село Щурово
… тяжело описать нашу усталость. Скорее всего у нас наступил «Флорентийский синдром». Не буду ковыряться в инете и описывать его с научной точки зрения… попробую коротко… своими словами: Флоренция — небольшой городок в центре Италии. Шипко много в нём родилось Великих учёных, художников, скульпторов… Шипко много там исторических шедевров… Достопримечательностей… И когда ходишь и всем этим наслаждаешься за короткий срок и на небольшой территории — просто сходишь с ума. Если точнее — убегаешь от своего ума галопом!
Ехали через Борисоглеб. Это его настоящее — народное название. В 90-е наши либерасты следуя англосакским устоям взяли и переименовали его в Борисоглебск, следуя модным течениям и устоям.
Сделали небольшую остановку в нём. Как бы технически-перекурочную… около крепостной стены и заезали на военный мемориал…но, о ней чуть позже. А, сейчас Щурово! …, которое уже виднеется на горизонте.
… уже запахло Родиной!!! … Староселье…Афонасово… Щурово….
… дом, который построил Дже….. мой любимый крёстный — дядя Миша. Сколько этот дом простоял в Афонасово, … — может ответить (может быть) Ирина Михайловна. Моя двоюродная сестра. … если, захочет. Может его отец построил — мой дед по отцовской линии… Но, судя по состоянию, — дом может простоять ещё сотню лет, если за ним «грамотно» присматривать.
На сколько мне известно, — дом не для бедных. Это у самых-самых бедных на фасаде только одно окно. Более состоятельные, но опять же — бедные имеют в доме 2 окна. Три — уже, — так сказать для состоятельного , но «рабочего» класса. А, уж те, у которых 4 или 5 окон — те уже состоятельные крестьяне. Кулаки по-нашему….
В доме и при доме, есть всё! Всё что положено для нормальной деревенской жизни: … комнаты и кухни с печками… крыльцо с двумя гостевыми номерами… горница и сени…двор, свинарник, телятник, курятник….
… вот уж точно — не знаю как обзывается территория перед входом в дом…
… мастерская д. Миши, а за ней наш «сеновал»… и собственный пруд, который он сам выкопал своим трактором…
Баня… туалет типа «очко»…
Огород! … а, так как он вскормлен на настоящем навозе, то там растёт буквально Всё !!!
Пустой дом нас встретил крайне тепло. Ведь что туристу нужно? — Крыша над головой… да место куда можно положить своё уставшее тело и громким храпом отпугивать мышей. (тараканов к счастью в деревне — нет). Чем мы сразу воспользовались выпив по чашке чая, поедая ещё московские запасы бутербродов и лакомства из монастырей Ростова.
А, утром уже путь в обратную сторону.
Благовещенский храм в селе Щурово
Сначала подошли и осмотрели Щуровскую церковь. Для меня это уже как бы — традиция. Кажется, я в ней бываю всегда, когда моя нога наступает на землю предков…… К сожалению, а может и к радости — она была закрыта. После десятков лет разграбления и разрушения, в ней наконец-то появился священик.
В селе Щурово стоит красивый Благовещенский храм . Церковь была построена усердием Г. Ф. Кисловского в середине XVIII века, впоследствии к ней пристроили два придела. Храм освящён в 1760 г. Зимняя часть пристроена в 1901 трудами М. П. Петрова. Главный престол Храма был освящен в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, боковые приделы – в честь Святителя Николая Архиепископа Мир Ликийских Чудотворца и Преподобного Сергия Игумена Радонежского и всея России Чудотворца. Службы в храме не прекращались до 1960 г. Когда умер последний настоятель Храма иерей Алексий Троицкий, то в селе уже не было священника. Храм около 10-ти лет охранял церковный староста. Затем рабочие из Ярославля, приезжавшие в Щурово на уборку картофеля, выломали дверь церкви и стали от туда исчезать святыни – что-то попало в музеи, что-то в другие храмы, многое пропало бесследно. Жители рассказывают, как в луже возле церкви лежала плащаница Пресвятой Богородицы. Кто-то накрывал картошку в погребе облачениями с Престола… Храм опустел, пропали окна, двери, полы, а затем в зимней церкви местами обвалился потолок.
В 2006 году в село Щурово был назначен молодой выпускник Ярославской Духовной семинарии Спасо-Яковлева монастыря Ростова Великого – священник Александр Аниканов.
