… увертюра …
Большим недостатком групповых туров является привязка по времени с общими экскурсиями. Очень часто приходится вставать очень рано, хотя хочется ещё поспать и поспать…. Обычно все дни проходят крайне насыщенными. И физически и морально. Даже глаза устают. Ведь приходится постоянно смотреть…смотреть… переваривать глазами, мозгом… душой массу всего нового, прекрасного и ужасного….
Вот и сегодня, — встали рано-рано. Не выспались. Быстро оделись и собрались. Столовка… пустая… просто потому, что все ещё спят….
… стандартный путь к Opera по ещё «ночному» Парижу…
… встретились … сели в автобус… и вперёд. Заодно Супруга щёлкала фотоаппаратом через стекло… Снимков куча, но увы, — только для личного пользования из-за пыльных стёкол и бликов… — проехали через Дом Инвалидов…
… Площадь Конкорд и роскошный фонтан…
Сегодня мы едем на экскурсию в знаковое для меня и Франции место. Почему для меня? Да, просто я поклонник Сашки Дюма. В его стенах рождались и умирали короли. Здесь начинался роман юного Людовика XIV с Луизой де Лавальер. Это был любимый замок Франциска I. Фонтенбло обожала Анна Австрийская и ненавидел папа Пий VII, живший в нем, по сути, под арестом.… Дворец… Замок… Исторический символ Франции – Фонтенбло! Будем реально знакомиться и ходить по местам творения великих архитекторов, художников, декораторов, мебельщиков, ювелиров и ткачей, чей труд до сегодняшних дней радует и восхищает всех многочисленных посетителей Фонтенбло и оставляет в памяти свой неизгладимый след.
Фонтенбло …
Ехать до Фонтенбло из Парижа около часа, огромную благодарность выражаю нашему гиду-искусствоведу, которая очень интересно и ненавязчиво всю дорогу рассказывала нам историю французских королей.
Французское название этих мест — «Fontaine-Belle-Eau» («чудесный источник») со временем превратилось в «Fontaine-Bleau». Так что источник Бло — тот чудесный источник, который (по преданию) во время королевской охоты нашла собака по кличке Бло, — и дал название и лесу, и замку, и городу. Но в 1713 году источник неожиданно исчез.
Замок Фонтенбло – королевский дворец в шестидесяти километрах от Парижа. Версаль, конечно, известен больше. Но по насыщенности историческими событиями, по красоте и богатству Фонтенбло ему не уступает. И посетителей тут раз в десять меньше, чем в Версале, – никаких толп, можно спокойно гулять по парку. Первое упоминание о замке приходится на годы правления Людовика VII (1137 год). Именно здесь в Рождество 1191 года Филипп-Август, первый монарх уже не франков, но Франции, праздновал возвращение из Третьего крестового похода. Крепость перестраивал Людовик Святой, в 1268 году в замке родился Филипп Красивый – он же умер здесь, упав с лошади. Часть истории Фонтенбло писали царственные дамы: тут жили будущая королева Франции Жанна Бургундская и королева Англии Изабелла Французская, тут подписали брачный договор будущий король Иоанн II Добрый и герцогиня Бона Люксембургская, которая умерла, так и не дождавшись короны. Расцвет замка пришёлся на XVI век, эпоху Франциска I, – он перестроил Фонтенбло в духе Ренессанса. Средневековую крепость снесли (за исключением части куртин) и возвели огромный дворец с протяжёнными крыльями. Работу вели выдающиеся итальянские мастера – архитектор Себастьяно Серлио, живописец Россо Фьорентино. Для Фонтенбло король купил «Мону Лизу» Леонардо да Винчи, полотна Рафаэля, копии римских статуй, великолепную бронзу. Фонтенбло полюбил наследовавший Франциску Генрих II – здесь родилось большинство его детей. Однако потомки Генриха предпочли в качестве резиденций Лувр и Блуа. Тем не менее на рубеже XVI-XVII столетий для реконструкции дворца пригласили выдающихся французских и фламандских мастеров – Мартена Фремине, Амбруаза Дюбуа. Родилась «вторая школа Фонтенбло», ставшая явлением французского искусства. С Фонтенбло связали свои биографии европейские монархи: здесь подписал брачный контракт польский король Владислав IV, тут шведская королева Кристина убила своего оруженосца и любовника Мональдески, а в 1717 году замок посетил Пётр Великий. В годы Революции замку вредят грабежи и пожары, но в 1804 году Наполеон начинает возрождать его. Сюда он заточил папу Пия VII, отлучившего императора от церкви, – и в 1813 году был заключён конкордат, подчинявший церковный престол монарху. Наполеону это не помогло: год спустя именно в Фонтенбло он подписал своё первое отречение. 20 апреля 1814 года в парадном дворе император прощался со своей старой гвардией.
