2023. КРУИЗ (Египет-II, Иордания-II, Саудовская Аравия). Каир. Египетский музей. 20 январь. 3 день. 1 часть.

= увертюрочка из Египта =

 

Египетский музей в Каире …

Даже не знаю, — какой бес в нас вселился, но мы опять вечером в отеле обратились в ресепшн с просьбой\заказом экскурсии на машине по Каиру и Египетскому музею. Нам опять был «назначен» тот же гид – Тарик. Но вместо Ахмата за рулём был уже другой… не многословный бедуин, который, если и разговаривал, то только с Тариком.

Сразу после завтрака мы уже сидели в машине… и через пару минут (только и нужно было – пересечь дорогу) мы уже около музея. Честно говоря, — даже не хочу разбираться в его официальном названии. Тырнет врёт так – как каждому взгораздится… «национальный», Каирский, Египетский, музей истории, исторический, … и прочее, прочее, прочее. Даже ебипетские источники (сайты) – и те, — врут и не стесняются! Хрен с ним… с названием… Буду считать его «Египетский музей в Каире» — так его обзывают чаще при наборе в поиске со-словом «официальный».

Опять же, огромный плюс экскурсий с гидами – не нужно самим стоять в очереди. В тырнете каждый турист, описывая экскурсии в этот музей, обязательно указывает в своих записях о огромных очередях в кассы. Нам же, было видно это наглядно. Просто балкон нашего номера с видом на этот музей, и я видел, как очередь начинает «густеть» с половины девятого утра. Мы как раз и подъехали в это время. (на фото — в доме в самом центре наш балкон на 5 этаже)

Ждать не пришлось – я даже не успел выкурить традиционную сигарету, а Тарик уже вёл нас к входу в здание. Даже не успел хорошенько сфотографировать Папирус — священное растение Египта, символ знаний, который рос вместе с лотосом в небольшом бассейне сразу у входа.

Музей находится в центре столицы Египта, в городе Каир на площади Тахрир. Построен в 1900 году в неоклассическом стиле по проекту французского архитектора Марселя Дюнона. Открыт с 1902 года. Является самым большим в мире хранилищем предметов древнеегипетского искусства.

В 1835 году египетское правительство организовало «Службу древностей Египта» дабы положить конец разграблениям в местах археологических раскопок и спасти бесценные находки.

В 1835 году египетское правительство организовало «Службу древностей Египта» дабы положить конец разграблениям в местах археологических раскопок и спасти бесценные находки. В 1858 году египтолог Огюст Мариет основал музей в Булаке, где и была выставлена коллекция. После наводнения в 1878 году многие экспонаты были повреждены, а часть их украдена, Мариет выступил с инициативой построить большой музей для хранения древностей. В 1880 году по приказу Исмаила-Паши экспонаты были перевезены и до окончания строительства нового музея оставались в крыле его дворца в Гизе. Во время народных демонстраций 28 января 2011 года мародёрами были разбиты несколько витрин и опустошена касса, после чего была создана «живая цепочка» вокруг музея из сознательных демонстрантов для защиты экспонатов. Затем музей был взят под защиту армейских подразделений.

Как сообщил государственный министр по делам древностей Египта Захи Хавасс, после проведённой в музее инвентаризации в списке украденных музейных ценностей по меньшей мере 18 артефактов. Среди них две позолоченные деревянные статуи фараона Тутанхамона, статуя Нефертити, статуэтка писца, а также сердце скарабея… Где они сейчас? Вы разве не знаете, что самые лучшие ВОРЫ в мире — в США… в Лондоне… в Лувре… в Ватикане… и только Нефертити скромно в «дешёвом» Берлинском музее…

Как бы кто-то и не хотел прочесть в этой записи что-нибудь интересное, — увы. Он ошибся. Ну, опять же ляпну: — я не ебиптолог! Я такой же обыватель, которого можно развести, как два пальца обосс..ать! Даже в таком важном музее нет табличек, что этот предмет – копия. И тем более – на русском языке…

 