Вскоре нашлись и благодетели и с осени того же года начались восстановительные работы. Летнюю часть храма отделили от его зимней части стеной, постелили полы, сделали иконостас из фанеры, окна закрыли пленкой, установили престол. На свое место вернулась единственная сохраненная жителями села икона Тайной Вечери. А с 10 декабря 2006 г. в церкви возобновились богослужения. Это событие совпало с днем празднования Иконы Божией Матери «Знамение», особо почитаемой в селе и с годовщиной приезда нового священника.
Сейчас службы в храме идут регулярно в воскресные и праздничные дни. Восстановительные работы продолжаются.
Одновременно и гнетущее … и радостное восприятие увиденного.
Полная разруха и стоящие леса. Пусть медленно… очень медленно…но, Храм оживает! Восстанавливается!
…удручающий вид упавшего купола прямо на могилы около церкви…
Входная дверь была закрыта на замок, поэтому мы только обошли вокруг церкви и поехали в направлении Борисоглеба.
Отъехали от Щурова совсем немного и остановились…. Какая красотища была на небе…
Село Андреевское на реке «Лига»
Расположено в живописнейшем месте недалеко от Борисоглебского монастыря, рядом с деревней Инальцино. Никого не может оставить равнодушным потрясающий вид, который открывается с горы на храм Андрея Стратилата. Село является своеобразной визитной карточкой района. Церковь во имя великомученика АНДРЕЯ СТРАТИЛАТА с приделом во имя преподобного Сергия, игумена Радонежского, была возведена на средства прихожан в 1825 году. Для строительства храма было выбрано удивительно красивое место — на возвышении у реки ЛИГА, крутой холм, несущий церковь, охватывается рекой с восточной и северной сторон.Река Лига уходит в лес и там, в 5 км от села Андреевского, приняв в себя еще одну речку СОТЬМА, впадает в реку УСТЬЕ. Река Сотьма питается родниками, поэтому даже летом вода в ней ледяная. В старину из Сотьмы крестьяне брали воду для питья.Село ранее являлось одним из самых крупных в Борисоглебской волости, в нем насчитывалось 50 дворов с населением 230 человек.В настоящее время многие дома опустели или закуплены дачниками, немногие жители живут здесь зимой. В 1970-е годы сюда из Борисоглеба проложена асфальтовая объездная асфальтовая дорога ( ранее дорога проходила прямо через село)
Церковь Андрея Стратилата — действующая. Богослужения начались в 1999 году. Реставрация церкви под руководством ее настоятеля протоиерея ИГОРЯ ЮРКОВА, благочинного Борисоглебского Благочиния, продолжалась с 1999 по 2007 год. Сейчас храм полностью восстановлен и снаружи, и внутри. Во внутреннем убранстве привлекает внимание прекрасной работы резной иконостас, выполненный борисоглебским мастером Александром БЫСТРОВЫМ, в храме находится икона Пресвятой Богородицы «Достойно есть», подаренная храму афонскими монахами.
Как не заехать и не посмотреть вблизи такую красотищу!?
… тем более, что я её видел ещё в самые-самые юные годы… когда она стояла как и Щуровская церковь в крайне жутком виде. А, сейчас красуется. И как!!!
… похоже не все колокола установлены. Этот либо старый, требующий реставрации….либо новый, но ещё не установленный.
Борисоглеб
Борисоглебский Православный мужской на Устье монастырь
…как я уже писал, — перед приездом в Щурово мы ещё вчера проезжая Борисоглеб остановились на военном кладбище и памятнику Преподобному Иринарху. Затворнику Борисоглебскому, благословившему народное ополчение 1612 года под предводительством князя Димитрия Пожарского на освобождение Москвы от польских интервентов.
…припарковались у мощной монастырской стены… и Риковского пруда
История возникновения каждого монастыря – это отдельная легенда. Как правило, любой монастырь начинался с нескольких деревянных рубленных изб-келий, окружающих невысокий деревянный же храм где-нибудь в лесной чаще или на пустынном берегу водоёма. Борисоглебский монастырь основали два брата, старцы-отшельники Феодор и Павел – первый пришел на Ростовскую землю из Новгорода Великого и поселился в лесной чаще, второй присоединился три года спустя. Указать место для постройки храма и разрешить устроение монастыря они попросили преподобного Сергия Радонежского (зачинателя-инициатора массового строительства монастырей по глухим, незаселенным землям России, своего рода церковной колонизации новых территорий, способствовавшей расширению границ государства и усилению его мощи). В средневековой Руси монастыри являлись своего рода ”деревнеобразующим предприятием”. Если бы не масштабная монастырская колонизация 14 века, мы бы сейчас не досчитались доброй половины деревень и городов в Центральной России.
