2009. ИТАЛИЯ — I (Венеция (дворец Дожей, Гранд-канал), Болонья). 27 сентябрь. 2 день. 3 часть

… увертюра …

Дворец Дожей, он же Палаццо Дукале (Palazzo Ducale)…

Название дворца происходит от резиденции дожа, главы Венецианской республики. Как и собор Святого Марка, дворец дожей строился и украшался много веков. Первое его здание, построенное в 810 году, было крепостью со стенами и башнями, со всех сторон окружённой водой. В 976 году часть знати и народ восстали против дожа П.Кандиани IV и сожгли его резиденцию. Вместо неё венецианцы построили новую крепость, но она сгорела в 1106 году. В XII веке венецианские мастера соорудили новый дворец, притом уже не было необходимости строить его как крепость. На то время в Венеции уже не было привычных для средневековой Европы крепких замков и крепостных стен: здесь море служило защитой, а вместо фортов у республики был прекрасный флот. Поэтому крепостные стены и башни строить не стали, а сохранившийся ров засыпали. Текущее здание дворца в основном было построено между 1309 и 1424 годами. Предположительно архитектором первого варианта дворца был Филиппо Календарио, а также Пьетро Базейо и мастер Энрико. В 1400-1404 годах был закончен фасад, выходящий на лагуну, а в 1424 году и тот, что выходит на площадь Святого Марка. Для окончания строительства были приглашены флорентийские и ломбардские мастера, однако большая часть здания в стиле готики была выполнена членами семьи Бон, венецианскими мастерами — специалистами по обработке мрамора. Дворец был существенно повреждён во время пожара 20 декабря 1577 года. В ходе последовавшей реставрации было решено оставить здание в прежнем готическом стиле, вместо того, чтобы изменить его на более современный. Кроме того, чтобы выполнять функции резиденции дожей, во дворце так же размещались политические инстанции республики вплоть до оккупации города войсками Наполеона в 1797 году.

 

Фасад включает три уровня: Первый – крытый коридор с остроконечными арками. Второй – открытый балкон с балюстрадой. Третий – каменная стена с большими ассиметричными арочными окнами неодинаковой высоты. В основании 36 колонн, которые держат на себе здание и образуют сквозной проход. Нижняя часть выстроена, как портик. По трем углам – массивные колонны, поддерживающие мощную конструкцию и одновременно символизирующие могущество Венецианской республики. Открытая галерея первого этажа – место, где приятно отдохнуть, укрывшись от палящего солнца. На площади Сан-Марко казнили преступников. 9-я и 10-я колонны (видны на фото) в колоннаде здания красного цвета, и это не случайно. Здесь стоял глашатай, объявляя приговоры, а правитель наблюдал за тем, как приговоры исполняются. Верхнюю часть второго яруса поддерживают тонкие вытянутые колонны, расположенные в два ряда. Стрельчатые арки, выполненные в готическом стиле, декорированы изящным узором из мрамора, что делает строение воздушным. Зубчатый карниз, богато оформленные капители колонн и стен, украшенные изображением общественных деятелей, мудрецов и ученых, символизируют величие резиденции.

Дворец дожей имеет только один коридорообразный вход-портал — громадные бронзовые ворота, которые называются «Porta dell Carta» («Врата бумаги»). Вероятнее всего, это название объясняется тем, что неподалеку находился архив документов, а рядом сидели писцы, помогавшие горожанам составлять различные грамоты и прошения.    Этот портал был создан в 1438 — 1441 гг. Дж. Б. Буон. Обилие орнаментов на входе доведено до предела, а тонкость их исполнения — до ювелирной работы. Это фантастическое кружево когда-то блистало позолотой и лазурью. Скульптурная группа над входом изображала крылатого льва Святого Марка и коленопреклоненного перед ним дожа Ф. Фоскари. В XIX веке барельеф заменили новым, а от старой скульптуры сохранились только фрагменты.

