2009. ИТАЛИЯ — I (Рим (Колизей, Холм Палатин, Римский Форум, Капитолийский холм, Тибр). 3 октябрь. 8 день.

… увертюра …

… Ура !  Наконец-то — выспались! Наконец-то никуда мы не торопимся и не собираемся!  У нас нет каких-либо обязывающий планов…  За окошком чистое небо… солнышко только начинает освещать статую какого-то святого … на каком-то храме… в котором мы обязательно побываем, но позже….  И если взглянуть вниз из окошка нашего номера — видна кормушка для кошек. Молодцы Итальяшки — они реально заботятся за ними. В ней и вода … и сухой корм… Похоже, кошки ещё спят, так как миска полная …

 

…неспеша сходили в столовку и плотненько (напрозапас) позавтракали… Неспеша пошли к транспортному центру Termini. Там и стандартный авто-вокзал… и стандартный ж\д вокзал… и метро стандартное для «дикого запада, когда современные вагоны чредуются развалюхами, раскрашенными уличными арт художниками начинающихся начиная с буквы «Х»…. Бомжи — и те … не Парижские, которые спят на ковриках с ящиками коля-коли…, а провонявшие дешёвым спиртным и вонью обос…саных штанов…  Мусор и грязь в Termini, похоже явление постоянное…

 

 

Скажу сразу, — конкретной цели на день, — у нас не было. Просто хотели погулять около Колизея… походить по различным Форумам… погулять по городу … до тех пор, — пока силы не иссякнут.

…У Ирины, после Парижа, — обнаружилась страсть разбирательства в составлении различных маршрутов. «Пирожными не корми» — дай в руки карту и задай ей вопрос на каком автобусе и куда надо доехать!? От подобных вопросов, она реально «балдеет»!!!  Мелкий вопрос, — как доехать до Колизея? — для неё, как два пальца обос…сать!!!

Быстренько добрались до Колизея. … и прямо около выхода из метро нас ожидала очень симпаптюлечная рожа при входе в кафешку…

 

Сразу хочется оговориться на подобные фигуры, которые будут постоянно влезать в объектив фотоаппарата. Скорее всего в Риме в эти дни проходила какая-то «Арт-выставка» «современных скульптур». Не буду «падать» до уровня Хрущёва и называть всё подобное «дрянью и мазнёй» — у меня другое мнение. Осуждать не буду, — скажу лишь, что я это искусство просто не понимаю. А, если не понимаю, — то и не имею право судить!   Если реально, … то что-то мне нравится… но, в большинстве — увы, — нет. … Но, выставлять подобное перед шедеврами архитектуры… перед историческими памятниками… — считаю — кощунством!

Амфитеатр Флавиев (Колизей) …

В каком-то смысле нам просто — Повезло! Хоть это и была суббота, но народу было сравнительно мало. Я просто не представляю себе, что сейчас творится в Риме (в эпидемию коронавируса — не в счёт) , но как только представлю себе несколько группочек китайских туристов в количестве нескольких сотен тысяч…. , — думаю, что у нас народу вообще почти не было!

Зашли в кассы и купили билет за 12 Евро… или билеты — за 12 Евро? Или комплексный билет(ы) Колизей/Римский Форум\Палатин — уже не помню…  (запомнил лишь то, что обещанной огромной очереди за  билетами не было. Простояли минут 5. Не больше)

 

… вообще — «местных гладиаторов» встречается очень и очень много. И не только у стен амфитеатра Флавиев (так более правильно называть Колизей). За фото с ними они просят около 5 Евро. Может для них это копейки, но для нас уже довольно таки серьёзные деньги. Поэтому проще сфотографировать их издалека…

Первоначально Колизей называли Амфитеатр Флавиев. Его современное название появилось, по всей вероятности, из-за расположенного поблизости Колосса — исполинской статуи Нерона, воздвигнутой им в честь самого себя. По другой версии Колизей стали называть так из-за его огромных, колоссальных размеров.

… небольшая лестница и мы на первом ярусе, почти на уровне арены… — мы внутри этой грандиозной махины под названием Колизей ! … ещё немного — и открывается грандиознейший вид …

 

Три ряда кирпичных колонн на внешней стороне… …Хотел по привычке рыться в инете и читать книгу о Риме и Колизее …подбирать что-нибудь интересное… Но, понял – нет смысла. Слишком много информации в интернете, причём на любой вкус. Начиная от того, что время строительства амфитеатра здорово подвергается сомнению… что кровопролитий гладиаторских боёв – не было… что вообще Колизей – сделан пару веков назад лишь для «всеобщего» мирового обмана… Желающие найдут на свой вкус и цвет, если захотят…. Но в реальности всё выглядит действительно грандиозно и величественно.

