… увертюра …
Встали сегодня довольно-таки поздно. Сказалась усталость после вчерашней поездки в Бретань. Завтрак был «доеданием» вчерашних запасов морепродуктов. Вчера не осилили полностью: Королевские креветки, Лангустины, Краб и сопутствующая ему трава, Улитки большие и маленькие просто выкинули. Не понравился обоим их резиновый вкус…
Поехали в музей d’Orsay. Сейчас уже могу показать оригинальную станцию метро.
Главный вход на станцию находится на месте Сен-Мишель на Рив Гош Сены. Есть также спутниковый вход на платформы линии B на площади Нотр-Дам, которая находится на острове Сите через Сену от площади Сен-Мишель. Платформы RER B находятся под Сеной и проходят под прямым углом под платформами RER C. Вот мы и сели как раз на двух-этажный поезд…
Музей д’Орсэ …
Билет в музей у нас уже был. Когда мы были в музее Оранжери, то приобрели «двойной» билет. Сразу в два музея: Оранжери и д’Орсэ…
Очень было приятно пройти мимо огромной очереди в музей и спокойно … с поднятой грудью … с чувством гордости … как будто царская свита идёт мимо склонивших голову перед нами лакеев… -зайти в музей…
…фотографировать работы в музее строго запрещено. Везде — предупреждающие таблички, которые я «как бы» и не заметил. … Расчехлил фотоаппарат… Но, стразу ко-мене подошёл смотритель и указал на такую табличку. В итоге у нас не осталось ни одной фотографии… Мы просто ходили … смотрели… и наслаждались… Наслаждались работами которые творили: Пьер Боннар, Винсент Ван Гог — последние работы, Поль Гоген, Эдгар Дега, Эдуард Мане, Клод Моне, Эдвард Мунк, Огюст Ренуар, Поль Синьяк….
Вышли из д’Орсэ и нас совсем не обрадовал шедший дождик. Ну, совсем не обрадовал. … Решили его обмануть и пересидеть в кафешке… Заодно набраться калориями из кофе, сосиски в длинном батоне хлеба с картошкой … и как же Ира обойдётся без пирожного с клубникой?! За всё — про всё пришлось выложить 28 Евриков.
…покинув кафешку и проходя музей «сзади» — ощутили конвульсии дождика. Он то моросил… то затихал… то опять моросил. Мне надоело и я окончательно сложил плащ в фото-сумку…
Мост Руаяль (Pont Royal)… Королевский Мост…
Парижские мосты довольно «молодые» архитектурные сооружения. Возраст большинства из них – чуть больше 100 лет, а то и меньше. Но вот три из них могут похвастаться своими «сединами»: Новый мост, мост Мари и мост Руаяль, или Королевский
В XVI веке на левом берегу Сены по велению королевы Екатерины Медичи началось строительство дворца Тюильри. Камень к нему подвозили с правого берега, что потребовало переправы. Но планы строительства нового моста в этом месте долгое время оставались на бумаге, а камень перевозили по понтонным настилам. Так длилось 80 лет, пока в 1632 году Людовик XIII не повелел построить мост. Деревянный мост из 15 арок построили быстро и выкрасили суриком, придав сооружению красный цвет. Благодаря этому цвету мост в народе назвали Красным, хотя официально ему дали имя Святой Анны в честь супруги короля Анны Австрийской. Новый мост имел несчастливую судьбу. В 1649 и 1651 году его пришлось капитально ремонтировать, в 1654 – восстанавливать после пожара, в 1656 – после затопления во время наводнения.
Наконец, наводнение 1684 года унесло «в Сен-Клу» шесть арок моста. И тогда король Людовик XIV принял эпохальное решение – построить мост в камне, выделив деньги на строительство из своего кармана. Спонсорство Короля-Солнца и дало название новому, каменному, мосту – Руаяль, или Королевский. В 1685 году инженер Жюль Ардуэн-Мансар составил проект моста и смету будущих работ. При строительстве моста он использовал несколько новаторских решений: земснаряды для углубления дна под опоры, кессоны для фундамента, добавил базальт в раствор. Строительство обошлось королю в 765 тысяч ливров, но на мосту никогда не взимали плату за проход или проезд. Работы были закончены в 1689 году. Мост соединил павильон Флоры у сада Тюильри на левом берегу и улицу Бак – на правом. Мост длиной 110 метров и шириной – 7 состоит из пяти арок в виде корзин. Опоры защищены от ледохода острыми фартуками-клиньями. И название ему тоже меняли. В 1792 году – на Национальный, а в 1804 – на Тюильри. Но в 1814 году Людовик XVIII вернул мосту прежнее название. В 1852 году на мосту провели капитальный ремонт, а в 1939 – занесли его в реестр памятников архитектуры.