Осмотр залов Палаццо Дожей начинается с внутреннего дворика. Оттуда на второй этаж ведёт парадная Лестница Гигантов (Scala dei Giganti), выполненная из ценнейшего вида мрамора, специально привезённого в Венецию из Апуанских Альп (Alpi Apuane). Своё название она получила благодаря огромным каменным статуям Марса и Нептуна (Marte e Nettuno), установленным в 1554 году на верхней площадке сооружения. Автор скульптур, символизирующих могущество «Королевы Адриатики», а именно так называли в своё время Венецию, – Якопо Сансовино (Jacopo Sansovino) прославленный мастер эпохи Высокого Возрождения. На протяжении нескольких веков на террасе, венчающей Лестницу Гигантов, проводилась одна из самых торжественных и пышных церемоний Республики Святого Марка – вступление в должность новоизбранного дожа. Очередной правитель получал от главного члена Совета специальный головной убор в виде парчового колпака (Corno Ducale), символизирующего власть.

 

Внутренний двор. Видны купола собора св. Марка.

… А это просто «коридорчик»…   …Коридорчик приводит к «золотой лестнице»…

 

…Снимать во дворце вообще-то нельзя, но все щелкают….

Крытая галерея второго этажа Дворца Дожей ведёт к Золотой лестнице (Scala d’Oro), пройдя по которой можно попасть во внутренние помещения палаццо, расположенные на третьем ярусе. Во времена существования Венецианской Республики проход сюда был разрешён только высокопоставленным гостям и титулованным горожанам, занимавшим важные государственные должности. Имена аристократов увековечивались в специальной «Золотой книге» (Libro d’Oro), записи в которой велись с 1315 года.

 

Квадратный внутренний двор повторяет наружный декор дворца….

 

Посередине двора до сих пор стоят и два пышных бронзовых колодца-водоема, которые поставляли лучшую во всей Венеции воду. Множество торговок водой ежедневно заполняли внутренний двор Дворца дожей и разносили отсюда свое холодное и вкусное питье даже в самые отдаленные кварталы Венеции.

Две тюрьмы и пыточный зал, эшафот и зал компаса, где осужденные ждали приговора, – секретные помещения. Первая тюрьма – на чердаке здания, свинцовая крыша которого нагревалась в полуденный зной. В маленьких камерах становилось невыносимо жарко летом и также невыносимо холодно зимой. Пытки для заключенных аристократического происхождения запрещались, поэтому их содержали в камерах, потолки которых покрыты отравляющим свинцом: медленная невидимая пытка свершалась. Вторая тюрьма – в подземелье с камерами в форме колодцев с зарешеченными слуховыми окнами. Здесь холод соперничал с промозглостью и сыростью, так что заключенные жили по колено в холодной воде. Положение усугублялось тем, что несчастных регулярно подвергали пыткам. В верхней тюрьме отбывали срок Джордано Бруно и Джакомо Казанова, любимец женщин, которому удалось бежать. Этот побег оказался первым и последним в истории дворцовой тюрьмы. Никто из заключенных повторить побег Казановы не сумел. Соединял дворец со зданием тюрьмы Мост вздохов. По узкому мосту вели в тюрьму заключенных, которые могли последний раз взглянуть на город.

 

… вот и мы взглянули из окна моста Вздохов… и увидели шикарный вид на бухту Сан-Марко…

 

Оружейная Палата (Armeria di palazzo) . В небольших залах третьего этажа Дворца Дожей находится богатейшая коллекция, экспонаты которой датируются разными периодами существования Венецианской Республики. Помимо холодного и огнестрельного оружия, здесь представлены также старинные доспехи, причудливые металлические шлемы и барбюты. В четырёх комнатах музея собраны всевозможные рапиры, мечи, пехотные тесаки, арбалеты, боевые топоры, кавалерийские пистолеты и многие другие интересные вещи.

