2014. БЕЛЬГИЯ (*). Брюссель: Каф. Собор Св. Михаила и Гудулы, Ботанический сад и Ирина прогулка по Брюсселю. 12 май. 7 день. 2 часть

= народная музыка – это лучший вид искусства =

 

Кафедральный Собор Святых Михаила и Гудулы (Cathedral of St. Michael and St. Gudula) …

… вот уж так получилось, но встреча с Собором произошла не с фасада, а с самой дупы, как хохлы скажут.

 

Вот так, именно с хохлов я начинаю повествовать о Соборе. Просто не успел я немного систематизировать свои записи с записями в Путеводителях по Бельгии, нарвался в тырнете на статью жирной хохлушки (судя по её фото – она явно работает продавцом на Бессарабском рынке в Куиве), где она первым делом в своём рассказе упоминает, что в ентом Соборе в ноябре 2007 года прошел молебен «в память о жертвах Голодомора» на Окраине 1932-1933 годов… — Дура!!! У меня нет желания ей что-либо объяснять. Все уже «знают» и о Чёрном море, шо выкопали великие Укры… и о том, что Иисус Христос по крови – хохол… Спартак… и Македонский… — это великие Хохлы!!!

 

Да и о самой церкви Ватикана можно трактаты писать – только вчерася «папочка» Ватикана издал указ, что пидары могут служить в католических церквях (с небольшими оговорками, о которых почему-то не захотели сообщать в официальных источниках). Да, — я не оговорился – именно пидарасы и другие разновидности ЛГБТ. И ничего удивительного, что они принимают «голодомор» как константу, не вникая в историю и суть того, что на самом деле произошло в те далёкие годы.

Как сегодня сказал по ящику (ТВ) один мудрый человек: «в любой дупе (жопе) – хохол всегда найдёт уютное место проживания» …

Так получилось, что, гуляя на своих двоих, мы подошли Собору с задней стороны, а не с фасада. Зато насмотрелись на моих любимых горгулек и химер в превеликом множестве установленных на стенах Собора.

 

Что касаемо истории, то она уходит корнями в XIII век. В 1226 году герцогом Брабантским Генрихом I был заложен первый кирпич здания, которое было закончено лишь при Карле V — Великом.

В одиннадцатом веке на его месте находилась построенная в церковь Святого Михаила. И в неё в 1047 году по велению герцога Брабантского Ламберта II перенесли мощи Святой Гудулы. С тех пор храм считается центральным собором Брюсселя. Спустя два века ее преобразовали в готическую.

 

Строительные работы продолжались около 200 лет. Открытие обновленного собора состоялось лишь в 15 веке. Фрагменты, которые остались от предыдущей церкви, датируемой одиннадцатым веком, в романском стиле, посетители сегодня могут видеть через стеклянные проемы, устроенные в полу.   Этим и объясняется наложение многочисленных стилей: романского, готического и ренессанса.

Перед взором горожан в 15 веке предстало новое величественное сооружение в стиле старинной готики с элементами барокко, невероятно мощное, ослепительно красивое, уникальное по своей архитектуре.

Считается, Святой Михаил является покровителем Брюсселя. Кто же такая святая Гудула? Путеводители скромно промолчали и пришлось рыться в тырнете, где сведения о ней крайне скудные и ограничиваются тем, что это дочь каролингского аристократа VII века. Есть легенда, что этой молодой и набожной жительнице Брюсселя назойливый бес мешал читать по ночам религиозные книги — то и дело задувал свечу. Девушка всякий раз вновь зажигала свечу и за это свое постоянство была канонизирована. Ламберт II, граф Лёвена, в 1047 году организовал транспортировку мощей святой Гудулы в церковь святого Михаила и основал капитул в ней. После этого укрепилось название “церковь святых Михаила и Гудулы”.

  

В 1579 году Брюссельский Кафедральный собор был разграблен протестантами, после чего часть мощей Святой Гудулы оказалась в Германии.

