2016. СЕРБИЯ. Нови-Сад: Синагога, собор Девы Марии, Дунайский парк, Евангелическая ц-вь, Греко-Католическая ц-вь Петра и Павла, Николаевская ц-вь. 6 окт. 7 день.

= прелюдия: Сербская — народная =

 

Синагога …

Уже множество раз мы проходили мимо Синагоги на Еврейской улице Нови-Сада, но зайти смогли лишь сегодня.

Предыдущие попытки заканчивались большим амбарным замком на заборе при входе. Вообще для меня вопрос произношения на разных языках слова «еврей» интересовал после большущего спора с евреем из России. Он возмутился словом «жид» и чуть ли мысленно не полез на меня с кулаками «оскорбившись». Я ему в ответ посоветовал съездить в Чехию и набить морду всем чехам, так как у них официально еврей, это «Žid» … еврейская улица – «Židovská ulice». Заодно и по всем рожам Венгров постучать кулаками, у них соответственно – «Zsid» и «Zsidó Utca».

Чуть южнее – в Сербии еврейская улица звучит как «Јеврејска».

Так что, если кому-то какие-то высказывания народа кажутся оскорбительными – это не моя проблема и не моя прихоть. Подобные слова или выражения рождаются именно в народе.

Но, перейдём через изгородь и посмотрим на Синагогу, расположенную между кирпичными зданиями на ухоженной улице.

Первые евреи впервые поселились в городе вскоре после его основания в 1694 году при Габсбургской монархии. Но, основная масса евреев стала переселяться в Новый Сад ещё в конце XVIII века. Большую часть новоприбывших представляли не привычные для этой национальности торговцы или банкиры, а самые обычные ремесленники. Традиционно в столице Воеводины очень ценились еврейские портные.

Судьба евреев для всех стран, где были фашисты во Вторую мировую – схожа. Накануне войны новосадская еврейская община насчитывала 4000 человек, до 1945 года дожило лишь несколько сотен. В 1941 г., когда венгерская армия в сотрудничестве с нацистской Германией оккупировала Нови-Сад, сделала жизнь евреев невыносимой. В течение трех дней в январе 1942 г. венгерские оккупанты убили больше пяти тысяч человек – сербов, цыган и евреев. В 1944 году выживших во время той страшной трагедии евреев согнали во двор новосадской синагоги и отправили в Освенцим.

Сегодня еврейская община города насчитывает не более 400 человек и многие из них ищут свое будущее в Израиле или странах, предоставляющих больше экономических возможностей.

В период расцвета еврейской общины в крае было 86 синагог. Сегодня их осталось всего 11, и большинство из них пришли в упадок.

Сама Синагога реально очень хорошо смотрится в тени больших платанов. Строилась — в начале прошлого века с 1904 по 1909 год с расчетом на 950 прихожан. Автором проекта синагоги был венгерский архитектор еврейского происхождения Баумхорн Липот (1860 -1932). Ему же принадлежат проекты двух великолепных синагог в венгерских городах Сегед и Темешвар. Липот был признанным мастером по строительству именно синагог и это творение он спроектировал в традиционном духе, но с чертами стиля ар-нуво. В основе – трёхнефная базилика с алтарём, двумя квадратными куполами на фасаде и трёхчастной апсидальной частью.

 

Синагога состоит из трех зданий: в центре синагога, а по бокам здания Еврейской школы и Еврейской общины. Фасад отделан желтым кирпичом, а внутри 300 квадратными метрами витражей в оконных проёмах и розетках.

С 2012 года еврейская община города также получает доход от сдачи в аренду муниципалитету огромной синагоги для проведения концертов классической музыки так как акустика здесь изумительная, а зал спокойно вмещает симфонический оркестр и восемь сотен гостей. Существует и свой еврейский хор, но из 35 участников хора только трое — евреи.  Взамен городские власти поддерживают комплекс как исторический памятник и в настоящее время ремонтируют крышу синагоги и устраняют протекающие водопроводные трубы.

