2021. БАЙКАЛ (Иркутск, Байкальск. Дегустация блюд из омуля и Кедровки). 31 июля. 2 день.

… увертюра …

… как я уже написал — ночь была фиговой. Уставшие после перелёта … да ещё мучения в вонючей (шипка\сильна хочется выругаться) кровати… — сон не соответствовал стандартам ВОЗ. Одно утешало: не нужно было в быстром темпе куда-то бежать как обычно бывает в экскурсионных путешествиях. Спокойно позавтракали бутербродно\колбасным набором из Москвы… десяток раз перекурив… мы отправились к аэропорту. Там должна была быть встреча с группой.

Пришлось немножко (не в припрыжку) прибавить темп шага. Чуть-чуть, но опаздывали. Добрались, … и как всегда в таких случаях (либо мы опаздываем — либо что то случается) пришлось ждать около 2-х часов. Всё дело в том, что несколько рейсов были задержаны. «Без объяснения причин». Задержаны и всё!!! Как позже в разговоре нам сообщила Елена (белокурая училка) в Москве погода была хорошая. В Иркутске вчера так же было всё хорошо. Без дождя и без дыма. Почему задержали её рейс чуть ли не на сутки — не понятно. Вот и пришлось многим торчать в аэропорту без объяснений задержки рейса … без горячих перекусов … без «койки»… и самое противное для курильщиков — без мест для курения (они уже пересекли линию паспортного контроля).

Последний «опаздывающий» рейс приземлился, когда мы уже час были в ожидании. Пока прирулил к аэропорту… пока вышли и забрали свои чемоданы — мы уже прождали пару часов, которые естественно были «вычеркнуты» из нашей экскурсионной программы.

Сейчас, когда пишу эти строки, — сделаю объявление в WhatsApp в нашем чате Байкал 2021, где «собрались» единомышленники в путешествии и бурханивании кедровки. Если будут желающие поправить\исправить\добавить мои воспоминания — «Милости просим на сайт!!!» …….. …………. не успел отправить на WhatsApp приглашение… и уже первая поправка от «неизвестно кого» (в WhatsApp дан только телефон). Грамматические ошибки!!! Но, смею вас заверить — я бывший учитель в школе. С основной специальностью — «технарь»! Грамматические ошибки — это моё «святое»! …. когда закончу всё путешествие … отдам на исправление грамматики Супруге. Она найдёт мульён запятых и два мульёна в лексике… Так что, — это ещё «сырой» текст.

… итак продолжаю:

Наконец-то все нашлись и собрались группой воедино! Дошли все вместе до автобуса. Загрузились. И наша обзорная экскурсия по Иркутску началась.

Польский костёл Успения Девы Марии

Первым нашему вниманию предстал Польский костёл Успения Девы Марии. Вот выдержки из статей о костёле в свободном доступе интернета:

В исторической части Иркутска находится римско-католический костел, который может рассказать сегодня рассказать одним своим видом всю историю  существования польского народа в Сибири. Католический приход был основан в городе  Иркутск еще в 1820 году и включал в себя более 1400 прихожан. Львиную долю  из них составляли поляки, которые были сосланы  после восстания на родине в Сибирь. Вот поэтому, в народе Церковь Успения Девы Марии так часто называют Польским костелом. В 1819 на должности католических священников в Иркутск и Томск прибыли члены бернардинского ордена. Бернардины не пользовались  такой  известностью, как иезуиты. Но все-таки, им удалось  оставить заметный след в истории Иркутска. Именно бернардины добились  разрешения на постройку в городе первого специального здания для католического храма. Для строительства было необходимо место. Его католическая братия купила у иркутского купца Зубова и мещан Сухановых. Костел строился исключительно на пожертвования прихожан. Усадебное место было выбрано совсем недалеко  от главного православного храма Иркутска — Богоявленского собора. Строительство Польского костёла завершилось  к концу 1825. Костёл во имя Вознесения Божией Матери представлял собой одноэтажное деревянное здание, стоявшее на том же самом месте, где позже будет  возведен современный каменный костёл Успения Девы Марии. Церковь , к которой были пристроены с обеих сторон флигеля для  квартир священников, имела  квадратную фигуру. Площадь новостройки занимала 64 кв. саж. Фундамент под костёлом и кельями был каменный, а вот  стены деревянные. Они были  обиты досками. Портик главного фасада был выдержан в стиле классицизма. Но, к сожалению, деревянное здание погибло в печально знаменитом иркутском пожаре 1879 года. Архитектором нового здания костела был назначен известный иркутский архитектор Ю. Тамулевич. Мастер не стал придумывать что-то новое, а взял за основу стиль старого здания. С окончательным установлением советской власти в Иркутске для католического храма наступили не лучшие времена. Основываясь на законе об отделении церкви от государства, иркутские власти в 1921 году национализировали имущество католического прихода, включая культовые здания и всю находящуюся в них утварь. 7 апреля 1938 года римско-католический костел был закрыт. Иркутская община католиков была распущена, богослужение окончательно прекратилось. А в здании костёла разместилась Восточно-Сибирская студия кинохроники. Здание храма не подверглось никаким внешним разрушениям, но изнутри было перестроено до неузнаваемости. Но одно радовало, что оно не было «отдано под склад», как это делалось с православными храмами. Наверное, это была жутка несправедливость, скажете вы. Но, что сделать. Россия – это ведь многонациональная страна. Пускай хоть в то тяжелое время хоть один народ не смог утратить навсегда свое достояние. В 1974-1978 по проекту архитектора Г.А. Вязуновой были проведены работы по реставрации храма. Необходимо было вернуть зданию первоначальный облик с устранением позднейших перестроек. В помещении костёла хотели открыть Музей истории поляков в Сибири, и с этой целью  даже осуществлялась большая общественно-организационная и научная подготовка. Но позднее была оценена достойная храма. И в нем по замыслу местных властей решили разместить  органный зал Иркутской областной филармонии. После возрождения католической общины в Иркутске в 1991 году были предприняты попытки вернуть храм католикам. Но храм не был возвращён. В 1998 году городская администрация подписала окончательный отказ о возвращении церкви католической общине. Поэтому, после учреждения Святым Престолом епархии святого Иосифа в Иркутске был построен новый католический собор Непорочного Сердца Пресвятой Девы Марии. Находится он в Глазково (первый район г.Иркутска). Но все-таки власти пошли на некоторые уступки. Сегодня в Польском костеле проводятся и религиозные службы, и светские концерты.