Западная стена монастыря – очень живописное сочетание неприступной цитадели с зеркалом озера. Контрфорсы здесь — не декоративный элемент, а насущная необходимость: фундамент стоит на узкой земляной перемычке меж двух водоёмов, небольшой своей частью пруд уходит внутрь крепостных стен — в этом месте очень высок уровень грунтовых вод.
Перед нами — круглая, угловая северо-западная крепостная башня 1690 года постройки.
Борисоглебский монастырь, составляющий главную культурную доминанту посёлка Борисоглебского, мало того, что не оторван от мирянской жизни — он составляет её колоссальную часть. Вся россыпь бытовых магазинчиков — прямо в монастырской стене. Парадная улица. Рядом с надвратными церквями XVII века, современные торговые лавочки, даже не выделяются в окружающем городском (точнее, поселковом) пейзаже.
Надвратная Сретенская церковь Борисоглебского монастыря
Нарядная узорная галерея, опоясывающая храм — даже в нынешнем состоянии остаётся одной из красивейших, виденных мною, а ведь это 17 век! Классика русской архитектуры – арочки с подвесками-“гирьками”, уступчатые квадратные ниши с фигурными вставками, кирпичная рельефная кладка, полукруглые пояски из поребрика, расписанные арочные своды. Два парадных проезда для транспорта, а справа — темный длинный узкий проход для пеших гостей. Основной въезд был через центральную арку — с четырьмя маленькими «вислыми» арочками над нею. Вторая арка справа со сбитым навесным декором — действующие нынче въездные ворота, напоминание о том, что в конце 1950-х годов в монастыре проводились съемки эпизодов фильма ”Хождение за три моря”, в ходе которых и были уничтожены висячие арочки с «гирьками», мешавшие проезду габаритного транспорта.
Основан пришедшим из Новгородской земли иноком Феодором и присоединившимся к нему позднее Павлом по благословению Сергия Радонежского в 1363 году. Согласно «Повести о Борисоглебском монастыре», Сергий Радонежский сам выбрал место для обители. Основатели монастыря прославлены как преподобные и входят в Собор ростово-ярославских святых. Их погребение находится в северо-западном углу Борисоглебского собора и служит местом почитания этих святых. Особую известность получил преподобный Иринарх Затворник, живший в монастыре в конце XVI — начале XVII веков, его мощи под спудом сберегаются в паперти соборного храма монастыря. Согласно житию святого, у него в 1612 году получили благословение на защиту Москвы от поляков князь Дмитрий Пожарский и нижегородский посадский человек Кузьма Минин. Среди церковных деятелей, подвизавшихся в Ростовском Борисоглебском монастыре, — архиепископ Ростовский и Ярославский Тихон (Малышкин). Настоятелем монастыря уже в Новое время некоторое время являлся известный археограф и палеограф, собиратель и исследователь памятников древнерусской письменности Амфилохий, будущий епископ Угличский. Монастырь стал духовным и экономическим центром, вокруг которого возникли Борисоглебские слободы — крупное торговое село Ростовского уезда Ярославской губернии, центр Борисоглебской волости. В 1764 году слободы из владения монастыря были переданы Екатериной II своему фавориту графу Г. Г. Орлову. В праздник Бориса и Глеба у стен монастыря традиционно проходила богатая ярмарка. В 1924 году монастырь был официально упразднен. В советский период в зданиях монастыря были размещены различные учреждения районного центра — почта, отделение госбанка, склады организаций по заготовке льна и зерна. Богослужения в храмах уже упраздненного монастыря продолжались до октября 1928 года. 8 ноября 1928 года в помещениях бывшего монастыря был открыт краеведческий музей (филиал Ростовского музея-заповедника). Он был закрыт приказом по Ярославскому управлению культуры от 8 февраля 1954 года. Краеведческий актив поселка Борисоглебского объединился, итогом объединения стал образованный 29 сентября 1961 г. народный музей. Этот музей позднее вновь стал филиалом Ростовского музея-заповедника, такой статус он сохраняет в настоящее время. С 1994 года музей делил помещения с возрождённым монастырём вплоть до 2015 года, когда последнему было возвращено всё имущество. Здания монастыря как составляющие значительный памятник истории и культуры находятся под охраной государства.
