2009. ИТАЛИЯ — I (Болонья, Флоренция). 28 сентябрь. 3 день. 1 часть

… увертюрочка …

 

Завтрак настроения нам не прибавил. Скорее просто добавил тему к размышлению о том, что и в Четырёхзвёздочном отеле… в «процветающей» Эвропе могут быть различные уловки к экономии на групповых туристах. Дело в том, что завтрак был по «выдаче». Круассаны, кофе, соки, масло, джем… Приехали мы поздно вечером. Сэкономили на нас, предоставив дерьмовый ужин. Мы только переночевали и уже рано утром уехали… Так что — выгода на нас очевидна.

 

Мы ещё не успели слишком сильно устать от «отсидки задниц» на креслах автобуса. И к тому же расстояние от Болоньи до Флоренции не такое уж и большое. … а вот постоянное бубнение Натальи-Гида о всех своих проблемах с перегруппировкой маршрутов, автобусов, групп…. впаривание своих магазинчиков, ресторанчиков… вот это уже порядком набило оскомину…

 

… дорога была «на все случаи жизни». От горных серпантинов… до равнинных пространств…

…виноградники сменяли горные массивы….  оливковые плантации сменяли поля с плодовыми деревьями…   … иногда наша трасса проходила рядом с железнодорожным полотном по которому «летали» скоростные поезда…

 

… поразило огромное количество мостов. На любой вкус и цвет… соединяющих различные холмы и горы. … много попадалось и строящихся мостов …

 

Виды Италии — изумительны! Апенины — восхитительны! Если точнее — мы пересекли Тоскано-Эмилианские Апенины. Из района Болонья — въехали в район Тоскана. В город Флоренция. Проехали всего за 1,5 часа…. От Натальи мы ни слова так и не услышали ни о Тоскане… ни о Флоренции…

Даже дома в спальных районах имеют большие отличия от Российских. Чувствуется, что в Италии нет проблем с заморозками. Слишком тепло по нашим меркам. Да и сами дома имеют гораздо большую площадь помещений в сравнении с Хрущёвками России.

В кадр попало граффити на трассе. Не «дерьмо», которое обычно малюют на всех подряд зданиях и объектах, а очень даже красивые рисунки. Сейчас даже сожалею, что не пофотографировали побольше… или вообще не засняли на видеокамеру. Эта «раскрашенная» трасса продолжалась более километра…

 

В исторической части города, похоже, движение экскурсионных автобусов ограничено\запрещено. Нас высадили около центрального железнодорожного вокзала и пришлось около километра топать пешком до центра. Я бы даже сказал не пешком, а галопом… но, успевал заснять и бомжей в процветающей Эвропе…

 

Как небольшое предисловие изложу свои личные эмоции прежде чем представлю фотографии с описанием тех мест, где мы были. Естественно, — я не историк и не дотошный старожил мест наших путешествий. Память человеческая не сможет вместить бесконечное множество информации кто кого родил… кто кого убил… кто и что построил и по каким таким неведомым причинам разломал … а уж тем более кто и сколько раз потом сломанное восстанавливал … и опять ломал… Рыться в интернете, конечно можно и нужно, но с огромной осторожностью. И уж тем более не доверять с «первого» раза написанному у «первого встречного».  Даже к вроде бы признанной Википедии — ну, очень осторожно. Слишком уж она стала «грязной». Политизированной.  Не буду сейчас приводить сотни примеров из моего личного «опыта» вранья в ней… — это пусть будет в будущем.

Сейчас столкнулся с конкретным примером, что «верить можно только мне!» (на ушко … — мне так же — верить нельзя!)