Жалко, но внутрь костёла мы не попали. То-ли посещение костёла по субботам было недоступно… то-ли это сокращение времени от опозданий рейсов самолётов….

Пройдя всего несколько сотен шагов мы оказались на территории Спасской церкви

Храм во имя Спаса Нерукотворного Образа (Спасская церковь)

 

Церковь по имя Спаса Нерукотворного образа – единственная сохранившаяся постройка Иркутского острога, следовательно, древнейшее здание Иркутска. В 1706 году у южной стены крепости усердием Иркутского воеводы Синявина и при поддержке горожан заложили фундамент Спасской церкви. Строил храм Моисей Иванович Долгих – московский каменщик, который до приезда в Иркутск работал на возведении Тобольского Софийского собора в городе Верхотурье. Долгих построил церковь в канонах старорусского стиля, а также добавил особый местный колорит. Изначально храм встроили прямо в стену деревянного острога. На первом этаже был склад для казны. Поэтому прихожане попадали в саму церковь на второй этаж по деревянной галерее-гульбищу. На одной из решеток окна второго этажа есть надпись, зафиксировавшая 1760 год – время, когда у церкви появилась колокольня и храм обрел современные черты. Также Спасская церковь примечательная тем, что она единственная в Сибири, имеющая роспись начала 19 века на внешних стенах. Также храм был расписан и изнутри. В 70-е годы 20 века внешнюю роспись смогли восстановить, а вот внутренняя утрачена, так как не поддавалась реконструкции. На восточном фасаде можно увидеть три композиции. Левая показывает обряд крещения, вероятно, среди местных бурят. В центре – крещение Иисуса Христа в реке Иордан. Правая изображает группу лиц, присутствующих на церемонии приобщения к лику святых. По одной из версий, в качестве главного персонажа, на которого надевают корону, фигурирует первый иркутский епископ Иннокентий (Кульчицкий). На южной стене изображены святые, во имя которых возвели Спасскую церковь. Под самым карнизом четверика изображён Николай Чудотворец, а ниже – святой Митрофан Воронежский. На стене апсиды – лик Спаса Нерукотворного.

Революция 1917 года не обошла и Спасскую церковь стороной. Она была на грани уничтожения. К счастью, этого не произошло, но для прихожан ее все-таки закрыли в 1931 году. В ней располагались и сапожная мастерская, и коммунальные квартиры. Также здесь жили прибывающие на строительство Дома советов, который возвели на месте взорванного Казанского кафедрального собора. 11 марта 1931 года с колоколен Спасской церкви сбросили все 6 колоколов и отправили на переплавку. Позже помещения отдали под общежитие для рабочих Стройобъединения. В 1960 году Спасскую церковь вновь хотели снести, как и Богоявленский собор, стоящий рядом, однако вместо этого решили провести реконструкцию. В 1982 году храм открыли для посетителей как выставочный отдел Иркутского областного краеведческого музея. В 2006 году музей передал ключи от церкви представителям Иркутской епархии и здесь вновь стали проводиться службы. В 2007 году рядом с храмом шли археологические раскопки, в ходе которых специалисты обнаружили древнее кладбище и остатки Иркутского кремля. Здесь же нашли останки первых жителей Иркутска. Их торжественно перезахоронили с восточной стороны в специальной крипте.

