2013. ПОРТУГАЛИЯ. Лиссабон — обзорка, Башня Белен, монастырь Иеронимитов Жеронимуш, церковь Св. Доминго, лифт Санта Жушта… 5 май. 5 день. I часть.

= прелюдия =

Ну, не могу я никак сочинить запись из только одной страницы записи. Главный вопрос не в тексте. Текст всегда можно либо сжать … вырезать всё ля-ля-ля… и оставить только голые факты. Или наоборот – «налить столько «воды»», что читать будет просто не интересно… Добавить не только свои эмоции, но и других путешественников…

Главный вопрос – фотографии. Сколько их выкладывать? Приведу пример на прошлом дне… на мысе Рока. … Вроде бы в этом месте снимать нечего: маяк, монумент креста, обрыв и горизонт океана… ещё, конечно, — супруга и я сам на этих фонах. Всё. Т.е. теоретически можно обойтись пять 5-8 фотографиями. Но, когда захожу в свою папку нафотографированного там материала, оказывается, что нужно эти 5-8 фотографий найти\выбрать из 400. Как это выбрать, если одни и те же цветочки, снятые в разных ракурсах хочется выложить, ну как минимум 50. А куда девать нас с цветочками? … нас с цветочками и на фоне обрыва? …

Плохо (тогда ещё не было опыта… да и виде камера мешалась, — (одному из нас приходилось снимать на домашний видео-фильм, который я монтирую после поездки)) … в некоторых местах (часто в церквях и костёлах) – фотографий наоборот очень мало или их просто нет.

Вот и получается, что на каждую запись лучше всего 30-50 фотографий. Желательно, не больше 80-ти. …

Это всё я к чему? — … к тому, что не смог и в этот раз всё сжать и весь день уместить в одной записи. Ведь помимо фотографий «для всех», есть ещё и «памятные нам лично» … без которых и вообще делать личный сайт – бессмысленно…

Итак – пятый наш день поездки в Португалию будет состоять из 3-х частей.

День, естественно, — начался с завтрака. Но, — увы, от него ничего в моей памяти не осталось. Увы, — ни одной строчки и не записал в блокноте. Только одно помню – завтрак был!, но скудненький. …

Вот он наш отель с фасада. Вполне приличный вид для отелей типа «трёшка». Правда наш номер был с окнами на обратную сторону, где уже не было приличных домов и зелёных деревьев, а сплошные вентиляционные коробки, кондиционеры, вентиляторы и всевозможные технические пристройки гостиницы…

Автобус уже ждал. Наша первая остановка – башня Белен…

Башня Белен … (Санта-Мария-ди-Белен) …

Оригинальное название сооружения – Torre de Belem, т.е. Башня Белем, но из-за специфики звучания португальского языка, по-русски название чаще произносится как Белен.

Башня была спланирована как часть оборонительной линии от Кашкайша еще королём Жуаном II (80-е годы XV века), который во время своего правления с энтузиазмом продолжил дело Энрике Мореплавателя и грезил открыть морской путь в Индию.

Именно во время его правления Бартеламео Диаш обогнул мыс Доброй Надежды. Но воплотить план постройки крепости, которая защищала бы устье реки Тежу, пришлось уже двоюродному брату Жуана II королю Мануэлу I.

Башня Белен в Лиссабоне построена из известняка на скале из базальтовых камней. Она состоит из двух частей: бастиона и четырехуровневого здания с северной стороны.

Точная дата начала строительства башни Белен неизвестна, построена она была в период с 1514 по 1520 годы. Архитектором Франсишку де Арруда, который черпал вдохновение из строившегося поблизости монастыря Жеронимуш.

По одной из версий, башня посвящена открытию морского пути в Индию португальским мореплавателем Васко да Гама.

Снаружи сооружение выглядит величественно и пышно: дозорные башенки увенчанные ребристыми куполами, узорчатые балкончики, украшенные государственной символикой и гербами короля Мануэла I, резная ажурная терраса. Все это является воплощением стиля мануэлино с элементами мавританской и восточной культур. Архитектор Арруда проектировал защитные сооружения на завоеванных португальцами землях в Марокко. На стенах можно рассмотреть геральдические символы, животных, морские веревки и узлы.