Хотел описать центральную историческую площадь Флоренции — Пьяцца-дель-Дуомо. Залез на несколько сайтов и сразу обратил внимание на «несуразицу» в данных у «авторов». Одни пишут, что это самый большой после св. Петра в Риме… другие — четвёртый. Гид нам говорила, что это третий по величине собор в Европе. Так какой? По площади помещений или по высоте шпиля? По высоте обзорной площадке или ещё по какому нибудь другому параметру ??? На нескольких сайтах в списках высоты (максимальной) — занимает,  аж 35-36 место с высотой в 114,5 метра! …. читаю далее и обнаруживается, что и по площади не входит в десятку …. может по объёму внутри помещения ???  и там — мимо. Так по каким параметрам (и самое главное — кто эти параметры придумывает и публикует)??? Та же Википедия (я понимаю, — политически) вообще не вставила в свой список наш храм Вооружённых Сил, что недалеко от Кубинки и который мы видим каждый раз когда ездим на дачу. А, его площадь — 11000 м\кв. И вполне заслуживает 4 места самых-самых больших храмов по площади……
Так что, читая мои мемуары — имейте ввиду, что я не с «бухты-барахты» копирую всё что попадётся «под руку». Стараюсь информацию перепроверить в разных источниках. Не авторских, а более-менее соответствующих направлению поиска. Но, естественно и мне — верить НЕЛЬЗЯ !!!

Пьяцца-дель-Дуомо

«Сердце Флоренции» – такое название получила эта часть города после возведения здесь нового кафедрального собора. Само название площади говорит о той значимой роли, которую она играла для католической Флоренции. Пьяцца-дель-Дуомо никогда не служила ареной для важных политических и общественных событий, здесь не велась бурная торгово-коммерческая деятельность. Исторически это был центр сосредоточения духовно-религиозной жизни тосканской столицы, где находились важные христианские сооружения.

Первым на что, лично я, обратил внимание — был герб на жёлтом доме. Оказалось, что это не простой дом, а Архиепископская резиденция, у которой своя история. Ещё более древняя архиепископская резиденция на этом месте  была разрушена пожаром в 1533 году и была перестроена архитектором Джованни Антонио Досио с 1573 по 1584 год. Тогдашний архиепископ Александр Октавиан Медичи (тогда папа Лев XI) положил оружие семьи на северном краю Дворца. Архиепископский комплекс был полностью отремонтирован в период с 1893 по 1895 год, когда старый епископат был снесен рядом с баптистерием и был реконструирован, несколько отставая от фасада шестнадцатого века. Таким образом, исчезла архиепископия и была расширена площадь Сан-Джованни. В 1895 году герб архиепископа Августина Бауса, который следовал за работами, также был помещен на южном углу дворца.

 

Баптистерий Сан-Джованни

По выполняемым функциям, Баптистерий — это постройка, предназначенная для совершения таинства крещения. Такие сооружения были характерны для раннего христианства, когда крещение преимущественно принимали взрослые люди (причем довольно часто не в одиночку) и, соответственно, для этого обряда требовалась купель большого размера. Нынешняя «версия» Баптистерия, облицованная белым и зеленым мрамором, которую Браун в романе «Инферно» сравнил со слоеным тортом (хотя я не нахожу такое сравнение удачным), сооружалась в XI-XII столетиях. Крестили в нем, ну если не всю, то почти всю Флоренцию: и Данте Алигьери, упомянувшего это сооружение в «Божественной комедии», и членов династии Медичи…

Место построения баптистерия Сан-Джованни во Флоренции считается сакральным. Еще в I веке здесь располагался языческий храм, посвященный римскому богу войны Марсу. С течением времени в архитектуру сооружения вносились изменения, в соответствии с модой тех времен, а потом и принятием христианства. Из языческого храма уже к IX веку здание превратилось в базилику.  В 1059 году началась глобальная реконструкция, после которой взорам жителей города предстает восьмигранный баптистерий, полностью завершенный в 1363 году. Его размеры впечатляют – 54,86 м в высоту. Баптистерий Сан-Джованни во Флоренции считается самым крупным во всей Италии. В XII веке здание обшили мраморной плиткой бледно-зеленого и белого цветов. В этот период в баптистерии проводили обряды крещения, однако одновременно он имел функции кафедрального собора.