Святые благоверные Пётр и Феврония Муромские

В сквере на территории Храма установлен очень знаковый памятник…

Скульптурные композиции «Святые благоверные Пётр и Феврония Муромские» устанавливаются в российских городах с 2009 года в рамках Общенациональной программы «В кругу семьи». В Иркутске памятник Петру и Февронии Муромским был торжественно открыт 14 сентября 2011 года, в день празднования 350-летия города. Скульптурную композицию доставили в Иркутск из Смоленска. Памятник установлен в исторической части города, под стенами Спасской церкви, около Вечного огня. Автор скульптуры –московский скульптор Константин Чернявский. Бронзовые статуи святых держат в руках голубей как символ семейного счастья. К подолу одежды Февронии прижимается лопоухий ручной заяц. Среди горожан появилась примета, что если погладить зайца по макушке, семейное счастье гарантировано, а его нос посетители памятника трут «на удачу», загадывая желание. Памятник обязательно посещают молодожены во время свадебных прогулок. 8 июля, в День семьи, любви и верности, памятник украшают, иркутяне приносят сюда живые цветы, из церкви к нему выносят подсвечник, чтобы каждый мог поставить свечу. День святых благоверных Петра и Февронии Муромских — это православный праздник, который в России отмечают на протяжении нескольких столетий. Эту семейную пару, жившую в XIII веке, считают покровителями семейного счастья, любви и верности, а их союз является образцом христианского брака. Мощи святых хранятся на территории Свято-Троицкого женского монастыря в городе Муром Владимирской области.

Не знал я про этого зайчика…. потёр бы обязательно. Может и Гид не знала… может я просто прослушал…. а может просто засмотрелся на очень симпатичную кормушку для птиц…

Вообще к Гиду в дальнейшем, не только у меня с Супругой, — была масса претензий. Но, об этом позже….

… а сейчас мы вступили в Мемориальный парк «Вечный огонь Славы»

Одно из самых достопримечательных мест Иркутска, мемориал “Вечный огонь Славы” расположенный на Нижней Набережной города, был торжественно открыт 8 мая 1975 года, в канун 30 годовщины Великой Победы. Мемориальный комплекс посвящен боевым и трудовым подвигам иркутян в годы Великой Отечественной войны и сооружен по инициативе Иркутского горисполкома и горкома КПСС. Для жителей города это в первую очередь памятник воинам-героям Сибири, которые воевали за родину и пали под вражескими пулями. Мемориал стал настоящим символом победы в Великой Отечественной Войне для всех иркутян. Вторая часть комплекса, так называемая “Аллея ветеранов”, выходящая на берег Ангары, сооружена по постановлению главы администрации Иркутска 11 марта 1994 года. Каждый год в День Победы на площади проходят массовые торжественные мероприятия в память о погибших воинах. Вечный огонь был передан эстафетой от стен Московского Кремля с могилы Неизвестного солдата, его везли в специальном контейнере с тлевшим внутри огоньком в отдельном купе поезда с открытыми окнами.

 

В настоящее время площадь мемориала условно можно разделить на две части. Первая часть — это три мемориальные доски на северном фасаде здания областной администрации. На них запечатлён авторский текст Марка Сергеева о героизме сибиряков: “Вместе со всем народом ты ковала победу, Сибирь” и перечислены 37 имён иркутян — Героев Советского Союза. Другая часть комплекса — площадка “Вечного огня” по ее периметру расположен газон-обрамление, в котором находятся: капсула с землей из мест сражений и мемориальные плиты с гравированными надписями: “Земля Керченская”, “Земля Минская”, “Земля Киевская”, “Земля Волгоградская”, “Земля Ленинградская”, “Земля Московская”, “Земля Новороссийская”, “Земля Севастопольская”, “Земля Смоленска”, “Земля Бретская”, “Земля Тульская”, “Земля Одесская”, “Земля с могилы Героя Советского Союза А. П. Белобородова. 9 мая 1992”. В ноябре 2006 года без мемориальной плиты захоронена капсула “Земля из Порт-Артура” (Военное захоронение у китайского города Длянь, где погребены сотни советских солдат — воинов Восточного фронта Второй мировой войны 1945г.). Также на пощади “Вечного огня” находятся мемориальные мраморные плиты с гравированными надписями, на которых написаны места годы сражений сибиряков в других странах. Первым официально зажжённым Вечным огнём в СССР считается огонь зажжённый 6 ноября 1957 года на Марсовом поле в Ленинграде у памятника “Борцам революции”. Факел для открытия мемориала зажжён сталеваром Жуковским от мартена №1 “Кировского завода” (ранее — “Путиловский завод”, “Красный Путиловец”).