Сад Тюильри…
… на пол часика «заскочили» в самый-самый сад Тюильри. Один из самых больших… Один из самых старых… Один из самых популярных… самых красивых…
Площадь Каррузель (Place du Carrousel)
Площадь Каррузель в Париже расположена между двумя большими боковыми крыльями Лувра и разделяет собой Лувр и Сады Тюильри.
Таким интересным названием площадь Каррузель обязана вовсе не детским аттракционам. На этом месте в XVII в. французским королём Людовиком XIV, в честь рождения сына-наследника, был выстроен манеж для особых военных конных состязаний (фр. carrousel), во время этих состязаний вооруженные всадники показывали совершенство своего мастерства. Мода на такие мероприятия, «карусели», пришла из Италии, окончательно положив конец рыцарским турнирам. До 1871 года на значительной части современной площади Каррузель располагался дворец Тюильри, построенный в 1564 году по желанию Екатерины Медичи. Для увековечивания побед своей армии Наполеон приказал возвести перед дворцом Тюильри Триумфальную Арку Каррузель, строительство заняло два года — с 1806 по 1808 гг. 23 мая 1871 года дворец Тюильри сожгли коммунары Парижа. Его решили не восстанавливать и это место пустовало. Руины простояли 11 лет, после чего место было расчищено. Совместно с руинами дворца Тюильри для благоустройства площади были снесены также и частные особняки, располагавшиеся здесь. Таким образом Наполеона III во время своего правления значительно расширил территорию площади Каррузель и она приобрела современное очертание. Сегодня это место украшают старинные и современные скульптуры, в центре площади находится аккуратно оформленный круг.
Конный памятник Жанне д’Арк на площади Пирамид…
Жанна д’Арк — национальная героиня Франции, одна из командующих французскими войсками в Столетней войне.
Попав в плен к бургундцам, была передана англичанам, осуждена как еретичка и сожжена на костре. Впоследствии была реабилитирована и канонизирована — причислена Католической церковью к лику святых. Накануне франко-прусской войны 1871 года республиканское правительство заказало скульптору Эмманюэлю Фремье конную статую Жанны д’Арк. Памятник был готов к 1874 году и пришелся как нельзя более ко времени – после поражения в войне в стране начался патриотический подъем, каждый город хотел иметь у себя памятник Орлеанской деве. Место для установки памятника было выбрано не случайно: неподалеку отсюда Жанна была ранена во время неудачной осады Парижа.
… вдали показался опера Гарнье… но, мы к нему не пойдём…
Лувр…но, с тыльной стороны….
… проходим мимо театра «Комеди Франсэз»…
…в 2000 году по случаю празднования столетнего юбилея парижского метрополитена архитектор-художник Жан-Мишель Отоньель создал павильон входа в метро «Киоск полуночников» (Kiosque des noctambules) с двумя куполами. Один купол представляет день, а другой ночь. Сделаны конструкции куполов из разноцветных стеклянных бусин, нанизанных на тонкие алюминиевые «нити».
… опять Лувр. … и опять с тыльной стороны…
Пале-Рояль (Королевский дворец)…
… вовсе не всегда был королевским. Поначалу он назывался Кардинальским, потому что построил его кардинал Ришелье. Ришелье, большой любитель красоты и комфорта, сумел построить дворец, во многом превосходящий расположенный неподалеку Лувр. Возможно, королевская семья слегка завидовала такому великолепию – во всяком случае, Ришелье счел за благо завещать дворец семье монарха. После кончины Людовика XIII именно сюда удаляется из Лувра вдова Анна Австрийская с детьми. Дворец становится Королевским. Здесь проходит детство Людовика XIV, Короля-Солнце. Возмужав, он поселит тут свою фаворитку, Луизу де Лавальер, но она будет вынуждена скрыться из Пале-Рояль во времена Фронды. Тогда Людовик подарил дворец брату – Филиппу Орлеанскому. Привыкший к роскошной жизни и вечно испытывающий нужду в деньгах, Филипп поставил дело на коммерческую основу. Перед дворцом возникли кафе и лавки. Появился театр, позже превратившийся в Комеди Франсез. Затем даже цирк-шапито. На несколько лет квартал вокруг Пале-Рояль стал огромным развлекательным центром, включавшим в себя даже бордель. Но именно здесь началась революция, именно отсюда толпа двинулась брать Бастилию. Филиппа Орлеанского казнили, дворец национализировали, но ненадолго: грянула Реставрация, вернулись прежние хозяева, дворец снова блистает. Но это временный блеск: снова революция 1848 года, Пале-Рояль в упадке, а Парижская коммуна и вовсе сжигает его. В 1873 году дворец восстановили. С этого времени в нем постоянно размещаются Государственный совет Франции, Конституционный совет и министерство культуры. Последняя по времени реконструкция Пале-Рояль закончилась в 1986 году. При входе в дворцовый сад появились так называемые Колонны Бюрена — 260 отрезков колонн различной высоты, облицованные черным и белым мрамором. Парижане спорили два года, прежде чем пойти на размещение тут столь необычной инсталляции. В итоге свыклись с этой мыслью и считают теперь Колонны Бюрена одной из достопримечательностей Парижа.
