«таланты шведских горячих парней»
Вот спросите любого мужика… ну, тому что уже повзрослел или совсем взрослый: что является символом Швеции? Естественно, большинство мужчин (да и многие дети также), смотрящие футбол и хоккей ответят однозначно – «Три короны» (швед. tre kronor, встречается транскрипция тре крунур)!
Самого, сейчас, … при стучании на клавиатуре заинтересовал вопрос что означают три короны? В такое дерьмо как википедия даже нос не сую – уже надоела «сплошная лапша на уши» … — рылся в паре десятков предлагаемых статей из других сайтов. Сложилось однозначное мнение – твёрдого ответа, как истина первой инстанции – нет. Есть пять основных и ещё с десяток побочных версий исторической загадки, но ни одна из них не является убедительной … Так что пусть «три короны» — останутся просто не одной, как у всех, на башке короля — а тремя коронами!
Отсюда, лично – я, пропускаю и вопрос где хранится основная … базовая реликвия Швеции?! В королевском дворце? … В покоях короля? … в каком-нибудь музее? … для основной массы шведов, так же, как и для всех путешественников – три короны установлены на Стокгольмской Городской Ратуше!
Вот именно туда мы в очередной день и направились в первую очередь.
Перед тем, как выйти на мост перед Городской ратушей, поразила очень многоуровневая развязка в центре города. Сколько на небольшом участке всевозможных мостов, тоннелей, развилок и перекрёстков – не имеет смысла считать… голова убежит с ума. Ведь в этом месте ещё и подводные путепроводы… и железнодорожные…
Мост Стадтхусброн (мост Городской ратуши) …
Поразил скорее не сам мост, а мелочь, которая его украшает. Вроде бы обыкновенные подвесные горшки с цветами… вроде. А как же обычный мост шикарно выглядит с этой «мелочью»!
В 17-ом веке население на Кунгсхольмене стало резко расти, поэтому и было решено построить здесь мост. Мост был построен в 1672 году и представлял собой 500-метровый понтонный мост и был в то время, вероятно, самым длинным мостом в Европе. Его перестраивали сначала в 1709 году, а потом и в 1766-72 годах. Затем в 1868 году первоначальную конструкцию заменил стальной мост и наконец, в 1917-1919 году в связи с постройкой Стокгольмской ратуши мост приобрёл тот вид, который мы можем наблюдать по сей день. Длина 85 м, ширина 19 м.
Стокгольмская Городская Ратуша …
Как писали в путеводителях — для обычных посетителей Стокгольмской ратуши всегда открыты парк и внутренний дворик. Но проникнуть внутрь величественного помещения и осмотреть великолепные залы, где обычно заседает столичная мэрия, получится только со специальным гидом, у которого имеется лицензия на вход в Ратушу. Вот и пришлось сразу покупать билет и причём с русскоязычным гидом. … Свезло! … Именно, с «нашей» была через пол часа, которые мы не теряли даром и рассматривали внутренний дворик …
На одном из четырёх внутренних фасадов, установлены скульптуры исторических личностей. Первый слева — Олаф Шётконунг — первый король Швеции (с 995 года), о котором известно не из легенд, а из достоверных источников. За ним: епископ Йоханнес Рудбекиус, реформатор и гуманист Олаус Петри и Стен Стуре Старший, государственный деятель XV века.
Здорово поразил меня факт того, что здание ратуши построено в начале 20 века. Ратушу строили 12 лет: с 1911 по 1923 г. Уж слишком по архитектуре оно напоминает средневековый замок с аркадой, колоннами и высоченной башней. Я даже пересмотрел в другом путеводителе дату постройки… думал, что ошибка в печати … Архитектор Ратуши – Рагнар Эстберг. Он же – главный творец чертежей моста «Риксброн» рядом с парламентом и «Морской музей» в Стокгольме. Кроме Стокгольма, Эстберг строил и в других городах Швеции. Например, Хельсинборгу он спроектировал здание крематория.
На здание было потрачено примерно 8 миллионов кирпичей. Кирпичи клепали по-старинке, по той же технологии, как и для средневековых церквей и монастырей. Отсюда и название «Монашеский кирпич».
Кстати, мне показалось весьма необычным для Швеции, что стены ратуши со стороны улицы и внутри дворика покрыты вьюнами… лианами… плющом… – или чем-то из этой «серии». Я фиговый цветовод … Но много раз видел, что огромнейшие площади утопают в зелени, а внизу – только один ствол из которого всё это буйство зелёной краски произрастает… это какой-то вид дикого плюща, который, цепляясь за трещинки в кирпичных стенах, покрывает практически все здание красивым зеленым ковром.
Во дворе Ратуши растет дуб, посаженный в год завершения строительства.