 

…Под ареной находился лабиринт коридоров для прохода гладиаторов и помещений для содержания диких животных. Эта часть Колизея единственная, которая практически не пострадала от времени. Сегодня, когда настил отсутствует, его специально восстановили лишь частично, можно хорошо рассмотреть закулисное пространство арены…

 

Дырки на стенах, как на начитался в книжке о амфитеатре, — это просто небрежная разборка\сборка в средние века гражданами блоков и камней из которых впоследствии строили различные дворцы, а само здание оказалось обезображено … Происхождение отверстий долгое время было загадкой Археологи же говорят о том, что на стенах арены можно заметить два вида отверстий — прямоугольной формы и круглой. Они, по мнению исследователей, говорят о том, что при строительстве конструкции камни были скреплены между собой железными штырями. Известно, что при постройке сооружения было использовано примерно три тонны железа, которое стало очень высоко цениться в Средневековье. Когда амфитеатр начали разбирать на части, одними из первых и вытащили эти штыри, отчего и остались дыры.

 

… с высоты второго яруса амфитеатра прекрасный вид на Триумфальную арку Константина (Arco di Costantino)…

Холм Палатин…

… как только мы спустились и вышли из Колизея нас встретил «местный житель» … «гладиатор» по национальности\месту работы. Всё вроде как положено: меч , … шлем … , туника … но, меня привлекли внимание его сандалии. Впервые в жизни видел подобное крепление обуви к ноге… (зырьте на лямочки обволакивающие большой палец ноги)…  … а мы, посмотрев вблизи Арку Константина уже направились на холм Палатин. Очередь в кассу уже стала нормальной. Т.е. — огромной (см. за спиной гладиатора).

Стоимость билетов оказалась, действительно, — комплексный -12 Евро на человека. С посещением сразу трёх объектов — Колизей, Палатин и Римский форум …

Священная дорога …

Это начало Священной дороги (или конец). По левую руку храм Венеры и Ромы — некогда крупнейшее культовое сооружение Древнего Рима, возведённое при императоре Адриане в 135 году н. э., на том месте, где когда-то располагался портик Золотого дома Нерона. …  Священная дорога (Via Sacra) — самая древняя и знаменитая улица в Риме; до императорского периода из всех городских улиц только она и Новая дорога назывались «дорогами». Она пересекает весь Римский форум с запада на восток и уходит на Капитолийский холм, где в глубокой древности стояли языческие храмы. Дорога была частью традиционного маршрута Римского триумфа, который начинался на окраине города и проходил через Римский форум. В V веке до нашей эры дорога поддерживалась надстройкой, защищающей ее от дождя. Позже его вымостили, а во времена правления Нерона выложили колоннадами.

… «многоэтажки» древнего Рима …

… если бы мы пошли прямо, то пришли бы к Капитолийскому холму через весь Римский Форум. Мы свернули налево и поднявшись, по довольно-таки крутому подъему и не везде установленным лестницам, начали разглядывать древние строения в виде красивых руин … — Substructures and Insula. Перевода в чистом виде в книге я так и не нашёл. Сам бы просто назвал эти постройки — многоэтажками.

Переполнение городов населением с низким прожиточным минимумом вызвало и потребность в ускоренном строительстве дешевых жилищ. Это привело к созданию нового типа жилища — инсулы, многоэтажного жилого дома со сдававшимися внаем квартирами.   Первые упоминания о многоэтажных домах в Риме относятся еще к концу III в. до н. э. В I в. до н. э. Цицерон, упоминая о многоэтажных домах, образно говорил: «Рим … поднялся кверху и повис в воздухе». В начале империи Витрувий отмечал, что многоэтажный дом является удачным средством решения жилищной проблемы. Уже со времени Августа появляется специальное законодательство, запрещающее чрезмерную высоту инсул. Август ограничил их высоту 70 футами (20,79 м). Траян еще более уменьшил норму высоты, доведя ее до 60 футов (17,83 м). В инсулах, как и в современных высотках, жили чужие друг другу, не связанные родством семьи. Такие дома никогда не строились в сёлах, очень редко — в небольших городах и часто — непосредственно в Риме. Инсула стала основным типом жилища в крупнейших городских центрах, таких, как Рим и Остия. Согласно официальной статистике, в Риме в начале IV в. н. э. было всего 1790 особняков и 46 602 инсулы.