… проходим через «Золотые ворота» в западный фасад дворца…
Знакомство с ансамблем Фонтенбло начинается с Почетного двора, который просторно раскинулся перед главным дворцовым фасадом. Двор и есть часть того участка, на котором некогда бил чудесный источник. Почти всю площадь Почетного двора (152х112 метров) занимает зеленый партер: четыре больших квадрата стриженой травы легли здесь по два с каждой стороны центральной аллеи, ведущей к парадному входу во дворец.Сначала этот двор назывался Большим Нижним двором. ВXVI веке его украшала скульптура лошади, которую (по одной версии) привез из Италии художник Ф. Приматиччо. Это был гипсовый слепок с древнеримской статуи императора Марка Аврелия верхом на коне, установленной великим Микеланджело в центре Капитолийской площади в Риме. По другой версии, будто бы в сентябре 1560 года Екатерина Медичи просила Микеланджело сделать эскиз памятника своему покойному супругу — королю Генриху II — в виде всадника. Знаменитый скульптор принял заказ, возложив на себя только руководящие работы, а исполнителем порекомендовал скульптора Даниэле да Вольтерра, который и сделал каменную модель. Вскоре перелили в бронзу часть памятника — лошадь очень большого размера, намного больше, чем лошадь статуи Марка Аврелия. В Италии это стало событием, так как даже здесь не видели такой большой скульптуры.Снятый с нее гипсовый слепок доставили в Фонтенбло и установили посередине Большого Нижнего двора.Всадник на этой гипсовой лошади так никогда и не появился, а Большой Нижний двор, украшенный этой скульптурой, переименовали в двор Белой Лошади. В 1580 году гипсовая лошадь распалась, заказанный в Риме новый слепок со временем тоже пришел в негодность и в 1626 году был снят. Фасадная лестница в форме подковы (escalier du Fer-à-cheval). Первоначально лестница-подкова была сооружена в конце 50-х годов XVI века по проекту архитектора Филибера Делорма. В 1632-1634 годах, после обветшания, лестница была перестроена архитектором Жаном Андруэ дю Серсо. Однако по-настоящему дворец Фонтенбло «засиял» лишь тогда, когда к власти пришел Наполеон I Бонапарт, который искренне любил эту роскошную загородную резиденцию и приложил максимум усилий для того, чтобы Фонтенбло вновь наполнился блеском, шиком, славой и величием. Расцвет дворца продолжался до тех пор, пока Наполеон не подписал под давлением отречение от престола. Спустя несколько дней после потери власти Наполеон Бонапарт, прощаясь со своей верной армией, последний раз прошел вдоль площади перед дворцом. Согласно историческим фактам, солдаты, провожая своего императора, не могли сдержать слез.Дворец Фонтенбло во Франции Впоследствии, брусчатая площадь была названа в честь этого события «Двором прощаний».
…капелла Святой Троицы –
— великолепное здание, входящее в ансамбль королевской резиденции. Оформлением свода занимался Мартен Фремине. В ней по обе стороны от алтаря высятся статуи святых – покровителей французских королей. Построена часовня в XVI веке.
Апартаменты Наполеона, обращенные в сад Дианы, были возведены параллельно Галерее Франциска I. Зал королей переоборудовали в Тронный зал: в нем стоит стол, за которым Наполеон приносил присягу, и принадлежавший императору стул, сделанный в 1805 году знаменитым мебельщиком Жакобом.
Спальня Наполеона…
Наполеон занимал также Малые апартаменты, оборудованные в корпусе Старой парильни. Сейчас в них собраны шедевры декоративно-прикладного искусства стиля ампир, например, мраморные часы с античными камеями, которые в 1802 году подарил Наполеону римский папа Пий VII. Одним из главных помещений апартаментов Наполеона является Красный салон, который называется еще Залом отречения. Там стоит на одной ножке маленький круглый стол красного дерева, за которым 4 апреля 1814 года император Наполеон, верный своей присяге, заявлял, «что он готов оставить трон, покинуть Францию и даже уйти из жизни для блага родины…».