Собор считается главным католическим храмом в стране и своими башнями-близнецами напоминает известный на всю планету Нотр Дам де Пари. Детище известного бельгийского архитектора Яна ван Рейсбрука, который является автором центральной ратуши столицы Бельгии. Главный фасад здания состоит из двух одинаково симметричных башен, высота которых достигает шестьдесят девять метров, украшенных нишами и аркатурами, а также связанных между собой вершиной крыши.

 

На вершине башен расположены, как говорят те счастливчики кто там побывал, — замечательные смотровые площадки, откуда открывается умопомрачительный вид на городскую панораму. Внутри каждой из «близнецов» имеется длинная лестница высотой шестьдесят четыре метра, выходящая на живописную террасу. В северной башне находится большой колокол, созывающий всех прихожан на службу. В этой части храма на стенах были размещены портреты правителей, внесших значительный вклад в развитие церкви.

 

В длину сооружение составляет 114 метров, в ширину – 35 метров. Здание украшено каменными и металлическими «кружевами», изящным остроконечным фронтоном, маленькими элегантными башенками. Фасад состоит их четырех стрельчатых порталов с многочисленными скульптурами. Центральный вход увенчан большим роскошным витражом. Двери украшены старинными коваными рельефами.

Используемый для строительства здания камень из фламандских каменоломен податлив при обработке, это позволило архитекторам реализовать множество интересных орнаментов.

Внутри — просторный светлый зал, поражающий своими масштабами и красотой.

Высота центрального зала – 25 метров. Высокие сводчатые потолки отделаны позолотой, белоснежные арочные колонны украшены скульптурами святых, на стенах можно увидеть старинные фрески и иконы. Гордостью собора являются его прекрасные витражи 15-16 веков, авторами которых являются Ян Хак и Жан-Баптист Капроньер. По всему периметру зала расставлены темно-коричневые скамейки, выполненные из дерева самого высокого качества. В центре нефа расположен огромный орган с 4300 трубами … вообще в Соборе их два, звуки которых разносятся далеко вокруг и буквально берут за душу … Но, увы, — звучащая постоянно органная музыка – всего лишь в записи. Не «живая» … Но, желающие могут даже посетить «живой» органный концерт в определённые дни и часы…

 

Главная кафедра в соборе Святых Михаила и Гудулы также сделана в стиле барокко. Она разбита на две части: снизу на ней изображено изгнание из Рая Адама и Евы, а с верхней части на посетителей смотрит Дева Мария с Младенцем.

 

Также в стенах собора находится мавзолей, созданный в честь национального героя Бельгии – Фредерика де Мероде. Южную башню венчает 49 колоколов. Так же есть и сокровищница… Экспонаты представляют собой церковную утварь, а также средневековое оружие. В этом мини-музее находятся красивые старинные гробницы.

 

Роскошный главный алтарь был выполнен из прочного дуба, с символическими элементами из меди. В 1776 году собору иезуиты из города Лёвена подарили кафедру, выполненную Х. Вербрюггеном. Перед алтарем белоснежная мраморная плита указывает на гробницу эрцгерцога Альберта и его жены Изабеллы, которые умерли в 1621 году и в 1633 году соответственно. Скульпторы братья Гойерсы выполнили из резного дуба запрестольное украшение в готическом стиле.

 

 

«Panos » …

На этом наша совместная прогулка закончилась. Супруга, у которой не один, а два веника в пятой точке, — отправилась на «разведку боем», а я, — на двухчасовой отдых в тёплой кроватке.

 

Но, предварительно грех было не зайти в полюбившийся нами «Панос» (Panos) и перед длительным (целых два часа!) расставанием не отведать по чашечке скусненького кофе с парой сладеньких плюшечек… Да и с собой к завтрашнему завтраку и возможному сегодняшнему ужину не прихватить длинный французский багет…

 

Прогулка по Брюсселю Супруги …

Честно говоря, — не больно-таки хочется описывать то, чего своими глазёнками, увы, — не видел. Поэтому буду крайне краток и просто форматирую тексты Путеводителей для того, чтобы хоть немного представить то, что видела Супруга. В этот момент я уже видел сладкие сны, пока Ирина шлёпала своими ножками по …

Ботанический сад Брюсселя …

Сад, как таковой, расположен недалеко от наших апартаментов на Королевской улице, в районе, где проживают, в основном, мусульмане, об их количестве я уже упомянул в первом дне нахождения в Брюсселе.