 

… дворец и термы Септимия Севера…, Палатинский стадион …, большой Цирк…

Большая часть дворца Септимия Севера скрыта в земле, но даже по этим руинам можно представить каким был дворец императора древнего Рима в эпоху расцвета империи.

Август, Цицерон, и Марк Антоний жили на холме, а каждый последующий император старался построить здесь свой дворец. Впоследствии, весь холм был покрыт роскошными дворцами, а холм стал синонимичен с элитными сооружениями. Во многих языках мира, включая английский, слово ‘дворец’ происходит именно от древнеримского ‘палатин’.

 

… с холма открывается немного другой вид на Колизей…

Стадион был построен вместе с Дворцом Домициана, формируя сердце Палатинского холма. В течение трех веков построенный в 81 н. э. дворец являлся самым большим в Риме. Дворец Домициана состоял из двух крыльев: частного (Домус Огастана) и общественного (Домус Флавия). Руины обоих крыльев все еще могут быть найдены на холме.

 

Палатинский холм покрыт руинами древних дворцов и других зданий. В южном конце находится Большой цирк и остатки дворца Септимия Севера, римского императора в период между 193 и 211 годами н. э. Рядом с дворцом лежат руины Терм Септимия Севера. К северу от дворца расположился так называемый стадион. Не ясно, был ли он на самом деле стадионом, или использовался в качестве частного имперского сада.

 

Следы былого величия. Ничто не может выстоять в противостоянии со Временем…

 

Палатинский музей …

Поскольку большая часть холма является местом раскопок, лучшим способом узнать о его истории будет посещение Палатинского Музея Древностей, куда мы с удовольствием и пришли. 12-ти Евриковый билет дал нам такую возможность …  Музей, -здание XIX в., перестроено из разрушенной виллы XVI в. Расположен над Дворцом Домициана, а в девяти его комнатах представлена керамика, фрески, мозаики, гравюры, скульптуры и картины, найденные во время раскопок на холме.

 

Учёные выделяют на Палатине несколько крупных архитектурных комплексов. Например, дом Августа или дворец Тиберия. После того, как он сгорел, император Домициан построил новый дворец, известный под его именем. Часть выведенных из эксплуатации сооружений была засыпана из-за последующего строительства, а потому оказалась заново открыта широкой публике археологами (сгоревший дворец Нерона). Посмотрим, что представляют из себя ныне величественные некогда сооружения.

Остатки дворца Домициана (династия Флавиев) перед входом в музей…

 

Множество древних зданий, развалин и сохранившихся памятников могут увидеть наши современники на Римском Форуме. Первые раскопки здесь проводились в 1547 году, по указанию папы Павла III. В XIX – XX вв. начались крупномасштабные раскопки, которые, в основном, велись французскими археологами: 1803 год — арка Септимия Севера, до 1836 года — храмы Сатурна, Веспасиана, Диоскуров и Конкордии, с 1870 года — слои поздней античности IV и V веков, 1898 год — комиция, базилика Эмилия, древнее кладбище, храм Весты и источник Ютурны. В годы фашистского режима раскопки проходили поверхностно — поэтому было утрачено множество ценных артефактов, значительная часть информации тоже была потеряна. Всё же, с помощью этих исследований, облик множества объектов был реконструирован или воссоздан хотя бы в изображениях.

 

Римский Форум…

Римский Форум (Forum Romanum) — площадь в центре Древнего Рима вместе с прилегающими зданиями. Первоначально на ней размещался рынок, позже она включила в себя комиций (место народных собраний), курию (место заседаний Сената) и приобрела также политические функции.

Форум, расположенный в долине между холмами: Палатином и Велиа с южной стороны, Капитолием на западе, Эсквилином и склонами Квиринала и Виминала, в давние времена был пустынной болотистой местностью с многочисленными источниками и ручьём Велабр. До середины VIII века до н. э. это место использовалось для захоронений, в то время как поселения располагались на близлежащих холмах. Место было осушено во времена правления царя Тарквиния Древнего благодаря масштабным работам по строительству сточных канав и прокладке каменной Большой клоаки, соединенной с дренажной системой. После осушения области началось строительство Форума, одна часть которого предназначалась для лавок, другая — для публичных церемоний, религиозных праздников, проведения выборов в канцелярии и магистраты, для ораторских трибун и вынесения приговоров осужденным.