Мы как раз попали внутрь синагоги в прохождения концерта. Именно поэтому снимков очень мало, и они фиговенького качества, т.к. снимали «из под полы» …

 

Католический собор Девы Марии (Crkva imena Marijinog) …

Трижды мы проходили вокруг да около храма в течении трёх дней. Трижды заходили и каждый раз, увы – не могли «спокойно всё осмотреть», т.к. всегда шла служба.

 

Только уже позже прочёл в Путеводителе, что большая часть времени церковь для посещения закрыта. Попасть в храм можно только во время богослужения или придя на концерт органной музыки. К радости — службы проходят ежедневно. Но, так как Собор находится на центральной площади города — площади Святозара Милетича (также она называется и площадью Свободы), то мы во все три наши «попытки» дважды заходили внутрь. Это та самая площадь, где находится большинство самых красивых и старых зданий города, построенных в стиле барокко.

 

После Карловицкого мира Нови Сад отошел во владения дома Габсбургов. Поскольку господствующее значение в этой империи имело именно католичество, вполне логично что в новом городе было решено основать католический приход. Первая католическая церковь в центре Нового Сада появилась в начале 18 столетия (1702) и это была скромная и скорее даже временная постройка. Так началась история католичества в Нови Саде.  После того, как Белград был захвачен турками в 1739 г., многие богатые католики перебрались в Нови-Сад, и им потребовалась новая церковь. Возникла потребность в большем здании, и к 1742-му на месте первого храма возвели новый. Та церковь простояла до 1849 года. Затем случилась революция, уничтожившая или покалечившая большинство строений в городе. Не миновала печальная участь и храм — в нем произошел пожар, а колокольня была разрушена. Церковь потом отстроили заново, но верующие были недовольны — они считали, что здание выглядит непрезентабельно и свободный королевский город заслуживает лучшего. Поэтому в 1891 г. было принято решение снести всю постройку полностью и возвести на её месте новую церковь.

 

В 1892 году появился проект церкви, созданный венгерским архитектором Георгом Молнаром. Он бы самым знаменитым городским архитектором того времени и совершенно бесплатно спроектировал новое здание. К 1893 г. мастера Стефан Гусек и Карл Лерер закончили строительные работы и приступили к колокольне. В 1894 г. на её вершину был водружён освящённый золотой крест. Общая высота здания составила 72 м, длина — 52 м, ширина — 25 м. Высота свода в самой высокой точке — 22 м. В 1904-м году в церкви случился пожар, что, как ни странно, оказалось не таким уж плохим событием. Серьезно храм не пострадал. Огонь уничтожил крышу, зато при ремонте было решено положить не классическую черепицу, а украсить кров яркими керамическими плиточками из Венгрии. С тех пор крыша церкви покрыта красивой шестиугольной черепицей, изготовленной на Жолнайской фарфоровой мануфактуре. 15 октября 1895 храм уже был освящен и открыл двери для верующих. В городе появился новый величественный католический собор, получивший название во славу Девы Марии.

 

 

Главный вход в церковь — массивные двустворные ворота, наверху которых помещён рельефный герб и надпись Crux Amore («Крест любви»).

Фасад отделан желтым клинкерным кирпичом, а декоративные элементы на нем выполнены из светлого камня, благодаря чему даже в пасмурные зимние дни храм выглядит тепло и солнечно. Все оформление выдержано в одном стиле — неоготическом. Между циферблатом и шпилем находится смотровая площадка. Туристов, как пишет Путеводитель, — на нее не пускают.

 

 

Внутри храм поражает не меньше, чем снаружи. Большая часть убранства выполнена из дерева. Практически все, что мы увидели в Соборе — оригинальные предметы конца 19 века, сохранившиеся с момента ее открытия. Вся эта красота появилась благодаря стараниям мастеров из Будапешта, Тимишоары, Суботицы, Тироля и, конечно, Нового Сада. На хорах установлен подарок одного из прихожан — механический орган с 24 регистрами, изготовленный в 1895 году. Им пользуются и по сей день, так что, когда здесь проходит служба, ее сопровождают церковный хор и органная музыка.   Церковные окна украшены красочными венгерскими витражами, изготовленными в Пеште.