К огромному сожалению, — внутрь баптистерия мы не попали. Уже не помню по какой причине… То-ли он был закрыт… то-ли просто не входил в маршрут посещения… И очень-очень жаль! Я сейчас много порылся… многое прочитал и сделал однозначный вывод — надо ехать во Флоренцию повторно. Слишком много там осталось мест, которые мы не увидели и много мест, которые нужно посмотреть и повторно….

Сейчас немного заинтригую. Скопирую небольшой отрывок о захоронении внутри этого баптистерия…

Среди находящихся здесь произведений искусства особый интерес представляют гробница антипапы (лжепапы) Иоанна XXIII — целый погребальный комплекс, выполненный скульпторами Микелоццо и Донателло (изваял статую покойного), два римских саркофага и саркофаг епископа Раньери . За время своей карьеры лжепапа обвинялся в пиратстве, убийстве, содомии, инцесте и других преступлениях))) Начиная с XIX века историки считают, что преступность Коссы была сильно преувеличена его оппонентами. В постановлении о его смещении содержалось семьдесят четыре пункта, из которых двадцать не были оглашены — настолько ужасны были злодеяния Бальтазара Коссы))) В частности, ему ставились в вину такие преступления, как отравление предыдущего папы Александра V; изнасилование трёхсот монахинь; сексуальная связь с женой своего брата и монахами; растление целой семьи, состоявшей из матери, сына и трех сестер, причем самой старшей из них было всего двенадцать лет; торговля епископскими кафедрами и даже отлучениями; пытки тысяч невинных людей в Болонье и Риме. За все эти злодеяния собор объявлял Иоанна XXIII низложенным и предал светскому суду как «закоренелого грешника, безнравственного негодяя, симониста, поджигателя, изменника, убийцу и растлителя», а император Сигизмунд наложил опалу на его покровителя, который вынужден был выдать осужденного. Иоанн был арестован во Фрайбурге и отказался от своего звания. Освободившись из заключения, он добровольно явился к новому папе Мартину V, который назначил его епископом Тускуланским. Антипапа Иоанн XXIII умер 22 декабря 1419г. Саркофаг с останками антипапы Иоанна XXIII можно посмотреть на фото выше… он достаточно высоко от пола )))) наверное что бы доплюнуть не смогли. Более достойного для захоронения в том месте где крестят всех младенцев Флоренции не нашли ))))))

Гиды поменялись! Вместо финансистки\впаривателя Натальи по Флоренции нас сопровождала Вероника. Пожилая Болгарка, владеющая 7 языками! Прекрасный гид-рассказчик! Её отличительностью был жёлтый зонтик, за которым, как за путеводной звездой мы целый день ходили…

 

Нам же «достался» осмотр лишь одного из шедевров Баптистерия — Восточных ворот! Восточные ворота являются самыми известными. Они были созданы в 1425—1452 гг. скульптором Лоренцо Гиберти. Ворота разделены на 10 золочёных панелей без рам и представляют библейские истории. Это творение Гиберти было высоко оценено Микеланджело (через 50 лет после создания) и названо им «Вратами рая». Однако нынешние ворота баптистерия лишь копия, оригинал хранится в музее собора на той же площади. Очень хорошо ворота Баптистерия описаны в https://das-gift.livejournal.com/18681.html  … так что, — не буду повторяться…

 

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре или Дуомо ……Кампанила Джотто

Красный купол Дуомо виден во Флоренции почти отовсюду. Возвышаясь над городом, купол стал символом Флоренции и символом новой эпохи — эпохи Возрождения. Пишут, что Пьяцца дель Дуомо, Соборная площадь — одно из самых посещаемых мест не только в Европе, но и во всём мире.

Многие страницы истории Флоренции связаны с собором — здесь проповедовал Савонарола, в соборе во время заговора Пацци в 1478 году было совершено покушение на Лоренцо Медичи и его брата Джулиано. Организатором покушения был папа Сикст IV. В результате нападения Джулиано Медичи был убит, а Лоренцо спасся в одной из ризниц собора. Строительство грандиозного собора было начато в 1296 году по проекту великого архитектора Арнольфо ди Камбио, и завершено в 1436 году установкой знаменитого купола, спроектированного Филиппо Брунеллески. Новизна решения состояла и в том, что купол опирался не на своды церкви, а исключительно на барабан.