Для южной стены со стороны реки характерно венецианское оформление. На нижнем балконе с ажурным декором установлена скульптура Богоматери с младенцем, символизирующая благословение и опеку моряков. Эта часть здания напоминает корабельную палубу.

Один из декоративных элементов появился благодаря любопытному событию. Во время строительства башни Белен произошла интересная история. В 1514 году в качестве презента от индийского султана Гуджерата, король Португалии Мануэл I получает огромного носорога в 2 тонны весом.

 

Диковинное животное по началу определили в зверинец при дворце Рибейра. Мануэл I откуда-то услышал, что слоны и носороги, заклятые враги, так родилась идея устроить «битву титанов». На представление собралась ликующая публика, от поднятого шума слон испугался и забился в угол. Битва не состоялась.   Слух о необычном носороге облетел всю Европу. Мануэл I решил послать животное в подарок Папе римскому, в ошейнике из изумрудного бархата расшитом золотыми розами. Однако носорогу вновь вступить на берег было не суждено. У берегов Генуи корабль попал в шторм и судно затонуло. Зверь навсегда остался в истории Лиссабона — фигура носорога служит опорой для одной из угловых башенок Торре де Белем.

… в 2007 году башня получила статус одного из семи чудес Португалии одновременно с монастырем Жеронимуш, расположенным по соседству.

… честно говоря, — уже не помню по какой причине мы сами не пошли внутрь башни… или вход был закрыт или просто было ограничение по времени. Но, судя по отзывам тех, кто был внутри, — мы не особо много и потеряли. Все говорят, что внутри аскетичные пустые интерьеры. Интерьеры очень скромны, а точнее всех ждут пустые залы. … интересный случай написал один из путешественников: «… башня закрывается рано. … Одна туристка замечталась и осталась запертой в башне. И словно сказочная принцесса, ждала своего спасителя на пожарной машине» …

 

Что внутри башни Белен? Наверх ведет винтовая лестница. Поднимаясь по ней, можно посетить несколько залов на разных этажах. Поскольку лестница очень узкая, движение регулируется светофорами и порой приходится достаточно долго ждать своей очереди. Зал губернатора Sala do governador – 1 этаж. Здесь размещена табличка с информацией о том, что, выглянув из окна, можно увидеть фигуру легендарного носорога. Правда, сейчас его достаточно сложно узнать: от времени он потерял характерную форму. На втором этаже размещен Королевский зал с выходом на южный балкон. Комнату украшает камин, расположенный в углу. Третий этаж сооружения отведен под зал аудиенций, где также есть старинный камин. На четвертом уровне располагается часовня с необычным балконом, в полу которого проделаны отверстия: через них сбрасывали вниз снаряды, отражая атаки. Отсюда можно полюбоваться видом на реку и западную часть города.

Как показывает история, охранная башня Белен, не всегда успешно справлялась со своими обязанностями: в 1580 году здесь расположился испанский гарнизон, устроивший тюрьму в подвалах башни, а в 1808 году размещаются войска Наполеона. За свою историю сторожевая башня Белем успела побывать таможней, телеграфом и даже маяком. Сегодня в стенах, где некогда размещались солдаты и пороховые бочки находится музей.  Со смотровой площадки башни открываются отличные виды на Лиссабон, реку Тежу и мост 25 апреля. Кстати, до 1966 года через Тежу в Лиссабоне не было ни одного моста. Столица связывалась с южными провинциями и с промышленным районом левого берега реки только водным транспортом. Вантовый мост был открыт в августе 1966 года и назван именем Салазара. После мирной революции 25 апреля 1974 года, в ходе которой в Португалии была установлена демократия, мост был переименован и получил название 25 Апреля.

Монастырь ордена Иеронимитов Жеронимуш … (Mosteiro dos Jerónimos)…

Португалия удивительная страна. Путешествуя по ней не покидает ощущение, что ты приехал в гости к своей старомодной тёще, которая любит роскошь, но забывает вовремя стряхивать пыль с ковров и чистить столовое серебро.