Мост «Любви» …

Главной достопримечательностью Иркутска, естественно, является прекрасная Ангара. Центральная аллея нас вывела прямо к Нижней набережной Ангары. Пройдя памятник генерал-лейтенанту Белобородову, мы взошли на «Мост Любви» на парапетах которого обычно висят типичные замки в честь семейного счастья и благополучия, но перед нашим приездом их «успешно» срезали. Видимо, их навешали слишком много и власти города побоялись, что из-за большого веса мост может рухнуть…

 

Наступило время фотосессий с прекрасными видами на набережную, город… Ангару…

С моста Любви мой объектив, имеющий 200 кратное увеличение, хорошо разглядел бывший корпус чаеразвесочной фабрики Иркутска. Как раз момент его разрушения. И  памятник основателям Иркутска. А именно – землепроходцу Якову Похабову.

 

Собор Богоявления Господня

Очень величественно с моста Любви смотрится Собор Богоявления Господня к которому мы сейчас и пойдём.

Собор смотрится издалека как игрушка. Скажу честно – сначала я принял его как новодел. Хорошо, что ошибся. Построен он был в начале 18 века, как раз на месте Петропавловской деревянной церкви. Собор хотели снести вместе со Спасской церковью, но вмешалось провидение в образе Галины Оранской, архитектора из Москвы. Вместо бумаг на снос та начала готовить документы на реконструкцию и реставрацию.

 

 

 

Храм был сильно обезображен и перестроен. В годы советской власти в здании разместился кондитерский цех хлебозавода.

Храм неоднократно подвергался изменениям под производственные нужды завода. Четверик соборного здания был разделён на несколько этажей под общежитие… кроме того, подвал храма не подлежит восстановлению, его пришлось замуровать. Администрация хлебозавода только по ведомой ей одной причине слила в подвал огромное количество мазута, который до сих пор просачивается в протекающую рядом Ангару и по весне на поверхности воды можно наблюдать маслянистые пятна. На сколько знаю никто за это преступление наказания не понёс.

 

Надо сказать, что Богоявленский собор является старейшим каменным зданием не только Иркутска, но и всей Сибири. Кроме того, собор является вторым в Сибири, украшенный многоцветными изразцами, которые тоже пришлось восстанавливать. Реставрация храма длилась 18 лет. В 1985-ом он был передан Иркутскому областному художественному музею. В помещении несколько лет работал лекторий Общества возрождения русской духовности и культуры, постоянно проводились концерты духовной музыки. Передача же в 1994 году собора Иркутской епархии стала абсолютно логичным шагом. И в 2003-ем собор был заново расписан. В основу были взяты сцены Богоявления и Рождества Христова, тема тысячелетия Руси: святые, герои, пророки и новомученики.

 

Набережная Ангары …

Как вышли из храма нам осталось только перейти дорогу и мы оказались на городской набережной Ангары.

Уже вблизи пред нами предстал памятник основателям Иркутска в лице землепроходца Якова Похабова. А чуть далее можно увидеть памятник учительнице с детьми… а так же примкнувшим к ним педику (… тьфу…педагогу) … т.е. — меня.

 

Московские Триумфальные ворота…

Московские Триумфальные ворота — триумфальная арка. Была сооружена в 1811 году в Иркутске в честь десятилетия восшествия на престол Александра I. Ворота располагались на пересечении улиц Московско-Ланинской и Нижней набережной Ангары при выезде из Иркутска в сторону Европейской части России — на Московский тракт. Отсюда и было получено название Московские. Закладка триумфальной арки произошла 9 июля 1811 года. Под каждым из пилонов положили по закладной доске. В первой говорилось о участниках заложения ворот, а во второй — причина создания памятника. 15 сентября 1813 года состоялось торжественное открытие арки. «Московские ворота» представляли собой четырёхъярусное здание высотой 19 метров и шириной почти 16,5 метра. На самом верху была чаепитная комната, в которой в день открытия был устроен приём для тогдашнего гражданского губернатора Николая Трескина и епископа Вениамина I. В помещениях ворот находились смотрители московской заставы и станция общества спасения на водах.
 
