2013. ВЕНГРИЯ. Будапешт. Проспект Андраши, Площадь героев, Базилика Святого Иштвана… 7 окт. 6 день. 1 часть

… народная песенка …

 

Проспект Андраши… (Andrássy út)… («Андрюша»)…

Бродвей, … ул. Горького (Тверская), … Елисейские поля, … Рамбла в Барселоне, Арбат … какая красивей?! Вообще, — сравнение не уместно. Каждая хороша по-своему. И Будапештцы любят свой проспект Андраши без всяких сравнений.

 

Элегантный проспект был назван в честь премьер-министра Венгрии, а затем и министра иностранных дел Австро-Венгрии графа Дьюлы Андраши, которому принадлежала идея строительства проспекта, и который в большой мере способствовал реализации этого градостроительного проекта.

Парадная улица Будапешта, построенная в 1872 году как часть грандиозного плана украшения города в ознаменование 1000-летия обретения венграми Родины, неоднократно меняла свое название. Сначала она называлась Радиальный проспект, вскоре в 1885 году ей дали имя видного венгерского дипломата и политика, премьер-министра Венгрии в 1867-1871 годах и министра иностранных дел Австро-Венгрии с 1871 по 1879 годы — графа Дьюлы Андраши. В молодости Андраши участвовал в революции 1848 года, был заочно приговорён к смертной казни и бежал во Францию. На родину он смог вернуться в 1860 году. В 1867 году Андраши активно участвовал в создании двуединой Австро-Венгрии и смене политического режима в государстве. На Берлинском конгрессе 1878 года Дьюла Андраши стал одним из главных действующих лиц, сумев сколотить антироссийский блок с англичанами и добиться оккупации Боснии и Герцеговины имперскими войсками. Тем самым Андраши заложил смертельную мину под фундамент только что созданной двуединой монархии.

 

После Второй мировой войны в 1950 году новые коммунистические власти Венгрии переименовали проспект в проспект Сталина, но с1956 года он еще дважды менял название — проспект Молодежи, а после подавления бунта магистраль стала улицей Народной Республики. И, наконец, в 1990 году имя Андраши снова воцарилось на уличных табличках. Андраши можно смело причислить к памятникам архитектуры, недаром он включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО (в 2002 г.).

Лень сочинять (точнее – из стандартных энциклопедических фраз делать «своими») историю строительства. Поэтому просто скопирую отлично написанные строки у https://mila-hunguide.livejournal.com/22789.html?ysclid=m1l97h87ec452002672

Главная улица будапештского района Терезварош, проспект Андраши, застроенная дворцами и особняками бывшей аристократии, не так длинна – всего лишь 2200 метров, но безусловно красива и стОит того, чтобы по ней прогуляться.

Жители Буды того времени всего за несколько минут пешей прогулки оказывались в красивой и зелёной парковой зоне, вплотную примыкавшей к Будайским городским кварталам. А вот жители Пешта могли попасть в Городскую рощу только по узкой, переполненной транспортом улице Кирай и поэтому на чём свет кляли Пештскую пыль и грязь. Поэтому ещё в 1870-ые годы городской совет принял решение о строительстве нового проспекта, который бы позволил аристократии быстро и с шиком доехать на конной упряжке от центра Пешта в прогулочную зону. Городской совет общественных работ создал специальную комиссию по строительству, на заседании парламента была утверждена смета и обсуждены вопросы, связанные с делением проспекта на строительные участки. Работа предстояла немалая — сначала нужно было выкупить, а затем снести 219 старых зданий, затем вывезти мусор и разровнять участки, заполнить землёй подвалы и бывшие сточные канавы, построить новые системы водоснабжения и канализации, позаботиться об освещении проспекта и его озеленении. Проспект был проложен в 1876 году, но тогда вдоль него было построено всего несколько особняков. Участки покупали без особого энтузиазма — проспект ещё только готовился стать богатым городским кварталом. С 1880 года начался настоящий строительный бум – за один только год было продано в три раза больше участков, чем за предыдущие четыре. Последний участок был приобретён в 1884 году. В 1877 году проспект был выложен специальным деревянным брусом – для того, чтобы уберечь жителей проспекта от шума лошадиных копыт.

Не прошло и десяти лет, как проспект раскопали для того, чтобы построить первую подземку — городской совет не разрешил прокладывать здесь трамвайные пути. В то время по проспекту передвигались на омнибусах — повозках на конной тяге.

Внимательный человек, неспешно гуляя, безусловно заметит, что проспект состоит из трёх частей.

Первая, шириной 32 метра, ведёт от проспекта Байчи-Жилински (политик и журналист) до площади Октогон. Здесь вплотную друг к другу стоят четырёх- и пятиэтажные здания, на первых этажах которых сегодня, как и раньше, расположились дорогие рестораны, кофейни и магазины эксклюзивных брендов.

