2013. ПОРТУГАЛИЯ. 7 км от Браги. Бон Жезуш ду Монте — церковь Христа на Голгофе. 8 май. 8 день. II часть.

= увертюрочка для релакса =

 

Бон Жезуш ду Монте … Церковь Христа на Голгофе (или Доброго Иисуса на Горе) … (Bom Jesus do Monte)…

… наша следующая остановка – в нескольких километрах от Браги. Многие вообще считают это место просто районом Браги и относят эту святыню ко второй по значимости паломничества во всей Португалии (на первом, естественно, Фатима). … Хотя, — во многих путеводителях это место — город Брага. Реально — архитектурный комплекс построен на склонах горы Эшпинью в семи километрах от Браги.

Это — великолепный архитектурно-парковый комплекс, которому нет равных не только в Португалии, но и во всем мире. Это Бон-Жезус-ду-Монти (на местном диалекте Бон-Жезуш-ду-Монти). Ансамбль из скульптур, церкви, монументальной лестницы на фоне ухоженного парка привлекает не только иностранных туристов, но и местных жителей…

 

Санктуарий — (в европейской культуре святилище (место почитания святых могил, реликвий, чудотворных статуй или икон и т. п.) с правом убежища) — будучи крупнейшим и главным местом паломничества католиков в Португалии не ограничивается только базиликой, часовнями и лестницей «Священного Пути».

 

 

Вокруг церкви ещё в XIX веке строились отели для приехавших издалека пилигримов, библиотека и искусственный грот, а также на склонах горы разбили уютный тихий парк, где по пруду можно даже покататься на лодке. На горе, вокруг церкви разбит сад. Красивое, ухоженное пространство. Парк с названием Воскресение Христа и Райские Кущи.

По легенде после победы португало-кастильского войска над вторгшимися на Иберийский полуостров марокканским султаном и гранадским эмиром в 1340м году, вошедшей в историю как битва при реке Саладо, на небе над горой Эшпиньо проявился огромный крест.

Епископ Браги, связывавший победу в сражении исключительно с покровительством Пресвятого Креста Господня, воспринял мистерию как знак с небес и незамедлительно направился с церковной братией и простыми жителями Браги на склоны горы. Они установили распятие и возвели небольшую часовню, с чего и началось паломничество верующих к этим землям, не прерывающееся и по сей день.

 

Спустя примерно столетие, в 1722-м году архиепископ Море-Теллиш задумал возвести новую церковь и грандиозную лестницу в стиле барокко с гротами и фонтанами, что получила название Via Sacra, или «Священный путь», как отображение пути Иисуса под тяжестью креста на склоны Голгофы.

 

На подготовку к осуществлению проекта ушли долгие годы, и первый камень в фундамент санктуария, каким мы видим его сегодня, заложили спустя ещё 60 с лишним лет, разрушив прежнюю часовню — та явно бы не простояла долгое время да и не способна была принять возраставший год за годом поток паломников, особенно в дни крупных католических празднеств.

 

История святилища восходит к началу 14 века, когда на вершине горы Эшпинью был установлен крест. … в XIV веке стало обустраиваться как святилище. В 1373 году на склоне появилась часовня Креста Господня, которая стала местом паломничества жителей Браги и верующих из соседних регионов.

 

В 1494 и 1522 годах на горе были построены ещё две часовни, а в 1629 году – основано братство Бон Жесуш ду Монте. Затем на протяжении века на склонах выстраивалась извилистая и крутая дорожка, по краям которой появлялись миниатюрные часовни в виде гротов. Внутри каждой из них – библейские сцены, напоминающие о Крестном пути. Они-то и начали прокладывать по склонам холма извилистую дорогу с капеллами на каждом из поворотов.

 

В XV – XVI веках церковь перестраивалась. Нынешнюю святыню стали возводить в 1723, а закончили в 1811 году. Она была построена в стиле португальского барокко и посвящена жизни Иисуса Христа.

 

В переводе Бон-Жезус-ду-Монти означает «Иисус на горе» или «Иисус на Голгофе». Это название произошло от местности, на которой расположен храмовый комплекс. Находится он на вершине горы Эшпинью, а к подножию ведет широкая лестница из 590 ступеней длиной 116 м.

 

Вообще, ежель правильно, то все паломники и верующие должны восходить, а не как мы – спускаться.

 

Красивейший грот… множество клумб с цветами… всё это было лишь преддверием того чуда, что мы увидели позже.

Церковь Христа на Голгофе…

Храм имеет форму латинского креста …Фасад церкви отличается плавностью и ровностью линий, гладкими оштукатуренными белыми поверхностями без излишних орнаментов, добавляющими светлости и воздушности общей композиции, для которой архитектор выбрал песчаник.

 

В нижнем уровне санктуария выделяется неоклассический портик с четырьмя дорическими колоннами, поддерживающими балкон. Слева и справа от входа — статуи библейских пророков Исайи и Иеремии. На столбах балюстрады балкона разместили статуи апостолов и авторов четырёх канонических Евангелий — Марка, Луки, Матфея и Иоанна. В верхнем уровне церкви, а конкретно в треугольном фронтоне с орнаментами Страстей Христовых и элегантных колокольнях, заметно влияние барокко.