Только уже спустя три недели после поездки и желая показать всеобщий обзор «вот … этот шедевр был пред моими глазёнками» — удаляю фотографию, т.к. прочёл, что оригинал – где-то там… за бугром. Да и весь музей о котором идёт речь – как я понимаю, дышит последние годы. В тырнете полно информации, что само здание уже старое… , что в нём полно трещин… Смотрю на фото лет 10-20 назад, — ой, в нём мало чего осталось от того, что было тогда. Всё перевезли в новый музей… Осталось только комната Тутанхамона (правильнее его имя звучит: Амон-тут-анкх, где божественное имя в знак благоговения ставилось первым), … сотня обелисков и статуй… и всего две мумии.

 

Честно скажу, — меня здорово взбесило наличие копий. Уж, от такого музея – не ожидал! … Оригиналов тысячи и тысячи… каждый год всё находят и находят… Тут, впору, несколько музеев делать, … с оригиналами… а выставлять копии.

Именно, поэтому, просто выставлю то, что видели… а на оригинальность и подписи кому что-то принадлежало или кто изображён… и тем более о том, что сделал – ответственность с себя снимаю! Пишу это впечатлившись осмотром комнаты того же Тутанхамона, про которого во-всевозможных «источниках» написано столько… в смысле святости и боевых заслуг… , а когда узнаёшь, что умер он – в 19 лет!!! – задумываешься. И хочется сказать словами Говарда Картера, учёного изучавшего его мумию, — «единственным примечательным событием его жизни было то, что он умер и был похоронен».

Что поразило меня в музее больше всего? Кроме, конечно, комнаты Тутанхамона… — скорее небольшая табличка под стеклом прямо при входе.

Уже не помню, фотография там была или просто гипсовый оттиск с оригинала, но по приезду в Москву первым делом стал читать об этом «Розетттском камне» копия которого висела на столбе. Привожу текст из тырнета, отформатировав из множества статей:

200 лет назад Жан-Франсуа Шампольон ворвался в кабинет своего брата с криком «Je tiens l’affaire!» — «Я понял». После многолетних исследований он собрал воедино одну из величайших исторических загадок того времени; он расшифровал иероглифическую письменность Древнего Египта. Различные предметы сыграли решающую роль в том, что Шампольон пришел к этому знаменитому моменту: от папируса Казати до обелиска Филе в Кингстон-Лейси. Но из всех артефактов, способствовавших революционной расшифровке, один известен больше всех остальных: Розеттский камень.

Этот предмет, выставленный сегодня в Британском музее, сыграл центральную роль в том, что всего через 20 лет после открытия камня антиквары, такие как Шампольон и Томас Янг, начали путь к разгадке загадочного языка Древнего Египта. Сегодня Розеттский камень входит в число самых известных артефактов в мире. Но что же это такое? Сам камень представляет собой памятный камень (стелу), на котором написан указ священника, изданный 27 марта 196 года до нашей эры. Начало II века до н.э. было временем, когда Египтом правили фараоны, не принадлежавшие к коренному населению; последний коренной египетский правитель был отправлен в изгнание почти за 150 лет до этого, примерно в 343 году до н.э. 196 год до н.э. был временем правления Птаха.

 

На этой огромной расколотой плите гранодиорита был высечен текст, написанный на трех разных языках. Первый язык — египетские иероглифы, второй — демотический (рукописный вариант египетского письма, который египтяне долгое время использовали наряду с иероглифами; демотический был «письмом народа»), а третий язык на камне — древнегреческий.

Сам камень назван в честь места его обнаружения: Розетта. Расположенная к востоку от Александрии, недалеко от побережья Средиземного моря, Розетта (Рашид) не существовала в фараоновские времена. Но когда-то в долгой и невероятной истории Египта, камень был перенесен сюда и использован в фундаменте здания. Учитывая прочность этой гранодиоритовой плиты, кто-то решил, что она будет очень полезным строительным блоком.

