 фабрика Primus клепала тут примусы, а Lux (впоследствии Eleсtrolux, «сделано с умом») — делал бытовую технику до конца 1990-х. О промышленных магнатах напоминают улицы Примусгатан и Люксгатан. На острове постоянно живет около 5000 жителей, из которых почти каждый пятый иностранец.

Остров Стура Эссинген … Фабрик и пролетариата здесь отродясь не видели. В городском турофисе удивятся, если вы поинтересуетесь Стура-Эссингеном: достопримечательностей ноль, разве что Эссинге-щурка (Essinge kyrka) с витражным алтарем и отдельно стоящей колокольней. Это остров вилл, мало изменившихся с постройки в 1920-1930-х. Особенно живописна юго-восточная часть острова возле спуска к воде Вэрдсхюсбаккен (Värdshusbacken).

Вышли в озеро Меларен, где с обоих сторон появлялись более десятка небольших островов, среди которых два больших: остров Фогелён и остров Черсён.

 

И вот цель нашей прогулки —  остров Лувён и Дроттнингхольм …

Дворец Дроттнингхольм (Drottningholm) …

… много мы всевозможных дворцов посетили… ой, как много. И скажу сразу никакого подобия к «Версалю» он не имеет. По одной простой причине – нет той захватывающей роскоши, которая бы сразу бросилась в глаза. Да, — огромнейшая территория. Да, — клумбы, газоны, фонтаны… сам дворец… — всё это красиво и богато. … но, что-то увы, — не поразило. Именно, королевскими мотивами, ведь это действующая жилая резиденция шведской королевской четы. С 1981 года, королевская семья проживает здесь постоянно.

Как будто это древняя резиденция, которую чуточку реставрировали и придали жизнь.

Дроттнингхольм расположен прямо возле берега, и парадным фасадом обращен к проливу между островами, куда и прибывает пароход. Пристань находится примерно в трехстах метрах от главного здания, почти рядом с ней — туристический центр, где на стендах есть бесплатные буклеты с планом паркового ансамбля.

От пристани ко дворцу вдоль берега ведет аллея с лавочками и статуями, изображающими античных божеств и героев. Здесь же, прямо на берегу, можно встретить лебедей. уток и других озерных птиц. В конце аллеи есть развилка — налево ворота, ведущие к главному входу, направо — проход к дворцовому театру и парковому ансамблю за главным зданием.

Название Дроттнингхольм (Drottningholm) означает «Остров королевы». В XVI в. на этом месте король Йохан (Юхан) (Johan) III построил замок для свой жены королевы Катарины Ягеллоники (Katarina Jagellonika). Этот замок простоял около восьмидесяти лет и сгорел под Новый 1662 год.

 

Не прошло и года, как вдовствующая королева Гедвига (Хедвига) Элеонора (Hedvig Eleonora) приказала начать постройку нового дворца. Перед архитектором стояла особая задача. Швеция вышла из Тридцатилетней войны 1618-1648 годах. в расцвете своего могущества, став одной из влиятельнейших европейских держав. Королеве Элеоноре, регентше при малолетнем короле Карле XI и, таким образом, главе государства, было необходимо иметь достойную ее положения резиденцию. Такой резиденцией и мыслился возрождаемый Дроттнингхольм.

Работы по постройке возглавлял архитектор Никодемус Тессин Старший (Nikodemus Tessin the Elder), а после его смерти в 1682 году — его сын Тессин младший.

Примечательно, что и третье поколение Тессинов послужило шведскому искусству: сын младшего и внук старшего Тессина — граф Карл Густав Тессин своей коллекцией французского искусства XVIII века основал соответствующий отдел Национального музея и прославил его среди европейских художественных хранилищ.

Новое рождение дворец переживает в XVIII веке, а точнее — в 1744 году. Он оказывается в числе свадебных подарков принцессе Ловисе Ульрике Прусской (Lovisa Ulrika of Prussia) ко дню ее бракосочетания с шведским наследником Адольфом Фредриком (Adolf Fredrik). Заново, в модном французском стиле украшаются некоторые залы, Дроттнингхольм становится дворцом искусств и наук. В его стенах открывается придворный театр, во дворце гостят ведущие ученые этого времени. Среди них можно назвать знаменитого ботаника Карла Линнея, немало времени, проводившего в обширных парках королевского замка.

Приобрели билеты и зашли в главный корпус дворца. Опять же – к величайшему сожалению, запретили фотографировать. Хорошего дебильника в те годы у нас ещё не было, а доставать довольно-таки громоздкие фотоаппараты… рисковать… вступать в скандалы с охранниками – не хотелось.