Сретенская надвратная церковь
Северные въездные ворота строились последними, замыкая периметр крепостных стен в единое целое. Сретенская надвратная церковь (на фото), освященная в 1692 году, своим силуэтом с башнями и галереей напоминает Сергиевскую – но лишь на первый взгляд – в точности одинаков лишь декоративный узор барабанов. Различаются и окружающие ворота парные башни – у Сретенской церкви круглые в плане, у Сергиевской – шестигранные А напротив Сретенского храма сейчас высажен фруктовый сад – яблок там в августе видимо-невидимо)) Церковь для посещений закрыта (как и Сергиевская), хотя, если верить описаниям, в ней сохранились какие-то остатки росписей, а запертая на засов дверь соблазнительно окружена дивным перспективным порталом. Двухэтажные руины из красного кирпича, — остатки братских келий, пережившие несколько перестроек, сооружение в высшей степени историческое, ибо построено аж в 1520-х годах.
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы.
Когда-то Борисоглебский монастырь был одним из самых богатых в Ростовской митрополии, ныне же чувствуется нехватка средств на реставрационные работы. А когда-то он считался «домашним» у московских князей и первых русских царей. Стоит отметить, что начиная с 17 века архитектурный ансамбль монастыря практически не изменился.
Иван Грозный использовал монастырь как место ссылки для неугодных ему бояр, избежавших по каким-то причинам колесования. Земли бояр при этом также приписывались к монастырю. Неудивительно, что к началу XVII века монастырь имел в собственности 360 (!!!) сел и 7000 крепостных крестьян.
Борисоглебский монастырь был любим московскими князьями и первыми русскими царями, считавшими его своей «домашней» обителью. Во время междоусобной войны середины XV в. в стенах Борисоглебского монастыря находил приют великий князь Василий II Тёмный. В 1440 году Борисоглебский игумен Питирим крестил в стенах монастыря 1 русского царя Ивана III, сына Василия Тёмного. Как и отец, Иван III всю жизнь жаловал «домашний» монастырь деньгами и вотчинами. При сыне Ивана III, Василии III, в 1522 году здесь начинается каменное строительство. Для этой цели в обитель был направлен великого князя мастер «каменный здатель» (строитель) Григорий Борисов. В монастыре налажено производство кирпича, из округи свозятся валуны для фундаментов и песок.. Трижды посещал Борисоглебскую обитель Иван IV Грозный, причём первый раз ещё юношей в 1545 году. Иван Грозный сделал более 20 вкладов в Борисоглебский монастырь: книги, огромные денежные вклады и колокол весом в 138 пудов. Вклады в Борисоглебский монастырь делали также цари Борис Годунов, Алексей Михайлович и влиятельные княжеские семьи. Он по праву считался одним из богатейших в Ростовской митрополии.
Старые настоятельские покои XVI-XVII веков. (Братские корпуса)
Звонница с часами. Построена в 1690 году.
Между арками верхнего яруса звонницы — небольшая фреска с изображением Иоанна Предтечи (написана в наши дни взамен утраченной древней). Борисоглебских колоколов до революции было десять. К 1929 году не осталось ни одного. Уничтожив колокола, решили расправиться и со звонницей — было предложено попросту её разобрать. К счастью, в Народном комиссариате просвещения в то время остались еще здравомыслящие люди, вступившиеся за памятник архитектуры — предложение не было воплощено в жизнь.
Весьма мне по душе русские наши звонницы) Первый ярус — ризница-«подцерковье», второй ярус — церковь Иоанна Предтечи, на третьем ярусе установили часы, соединенные с колоколами системой канатов (подобная конструкция носит чудесное старорусское название «часозвонь») На третьем ярусе было предусмотрено место для часового механизма — что в глухой деревенской местности в ту пору было делом неслыханным. Само собой, часы сгинули в лихолетьи, как и старинные колокола. И то, и другое было воссоздано после возвращения монастыря РПЦ в 1994 году. Нынче каждые четверть часа отмечаются переливчатым звоном — очень красиво, звук изумительный — чистый и ясный.