Сад Пале-Рояль был создан по желанию кардинала А. де Ришелье ландшафтным архитектором П. Деготом в 1633 году вскоре после завершения строительства дворца Пале-Рояль (le Palais-Royal). Массовые посадки деревьев проводились в саду в 1910 году и в начале 1970-х годов.
Из 486-ти растущих в саду деревьев большая часть приходится на каштаны и липы. В 1986 году в парке был построен фонтан, автором проекта которого стал бельгийский архитектор П. Бьюри. Он представляет собой конструкцию из нескольких металлических полированных сфер, которые омывают потоки воды. В это же время рядом с центральным входом в сад Пале-Рояль появились ещё одна созданная французским художником Д. Буреном композиция современного искусства, вызвавшая неоднозначную реакцию. Она состоит из расположенных параллельными рядами 260 разновеликих черно-белых колонн. Такое их расположение придаёт двору сада сходство с шахматным полем или некоей фантастической игрой. Спорность эстетической ценности этого произведения искусства не помешало ему быстро стать одной из легенд сада. По этому влюблённым для исполнения сокровенного желания необходимо закинуть монетку на самую высокую из этих колонн.
От городского шума сад Пале-Рояль защищают четыре расположенные по его периметру галереи: Божоле на севере, Валуа с восточной стороны, Монпансье на западе и Садовая или Орлеанская на юге у дворца. Три из четырёх галерей со 180 арками, украшенными пилястрами и коринфскими колоннами, находятся на первых этажах построенных в 1781 году по проекту архитектора В. Луи однотипных зданий.
Пушка-таймер. Невдалеке от центрального бассейна в 1786 году точно на проходящем через сад Парижском меридиане была установлена небольшая бронзовая пушка, изобретённая инженером и часовщиком Руссо. Она была оснащена хитроумным оптическим механизмом, с помощью которого в солнечные дни с мая по октябрь ровно в полдень автоматически производился выстрел. Запал заряда пушки воспламенялся от солнечных лучей в тот момент, когда Солнце находилось в определённой точке небосвода. В 1799 году она была перенесена на новое место в южной части парка. Вплоть до конца XIX в. выстрел этого орудия считался эталоном времени для парижских уличных часов. В 1911 году после перехода Франции на время по Гринвичскому меридиану (Greenwich Mean Time, GMT) этот сигнал точного времени был запрещён. Возобновление традиции произошло в 1990 году, но вскоре она снова была прервана из-за кражи пушки. В 1998 году на её месте была установлена точная копия орудия, но без действующего оптического механизма… С 2011 года пушка снова стреляет, но только один день в неделю. Каждую среду в полдень выстрел из неё теперь делает пиротехник дворца Пале-Рояль.
