2013. ПОРТУГАЛИЯ. Брага: каф. собор Девы Марии, ц-вь Милосердия,сады Санта-Барбары, ц-вь Санта-Круш, часовня Коимбра. 8 май. 8 день. I часть.

= португальские мотивы =

… проснулись! Оказалось, когда протёрли руками заспанные глазёнки, что наступил наш очередной «трудовой» день. Восьмой по счёту…

Хочется добавить о просторном номере в современном стиле – очень хороший стол. Обычно в трёшках-отелях этим здорово грешат. Здесь же можно было расположить не только ноутбук, но и всевозможные чашечки для кофе и фруктов… пивасика чёрт-продери…

Порадовал и завтрак, где предложили аж, 3 вида йогуртов, сыр, колбасно-ветчинную закусь… множество плюшек в виде выпечки… кофе, чай, соки (естественно, из пакетиков) … хлопья, молоко.

 

… прямо перед отелем нас уже ждал наш экскурсионный автобусик… на котором мы отправились в городок Брага…

Примерно 50 км по эвропэйским дорогам – пшик. Не успели примерить для своих задниц сиденья, а уже приехали. К очень большому сожалению, с утра моросил небольшой дождик. Вредненький такой… Вроде его и нет… но не раскроешь зонтики – быстро намокнешь. У нас были дождевики, которые мы, молодцы, — прихватили с собой. Хорошенькие, но с недостатками. Уж, больно они «не надёжные». И главное, — очень неудобно фотографировать или снимать на видео. Нет у них «дырок» на груди… приходилось каждый раз приподнимать плащ… доставать фотоаппарат…, а потом быстренько «засовывать» его внутрь… Дождик, то идёт… то, вроде его нет. Поэтому на одних снимках мы в них… на других — нет.

Итак: Брага! В первую очередь мы пошли к …

Кафедральный собор пресвятой Девы Марии…

Нам уже было известно, что Брага- это религиозная столица Португалии.

И то, что первой нашей точкой\достопримечательностью был кафедральный собор не явилось чем-то неожиданным. Безусловно, Кафедральный собор- это главный собор. И когда мы его увидели издалека, то даже были несколько удивлена: неказистое здание, зажатое между жилых домов.

Смотрели и думали, ну не может такое скромное и не большое здание быть Кафедральным собором архиепархии Браги. Ведь, как утверждают источники и рассказывала гид по своему историческому и культурному значению этот собор одна из главных достопримечательностей страны.

Историю создания Собора пришлось стырить в общедоступном тырнете:

В V–VIII веках Брага принадлежала свевам и вестготам, продолжая оставаться важнейшим городом региона. С Брагой связано имя выдающегося церковного деятеля раннего Средневековья Мартина Брагского, бывшего здесь епископом. В 716 году Брага захвачена маврами, в 1071 году отвоёвана христианами. После отвоевания Браги у мавров здесь была восстановлена епископская кафедра, епископ Педру немедленно инициировал строительство собора на месте древней разрушенной церкви.

 

Собор был освящён в 1089 году, хотя к этому времени была завершена лишь апсида. Епископ планировал создать храм с тремя нефами, деамбулаторием и большим трансептом. Напоминанием об этом раннем проекте служит небольшая Восточная часовня, находящаяся за пределами самого собора.   Строительство продолжилось после 1095 года, когда граф Генрих стал правителем графства Португалия. В основных чертах собор был закончен к концу XII века, построен он был в романском стиле с сильным влиянием бургундской архитектуры и, в свою очередь, сильно повлиял на возводившиеся позднее в Португалии романские строения.

 

В последующие века собор сильно перестраивался, так что к настоящему времени его архитектурный стиль — сплав различных черт романского, готического, барочного стилей и мануэлино. В XIV веке к собору пристроили готические Королевскую капеллу, где перезахоронили Генриха Бургундского и его супругу Терезу, и капеллу Глория. В XVIII веке была перестроена верхняя часть главного фасада, и возведены невысокие симметричные колокольни. На южном фасаде собора сохранился романский портал.

 

В плане Брагский собор имеет форму латинского креста, состоит из трёх нефов, трансепта и нескольких капелл разной стилистики — от романской до барочной. Главный неф в основном романский, сохранился с момента постройки. В XX веке в ходе реставрации были удалены некоторые более поздние добавления в архитектуру главного нефа и восстановлен его первоначальный облик.   Особо примечательна готическая капелла Глория, пристроенная к собору между 1326 г. и 1348 г. В ней находится резная каменная гробница архиепископа Гонсалу Перрейры, которая считается шедевром португальской скульптуры XIV века. В капелле святого Геральда находятся мощи святого Геральда Брагского.

Гид – Марина нас водила, показывала и рассказывала, но, несмотря на то, что она не очень торопилась, всё равно нельзя было задерживаться надолго и рассматривать детали. Фотографировать приходилось на ходу.

