2012. ФРАНЦИЯ — I I (Париж: Сент-Шапель, Нотр Дам). 9 октябрь. 4 день. 1 часть.

… увертюра …

Вчерася мы нарушили нашу небольшую традицию завтракать по утрам Московскими «припасами».  Ира вечером, аж дважды, сбегала и купила в ближайшем магазинчике свеженького сырочка с плесенью, французского хлебушка и парочку круассанов на завтрак. Вот и сегодня мы доедали в завтрак остатки Московской колбаски и уже свеженький сырок и круассаны. Плотно поели. Сегодня предстоит пожалуй, одн из самых красивых осмотров в Париже. Сегодня предстоит посещение Святой капеллы Сент-Шапель и моих любимых горгулек с химерочками на Соборе Парижской Богоматери…

Вышли и пешочком… пешочком… направились к острову Сите…

Фонтан Сен-Мишель …

Фонтан Сен-Мишель (Fontaine Saint-Michel) украшает площадь Парижа Латинского квартала, расположенную между 5 и 6 округами города. Фонтан построен по проекту архитектора Габриэля Давида в 1855 году. Сначала на этом месте хотели поставить огромную статую Наполеону Бонапарту, потом от этой идеи отказались, и решили соорудить фонтан. Фонтан также хотели назвать именем Наполеона, но затем решили назвать в честь святого Михаила в память о ранее существовавшей капелле. Высота фонтана — 26 метров, ширина — 15 метров. В нише расположена статуя святого Михаила, повергающего демона. Из пастей драконов льется вода. Композиция фонтана отчасти заимствована от фонтана Медичи в Люксембургском саду. Критики сначала негативно оценили фонтан, ругая авторов за полихромность, за перенасыщенность деталями. Эклектичность сооружения также вызывала недовольство у публики. Однако со временем фонтан стали воспринимать как неотъемлемую часть города, а фигуру святого Михаила — как символическое напоминание о неизменной победе Добра над Злом.

… в очередной раз посмотрев фонтан Святого Михаила и миновав одноимённую площадь мы взошли на мост, опять же — с точно таким же названием.

… с него открывается прекрасный вид на Собор Парижской матери (Богоматери) и виднеется шпиль Сент-Шапеля…

 

Часовня Sainte-Chapelle (Сент-Шапель)…

Мы вообще-то хотели посетить и Сент Шапель и Консьержери. Но, не повезло. Замок Консьержери был закрыт для посещение с 8 по 20 октября. Встали в очередь покупки билетов в часовню. Стояли не долго. Около получаса, что для таких знаменитых мест и шедевров — совсем немного.

Сент-Шапель была построена Людовиком Святым в далеком 1248 году. На создание этого готического шедевра ушло 6 лет. Особое внимание при возведении часовни было уделено витражному искусству, так как большая часть остекления украшена именно витражами. Часовня Сент-Шапель относится к одним из самых больших церквей мира и была изначально предназначена для хранения всевозможных реликвий и святых мощей, разграбленных в крестовых походах.

Нижняя капелла часовни.   В портале посетителей встречает Статуя Девы, покровительницы храма. Внутри восстановление полихроматического рисунка, как и скульптурный декор портика, восходит к реставрационным работам XIX века. В апсиде следа над дверью бывшей ризницы фреска XIII века иллюстрирует Благовещенье. Это самая древняя настенная роспись в Париже. Пониженный свод держится на сквозных распорках, соединяющих колонны боковых нефов с боковыми стенами. Их оживляют трехлопастные слепые аркатуры и 12 барельефов с изображениями апостолов. На колоннах и на своде в чередовании с башнями на пурпурном фоне можно увидеть французские лилии на лазурном фоне и герб королевы Бланки Кастильской, матери Людовика IX.

 

… по уже стандартной… узенькой лестнице поднимаемся в верхнюю часть капеллы…

 

Верхняя капелла. Этот воистину монументальный ковчег получил роскошное убранство. дополняют друг друга скульптуры и витражи, которые восславляют Страсти Христовы и создают впечатление пребывания в Иерусалиме Небесном, купающемся в свете и красках. С момента постройки стеклянные витражи Сент-Шапель способствовали ее прославлению. 1113 сцен, изображенных на 15 витражах, повествуют об истории человечества от Происхождения Мира до Воскрешения Христа. Четырнадцать витражей иллюстрируют сцены из Библии и читаются слева направо и снизу-вверх.