После реконструкции арки в 1890 году, в «Московских воротах» разместился архив. Но уже через пять лет памятнику вновь была необходима основательная реконструкция, которая требовала значительной суммы. 13 мая 1911 года на заседании Городской думы было решено снести памятник, однако это вызвало череду негодований у общественных деятелей и горожан. На защиту «Московских ворот» от разрушения встал и инженер путей сообщения Павел Щусев (младший брат Алексея Щусева). Он написал ряд писем в Москву и Санкт-Петербург с просьбой сохранить памятник. Щусева поддержали не только столичные архитекторы, но общественные организации и простые неравнодушные граждане. Полтора месяца спустя после рокового решения, на новом заседании дума уже голосует за сохранение триумфальной арки и выделение на её реставрацию 6 000 рублей. Однако свободных средств не было. Сроки о реставрации памятника отодвигались из года в год. К 1928 году «Московские ворота» вконец обветшали и арку разобрали. Таким образом, памятник простоял 115 лет. В августе 2009 года было решено восстановить «Московские ворота» к 350-летию Иркутска. Летом 2011 года началось строительство триумфальных ворот (спустя 200 лет после закладки первой постройки). Реконструкция «Московских ворот» была проведена в рекордно короткие сроки — всего за три месяца. Руководил проектом и профинансировал строительство Евгений Девочкин. 14 сентября 2011 года реконструированные Московские ворота были открыты. В июне 2013 года Московские ворота Е. Девочкин передал в дар Музею истории Иркутска.

Закончилась длительная пешая прогулка и мы «загрузились» в автобус. Впереди предстояло посещение Знаменского Женского монастыря и памятника Александру Васильевичу Колчаку

памятник адмиралу А.В.Колчаку …

Здесь хочется сделать небольшое отступление\резюме о нашем Гиде в Иркутске — Татьяне. (да пусть она меня простит и простят те, кто со-мной не согласен…)..Не буду вдаряться в её компетенцию (может именно в этот день у неё было плохое настроение или что-либо случилось в семье….) , но при очень большом желании поведать нам всё и вся … при всём её, действительно большом желании  «носить нас на руках и кормить каждого с ложечки» у неё получалось это не очень хорошо. За время экскурсии она умудрилась наделать кучу ошибок. Путалась в датах. Были неточности в констатации фактов. (Лично меня очень поразили сразу три даты разрушения Иркутского Кафедрального собора — за два часа прозвучало сразу три года. Уже точно не помню, какие она называла 1925..1932…1038 … кажется. Как я уже позже в интернете «нарыл» — истинный год утраты собора с помощью множества взрывов — 1932-ой). То же касается и фактов\домыслов\сплетен о Колчаке. Более чётко говорить где уже точные сведения, а где возможные версии. (мы же всё воспринимаем за «истину последней инстанции». (это касается версии захоронения Колчака. Я за «чистую монету воспринял утверждение, что одна из монашек обнаружила тело и перезахоронила его. Что могила реально существует… только эта монашка не хочет никому о ней говорить). …Уже на обратном пути в заключении нашего путешествия другой гид — Анна, уже более конкретно выражалась. На мой вопрос «где же могила А.В.Колчака ?» — она твёрдо сказала, что в большинстве версий её нет и не может быть, т.к. опять таки по БОЛЬШИНСТВУ ВЕРСИЙ — после расстрела его тело было опущено в прорубь и найти его уже невозможно. Я много (целый вечер) рылся в инете. Прочитал множество статей…. и для себя так же сделал вывод: могилы Колчака — нет!  место его «упокоения — воды Ангары». Да, — есть крест возможного расстрела. Примерное место речки Ушаковки, где возможно он был опущен в прорубь и унесён течением в Ангару….    … всё остальное — множественные домыслы, версии, сплетни….  Их множество!!! С множеством документов и рассказов «очевидцев». И расстреляли его не на реке, а подвале дома… и тела, в проруби зацепилось за лёд и их нашли (расстреливали двоих) то, какой-то работник… то, двое мальчишек… то, его нашла монашка монастыря…  … ещё масса версий… (достойных и не очень)…

Памятник Александру Колчаку установили в Иркутске в честь 130-летия со дня рождения русского флотоводца в 2004 году. Скульптор — народный художник России В. М. Клыков. Место для размещения 4,5-метровой скульптуры выбрано неслучайно. Свой жизненный путь знаменитый лидер белого движения закончил именно в этом городе, и по мнению многих исследователей как-раз неподалеку от ограды Знаменского монастыря на берегу Ангары. Образ адмирала и исследователя Сибири и Арктики, стоящего на массивном бетонном постаменте, выполнен из кованой меди. На нем — барельеф с изображением двух солдат, белогвардейца и красноармейца, скрестивших оружие. По замыслу автора скульптурной композиции Вячеслава Клыкова, они — братья, и их винтовки опущены к земле, что символизирует завершение гражданской войны и примирение расколотой нации.

Достоин адмирал памятника? … вопрос очень и очень спорный…. Лично я, отвечу на этот вопрос по еврейски — вопросом: а достоин ли Иркутск памятникам Ленину… Куйбышеву… ???

