= прелюдия в виде Кхмерской народной =
… кровавый диктатор Пол Пот и террор красных кхмеров …
Теперь как любит молодёжь – ужастики. Но, в отличии от «ящика» — не вымышленное, а как говорится, — основанное на реальных событиях. 1975-1998 это как раз годы моей молодости… время, когда я служил в ВС СССР и ещё около 20 лет после …
Дело не в моей какой-то «любви» к крови и ужасам. Дело просто в том, что любая «новость» о кровавом режиме в Камбодже (Кампучии) приводила в ужас всех неравнодушных. Даже стишки-ужастики среди детей «гуляли»: «задушу – замучаю, как Пол Пот – Кампучию…»
И вот мы в самой Камбодже (Кампучии) – как не узнать о происшедшем, как не от жителя этой страны – нашем гиде Николае (Ниде). Правда, с небольшой оговоркой, что в самый страшный для его страны момент, он учился в СССР (не твёрдо помню, — в ин-язе).
Говорили мы с ним очень много и долго. Как только он заканчивал рассказ о каком-нибудь объекте для группы мы частенько «уединялись» и болтали тет-а-тет, чтобы не наводить на остальных в группе – страх и ужас.
Скажу сразу – весь разговор в принципе помню, как будто услышал только сейчас. Кроме событий, связанных с датами. Я даты и имена\фамилии, увы, — не запоминаю с пелёнок…
Чтобы восстановить хронологию, — пользуюсь и ворую информацию с двух сайтов, которые повторяют слова гида и мне не приходится выдумывать литературное обрамление. https://pantv.livejournal.com/2453947.html и https://proza.ru/2022/12/30/547?ysclid=m385og8is2116957264
В ноябре 1954 года Камбоджа получила полную независимость после французского протектората, длившегося с 1863 года. Это ознаменовало начало 16-летнего правления короля Нородома Сианука. Сианук в 1963 году подписал отказ от американской программы помощи и в мае 1965 года отношения между Камбоджей и США были полностью разорваны.
В 1970 году Сианук был вытеснен вооруженными силами, поддерживаемыми США и был вынужден присоединиться к Пол Поту ради противостояния новому военному правительству. В том же году США вторглись в Камбоджу, пытаясь вытеснить северных вьетнамцев из своих военных лагерей вдоль границы. Это только поспособствовало углублению вьетнамцев в камбоджийские дебри, где они в конечном итоге объединились с Красными Кхмерами.
Соединенные Штаты беспорядочно бомбили северо-вьетнамские лагеря в восточной части Камбоджи с 1969 по 1973 год, в результате чего погибло порядка 150 000 мирных камбоджийских крестьян. Из-за этой угрозы, сотни тысяч жителей покинули сельскую местность переехав в столицу Камбоджи — Пномпень.
К 1975 году США выбили из Вьетнама и правительство Камбоджи потеряло военную поддержку со стороны Штатов. Пол Пот воспользовался этой возможностью и ввёл армию Красных Кхмеров, состоящую в основном из крестьянских партизан-подростков, в Пномпень. 17 апреля 1975 года Красные Кхмеры успешно захватили контроль над Камбоджей.
Опять же — 17 апреля 1975 года Пол Пот возглавил коммунистические силы Красных Кхмеров. Салот Сар, которого в Камбодже называли «брат номер один», а всему миру он был известен под именем Пол Пот. Пол Пот (этот псевдоним он взял себе от французского выражения politique potentielle — «политика возможного») не производил впечатление сошедшего с ума безумца. Все его злодеяния в Камбодже были частью масштабного плана по внедрению в стране нового социалистического порядка. Пришедший к власти в 1975 году результате гражданской войны, он развил грандиозную по масштабам деятельность по построению в стране нового порядка.