Важность этого камня была осознана в 1799 году, когда французские солдаты, участвовавшие в продолжающейся египетской кампании Наполеона, восстанавливали свой форт в Розетте и обнаружили трехъязычную стелу. Очень быстро и сами солдаты, и многочисленные ученые, которых Наполеон привез с собой в Египет, поняли, что этот артефакт может стать ключом к расшифровке иероглифов — древнего письма, которое средневековые арабские ученые пытались расшифровать уже несколько столетий.

Быстро выяснилось, что Розеттский камень передает один и тот же указ на трех разных языках. Поскольку древнегреческий язык был уже известен, огромный потенциал этого камня в том, чтобы помочь ученым наконец-то расшифровать загадочную древнеегипетскую письменность (как иероглифическую, так и демотическую), был быстро признан.

Палетка Нармера, является так же одним из первых экспонатов, который мы увидели при входе в музей.

Она получила название по имени фараона, в правление которого была создана и которого прославляла. Сомнений в личности фараона нет — его имя написано на картине. Правитель известен тем, что объединил под своей властью Верхний и Нижний Египет. Палетка олицетворяет именно это достижение — победу фараона в войне за объединение двух стран… Это, пожалуй, всё что можно извлечь общего из «войны» ебиптологов разных стран. Именно, — войны! Если, как и я, будете рыться в тырнете с целью понятия что же «точно и окончательно» изображено, то увы – ничего не поймёте. Каждый «профессионал» будет тащить одеяло на себя, а истины вы так же не увидите… Чем больше авторов, — тем больше «истин»!

Имя – Хеопс, известно всем. А вот кто же он такой и что совершил, увы, только в общих чертах. Как я не пытался разобраться, — у меня плохо получалось. Опять же, — слишком много «учёных ебиптологов» и у каждого «своя, самая-самая лучшая версия». Опять же привожу отформатированный текст, под «себя». Да, — мне так кажется, что эти строки, хотя бы близко похожи к истине. И со слов нашего гида Тарика – эта статуэтка (фото) единственная. Есть ещё немножко изображений на папирусе. И всё. «Тёмная лошадка» — этот Хеопс… (пы. сы. — размер статуэтки — меньше, чем моя ладонь…)

За три тысячи лет истории Египтом правили 30 династий. Фараон Хуфу (Хеопс) вошел в историю как строитель величайшей пирамиды.   Хеопс (Хуфу) принадлежал к IV династии правителей Египта, которая правила землей на Ниле в XXVII-XXVI веках до н. э. Историк Манефон говорил о 8 правителях этой династии. Основатель IV династии и отец Хеопса Снофру был сыном последнего фараона III династии Хуни. К новой династии его стали относить, потому что он был сыном побочной жены или наложницы. Снофру был женат на Хетепхерес, своей сводной сестре и дочери Хуни от главной жены. Эта женщина была матерью фараона Хеопса (Хуфу). Снофру умер около 2589 года до н. э. Власть после него унаследовал его сын Хуфу, имя которого было уменьшительным от «Хнум-хуэф-уи», что означало «Хнум защищает меня». Хнум был египетским богом с головой барана, который почитался в номе Элефантина, недалеко от первого Нильского порога. Этому богу также приписывали сотворение человека из глины. Имя «Хеопс» использовалось в позднейшую эпоху греками, писавшими о Египте.