 

… как хорошо, что от одной достопримечательности к другой — два шага. К тому же группа шла неспеша… почти переминаясь с ноги на ногу…  Завернули за угол и пред нами …

Церковь Милосердия… (Igreja da Misericórdia) …

Церковь Милосердия входит в состав архитектурного ансамбля Кафедрального собора Браги, в одной из капелл которого братство Милосердия нашло своё первое пристанище в 1513 году. Сама церковь была построена в 15601562 годах, в эпоху архиепископа Бартоломеу душ Мартириша, став уникальным образцом позднего ренессанса в Браге. Претерпев множество перестроек (их основная часть пришлась на 17 век) здание приняло сегодняшний вид лишь в 1891 году.

 

Церковь Милосердия входит в состав архитектурного ансамбля Кафедрального собора Браги, в одной из капелл которого братство Милосердия нашло своё первое пристанище в 1513 году. Сама церковь была построена в 15601562 годах, в эпоху архиепископа Бартоломеу душ Мартириша, став уникальным образцом позднего ренессанса в Браге. Претерпев множество перестроек (их основная часть пришлась на 17 век) здание приняло сегодняшний вид лишь в 1891 году.

 

Однонефная церковь продолговатой формой вместе с подсобными помещениями образует в плане букву L. Маньеристская структура соединилась с барочным декором, появившимся в церкви в 17-18 веках. Специалисты отмечают основательное знание образцов маньеризма, которое продемонстрировал Мануэл Луиш при проектировании церкви. Особенно это касается главного фасада, выдержанного во фламандском духе. Архитектура церкви Милосердия повлияла на облик многих более поздних построек на северо-западе Португалии, например, церкви святого Гонсалу в Амаранти или церкви Милосердия в Гимарайнше.

… вообще — как же приятно гулять по городу, буквально «дышащему» весной.

 

Деревья только-только начали распускать листву… множество всевозможных клумб с уже цветущими лютиками-цветочками… и воздух — свеженький-пресвеженький …

 

 

сады Санта-Барбары и Епископский дворец …

Расположенный между садом Санта-Барбары и Praça do Municipio, Епископский дворец является одним из самых значительных исторических зданий Браги в Португалии. Дворец фактически представляет собой комплекс из нескольких взаимосвязанных зданий, каждое со своим характером, отражающим разные стили и периоды, в которых они были построены.

 

Здание начало строиться в XIV веке. На протяжении столетий дворец был перестроен и расширен, но пожар уничтожил его часть в 1866 году. После республиканской революции в 1911 году произошел раскол с церковью. Архиепископы были изгнаны из дворца, а многие владения церкви были национализированы, в том числе пять фонтанов во внутренних садах. В этот период здесь располагались военные и гражданские службы. В 1970 годы центральное и восточное крылья были переданы Университету Минью.

 

Епископство этого города ведет свой отсчет с 388 года, когда церковь возглавил Патернус, однако официальная дата основания архиепископства – 1071 год, когда Д.Педро стал первым архиепископом Браги. В 1112 году граф Д. Энрике и графиня Д. Тереза, владеющие Брагой, передали землю церкви.

Самый старый раздел здания – средневековое готическое восточное крыло, которое выходит на сад Санта-Барбары. Это гранитное здание, построенное во времена архиепископов Гонсало Перейра и Фернандо да Гуэрра, относится к XIV-XV векам. Сейчас оно занято районным архивом Браги.

 

В центре площади перед зданиями расположен фонтан, известный как Fonte dos Castelos. Он представляет собой многоугольную фигуру с двенадцатью ступенями, выполненную в виде взаимосвязанных замков. Они соединены стеной, окруженной тремя башнями и увенчанной статуей с патриархальным крестом.

… свернув за угол мы нарвались… ой, на какую прелесть мы нарвались! … … и это в самом историческом центре Браги! …

 

Изысканный сад находится рядом со средневековым епископским дворцом Браги в Португалии и граничит с его прекрасными северными стенами и были разбиты в середине 20 века. Возле здания можно увидеть готическую аркаду, очерчивающую внутренний дворик дворца, а в каменной кладке на стенах можно разглядеть фрагменты скульптуры и герба.

 

В центре Jardin Santa Barbara расположена статуя — фонтан, Санта-Барбаре которая, по легенде, оберегает от огня, морского шторма и внезапной смерти и именем которой и назван сад. В Саду посажено очень много цветов, аккуратно подстрижены деревья и газон — все это произвело настоящее весеннее впечатление! Роскошь архитектуры, элегантность скульптур здесь сочетается с красотой природы. Сад украшен клумбами с разнообразными цветами, фигурно постриженными кустарниками, развесистыми кедрами, изящными статуями…

Церковь Санта-Круш … (Креста Господня) … (Igreja de Santa Cruz) …

… и опять-таки, — не прошли мы и пары сотен метров, пред нами предстал ещё один католический собор…

Брага считается одним из самых старинных городов Европы. В ней находится большое количество церквей и храмов. Одним из таких архитектурных ансамблей, оставшимся нам с древних времен, является церковь Санта-Круш.

 

Церковь Креста Господня XVII века была построена по указанию Джеронимо Портило, основателя ордена Креста Господня. Строительство происходило под патронажем архиепископа Афонсу Фуртаду ди Мендонса. Архиепископ Афонсу Фуртаду ди Мендонса принимал непосредственное участие в ее строительстве.