… и прелюбопытный раритет, который при инвентаризации 1548 года был описан как «железные штаны супруги сеньора Падуи». Проще говоря, пояс верности. Пояс верности. Впервые это необычное устройства, запирающие женщину от известных мужских посягательств, появились в Древней Греции. Рабыням надевали кожаный поясок из двух полос: первая обхватывала талию, а вторая проходила между ног. Главной целью экзекуции было уберечь невольницу от беременности: вынашивая ребенка, девица не могла работать, а рабовладельцу такой поворот событий был ни к чему. Поделки древних греков пришлись кстати в эпоху Средневековья. Традиция запирать жену «на замок» ввел один германский император (его имя история умалчивает). Всякий раз, отправляясь за границы своих земель, ревнивец заставлял кузнеца напяливать на супругу железный пояс, который по возвращении собственноручно снимал. Изделие представляло из себя настоящее орудие пыток: громоздкая конструкция со множеством замочков, закрывающая всю нижнюю часть тела страдалицы. В поясе было предусмотрено лишь одно крошечное отверстие для справления естественных надобностей, а о личной гигиене и речи быть не могло. Ну а единственный ключик все время хранился у бдительного супруга. Инновационное изобретение немецкого монарха пришлось мужчинам по вкусу. И скоро по всей Европе, а особенно в Италии, пояса верности вошли в моду. Модели отличались от древнегреческих «хранителей» разве что материалом, из которого изготовлялись: к поясам из бычьей кожи добавились железные, серебряные и золотые, некоторые “произведения искусства” даже украшались красивой чеканкой и инкрустацией. Лучшие экземпляры делали в Бергамо и Венеции, из-за чего они и получили названия «бергамского замка» и «венецианской решетки».

 

Самым впечатляющим помещением Дворца Дожей является Зал Большого Совета (Sala del Maggior Consiglio), расположенный на втором этаже палаццо. Он занимает всё южное крыло здания. Здесь проводились правительственные заседания главного органа власти, рассматривавшего основные вопросы внутренней и внешней политики. Гигантская площадь помещения (1350 м2) обусловлена тем, что число членов Большого Совета, собиравшихся для обсуждения важных государственных дел, насчитывало в разные периоды существования Венецианской Республики от 1000 до более 2000 человек. Зал, являющийся одним из самых больших в Европе, отличается необыкновенной архитектурной особенностью: при 15-метровой высоте стен отсутствуют колонны и подпорки, а потолок удерживается уникальной системой крепления стропил к балкам перекрытия. Интерьер украшен шедеврами ведущих мастеров венецианской школы живописи, таких как Тициан Вечеллио (Tiziano Vecellio), Паоло Веронезе (Paolo Veronese), Тинторетто (Tintoretto) и многих других. Разрушительный пожар 1577 года почти уничтожил декоративное оформление стен и потолка, но большинство великих художников успело поучаствовать в восстановительных работах. 

Реставрация осуществлялась под руководством знаменитого архитектора и инженера Антонио де Понти (Antonio de Ponti). Здесь собрана большая часть коллекции портретов венецианских дожей, размещённых в хронологическом порядке, за исключением 55-го правителя Республики Святого Марка, Марино Фальера (Marino Faliero), лишённого титула и приговорённого к смертной казни за попытку государственного переворота. Серия изображений глав государства продолжена в соседнем Зале Судьбы.

На выходе из дворца мы увидели увидеть святого Марка и крокодила, украшающих знаменитые колонны на площади. Только на колоннах сейчас находятся копии, а во дворе дворца — оригинал.    ….Гондола дожа. Ничего особенного – как у всех. Есть еще парадная золоченая гондола, но она выставлена где-то еще….

 

Гранд Канал в Венеции (Canal Grande)… прогулка (обрантая дорога) …

Поездку на катере по Венеции я, конечно же, рекомендую внести в свой список экскурсий. Это — что-то особенное, что обязательно стоит попробовать, т. к. нет в мире другого города, похожего на Венецию! Главным, наверное, — является выбранное место при поездке. … В зависимости от вапоретто (ихнинское водное такси). Можно сесть под крышей и вообще ничего не увидеть… и тем более не сфотографировать….

 

Сели в катер мы на  площади Сан Марко. Можно сказать в начале… или наоборот — в конце Гранд-канала. Слева от площади находится остановка — San Marco, а справа остановка — San Zaccaria.

Отдельно хочется сказать о воде в Гранд-канале. Конечно же, она более грязная. Наша поездка проходила в октябре. Я не скажу, что вода в канале та тот момент ужасно пахла, нет. Запах все-таки имеется, но лично мне показалось, что это запах водорослей. Я специально сделала фото ступеней пристани перед посадкой. Здесь и на сваях живут мидии и довольно много водной растительности, — все это и пахнет. А сама вода — в принципе обычная. Морская….

Большинство венецианцев не имеет своих лодок! Они передвигаются пешком или на вапоретто по городу. Сам город Венеция — не очень большой. Там много маленьких петляющих улочек, где легко заблудиться, но, думаю, что это точно не является проблемой для местных жителей.