Вот время подошло к заведомой метке циферблата и произошла встреча. Всех туристов, разбросанных по разным закоулкам внутреннего дворика в одном месте … вокруг приятной, милой девушки экскурсовода. Не смогу описать её – она реально, как будто из театра… или выпускница переводчиков для глухих… или чемпионка мира по одновременной работе не существующих мышц на лице… … … нет, описать я её не могу! Но, скажу, что скорее больше наслаждался её мимикой лица, чем о чём она рассказывала…
Заходим внутрь Ратуши… в самый большой зал – Синий. И первая эмоция – это такой же зал, как и внутренний дворик, только с крышей.
Самый большой зал Ратуши – Синий. Назван он так, потому что сначала стены планировалось оштукатурить и покрасить в синий цвет. Но архитектор увидел красивый красный кирпич и решил оставить натуральную кирпичную кладку. Название оставили, так как оно уже было утверждено.
Почти сразу обратил внимание на какую-то резную колоннаду… или что-то напоминающее резной плинтус в квартире только на потолок… … что это? Это не украшение под потолком, там прячутся органные трубы.
Оказалось, что это самый большой в Северной Европе орган, имеющий более 10 тысяч труб. Официальное название — «Орган мэрии», он собран из 135 деталей и включает в себя 10271 трубу.
Зал длиной 50 метров, шириной 30 метров и 22 метров в высоту, и, следовательно, имеет площадь в 1500 квадратных метров. После обеда в Синем зале нобелевские лауреаты поднимаются по лестнице в Золотой зал танцевать.
Синий зал — это главный зал Стокгольмской мэрии, банкетный для чествования лауреатов Нобелевской премии, государственных визитов, выпускных вечеров, юбилеев и других крупных мероприятий. Именно в этом зале ежегодно 10 декабря, начиная с 1935 года, проходит банкет, посвященный чествованию нобелевских лауреатов.
Выслушав гида, поднимаемся по огромной лестнице на второй этаж… известно, что архитектор Эстберг при постройке лестницы наряжал свою жену в туфли на каблуках и вечернее платье и заставлял ее бродить по макетам лестницы «Голубого зала» туда-сюда.
В конце концов, ему удалось подобрать идеальное сочетание ширины и высоты ступеней, чтобы дамы ненароком не скатились с нее в самый ответственный момент. Тем более, что такая важная деталь, как лестница на второй этаж, шикарно демонстрировала посетителям дизайнерскую идею превращения интерьера в экстерьер.
«Голубой зал» вмещает более тысячи (~1300) гостей Нобелевского банкета. Правда мест для студентов – ботанов, которые заслужили право присутствовать при этом торжественном мероприятии, уже не хватает. Поэтому для них накрывают столы за колоннами…. Расстановка банкетных столов выверяется до миллиметров. На одного гостя приходится чуть более полуметра свободного пространства…… Напротив лестницы архитектор изобразил на кирпичной стене большую звезду. Гости при спуске должны смотреть на нее, чтобы затем получились приличные ракурсы на фотографии.
Галерея принца — следующий зал.
По южной стороне Ратуши проходит «галерея Принца». В этом зале устраивают приемы особо почетным гостям. …удлиненный зал, часть которого отделена колоннадой. Колонны парные: круглые и шестиугольные. Одни символизируют мужское начало, а другие женское….
Стена, противоположная окнам расписана принцем Евгением в стиле эльфреско. …принц Евгений (брат короля Густава V), отсюда и название. Принц был крайне самокритичен, с легкостью уничтожая уже готовые варианты своей росписи. Таким образом, работа заняла у него целых два года. Окна «Галереи Принца» украшены лепниной. Вся лепнина выполнена вручную по терракоту. Во время приемов не все гости могли любоваться видом на озеро Меларен и острова Стокгольма. Тем, кому не досталось место с видом на окна могут смотреть на росписи принца…
Самый главный — Золотой зал. Зал украшен 18 миллионами кусочков золотой мозаики и странными росписями. Плиточки, которыми выложены стены внутри действительно содержат золото.
Вообще, тут изображены истории и деятели из жизни Стокгольма и Швеции.
Это не Чудо-Юдо изображена на мозаичном панно, нет… Это покровительница города Стокгольма — феея (или королева) озера Меларен — королева Меларен, которую приличествуют восток и запад.
Зал действительно очень красивый … аж дух захватывает от золотой роскоши фресок! … Но, не моё. Во-первых, я не люблю золото. Представил себе, что ежель всё вместо золота было бы из серебра… Вот тогда бы – «моё»!!! А во-вторых: слишком странно и несовместимо древние росписи, и фрески воплощать в мозаику. Мне кажется, — это уродство.