Форум служил центром общественной жизни, и из повседневного общения людей эволюционировало тематическое общение, носящее все признаки того, что мы сегодня называем форумом.

Базилика Максенция и Константина — самое большое здание, когда-либо построенное на Римском форуме. Заложено в 308 году императором Максенцием, а закончено его преемником, Константином, в 312 году. Здесь не только поклонялись богам, но и назначали деловые встречи, заседал городской совет, а во время Олимпийских игр 1960 года под древними сводами проходили соревнования по греко-римской борьбе.

Базилика была воздвигнута на месте складов для специй (horrea piperataria). Даже по древнеримским меркам, здание базилики было грандиозно — площадь нефа превышала 4000 кв. м., высота сводов составляла 39 метров. Внутри стены базилики были украшены мраморными плитами, пол покрыт цветным мрамором. Архитектурным примером для строительства послужили термы Каракаллы и Диоклетиана.На развалинах римского форума можно видеть остатки значительного количества интереснейших архитектурных сооружений, среди которых выделяются две триумфальных арки.

 

Древняя базилика Косьмы и Дамиана включает в себя несколько античных зданий — библиотеку императора Веспасиана, храм Ромула (IV в.), а может быть, храм Юпитера Статора. Колонны и двери сохранились с III века. Пишут, что  замок до сих пор действует, — античный, и ключик к нему есть…

Триумфальная арка императора Тита, построена на древней Священной дороге, соединявшей Палатинский и Капитолийский холмы. Она возведена в 82 году в память о взятии Иерусалима в 70 году. Высота монумента составляет 15,4 м, ширина 13,5 м, глубина пролёта 4,75 м, ширина пролёта — 5,33 м. В Средние века арка Тита была включена в крепостную постройку, позже её часть оказалась уничтоженной. В 1821 при папе Пие VII Джузеппе Валадье провёл реставрацию монумента. Чтобы отметить воссозданные им элементы, Валадье выполнил их из травертина, а не мрамора, а также упростил их форму.

 

 

 

 

 

 

Санта-Франческа-Романа — это средневековая церковь, расположенная рядом с Римским форумом. Церковь была построена в IX веке и первоначально называлась Санта-Мария-Нова. В церкви находится драгоценная икона Мадонна Гликофилуса (Богоматерь Нежности), икона начала 5 века. Икона до сих пор поражает посетителей, когда они входят в церковь: на темном фоне внутреннего убранства церкви, кажется, светится изображение Мадонны с младенцем Христом. Церковь получила имя святой Франчески шесть веков спустя. Согласно легенде, Франческа была женой преступника и ухаживала за больными, пока ее муж был занят преступным бизнесом. Среди реликвий церкви есть базальтовый камень с оттиском колен святых Петра и Павла. Святая Франческа Романа является покровительницей водителей автомобилей и байкеров; день ее праздника-9 марта. Каждый год в этот день возле церкви можно увидеть огромное количество всевозможных транспортных средств. 9 марта будет очень интересным днем для посещения церкви Санта-Франческа-Романа.

 

 

Храм Антонина и Фаустины возведён императором Антонином Пием в 141 году, в память об умершей жене Фаустине. После смерти императора храм посвятили и ему. В XI веке храм переделали в церковь св. Лаврентия, поэтому здание хорошо сохранилось до наших дней. На фронтоне можно различить надпись: «Divo Antonino et Divae Faustinae ex S(enatus) C(onsulto) — Божественному Антонину и божественной Фаустине по решению Сената.

 

 

 

 

Панорама Римского форума. Вообще, конечно, историческая картина Рима в средние века довольна странная. По словам историков, город лежит в античных руинах на протяжении почти целого тысячелетия! Все это время римляне живут среди развалин дворцов и храмов, новые не строят, искусства и культура вообще полностью деградировали. Это просто невероятно, и никакого внятного объяснения такой нелепой истории я еще не встретил.

 

Территория Римского форума усыпана обломками древней архитектуры. Какие-то участки огорожены, какие-то нет: остатки колонн, каменные элементы декора и прочие античные артефакты валяются прямо под ногами туристов…

 

С наступлением Средневековья Форум умирает: здания ветшают, их растаскивают на стройматериалы, он перестает посещаться и в итоге приходит в полное запустение. В XIV веке здесь среди руин пасется скот. В эпоху Возрождения происходит какой-то интерес к этому месту, начинается опись и изучение Форума, но все равно его строения продолжают служить источником для новых зданий, в основном для церквей, возводимых в других частях города.