Пустили нас не во все помещения. Просто часть здания – жилая. Где-то за соседними стенами – король и королева завтракали (они наверняка, поздно встают и завтрак у них, как у нас обед) … Скажу опять честно: — пышности … дикой роскоши с серебром и златом – не увидели. Зато какой-то уют … какая-то теплота… — однозначно были во-всех помещениях. Видимо, архитектор и дизайнер такие-же консерваторы как и я. Это мне и понравилось. Будь я королём – однозначно, плюнул бы на Версаль и Эрмитаж… и жил бы здесь!

 

Экспозиция размещена на двух этажах и включает в себя комнаты королев Хедвиги Элеоноры и Луизы Ульрики, а также других шведских королей.

Апартаменты на первом этаже дворца в основном принадлежали королеве Хедвиге Элеоноре, и датируются 18 веком. Стены украшены картинами, которые изображают не только шведский королевский род, но и других царственных особ — скажем, императрица Екатерина II, урожденная немка, история семьи которой связана в том числе со Швецией. На первом этаже — кабинеты, где королева принимала посетителей, а также занималась государственными делами. Одна из этих комнат, оформленная в синих тонах, выглядит как спальня — на самом деле, Хедвига Элеонора встречала здесь особо важных гостей. А ее преемница Луиза Ульрика в 18 в. действительно устроила здесь спальню.

 

Отдельное произведение искусства представляет собой дворцовая библиотека, которая была оборудована в 1760-х годах по приказу королевы Луизы Ульрики. В отличие от ряда достаточно скромных комнат, стены библиотеки богато украшена позолоченной резьбой и лепниной. Мраморный стол и сами стеллажи с книгами дополняют впечатление роскоши.

 

Парадная лестница, ведущая из холла на второй этаж дворца, где продолжается осмотр экспозиции, украшена мрамором разных оттенков красного, скульптурами и барельефами.

В подобном стиле оформлен и холл второго этажа — вдоль его стен расположены собраны бюсты, изображающие известных римских императоров…

Интерьеры второго этажа выполнены в более позднее время и отличаются от королевских покоев более выраженной военной тематикой. «комната генералов» и галерея памяти короля Карла XI посвящены достижениям шведской армии в военных кампаниях XVII века. Ведь, даже часть статуй дворцового сада — шведские трофеи из Дании и Праги.

Наиболее известен среди комнат второго этажа «государственный зал», использующийся для официальных церемоний. Потолок зала украшает фреска с изображением греческих богов на Олимпе, а на стенах — портреты королей и императоров разных стран.

Вышли – довольные! … и пройдя красивые ворота оказались в парковом ансамбле дворца, который занимает общую площадь 120 гектар и разделен на несколько зон. В северо-восточной части, сразу за зданием театра — «английский сад»: просторные лужайки под открытым небом и обширные пруды, заросшие кувшинками. Здесь можно отдохнуть на одной из скамеек в тени деревьев, в стороне от туристов. Заметили интересный момент – во-всём парке почти не встретили никаких клумб с цветочками…

Супруга явно расстроилась. Да, — красиво. Но, без цветов парк казался каким-то лысым что-ли … Хоть это и называется — в стиле французского барокко, но без цветов – фигня! И высаженные под линеечку кустарниковые насаждения, в сочетании со скульптурами Адриана де Фриза и живописными фонтанами – всё равно – лысые…

Центральная композиция парка — самый большой фонтан, украшенный скульптурами. Стоит заметить, что часть парка от фонтана к западу от фонтана огорожена и закрыта для туристов — как и часть комнат во дворце, ведь это действующая резиденция королевской семьи. Тем не менее, вход в остальную и наиболее интересную часть парка свободный.

Прошли от фонтанов к северу, и оказались в следующей части парка — вход в нее отмечен каскадом из миниатюрных фонтанов-водопадов. Поднявшись на возвышение за ними, свысока хорошо смотрелся и дворец… и геометрия французского сада.  Затем сквозь арку из листьев нырнули в лабиринты кустарника, впрочем, не особо запутанные.

Выйдя из лабиринтов, свернули налево и направились к наиболее удаленной точке парка — Китайскому павильону, который скрыт от взглядов деревьями.

 

По пути слева от тропы попалась Палатка стражи — декоративный павильон, созданный по приказу короля Густава III в конце 18 века для придания местному пейзажу необычной атмосферы.

 

Палатка состоит из двух комнат, в одной из них можно расположиться на пикник — к этому приглашает и табличка у входа. В другой комнате — небольшая выставка, повествующая об истории парка. Прямо за входом — старинная дворцовая караульная будка из дерева.