Обычно, после ужина в Голубом зале, гости Нобелевского банкета направляются в Золотой зал. Здесь проходит бал по случаю вручения нобелевских премий.
Зал городского Совета используется для проведения регулярных заседаний. Городской совет собирается на заседания раз в три недели. В центре стоит кафедра мэра, от которой полукругом расходятся ряды столов и кресел.
В Зале заседаний стоит обратить внимание на потолок — оригинальную перевёрнутую ладью викингов. Потолок в стиле эпохи викингов с обманными отверстиями, которые создают иллюзию нахождения под открытым небом. У ладьи в Ратуше нет дна. Зато через нее видно красивое небо. Да и таким образом архитектор намекал депутатам, что долго засиживаться не порядок. Надо быстрее принимать законы, чтобы не замерзнуть. По преданию именно под своими кораблями викинги устраивали свои сходки.
«Королевское» украшение места председателя в виде красного бархатного балдахина вызвало изрядный скандал у горожан. Но архитектор успокоил шведских любителей равенства и демократии, что это сделано с целью улучшить акустику с этого места. По бокам зала заседаний устроены места для прессы и публики, рассчитанные примерно на 200 мест. Власть должна быть прозрачной. Первое время эти скамейки служили ареной для драк и скандалов между сторонниками разных партий и законов, но потом все привыкли и успокоились.
… видны панели для голосования участников заседания.
покорение колокольни Городской Ратуши Стокгольма …
… даже и не заметили, как прошли эти 45 экскурсионных минут. Вышли и сразу к кассам. Мы и сами уже «начитались» в путеводителе… и гид нам несколько раз «напомнила», что билеты можно купить в самой башне и только в башне. Онлайн-продажи нету, как и нету предпродажи. Билеты продают только сегодня на сегодня. ограничения по количеству посетителей. В разгар туристического сезона билеты на башню разлетаются как горячие пирожки из русской печки… но, нам опять свезло – купили прям горяченькие! В отличии от самой ратуши, в башне не проводятся экскурсии, но по технике пожарной безопасности только 30 человек может находиться внутри одновременно, а потому есть фиксированное расписание посещений.
На каждое посещение отведено максимум 35 минут, из них в среднем 10 минут на подъем и 10 минут на спуск, итого на самой смотровой площадке. За 15 минут можно успеть все! Хотя конечно в хорошие солнечные дни служащим приходится подгонять туристов, которые забывают о времени и не хотят спускаться… Именно так и произошло с нами. Как-то не рассчитали время и когда запускали группу – мы были последние. Последними и поднимались на лифте… — Ждали, когда поднимут несколько человек стоящих перед нами и лифт спустится уже за нами… Лифт реально маленький и жутко медленный, за один раз может взять только 5 человек. … если вы не попали в первый лифт, то быстрее пойти пешком, чем стоять в очереди, потому что ваше время ограничено и провести 2 минуты на вершине гораздо приятнее, чем 2 минуты в каморке ожидая лифт… мы – пожилые. Подниматься – тяжело… поэтому пришлось ждать…
Половину пути мы ехали на лифте, а вообще на вершину башни ведут 365 ступенек, ровно столько, сколько дней в году. И где-то посредине, там, куда привозит лифт, расположен небольшой музей с копиями скульптур, размещенных в, на или вокруг ратуши, или проектов, которые не были реализованы.
Много рылся в тырнете в поисках о огромной статуе, в этом «мини» музее сразу после выхода из лифта. Это св. Эрик, — покровитель Стокгольма. Историй куча… Но, я так и не понял простой вещи – где же находится оригинал, если пред нами только гипсовая модель. Вот небольшая вырезка из прочитанного:
В ратуше этому святому все время не везло: изображение св. Эрика в Золотом зале оказалось без головы из-за ошибки в расчетах и хронической нехватки времени на расчёты и исправление (то, как фрески в Золотом зале выполнялись в рекордные сроки, вообще отдельная история), а вот эта версия патрона Стокгольма вообще никогда и не была водружена на предназначенное место. По задумке главного архитектора Рагнара Остберга семиметровая статуя св. Эрика должна была быть помещена на вершине башни под колоколами. Но размер и вес статуи стали тому помехой. Из-за высоты статуя могла вписаться только в Голубой зал ратуши, но там ей тоже не нашли подходящего места и потому даже не стали изготовлять её из надежного материала вроде мрамора. А уже существующую гипсовую модель, чтоб не пропадала зазря, поместили тут, в башенном музее.
Вот далее пришлось подниматься через узкие лабиринты коридоров – настолько узких, что длительное пребывание в них начинает вызывать панику. Нас с Супругой, кто успешно справился с приступом клаустрофобии, на финише ждало вознаграждение: круговая панорама Стокгольма со 106-метровой высоты. Сделать красочное фотографии Старого города мешала решетка, но объектив фотоаппарата просунуть между прутьями вполне было реально. Открывается просто потрясающий вид!
