2012. ФРАНЦИЯ — I I (Париж: Собор Александра Невского, церковь Мадлен, церковь Сент-Огюстен, …). 14 октябрь. 9 день. 2 часть.

… увертюра …

… курьёз !  … — с Триумфальной арки видели купола церкви Александра Невского. Спустились вниз и пошли в этом направлении. Но, где-то «сбили ориентир» и серьёзно ушли в сторону…. Пришлось воспользоваться картой, которая у нас была и маршрут перестроили.

Ира, времени зря не теряла и фотографировала её любимые кованые балкончики французских домов … … зелень даже на крыше …

… не сдержался и я, увидев маленькую машинку, кою вижу воочию впервые…  … красивое здание Торгово-промышленной палаты региона Париж Иль-де – Франс…

 

… сделав небольшой «крюк» мы подошли к храму…

Собор Святого Александра Невского (Cathédrale St-Alexandre-Nevsky)…

Здесь шумят чужие города

И чужая плещется вода.

(Раиса Блох)

… над крышами параллельной улицы уже виднеется золотой купол Собора…  … на 14 ул. Дарю уже виднеются свисающие ветви родной берёзки …

 

Собор Александра Невского находится в восьмом округе Парижа на улице Дарю (rue Daru), 12.  Храм построен в русско-византийском стиле. Интересным является тот факт, что собор строился на общественные деньги. Он изначально задумывался как храм не только для русских, но для всех православных жителей Парижа, коих было не мало. Так возведение храма стало общим делом. Жертвовали православные Парижа — русские, французы, сербы, военные, монахини. Не оставались в стороне и жители России. Личное пожертвование сделал  император Александр II. Свой посильный вклад внесли и русские купцы. Со временем к сбору средств присоединились католики и протестанты. Деньги начали собирать в 1856 году, первый камень заложили в марте 1859, а в сентябре 1861 г. храм был освящен. И все последующие полтора столетия этот собор неразрывно связан с историей русского зарубежья. Сюда приходили на службы, здесь венчались, крестили.

«Венчаться – так в Париже!». Ну где же еще, в самом деле? Город мечты… Собор Александра Невского…  Венчался в в Соборе… в июле 1918 — Пабло Пикассо с русской балериной Ольгой Хохловой! И свидетели какие: Гийом Апполинер, Жан Кокто, Сергей Дягилев, Макс Жакоб – вся парижская богема.

 

Здесь и отпевали, многие фамилии знакомы: И. Тургенев, Антона Деникина, Ф. Шаляпин, художники В. Кандинский и Сомов, писатели Шмелев, В. Некрасов и В. Максимов, кинорежиссер А. Тарковский, Булат Окуджава. Иван Бунин когда-то венчался в этом храме, там же его и отпевали.

Складывается впечатление, что Франция 20 века – частично русская. Их, действительно, было много – русских беженцев, эмигрантов, жен. Их было так много, что, по ощущению, ни одно из явлений французской жизни не обошлось без них.

Самый красивый вид на собор, открывается с улицы Петра Великого (rue Pierre le Grand). Петр Великий — это, как вы уже догадались, наш Петр I. Он посетил Францию в 1717 году и после этого в Париже открылось постоянное российское дипломатическое представительство

 

Архитекторы храма — Роман Иванович Кузьмин и Иван Васильевич Штром. У собора пять куполов, которые символизируют Христа с четырьмя евангелистами. Центральный купол поднимается на высоту в 48 м.

Рядом улица с названиями, имеющими прямое отношение к России — Невская или улица Невы …  На углу улиц Дарю и Петра Великого расположился русский ресторан «Петроградъ»…

мы зашли внутрь Собора… а там проходила церемония крещения ребёнка… Очень красиво внутри… … Фотографировать внутри — запрещено…. мы, естественно, «грешить» не собирались.

Парк Монсо (Parc Monceau)…

… как нам говорил гид Дмитрий, когда мы от парка уезжали в города Верхней и Нижней Нормандии, все окружающие  парк по периметру дома — очень дорогие. Тут живут «крайне» состоятельные буржуи Парижа…

 

Мы вошла в парк со стороны главного входа — с бульвара Курсель (bvd. de Courcelles). Невозможно не обратить внимание на кованные металлические ворота необыкновенной красоты.