Голубая нить реки Тежу стремится соединиться с Атлантическим океаном, всё как и сотни лет назад. С той лишь оговоркой, что в конце XV века здесь, в оживленном сейчас районе Белем, было довольно тихо и спокойно. Не было ни монастыря Жеронимуш, ни Беленской башни, ни музеев. Да и сама это местность находилась на задворках Лиссабона и была практически не заселена. Защищенная от ветров бухта пляжа «Restelo» сыграла невероятную роль не только в Португальской, но и мировой истории. Отсюда уходили в экспедиции крупные трёхмачтовые парусники с алыми крестами навстречу неизведанным мирам и безжалостной стихии.

Молодой португальский принц-инфант Генрих, (принц крови, не имеющий права наследовать престол) вошедший в историю как Генрих Мореплаватель, принимая участие в военном походе под руководством своего отца, короля Жуана I, участвовал в захвате североафриканского арабского города Сеута, где пленные арабы рассказали Генриху об африканских странах, лежащих за пустыней.

 

Мечты о далеких странах захватили воображение принца. Он занялся изучением трудов античных авторов о разных странах, изучением географических карт. Его мечты и страсть к путешествиям привели к организации строительства судов дальнего плавания, производству навигационных приборов, открытию школ для обучения моряков, к подготовке и отправке многочисленных морских экспедиций, в которых и сам принимал участие.

Этим принцем-мореплавателем и был основан в 1450 году Монастырь Иеронимитов Жеронимуш в районе Белен. На месте старой часовни. Когда появилась первая молельня доподлинно неизвестно, в середине XV века принц Энрике Мореплаватель перестроил её в часовню Санта Мария де Белем монашеского ордена Христа. Бесстрашные рыцари этого ордена отправлялись вместе с матросами к берегам Африки.

Именно в этой часовне провели ночь в молитвах Васко да Гама и его команда накануне своей экспедиции в Индию. 8 июля 1497 года армада торжественно вышла из Лиссабона.

Пока мореплаватели покоряли чужие земли, набожный король Мануэл I или как его называли Счастливый, решил в случае удачного исхода экспедиции на месте небольшой церкви, возвести монастырь.

6 января 1502 года заложили первый камень будущей обители. Морской путь в Индию, открытый да Гамой озолотил Португалию. Именно на специально введенный 5-типроцентный налог с импорта экзотических товаров, строилось огромное по тем временам здание.

Строительство гордого резного красавца с шипящим названием Жеронимуш длилось почти 100 лет. Общий архитектурный замысел принадлежит зодчему Бойтаку. Но к работе над сооружением приложили руку и другие архитекторы: Жуан ди Каштилю, Николя Шантарен.

В те времена монастыри были центром всей жизни страны, не только церковной. Монахи ордена Иеронимитов собирали средства и организовывали плаванья кораблям для открытия других земель.

Монастырь Жеронимуш получился самым выдающимся сооружением в стиле мануэлино.

Грандиозное сооружение с фасадами, украшенными переплетением фантастических фигур и экзотических растений, привлекает к себе неиссякаемый поток посетителей, среди которых много как португальцев, так и путешественников из всех стран мира.

 

Эпоха географических открытий сказалась на архитектурном стиле мануэлино. Основоположником, которого стал король Мануэл I.

Успех в торговле, обогативший страну, новые колонии, способствовавшие развитию Португалии, породили новый архитектурный стиль — мануэлино, в котором элементы готики, ренессанса, мудехар затейливо переплелись с изображениями морских существ, кораллов, водорослей, раковин, экзотических птиц, животных и растений. Сооружения в стиле мануэлино, среди которых множество архитектурных шедевров Португалии, поражают воображение фантастическим изобилием и разнообразием декоративных элементов. Монастырь Жеронимуш представляет собой один из ярких образцов нового в этот период стиля.   Самые распространенные декоративные элементы: армиллярная сфера, крест ордена Христа, витые колонны, крученые канаты, изогнутые ветви экзотических растений, жемчужины, раковины, заморские животные.

На строительство не скупились, ведь у монахов-иеронимитов была великая цель — молиться за короля и моряков.

Благодаря особенностям конструкции, церкви, как и всему монастырскому комплексу, удалось выдержать землетрясение 1755 года магнитудой 8.7. Разрушился лишь купол колокольни, который был заменен в XIX веке. Тогда добавили две стрельчатые башенки и заменили простую башню колокольни на более пафосную с украшенным куполом в стиле мудехар.