 

Витраж истории реликвия Страстей Христовых. Единственный витраж, который читается бустрофедоном. В нижней части стрельчатых арок он повествует о находке реликвий Святой Еленой в Иерусалиме и об их прибытие во Французское королевство.
Статуя Святого Петра. Верхняя капелла часовни Сен-Шапель в Париже Является оригиналом, как и 5 других статуй апостолов. Святой держит ключи от врат рая. Статуи 12 апостолов — «столпов Церкви», символично размещены в нефе на спуске сводов и пересечении стрелок. Они являются свидетельство парижской скульптуры 1240-1260 годов и несут отпечаток гармонии и идеализированных образов святых. Большая рака. Содержит 22 реликвии Страстей Христовых, среди них обломок Истинного Креста и Терновый Венок, которые некогда были выставлены на кафедре и погибли во время Революции. Сохранившиеся реликвии сегодня хранятся в сокровищнице Собора Парижской Богоматери.

 

В 1803 году витражные экспозиции Сент-Шапель были сняты и проданы, а все здание превратилось в архив. Сохранившиеся части готической культуры находятся в трех разных музеях в Филадельфии и в Лондоне. Первая масштабная реставрация началась в 1837 году под руководством таких архитекторов, как Виолле-ле-Дюк, Лассюс и Феликс Луи Жак Дюбан. К концу XIII века Сент-Шапель была полностью восстановлена и получила свой первозданный вид.

 

Выходим из позолоченных ворот Дворца Правосудия…   и по улице Лютес держим путь к Нотр Даму…

 

Собор Парижской Богоматери… или Нотр-Дам де Пари …

Встали в длиннющую… очень длиннющую очередь и простояли чуть больше часа. Нам очень повезло, что перед нами влезла девочка из России и мы не полностью отстояли эту очередь, а с её «подсказки» смотались\проскочили внутрь Собора… спокойно осмотрели внутреннее убранство. Я снимал на видео камеру, а Ирина что-то «обленилась» и поэтому мы остались без фотографий.

 

Сделал ещё себе «заметку», что есть ещё платные входы в Раку,… в Крипту…  где хранятся драгоценности и сокровища… реликвии церкви. Это нужно, если поедем в следующий раз. Начитаться в интернете и по возможности купить билеты в электронном виде.

… если приглядеться,  можно увидеть моего любимого Св. Дионисия, держащего в руках свою голову …

По знакомой узкой лестнице, насчитывающей 321 ступеньку … по одним источникам… По другим 387…  Но, Ирочка, как я уже говорил — бывший математик. Её не нае… обманешь! Ступенек было ровно 204! (Остальные, видимо при залезании на колокольню, на которую мы увы, не залазили).    … я не понимаю почему в интернете не пишут об оборонительных функциях Собора. Ведь эти очень узкие окна\бойницы однозначно говорят именно о защите храма от нападения…

 

Уже подробно, ссылаясь на копирование из разных энциклопедических источников, я уже описывал историю Нотр Дама… но, чтобы вы не тратили лишнее время — буду потихоньку вставлять небольшие текстовые фрагменты из школьной энциклопедии с моим форматированием …

Собор Парижской Богоматери – католический храм в центре Парижа, один из символов французской столицы и один из самых известных готических соборов в Европе и мире. Собор расположен на месте первой христианской церкви Парижа – базилики святого Стефана, а в дохристианские времена на этом месте стоял храм Юпитера. Собор Парижской Богоматери строился с 1163 по 1345 гг. Главными создателями Нотр-Дам считаются два архитектора: Жан де Шель и Пьер де Монтрей. Но в строительстве принимало участие много других архитекторов, об этом свидетельствуют отличающиеся стилем и разные по высоте западная сторона и башни.

 

… мне очень показалось странным, что у химер (кроме одной) нет собственных имён. Странно…. Поэтому просто смотрите фотографии и наслаждайтесь….  Жаль, только, что нет возможности выставить все наши фотографии. Их слишком много…

 

Размеры собора впечатляют: высота 35 м, длина 130 м, ширина 48 м, высота колоколен 69 м, вес колокола Эммануэль в южной башне 13 тонн.
Крыша собора выполнена из свинцовых плиток 5 мм толщиной, уложенных внахлестку, и вес всей крыши составляет 210 тонн.

… вид на сквер Рене Вивиани -робиния, высаженная в 1601 Жаном Робеном     …и на «наш» Латинский квартал …

 

Фактически собор состоит из 3 церквей: Нотр-Дам, Сент-Этьен и Сен-Жан-ле-Ронд. Комплекс основных построек собора посвящен Богоматери.