Купол Брунеллески весит 37 тысяч тонн. Великолепный и сложный фасад из разноцветного мрамора был создан в неоготическом стиле Эмилио де Фабрисом в XIX веке. Внешние стены соборы были украшены вертикальными и горизонтальными вставками из разноцветного мрамора (белый из Каррары, зеленый из Прато, красный из Сиены). Эти мраморные вставки должны были гармонировать с уже существующим украшением фасада Баптистерия и Колокольни Джотто. Собор имеет форму латинского креста, три нефа, два боковых трансепта и полукруглую апсиду. Стрельчатые арки фасада украшены фресками, посвящёнными жизни Богоматери.

Стиль оформления фасада Дуомо действительно отличается от многих — это флорентийская неоготика, разноцветный мрамор, безупречная и элегантная каменная резьба, богатство отделки. Чуть выше портала со статуями, фасад украшает огромное ажурное окно. Пространство вокруг окна вмещает в себя лепные медальоны, изображающие известных жителей Флоренции. Ниши с двенадцатью проповедниками и в середине — Богоматерь с Младенцем.

 

Центральная бронзовая дверь (на верхнем снимке), над ней мозаичный люнет — Христос на троне.

Колокольня Джотто (Campanile di Giotto) отдельно стоящая часть соборного комплекса, получившая свое название в честь мастера, разработавшего проект, и успевшего построить только нижний ярус сооружения. Над созданием кампанилы трудились также Андреа Пизано (Andrea Pisano) и Франческо Таленти (Francesco Talenti). Строительные работы завершились в 1359 году. Колокольня имеет квадратное основание со сторонами длинною 15 метров.

 

Архитектурная конструкция выполнена в утонченном готическом стиле. Стрельчатые окна верхних этажей создают ощущение воздушности и устремленности в небо. Внутри 85-метровой кампанилы – узкая лестница, ведущая на самый верхний ярус, где расположена смотровая площадка с колоколом. Насладиться великолепным панорамным видом на город и окружающие его холмы можно преодолев более 400 ступеней.

Внутри собора от очарования великолепием отделки снаружи не остаётся и следа. Честно, говоря, — это мы с Супругой сразу «оценили», хотя ещё «опыта» посещения католических храмов было ничтожное. Слишком просто всё выглядело по сравнению с внешними разноцветными мраморными стенами, множеством фресок и скульптур.  Главная характеристика интерьера собора соответствует стандартам итальянской готики — протяженность горизонтальном и вертикальном пространстве. Украшенные пилоны подпирают огромные арки, своды нефов. Цветной мраморный пол был создан архитекторами д’Аньоло, Франческо да Сангалло и др в 16-17 веках. Обращают на себя внимание витражи собора. Всего их 44, на них изображены традиционные из Библии. Над созданием этих витражей трудились великие художники Флоренции: Гаддо Гадди, Лоренцо Гиберти, Донателло, Паоло Уччелло. Внутренняя роспись купола посвящена Страшному суду. Она была создана в 16-м веке Федерико Цуккари и Джорджио Вазари. Фигура Христа противостоит образу Сатаны и ада, расположенным на противоположной стороне, сцена окружена фигурами старцев Апокалипсиса, ангелов, святых и добродетелей. Главный алтарь, выполненный Баччио Бандинелли находится в окружении трех апсид. Левый неф обращает на себя внимание фресками работы Паоло Уччелло и Андреа де Кастаньо, созданными в 15-м веке. Еще одно произведение Паоло Уччелло — необыкновенные часы со стрелкой, движущейся в обратном направлении, были созданы в 1443 году. Циферблат поделен на 24 деления, часы украшены четырьмя портретами пророков-евангелистов. В пространстве храма установлены изображения знаменитых итальянцев: органиста Скварчалупи, философа М.Фичино, архитектора Брунеллески. Здесь же находится барельеф с изображением Джотто, выкладывающего мозаику. Великий Джотто и Брунеллески захоронены на территории собора. Многие произведения собора были утрачены либо перенесены в Музей Дуомо.