… да простит меня культурный читатель у которого произойдёт взрыв от чрезмерной интеллигентности… , но я себя к буржуям не отношу…. уж, «пусть лучше лопнет моя совесть, чем мочевой пузырь»… грешно конечно перед этим мраморным свидетелем и парочкой голубей … Одно меня только оправдывает — был сильный дождь…
Парижские пассажи: Галерея «Вивьен» – Galerie Vivienne и Галерея «Кольбер» – Galerie Colbert
… дождик ещё не закончился. Мелкий такой шёл… вредненький… Как бы — на грани … идти в плаще или снимать его. Ире было не тяжело с быстрооткрываемым и закрываемым зонтиком…
Надо было зайти в помещение. … Мы как раз «по плану» и шли в него…
Парижские пассажи – предшественники современных торговых центров, родоначальники объединения торговли и развлечений под одной стеклянной крышей, исторические памятники, не входящие в традиционный путеводитель, но обязательные к просмотру любопытствующих путешественников. В столице Франции два века назад пассажей было около 150. Сейчас осталось около 30… Если объяснить про пассаж просто — это улица под стеклянной крышей, с обеих сторон которой расположены магазинчики. Прообразом всех будущих пассажей во всех странах мира стала галерея в Пале-Руаяль. Двоюродному брату короля Людовика XVI Герцогу Филиппу Орлеанскому достался в наследство Пале Руаяль, или «королевский дворец», который был построен кардиналом Ришелье (изначально дворец назывался Пале-Кардиналь, «дворец кардинала»). Новый хозяин предпринимает перестройку сада Пале-Руяль. Он отделил часть парка каменной колоннадой и покрыл это пространство перед залом теперешнего Государственного совета крышей. Затем под этой крышей оборудовали 60 арочных пролётов. Герцог выставил эти новые галереи на продажу по баснословным тогда ценам, однако же, поставил при этом условие, что внешний вид колоннады ни в коем случае не должен быть изменён. Цены торговцев не смутили, оборудованная им крытая колоннада стала пользоваться в Париже огромной популярностью. Там располагались магазины, рестораны, кафе, залы для игр. Сад Пале-Руяль превратился в эпицентр парижской жизни. Герцог Орлеанский добился того, чтобы в его галерею не заходила полиция. Поэтому, когда была отменена цензура прессы, галерея стала местом, где активно обсуждались параграфы предложенной конституции. Изобретение герцога Орлеанского положило начало целой эпохе в городском строительстве. Каменным аркадам и деревянной галерее стали тут же подражать. В конце XVIII — первой половине XIX века в правобережном Париже появились многочисленные пассажи. Поначалу это были просто удобные, сокращавшие расстояние узкие пешеходные проходы, соединявшие бульвары и улицы. Их обживали торговцы, ремесленники, поставщики сомнительных городских удовольствий, разнообразные мастера, граверы, ювелиры, художники, люди редких профессий. … в пассажах – всегда тепло и сухо, под ногами – плитка или мозаика, над головой – стеклянная крыша. Однако, к середине XIX века, когда наступила эпоха революционера урбанизма барона Османа, парижским пассажам пришлось потесниться, а многим и вовсе исчезнуть с лица французской столицы. Париж перестраивали по новому плану. Из ста сорока парижских пассажей, процветавших в первой половине XIX века, после османовского преобразования французской столицы уцелело едва ли три десятка .
Галерея «Вивьен» – Galerie Vivienne
Галерея «Вивьен» – одна из самых элегантных и красивых торговых галерей мира. Она была построена в 1823 году. Пассаж выполнен в стиле неоклассицизма. Ажурная, как будто невесомая крыша, грандиозная спиральная лестница, витражи, лепнина и эффектные, в причудливой мозаике полы — всё это буквально зачаровывает посетителей. Длинный, 42-метровый торговый центр заканчивался ротондой, накрытой таким же изящным стеклянным куполом.
По обеим сторонам пассажа располагаются небольшие магазины с дорогой дизайнерской одеждой, обувью, аксессуарами и товарами для дома, здесь же находится одна из лучших в Париже винных лавок. Галерея прославилась еще и тем, что в 1986 году в ней открыл свой первый бутик модный революционер Жан-Поль Готье. Регулярно под стеклянной крышей проходят показы Haute Couture, что придает торговому центру дополнительный шик. Знаменита галерея «Вивьен» тем, что в доме №13 сохранилась старинная лестница, которая некогда вела в апартаменты Видока – известного преступника и каторжника, впоследствии ставшего главой управления национальной безопасности. К слову, многие туристы убеждены: галерею «Вивьен» следует посетить вовсе не для шопинга, а только потому, что здесь ощущается прошлое великого города.
Галерея «Кольбер» – Galerie Colbert
Почти параллельно с галереей «Вивьен» проходит еще одна галерея, построенная тремя годами позже. Галерея является представителем ионического и дорического направления в архитектуре. Ее главное украшение — огромный просторный атриум с величественными колоннами.
По задумке архитектора Бийо, новая галерея должна была превзойти по шику и красоте примыкающую к ней галерею «Вивьен» и не только ее. И все же, несмотря на все свою роскошь и изящный вид, галерея «Кольбер» заняла только почетное второе место по популярности и посещаемости после галереи «Вивьен». В 1974 году галерея была признана историческим памятником Франции. До этого события вход в галерею был закрыт, власти собирались ее снести. Через шесть лет, после реконструкции галерея была приобретена Национальной библиотекой Франции, и сейчас там располагаются аудитории Парижского университета, однако войти и полюбоваться галереей «Кольбер» может любой желающий.
В пассаже «Кольбер» выставлены эстампы, здесь продают открытки и книги, здесь разместились музей Национальной фонотеки и выдержанное в стиле начала 20-го века «Гран кафе».
…вышли. Дождик начал проходить… мы пошли в ……. …но, это уже во-второй части…