Хеопс родился еще при жизни его деда Хуни, а унаследовал власть в зрелом возрасте. О его правлении известно немного. События царствования Хеопса связаны со строительством его пирамиды. Это экспедиции в соседние земли для добычи материалов. Как минимум один поход был предпринят на Синайский полуостров для добычи медной руды и бирюзы. Сохранился рельеф, на котором Хуфу поражает кочевника. Вероятно, на Синае войска фараона вели и боевые действия.   Из источников известны имена более 10 детей Хеопса. Старший сын Хеопса и царицы Мерититес Кауаб умер раньше отца. Другой сын Мерититес Джедефхор (Хорджедеф) так и не стал фараоном, хотя известно, что он был обожествлен.   Другие сыновья Хеопса по обычаю фараонов взяли в жены сестер. Хефрен женился на Мересанх, дочери Хеопса и Мерититес. Джедефра женился на Хетепхерес, старшей дочери Хеопса и вдове его сына Кауаба.   После смерти Хеопса около 2566 года до н. э. власть получил его сын Джедефра. Предположительно он был узурпатором, поэтому его имя не упоминалось в некоторых поздних документах. Джедефра правил около 8 лет. После этого трон перешел Хефрену (Хафре), который, как и его отец, был сыном младшей жены.
Вероятно, работа над сооружением (достраиванием) пирамиды Хеопса шла все его царствование. Высота этой пирамиды составляет 146 метров.   К востоку от пирамиды Хеопса расположены три меньшие пирамиды, которые считают пирамидами его жен. Недалеко располагалось поселение жрецов и ремесленников, связанных с культом покойного фараона.   Работы по строительству пирамиды были завершены под руководством визиря Хемиуну. Он был похоронен недалеко от пирамиды своего владыки в большой гробнице-мастабе. Хеопс, по Геродоту, правил 50 лет. Затем 56 лет правил его младший брат Хефрен, и эти 106 лет были худшими в истории страны на Ниле. Такой историю древнего фараона изложили Геродоту его информаторы. После Геродота о Хеопсе писал Манефон. Он характеризовал его как нечестивого и высокомерного правителя.

Внешний саркофаг периода Эхнатона XIV век до нашей эры (фото слева) и мраморный Эхнатон (фото справа).  Который выглядит весьма непривлекательно, даже уродливо, с маленькой головой и большим животом. Ни раньше, ни позже амарнского периода скульптор не рискнул бы изобразить так всемогущего фараона, даже если бы сходство с оригиналом было стопроцентным.

А эта статуя примечательна своими глазами. Они будто живого человека. Глаза изготовлены из алебастра, хрусталя, черного камня с медным ободком, который имитирует подводку.

Сделанная в эпоху V династии, она была обнаружена в мастабе Ка-Апера в Саккаре, и считается одной из самых красивых частных статуэток эпохи Древнего Царства. Имя эль-Балад ей дали рабочие Огюста Мариэтта, поскольку статуя напоминала им современного главу деревни, где они работали. На самом деле она изображала Ка-Апера, главного жреца Пятой династии. В одной руке он когда-то держал скипетр, и в другой — посох. Изготовлена из сикоморы (один из видов рода фикус). Деревянные статуи были распространены в Древнем царстве. Материал более податливый, чем камень, но менее долговечный. Поэтому мало деревянных статуй того времени сохранилось до нашего времени.     Следующий интересный экспонат, это известняковые статуи принца Рахотепа и принцессы Нофрет.- сидящие царевич Рахотеп и Нефрет, его жена. Скульптуры изготовлены из песчаника и раскрашены. Особо поражают воображение глаза – они выполнены из кварца – с особой точностью – видны и радужка и зрачки. Фигуры искусно раскрашены – смуглого Рахотепа оттеняет более светлая и нежная Нефрет, округлость ее форм подчеркивает облегающая белая одежда

…. это голова статуи царицы Хатшепсут, женщины-фараона Нового царства Древнего Египта из XVIII династии. Она считается одним из самых известных египетских правителей наряду с Тутанхамоном, Рамсесом II и Клеопатрой VII. Эта голова статуи была найдена в Дэйр-эль-Бахри в храме, который Хатшепсут построила в период своего правления. Хатшепсут предстает в виде бога Осириса с бородой и короной. Лицо статуи окрашено в красный цвет. Этот цвет использовался только на мужских статуях. Она носила бороду, как было положено фараонам . Предполагается, что голову украшала двойная корона Белая Верхнего и Красная Нижнего Египта.

А вот Сфинкс царицы Хатшепсут… внимательно вглядываемся в лицо одной из самых загадочных персон древнего Египта. Ее скульптурное изображение имеет все традиционные символы высшей власти, включая бороду.