Хотелось увидеть что-то изысканное и богатое, но кроме купола нас ничего не восхитило…

 

Брунеллески решил проблему устойчивости многотонного купола с диаметром основания 42 метра? При всём при том, что выигравший конкурс архитектор не прослыл ранее, как известный математик или инженер, и почти не имел к архитектуре никакого отношения, за исключением учебной поездки в Рим, ему удалось понять, как перераспределить нагрузки внутри купола. Он предложил конструкцию пустотелого купола с двумя оболочками, соединёнными каркасом из 8 основных рёбер жесткости (они видны снаружи), 16 вспомогательных рёбер и 6 горизонтальных колец, укреплённых цепями, запечатанными в кладку. Таким образом, внутренняя оболочка получилась несущей, а наружная с 8 белыми рёбрами, разделяющими красную черепицу на 8 граней — ограждающая.

 

Кроме обалденного купола (его покорение будет во второй части путешествия в этот день) … — запомнились очень красивые подсвечники (мы естественно, поставили свечи и внесли свой «вклад» православия в этот католический храм) … и очень красивые витражи…

 

Дом-музей Данте (Museo Casa di Dante)

Идем группой в Дом-музей Данте по узким улочкам…

 

Здание выглядит как настоящая крепость с добротной башней. По некоторым электронным источникам можно понять, что великий итальянский поэт, литературовед, богослов и политик эпохи Возрождения родился именно в этом доме, что он жил и творил здесь до изгнания из Флоренции, что интерьеры музея — сохранившаяся обстановка при жизни Данте. 

Однако, не стоит полностью верить этим словам, поскольку здание было перестроено после смерти Данте (1322 год). Семья Мардолли приобрела дом в собственность у брата Данте — Франческо, позже у дома были и другие владельцы, которые также изменяли его внешний облик. На этом месте находилось несколько небольших домов семьи Алигьери, в одном из которых проживал Данте. После надстроек и реконструкций от дома Данте, в лучшем случае, остался лишь фундамент. Так про историю с домом поэта могли бы вообще забыть, но на 600-летие поэта мэрия Флоренции решает выкупить историческое здание и воссоздать его первоначальный вид. В начале 19 века новые пристройки были снесены и по специальному проекту был восстановлен оригинальный дом Данте Алигьери, который превратили в музей.

Сам музей мы «прошли мимо». Не заходя в него. …. Но, запомнился юноша, который читал Божественную комедию с очень выразительной жестикуляцией. Просто ТАЛАНТИЩЕ !

 

на стене одного из домов нам попался бюст Антонина Флорентийского         (1 марта 1389 — 2 мая 1459) был итальянским доминиканским монахом , который правил как архиепископ Флоренции . Он почитался как святой по католической церкви .

 

 

 

 

 

 

 

Прошли мимо мастерской скульпторов …

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Церковь Santa Margherita dei Cerchi

Церковь Santa Margherita dei Cerchi , Церковь святой Маргариты Антиохийской. А также — Церковью Данте. Или Церковью Беатриче. И даже — их обоих.

 

Церковь находится совсем рядом с Домом Данте, в соседнем переулке. Незаметная, так что ее легко пройти мимо, если не обращать внимание на указатели. Правда, нам не повезло, она была уже закрыта.
Чем же примечательна эта церковь и что она значила для Данте?
По легенде, именно в этой церкви Данте впервые встретил Беатриче Портинари, которая стала его музой на всю жизнь.  Данте, рожденному в 1265 году, было тогда всего… девять лет. Беатриче — восемь. Любовь, что «движет солнца и светила», вошла в детскую душу поэта и захватила ее всю и навсегда. Любовь Данте была неразделенной. Они и виделись -то всего 2 раза в жизни.
Потом Беатриче вышла замуж. А в 24 года умерла от родов. Кстати, возможно, именно поэтому она была похоронена в этой церкви, ведь Святая Маргарита — покровительница рожениц, правда, ее она не уберегла. Это стало настоящей трагедией для поэта.  Но, как известно, у творческих людей  горе переплавляется в творчество. Так что Данте понесло…