Тем временем, человек по имени Салот Сар вернулся в Камбоджу после нескольких лет обучения за границей, во время которых успел приобрести фанатичную симпатию к идеям марксизма. Он взял псевдоним Пол Пот и присоединился к подпольному коммунистическому движению. Пол Пот — сокращенно от французского «politique potentielle» — «политика возможного». К 1962 году Пол Пот возглавлял Камбоджийскую коммунистическую партию, которая была вынуждена скрываться в джунглях. Пол Пот организовал вооруженные силы, известные как движение Красных Кхмеров, и начал вести партизанскую войну в качестве оппозиции правительству Сианука.
17 апреля 1975 года — именно с этой даты и берёт начало история построения крестьянского коммунизма в отдельно взятой Камбоджи или кровавого четырехлетнего режима — кому как нравится. По приблизительным оценкам, один миллион человек или одна седьмая населения страны были убиты. Но, это по данным каких-то гуманитарных источников. По более реальным — 2,7 миллионов человек и еще полмиллиона пропало без вести. Николай же, утверждал, что больше 3,5 миллионов. Причём, население Камбоджи на 1975 год было – менее 9 млн. человек.
Большая часть умерла от голода, болезней и отсутствии медицинского обслуживания. Еще 200 000 были казнены как враги государства… Пол Пота не случайно называли азиатским Гитлером. За что? Если очень-очень грубо сказать, то за быстрое построение Коммунизма. Если «дедушка ленин» (тварь безбожная) и К* собирался построить с очень быстрым ростом промышленности… электрификацией всей страны, тяжёлой индустрией … космосом, то Самый Великий и Солнцеподобный – Мао Цзедун довольствовался лишь литьём стали и рисом…
Пол Пот переплюнул всех и в его понимании было лишь – выращивание риса. А для его выращивания – трактора и всякая другая дребедень не нужна. И сталь – не нужна. Достаточно лишь население и мотыга. Пол Пот, вдохновленный культурной революцией Мао Цзэдуна и примером коммунистического Китая, взялся строить свою собственную аграрно-коммунистическую державу в Камбодже, которую по такому случаю переименовал в Демократическую Республику Кампучия. Пол Пот объявил начало «нового времени» установив летоисчисление на отметке «0» и начал «очищать» общество. В поддержку крайней формы крестьянского коммунизма западные влияния, такие как капитализм и городская жизнь, были исключены. Красные Кхмеры считали крупные города сердцем капитализма, которые, по их мнению, следовало ликвидировать. Иностранцы и представители религиозных конфессий должны были исчезнуть. Посольства были закрыты, и использование иностранных языков было запрещено. Источники средств массовой информации и новостей больше не разрешались, а общение по почте или телефону было крайне ограничено. Далее «страсти» разгорались всё больше и больше. Коммунистическое движение красных кхмеров строило новый мир – деньги были отменены, вся страна делилась на аграрные коммуны, а горожане изгонялись в деревни или джунгли. Все должны были трудиться на плантациях за чашку риса под присмотром вооруженных надзирателей.
Бойцами армии коммунистов-маоистов становились 12-15 летние подростки. Тотальному уничтожению подлежали люди, не принадлежавшие к титульным нациям (кхмерам и китайцам), а также бывшие военные, чиновники, монахи, врачи, педагоги, специалисты с высшим образованием и прочие категории граждан, заподозренных в неблагонадежности.
Все предприятия были закрыты, образование прекращено, исчезло медицинское обслуживание, а родительские полномочия аннулированы. Любая иностранная экономическая или медицинская помощь была отклонена. Таким образом, Камбоджа была отрезана от внешнего мира. Как и за счет чего они собирались жить — вообще не понятно. Столицу Камбоджи город Пномпень до 70-х годов называли «восточным Парижем» и жемчужиной Азии за роскошь, лоск светящихся фасадов, сытое благополучие, развитую культуру и образование. Этот город был кусочком респектабельной Европы посреди аграрной и отсталой Юго-Восточной Азии. Уже спустя пять лет Пномпень стал пустым и разрушенным. Первое, с чего начал Пол Пот — с принудительного выселения горожан в сельскую местность. В течение 72 часов все население Пномпеня должно было убраться прочь из города и поселиться в джунглях. Зачем? Потому что каждый человек, по мнению Пол Пота, произошел от рисового зернышка, а значит все люди обязаны вернуться к своим истокам и стать крестьянами.