Пятиглавая надвратная церковь Сергия Радонежского
Борисоглебский, Сергиевская надвратная церковь XVII век. Южное прясло.
Надвратная церковь Сергия Радонежского построена в 1680 году, как о том указывает ныне утраченная надпись, выбитая на камне под престолом храма . Храм – это грандиозное сооружение, поднятое над не менее грандиозными башнями, он и подавляет, и поражает одновременно. Поразительный эффект достигается из-за асимметрии (прием, известный еще вавилонским зодчим): храм стоит не точно по центру между башнями, а сдвинут вбок. Освободившееся пространство занято галереей . И насколько стены храма лишены украшений, настолько богато украшена галерея. В глаза бросается прежде всего резьба по белому камню, среди сюжетов есть даже двуглавые орлы, символы государства. Кстати, такие орлы встречаются в монастырях крайне редко (автор, например, знает аналогичных лишь в Муроме), и, кажется, никто еще не пытался осмыслить, чем могла заслужить монастырская братия честь украситься такой птицей. Внутри храм Сергия оставили белым, зато расписали снаружи. Фрески относятся, как и весь комплекс, к концу XVII-го столетия . Росписью тронут и храм, и ворота под храмом. Работала, вероятно, очень хорошая артель из Костромы или Ярославля. Южное прясло решено несколько иначе, чем северное — оно и считается в монастыре самым древним. Если на северном прясле мы виднели 6 башен (2 по углам, 2 у ворот, и 2 между углом и воротами), тут обошлись 4-мя. Быть может, потом поняли свою ошибку, и северную сторону укрепили посильнее. По центру прясла стоит Сергиевская надвратная церковь. Юго-восточная башня, замыкающая прясло, как ни странно, неожиданно слабая, как будто вросшая в землю.
Жаль, что выход в город через эту надвратную церковь был закрыт. Не смогли посмотреть красивейший вход\выход со стороны города. Впрочем, как и сам церковь уже многие годы закрыта….. Но, радует — наглядно идёт восстановление и реставрация.
Поездка в Борисоглеб нам чрезвычайно понравилась. Мы получили много новых и интересных впечатлений, прикоснулись к истории. Прогулялись по милому спокойному монастырю, полюбовались талантливыми и сильными монументами. Поразились древности Борисоглебского монастыря. Мы словно окунулись в прошлое, в далекие и героические времена, почувствовали себя участниками событий минувших дней. Это было незабываемо. До свидания, милый Борисоглебский, и пусть хранят тебя двое святых братьев Борис и Глеб.
Часовня «Крест»
Когда едешь в Ростов Великий… или Ярославль…….. перед Переславлем-Залесским выныривает маленькая белая часовня. Ее шатровая крыша изящно гармонирует с колоннами, соединенными ажурными подвязками из белого камня. Это древнее сооружение несет в себе память о тех временах, когда по этой дороге скакали опричники и стрельцы, ездил со своим двором Иван Грозный на молебен в Переславские знаменитые монастыри. Кстати, с именем Ивана Грозного эта часовня, носящая простое название «Крест», как раз и связана. По преданию, на этом месте родился сын Ивана Грозного, Федор. В честь его рождения Федоровский монастырь, охраняющий южные границы Переславля-Залесского, был осыпан богатыми дарами и было заложено несколько церквей. А на месте рождения наследника, по дороге на молебен, вознёсся ввысь шатер скромной красивой часовни. К сожалению, время не пощадило эту часовню. К XIX веку она почти разрушилась, и рассыпалась бы совсем, если бы не переславские мастера-умельцы, которые практически спасли ее для потомков, восстановив ее прежний облик из кирпичей другой часовни, которая, уже обрушилась к тому времени, не дождавшись восстановления. Если просмотреть снимки Прокудина-Горского, датированные началом XX века, то там мы увидим Часовню Крест со стенами, деревянными воротами и красного цвета кирпича, а не штукатурки. За время революций, советской власти, перестройки, Часовня Крест утратила деревянные перегородки между колоннами, была выкрашена в белый цвет и приобрела статус памятника федерального значения.
Более подробно у меня уже описано в записи «Только для Родственников. 2010. Щурово. Борисоглеб. с. Новое. 9-10 апрель»
… к вечеру мы были уже в Москве…
если очень коротко: — поездка была незабываемой !