 

Первый участок с экзотическими растениями появился в Брюсселе в конце XVIII века. В 1826 году известные ботаники того времени испросили королевского разрешения на перенос ботанического парка в другое место. Выбранный участок состоял из тенистых рощ и открытых полян, между которыми можно было проложить извилистые тропинки для прогулок. К тому же здесь была более плодородная почва, где лучше приживались деревья и цветы, привезенные издалека.

 

Украшением флористического участка является стеклянная оранжерея с круглой ротондой, под крышей которой разбит Зимний сад. Во время Бельгийской революции, когда средств на содержания Ботанического сада не хватало, в Оранжерее открыли точку по продаже саженцев. В 1870 году это пространство стало собственностью государства. Чтобы увеличить интерес к этой брюссельской достопримечательности, в парке было решено установить скульптуры авторства местных мастеров.

 

Перед Второй мировой войной Ботанический сад решили снести, чтобы освободить место для новой скоростной магистрали. Большинство растений перенесли на поля у города Мейс. Сегодня на Королевской улице находится сохранившийся участок Ботанического сада с 30 скульптурами и полянками для отдыха. Ротонда стала местом для проведения различных культурных мероприятий.

 

Собор Саблонской Божьей Матери … (Нотр Дам де Саблон (Notre-Dame du Sablon)) …

Об этой церкви, в которой мы оба были во второй день, я уже более-менее подробно написал

https://ponu002.ru/evropa/2014-belgiya-germaniya-ii-belgiya-bryussel-7-maj-2-den-3-chast

Сейчас же Супруга просто прошла мимо, но правда уже с другой стороны …

Фонтан Миневры …

Довольно красив фонтан Минервы, авторства Жака Берже. Он установлен на площади Гран-Саблон благодаря завещательному дару лорда Томаса Брюса, 2-го графа Эйлсбери и 3-го графа Элгина, поблагодарившего город за гостеприимство, которое он получил во время своего изгнания.

 

 

Церковь Нотр Дам де ла Шапель …

Церковь знаменита также тем, что в ней похоронены живописец Питер Брейгель Старший и его жена. На месте нынешнего здания в 1134 году герцог Готфрид I Бородатый позволил монахам-бенедиктинцам основать за пределами городских стен Брюсселя небольшую часовню. Постепенно вокруг нее стали появляться дома городской бедноты.

Так появился современный квартал Маролль. В 1210 году часовня была расширена и превращена в церковь, которая за свою историю не раз подвергалась реставрации после стихийных бедствий (в основном, после пожаров) и действий человека (грабежей, разрушений). В 1240 году храму была дарована настоящая святыня – частицы Распятия Иисуса Христа. Церковь становится популярным местом паломничества верующих со всей Европы. Какое-то время церковь использовалась кальвинистами, пока через год после капитуляции Брюсселя, в 1585 году, не была возвращена католикам. В 1695 году его разрушили французы. При восстановлении церкви к ней пристроили барочную колокольню с часами, которую венчает небольшой луковичный купол с крестом. Величественное здание храма построено в эклектичном стиле, объединяющем романский стиль и готику. Церковь несколько раз восстанавливали. Довольно серьезная реконструкция произошла в 1933 году. Реставраторы обновили стены нефов, крышу и часовню Девы Марии. К 1937 году были восстановлены северный неф и часовня Святого Креста.

В церкви хранятся старинная купель, датированная 1475 годом, и деревянная барочная кафедра со сценой из жизни пророка Илии, созданная в первой половине XVIII века.

Фонтан Руппе…

Побывала Супруга и на площади Руппе, которая на французском звучит как Руппская площадь, а на Голландском площадь Руппеплейн. На ней установлен …

С 1844 года в центре площади находится монументальный фонтан, известный как фонтан Рупп. Он был спроектирован архитектором Жозефом Поэлаертом и скульптором Шарлем-Огюстом Фракином.