Арт — искусство… — что это?  Споры были, есть и будут. «Искусство — это то, что вы из него делаете. Если вы видите цветок, это цветок. Если вы видите кусок дерьма, это кусок дерьма»… Что видите вы?  (лично -я, … кусок дерьма!!!)

 

Курия Юлия …

… дабы билет за который выложили 2 Х 12 Эвро, использовать по-полной, — зашли в курию Юлия …

В северо-западном углу Форума находится здание Курии (Curia), в котором собирался римский Сенат. Через бронзовые двери (копия оригинала, находящегося в церкви Сан-Джованни ин Латерано) можно посмотреть на «прадеда» всех парламентов, в котором обсуждались дела республики, а потом империи. Именно здесь впервые создавались нормы римского права, лежащего в основе юридических систем большинства европейских государств. Изначальная архитектура Курии не сохранилась. Нынешнее здание было возведено при Диоклетиане в 303 году н.э. Его кирпичный фасад был облицован мрамором. В середине 17 века Курию украсил в барочном стиле архитектор Мартино Лонги, а другой архитектор, Франческо Борромини, снял с нее (точнее, уже с церкви Св. Адриана) бронзовые двери, отдал их на реставрацию, после чего и установил их в церкви Св. Иоанна Латеранского. Считается, что это самые древние в мире исправно функционирующие двери. Во второй половине 19 века археологи догадались, что за барочным убранством Св. Адриана скрывается здание древнеримского Сената. В 1935 году церковь прекратила свое существование, а к 1938 году позднейшие наслоения были уничтожены и остались голые кирпичные стены. От античных времен внутри сохранился мозаичный пол, выложенный в пышном имперском стиле из нескольких сортов цветного камня, привезенного со всех концов римского мира, ярусы, на которых сидели сенаторы, и кирпичный пьедестал золотой статуи богини Победы в глубине. Так же в Курии есть два мраморных барельефа, изображающих здания на Форуме. Сейчас Курия используется как помещение для временных археологических выставок.

 

При строительстве поначалу использовалось дерево и кирпичи, но после нескольких пожаров, в ходе которых страдали постройки, римляне оценили надежность и силу камня. Храмы и базилики стали строиться именно из этого материала.

После смерти Августа Римский форум, с его многочисленными постройками, на определенный промежуток времени теряет свое значение. Этот промежуток, как любят говорить ученые, стал предвестником «гибели» Римского форума. Главная площадь «оживилась» лишь на короткий промежуток времени, когда у власти находились Максенций и Константин. Их интерес к форуму выразился в постройке очередных базилик: Ромула и Константина. Уже в 410 году нашей эры большинство зданий форума было разграблено и частично уничтожено готами, ворвавшимися в Рим, а в 455 году вандалы практически закончили то, что не успели, а может, не захотели, сделать готы. Форум погибал, и с его гибелью неотвратимо наступал закат «непобедимой и вечной» Римской империи. На территории некогда величественного форума в основном стали слушаться лишь уголовные дела, разбирались споры между гражданами. Открытых заседаний более не велось, все процессы проходили в закрытых базиликах. Кто желал послушать, что происходит в здании, усаживались прямо на его ступени или близлежащие руины. На форуме перестали проводить публичные казни преступников, собиравших ранее огромное количество народа. Теперь, преступивших закон, лишали жизни неподалеку от мамертинской тюрьмы, а их безжизненными телами мог полюбоваться любой желающий на Гемониевой лестнице.

 

Храм Сатурна …

Храм Сатурна — один из древнейших в Риме (489 г до н.э.). Около него 17 декабря начинался ежегодный праздник Сатурналий. Храм Сатурна — один из древнейших храмов Рима. Он был воздвигнут около 489 года до н. э. вскоре после победы над этрусскими царями из рода Тарквиниев. Храм был отреставрирован после пожара во время правления Карина (283 год н. э.). Надпись на фризе подтверждает это: лат. Senatus populusque romanus incendio consumptum restituit — «Сенат и народ Рима уничтоженное пожаром восстановили». Внутри одного из двух подиумов во времена Республики находилась римская казна и документы о государственных доходах и долгах, поэтому храм также называли «эрарий» (лат. aerarium). От казначейства сохранилось возвышение, идущее вдоль всей стороны, обращённой к Форуму. До наших дней сохранилось лишь несколько колонн ионического ордера, сохранившиеся после реставрации в 283 году.