 

Храм спроектирован как трехнефная базилика. Имеет три нефа: центральный — наос, в котором во время службы размещаются верующие, и два боковых. На стенах — традиционный элемент римско-католических церквей — 14 сцен крестного пути Христа. Всего в церкви четыре алтаря. Главный помещён в приделе, и у него можно увидеть величественную картину, изображающую Богородицу и венгерских королей св. Стефана и св. Ладислава. В резьбе по дереву изображены Господь, Евангелисты и разные библейские мотивы. Слева от придела находится алтарь Воскресения Христова с деревянными фигурами св. Петра и св. Павла. Третий алтарь посвящён св. Эмериху, св. Елизавете и Св. семейству. Последний алтарь освящён в честь Св. распятия, и его украшают четыре фигуры ангелов. Все церковные алтари выполнены их дерева и украшены позолотой. Реликвия церкви — икона Богоматери с младенцем. Когда-то она красовалась на алтаре первого католического храма, построенного в этом месте. Сегодня икона скромно висит у бокового алтаря, посвященного Гробу Христову. Над Божьей Матерью и Иисусом — серебряные короны, в нижней части иконы находятся другие предметы из драгоценного металла — дары благодарных верующих.

 

Церковь способна принять более 200 верующих.

 

Дунайский парк …

Отдохнуть… перекурить… от городского шума мы решили в парке, который находится в двух кварталах от Собора. Это, пожалуй, один из главных парков города, и был основан еще в начале XX века.

Как и во-всех сказках о городах – на этом месте было болото с трясиной, … заросшее камышом, комарами и лягушками. В 1895 году всю болотистую территорию засыпали и оставили посередине пруд под названием «Эржебет», на котором была посажена траурная ива в память об Австро-Венгрии. Окончательное благоустройство началось в XX веке и уже в период с 1958 по 1962 год по проекту доктора Ратибора Джорджевича, парк приобрел свой нынешний вид.

 

Всё остальное, — как и положено хорошему парку: пешеходные дорожки, скамеечки, питьевые фонтанчики, скульптуры «кому-то» …, ну и конечно же разные красивые деревья с добавлением клумбочек с лютиками-цветочками…

 

Словацкая Евангелическая церковь (лютеранская) (протестантская) (Аугсбургского вероисповедания) …

Церковь была построена в 1876 году. Эта самая большая церковь в бывшей Югославии насчитывает около 49 000 верующих. Они организованы в 27 церковных общин и возглавляются 20 пасторами.

Большинство членов церкви живут в Воеводине, автономном крае Республики Сербии к северу от рек Савы и Дуная; соответственно, место епархии находится в Нови-Саде. До основания Королевства сербов, хорватов и словенцев сообщества принадлежали Евангелическо-лютеранской церкви в Венгрии. История протестантизма в этом регионе начинается в первой половине 18-го века, когда евангелические Словаки из окрестностей Татр в бывшей Верхней Венгрии покинули свою родину и обосновались на южной границе Габсбургской монархии. Их первое прибытие произошло, согласно некоторым источникам в 1720 году.

К сожалению, на входе в церковь был амбарных замок …

 

Греко-Католическая церковь Петра и Павла …

На углу улиц Иоанна Суботича и Светозара Милетича расположен Храм Святых апостолов Петра и Павла, который бы построен в период с 1820 году по 1847 год.

Греко-католический приход в Нови-Сад существует с 1780 года и принадлежит к Крижевацкой епархии, которая объединяет около 3000 верующих, 2500 русинов и около 500 окраинцев.