 

У  специалистов-историков, однако, есть определенные сомнения, что она похоронена именно здесь (несмотря на то, что на надгробии указано ее имя, а напротив могилы Беатриче находится надгробный камень ее любимой кормилицы Терезы). Тем не менее, в сознании людей эта церковь является символом любви Данте и Беатриче, и тысячи туристов оставляют в корзине около надгробия свои послания музе писателя.

Площадь Санта-Кроче

Чем привлекательна Флоренция?… — я дам очень оригинальный ответ: — тем, что гуляя почти по всем улицам исторической части всегда находишься в тени! Абсолютное большинство улиц, выложенных брусчаткой, очень узкие. Не по всем могут вообще проехать машины… …Двигаясь за жёлтым зонтиком мы дошли до одной из самых больших площадей — площади святого Креста.

 

Площадь Санта-Кроче имеет форму прямоугольника, по периметру которого располагаются невысокие старинные дома, фасады которых сохранили оригинальную архитектуру. Это единственная «вменяемая» площадь в городе с которой можно и фасад базилики нормально рассмотреть и где дома не давят своей близостью.

Площадь вымощена брусчаткой, общая ее площадь составляет около 500 квадратных метров. Издавна она была местом проведения различных соревнований, турниров и ярмарок. Начиная с XIV века площадь Санта Кроче служит одним из главных ориентировочных пунктов во Флоренции, как для местных жителей, так и для туристов.

Palazzo dell’Antella с потускневшими росписями начала 17-го века на фасаде.

 

Церковь Святого Креста (Санта Кроче)…

Есть красивая легенда, что первый камень базилики Санта-Кроче заложил сам Франциск Ассизский – канонизированный католический итальянский святой, который основал тот самый знаменитый на весь мир Орден францисканцев, или – Нищенствующий Орден. К сожалению, эта легенда разбивается о реальное положение вещей: Франциск никак не мог заложить первый камень церкви, ведь он умер в 1226 году, а базилику начали строить только в 1294. Тем не менее, возможно, Франциск закладывал первый камень маленькой церквушки, что стояла на месте базилики ранее, еще в начале 13 века. Но и это лишь предположение, так как никаких подтверждающих данный факт документов не сохранилось.

 

Зато доподлинно известно: строилась церковь силами последователей Франциска, монахами-францисканцами. К тому моменту их Орден уже довольно сильно разросся, и монахи не помещались в маленькой церквушке. Честь стать архитектором нового храма выпала Арнольфо ди Камбио – впоследствии это стало его величайшей и важнейшей архитектурной работой.

Средств на возведение храма потратили много: во-первых, в этот момент из Флоренции были выгнаны гибеллины – представители своеобразной политической оппозиции тех времен, а их состояния остались в черте города, и власть разумно распределила эти богатства, в том числе отрядила какую-то часть денег на строительство новых храмов и церквей. Кроме того, немалые суммы жертвовали и сами жители Флоренции: как представители среднего класса – ремесленники, купцы, торговцы, зажиточные крестьяне, – так и вся знать и аристократия. Последние отдавали францисканцам огромные суммы взамен на право иметь в строящемся храме именные, фамильные капеллы: Барди, Перуцци, Кастеллани, Барончелли, Медичи – все эти знатные семьи крупно вложились, чтобы остаться увековеченными в стенах храма.

Место для строительства базилики – район Санта-Кроче, – был выбран неслучайно: в те времена здесь жили бедняки – идеальная паства для Нищенствующего Ордена. Позднее здесь стали селиться ремесленники и строители, участвовавшие в возведении церкви. Историки утверждают, что позднее францисканцы вели настоящую войну за прихожан с доминиканцами и одержали победу. Причиной тому многочисленные фрески, украшающие своды базилики Санта-Кроче. Для неграмотных бедняков рисунки на потолках и стенах были как святое Писание: наглядная история основных религиозных событий в картинках, поэтому они и выбрали собор францисканцев.