Назван в честь Николя-Жана Руппа, первого мэра Брюсселя после Бельгийской революции 1830 года. Фонтан состоит из двух чаш; вода из верхней бронзовой чаши стекает в нижнюю синюю каменную чашу через двенадцать львиных пастей. В одной руке она держит лавровый венок, а на голове у неё репродукция собора Святого Михаила и Святой Гудулы.

монумент Франку Аннесенсу …

Чуть северней перед Супругой на площади Аннесенс в исторической части бельгийской столицы предстал монумент Франку Аннесенсу.

Памятник посвящается Франку Аннесенсу, который в начале XVIII века, когда часть Бельгии была в составе Австрийских Нидерландов, выступал против австрийского господства. Франс Аннессенс был одним из руководителей восстания 1717 года в Генте, Антверпене, Мехелене и Брюсселе из-за непосильных налогов, введенных австрийцами в 1716 году по итогам войны за испанское наследство. По приказу маркиза де Прие он был арестован и 19.09.1719 г. обезглавлен на площади Гран-Плас.

Очень красивая площадь Брукер, — на которую вышла Ирина. Описывать её не имеет смысла, т.к. придётся написать несколько страниц. Замечу лишь, что почему-то она не заслуженно не внесена в стандартные и популярные туристические маршруты. Очень и очень – бздря! Для тех, кого заинтересует, — просто наберите в поиске тырнета заветные словечки типа Place de Brouckère, Place de Brouckère (Французский), De Brouckèreplein (голландский)… и вас ждут интереснейшие рассказы не только об истории, но и немножко криминала… немножко отдыха души и тела … (сам лично — зачитался!)

 

Церковь Иоанна Крестителя в бегинаже …

Приходская католическая церковь святого Иоанна расположена на Плас дю Бегинаж в историческом центре Брюсселя.

 

Этот храм в стиле итало-фламандского барокко был построен в 1657 году при одном из бегинажей города. В бегинаже проживали женщины, которые не состояли в монашеском ордене, но вели благочестивый образ жизни и занимались благотворительностью. В любой момент эти дамы могли покинуть бегинаж и вернуться к мирской жизни. Бегинаж состоял из здания, где проживали бегинки, прачечной, больницы. Первая церковь при нем, посвященная Богоматери, появилась в XIII столетии. В 1579 году этот храм пострадал от действий кальвинистов, а затем продан и разобран в 1584 году.

 

Строительство церкви святого Иоанна приписывается брабантскому архитектору Лукасу Файдербу. Церковь возведена в форме латинского креста, характерной для готических сакральных сооружений. Однако оформление нефа выполнено в стиле фламандского барокко. Для украшения храма были приобретены шесть полотен известного брюссельского художника Теодора ван Лоона.

 

У алтаря на колоннах установлены две деревянные статуи, созданные Уолтером Помпом в 1767 году. Одна из них изображает царя Мелхиседека с хлебом и кувшином вина, другая – Аарона, брата Моисея. Главный алтарь был выполнен в конце XVIII века. Его выкупили у аббатства Кортенберг вместо барочного алтаря, разрушенного французскими солдатами. Алтарь церкви святого Иоанна украшен в стиле Людовика XVI. На центральном медальоне изображено Святое Семейство.

 

Настоящей жемчужиной храма считается резная кафедра, изготовленная в 1757 году из дуба мастером Ламбертом-Йозефом Парантом.  Инфу добросовестно спёр с сайта https://www.votpusk.ru/article/attractions/belgiya/bryussel/

На этом Супруга «выполнила свой план». Поставила крестики на нескольких пунктах мест, которые она желала увидеть и отправилась в отель, где — я уже проснулся и мы дружно отправились ужинать в ближайший ресторанчик …

 

… апосля сытного ужина — требуется… Да, именно требуется, — глубокий сон, т.к. завтра нас уже ждёт другой город… другое государство… — Люксембург! Но, об этом ежель не в лом перевернуть страничку….

Оставьте комментарий

Прокрутить вверх
Прокрутить наверх