По мраморной лестнице поднимаемся на второй этаж музея, где на стенах полно всевозможных папирусов с иероглифами. Вот уж, что-что, но не место это для таких исторических документов… (плюю руководству музея)… Ядром коллекции второго этажа являются сокровища гробницы Тутанхамона, которая была найдена в 1922 г. в Долине царей в Луксоре практически не разграбленной. Коллекция и в самом деле велика и потрясает воображение – конечно же — знаменитая Золотая посмертная маска Тутанхамона. В оформлении этого ценнейшего предмета использованы золото, лазурит, цветное стекло, обсидиан, бирюза… Но, фотосъёмка запрещена от слова «совсем». Мы даже пытаться не стали.

 

 

Насмотревшись америкатосских фильмов о древнем Египте типа Индианы Джонс, естественно моё внимание привлекали все изображения Анубиса – бога покровителя умерших. Вот и сейчас, готовя запись к этой фотографии раки и статуи Анубиса пришлось порыться в литературе.

Статуя бога Анубиса была найдена в вестибюле гробницы. Она находилась перед молельней в форме балдахина и была укрыта тканью. Бог Анубис сидит на алтаре, который в свою очередь, установлен на носилки. Очевидно, его несли во время похоронной процессии.

Сейчас приведу несколько выдержек и интересных фактов (если это можно назвать фактами):

—Как и у многих богов Древнего мира, у него есть несколько вариаций, которые указывают на ту или иную эпоху. До прибытия греков в Египет, в 7 веке до нашей эры, Анубиса, которого мы знаем сегодня, называли по другому — «Анпу» или «Инпу». То есть родным для египтян является не Анубис, а «Анпу» или «Инпу». «Анпу» буквально переводится как «распадаться». Анубис — это греческая интерпретация «Анпу». Как и в оригинальной форме, так и в греческой, этот бог изображался с головой шакала и телом человека.     — Его основной работой было взвешивание сердец. Он играл несколько ролей в древнеегипетской мифологии. Он был защитником могил. Так как мертвых хоронили обычно на Западном берегу Нила (египтяне верили, что там где заходит Солнце, находится загробное царство), его называли «ент-иментиу», что буквально переводилось как «главный из западных жителей». Он также ассоциировался с мумификацией. Его называли «jmy-wt», что буквально переводится как «тот кто присутствует при бальзамировании». Однако его главной ролью было взвешивание сердец. Египтяне верили, что после смерти человек попадает в зал Маат, где его сердце взвешивают на весах вместе с «пером правды» Маат (богиня справедливости). Если сердце перевешивало перо, то человек не попадал в загробное царство и его съедало чудовище Амат. Если весы уравнивались, человек получал вторую жизнь.     —Осирис был сыном бога земли Геба и богини неба Нут. Он правил Египтом и при нем был порядок. Однако его убил его брат Сет. Жена Осириса, Исида, обратилась к Анубису чтобы он воскресил мужа. Анубис выполнил ее просьбу. После этого Исида родила Осирису сына Гора, который бросил вызов Сету и одолев его занял престол Египта. После того как была вскрыта гробница египетского фараона Тутанхамона, в ней был найден храм Анубиса. Перед входом в храм сидел Анубис в облике животного. Как мы уже отмечали ранее, он охранял души умерших и мог наказать тех, кто нарушит священную гробницу. Египтяне верили в то, что он умел насылать проклятия. Когда была вскрыта гробница Тутанхамона, то двое исследователей погибли. Археологи сразу же начали предполагать, что это проклятие Анубиса, хотя позже пришли к выводу, что смерть ученых вызвало заболевание.     — В современной культуре он представлен в неправдивой форме. Чаще всего его изображают как злого и агрессивного бога, хотя в древнеегипетской мифологии он имел нравственную репутацию и был союзником Осириса.     — Несмотря на то, что о нем редко говорилось в древнеегипетских мифах, он был достаточно популярным богом в Египте. Так как египтяне верили в перерождение после смерти, они считали, что если поклоняться Анубису, то он защитит душу в подземном царстве. Поэтому у него был один из самых больших культов последователей. По всему Египту строились храмы для поклонения Анубису. Центром культа выступали Асьют (Ликополис) и Хардае (Синополис). На месте Анубейон, недалеко от Саккары, было обнаружено захоронение тысячи мумифицированных собак, что является доказательством серьезного масштаба культа Анубиса. Однако стоит отметить, что за все время раскопок археологам так и не удалось найти ни одного храма поклонения этому богу.     — У него была жена по имени Анпут (Инпут). Она была богиней Дуата. Так в древнеегипетской мифологии называлось загробное царство. Анпут иногда почиталась как женская версия Анубиса. Как и ее супруг, она имела тело женщины и голову шакала. У него и Инпут была дочь по имени Кебхут, которая была богиней бальзамирования и чистой и прохладной воды.     —   Служители Анубису были исключительно мужчинами. Они часто одевали маски своего бога во время проведения ритуалов или бальзамирования. Маски изготавливали из дерева.     —   Многих интересует тот вопрос, почему же его изображали с головой шакала. Скорее всего дело в том, что ранние места захоронений вдоль пустынь в период до 3150 года до нашей эры, были популярными прибежищами для бродячих собак и шакалов. Египтяне, которые постоянно видели шакалов на кладбище связали их с богом загробной жизни, в результате чего Анубис приобрел свой привычный для нас внешний облик.     — Один из египетских мифов объясняет происхождение черных пятен на теле леопардов. Исходя из мифа, Анубис заклеймил злого Сета, который принял облик леопарда и пытался так подобраться к телу Осириса. Таким образом бог загробного царства сделал всех леопардов пятнистыми.