 

Основной алтарь посвящен Распятию, изображающий сцену распятия Христа на кресте и окружённый четырьмя ионическими колоннам покоится под куполом с тёмно-красным балдахином и шторами из дамасских тканей, расшитых золотыми нитями.

 

Массивное основание Голгофы высечено из цельного куска гранита. Иисус изображён меж двух разбойников — Благоразумного и Безумного воров, распятых вместе с ним. По правую руку от Христа — Благоразумный разбойник с обращённым в его сторону лицом, безумного же традиционно на иконах и в скульптурах изображают отвернувшимся.

 

Изображение распятого Христа архиепископ Браги заказывал в Италии. У ног Иисуса — Иоанн Евангелист, Мария Магдалена, Богоматерь, центурион и восемь римских солдат.

 

В 2015м году Папа Римский Франциск присвоил церкви Бон-Жезуш-до-Монте статус малой базилики.

С вершины холма открывается превосходный вид на «город епископов» Брагу – с хорошим зрением или оптическим зумом можно разглядеть и исторический центр города, расположенный на расстоянии около 4 км по прямой.

 

Первую просторную террасу словно охраняет доблестный воин верхом на коне, в доспехах и с острым копьём наготове. Это — святой Лонгин, римский центурион, пронзивший бок распятого на кресте Иисусу копьём и впоследствии глубоко раскаявшийся в содеянном и обратившийся в христианскую веру.

 

 

Дорога-то, — святая. Тысячи паломников ежегодно поднимаются … поднимаются по лестнице Виа-Сакра («святая дорога») на вершину холма, где расположена церковь Христа на Голгофе.

 

 

Паломники пешком, а кающиеся – еще и на коленях – поднимаются по лестнице к храму, и эти усилия, как считается, помогают им очиститься от грехов. Португалия — христианская страна, поэтому говорят, что, если подняться вверх по этой лестнице до самого креста на фасаде церкви, снимаются все грехи, которые человек совершал в своей жизни.

 

 

На лестнице есть площадки с пролетами, символизирующие остановки Христа к Голгофе, которых — 14. На этих остановках возведены часовни, в которых демонстрируются фрагменты из Крестного пути…  миниатюрные часовеньки («капеллы Страстей Христовых») в виде гротов. Внутри капелл сцены из событий Страстной недели, начиная с Тайной вечери… … и поцелуя Иуды.

 

 

Лестница символизирует Крестный путь Христа. Чтобы об этом не забывали посетители, вдоль нее были поставлены часовни с напоминанием об эпизодах этого страшного пути. Также по лестнице расположено множество живописных фонтанов, статуй и цветочных клумб.

 

 

Можно подняться и на фуникулере, а если быть более точным – на гидрофуникулере. Это самый старый (1882) действующий образец такого механизма, он работает не на электроприводе, а за счет системы противовесов – баков, наполненных водой. Этот фуникулер, сконструированный итальянцами, стал первым на Пиренеях.

 

Via Sacra спускается вниз с высоты 116 метров перекрещивающимися маршами. 581 ступень разделена на три пролета – спуск у портика, лестницу трёх добродетелей (площадки украшены аллегорическими изображениями веры, надежды, любви) под каждой из которых также находится фонтан и лестницу пяти чувств (фонтаны с изображениями слуха, зрения, обоняния, осязания и вкуса).

 

 

И некоторые, видимо, считают, что вода, текущая из того или иного скульптурного «отверстия», является целительной для того же «отверстия» на теле.

Вот и идут те дяди и тети, обильно смачивая свои глаза, уши и носы. По тому, что нашел в тырнете — это лестница пяти чувств. Четыре из них олицетворяют евангелисты. У Иоанна вода истекает из глаз… У Луки — из ушей… У Марка — из носа… У Матфея — изо рта. И последнее чувство — осязание. Кто это, однозначно идентифицировать не могу, но корона и папская тиара намекают на Иисуса.

 

Если честно, я так и не понял, откуда вид на лестницу лучше- сверху или снизу. Но дух захватывало и там, и там…. Мы как всегда пробежали по красоте (время для туристов на маршрутах всегда ограничено), а хотелось бы полюбоваться видами и, возможно, поразмышлять о сути бытия…

Хотел писать енту запись очень долго… С чувством, толком… расстановкой… Уж, больно шипко-много эмоций и впечатлений произвёл этот холм… Хотелось как-то по-особенному подать информацию о религиозном объекте, не касаясь религии. Но, при тщательном описании и рассмотрении фотографий понял, что все они не передают красоты места и задумок архитектора. Но уж что получилось, то получилось…

 

Даже если вы далеки от тем религиозных, вам побывать здесь стоит. От красоты глазёнки просто вываливаются…

Оставьте комментарий

Прокрутить вверх
Прокрутить наверх