На отрезке от Октогона до площади Кодая проспект расширяется до 43 метров, центральная магистраль отделена от вспомогательных полос прогулочными дорожками.

Последний участок проспекта заполнили роскошные особняки, которые стоят обособленно, а от проспекта их отделяют небольшие зелёные садики.

Этот элегантный проспект стал шедевром городского проектирования XIX века.

Под этой улицей была проведена первая линия старейшего в континентальной Европе метрополитена, которое до сих пор работает. Перегоны между станциями по этой ветке самые короткие, а станции тоже не тронули – они до сих пор выглядят так, какими были построены в начале прошлого века. Первая линия будапештского метро была простроена именно для того, чтобы освободить проспект от транспорта, создававшего проблемы для прогуливающихся горожан. Ее протяженность всего 3,65 км.

 

 

Площадь усажена платанами. Есть даже 200 – летние. И среди них стоят памятники неизвестным у нас, но знаменитым в Венгрии личностям. Нет смысла описывать каждый из них – кому очень интересно, то всегда найдёт о них информацию в тырнете. Ровно так же, как пытаться описать все здания, коих на проспекте мульён и ещё один килограмм.

Все они по-своему хороши и красивы. И о каждом можно написать эпопею… Супруга очень любит фотографировать всевозможные красивые домики\строения и поверьте, — в домашнем фотоальбоме их шипко-сильно много. Сфотографированы почти все… да ещё и с разных ракурсов.  Улица очень длинная и причудливо застроена: фешенебельные виллы чередуются с еще более вычурными зданиями посольств разных стран. Дизайн многих домов заставляет руки тянуться к фотоаппарату. Все здания и планировка улицы не перестраивались ни разу, и выстроены в едином стиле.

Но, есть и среди зданий – негативное. Это здание с огромной вывеской на козырьке крыши – «Террор». Я даже не стал его здесь публиковать только потому, что меня «передёргивает» перевирание истории. В здании находится Музей жертв фашистской и коммунистической диктатуры.

Здание было выбрано не случайно: в годы войны здесь находилась штаб-квартира местных фашистов, а в 1950-ых годах — Служба национальной безопасности. В подвалах здания находилась тюрьма для политзаключенных.

В этот «музей» — мы не пошли специально. Если вы пойдёте в «дом Инвалидов», т.е. музей истории «по-французски», то во-второй мировой войне победу над фашистами одержали французы! Англичане и Американцы им немножко помогли… ну, совсем немножко. А вот Советский Союз – был лишь «пушечным мясом». … долго мы ходили по музею в Париже, но только после «героических поисков» нашли в закутке одного из залов несколько экспонатов Советского генерала и капелька текста об участии в войне СССР. Судя по отзывам в тырнете ещё 2013, если очень «мягко» сказать — в музее гораздо большее внимание уделено коммунистическому, а не фашистскому режиму. Т.е. фашисты – бяки. Коммунисты – полное исчадие зла в мире… А, вот бедненькие,… хорошенькие,… правильные и пушистые со всех сторон Венгры – только всегда страдали. Совсем забывая, что сами … по своей «доброй воле» вступали в ряды пособников Гитлера… сами уничтожали тысячи евреев и не только их. Я всегда в подобных случаях опираюсь на рассекреченные документы и «неофициальные» интервью с ветеранами ВОВ, которые рассказывали, что не брали в плен ни Румын… ни Венгров… т.к. после увиденных зверств, оставленных ими на территории СССР – ни о какой гуманности и соблюдений каких-то правилах отношения к пленным военнослужащим уже к ним не было. Их просто сразу – беспощадно расстреливали. И прежде чем кого-то «осуждать» — нужно сначала разобраться в себе.

Площадь героев …

Наша прогулка по проспекту Андраши до площади Героев заняла всего лишь полчаса.

Проспект Андраши ведет к площади Героев, где в самом центре установлен памятник Тысячелетия обретения венграми Родины.

Монумент был посвящён 1000-летию с момента венгерского Обретения Родины — прихода мадьярских племён на плодородные земли и создания венгерского государства. Ещё незадолго до этого венгры, жили на Урале, но потом в рамках общей миграции финно-угорских народов стали перемещаться на запад. Финны и эстонцы тогда же сместились на северо-запад, а ханты и манси — на север и северо-восток. С тех пор некогда близкая финно-угорская общность распалась, и ныне языки этих групп совсем не столь похожи.

 

Площадь героев была построены в 1896 году – к 1000-летию венгерского государства. Это было пространство для парадов и народных гуляний – рядом разбит прогулочный сад, открыт зоопарк, позади – лечебная купальня.