Посреди жары, в чудовищной спешке людей заставляли уходить пешком за сотни километров от города. За процессом следили «красные кхмеры» — армия Пол Пота, набранная им из безграмотного, преимущественно молодого сельского населения. Мальчишки с автоматами на улицах столицы не церемонились с населением — жителей десятками забивали прикладами, лопатами, мотыгами, молотками и железными трубами. Историки говорят, что почти половина городского населения погибла во время великого исхода от жары, голода и беспричинных убийств.
И это было только начало геноцида. Дальше – больше. Только за то, что у тебя нашли шариковую ручку или вообще карандаш… за то, что ты носишь очки… за то, что у тебя «не стандартная» – единая для всех одежда (никаких ремней, рубашек, футболок) или она другого – не «стандартного» цвета – значит ты сторонник капитализма и соответственно подлежишь ликвидации. Ликвидации подлежали все, кто «грамотный»: образованные или богатые, врачи, педагоги, казнили всех, кто подозревался в нелояльности к Пол Поту, включая даже руководителей Красных Кхмеров, полицейские, юристы, бывшие правительственные чиновники. Бывших солдат убивали вместе со своими женами и детьми…
Три крупнейших меньшинства на территории Камбоджи – вьетнамцы, китайцы и тямы (народность Юго-Восточной Азии), а также представители еще двадцати различных групп подверглись гонению. От 425 000 китайцев, живущих в Камбодже в 1975 году, осталась лишь половина, остальные были убиты. «Красные кхмеры» совершили множество зверств в отношении этих групп меньшинств, мусульман принуждали есть свинину, а тех, кто отказался, расстреливали. Мечети превращали специально в свинарники…
Смертельные чистки охватили Камбоджу, дабы уничтожить всё, что осталось от «старого общества». Солдаты Красных Кхмеров называли столицу страны Пномпень «великой проституткой Меконга». Обычные граждане были изгнаны из городов, чтобы жить и работать в сельской местности как крестьяне, на благо создания идеального коммунистического общества. Цель превращения всех в крестьян заключалась в том, что этот класс людей считался «простым, необразованным, трудолюбивым и не склонным к эксплуатации других». Красные Кхмеры назвали крестьян «старыми людьми» и считали их аутентичным классом Камбоджи и идеальными коммунистами для нового камбоджийского государства.
Те, кто жил в городах, рассматривались как «новые люди» и считались «корнем всего капиталистического зла». Расстрелы очень быстро прекратились. Ведь своего производства и восполнения «запасов» не было. И пришло «сверху» распоряжение о ликвидации «врагов коммунизма» не применяя оружия. И оружием стало всё, что только может убить человека. Новая власть развернула дикий террор: жертв били железными палками, перерезали горло ножами и острыми листьями тростника, вспарывали животы, кидали в пруд с крокодилами, давили бульдозерами, закапывали заживо, женщин сажали на кол, детей четвертовали… Подростки-солдаты забивали людей мотыгами и перерезали глотки пальмовыми листьями — для «экономии). Некоторых пытали, требуя сознаться в шпионской деятельности, а потом убивали. Других убивали сразу, не предъявляя никаких обвинений. Порой целые группы людей палачи обвязывали колючей проволокой и пускали по ней ток.
Миллионы камбоджийских горожан и сельских жителей теперь были вынуждены заниматься ручной рабской работой в сельских районах. Поскольку их кормили только рисом (180 грамм) каждые два дня, они быстро умирали от болезней, перегружались и недоедали. Везде царил хаос и упадок. Бушевала малярия и холера, люди погибали в джунглях от голода и невыносимых условиях. Лечить и спасать их было некому — всех врачей Пол Пот уничтожил еще в 1975 году. Сам он обосновался в Пномпене, в котором после изгнания населения осталось всего 20 000 жителей — вооруженный деревенский молодняк, военная верхушка и их обслуга. На фоне голодающего и умирающего народа диктатор ни в чем себе не отказывал — роскошные застолья, сытая жизнь и культ личности. Омрачало этот праздник жизни только лишь одно обстоятельство — Пол Пот очень боялся быть отравленным, поэтому все продукты по приказу вождя обрабатывались марганцевым раствором.