Хотя архитектурный стиль собора – готика, но присутствуют и черты романского стиля. Собор выделяется своим западным фасадом с двумя башнями. Величественный фасад разделён по вертикали на 3 части, а по горизонтали разделён галереями на 3 яруса.

 

Витражи. В основном витражи созданы в середине XIX в. Но главный витраж (роза) — частично подлинный, он сохранился от Средних веков. В диаметре этот витраж составляет 9,6 м. В центре витража изображён образ Богоматери, а вокруг – изображение сезонных сельских работ, знаки зодиака, добродетели и грехи. Две боковые розы на северном и южном фасадах собора по 13 м в диаметре и считаются самыми большими в Европе.

 

Фасад Собора. Нижний ярус имеет три глубоких портала: портал Страшного суда (посередине), портал Богородицы (слева) и портал св. Анны (справа). Над тремя стрельчатыми порталами входов – скульптурные панно с разными эпизодами из Евангелия. Над центральным входом находится изображение Страшного суда. Арки входа поддерживают по 7 статуй. В центре Христос-Судья.

Фасад. Над порталами тянется аркада (Галерея Королей) с 28 статуями, представляющими царей древней Иудеи, статуи выполнены в XIX в. Во время Революции они были сброшены и обезглавлены. Их обнаружили только в 1977 г. при проведении работ под одним из домов. Оказалось, что во время Революции хозяин дома их выкупил якобы для фундамента, а на самом деле захоронил их со всеми почестями и возвёл на этом месте свой дом.
Для готических храмов характерно отсутствие настенной живописи, но многочисленные витражи высоких стрельчатых окон являются источниками света и цвета.

 

Главный витраж. Верхняя часть собора украшена изображениями гаргулий (торчащие концы балок, украшенные мордами фантастических существ) и химер (отдельные статуи фантастических существ).
В готической архитектуре гаргулии были предназначены для отвода дождевого стока от вертикальных поверхностей, фактически это каменный или металлический выпуск водосточного жёлоба. Но его часто оформляли в виде какого- нибудь гротескного персонажа.

 

В Соборе установлен самый большой во Франции по числу регистров орган (110 регистров и около 7400 труб).

 

Собор Парижской Богоматери начал строиться при Людовике VII Французском в 1163 г. В течение многих веков он служил местом проведения королевских бракосочетаний, императорских коронаций и национальных похорон. Но во времена Людовика XIV (конец XVII в.) могилы и витражи собора были разрушены. В ходе Великой Французской революции (конец XVIII в.) Робеспьер объявил собор «твердыней мракобесия» и, чтобы он не был снесён, декретом установил мзду Конвенту (первая французская законодательная ассамблея, выбранная на основе всеобщего избирательного права) «на нужды всех революций, какие ещё произойдут с нашей помощью в других странах». Собор был объявлен Храмом Разума.

 

В июле 1793 г. Конвент объявил, что «все эмблемы всех царств должны быть стерты с лица земли», и Робеспьер лично распорядился обезглавить «каменных королей, украшающих церкви». Во время Французской революции Собор и особенно его скульптуры очень сильно пострадали.

При Наполеоне в 1802 г. Собор был возвращён церкви и вновь освящён. В 1804 г. Наполеон короновался здесь в присутствии папы Пия VII.

 

Отличный вид на Париж… жаль погода «подвела» — туман скрывает дальние виды. Но, радует то, что мы посетили Эйфелеву башню в солнечную… а, вот сегодня обзор с неё только с первого уровня…

Внимательней присмотритесь: можно разглядеть половину Эйфеля и половину Монпарнаса….

 

В 1841 г. началась его реставрация – через 10 лет после публикации романа В. Гюго «Собор Парижской Богоматери». В предисловии к роману писатель указал: «Одна из главных целей моих – вдохновить нацию любовью к нашей архитектуре». Реставрация велась под руководством архитектора Виолле-ле-Дюка, известного парижского реставратора. В общей сложности реставрация длилась 23 года. Виолле-ле-Дюку принадлежит идея галереи химер на фасаде собора. Статуи химер установлены на верхней площадке у подножия башен.

Химеры создали 15 скульпторов под руководством Жоффруа Дешоме.

Шпиль собора сделан из дуба и покрыт свинцом. Его высота 96 м. В основании шпиля расположены 4 группы бронзовых статуй апостолов (работа скульптора Жоффруа Дешоме). Перед каждой группой апостолов находится животное, символ евангелиста: лев – символ апостола Марка, бык – Луки, орел – Иоанна и ангел – Матфея. Все статуи, кроме Фомы, смотрят на Париж, а Фома, как покровитель архитекторов, обращен лицом к шпилю.