Свой трон Наполеон велел установить в главном помещении замка — в Королевской комнате под королевским гербом Франции и Наварры. Думаю, он был достаточно тщеславен, сколь и велик.
… галерея — Генриха II уже с буквой «H». Его связь с фавориткой Дианой де Пуатье, которая была старше короля на 20 лет, была всепоглощающа: король заказывал изображения и статуи богинь с лицом Дианы.
Ваза «Ренессанс» (Vase «de la Renaissance»)
камин с бюстом Франциска I. В зале охраны можно увидеть вазу из севрского фарфора «Возрождение» (1832).
Крещение дофина Людовика XIII происходило во внутреннем дворе, в честь этого события были возведены Ворота Дофина…
Галерея Франциска I Галерея Франциска I. Соединяет часовню и королевские апартаменты.
Первая школа Фонтенбло (1530—1570). Школа Фонтенбло -направление во французской живописи 16 в., сложившееся в королевской резиденции Фонтенбло, близ Парижа и близкое по стилистике к маньеризму. Школа Фонтенбло во многом была обязана своим появлением итальянским художникам, приехавшим во Францию по приглашению короля Франциска I (Р. Фьорентино, Ф. Приматиччо и др.). Под их началом работали над росписями дворцовых интерьеров (галереи Франциска I, Бального зала и др.) итальянские и французские мастера.
Нам опять ужасно не повезло. Опять в музее высокой живописи и скульптуры… полу по которому ходили короли и вельможи… — всобачили (иначе не назовёшь) элементы современной дури и чванства. Так называемый Арт….
Слон стоящий на хоботе….. кошка надутая газом взлетела под потолок…..
Бальный зал был построен как открытый проход или лоджия, Франциском I. В 1552 году король Генрих II дополнил помещение высокими окнами и богато украшенным кессонным потолком, чем превратил его в зал для торжеств и балов. В декоративной картине зала используются зашифрованные послания — буква «Н», инициалы короля, а также изображения полумесяца — символа любовницы Генриха Дайан де Пуатье. В западном крыле находится монументальный камин, украшенный бронзовыми статуями, первоначально скопированными с классических статуй в Риме. В восточной части зала находится галерея, в которой музыканты играли во время балов. Декор бального зала реставрировался много раз. Фрески на стенах и колоннах создавались несколько лет, начиная с 1552 года Никколо дель Абате по рисункам Приматице. Здесь изображены боги и сюжеты из знаменитых мифов и легенд. Фреска музыкальной галереи изображает знаменитых музыкантов того периода.
Что особенно понравилось: невероятные потолки, которые выглядят, как резная шкатулка.
… спальня королевы… жаль, что у меня есть совесть, а то-бы с разбегу… и спать!… и храпеть!
В этой комнате видели сны все королевы Франции: от жены Генриха IV Марии Медичи до императрицы Евгении (супруги Наполеона III), кроме Марии-Антуанетты, для которой, кстати, предназначалась эта роскошная кровать…. и меня…. Мебель принадлежала императрице Жозефине, первой супруге Наполеона Бонапарта. Знаете зачем рядом с кроватью стульчики? А это для зрителей. Серьезно. Если бы вдруг королева начала бы рожать, то должны были быть свидетели того, что ребенка родила именно она, и что родился именно этот конкретный младенец. И чем больше было таких свидетелей, тем лучше. Представляете, женщина рожает, а вокруг целый зал придворных.
ещё одна его комната, в которой Наполеон проводил время с Жозефиной после долгих разлук,
Зал совета (salle du conseil). Стены и двери украшены монохромными картинами синего и розового цветов с аллегорическими сюжетами работы художников Шарля-Андре ван Лоо и Жана-Батиста Пьера (1751-1753 годы).
Салон Людовика XIII (salon Louis-XIII). В 1601 году здесь родился первый сын Генриха IV, будущий Людовик XIII. Кроме того, из королей Франции во дворце Фонтенбло родились: Филипп IV (1268), Франциск II (1544) и Генрих III (1551).
… комната Шпалер получил своё название в 1837 г., когда был украшен гобеленами первой половины XVII в. с сюжетами истории Психеи.