Пол Пот всего лишь довёл до радикализма и полного абсурда многие практики председателя Мао. Пол Пот разошёлся не на шутку. Чувствуя за спиной поддержку Пекина, он не только грозил разгромить Вьетнам, но и угрожал войной Организации Варшавского Договора во главе Советским Союзом. Это увеличило количество убийств и арестов и превратило партию в настоящую политическую машину смерти. Так продолжалось вплоть до вьетнамского вторжения в январе 1979 года.
Знаете, что самое удивительное? Цивилизованное западное мировое сообщество было на стороне красных кхмеров. Ведь они — союзники Китая и враги просоветского Вьетнама. Даже после разгрома красных кхмеров вьетнамцами, США и Франция долго и упорно поддерживали их партизанщину в джунглях и держали место Камбоджи в ООН за полпотовцами.
В западной прессе писали проникновенные статьи о героическом сопротивлении отважных идеалистов-кхмеров мерзким вьетнамским оккупантам. Поговаривали, что отряды красных кхмеров прямо в этих самых джунглях учили бойцы британской SAS и прочие прекрасные паладины «свободного мира» — ныне пидаристической эвропы…
Красные кхмеры ещё долгие годы партизанили по джунглям при поддержке Китая и «цивилизованного мирового сообщества». Однако на сей раз Пол Пот переоценил своё влияние. Соратники провели над ним собственный суд, приговорив к пожизненному аресту. После этого, по некоторым данным, Пол Пот умер от сердечного приступа в 1998 году. Есть версия, что его отравили. Вьетнамцы не только отбили нападение, но и в 1978 году вторглись в Камбоджу, с целью свержения режима зарвавшегося диктатора. Итог закономерен — деревенский сброд Пол Пота отказался бессильным против регулярных вьетнамских частей. Пномпень пал, а Пол Пот с кучкой сторонников сбежал к границе с Таиландом, где организовал партизанскую войну. Поразительно — целых 20 лет остатки «красных кхмеров» совершали вылазки, изрядно досаждая новой власти. Вести против них боевые действия в условиях джунглей и гористой местности было бессмысленно, оставалось просто держать там хорошо вооруженную армию.
Диктатора арестовали свои же кхмеры, провели над ним в джунглях «суд» и посадили под домашний арест. Его сторонники прекрасно понимали, что после 20 лет в джунглях вести речь о каком-то вооруженном сопротивлении бесполезно. Поэтому часть «братьев» приняла решение сдаться властям, прекратив всяческое сопротивление. Гарантом сохранности жизни служил одиозный диктатор, полностью лишенный власти и какого-либо влияния.
А вот дальше начинается полоса предположений и версий. Факт тут один — 15 апреля 1998 года Пол Пот умер от сердечного приступа. Однако существует версия (и она не лишена оснований), что тиран умер от яда. Скорей всего, он покончил с собой, приняв коктейль из противомалярийных таблеток и транквилизаторов (так утверждает Нейт Тайер, единственный журналист, видевший труп Пол Пота). И это понятно — в случае выдачи его ждал бы громкий международный суд, позорная клетка и жизнь до конца дней за решеткой. А тут добровольный уход из жизни. Впрочем, есть сомнения в «добровольности».
Пол Пота могли и отравить бывшие соратники, опасаясь громких разоблачений из его уст на предстоящем суде. Как бы то ни было, правду не узнает никто и никогда. Несмотря на требование властей Камбоджи выдать тело Пол Пота для идентификации и установления причины смерти, его сожгли на следующий день на куче веток и автомобильных покрышек.