Китайский павильон … Первый павильон был установлен здесь в 1753 году и подарен на день рождения королеве Ловисе Ульрике (Lovisa Ulrika), матери Густава III. Он был построен в Китайском стиле, который был моден в то время в Европе.

 

Над павильоном работали Карл Фредерик Аделькранц и Жан Эрик Рено. Часть внутренних помещений Китайского Павильона выполнены Юханом Паша, а несколько комнат Аделькранц, представил, как пример строгого догуставианского классицизма. Среди этих комнат Мраморный зал, Зеркальный зал и «Комната для бесед» — центральный зал Китайского дворца.

Второй павильон построен десятью годами позже. В архитектуре Павильона объединены стили европейского рококо с иллюзорным восхищением Китайскими мотивами. Красные лакированные стены и скульптура фасадов свидетельствуют о хорошем знании китайской архитектуры, но главный фасад здания построен все же в европейском стиле. В этом павильоне собраны уникальные произведения китайских и японских мастеров, в основном XVIII века.

Начало этого собрания положено в 1777 году, когда Дроттнингхольм перешел в руки государства. Большинство произведений искусства прекрасно сохранились и до сих пор экспонируются.

К главному зданию примыкают и несколько других павильонов, также в Китайском стиле. Один из них, «Confidence» (на французский манер), являлся столовой, в которой можно было обедать без присутствия прислуги. Официанты, прислуживающие за обедом, были глухими и могли подняться в столовую с нижнего этажа только по сигналу.

Между прочим, часть элементов отделки печи была подарена шведскому королю российской императрицей Екатериной Второй.

Происхождение Китайского павильона тоже связано с женщиной. Первая его версия (не выдержавшая сурового шведского климата и посему замененная нынешней) — это подарок ко дню рождения королеве Ловисе от любящего супруга Адольфа Фредрика. Павильон стал для Ловисы настоящим сюрпризом, поскольку все стадии его строительства и отделки держались от нее в строжайшей тайне.

Стоит ли говорить, как обрадовалась королева такому драгоценному дару в условиях того массового китайского бума, когда европейская знать буквально сходила с ума по посуде, аксессуарам, мебели, украшениям, тканям, привозимым из этой страны?

 

Забыть или перепутать названия помещений Китайского павильона почти невозможно, так как все помещения называют по цвету, преобладающему в отделке их стен (синий салон, зеленый салон и т. п.).

Зашли в Дроттнингхольмский театр. С 1766 года практически полностью сохранился. Первый театр сгорел во время вечернего представления в 1762 году, просуществовав всего шесть лет.

По заказу Ловисы Ульрики Карл Фредерик Аделькранц построил новый театр на месте старого в 1766 году. Здание театра отличается простотой внутренней и наружной отделки. Деревянные стены зрительного зала расписаны под мрамор, скамейки жесткие, без обивки. Миновав период величия в густавианскую эпоху, театр простоял почти весь XIX век в запустении. В 1921 году началась его реставрация, во время которой нашли свыше тридцати комплектов декораций XVIII века, восстановили сложный механизм сцены (позволяющий менять декорации на глазах у зрителей во время представления), электрифицировали люстры и лампы. В 1922 году Дроттнингхольмский театр снова открыл свои двери для зрителей. Театр является «живым» музеем, где с мая по сентябрь проходят оперные и балетные спектакли и концерты в декорациях XVIII века. В настоящее время Дроттнингхольмский театр — один из немногих театров Европы, где сохранились старинные механизмы управления сценой и спецэффектами. В театре не просто ставят оперы, датируемые семнадцатым или восемнадцатым веком, а делают это строго «как было» — включая использование раритетных музыкальных инструментов.

А дальше…А дальше было возвращение к пристани … и обратная дорога по водной глади…

церковь Святой Клары (Sankta Klara kyrka) …

что ни говори, — хоть и плывёшь на туристическом пароходике… хоть и сидишь, рассматривая шикарные пейзажи через окошко…, но всё равно устаёшь. Вышли на пристани Klara Mälarstrand…  перешли дорогу и просто соблазнились видом высоченного шпиля кирки св. Клары. Пройти мимо, — просто не могли. А так как время было ещё не позднее, то была большая вероятность, что она открыта и впускает посетителей.

Церковь Святой Клары является памятником архитектуры и истории, которое заслуживает особого внимания каждого туриста, посетившего сердце Швеции. Высота шпилей составляет 116 метров. А значит, церковь по высоте уступает лишь Кафедральному собору Уппсалы.

Эта церковь, как и многие другие в Стокгольме, имеет богатую историю. Так, в 1280 году на месте будущего храма были построены одноименная церковь и монастырь. В 1527 году по предложению Густава Васы его снесли.