Здесь есть все, что говорит о роскоши и величии – дорогие картины и фрески, мебель из дорогих пород дерева, инкрустированная камнями, лионский шелк в убранстве, обилие лепнины на стенах.
Даже переходы сразу погружают в эпоху средневековья
Зал совета (salle du conseil). Стены и двери украшены монохромными картинами синего и розового цветов с аллегорическими сюжетами работы художников Шарля-Андре ван Лоо и Жана-Батиста Пьера (1751-1753 годы).
Парк Фонтенбло делится на несколько частей. Самая запоминающаяся называется Le Grand Parterre и очень смахивает на Версаль, что неудивительно, раз её оформлением занимались Ленотр и Лево. Здесь царят прямые линии, и даже кустам придана геометрически правильная форма. Фонтаны, скульптуры и газоны на своих местах, выстроились как по линейке.
Главным фасадом дворец выходит на огромный пруд с карпами.
Как утверждают знатоки, парк устроен таким образом, что прогулка по нему может занять весь день, но усталости никто не почувствует….
Вокруг – парк площадью 130 гектаров: сад Дианы, Английский, Большой партер……… Двор Белой лошади, Овальный двор, Фонтанный двор, Служебный двор или двор Генриха IV. Ещё дальше – лес Фонтенбло, вдохновлявший импрессионистов и художников барбизонской школы.
Флигель Людовика ХV
В другой стороне находится Английский сад, живописное местечко, оформленное в полном соответствии с канонами XIX века. Тут нравы свободнее, дорожки извилисты, кустарник и деревья растут как хотят, а не как приказано. Лучше всего совершить прогулку в этой части парка Фонтенбло по кругу, постепенно забирая вправо и огибая пруд Карпов, тогда удастся сразу вернуться ко дворцу. Сделать это необходимо потому, что с другой стороны ансамбля находится сад Дианы. Красивый уголок оформили ещё в эпоху правления Генриха IV, тогда это было сугубо личное пространство королевы. Территория хороша для посиделок, особенно в тот период, когда цветут розы. Наконец, следует сказать про тот участок парка размеров в 130 гектаров, что простирается вдоль Гранд-канала – там мало кто бывает, участников экскурсии по Фонтенбло туда вообще не возят, короче говоря, территория малолюдная, тишь да гладь, да божья благодать. Как уж было сказано, прогулкой через Великую пустошь, как официально называется эта местность, удобно завершить знакомство со дворцом, если не захочется осмотреть городок.Главным фасадом дворец выходит на огромный пруд с карпами.Вокруг дворца Фонтенбло располагается чудеснейший парк, который носит название королевского. По всему периметру вы сможете насладиться удивительным эстетичным ландшафтом, прудами, искусственными озерами и мостами на любой вкус.
Если пересечь партер, можно выйти к Большому каналу (Grand canal), длиной 1140 метров и шириной 39 метров, который был выкопан при Генрихе IV в 1606-1609 годах.
В пруду перед каналом установлена скульптура «Орёл, борющийся за свою добычу» (Aigle défendant sa proie) Огюста-Николя Каэна (1866)
Обратный путь к автобусу проходил опять через «Двор Белой Лошади»… теперь мы уже могли в более спокойной обстановке потрогать пасти львов….понюхать растущие лимоны…
Дворец, безусловно, красив. Не жалею, что мы здесь побывали, — не хуже, чем экскурсия в Версаль… А, может даже лучше, просто потому, что здесь нет нескольких групп китайцев по тысяче человек в группе….
… нас уже ждал наш автобус и оставалось только на «прощанье» перекурить…
Легенда дворца …. Ходят слухи, что во дворце Фонтенбло живут призраки. Один из них – Красный человек – выходит в лес с двенадцати до двух ночи. Существует легенда о том, что именно он предупредил Екатерину Медичи о насильственной смерти ее сыновей и мужа. Еще одна странствующая душа – маркиз Мональдески. Он когда-то умер из-за того, что рассказал в письме другу о прелестях любовницы – шведской королевы. Не смотря на жестокую месть, говорят, что он и сегодня флиртует с молодыми посетительницами дворца.
…
…едем в Париж… Немного отдохнуть…оправиться… наполнить пустые животы «топливом»… и опять в автобусную экскурсию… на сей раз в Шантийи…. — смотрите вторую часть.