…последний раз посмотрите на «настоящий» шпиль… через несколько лет он при пожаре сгорит. А вот зелёные статуи святых, если не ошибаюсь — при ремонте сняли … и пожар был без них. Они сохранены.

 

На центральном портале — изображение одного из любимых сюжетов художников готики — Страшного суда. На пилястре, разделяющем портал на две части,— фигура Христа, а в проемах — панно с изображениями, олицетворяющими Пороки и Добродетели, а также со статуями апостолов. В изгибе арки — сцены Рая и Ада, выполненные с великолепным мастерством.  С двух сторон от Христа — фигуры его учеников, 12ти апостолов, по 6 с каждой стороны.  Первоначальные статуи тоже были уничтожены во время революции и эти уже продукт реставрации Виолле ле Дюка. На архивольтах портала расположены обитатели рая : пророки, ангелы, мученики, отцы церкви. Архивольты и  тимпан относятся к 13 веку.

Колокола Нотр Дам — тоже своего рода легенда. Каждый из десяти колоколов имеет свое имя. Так, самый большой колокол — «Эммануэль», по преданиям привлекает своим звоном счастье. И построены колокола были из золотых и серебряных украшений парижанок, которые, по легенде, бросили их в расплавленную бронзу.

 

Легенда о горбуне Квазимодо нашла свое подтверждение в архивных документах. В 2010 году английский исследователь Адриан Глоу нашел записи о том, что человек, напоминавший Квазимодо, занимался реставрацией собора после революции. Днем он помогал реставраторам, а вечерами поднимался на колокольню и звонил в колокола.

 

… гаргулек  на соборе очень много…

Существует еще одна легенда, связанная с подземельем в соборе. Она гласит, что в подземелье ведут три двери. Открыв первую, можно увидеть покаяние порочных жриц, вторая открывает проход к сокровищам, спрятанным во время строительства храма, а за третьей скрывается помещение, где обитает старик Немей — пленник подземелья. Немей ждет, когда его борода вырастет до такой степени, чтобы он смог ею зацепиться за химер, и выбраться из заточения.

… сетка, конечно, здорово мешает. Без неё бы фотографии были совсем другими. А поставили её для любителей самоубийц, решивших попрыгать с собора…

 

… как же без «семейных» снимков?!….  было бы скучно.

… очень внимательно однорогий смотрит за прохожими внизу. Голодный такой взгляд…

… около выхода нашлись два стульчика. Пока сотрудница охраны куда-то смоталась, мы сразу воспользовались. ТурЫстам надо отдохнуть перед тяжёлым спуском вниз…

 

… это только кажется, что спускаться легко. Дело в том, что ступеньки не стандартные… Высокие. И ноги очень быстро устают.

…Приходится спускаться «задом»… Так легче! А ещё легче «с руками»…

Южная сторона Собора — и соответственно южная роза…

 

… после длительной экскурсии страшно хотелось посидеть и покурить…  и в этом красивейшем сквере я нашёл себе «курилку»…

Позади собора Парижской Богоматери находится сквер Иоанна XXIII. На месте сквера сначала была свалка строительного мусора, затем, с XVII века, – резиденция архиепископа. Однако в 1831 году архиепископский дворец был разграблен и осквернен революционерами, а позже разрушен. Потом этот пустырь купил парижский префект граф Рамбюто, он же в 1844 году разбил здесь чудесный сад. С 1845 года сад украшает псевдоготический фонтан Девы или архиепископский фонтан (la fontaine de la Vierge или la fontaine de l’Archev&ecirc ch ), созданный по проекту архитектора Альфонса Вигурё. Фигура Богоматери с младенцем выполнена скульптором Луи Мерльё. На постаменте, где она стоит, можно заметить фигуры 12 апостолов (по четыре на каждой из трех граней), а в самой нижней части фонтана — фигуры трех архангелов (из их ног, собственно, и льется вода). Сам сквер назван в честь одного из самых популярных пап XX века — Иоанна XXIII, который был римским папой в 1958-1963 гг.

 

… Собор «сзади» — ничуть не хуже, чем фасадный вид …

… и на последок «вишенка на тортике» …  в сквере у фонтана можно собирать Парижские Поганки ! (прокол садоводов … не часто стригут газон)

… далее во второй части этого дня … мы просто будем гулять по Парижу….

Оставьте комментарий

Прокрутить наверх