 

Уже давно хотел написать, но как-то не сдавалось… — Очень прикольно было слушать нашего гида, когда он произносил имя Тутанхамона. Растянуто так… Как будто у него перехватывало дыхание после каждого слова: Тут… Анх… Амон… Да, — так правильно. Понимаю. Но, привычка – превыше всего! Хотя постараюсь хотя бы в дальнейших строках более уважительно его обзывать. Только за то, что он родился и умер? Итак, пред нами предстали Канопы из гробницы Тутанхамона. В канопах хранились органы, вынутые из тела покойного перед его бальзамированием. И тут … надо было видеть и слышать, как Тарик произносил\перечислял какой сосуд и для чего был предназначен: «этот для кЫшек… этот для пИчОнкА… жИлудАк … . Честно, говоря уже даже не помню, как и что он говорил на счёт четвёртого… Но, на множестве фотографий (старых) в музее были все четыре. Все четыре внутри ящика. Куда девался четвёртый? … Спёрли? … в новый музей отправили? … Не знаю. Ящик для каноп фараона Тутанхамона находился внутри ковчега большего размера. Материал — алебастр, золото. Его высота 85,5 см. Длина 54 см. Ширина 54 см. Внутри ящик разделен на четыре отделения. В них располагались канопы с органами фараона. Сверху каждое отделение закрывалось крышкой из алебастра, выполненной в форме головы Тутанхамона.

В золотом сундуке находились четыре канопы с внутренностями мертвого фараона (внутренние органы — легкие, желудок, кишечник и печень). Святыню охраняли четыре богини: Нейт на севере, Селкис на юге, Исида на западе и Нефтида на востоке. Также в этой комнате были найдены тридцать пять моделей лодок и статуя Анубиса, бога, изображенного с головой шакала. В целях сохранения все эти сокровища были перевезены в Египетский музей в Каире.

 

