2021. БАЙКАЛ (р. Снежная. озёра: Мёртвое, Тёплое, Изумрудное, Омуль, Кедровка на Диком пляже. Баня). 2 августа. 4 день.

… увертюра о Байкале …

То, о чем так долго говорили большевики, свершилось ! Ленин-Бурят всё же «накаркал» и на юге Байкала … в районах Байкальска и Выдрино пошёл дождь. Нет, не ливень как часто бывает в европейской части России, а мелкий-вредный Англо-Сакской породы. Что-то типа «Мал клоп, да вонюч!» из шедевра кинематографии «они сражались за Родину». Наши куртки дождевики, купленные в Майами, не выдержали и половины дня путешествия. Вымокли мы с Ириной «вдрызг» уже до обеда. Оказались не дождевиками, а всего лишь ветровиками…

Озера на Снежной: Изумрудное, Теплое, Сказка (Мертвое)…

… но, я бы назвал весь этот день короче: «Вода! Кругом — Вода!!!». Вода в реке, … в трёх озерах… на траве… и на небе…  … и только в наших рюмках была не вода, а чудесная «Кедровочка»!

Теперь о сути нашего очередного для экскурсий:

Если бы не Юрий, — наш гид по озёрам, то наверняка никакая Кедровка не спасла бы нас от скверного настроения. Подвезло нам с ним. Охарактеризовать его очень тяжело. Скорее можно назвать одной фразой «человек от Бога»! Не такой как все. Начиная от одежды, манеры разговора и заканчивая тем, что он не видит мир обычными глазами. У него всё рассматривается через общение с природой и животным миром…

Лень смотреть сколько километров разделяют Байкальск и заповедник с тремя озёрами, но доехали мы очень быстро. Основная часть времени в пути заняло прыганье на сиденьях на 5-15 километрах при подъезде к озёрам. Дорога грунтовая. Огромные лужи скрывали «мины» в виде ям почти на всём лесном участке пути… и если-б не профессионализм шофёра — весь наш завтрак от тряски мог бы запросто выскочить наружу. Т.е. похвастались бы перед лесом тем, чем наградила нас столовка Гранд Байкала (наш отель).

Большинство материала написанного ниже я буду брать из официального сайта «команды Юрия» (ссылку дам чуть позже)

Выдрино – некогда рабочий поселок, находящийся в непосредственной близости от Байкала, на его юго-восточном побережье. В 180 км от Иркутска.  Южнее села пролегает Транссибирская магистраль и федеральная автотрасса М 55. Визитной карточкой Выдрино являются горная река Снежная впадающая в Байкал и уникальные Теплые озера, спрятанные в лесном массиве, а именно отдых на их берегах. Говорят, что летом когда вода в озёрах прогревается до + 25 градусов «яблоку не где упасть» от китайцев …тьфу – туристов. Но. Коронавирус ещё раз сыграл в хорошую сторону. Ни одного Китайца мы так и не увидели. Да к тому же скверная погода. И как итог – проще было набрать ведро земляники, что постоянно попадала под наш взор, чем найти человека. Теплые горные озера на Снежной никак не связаны между собой. Говорят, что одно из них образовалось при таянии ледников, а два других — искусственного происхождения и появились благодаря тому, что когда-то здесь шли карьерные работы.

Юрий повёл нас по «обратному» маршруту. «Задом – наперёд». Но, это было даже лучше, как потом оказалось. Просто мы шли сначала по более длительному обходу горы Мономаха высотой 686 метров по лесному массиву и реке Снежной, а потом только посещение озёр. Сам Юрий – биолог\зоолог (видимо, от рождения) и поэтому через каждые 100 шагов тыкал нам на какой-нибудь «сорняк» и подробно рассказывал его свойства. От каких болезней лечит… через сколько «отбросишь копыта» употребив его приняв за съедобный… В нашей группе, помимо 4 учителей, были ещё и биологи… и у почти всех дачные участки, поэтому и пожалуй, кроме меня занятого принятием доз никотина и фотографированием, — все с удовольствием принимали в свой мозг информацию о зелени и живности Байкала. Реликтовых тополей, о которых очень много расписано в рекламе этих мест мы так и не увидели (должны были встретить 400-летние тополя, которые могут обхватить руками не менее 4-х человек взявшиеся вместе за руки!).

Река Снежная полноводная, с порогами и перекатами. Пользуется популярностью у любителей рафтинга. Самые экстремальные участки выше по течению среди гор. А в районе турбазы разливается на многочисленные протоки и рукава с островами и отмелями. Нам же «достался» скорее всего самый красивый участок реки. Если бы не дождик, то нас бы гид долго не смог бы «отогнать» от стоящих «на каждом шагу» мест для любования и фотосъемок…

Озеро Мёртвое…

Озеро Мёртвое (Сказка…Сказочное) – содовое озеро, в нем не водится рыба поскольку зимой оно полностью промерзает, водная растительность ограничена. Вода летом прогревается до +23 градусов по Цельсию. Средняя глубина до 2-3 метров. Берега топкие и торфянистые, дно илистое и закоряжено.

Если проводить параллели со сказками, то только с теми, в которых живут лешие, кикиморы и водяные.