 

Верующие греко-католики — новосадские русины, которые были переселены в город в середине XVIII века в своих учениях объединяют элементы как Римско-католической, так и Православной церквей. По мнению многих, эта церковь является истинным примером уникальной христианской церкви с давних времен и до церковного раскола XI века. В 1997 году строение отметило свой 150-летний юбилей. К годовщине существования церкви, церковный совет решил разместить на фасаде храма три иконы, выполненные в технике мозаики: икона Святого Павла, икона Святого Петра и центральная икона Иисуса на мантии с крестом над головой. Эти три значка вместе составляют великолепный триптих. Они были созданы Будапештским профессором изобразительного искусства Ласло Пушкашем. Пушкаш изготовил иконы в византийском стиле, в технике мозаики, в которой он использовал специально изготовленные детали из муранского стекла Венеции. Было использовано до 35 цветов, что делает их своего рода уникальными шедеврами изобразительного искусства. Стекло было изготовлено на знаменитой Фабрике «Олсони» на острове Мурано в Венеции. Интерьер церкви был восстановлен в 1960 году. Часть фактов о церкви добросовестно спёр в https://ru.ruwiki.ru/wiki/

… следующей была ещё одна церковь на воротах которой висел большой замок –

 

Церковь в честь Перенесения мощей Николая Мирликийского Чудотворца в Бари

православный храм Бачской епархии Сербской Православной Церкви в Воеводине, Сербии. Старейшая и самая маленькая православная церковь в Нови-Саде. Памятник культуры.

Храм построен в 1730 году. Основателями церкви были братья Неделько и Стоич Богдановичи, построившие ее как родовую усыпальницу, поэтому долгое время в народе ее называли «Церковь Неделько», в честь построившего ее Неделько Богдановича. Братья переехали в Нови-Сад (раньше город назывался Петроварадинский Шанац) в 1716 году из Славонии. Неделько Богданович впоследствии стал монахом в афонском монастыре Хиландар, а Стоич Богданович был похоронен в Николаевской церкви в 1754 году.   Ранее к северу от этого храма стояла деревянная церковь, построенная, вероятно, сразу после Великого переселения сербов в 1692 году.   В конце 18 века Николаевская церковь была передана православной греко-русской общине Нови-Сада, и по воскресным дням попеременно совершались богослужения то на греческом, то на церковнославянском языке.   Церковь была снесена в 1849 году, как и многие другие постройки Нови-Сада того периода и находилась в запущенном состоянии вплоть до 1854 года, когда ее временно закрыли и использовали в качестве военного склада. Реставрацию, проведенную в 1862 году, финансировали известные меценаты – Мария и Йован Трандафил. Мария и Йован Трандафил и их рано умершие дети Коста и София похоронены в этой церкви, о чем свидетельствуют мемориальная табличка, находящиеся на стене внутри храма.

Этот храм является старейшей православной церковью города и числится в реестре памятников культуры Сербии. В архитектуре церкви особое внимание привлекают позолоченные купола в русском стиле – история их появления связана с материальной помощью, оказанной Россией в 1852 году пострадавшим в 1849 году храмам Нови-Сада.

После ремонтных работ в 1862 году новый, современный иконостас, дошедший до наших дней, расписал академический художник из Нови-Сада, студент Венской академии искусств Павел Симич.Храм сильно пострадал во время Второй мировой войны при бомбардировке города 6 апреля 1941 года.

Интересно отметить, что в этом храме были крещены дети известного мирового учёного Альберта Эйнштейна, первой женой которого была Милева Марич из Нови-Сада. Маленькие швейцарцы Эдуард и Альберт приняли Святое Крещение по православному обряду при ходатайстве своего деда Милоша Марича 20 сентября 1913 года. (многое своровано в https://azbyka.ru/palomnik/)

Далее небольшая фотозарисовка нашей прогулки по Нови-Саду:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

… завтра мы едем в Суботицу,  о чём поведаю на следующей странице ….

Оставьте комментарий

Прокрутить вверх
Прокрутить наверх