 

Иркутский Знаменский женский монастырь …

Иркутский во имя Знамения Пресвятой Богородицы женский монастырь начал строиться по грамоте, данной в 1689 г. митрополитом Сибирским и Тобольском Павлом, в одной версте от Иркутского острога на правом берегу р. Ангары в устье р. Иды (сейчас р. Ушаковка). Главным строителем — оpганизатоpом и pаспоpядителем всех строительных работ — был иркутский житель Влас Сидоpов. К 1693 г. его стараниями была построена первая деревянная церковь, которая была не только монастырской, но и приходской. В 1757 г. в монастыре была заложено каменное здание Знаменской церкви на средства иркутского купца И.С. Бечевина. Главный храм был освящен около 1765 г., впоследствии к нему были пристроены приделы и к концу XVIII в. церковь стала четырехпрестольной. К концу ХIХ века Иркутский Знаменский монастырь представлял из себя крупное хозяйственное образование. Монастырь славился своими мастерицами. Здесь шили парадные священнические одежды, плащаницы, ризы на иконы и другие богослужебные предметы. Шили также по заказам горожан и светские одежды: наряды для невест, дамские платья, башмаки и многое другое, занимались также художественной стежкой одеял. Монахини великолепно владели различными техниками шитья: лицевым, золотошвейным шитьем, вышивкой цветной и белой гладью, бисером и драгоценными камнями. Сюда попадали и «государственные преступницы», присылаемые из Москвы и Петербурга. Невольницей монастыря была дочь знаменитого Артемия Волынского, казненного в Петербурге 27 июня 1740 г. во времена «бироновщины». Его несовершеннолетние дети ― Мария, Анна и Петр ― через три дня после казни отца были отправлены в Сибирь порознь, в особых повозках. Анна 25 ноября 1740 года была доставлена в Иркутский Знаменский монастырь и на следующий день приняла постриг с именем Анисьи. В октябре 1740 г. скончалась императрица Анна Иоанновна, и дети А. Волынского получили свободу. Анна Волынская хранила добрую память об Иркутской обители: из Петербурга она выслала в монастырь напрестольное Евангелие в богатом окладе, которое, к сожалению, в обители не сохранилось. В 1893 г. при монастыре официально была учреждена школа для девочек, которых обучали чтению, письменной грамоте и церковному пению. В 1908 г. была открыта церковно-приходская школа. Кроме этого в монастыре действовал приют для детей (в 1912 г. в нем содержалось 44 девочки). На территории монастыря находится некрополь. Здесь похоронили многих настоятельниц и монахинь монастыря; несомненно, здесь погребена преставившаяся 24 февраля 1744 г. первая игуменья Акилина. 20 июня 1795 г. похоронен основатель Российско-Американской компании Григорий Иванович Шелихов. По заказу его супруги Н.А. Шелиховой на его могиле поставлен мраморный памятник, выполненный мастерами Екатеринбурга, эпитафию для памятника сочинил поэт Г.Р. Державин. Здесь похоронена жена декабриста Е.И. Трубецкая (умерла в 1854 г.) с детьми, декабристы Н. Панов, П. Муханов, В. Бечаснов. У монастырских стен нашли свое последнее пристанище члены семей известных купеческих династий Иркутска: Трапезниковых, Котельниковых, Родионовых, Тельных, Голдобиных, Малых и др. В 1960 г. из Братского района привезли останки второго иркутского епископа Иннокентия (Неруновича), скончавшегося в июне 1747 г. в Братской Спасской пустыне, и похоронили на Иркутском Радищевском кладбище. Это было вызвано тем, что территория Братской пустыни при строительстве Братской ГЭС попадала под затопление. 14 октября 2001 г. мощи свт. Иннокентия (Неруновича) были перезахоронены у алтаря Казанского придела Иркутского Знаменского собора. В ночь с 6 на 7 февраля 1920 г. в непосредственной близости монастыря были расстреляны Верховный правитель России Александр Колчак и председатель Совета министров Виктор Пепеляев. С приходом в Иркутск Власти Советов, в распоряжении местной епархии остается только здание церкви, а монастырь закрывается. В религиозных помещениях размещают отделы Гидроавиаторов.
 
В 1926 г. Знаменский храм стал приходским, а с 1929 г. начал выполнять функции кафедрального собора, так как собор Богоявления был закрыт, а Казанский кафедральный собор и вовсе снесен.
 