 

На Гранд-канале плавает не очень много гондол. Как правило, они сосредоточены, большей частью, на маленьких каналах внутри города. Вероятно, передвижение по гранд-каналу самое опасное из-за напряженного трафика.

 

На берегах канала стоит более 100 дворцов!!!

 

…путешествовать на открытой части вапоретто гораздо лучше. Конечно же, там больше шума и дует ветер, однако, можно лучше разглядеть здания и сделать хорошие фотографии. Внутри вапоретто много народа, душно и стекла немного мутноватые, что затрудняет обзор.

 

 

 

 

 

 

 

… по дороге попадались и вот такие оригинальные Арт-памятники…. и даже подводные лодки из Советского Союза …

 

Все дома разные, двух одинаковых не найти!….

 

На Гранд канал выходят дома и многих «знатных» венецианцев — это как наша «Рублёвка»- дорого и престижно.

 

Остановка транспорта, Rialto, конечно же. На многих домах по всей Венеции висят указатели Rialto и вторая достопримечательность — San Marco. Так вот, венецианцы додумались до того, что специально вешают эти указатели так, что они указывают в разные стороны, для того, чтобы регулировать поток туристов по улицам, — их отправляют в разных направлениях! Около моста Риалто можно встретить большое количество ресторанов, где готовят свежие морепродукты. Наш катер был полон… и вёз нас без остановок…

… опять попадается пред нашим взором очередной дворец …. красивейшее здание в стиле готики называют «золотой дом», а все потому, что раньше оно было покрыто сусальным золотом. Ну и что, что золота давно уже нет, здание все равно необыкновенно красивое.

По Гранд-каналу часто бывает довольно затрудненное движение из-за общественного и грузового транспорта. Видели мы и полицию и скорую помощь, которые неслись на огромной скорости, включив сирену и мигалки.

 

фасад церкви святого Евстафия… а рядом дом с красивым львом под крышей…

 

Улица эта (водная) очень оживлённая. По ней, как муравьи, туда-сюда снуют самые разные суда и судёнышки. Прямо как на МКАДе)

 

Фотографировать тут хочется каждый домик…  Мы, наверное, с одного только Гранд-канала наделали фотографий больше, чем может влезть в цифровой фотоаппарат плёнки (ну, или гигабайт в килобайт…) …

 

Мост Скальци — один из четырех мостов над гранд-каналом.

 

Да просто интересно смотреть, как дома растут прямо из воды. И эти удивительные деревянные столбы, торчащие из воды. Поначалу они просто раздражали… Хотелось все палки повыдёргивать, чтобы вид не портили…  Сейчас же вижу в них особый колорит. Здания в основном стоят плотной стеной друг к другу. Но иногда между ними показываются просветы с узкими улицами-каналами. В них видны ажурные мостики, фронтоны церквей, …

 

Очередной мост, всего Венеции 400 мостов…

… проплываем под нашим «последним»… уже виднеется автовокзал … и заходящее солнце…

 

… путешествие заканчивается около автовокзала. Остановка Tronchetto.

 

Высадились из катера и вперёд к автобусу… ведь солнышко уже скоро скроется…

Болонья. Отель  TOP PARK…

В 4-х звёздочный отель приехали, когда была уже полная темнота. Сам город видели только из окна автобуса… ночью…

Сам отель очень даже приятный. Весь как бы «домашний»… даже с небольшим намёком на роскошь…

 

Но!  Но, главный недостаток — очень скудный ужин. Так как я выражаюсь у себя в блокноте различной, доступной мне и Супруге лексикой, — сделал запись: ужин — говно! …. и завтрак такой же — по «выдаче». Булочка (круассан) , масло, джем и кофе, соки … вот и всё!

 

Номер, как я уже сказал, — приличный. Уютный. Т.к. наша «хата» была на 2-ом этаже… поднимались по лестнице …

 

… мебель и аксессуары в номере — стандартные. Всё на месте!…

 

… всегда радует большое окно в которое можно спокойно покурить…

… на следующий день нас уже ожидает Монтекатини Терме и Флоренция…

Оставьте комментарий

Прокрутить вверх
Прокрутить наверх