Три главные достопримечательности площади:

— Венгерский музей изобразительных искусств — крупнейшее в стране собрание иностранной живописи. Музей был открыт всё в том же юбилейном 1896 году. Это здание в стиле неоклассицизма было построено в 1906 году по проекту архитекторов Альберта Шикеданца и Фюлёлпа Херцога. Оно содержит крупнейшее в Венгрии собрание произведений зарубежных художников (Рафаэль, Мурильо, Гойя, Эль Греко, Веласкес, Рембрандт, Дюрер, Монэ, Гоген, Ренуар, Пикассо, Шагал …).

— Выставочный зал «Мючарнок», расположенный напротив Музея изобразительных искусств, построенный в 1896 году по проекту архитектора А. Шикеданца… В этом музее нет своей постоянной экспозиции, здесь проводятся выставки других венгерских и иностранных музеев и учреждений культуры.

— И, конечно же, Монумент, сооружение которого началось в 1896 году, к тысячелетию завоевания венграми Родины, а закончилось лишь через 42 года — в 1938 году. Авторами памятника являются архитектор Альберт Шикеданц и скульптор Дьёрдь Зала, его возведение заняло 42 года.

В центре установлена колонна высотой 36 метров. На её верху установлена статуя архангела Гавриила на земном шаре, с символической короной святого Иштвана и апостольским крестом в руках. По легенде обратить венгров в христианство велел святому Иштвану именно архангел Гавриил, явившийся ему во сне. У подножия колонны на постаменте фигуры семи всадников, вождей племен, пришедших в 896 году на территорию современной Венгрии. Возглавляет группу князь Арпад основатель правившей венгерской династии.

Позади колонны, в двух полукруглых колоннадах установлены скульптуры венгерских королей и выдающихся деятелей истории Венгрии: от Святого Иштвана — первого короля Венгрии из династии Арпадов (1000 — 1038 гг.) до Лайоша Кошута — вождя революции 1848 — 1849 гг., подавленной при активном участии Российской империи войсками генерала Паскевича.

 

Лайош Кошут — один из главных национальных героев Венгрии, считается революционным демократом. Однако, судя по его убеждениям, он был откровенным националистом, более всего ненавидящим не столько австрийцев (что было понятно, так как он являлся вождем национально-освободительной революции против империи Габсбургов), но и славянские народы, прежде всего, соседей венгров — хорватов (он мечтал о том времени, когда Хорватия исчезнет с лица земли) и словаков (само существование которых как отдельного этноса отрицалось, несмотря на то, что Кошут сам имел словацкое происхождение). Но даже больше чем Австрию Габсбургов Кошут ненавидел Россию. Его ярая русофобия была бы понятной из-за поражения венгерской революции 1848-1849 гг., но несколько озадачивает тот факт, что во время Русско-турецкой войны 1877-1878 гг, он активно выступал в поддержку Османской империи, против которой венгерский народ боролся на протяжении нескольких веков.  Вот такой вот демократ и национальный герой.

 

Длина каждой из колоннад составляет 85 м. Между колоннами слева направо установлены бронзовые статуи представителей династии Арпадов: святой Иштван, святой Ласло, Кальман І Книжник, Андраш II и Бела IV, затем представители Анжуйской династии: Карл Роберт и Людовик I Великий, Янош Хуньяди, Матьяш Корвин, далее трансильванские князи Иштван Бочкаи, Габор Бетлен, Имре Текели, Ференц II Ракоци и борец за свободу венгерского народа Лайош Кошут. Колоннады увенчаны аллегорическими фигурами Войны и Мира, Мудрости и Славы, Труда и Процветания.

Базилика Святого Иштвана …

Базилика Святого Иштвана названа в честь первого короля Венгрии Иштвана (Стефана), который начал христианизацию своего народа… После смерти он был причислен к лику святых.

На холме, куда после огромного наводнения сбежались толпы беженцев, решено было построить церковь в знак благодарности за спасение. Но строительство началось не сразу, а только в 1851 году, хотя сбор средств на его постройку проводился уже с 1810 года. Строили очень долго — 54 года (1851-1905). В те времена даже ходила шутка про должников, не желавших отдавать свой долг: «Отдам, когда достроится церковь». Название «базилика» относится не к её размерам или архитектурным особенностям, а отражает её положение по рангу в церковной иерархии. В 1938 году папа Пий XII присвоил собору святого Иштвана почётный статус Базилика минор, т.е. маленькая базилика.

Площадь перед собором Проектированием занимался архитектор Йожеф Хилд, известный такими своими проектами, как собор святого Адальберта в Эстергоме и Эгерский собор. Сейчас эти три базилики остаются самыми большими во всей Венгрии. Но завершить начатое ему так и не удалось, в связи со скоропостижной смертью.