 

Триумфальная арка Септимия Севера …

Триумфальная арка Септимия Севера — трёхпролётная арка, расположенная в северной части Римского Форума между Курией и Рострой на древней Священной дороге (Via Sacra). Построена в 205 году н. э. в честь побед императора Септимия Севера и его сыновей Каракаллы и Геты над Парфией в двух военных кампаниях 195—203. Высота арки составляет 20,9 м, ширина 23,3 м, глубина — 11,2 м. Она построена из кирпича и травертина, облицована мраморными плитами. В древности на арке находилась квадрига со статуями Септимия Севера, Каракаллы и Геты. Именно в таком виде она изображалась на римских монетах. До наших дней квадрига не сохранилась. Триумфальная арка императора Септимия Севера завершает Священную дорогу. Её высота составляет 20,9 м, ширина 23,3 м, глубина — 11,2 м.

 

В древности на арке находилась квадрига со статуями Септимия Севера и его сыновей — Каракаллы и Геты. Именно в таком виде она изображалась на римских монетах. До наших дней квадрига не сохранилась. Посмотрим то, что осталось.

 

Капитолийский холм …

… даже не знаю почему, — но мы на Капитолийском холме не стали «останавливаться» и что-либо «дотошно» рассматривать. Просто прошли его «не заморачиваясь»…

… о волчице — символе Рима, вскормившей близнецов Ромула и Рема, по легенде, основавших Рим — я уже настрочил небольшой текст. Повторяться не буду. Просто сфотографировал её с другого ракурса…

Кордоната — Лестница сделанная по проекту Микеланджело, так же уже описана в первом дне нахождения в Риме….

… куда пойти дальше? Налево или направо? Чувством, которое у нас исходит из пятой точки нас потянуло — налево. На улицу Марелла и одноимённому древнему театру с таким же названием…

В Риме немало античных развалин, но есть только одно древнее здание, которое частично используется как жилой дом — это театр Марцелла (Teatro di Marcello). Он был построен еще до нашей эры в качестве площадки для представлений, и в то время считался одним из самых величественных сооружений в городе. Есть мнение, что именно эта вдохновила императора Веспасиана на создание великого Колизея. Сегодня же от нее остались лишь два высоких яруса, причем они являются частью жилого многоэтажного здания. Вот так история и повседневность сплетаются в Риме в единое целое. Возведение театра Марцелла началось в 44 году до н.э. по указу Юлия Цезаря. После смерти Цезаря его дело продолжил Октавиан Август. Октавиан назвал амфитеатр именем Марцелла — своего покойного племянника, который также участвовал в строительстве. В течение следующих 350 лет Teatro di Marcello был одной из главных сцен Рима. Дважды он пережил капитальную реставрацию, после чего все так же использовался по назначению. Считается, что период забвения начался примерно с 370 года, когда травертиновые блоки этого здания были взяты для восстановления Цестиева моста. Но все же еще долго одна из главных сцен Рима играла важную роль в его культурной жизни. Окончательный упадок наступил лишь с развалом Римской империи. К 12-му веку амфитеатр Марцелла оказался полуразрушен, а его нижняя часть была скрыта под грудой мусора. От полного разрушения постройку спасло лишь вмешательство семьи Фаффо, которая решила основать здесь крепость. Так и появилась жилая пристройка — ее и сегодня можно увидеть над верхними ярусами. Ближе к концу 14-го столетия крепость превратилась в особняк знатной династии Савелли, а после была выкуплена семейством Орсини. Последние ее владельцы часть помещений сдали как жилые квартиры, а в другой части устроили лавки для торговцев. Лишь в 1920-х годах магазины и другие посторонние пристройки вокруг театра были убраны, сам же он подвергся реставрации. В результате античным развалинам удалось вернуть почти первоначальный вид, хотя жилую часть здания решили оставить — она существует и в наши дни.

 

… всё-таки Рим — это Рим! Похожих городов, наверное нет на белом свете. Как нет в нём и «пустых» мест без какого-нибудь древнего памятника валяющегося под ногами.  Глянешь вниз — обломок какой-нибудь колонны… …глянешь вверх — очередной храм с многовековой историей …- на сей раз: Церковь Сан-Никола ин Карчере (Chiesa di San Nicola in Carcere)

Церковь Сан-Никола построена в XI веке на месте остатков трех античных храмов, фасад был создан Джакомо делла Порта в 1599 году. Свое название храм получил от находившейся на этом месте в VII-VIII веках тюрьмы («карачере» — означает «тюрьма»). В 1808 году после масштабной реставрации, которая проводилась под руководством Валадье, публике был представлен алтарь храма Юноны.