История парка Монсо началась в 1769 году, когда Луи-Филипп, герцог Шартрский (будущий герцог Орлеанский), купил здесь землю для устройства сада. С годами владения герцога Орлеанского увеличивались, и сад постепенно превращался в прекрасный парк, который не единожды расширялся и обновлялся. Над благоустройством его территории работали многие архитекторы, художники и инженеры, такие как Луи-Мирия Кольньон, Луи Кармонтель, Томас Блейк и другие.

В результате французской революции (1789 — 1799) владения были национализированы, а территория парка использовалась для театрализованных представлений, праздников и балов. Во времена Реставрации (1814 — 1830) парк был возвращен прежним владельцам, но уже в середине XIX века в связи с бурным развитием городского строительства власти Парижа выкупают у герцогов Орлеанских часть этой территории под застройку. Однако, часть зеленых насаждений решено было сохранить и устроить здесь общедоступный парк. Для его организации барон Осман пригласил инженера Жана Шарля Альфана, агронома Жана Пьера Барилле-Дешама и архитектора Давиу, которые создали пейзажный парк в английском стиле со свободной планировкой, широкими аллеями, тенистыми тропинками, прудом, речкой и небольшим водопадом.

 

Открытие парка состоялось в августе 1861 году в присутствии Наполеона III. Таким парк и дошел до наших дней.

На территории парка растут старожилы местности: 140-летний платан, 7 метров в обхвате, и 130-летний клен, обхват которого составляет чуть меньше- 4 метра.

Парк Монсо настолько впечатляет, что многие творческие люди стремились попасть сюда, чтобы почерпнуть вдохновение на создание очередных шедевров. Так, величайший французский художник и один из основателей импрессионизма Клод Моне посвятил парку свою картину под названием «В парке Монсо».

Церковь святого Августина    (Сен-Огюстен  — Eglise Saint-Augustin) …

Церковь Сен-Огюстен (Святого Августина) – католический храм, расположенный между бульваром Мальзерб и авеню Сезар Кер. Долго искать церковь не пришлось. Небольшая площадь перед церковью так и называется – Сент-Огюстен. Жаль только, что внутрь нам попасть не удалось так как храм был закрыт для посещения туристов и граждан. Осмотрели только снаружи….

Появление здесь храма стало прямым следствием градостроительных реформ деятельного префекта Парижа барона Османа. Масштабное жилищное строительство в этом районе во второй половине XIX века потребовало и новой церкви. Возводил ее Виктор Бальтар, архитектор Ле Аль.

Задача была непростой: участок, выбранный для церкви, оказался вытянутым и довольно узким. Бальтар смело применил новую для того времени технологию: основой здания 80-метровой высоты стал прочный металлический каркас, обложенный затем камнем. Это позволило отказаться от привычных контрфорсов, требовавших дополнительного пространства.

Церковь выполнена в эклектическом стиле, использующем элементы романской и византийской архитектуры. Фасад украшен громадным окном-розой, над церковными вратами расположен барельеф с изображением Христа и Его двенадцати апостолов.

Храм посвящен Святому Августину – великому христианскому философу, проповеднику, богослову IV-V веков. Это один из Отцов христианской церкви, глубоко почитаемый как в католицизме, так и православии. В своем автобиографическом труде «Исповедь» он описывает, как, пройдя через ереси, познал Бога. Св. Августин разработал поразительно глубокое учение об отношениях между Богом и человеком, о свободе человеческой воли и божественном предопределении, о времени и пространстве.

 

На площади перед церковью Святого Августина в 1896 году был установлен второй в Париже конный памятник Жанне д’Арк работы скульптора Жана Дюбуа. Скульптура изображает Орлеанскую деву с мечом в правой руке, глаза воительницы подняты к небу. По своим художественным достоинствам памятник значительно превосходит позолоченного собрата с площади Пирамид. Архитектура церкви, ее внутреннее убранство производят сильное впечатление. Именно здесь известный исследователь Африки Шарль де Фуко пережил ошеломляющий опыт обращения к вере и глубокого духовного преображения.

Топали – топали и дошли до пересечения улицы Сент-Оноре с короткой, но широкой Королевской улицей она же улица Руаяль (Rue Royale). Одним концом она выходит на площадь Согласия, а другим — на площадь Магдалины (place de la Madeleine). Площадь называется так в честь построенного на ней храма святой Марии Магдалины или как говорят в Париже Сент-Мари-Мадлен. А мы, русские турЫсты – ещё проще Мадлен.

Церковь Марии Магдалины (Ste-Marie Madeleine).