Удивительным образом монастырь Жеронимуш выстоял во время землетрясения 1755 года, но в XIX веке трехсотметровый фасад претерпел небольшие изменения…

До 1834 года монахи иеронимиты спокойно трудились в своей обители. После роспуска ордена, монастырь национализировали. Слева от южного портала находится пристройка, где раньше были монашеские кельи. Сейчас здесь расположился Археологический музей.

 

В первую очередь мы отправились в тенистую ажурную галерею — клуатр, которую по праву можно назвать главным украшением монастыря. Он тянется аж, на 300-метров по периметру внутреннего двора.  Двухэтажный…  клуатр с кельями монахов и трапезной.  Изначально в монастыре жили монахи ордена Жеронимуш или, их еще называли — орденом иеронимитов. Они обслуживали монастырь, служили ежедневную мессу о короле и его последователях.

Оказывали духовную помощь мореплавателям, путешественникам и искателям приключений, которые отправлялись в плавание для исследования других материков. Монахи были хорошо образованы, любили чтение, изучали религиозную мораль, грамматику и духовную музыку. Это место предназначалось только для монахов. Строительство галереи завершилось в 1544 году.

 

Все величественно, красиво, богато, но порой требует ремонта. То там то, сям постоянно что-то отваливается, и стоит, блистая прорехами на солнце. Эта нелепость придает особенную изюминку неповторимому португальскому стилю…

Изящные арочки, разделенные хрупкими колоннами, создают ощущение сказочности. В прохладных галереях время летит незаметно, особенно, если посвятить его рассматриванию каменного кружева мануэлино: канаты, лавровые сплетения, геральдические символы, религиозные сценки и прочие архитектурные изыски.

Портал церкви Санта Мария де Белем был построен в 1517 — выполнен в стиле мануэлино, и насыщен сюжетными изображениями на религиозную тематику.

 

Над входом — сцены из жизни Христа, по сторонам скульптуры Мануэла I со Святым Иеронимом и королевы Марии со своим покровителем — Иоаном Крестителем. В хоре расположены усыпальницы Мануэла I, Марии Арагонской, Жуана II, Катарины Австрийской.

Интерьер трехнефного храма похож на волшебный морской грот. Своды церкви поддерживают стройные восьмигранные колонны, которые устремляются к потолку на высоту в 25 метров. Легкие и изысканные опоры создают ощущение гармонии.

На территории монастыря — церковь Святой Марии, в усыпальницу которой в 1539 году был с почестями перезахоронен Васко де Гамо, скончавшийся в 1524 году во время третьего плавания в Индию, в одном из ее городов.

Усыпальница находится крипте нижнего придела невдалеке от входа. Обильно украшенное морской и рыцарской символикой … последнее пристанище командора Васко да Гама.   Напротив великого мореплавателя нашел последнее пристанище знаменитый португальский поэт XVI века Луис де Камоэнс, почитаемый португальцами, как у россиян А.С. Пушкин. Великий поэт Португалии, воспевший подвиг Васко да Гама.

В алтарной капелле, которую приказала построить донна Катарина в 1572-м году, покоятся король Мануэл I и его жена Донна Мария, Жуан III и Донна Катарина. Королевские надгробия поддерживают мраморные фигуры слонов. Здесь же есть могила короля Себастьяна I, которая стоит пустой. Молодой король так и не вернулся из сражения 1578 года.

Стены в крытых галереях богато декорированы барельефами. Они изображают сцены из жизни святых, морской символикой, фигурками ангелов, морских чудовищ, горгулий.

В монастырском комплексе есть часовня Святого Иеронима, главного покровителя обители и переводчиков, который был автором самого удачного перевода Библии на латынь.

Монастырский комплекс Жеронимуш является самым выдающимся готическим памятником, который был признан одним из семи чудес Португалии.