Строительство заняло более сотни лет. Возводить храм начали в 1625 году, а закончили только в 1739. Работы велись медленно, из-за этого храм начал ветшать. И в 1731 году для реставрационных работ были приглашены Мануэль Фернандес да Сильва и другие мастера. В 1734 году стены церкви разрушили, оставив только фасад здания. Полностью отстроили церковь в 1739 году.

Церковь знаменита своим необычным строением. Она запоминается тем, что имеет каменный фасад, который поражается своей выразительностью. Помимо всего прочего на фасаде имеются две башни-колокольни со встроенными часами. На самом верху башен располагаются флюгеры. Здание сочетает в себе два архитектурных стиля: маньеризм и барокко.

 

Внутри церковь имеет высокий неф, стены которого сложены из квадратных каменных блоков. Свод нефа церкви имеет форму цилиндра и поддерживается тремя опорными арками. С каждой стороны нефа расположены по три капеллы. Интерьер изобилует резными позолоченными произведениями искусства XVIII века. В оформлении церкви достаточно в большом количестве присутствуют изделия искусства, арки, орган, украшенные позолотой. Заслуживает отдельного внимания кафедра для чтения проповедей. Ее стены украшают различные картины и панно, относящиеся к XVII–XVIII векам. В XVIII веке в церкви были проведены реставрационные работы, которые значительно изменили внешний облик храма.

 

… большой ошибкой нашего гида – Марины было то что, когда мы прошлись по улице Francisco Sanches она, не сделала остановочку хотя бы минут на 5-10 для массового фотографирования.

Вся группа стреляла фотоаппаратами… все снимали себя и подруг на фоне обалденных красивых деревьев… и одновременно быстрыми пробежками пытались не отстать от гида…

Я абсолютно не разбираюсь в сорняках… лютиках-цветочках. Могу отличить лишь морковку от ёлки … или крапивы от кактуса (и то, — с проблемами т.к. обои гады – кусаются) … Вот и пришлось уже в Москве смотреть и разбираться что-же за дерево такое встретилось нам на этой улице.

Вариантов было предложено множество, но наиболее похоже – это Церцис канадский (или багрянник канадский). Могу, естественно, — ошибаться. (Пишите – исправлю). Вот что пишут об этом красивом сорняке умные люди:

Багрянник канадский представляет собой листопадное растение с хорошей зимостойкостью. Культура получила широкое распространение в садовом озеленении и ландшафтном дизайне. Относится к семейству бобовых. Церцис растет в форме дерева или кустарника, имеет шатровидную крону. В благоприятных природно-климатических условиях вырастает до 12-18 м. Ствол и ветви покрыты корой темно-серого цвета, практически черного. Молодые побеги имеют красно-бордовый тон. Листовые пластины сердцевидные, чуть вытянутые, заостренные на верхушке. Снизу чуть опушенные.

 

В начале весны листья распускаются яркими зелеными красками, к лету становятся темными, а с наступлением осени играют красными и бордовыми оттенками. Цветение приходится на вторую половину апреля – первую декаду мая. Благодаря усилиям селекционеров появилось множество интересных гибридов с декоративной листвой и красочным цветением. Неслучайно большинство форм багрянника выступают ярким акцентом в садовом дизайне. Это растение сохраняет свой необычный вид в течение всего вегетационного сезона начиная с ранней весны и заканчивая поздней осенью.

Интересно, что церцис в народе называют «Иудино дерево» – согласно преданиям именно, на нём повесился предатель Иуда Искариот. Однако не существует ни единого факта, который мог бы доказать эту теорию. Мрачная легенда не имеет абсолютно ничего общего с роскошью багрянника…

 

… так … потихонечку мы вроде и гуляли… и вробы шлёпали на своих двоих целенаправленно за Мариной-гидом. …

 

… улочка за улочкой… … прошли мимо госпиталя и церкви Святого Марка …

Часовня и Дом Коимбра … (Capela e Casa dos Coimbras)…

 

Естественно, — нас «водили за ручку» по самым-самым достопримечательностям. Говорить о том, что мы посмотрели все – бестолку. Их в мульён раз больше, чем мы видели. Да и наш осмотр – лишь поверхностный. Последним шедевром центра Браги был архитектурный ансамбль XVI века: Часовня и Дом Коимбра (Capela e Casa dos Coimbras). Дом в 1505 году был приобретен провизором Браги Д.И. Коимброй, как дворец для духовенства. В 1525 году к Дому была пристроена Капелла, посвященная Богоматери и выполненная в готическом стиле.

 

Очень интересны окна Дома, выполненные в стиле «мануэлино». К сожалению, и эта часовня была «полузакрыта». Зайти – зашли, но в это время в часовне проходила служба… И времени на осмотр художественной галереи, которая была размещена в Доме, — не было… так что, мы посмотрели только снаружи… и сев в автобусы поехали к супер-мупер шедевру… но, об этом уже во-второй части …

Оставьте комментарий

Прокрутить вверх
Прокрутить наверх