Перед кремацией ноздри заткнули ватой, чтобы дух диктатора не покинул тело и не принес потом беспокойства потомкам. Сожжение проходило под прицелами телекамер и запись потом предъявили правительству страны. Прах похоронили в неприметной деревушке Анлон Вен. Теперь это место паломничества тысяч людей. Тиран, уничтоживший треть своего народа, после смерти стал объектом поклонения. Впрочем, оно не имеет ничего общего с кровавой историей диктатора. Камбоджийцы верят, что заточенный в земле неупокоенный дух Пол Пота может помочь в разрешении самых разных житейских дел и подсказать правильное решение. Достаточно лишь побывать на могиле, задать вопрос, а потом во сне явится покойный «дедушка Пот» и укажет правильный путь. Приходят сюда и родственники тех, кто умер в лагерях смерти. «Как можно на него обижаться, ведь он и так уже мертв», — философски говорят они. И не поспоришь…
В современной Камбодже и сейчас есть немало симпатизирующих Пол Поту, при котором был порядок. «Суровый, но справедливый и подлинно народный» … Могила … морда Пол Пота… — сворованы из общедоступного тырнета …
Плавучие деревни на озере Тонлесап (Tonlé Sap) …
Деревни на озере Тонлесап посещают практически все туристы, которые приезжают в Камбоджу в составе экскурсионных туров, да и «одиночки» не брезгуют подобным присутствием. Наша группа также не стала исключением и во второй день посетили деревню на воде. После обеда, погрузив нас в автобус, нас привезли к озеру, которое как оказалось довольно-таки известно. Настолько известным, что на пристани нас встретил оригинальный микроавтобус с надписями со-всех четырёх сторон, которые в комментариях вовсе не нуждаются…
Хотя, чуть позже, я очень сожалел о том, что не задал вопрос об этой машинке гиду Николаю (Ниду). Интересно, — что бы он ответил?
Рассадили на длинные и очень сомнительные в виде безопасности длинные лодки и в путь!
Тонлесап – самый большой водоём полуострова Индокитай. Его площадь около 2700 квадратных километров, а находится это озеро в центральной части Камбоджи. В этом озере необычно и удивительно всё. Но самым удивительным, конечно, являются люди, живущие на этом озере. Фразу «живут на озере Тонлесап» следует понимать буквально: люди живут в прямом смысле слова на воде.
Тонлесап в переводе означает «большая свежая вода», но видя коричнево-мутный цвет этой «свежей» воды начинаешь сомневаться в переводе. Вода в озере из-за ила имеет коричневый цвет, будто в ней взбаламутили весь ил и песок, который был на дне.
Плавучие деревни довольно широко распространены в разных странах Юго-Восточной Азии, но только на Тонлесапе они достигают такого размаха и значительности. Жители Тонлесапа обитают не в простых понтонных хижинах, а настоящих плавучих посёлках. Не только дома и лавки «стоят» на воде, но и школы, спортплощадки, католическая церковь и буддийский храм и даже полицейский участки. Есть плавучий бильярдный клуб, их два в деревне. В домах есть и кошки, и собаки… Плавучие киоски, идет торговля, … баскетбольная площадка, подарена китайцами. Электричество, сотовая связь, телевизоры, здесь есть все. Естественно, — плавучие магазины. Есть в деревне и администрация.
Жители Тонлесапа с ранних лет и до старости передвигаются преимущественно по воде – на маленьких лодках и в больших плавучих домах, на которых часто имеются даже небольшие земельные участки, где выращивают овощи. После снижения воды многие выращивают рис на плодородной илистой почве окрестностей, но основную пищу людям, конечно, даёт вода – это и рыбы, и моллюски, и водные растения.
Кто живёт на озере? То, что пишут в тырнете, о каких-то камбоджийцах и то, что это тысячелетняя традиция – бред сивой кобылы. Примерно так и выразился гид Николай. В прошлом веке во Вьетнаме происходили войны, и многие жители просто были вынуждены покинуть свои дома и искать мирной жизни в любых других местах. Вот и нашли вариант в соседней Камбодже. Но, в ней могли проживать и селиться только рождённые в самой Камбодже. Камбоджийский король позволил им остаться на территории страны с одним условием: жить на воде, платить налог рыбой, и никогда не ступать на землю. Даже хоронить, — только «на воде», но об этом в конце страницы… Так появились деревни на воде.