 

… находили-натопали мы уже прилично. Не один километр намотали … но, — время ещё «детское»… и решили мы просто прокатиться на каком нибудь кораблике по Тибру… … спустились к набережной…

… к сожалению, даже пройдя весь остров Тиберина и дойдя до моста Фабриция по набережной и по острову — пристаней для остановки корабликов мы так и не повстречали… да и самих корабликов на Тибре мы так и не увидели… Зато появился повод для создания фото-альбома с названием типа «мосты Рима»…

Мост Честио – (Ponte Cestio)

Мост Гарибальди — (Ponte Garibaldi)…  и мост Понте Систо — (Ponte Sisto) …

 

Мост Джузеппе Мадзини — (Ponte Giuseppe Mazzini) — и виднеющимся вдали Собором Святого Петра в Ватикане …

… потихоньку стали «двигаться» в сторону дома. … Просто невозможно в Риме пройти и несколько шагов, чтобы не «нарваться» на какой-нибудь шедевр. … В нашем случае — две церквушки. В будущую поездку в Рим — обязательно их посетим, просто в этот раз нам не повезло — они были закрыты…

Сантиссима-Тринита-деи-Пеллегрини (итал. Santissima Trinità dei Pellegrini, по рус. Церковь Пресвятой Троицы паломников) — барочная католическая церковь в историческом центре Рима. Церковь находится в районе Регола, она соседствует с другими важными историческими зданиями, такими как Палаццо Фарнезе, Понте Систо и Виа Джулия.   В 2008 году Папа Бенедикт XVI поручил приход Священническому братству Святого Петра — католической религиозной организации, посвященной служению и сохранению Тридентской Мессы (экстраординарной формой Святой Мессы). Церковь Сантиссимма-Тринита-деи-Пеллегрини предоставляет уникальную возможность присутствовать на латинской тридентской мессе для местной общины, а также для туристов и паломников.

Santa Barbara dei Librai — Санта-Барбара деи Либрай — Очень красивая церковь, буквально «вросшая» в соседние дома.

Находясь на Кампо-деи-Фиори, имеет смысл пройти сотню метров по Via dei Giubbonari, чтобы оказаться на очень симпатичной и живописной пьяццеттке Largo dei Librari, в глубине которой расположена отреставрированная в конце 20 века церковь св. Варвары (полное название — св. Варвары книготорговцев, Santa Barbara dei Librai). Сама она очень старая, а нынешнее название приобрела после того, как в 1601 году была куплена гильдией продавцов книг.  Джузеппе Вази датирует освящение церкви 1306 годом, хотя вполне вероятно, что церковь существовала на этом месте с 10-11 века. Надписи внутри утверждают, что церковь была основана Джованни ди Крессенцио де Ройзо и его женой Рогатой, которая была сенатором Рима во втором веке. Во время папства Иннокентия XIцерковь была восстановлена. В 1634 году, после пожара, братство книгопродавцев выкупило соседние владения. Фасад в стиле барокко был переделан Джузеппе Пассери. Статуя Святой Варвары над дверью была изваяна Амброджо Паризи, а ангел, нарисованный на стене, приписывается Гвидо Рени. В церкви есть картины Луиджи Гарци; фреска Святой Сабы Джованни Баттисты Бруги, ученика Бачиччо, в часовне Спекки; и фрески Франческо Рагузы и Доменико Моначелли. Церковь использовалась братством до 1878 года, но пришла в запустение и была осквернена. В 1982 году он был восстановлена.

Площадь Кампо деи Фиори …

Кампо деи Фиори (Campo de’ Fiori; букв. «поле цветов») — прямоугольная площадь в центре Рима, на полпути между пьяцца Навона и палаццо Фарнезе. В Средние века эта земля была владением семейства Орсини и до XV века оставалась незастроенной. Хотя Браманте и воздвиг в этом квартале величественное палаццо делла Канчеллерия, застройка площади до сих пор отличается беспорядочностью: здесь перемешаны постоялые дворы и дома рыночных торговцев. О том, что на Кампо деи Фиори долгое время устраивались публичные казни, напоминает памятник Джордано Бруно (1887 г.): великого учёного сожгли именно на этой площади. 17 февраля 1600 года Бруно предали сожжению, как нарушителя монашеского обета. В наше время на площади продолжают торговать овощами и фруктами, рыбой. здесь же можно посидеть в кафе и почувствовать настоящий вкус Италии.