 

Росписью внутренностей базилики занимались Джотто, Джованни да Милано, Мазо ди Банко и другие знаменитые итальянские художники. Само строительство длилось долго, почти целый век, предположительно до 1385 года. Освящение же базилики Санта-Кроче произошло и вовсе только в 1443 году.

У храма есть своя черная страница истории: в 1966 году во Флоренции произошло сильное наводнение, в отдельных районах города вода поднялась на пять метров выше привычного уровня, затопив дома, общественные постройки и храмы. Базилике Санта-Кроче тоже пришлось нелегко: отдельные шедевры художественного творчества были безнадежно испорчены. К счастью, большую часть все же удалось восстановить, но что-то так и погибло в воде.

Также следует отметить, что изначально при храме был и свой монастырь, но в конце 18 века он почти изжил себя, а в конце 19 века городские власти и вовсе задумали обустроить там музей. Сейчас музейный комплекс настолько разросся, что внимательному туристу понадобится практически целый день, чтобы тщательно его осмотреть.

Всего в базилике шестнадцать капелл (шестнадцать часовен). Большая часть – именные, принадлежащие той или иной богатой и влиятельной семье средневековой Флоренции. По сути, капелла – это как бы отдельная, самостоятельная маленькая церковь, при этом входящая в состав большого храма или храмового комплекса. Капеллы базилики Санта-Кроче – это отдельные произведения искусства.

 

К сожалению, часть фресок работы Джотто не сохранилась, потому что в Средние века во Флоренции несколько раз свирепствовала бубонная чума, храм использовался в качестве госпиталя, и роскошные фрески были просто-напросто перекрыты побелкой. Чума, кстати, была так жестока к Флоренции, что многие европейцы ее так и называли – флорентийской, а Джованни Бокаччо и Франческа Петрарка упоминали о ней в своих знаменитых произведениях.

Продолжаем проверять, прав ли был Стендаль, всплеск эмоций которого дал название одному из видов нервных расстройств? Идеально выверенные пропорции Капеллы Пацци, гробницы великих итальянцев, надгробия работы известных скульпторов, 700-летние фрески – все это, вкупе с хорошим настроением, оставило у нас незабываемые впечатления от церкви Святого Креста.

Не буду вдаряться в историю надгробий и тех личностей, которые там нашли свой приют… просто немножко перелистаю наши фотографии…

Кенотаф Данте Алигьери – крупнейший итальянский поэт, литературовед, мыслитель, богослов, политический деятель, автор прославленной «Божественной комедии».

… но, — его там нет!!! Заинтриговал? Зырьте в инете — там каждый, кому не лень, об этом пишет!!!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кенотаф Джузеппе Ла Фарину – известному итальянскому историку и политику, деятелю Рисорджименто.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В этой базилике у Стендаля случился первый в истории приступ болезни, которую так и назвали — «синдром Стендаля». Это проблема, которая возникает у туристов от перенапряжения и слишком сильных впечатлений.

Очень красивый памятник… но, не знаю кому!  И захоронение в стене — так же не знаю, кто в нём упокоился…

 

В конце правого нефа смотрит на вас из ниши великий маэстро — Джоакино Россини» … а на правой фотографии на чёрном прямоугольнике — место для «возможного будущего» перезахоронения Леонардо да Винчи. На самом деле он захоронен в Амбуазе (Франция), о чём мною поведано в первом нашем путешествии Франция-I…

 

Энрико Ферми….    и надгробный памятник на стене Кассоне делла Торре – патриарху Аквилеи. автор Тино да Камайно

 

Учёный, сверстник Галилея,

был Галилея не глупее.

Он знал, что вертится земля,

но у него была семья.