О водной глади в законе не упоминалось. Выбор у людей был не велик: или жить в местах где идут бои с большой вероятностью погибнуть … или жить прямо на воде.
Деревень на озере несколько, хотя обычно говорят только об одной, самой большой, где проживает более пяти тысяч человек, и которая является популярным туристическим объектом. Туризм приносит значительный доход – правда, не самим жителям, а местным бизнесменам (как правило, это китайцы). Однако и на долю «водяных крестьян» кое-что перепадает, причём оказывается, что зарабатывать, демонстрируя свой обычный (и необычный для туристов) образ жизни оказывается более выгодным, чем возделывать земли, выращивая рис и овощи.
Недаром в начале 90-х годов прошлого века провалилась попытка озёрных жителей переселиться в посёлки на земле, выстроенные для них японцами. По официальной версии, поселяне просто не могли приспособиться к сухопутному образу жизни, однако существуют мнения, что жизнь на берегу оказалась намного менее выгодной, чем на воде, а кое-кто считает, что к возвращению жителей на озеро приложили руку и китайцы, заправляющие туристическим бизнесом…
Как они живут? Нищета… бедность… Это с нашей стороны так всё выглядит. А с их стороны?
В этом вопросе нет однозначно правильного ответа. Я обычно вспоминаю конец 90-х, когда только-только стали появляться в Москве «нищие таджики». Мы их всех как бы жалели… Жалели, — как это можно жить в бараках… как можно вкалывать дворниками, по нашим меркам за копейки… А вот никто почему-то не задумывался над тем, что приезжая с этими «копейками» к себе в Таджикистан, — нищие становятся вдруг очень даже богатенькими. Сейчас уже не помню цены, но поработав дворником полгода в Москве, — в Душанбе этот «дворник» спокойно мог купить трёхкомнатную квартиру, причём уже даже с мебелью. И это не мой вымысел, — это факт.
То же самое и с жителями этого озера. Поверьте, что они получают намного больше многих из нас, просто это образ их жизни. И они очень довольны своей жизнью на озере.
Одна из достопримечательностей деревни — это кормежка крокодилов. На одном из плотов находиться что-то наподобие фермы по разведению крокодилов. Как только прибывает очередная партия туристов, им показывают лежащих крокодилов, и кто-то из жителей на палке как на удочке опускает им кусок мяса.
Естественно, — много попрошаек, которые просят 1 доллар. Кстати, в день они зарабатывают около 20-50 долларов. Вот и посчитайте, кто бедный — вы или они. Своеобразные камбоджийские цыгане.
Передвигаются жители между домами кто на чем, кто на лодках, кто на моторках (это, кто побогаче), а кто и просто на тазиках. Но в основном способ передвижения на тазиках, как мне показалось, стал уже чем-то «специальным для туристов». Дети с питонами плавая в тазиках попрошайничают или просят «ван доллар плииз» за сделанное фото…
… ужастик про трупы …
… а теперь, — «вишенка на тортике» !!!
И сразу поведаю: — огромное спасибо нашему гиду, что раскололся. Ведь то, что он поведал, из-за будущего обвала туристического потока на озеро может здорово пошатнуть бизнес. Хотя может и наоборот привлечь некоторых любителей ужастиков.
«Туда» … в центр деревни мы плыли, когда солнышко ещё очень и очень высоко. Плыли и разглядывали простирающийся с обоих берегов таинственный мангровый лес, носящий такое же название. Красота! И ничего, вроде необычного мы не замечали… не замечали и огромных тряпок… или мешков… или просто целлофана, висящего на ветках этих зарослей мангровых кустов.