В 1867 году новым архитектором церкви стал Миклош Ибл, который тоже имел в своем арсенале много известных проектов, среди каких особого внимания заслуживает оперный театр. Он заметил, что здание находится не в очень хорошем состоянии. На стенах присутствовали трещины, а для постройки использовали некачественные стройматериалы. Да и в самом проекте Хилда были погрешности. В 1868 году, когда храм был практически готов, произошло обрушение купола здания.. Купол собора Строительные роботы были приостановлены почти на год. Миклош Ибль внес корректировки в проект, в результате чего архитектурный стиль собора изменился с классического до нео-ренесанса. Архитектор внес большой вклад в сегодняшний вид базилики. Ибль сумел возвести новый купол по собственному проекту, удачно вписав его в композицию всего здания. Но и он, как его предшественник, не смог достроить церковь. После смерти Миклоша Ибла в 1891 году интерьером занялся Йожеф Каусер. , на долю которого выпали, в основном, внутренние работы. Под его руководством были завершены художественные и декоративные роботы. Собор был освящён 9 ноября 1905 года. На освящении присутствовал император Астро-Венгрии Франц Иосиф I.

В годы Второй мировой войны стены и крыша собора изрядно пострадали, и в 1947 году купол опять реконструировали. В 1982 году сильная буря снова повредила купол и посещение собора стало опасным, а в 1983 году началась новая реконструкция.

Здание строилось, рушилось, перестраивалось, и сейчас является наивысшим в городе, вместе с Парламентом, который имеет такую же высоту.

Собор выполнен в стиле неоклассицизма с элементами ренессанса. Над порталом базилики размещено изображение короля Иштвана, изготовленное из мрамора, мозаичная картина, выполненная по проектам Берталана Секея и Мора Тана  и надпись на латыни: «Ego sum via veritas et vita» (Я есмь путь и истина и жизнь). Это цитата из Евангелия от Иоанна. Храм в плане представляет собой равносторонний греческий крест. В месте пересечения поперечного трансепта с главным нефом расположен массивный купол высотой 96 метров и диаметром 22 метра. Длина собора — 87,4 метров, ширина — 55 метров и высота — 96 метров. Общая площадь церкви составляет 4730 кв.м. По одной из версий, число 96 связано с 896 годом, когда племена венгров пришли на эту землю. По бокам от главного купола расположены две высокие колокольни.

 

 

Базилика является самой большой церковью Будапешта и вмещает до 8 500 человек.

Базилика является одним из самых высоких зданий города и обладает самым большим колоколом в Венгрии, расположенным в южной (правой) башне. Вес колокола – 9,5 тонн, а диаметр 240 см. Его отлили в городе Пассау. Интересно, — колокол является самым большим и тяжелым не только в городе, но и во всей Венгрии.

 

Поражает и внутреннее убранство: здесь находятся уникальные мозаичные работы, бронзовые барельефы с эпизодами жизни Иштвана, витражи, и, наконец, скульптура самого короля. Она размещена на алтаре, вокруг которого и встроены барельефы. Четыре колонны поддерживают купол и перед ними стоят скульптуры работы Яноша Фадруса, Алайоша Штробла и Кароя Шенеи. Мозаичные картины купола исполнены по эскизам Кароя Лотца.

 

 

Слева от главного алтаря – дверь в капеллу с цветными витражами, где в богато изукрашенном ларце у задней стены хранится реликвия — десница (кисть правой руки) основателя Венгерского государства короля Иштвана — короля и полководца, создавшего единое государство.. Святые мощи не тлеют вот уже 1000 лет! Вдоль стен капеллы на стенде на многих языках рассказана история вывоза реликвии в Австрию, и как потом ее вернули в Венгрию советские воины.

 

Каждый год, во время праздника 1000-летия Венгрии, после церемонии в храме, Золочёную раку проносят по главным улицам Будапешта и совершают с ней крестный ход. Таким образом, святой Иштван и после смерти благословляет свой народ. С 1971 года базилика является окончательным местом её хранения.

 

 

Здесь постоянно проводятся органные концерты. В соборе отличная акустика и послушать орган приходит много желающих. Концерты проводятся по понедельникам и пятницам.

 

 

 

На одной колокольне сооружена смотровая площадка для туристов, к которой ведут два лифта и винтовая лестница — 364 ступеньки. Вход в Базилику бесплатный, касса на входе предназначена только для желающих посетить сокровищницу и подняться на купол. Мы, естественно, воспользовались лифтом, дабы поберечь силы и ноги… И Будапешт предстал пред нами во-всей красе. С колокольни открылись шикарные виды… чудесная панорама города. С высоты Цитадели видно, как Базилика доминирует над городом.

 

 

Оставьте комментарий

Прокрутить вверх
Прокрутить наверх