 

Хочу попросить у читателей прощенье, за то, что из-за технических проблем нарушил хронологию нашей экскурсии в этот день. Т.е. разбивая фотографии по трём частям, — старческий склероз совсем окончательно проник и захватил мой дышащий ладаном мозг. После монастыря мы пошли жрать пирожные… потом в музей карет… , но всё это во-второй части. … Переставлять сейчас, уже крайне затруднительно и по времени, и по сложности редактирования. Уж, — простите! … ведь перемена мест слагаемых……… … мы же сейчас опять на площади Praça Dom Pedro IV

 

Рядом с площадью Dom Pedro IV расположилась сверх оригинальная церковь Св. Доминго в которую мы и направились. Вообще-то более правильно её обзывать церковь Церковь Святых Иусты и Руфины (Santa Justa e Rufina), или коротко São Domingos.

Церковь Св. Доминго … (Igreja de Sao Domingos)…

Сан Домингуш – католический храм, основанный по приказу короля D. Sancho II в 13 веке как монастырь ордена Доминиканцев. Эта барочная церковь одна из старейших и самых красивых в Лиссабоне, именно в ней крестили португальских монархов, проводили королевские венчания и похороны.
Первый символический камень в строительстве монастыря Домингуш (для европейцев более знакомо звучание Доминик) был заложен в далеком 1241 году, и с тех пор здание лихорадило в смысле многочисленных изменений, которые мало что оставили от первоначального замысла. Заложил и начал строительство епископ Регенсбурга, а начавшиеся работы продлились долгие 10 лет. Об этом первом здании известно, что оно имело примитивные средневековые формы, а сама церковь была однонефная, что было свойственно верованиям ордена доминиканских монахов.   Глядя на эту не сильно примечательную церковь и читая путеводитель, постепенно проникаешься ее столь разной и порой трагической историей, ведь именно здесь началась Лиссабонская резня 1506 года. Чтобы понять весь ужас этого события, нужно погрузиться в историю.   «Указ Католических королей Фердинанда II Арагонского и Изабеллы I Кастильской, принятый в 1492 году, предписывал всем евреям Испании в трёхмесячный срок либо креститься, либо покинуть пределы страны. От 100 до 120 тысяч евреев нашли убежище в соседней Португалии, король Мануэль I был более терпимым по отношению к еврейской общине. Однако под давлением Испании он был вынужден принять закон о крещении иудеев в 1497 году.   Подстрекаемые фанатичным духовенством португальцы ненавидели новых христиан сильнее, чем евреев, считая их безбожниками и еретиками».   В исторических хрониках указывается, что ненависть привела к погромам, а потом и к массовому убийству. Резня началась в ночь перед Пасхой, с того, что в монастыре Святого Доминика во время воскресной мессы, во время которой верующие молились об окончании засухи и чумы, им привиделся лик Христа. Как водится, это было объявлено чудом, посланным милосердным Богом. Один глупый марран (еврей, насильственно принявший христианство) резонно заметил, что это было всего лишь отражение света. «Истинно христианское» население, исповедовавшее правильную веру, что сделало в ответ? Правильно, забило еретика до смерти. Ну а как говорится, лес рубят, щепки летят, и поскольку еврей был из новообращенных, то гнев паствы пал на всех евреев. Дальше больше – все евреи и марраны были обвинены поголовно в ереси и признаны виновными в бедах и несчастьях, постигших Португалию.   Понятно, что у такого сценария были режиссеры, ими, безусловно, стали монахи-доминиканцы, которые даже открыто пообещали отпущение грехов всем, кто в течение 100 дней убьет еретика. Управляемая масса двинулась в город, по дороге усиливаемая моряками из Германии и Голландии, находящимися в тот момент в порту города. Оппозиция прихожан выросла до 500 человек, и эта человеческая стихия уничтожала всех попавшихся на пути новообращенных евреев. Всего было убито 500 человек, по одному на каждую убийцу, а тела жертв либо были сожжены, либо сброшены в Тежу.   Неспокойное положение в стране усугублялось отсутствием короля в Лиссабоне, который покинул его из-за эпидемии чумы. Массовый психоз достиг апогея, и жаждущие крови жители вытаскивали евреев из домов, не щадя ни женщин, ни детей.