В воде любуется своей правильной формой гора «Шапка Мономаха». Многие из нашей группы восхищались небольшой горой, которая подобно пирамидам Египта построена среди лесов и хребтов Сибири. Другая половина внимательно смотрела как Юрий (гид), сначала позвал двух лебедей громким голосом (лебеди были на другом берегу и почти не видимы нашему взору) … лебеди услышав «родной отцовский» голос рванули по водной глади распугав всех чучундр оставляя за собой след мощных катеров.

А потом было завораживающее зрелище их кормёжки. Юрий специально для них привёз с собой почти буханку белого хлеба и птицы с жадностью вырывали его из рук совсем не разбирая где хлеб, а где руки. Как итог: (он нам позже показал) – кровь с рук буквально стекала….

Мы с Ириной уже порядком промокли. И не было большой разницы выйти «мокрым» из воды или почти таким же мокрым быть в мокрой одежде. Решили пойти на другой берег озера, где как нам показалось, был более приспособленный спуск в воду (на этом берегу все лесенки спуска были подтоплены.

С одной стороны – хотелось искупаться… с другой – было лень раздеваться\одеваться… Победила Лень! И как итог – из нашей группы только Супруга и Лена Ипаткова набрались храбрости и поставили жирную галочку в графе «самые смелые моржи».

… Тёплое озеро …

Недалеко от Мёртвого озера расположилось Тёплое. Озеро со средней глубиной до 5 метров, местами очень глубокое — примерно 10–20 метров! Берега заболочены. Температура воды летом до +25 градусов по Цельсию. Из рыб водится карась, налим и щука. Но, Юрий, когда я его спросил «кого же он зовёт?» ответил – «зеркального карпа».  Он, действительно, бросал на воду мелкие кусочки хлеба и тихонечко похлопывал по глади воды… Не прошло и пары минут, как на его «зов» понаехало карпиков, как гастарбайтеров в Столицу. «Видимо – невидимо!!!». Вода бурлила и кипела… Проходила секунда… нет, — мгновение… и от горстей хлеба ничего не оставалось. А куски хлеба были уже солидные. Гораздо больше, чем размер кусков хлеба в столовых Гранд Байкала.  …  Пока я наслаждался кормёжкой рыбы женщины-моржихи (к ним подсоединилась для «на троих — Ирина Чистякова) бороздили просторы озера «кролем» и по-народному «по-лягушачьи», нарезая волны и создавая качку на деревянном настиле. Карпов это не пугало. За несколько минут от трёх батонов ничего не осталось…

Озеро Изумрудное…

Озеро Изумрудное — самое крупное из трех озер, средняя глубина до 8 метров, местами очень глубокое до 47 метров! Оно образовалось в результате разработки большого карьера, во времена строительства железной дороги. В летний сезон вода здесь прогревается до +25 градусов по Цельсию. Водится карась, щука, окунь, налим, в небольшом количестве карпы. Берега отвесные! Мы испытали это на себе, когда пошли по короткому пути вдоль берега… по лесной тропинке, а не по грунтовой опоясывающей озеро дороге…

Юрий продолжал кормить рыб … Моржихи бороздили просторы озера … А я наслаждался нереальной красотой… Фотографировал пейзажи и поглощал дым подмоченных сигарет… Озеро полностью оправдывает своё название, так как вода действительно кажется изумрудного цвета, а живописные берега не оставят вас без красивых фото. Плавают изящные белые и черные лебеди, уточки, к которым можно подплыть на катамаране.

На противоположном берегу виднеется часовня святого пророка Царя Соломона (открыта в 2014-м году) и придаёт красивому природному месту ореол некоего святого покровительства… За часовней гора «Сопка любви», а левее, почти идеальная пирамида Шапки Мономаха. Говорят — в часовне расположен магнитофон, по которому идет трансляция молебна. Можно войти и поставить свечи, помолиться. Места очень чистые. И энергетика просто зашкаливает.

Кедровка, Копчёный Омуль, Банька, Байкал …

После прекрасной экскурсии по озёрам с купанием самых-самых смелых — мы поехали в уже знакомый нам «Дикий пляж». В микроавтобусе частично согрелись, т.к. не сказать, чтоб мы промокли «до нитки», но уж точно – отсырели и прохватывал небольшой озноб. Если вчера хоть и тянуло попариться в баньке, но была тёплая, солнечная погода и эта тяга была небольшой. На сей раз уже большинство нашей группы (если не все, кроме гида) оказались в парилке.

Но, самым большим доводом за баньку была конечно – Кедровка! Мы все (ну, почти все…) уже полюбили её. Чисто официально это мероприятие обзывается обедом. Я бы добавил обедом\пикником на природе. Как и обещали настоящим «гвоздем» пикника стал омуль горячего копчения, приготовленный по старинным сибирским рецептам. Было уже не до чая, настоянного на сибирском разнотравье… местный самогон на кедровых шишках явно победил! Тост следовал за тостом… за здоровье… за женщин… за гида… и главное – за Байкал!!!

Далее, насытив свои желудки, мы и отправились в баньку с разными вениками (в том числе и пихтовыми). К сожалению фотоаппарат похоже так же «накедровился» и фоток ни в бане… ни около неё у меня нет. Приходится «воровать» фотку из инета. … Естественно, выйдя из парилки и пройдя десяток метров мы охлаждались в славном море – Байкал!

… далее — уже привычно: пешком до моста… микроавтобус… Гранд Байкал… ужин …  … сон