Гениальные строчки написал поэт Евтушенко! У Галилея семьи не было, но были дети. Он их признавал, воспитывал и заботился, но на маме почему-то так и не женился официально. В Санта Кроче он похоронен вместе со старшей дочерью. Жизнь Галилея, особенно его злоключения с инквизицией передают характер времени лучше любой исторической хроники. Это был борец, и он отчаянно сражался за свои взгляды. Из школьного курса Галилей выглядит чуть ли не отступником, вроде как Джодано Бруно на костер пошел, а этот отрекся. Однако детальное изучение вопроса показывает, что все было не так просто, и само дело Галилея возникло из-за того, что он постоянно активно добивался пересмотра господствующей в то время теологической доктрины. У Галилея были мощные покровители, прежде всего герцог Тосканский, у которого Галилей работал домашним учителем, но даже покровительство такого уровня не спасало от ареста и пыток. В тюрьме, впрочем, Галилей сидел недолго. Его выпустили на его виллу под Флоренцией, и последние 9 лет жизни Галилей, как Сахаров, прожил под очень строгим домашним арестом. На вилле постоянно находились соглядатаи, следившие за каждым его шагом. Лишь под конец режим его ареста стал потихоньку смягчаться, и несколько раз Галилею было позволено съездить во Флоренцию к врачам. После того как Галилей умер, возникла новая коллизия. Герцог хотел похоронить его в Санта Кроче с максимумом почестей и соответствующим мемориалом, но Папа высказался категорически против. После долгих дипломатических переговоров в Санта Кроче выделили специальную незаметную комнатку, куда и поместили его прах. Галилея торжественно перезахоронили в главном трансепте в 1737 году. А заклятие свое церковь сняла только в 1992. Зато сейчас Галилею ставят памятник прямо в Ватикане. …

Захоронение Джино Каппони, прозываемый Старшим, несколько раз был послом республики, в 1382 г. вместе с Пиетро Альбицци завладел властью во Флоренции, был гонфалоньером справедливости в 1401 году,  принимал большое участие в завоевании Пизы, управлял ею и умер в 1420 г.

 

 

 

 

 

 

Могила Микеланджело — «огромная  композиция из его любимого мрамора со скорбящими музами и реалистичным бюстом маэстро, которого Флоренция «отвоевала» у Рима уже после его смерти». Архитектор Джоджо Вазари.

 

 

 

 

 

 

 

 

Уж кто под этими плитами лежит, я не имею ни малейшего представления.

У меня не получилось разобрать ни одной надписи на таких памятниках, правда, я особо и не старался. Наверное многие из этих плит связаны с представителями тех самых семей, жертвовавших деньги на строительство собора. Удивительно, но есть здесь и захоронения XX века. Гробницы самых прославленных личностей располагаются в стенах, а когда-то в этих нефах размещались наиболее ранние алтари собора.

….зашли в бывшую монастырскую трапезную и вновь пришли в восхищение от таланта Таддео 

Гадди – от созданных им изумительных фресок «Древо жизни» и «Тайная вечеря».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сошествие Христа в чистилище» Анджелло Бронзини  Лимб — это чисто католическое понятие, так обозначали место пребывания душ, не достойных быть в раю, но и не заслуживших ада и чистилища. В лимбе должны находиться души некрещённых младенцев и достойных людей (включая добродетельных язычников), умерших до пришествия Христа. Младенцы на картине Бронзино присутствуют, с ними всё понятно, а вот идентифицировать прочих людей, включая полуголых дам на полотне, довольно трудно. Вероятно, здесь есть некоторые античные философы Древней Греции и Рима, которых католическая церковь весьма почитала и переживала об их судьбе. Странные черти наверху (вы тоже видите у одного из них непонятно откуда растущие женские груди?) видимо символизируют тот факт, что, по Данте, Лимб всё-таки считался первым кругом ада. Ну а католическая церковь от понятия Лимба в итоге отказалась, причём недавно, в 2007 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

Красивый францисканский монастырь. Первый клуатр, где в 19 веке было кладбище.

…. продолжение прогулки по Флоренции — во второй части….

 

Оставьте комментарий

Прокрутить наверх