Всё трубят по-всему миру, вставляя слова типа «грязная Россия»… — …а в реальности «цивилизованная Эвропа», порой грязней самой вонючей помойки. Вот и рынок тому подтверждение, если присмотреться в снимки …

 

… далее всё было проще-некуда. Просто и дёшево, как трусы за рупь сорок… … вышли на площадь Vittorio Emanuele II … пофотографировали памятники и фонтанчики… … в кадр попадали и бомжары «местного разлива»…

 

… дошли до любимой площади, где приютились кошки среди вековых развалин….  — площадь Largo di Torre Argentina… сели в автобус… авто-вокзал… … и тут мы почувствовали и услышали истошный крик наших пустых желудков и кишок из живота. Дойти до «старого» места потребления пищи мы уже не могли. Откинули по дороге копыта. Пришлось соблазниться на аромат свежеиспеченных булочек и зайти в привокзальную столовку. … Дёшево и вкусно поели — всего на 13 Эвро… … припёрлись сытые домой в отель… отдохнули пару часов и двинулись на вечернюю прогулку, воспользовавшись метро до площади Пополо.

Площадь Пьяцца дел Пополо очень популярна среди туристов, и хотя это не самое значимое место для тех, кто там оказывается впервые, эта площадь остается интересным во всех смыслах местом посещения.

В основном благодаря тому, что на самой площади и вокруг неё сосредоточено множество достопримечательностей, имеющих богатую историю и представляющих большой интерес. В нынешнем виде площадь сформировалась полностью к концу XIX века, автором площади является Джузеппе Валадье, который начал работу по преобразованию этого пространства еще в 1750-е годы. В наши дни Piazza del Popolo является одной из самых больших площадей Рима, и может вместить более 60000 человек.

Слишком много на площади разных интересных объектов. Слишком… Приведу лишь неполный список:

Фонтан обелиска ( Fontana dell’ Obelisco) является центральным элементом Piazza del Popolo. Он выстроен в 1822-1823 годы по проекту Giovanni Ceccarini, одновременно с Fontana della Dea Roma и Fontana del Nettuno.

Центральным элементом фонтана является вывезенный из Египта обелиск, один из 13 древних обелисков в Риме. В основании обелиска установлены 4 мини фонтана, каждый из которых представляет собой скульптуру лежачего льва на ступенчатом постаменте. Из-за фигур львов в композиции фонтана его на некоторых картах называют Fontana dei Leoni. …..Фонтан Нептуна (Fontana del Nettuno),  Фонтан Богов Рима ( Fontana della Dea Roma ), Фонтан Богов Рима и терраса Пинчи, Музей Леонардо да Винчи (Museo Leonardo da Vinci ), Церковь Санта Мария дей Мираколи (Chiesa di Santa Maria dei Miracoli), Церковь Санта Мария ин Монтесанто, Терраса на холме Пинчи, Порта дел Пополо ( Porta del Popolo ), Церковь Санта Мария дел Пополо (Chiesa Santa Maria del Popolo), Фонтан Саркофаг ( Fontana Sarcofago ), Улица Корсо — одна из старейших улиц Рима, соединяющая площадь Пополо с площадью Венеции — главной площадью города. Часть улицы Корсо от Piazza del Popolo является полностью пешеходной и отличным местом для прогулок по Риму.

Фотографий очень мало из вечерней прогулки. Причина простая — недостаток света. А снимать без штатива не получается… С фотовспышкой — только на ближайшие метры… … Да, и на снимались уже за целый день. … Палец устал нажимать на «спусковую кнопку». … Запомнился эпизод с местным приставалой\разводилой… Сюжет до безобразия прост: к тебе подходят и «дарят» для любимой девушки цветочки. … Чуть позже эти цветочки оказываются чуть-ли не золотыми. Днём за эти деньги можно купить вместо пары — пару букетов…

… дошли и до фонтана Треви, … до площади Барберини, … фонтан Тритона, площадь Республики — абсолютно везде народу было гораздо больше, чем людей. …   купили «домой» на ужин пиццу и вино, заплатив всего чуть больше 10 Эвро…. покушали и спать!!! Бай-Бай !!!

Оставьте комментарий

Прокрутить вверх
Прокрутить наверх