В 1934 г. постановлением Президиума городского совета от 11 июля Знаменская церковь была закрыта и отдана под рабочий клуб. Все иконостасы были сломаны и стены храма постепенно разрушались. В середине 1940-х годов Знаменская церковь начала возрождаться. Иконостасы собирали из сохранившихся кусочков. Знаменский иконостас был сделан весь заново, от старого были использованы только Царские врата. Знаменская церковь была возвращена епархии в 1945 г. В 1948 г. ей был возвращен статус кафедрального собора. 30 августа 1960 г. комплекс Знаменского монастыря Постановлением Совета Министров РСФСР № 1327 (Приложение 1) переведен в ранг памятников архитектуры республиканского (федерального) значения и поставлен на государственную охрану. В 1990 г. в обитель были перенесены мощи свт. Иннокентия (Кульчицкого).

Церковь во имя Казанской иконы Божьей матери…

храм красивейший! … великолепнейший!!! … грандиознейший!!!!!…. ну, и ещё тыща похожих эпитетов…
…строилась в период с 1885 по 1892 гг. почётным гражданином города, золотопромышленником и меценатом Александром Михайловичем Сибиряковым (фамилия говорит о многом !!!). Объемно-пространственная композиция храма отличается от его предшественниц: различные по своему функциональному назначению части культового сооружения внешне практически неразличимы, то есть имеют одинаковую трактовку планов и объёмов, что нетипично для других церквей Иркутска. В Храме располагается уникальный яшмово-малахитовый иконостас, а сами масштабы сооружения впечатляют (церковь просто огромная).


После революции 1917 года Казанская церковь действовала ещё 18 лет (ну, пока волна докатилась из столиц в «сибирскую глухомань»…). Но в 1936 году её постигла та же участь, что и другие храмы — она была закрыта. С тех пор у здания сменилось много хозяев: тут был и склад книготорга, и курсы киномехаников, и даже завод «Сибирский сувенир». Так по-маленечку и растаскивали культовое сооружение, пока в конце 1980-х Иркутским областным Советом народных депутатов не было вынесено решение о восстановлении памятника, проект реставрации которого был успешно завершен к началу нулевых.


Для верующих в Казанской церкви созданы все условия: те, которым тяжело стоять длительное время, могут присесть во внутреннем дворике на скамейки- служба транслируется на улицу через динамики. Так же во внутреннем дворике в бассейне плавают два лебедя. Чёрный и белый… Есть и хоз.блок с клетками, где помимо куриц и гусей находятся клетки с соболями… (…не повезло. Ни один соболь не захотел фотографироваться…)

 

Дом Купцов Шастиных…

Небольшая остановка для фотосессии очень красивого дома. Жалко, но внутрь мы не попали. Возможно опять сказалось потеря пары часов задержки рейсов самолётов…

Так называемый, «Кружевной дом», являющийся памятником архитектуры в стиле русского барокко, был построен в конце XIX века. 0 Но основную часть своего великолепного декора он получил в 1907 году, когда его владельцем стал купец Шастин. Удивительную неповторимость этому зданию придает пышное декоративное украшение фасадов, резные оконные наличники, а также сложная по своей конфигурации кровля с миниатюрными башенками. В 1999 году был завершен проект реставрации усадьбы Шастина, который был разработан лучшими специалистами на основе архивных материалов, сохранившихся чертежей и фотографий. «Кружевной» был включен в перечень мирового охраняемого наследия, с такой инициативой выступила французская ассоциация сохранения мировых памятников истории. В наши дни в здании расположилось представительство компании «Дома Европы», туристический информационный центр. Здесь же находятся два музея — Музей чая и Дом городского быта, а часть отреставрированных усадебных построек отведена для нужд Управления Культуры Иркутской области.

Позы… или Буузы …

На обед нас отвезли в так называемый 130 квартал  деревянных домов «Иркутская слобода». Очень интересный объект, но о нём я расскажу в конце. Когда мы с Супругой гуляли по нему в последний день перед вылетом в Москву. В этот раз мы просто прошлись около шоссе и «внутрь» квартала не заходили.

 

Зашли в Бурятский национальный ресторан Улус. Однозначно, — он действительно был национальным… Бурятским. Впервые в жизни попробовал Буузы (одно и тоже, что и Позы, но что-то на русском, а что то на бурятском). Ну, не умею я красочно описывать гастрономические изыски… да, простят меня читатели. Но, это было что-то!!! Представьте себе обыкновенные пельмени… или манты … или хинкали. В принципе — всё одно и тоже. Различие видимое в форме. По вкусу в принципе — одно и то же (я не гурман и не дегустатор). Но, — ну, очень вкусно!!! По внешнему виду -манты, хинкали. Только макушка срезанная. И есть их надо специфически. Сначала сбоку надкусить и выпить находящийся внутри сок. Как говорят, — он самое вкусное в буузах. Потом уже есть. Без вилок и ножей. 

Но, так как мы «первоклашки» в этом нелёгком деле поедания буузов, нам дали и вилки … и ножи… и даже перчатки чтобы не замарались…

Справились! Очень вкусно!!! Чувствовалось настоящее мясо, а не продукт с запахом мясного.