В 1572 году, по приказу сына Густава — короля Юхана III, началось строительство новой церкви Святой Клары. Ее архитектурный проект был создан Хендриком ван Хювеном. Однако свои красивейшие шпили церковь Святой Клары обрела лишь к 1880 году.

Церковь выполнена в архитектурных стилях — барокко и неоготика. Ее внешний облик представляет собой однонефную церковь в форме креста. В первом проекте архитектор создал шпиль в центре, который был окружен башенками небольшого размера, но в итоговом варианте их исключили.

Церковь Святой Клары построена из кирпича красного цвета. В качестве украшения были использованы полоски черного цвета и позолота. На шпилях установлены кресты, выкованные умелыми кузницами, а на центральной башне посетителей встречает золотой петушок. Украшениями фасадов являются арки, дополненные часами, а также семейные гербы Вреде и Лилли.   Внутри церковь является образцом торжественного религиозного убранства. Золото и белый цвет — преобладающее цветовое решение храма. Торжественность происходящего подчеркивают два каменных ангела, которые склонили свои колени перед центральной иконой церкви, на которой изображен момент, когда Иисуса снимали с распятия.   Богатый алтарь является оригинальным и сохранился до наших дней с XVI века.

 

Своды потолка и стены церкви расписаны сюжетами на библейские темы. Потолок обрамляют многочисленные арки, украшенные орнаментом и круглыми картинами с библейскими сюжетами. А люстры, величественно свисающие с потолка, украшены позолотой, и в свете витражей образуют великолепное зрелище.   Прекрасные звуки колокольного перезвона услаждают слух, благодаря наличию 35 бронзовых колоколов. Они были установлены в 1965 году.   Рядом с церковью расположено кладбище, где похоронены известные люди Швеции, в том числе и поэты, чей вклад в искусство является неоценимым.

Покорение телебашни Какнас …

Вот, что-что, а какие-нибудь башни, высотки, колокольни и обзорные площадки на возвышенности – это «наше»! Хлебом не корми… к «бабке не ходи»… а ежель появляется возможность, — мы оба всегда там. Стокгольм – не исключение. Уже были на «Глобен-Арена» и поднимались в сферических кабинках «Globen SkyView», но это шипко мелко. Хотелось повыше …

 

Посещение телебашни – было в списке желательных посещений… Глянули на часы и вспомнив, что вход на телебашню и в вечернее время… тогда, когда уже темно… — решили, хоть уже и устали за день, — всё же включить кнопочку дополнительной мощности организма. Да ещё и остановка автобуса оказалась рядышком …

 

Доехали до живописного парка Mörka. Но, так как остановка находилась прямо среди крон деревьев… — было не понятно в какую сторону двигаться. Из-за деревьев, даже такую высоченную башню вообще не было видно. Пришлось идти по «интуиции» …  … — она не подвела … и в появившемся просвете увидели её очертания. Далее дело техники и наших копыт…

Башня Kaknastornet в Стокгольме имеет высоту 155 метров, а с антенной 170 метров. Если сравнивать с Останкинской башней, то, конечно же, она значительно уступает ей. Московская телебашня имеет высоту 540м. Однако на протяжении многих лет телебашня Стокгольма была самым высоким строением в Скандинавии.

 

Башня была построена в 1967 году шведским архитектором Бенгтом Линдросом. Ее архитектурный стиль эксперты определяют, как необрутализм. На главную смотровую площадку башни ходят два лифта, каждый из которых достигает вершины секунд за 30. В лифте при кратком подъеме немного закладывает уши. Немудрено — скорость лифта достигает 5 м/с (18 км/ч)

…Поднявшись на башню, оказалось, что жизнь там кипит. Много различных кафе и баров. Молодежь отдыхает. Смотровая площадка застеклена. Все фотографии делали через стекло, а оно было не очень чистым… да и блики – почти на всех снимках. Жалко, ведь с погодой нам повезло. Облаков не было… Чистое вечернее небо … и вся панорама Стокгольма и окресностей отчётливо видна …

К огромному стыду – плохо подготовились и предварительно не прочитали, что на башне смотровая площадка разделена на две части. В ненастную погоду наслаждаться видами шведского города можно из закрытой зоны, где туристы любят располагаться на мягких диванах. А вот почувствовать в полной мере воздух Швеции можно только на открытой площадке. Увы, не знание вражеского англицкого … и без предварительной подготовки чтения путеводителей – мы на открытую так и не попали. Была, видимо, какая-то дверь… или нужно было подняться этажом ниже или выше… Но, мы так и остались с «носом» …

Оставьте комментарий

Прокрутить вверх
Прокрутить наверх