… а вот когда уже возвращались – солнышка уже не было. Плыли почти в полной темноте и только еле-еле виднелся уходящий закат солнышка…
И вот именно, тут, — мне пришёл в голову очень оригинальный вопрос гиду – а как происходит процедура захоронения у этих вьетнамцев? Ведь большинство, насколько я знаю, хоронят в землю. Есть среди них и буддисты, для коих нужна кремация в виде сжигания на костре. Но, дрова – в этой местности на вес золота… да и о плотах где можно разводить огромные костры мы и не видели, и не слышали. На землю им «сходить» — запрещено. Так как?
Николай (по-кхмерски — Нид) напомнил, что во Вьетнаме бывают сезоны дождей. И уровень воды в озере заметно повышается. Позже вода спадает…
Так ежель человек умирает именно, в сезон дождей, то тело умершего обёртывают в ткань или в огромный целлофановый пакет и … … подвешивают тело на манговых зарослях. Когда вода спадёт, то на этом озере есть определённые участки для кладбища и хоронят очень глубоко уже в землю, чтобы вода никоим образом не проникала до гроба. Почва – глинистая.
… А теперь представьте наше состояние и состояние наших трусов (спасибо изобретателю памперсов), когда мы уже плыли «назад к пристани» и видели даже через темноту, висящие на мангровых кустах огромные то-ли целлофановые пакеты с трупами… то-ли обёрнутые в простыни тела… то-ли это был просто мусор …
Аптечная промышленность имела резкий доход от количества выпитой нами валерьянки …, а фирма изготовления памперсов – вообще стала миллиардером…
… уже по приезду в Сием Рип нас ожидал часовой бесплатный массаж ног в каком-то салоне. После двухдневного гуляния по древним храмам и развалинам Ангкора, ноги были очень уставшие. Распластали на лежаках и … где-то было очень приятно… где-то больно… Маленькие, но сильные камбоджийские массажистки сделали Кхмерский массаж — микс тайского и вьетнамского массажей. Делали массаж только до коленей, а в основном – исключительно ступни. Сказать, что я «полетел» после этой процедуры – не могу. Вроде всё было как обычно с лишь небольшим облегчением после него…
Ещё часок прогулялись по ночному рынку.
Мы не большие специалисты по ночной жизни азиатских городов, поэтому не сможем вам рассказать о подробностях ночного досуга
Торговля на ночном рынке Сием Рип начинается с наступлением темноты
Ночной рынок в Сием Рип мало чем отличается от дневного. Но он удобен именно тем, что работает вечером. Те же украшения из серебра, футболки, картины, еда и прочие сувениры. Салоны предлагают массаж любого вида прямо на улице. Массаж ног рыбками — это вообще одно из самых любимых развлечений в Сием Рипе у многих туристов. Сидишь себе, пьешь фрут-шейк, а рыбки делают свою работу.
Лично нам, — вроде ничего и не нужно было. Несколько сувенирчиков в виде картин и магнитиков мы уже купили. Просто часок погуляли… посмотрели «где, что и почём» — и домой в отель.
… и уже утром мы покинули Камбоджу. У нас рейс из аэропорта Сием Рипа Камбоджи во Вьетнам. В город Хошимин (бывший Сайгон).
Вот так осуществилась наша большая мечта путешественников, — мы тут была! Наши ноги ступили среди этих уникальных храмов, пришедших к нам из древней и великой кхмерской цивилизации. Мы своими глазами увидели, как вековые огромные баньяны могут сплести свою гигантскую паутину вокруг древнейших храмов, которые строились на века! Мы пропустили через себя мощную энергетику Ангкора и уже никогда не забудем того ощущения и потрясения.
В Камбодже рыжий цвет дорог, и когда солнце встает, а солнечные лучи начинают проникать сквозь джунгли, все вокруг окрашивается таким оранжевым теплым светом, что создается ощущение некой загадочности, тайны, которую предстоит разгадать. А вокруг тишина, звуки природы, птички поют, обезьянки бегают и в душе невольно зарождается и покой, и радость, и хочется поскорее прикоснуться к этой тайне, которая прячется в джунглях! …