 

Далее был длительный переезд в Байкальск. Ехали около двух с половиной часов. Все были уставшие. Многие и не выспанные. Поэтому большинство из нас проспали мертвецким сном пока не доехали. Я так же спал… лишь изредка подглядывая на природу Сибири и Байкала…

… Разместили по номерам …

… вечером нас ждал Торжественный ужин в честь приезда и знакомства организованный туристическим агентством. … много мы с Ириной поездили. Много было всякого рода ужинов и обедов… Но, все они были заключительными… в конце наших общих путешествий. Здесь нужно бить в барабаны под звуки фанфар турагенству. Молодцы!!! Именно, на этом ужине мы стали более тесно знакомиться друг с другом.

Хочется описать ещё одно знакомство. Знакомство с коньяком! Ведь именно за коньяк я принял нюхнув пластмассовый стаканчик с налитой жидкостью коньячного цвета. Александр (познакомились за минуту до распития) — специалист по спиртному так же определил, что это коньяк, …но фиговенький! Какого же было наше удивление, когда на следующий день нам поведали, что это не коньяк, а местный самогон настоянный на кедровых шишках и орешках с добавлением местных трав!

За воспоминаниями о Кедровке я совсем забыл, что этот ужин был как бы посвящён не только знакомству, но и дегустации блюд из омуля. Было много разных блюд из него… но, из-за этой кедровки в моей башке так ничего и не осталось в памяти….

Что далее? Далее был сон !!!

4 комментария к “2021. БАЙКАЛ (Иркутск, Байкальск. Дегустация блюд из омуля и Кедровки). 31 июля. 2 день.”

  1. Впечатления от обзорной экскурсии по Иркутску примерно такие же, понравились все места, где мы побывали. Но, если у вас была возможность в конце тура еще раз пройтись по улицам города, то нам с моей попутчицей Татьяной времени явно не хватило. При том, что мы прибыли в Иркутск в 8-17 утра по местному времени и ждали экскурсионный автобус на вокзале до самого обеда. Гид Татьяна предложила нам весьма интересный вариант — доехать на такси до аэропорта и ждать всех остальных там, но что-то нам это не понравилось… С нами ждала и Лена из Питера («белокурая училка»), она тоже приехала поездом. И соглашусь, что экскурсовод из Татьяны никакой. По поводу местного коньяка, честно говоря, я сразу поняла,что это самогон, может быть потому, что у нас в Сибири практикуют самогон с добавлением кедровых орешек и мне приходилось пробовать…

    1. Если ты Оль, — читала наш 1 день (до встречи группы) — мы провели ночь с крайне отвратительным впечатлением «гнилой…пахнущей клопами… старческим запахом» кровати и какого же было наше супер впечатление от последнего дня в Иркутске, где мы провели ночь просто в Идеальных апартаментах. После такой ночи у нас было в два раза больше сил на экскурсию по Иркутску до вылета самолёта. Пол дня — но, провели их обалденно хорошо! Обязательно прочитай где нибудь через недельку! Сейчас у меня много свободного времени и надеюсь закончу свои «мемуары» через дней 7-10.

    2. На счёт Татьяны — я боюсь делать скоропалительные выводы. Желание нас «обслужить» и сделать всё хорошо, согласись у неё было огромное! Но. Но, получилось так — как получилось. Я ещё мягко описал свои эмоции. Может действительно, у неё что то случилось… Что же касается самогона — что же ты не сказала нам с Александром правды?! Мы же на весь зал «орали», что это коньяк!!! И как гром с ясного неба только на следующий день (а, может и два) узнали, что это самогон!!!

  2. https://misternews.ru/готовим-вместе-домашние-пирожные_792e90035.html Какие рыбные блюда можно приготовить на Благовещенье? Советы и лайфхаки #2216
    https://misternews.ru/грибы-в-сливках-–-очень-вкусный-рецеп_79c0f5f56.html мастер-класс Fishcool: Рыбные блюда в CONVOTERM в Екатеринбурге
    https://misternews.ru/шашлык-на-мангале-vs-шашлык-в-тандыре_d949f21b2.html ФАРШИРОВАННАЯ РЫБА на праздничный стол РЫБНЫЕ БЛЮДА на праздник и НОВЫЙ ГОД 2022 Люда Изи Кук Рыба
    https://misternews.ru/шашлык-знак-качества_1dd5e0285.html ШАШЛЫК ХИТ 2021. Новый ШАШЛЫК — 2 в 1. Рецепт от Тихона. ENG SUB
    https://misternews.ru/лучший-рецепт-шашлыка-из-свинины-2021-по-м_8396f0dc1.html грибы Videos

Оставьте комментарий

Прокрутить наверх