Младенцев попросту разрывали на части и сбрасывали с городской стены. Число жертв на следующий день достигло 1000 человек, и даже некоторые католики попали в это число «под горячую руку».   На третий день Королевская гвардия утихомирила толпу, но население столицы не досчиталось уже около 2000 человек. Последствия включали в себя арест и смертную казнь некоторых участников, а двух доминиканских монахов, подстрекавших толпу, лишили сана и сожгли на костре. Сам монастырь был закрыт на долгие 8 лет.   Пожар был потушен, но угли еще долго тлели, а ненависть и недоверие к новообращенным христианам не только оставалась у горожан, но и распространилась по всей Португалии. Размах ее был таков, что Мануэль I в своем указе от 1 марта 1507 года разрешил насильственно крещеным евреям покинуть страну, прихватив даже с собой имущество, что было ранее запрещено. Это бегство евреев из Португалии продолжалось на протяжении веков, вплоть до XYII века.   Это место является традиционным местом встречи эмигрантов, в основном африканцев».   Следующей бедой, постигшей монастырь, стало землетрясение 1531, сильно разрушившее его и приведшее к новой реконструкции в 1536. Ущерб, причиненный землетрясением, был огромен — в его толстых стенах, трещины были от потолка до земли, а кое-где даже обрушив их. Восстановление монастыря и церкви стало возможным, благодаря милостыни верующих, сборов денег различных конгрегаций, особенно компании Иисуса и субсидии от короля.   Возрожденная церковь снова заработала в монастыре São Domingo, в которой зачитывала свои приговоры инквизиция.
Именно в этой церкви, проходили процессы инквизиция, отсюда отправляли осужденных на костер, который разжигали здесь же, на прилегающей к церкви небольшой площади. Так было вплоть до нового землетрясения 1755 года. Землетрясение снова разрушило, практически полностью и монастырь, и саму церковь, за исключением часовни, построенной в 1748 году по проекту немецкого архитектора Иогана Фредерика Людвига (автора проекта монастыря в Мафре).   Церковь была в конечном итоге восстановлена Мануэлем Каэтано де Соуза, под руководством Карлоса Марделя. Портал был перепрофилирован и прибыл из королевской часовни дворца Рибейра наряду с балконом, который возглавил портал. В своей реконструкции архитектор Карлос Мардель (1696-1763) пытался в полной мере сохранить стиль главной часовни, спроектированный архитектором Джоан Фредерико Людовице (1676-1752). Архитектор также добавил во все алтари великолепные мраморные колонны. Открытие церкви состоялось в 1834 году, сумев вместить более 2000 верующих.   В общем, архитектурный стиль церкви — смесь различных эпох и влияний, которые этот стиль и сформировали. Первое впечатление после входа внутрь церкви – это разруха. Это и неудивительно, потому что последней из бед, постигших церковь, был сильный пожар 13 августа 1959 года, полностью уничтоживший внутреннюю отделку церкви, где находились алтари в позолоченной резьбе, ценные изображения и картины Педро Александрино де Карвалью. Церковь кое-как подлатала ущерб, и была вновь открыта для публики в 1994 году, не скрывая следов огня и треснувшие колонны.   Несмотря на явные следы поджога, возможно, это был очищающий огонь, который поглотил церковь и освободил души погибших в ней в разные времена. Можно подумать, что в каждом камне, тронутом пламенем, было освобождение, очищение, а само поврежденное пространство призывает к глубокому миру внутри нас, как будто было принесено покаяние, исправившее прошлое, чтобы извлечь урок на будущее.   … церковь хранит в своих стенах реликвию, почитаемую в Португалии, и это половина головного платка (вторая его половина хранится в самой Фатиме) пастушки Лусии и четки Жасинты, которым явилось святое видение 13 мая 1917 года (это связано с городком Фатима, святым местом, куда мы ещё поедем…)

Лифт Санта Жушта…

 

Мы уже вчерася прокатились на ентом лифте… Походили и по обзорной площадке… Но, то было вечером. Не удержались для повторного осмотра, но уже при лучах солнечного света.

 

В предыдущей записи я уже довольно-таки подробно расписал и историю создания и об авторах этого замечательного сооружения…

Поэтому просто предоставлю фотосессию нашего посещения…

 

 

 

… в следующей записи нас ждут кареты… нас ждут пирожные, которые исключительно, нужно есть пока они не остыли …

Оставьте комментарий

Прокрутить вверх
Прокрутить наверх