Статуя охранника Ка фараона Тутанхамона. Я, честно говоря, уже и не помню – какой стоял пред нами (левый или правый? Да и с какой стороны смотреть?… Если смотреть на оригинал фотографии, то левый. У него короткие волосы… У правого длиные…). Две статуи Ка фараона Тутанхамона размещались в противоположных концах вестибюля у входа в погребальную камеру. Изначально статуи были завернуты в льняные ткани, истлевшие следы которых Говард Картер нашел при исследовании передней комнаты. Высота статуй 192 см. Длина 98 см. Ширина 53,3 см. Материал — дерево, черная смола, позолота, бронза. Лбы обоих статуй украшены царскими уреями. В руках жезл и палица. На голове левой статуи 29 надет мешкообразный головной убор хат. На пряжке пояса имеется одно из имен фараона Небхеперура, которое было дано ему при короновании и надпись на плиссированной набедренной повязке: «Совершенный бог, наполненный блеском, фараон, которым гордятся, царский ка Горахти, Осириса и Владыки Двух Земель, нареченный Небхеперура». На голове статуи 22 надет полосатый плат, состоящий из трех частей, немес. Вертикальная надпись на юбке с именем, данным при рождении: «Тутанхамон, вечно живой, подобно Ра». Статуи Ка защищали от разрушения тела фараона. Цвет кожи был как у бога Осириса и символизировал круговорот возрождения, увядания и повторного возрождения, как в природе.

И всё-таки я не удержусь и выставлю фотографию, которую стырил из общедоступного тырнета, хотя это не в моих правилах… Итак — схема захоронения в гробницах… Данная — Тут Анх Амона… , но уверен, и всех остальных хоронили подобно…

Ковчеги и саркофаги фараона. Последовательность захоронения. Гробница Тутанхамона.
Ковчеги и саркофаги для погребения фараона Тутанхамона. Схема. Автор Hotepibre.  
1- первый ковчег; 2- второй ковчег; 3- третий ковчег; 4- четвертый ковчег;
a- кварцитовый саркофаг; b- первый антропоморфный саркофаг;
c- второй антропоморфный саркофаг; d- третий (золотой) антропоморфный саркофаг.

Саркофагов много. Правда замечу, на старых фотографиях их вообще было видимо-не видимо. Их полно было и на площади Тахрир перед музеем (сейчас она пустая… только коробки вентиляционных шахт выступают из земли…)

 

Помещение с папирусными иероглифами и … Царский трон фараона Тут Анх Амона изготовлен из резного дерева. Сверху покрыт листовым золотом, полудрагоценными камнями и разноцветным стеклом. На задней стенке можно видеть рисунок, изображающий фараона и его юную жену Анхесенамон. Изюминка в том, что со-слов гида Тарика, свои ноги он ставил за золотые изображения «поверженных им» народов и другие национальности…

 

Так… потихоньку-полегоньку мы и подошли к «вишенке на торте» — мумиям… Раньше их было не менее семнадцати: в основном, … XVIII, XIX и XX династий, включая самого известного — Рамзеса II — Таа II Секененра, Яхмоса I, Аменхотепа I, Тутмоса I, Тутмоса II, Тутмоса III, Сети I, Рамсеса II, Рамсеса III, Аменхотепа II, Тутмоса IV, Аменхотепа III, Мернептаха, Сети II, Рамсеса IV, Рамсеса V, Рамсеса VI. … Сколько осталось – я так и не понял. Ведь на стеллажах были (штук 40) и саркофаги… и завёрнутые в «марлю» тела…  … это мумии или мумиями считают только те тела, где видно лицо?! Или 17 фараонов, а остальные «мелочь пузастая» в виде близких или обслуги? …

Теперь, как говорится – «без комментариев»…

 

 

 

 

 

 

 

 

Экскурсия по музею закончилась… но, день только-только подошёл к серединке. Вывод, который мы сделали ещё после музея, а сейчас он вообще однозначен, — гид Тарик только испортил посещение музея. Единственное, что он сделал положительное — купил билеты. Если-б мы ходили сами, то и посмотрели бы больше… и пофотографировали больше… — а все нюансы экспонатов можно и сейчас посмотреть в тырнете гораздо с более квалифицированными комментариями…

Жаль конечно, что нам попался именно Тарик… Жаль. Ведь то, что произошло дальше, — кроме негатива назвать нельзя… Но, об этом в следующей записи…

Пы. Сы. — ежель увидите изображение фараона иль его свиты с руками на груди сложенными крестом, — значит этот «товарищ» уже под покровительством Анубиса… … ежель чё-нибудь держит… иль руки внизу расслаблены, то соответственно делали прижизненное изображение….

Оставьте комментарий

Прокрутить вверх
Прокрутить наверх