Но… Но, время увы – мы не рассчитали. Как только взошли – строгая сотрудница-охранник дала нам всего 2 минуты на всё-про всё. … … Успели всё. И пофотографировались… и пофотографировали панораму… только одно не успели – понаслаждаться…
И немножко выкладываю интересной инфы из тырнета:
— На верхушке установлены три короны, повернутые в сторону Королевского дворца на Гамла Стане. Это старый шведский символ с несколькими значениями, но скорее всего тут он отсылает нас к старинному замку Три короны, который стоял на том же месте, где сейчас дворец,
— Смотровая площадка башни ратуши находится на высоте 73 метра.
— Общая высота башни 106 метров. Почему не 105, например, так ведь было бы ровнее? С этим связана интересная история. За несколько лет до начала строительства башни в Стокгольме в соседнем датском Копенгагене была завершена постройка своей ратуши. Высота их башни составляет ровно 105 метров. Естественно, стокгольмская ратуша просто обязана была превзойти копенгагенскую по высоте! И вот высота башни стокгольмской ратуши составляет 106 метров.
— Чтобы построить башню понадобилось два с половиной миллиона кирпичей и весит она 240 000 тонн, что в два раза больше, чем вес Эйфелевой башни.
— На вершине башни висит девять колоколов, самый большой из которых весит 3000 килограмм. Кстати в колоколах нету языков, а звон происходит при помощи молоточков сверху. Это потому, что с обычными языками невозможно воспроизвести мелодию.
— Колокола звонят каждый полный час, а в полдень и 18:00 отбивают мелодию под названием «Песня св. Эрика», покровителя Стокгольма. В это же время на нижней части башни начинают двигаться фигурки о легенде о святом Георгии, но с верхушки башни из невозможно увидеть, лучше всего стоять на мосту в сторону центра чтоб посмотреть на их движение.
— В недрах башни хранится ещё один секрет – Медная книга или Коппарбуккен. Из нескольких проектов в конце концов остановились на традиционной медной крыше, оставалось одно «но» – денег не было ни на какую кровлю! И тогда как и во многих других случаях, архитектор обратился к людям. Было дано объявление в столичных газетах с просьбой пожертвовать кто сколько сможет на возведение крыши Городской ратуши. А чтобы люди не чувствовали, будто их деньги просто «уйдут в трубу», им предложили, как бы купить медные пластины, которыми будут крыть крышу.
Каждый жертвовал сколько мог, – на одну, две или двадцать пластин – каждую медную пластинку нумеровали и записывали в Медную книгу. Получается, что некоторые люди в Швеции как бы владеют частичкой ратуши. Конечно, они не могут потребовать изъять «свои» медные пластины, но шведы очень бережно относятся к своей ратуше, рассказывают о своем вкладе в её строительство внукам, и до сих пор многие приходят и рассказывают, что их бабушки-дедушки или родители когда-то помогли создать кровлю на Ратуше.
Уже спустившись с башни-колокольни мы немножко прогулялись по зеленая терраса с фонтанчиками, уютными скамейками и ступеньками к воде отделяющими от вод озера Меларен … точнее от залива Риддарфьорден этого же озера…
Галерея, где можно спрятаться от дождя или солнца и подождать начала экскурсии… Небольшой парк, разбитый между зданием ратуши и берегом озера Меларен, украшают работы знаменитых скульпторов. И изображены здесь в столь откровенном виде не вымышленные личности, а вполне конкретные шведские поэты и художники.
Угловая часть юго-восточной стороны здания завершается знаменитой башней, а самой высокой точкой является шпиль Tre Kronor, символизирующий подчинение шведскому королю трех государств – Швеции, Дании и Норвегии. Сверху оборудована смотровая площадка, которую называют Медной Башней. На лоджии расположены статуи святых Эрика, Клары, Марии Магдалены и Святого Николая, покровителя мореплавателей. На северной стене зала прячутся фигуры часов св. Георгия. Во время боя часов фигуры выезжают наружу на балкон Ратуши.
У подножия восточной части Ратуши находится кенотаф Ярла Биргера, основавшего в 1252 году Стокгольм… Именно Биргера Ярла разбил в битве на Неве за 12 лет до основания Стокгольма новгородский князь Александр Невский. Это тот самый «король», которому князь Александр Ярославич во время Невской битвы «възложи печать на лице острымь своимь копиемъ». Правда, кроме «Повѣсти о житии…» про этот поединок другие источники умалчивают.
… рабочий день только в серединке… В следующей записи — очередная морская прогулка…