Храм для Парижа абсолютно не характерный — в античном стиле. Нетрудно предположить, что появился он благодаря Наполеону, и это предположение абсолютно верное: строительство было инициировано Императором, во славу своей Армии, одержавшей немало побед в местах бывших владений великих держав Древнего Мира. Вот только до завершения работ он не только не доправил, но и даже не дожил: окончательную постройку храма путеводитель датирует 1842-м годом.

На самом же деле история храма гораздо сложнее. Дело в том, что я дошел фактически до границ королевского Парижа. Место, на котором сегодня расположены площадь и храм, было включено в состав города лишь в 1722 году, а до этого здесь было селеньеце под названием Виль л’Эвек (Ville l’Évêque). Жили там не только французы, но и евреи. В 1182 году евреев из деревушки изгнали, а синагогу перестроили и освятили как христианский храм — во имя святой Марии Магдалины.

… над Супругу сфотографировать !…   … и вот как получилось …

 

И вот когда в 1755 году за оградой Тюильри была создана грандиозная Площадь Людовика XV, архитекторам для завершения замысла потребовалось что-то эдакое большое и красивое в конце улицы Руаяль. И началась перестройка церкви с её значительным укрупнением. В 1754 составили проект, в 1757 утвердили, 3 апреля 1763 Его Величество лично изволил заложить в фундамент первый камень. После чего парижские трудяги тоже слегка заложили и строительство потекло с традиционной для таких дел медлительностью. Построить планировалось нечто похожее на церковь Дома Инвалидов, но в 1777 руководивший строительством архитектор Пьер Контан д’Иври умер, возглавил проект его ученик Гийом-Мартин Кутюр. Первым делом он распорядился снести построенное при учителе и начал строить по-своему, а точнее по образцу римского Пантеона. Работяги не успели тольком возвести стены, как началась Революция и Парижу стало не до высокой архитектуры.

И вот только после этого пришло время Наполеона с его идеей Temple de la Gloire de la Grande Armée — Храма в честь Великой Армии и архитектора Пьера-Александра Бартелеми Виньона, который до окончания строительства тоже не дожил, но фактически определил тот вид храма, который мы видим сегодня. Кстати, внес свой вклад и Людовик XVIII — именно он принял решение, что храм должен быть освящен в честь святой Марии Магдалины.

Правда, 1847 году возник ещё один, совсем уж ненормальный проект: разместить в здании железнодорожный вокзал, для открывающейся ветки, связывающий Париж с Сен-Жермен-ан-Ле. К счастью, власть предержащим хватило разума разрулить ситуацию: храм достроили как храм, а на площади Европы (Place de l’Europe) появилось первое здание вокзала Сен-Лазар.

… когда мы зашли в храм — во имя святой Марии Магдалины там шёл органный концерт. Сели скраешку в конце зала и минут 15 послушали музыку. Но, так как целый день не прекращаясь шёл противный дождик и мы не только промокли, но и подзамёрзли, решили идти домой.

Стоит заметить, что сегодня — воскресенье. День, когда не работают у французов все магазины. Да и многие кафешки — закрыты. Вывод был прост: надо ехать в любимый Латинский квартал… на любимую улицу Юшет… искать очередной… новый ресторанчик… и уже там ужинать.

Так и сделали…    …осели в Греческом ресторанчике.

Мне Господь подложил на стол долму, спагетти карбонара и сыр Фета. Ирочке повезло меньше. Только маринованные шампиньоны, котлетки с рисом и печёной картофелиной, пахлава.

 

Смочили Ирино горло аперитивом, а моё популярным французским аперитивом на смородине — «Кир».

Сытые и довольные вывалились из ресторанчика и попёрли до дома…   Но, пройти смогли только пару кварталов.

Остановил нас Шоколадный магазинчик. Не промышленный. Ручной.

 

Естественно, Ирочка не смогла «устоять» и напокупала себе тонну ручного шоколада…

Если меня читают будущие путешественники в Париж, то я настоятельно рекомендую поселиться где нибудь в Латинском квартале и поближе к улице Юшет. Налицо ещё один явный плюс этого местоположения заключается в том, что все магазины сегодня (воскресенье), действительно не работали. А, вот в Латинском квартале мы уже после ужина зашли в гастроном. И так как уже «маячил» наш отъезд из Франции, то там помимо «заготовок» к ужину и завтраку купили для Москвы розового Прованского вина, крепкого Бургундского. А, так же «мелочи» в виде пива, хлеба, кофе…..    … и теперь уже с чувством выполненного «долга» всё же дошли до дома… до койки …

 

 

Оставьте комментарий

Прокрутить вверх
Прокрутить наверх